Примечания
- The State Hermitage Museum: Hermitage History — www.hermitagemuseum.org/html_Ru/05/hm5_4_1_3.html
- Lib.ru/Классика: Муратов Павел Павлович. Образы Италии — az.lib.ru/m/muratow_p_p/text_0010.shtml
- Giorgione (Italian painter) — www.britannica.com/EBchecked/topic/234034 (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
- ↑ 123 The History of Giorgione’s Judith and its restoration — www.jstor.org/pss/877353 T. Fomicieva
- Recueil d’estampes d’après les plus beaux tableaux et les plus beaux dessins qui sont en France dansle Cabinet du dans celui de Monseigneur le Duc d’Orleans et dans d’autres Cabinets, Paris, 1729, № 33 Judith
- ↑ 12 Цит. по: Ярошенко В. Люди и сокровища. — М.: Молодая гвардия, 1981. — С. 93. — 143 с. — 75000 экз..
- Трудно сказать, чем руководствовался Кроза, отдавая подобное распоряжение. Вероятно оригинальный формат картины казался ему слишком узким, может быть также «Юдифь» была надставлена для того, чтобы составить пару какой-либо из картин коллекции.
3. Реставрация
Полотно дошло до нашего времени не в лучшем состоянии. Во Франции в конце XVII — начале XVIII века с картины был удалён тёмный лак, прописана выцветшая живопись, по бокам картины были добавлены деревянные приставки (каждая по 12 см) с изображением ещё одного дерева справа и пейзажа слева. В конце XVIII — начале XIX века в Эрмитаже картину покрыли тонированным жёлтым лаком, чтобы придать ей так называемый «галерейный» тон. Кроме того, этой операцией пытались скрыть ранние неудачные реставрации авторской живописи. В 1893 году реставратор А. Сидоров перевёл картину с доски на холст. По бокам полотна, согласно гравюре XVII века с картины, были добавлены приставки в полтора-два сантиметра с живописью на тон светлее.
В 1967 году была начата предварительная подготовка к серьёзной реставрации «Юдифи» — предварительные исследования живописного слоя подтверждали её срочность. Были сделаны снимки картины в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, рентгенограммы, проведены исследования под бинокулярным микроскопом. В некоторых местах полотна рука Джорджоне была закрыта шестью слоями мастиковок и прописок, каждый слой был отделён лаком. Собственно реставрация началась в 1969 году. Работу вела реставратор высшей квалификации А. М. Малова. Общее руководство осуществлял руководитель мастерской реставрации станковой живописи А. В. Брянцев и эксперты из Москвы и Ленинграда Картина была расчищена от жёлтого лака, нескольких слоёв поздних записей поэтапно. Лак удалялся ватно-марлевым тампоном, смоченным в специальном составе, прописка — скальпелем под микроскопом. В день открывалось от 2 до 6 квадратных сантиметров картины. Для сохранения авторской живописи на ней оставлялся тонкий слой старого лака. Неожиданностью оказался подлинный колорит картины, скрытый под жёлтым лаком. После реставрации открылись городская башня и холмы на дальнем плане, ажурная листва дерева за спиной Юдифи, травы, цветы и камни площадки, выписанные Джорджоне с величайшей точностью. Были обнаружены отпечатки пальцев художника. Реставрация картины закончилась в 1971 году.
Самые известные картины Джорджоне
Среди самых известных картин Джорджоне — признанные шедевры итальянского Ренессанса с увлекательной историей. Сегодня они украшают экспозиции лучших музеев мира. Знатокам искусства хорошо знакомы названия этих работ:
- «Юдифь» (1504) — картина с необычной судьбой, один из лучших шедевров высокого Ренессанса из коллекции Эрмитажа. Вплоть до середины XIX века ее авторство приписывали Рафаэлю (Raffaello), но сегодня у знатоков нет сомнений, что произведение создал Джорджоне.
- «Мадонна Кастельфранко» (1504) — единственная из работ мастера, выполненная по заказу церкви, и не вызывающая сомнений у специалистов относительно ее авторства. Идеальный образец классической треугольной симметрии в изобразительном искусстве.
- «Лаура» (1506) — портрет молодой женщины с собственноручной подписью автора. Но эту надпись реставраторы обнаружили на обратной стороне холста только в 1882 году. До тех пор ее считали творением Романино (Romanino) или Боккаччино (Boccaccino), имена которых почти не известны широкой публике.
- «Спящая Венера» (1508) — гениальное произведение Джорджоне, которое чудом избежало гибели в конце Второй мировой войны. Картину из Дрезденской галереи обнаружили советские воины в затопленной шахте и отправили в Советский Союз. Только в 1955 году по инициативе Никиты Хрущева отреставрированный шедевр вернулся в Германию.
Наследие
Castelfranco Мадонна до недавнего очистки. Единственный запрестольный образ Джорджоне.
Хотя Джорджоне умер в 30-е годы, он оставил после себя наследие, которое должны были развивать Тициан и художники 17-го века. Джорджоне никогда не подчинял линии и цвет архитектуре, а художественный эффект — сентиментальному изображению. Возможно, он был первым итальянцем, который рисовал пейзажи с фигурами в виде движущихся картинок в их собственных рамах без религиозной, аллегорической или исторической цели — и первым, чьи цвета обладали той пылкой, сияющей и плавящейся интенсивностью, которая так скоро стала типичным примером работы. всей Венецианской школы .
Детство и юность
Биография загадочного художника, отдаленная веками, содержит мало достоверных фактов, и зачастую они легко подменяются домыслами. Итальянские искусствоведы, говоря о Джорджоне, называли того скорее мифом, нежели человеком.
Автопортрет Джорджоне / Web Gallery of Art
Даже о фактах, связанных с рождением будущего мастера живописи, нельзя говорить однозначно. Первые попытки его жизнеописания восходят к 16-му веку, и согласно, им Джорджо родился неподалеку от Венеции, в городке Кастельфранко-Венето, в 1477 или 1478 годах.
Ни один источник не рассказывает о юных годах художниках и о времени, когда тот решился покинуть родной город. Известно, что в Венецию живописец приехал молодым и уже в 1493 году поступил на обучение к известному мастеру Джованни Беллини.
Здесь он обретает внимание к цвету и деталям, сосредоточившись на искусстве пейзажа. Историки полагают, что, закончив учиться, Джорджоне вернулся в Кастельфранко-Венето, где в сотрудничестве с местными художниками занимался оформлением фасадов и интерьеров, работая в технике фрески
Искусствоведы 16–17 веков перечисляют много фресок Джорджоне, но к настоящему времени сохранилась только одна работа — фрагмент фасада Фондако деи Тедески, который хранится в галерее Франкетти в Венеции. Фреска выполнена совместно с Тицианом, который также был учеником Джованни Беллини. Творчество обоих художников крепко связано.
Личная жизнь
Глядя на полотна Джорджоне, легко представить его как человека, обладающего высокой чувственностью и романтическим очарованием. Известно, что мужчина был высок ростом и за это получил свое прозвище, которое можно перевести как Большой Джорджо.
Вместе с тем толкование имени неразрывно связывают с величием духа и мастерства художника. О личной жизни живописца ничего не известно: тот не оставил после себя писем или записок. Однако его картины полны мечтательного томления, грации и лирики, что косвенно свидетельствует о том, что молодой гений знал толк в любви.
Джорджоне входил в круг юных патрициев, стремящихся превратить мир в “сад веселья”. Он был всесторонне одарен, умел музицировать на лютне и имел дар импровизации.
Джорджоне — биография и картины
Джорджо Барбарелли да Кастельфранко по прозвищу Джорджоне родился в 1478 году. Его творчество было высоко оценено потомками, Джорджоне считается одним из самых значительных фигур в искусстве эпохи Высокого итальянского Возрождения. Он относится к лучшим представителям венецианской школы живописи.
Биография мастера известна не полностью, информации сохранилось немного, даже неизвестна точная дата его рождения. Историки установили, что родным городом его был Кастельфранко-Венето поблизости от Венеции, по названию этого города художник и получил свою фамилию. Еще юношей Джорджоне стал учеником знаменитого Джованни Беллини в Венеции.
Этот город тогда был крупным политическим, торговым центром. В нем активно развивались и поддерживались различные искусства и ремесла.
Первой картиной, выполненной художником полностью самостоятельно, стало полотно «Христос, несущий крест», созданное в 1497 году. Через три года ему довелось повстречаться с великим Леонардо да Винчи (по сохранившимся записям Вазари). Еще через 4 года он написал «Мадонну Кастельфранко» — алтарный образ в часовне Св. Георгия в городском соборе.
Это большое полотно единственное, написанное мастером для церкви. Оно же единственное, не вызывающее сомнения в авторстве Джорджоне. Все остальные картины могут быть выполнены им в соавторстве с учениками.
Также путаницу в атрибуцию полотен вносит тот факт, что мастеру подражало и следовало множество художников той эпохи, включая таких крупных, как Тициан, который после безвременной кончины Джорджоне закончил некоторые его недописанные полотна.
За свою недолгую жизнь художник создал несколько произведений, которые существеннейшим образом повлияли на искусство того времени. Среди них «Юдифь» с оригинальной трактовкой библейского сюжета, «Буря», «Три философа», «Лаура», «Спящая Венера», «Гроза», «Читающая мадонна» и многие другие. Характерной особенностью живописи Джорджоне, которую успешно переняли другие художники Возрождения, является трепетное отношение к изображению пейзажа
У него он не просто выступает фоном для фигур, а является важной частью самой картины. Пейзажу посвящено много внимания, его детали отлично выписаны и дополняют полотно, делают его законченным и выразительным. Характерной особенностью полотен Джорджоне является предельная четкость изображения при идеальном единстве всех элементов
В его работах это достигается использованием тончайшей игры цвета и светотени, благодаря чему полотно насыщается воздухом и получает объем, пространственную глубину. Как и все художники этой эпохи, он использовал геометрические мотивы для создания своих работ. Они отражались в проработке композиции, использовании перспективы, архитектурных деталей. Все это органично связывает человека с окружающим пространством, делая его частью природы. Картины мастера наполнены цветом и светом, но они не раздражают взгляд излишней пестротой, потому что все тона гармонично подобраны и не вступают друг с другом в конфронтацию. Полотна всегда выглядят естественно и деликатно даже при использовании большого количества насыщенных, интенсивных красок. Влияние Джорджоне на живопись его современников и последователей трудно переоценить. Хотя он прожил всего лишь около 33 лет, сделать мастер успел намного больше, чем иные живописцы, прожившие намного дольше
Характерной особенностью полотен Джорджоне является предельная четкость изображения при идеальном единстве всех элементов. В его работах это достигается использованием тончайшей игры цвета и светотени, благодаря чему полотно насыщается воздухом и получает объем, пространственную глубину. Как и все художники этой эпохи, он использовал геометрические мотивы для создания своих работ. Они отражались в проработке композиции, использовании перспективы, архитектурных деталей. Все это органично связывает человека с окружающим пространством, делая его частью природы. Картины мастера наполнены цветом и светом, но они не раздражают взгляд излишней пестротой, потому что все тона гармонично подобраны и не вступают друг с другом в конфронтацию. Полотна всегда выглядят естественно и деликатно даже при использовании большого количества насыщенных, интенсивных красок. Влияние Джорджоне на живопись его современников и последователей трудно переоценить. Хотя он прожил всего лишь около 33 лет, сделать мастер успел намного больше, чем иные живописцы, прожившие намного дольше.
Жизнь художника оборвалась в конце 1510 года во время эпидемии чумы. Мир потерял великий талант, который мог бы достигнуть невероятных вершин в своем творчестве.
Тональная живопись
Эти два художника первыми начали писать картины не используя рисунок, мягко размывая контуры. Такой вид живописи стали называть тональной или «атмосферной» живописью. В тональной живописи изменения интенсивности цвета основывались на изменениях интенсивности света. Фигуры, предметы и природные элементы, полученные путем сопоставления гармоничных или контрастных цветовых областей, были пропитаны светом. По мнению представителей венецианской школы живописи, таких как Беллини, Джорджоне и Тициан, строгие конструкции тосканско-римской живописи не могут соответствовать физиологии человеческого зрения. Такие радикальные отклонения взглядов двух школ привело к отказу от чётко очерченных контуров и к выходу за рамки линейной перспективы.
Джованни Беллини, алтарная картина святого Иова, 1486-88 гг. Масло на панели, 4,71 x 2,58 м. Венеция, галерея «Академия».
Это, конечно, не значит, что представители венецианской школы живописи отрицали саму концепцию структуры пространства, или что они не использовали перспективу, и тем более они не игнорировали ее математические правила. Значит это только то, что они предпочитали имитировать природные явления и атмосферное слияние форм
Для передачи этих явлений, они брали во внимание физиологические особенности зрительного восприятия, используя в основном отношения между цветами, а не трактаты, составленные в предыдущем веке Альберти или Пьеро делла Франческа
Желание венецианских художников передать натуральность явления максимально достоверно привело к тому, что они полностью освоили новую в те времена масляную живопись, завезённую в XV веке из Голландии, в которой они стали безусловными мастерами в Италии.
Живопись
Одной из первых самостоятельных работ, вышедших из-под кисти Джорджоне, считают картину “Христос, несущий крест”, датируемую 1497 годом. Следующий труд художника также связан с религиозными мотивами: в 1504-м он начал писать картину для алтаря собора Сан Либерале родного города. “Мадонна Кастельфранко” изображает Деву Марию с младенцем в окружении святых Георгия и Франциска.
Картина Джорджоне «Юдифь» / Web Gallery of Art
Жемчужиной наследия Джорджоне считается шедевр, хранящийся в Эрмитаже, — “Юдифь” (1504). Утонченная и гармоничная работа демонстрирует совершенство, которого достигли мастера Высокого Возрождения, недаром долгое время авторство произведения приписывали Рафаэлю. Образ Юдифи олицетворяет силу, которая таится в хрупкости женской красоты, и пронизан светом и умиротворенностью, которым вторит пейзажный фон. Молчаливая одухотворенность, богатство сокрытых жизненных сил характерны для образов, вышедших из-под кисти итальянца.
Картина “Три философа” первоначально была задумана как иллюстрация библейского сюжета, однако в процессе трансформировалась в жанровое полотно. Здесь изображены трое мудрецов, представляющих разные типажи. Они отличаются возрастом, культурой и мировоззрением. Однако лиричный, полный глубины и объема пейзаж объединяет героев в единое целое, оставляя надежду, что эти люди услышат и обогатят друг друга.
Картина Джорджоне «Гроза» / Gallerie dell’Accademia
Природа как действующее лицо еще ярче предстает на полотне “Гроза”, датируемом 1505-1508 годами. Настроенческий пейзаж стал особым жанром в творчестве Джорджоне, о чем говорит и “Сельский концерт” (1510), где образы музыкантов органично вписаны в пасторальный фон. Эти картины носят откровенно светский характер, что знаменует тенденцию, которую задавала венецианская живопись в тот период. Она сосредоточена на человеке и окружающем его пространстве, насыщена цветом и гармоничными тонами.
Однако Джорджоне не перестает осмыслять религиозные и мифологические сюжеты, благодаря чему появляется одна из последних картин — “Спящая Венера, хранящаяся в Дрезденской галерее. Она вновь говорит о гармоничном единстве человека и природы, достигаемом ясностью объема, выразительностью контуров и мягкостью светотени. В каждом мазке читается любование красотой человека и окружающего мира, при этом многодетальность не нарушает гармонии, сливаясь в целостное творение.
Картина Джорджоне «Спящая Венера» / Галерея старых мастеров
Портреты художника полны проницательности и точности. “Старуха” (1508), “Портрет юноши” (1508) посвящены простым, незнатным людям, чьи черты привлекли Джорджоне глубиной и характером. Автопортрет живописца также демонстрирует лицо незаурядное, привлекающее скорее харизмой, нежели правильностью линий. Но все же в первую очередь итальянец — певец красоты, о чем говорят изображения Лауры и Антонио Броккардо.
К концу 1510-х Джорджоне стал законодателем мод в венецианской школе живописи, на его новаторские работы ориентировались молодые художники, а картины итальянца пользовались спросом в частных коллекциях.
Поэзия Джорджоне
Джорджоне считается создателем живописного жанра, определяемого как «поэмы», то есть пейзажные картины с фигурами, где сюжет композиции как бы аннулирован, поскольку ни один элемент не преобладает над другим. С помощью этих картин художник смог выразить все самые загадочные и увлекательные аспекты культуры Венеции, создав произведения, которые по своей интеллектуальной сложности были непонятны и загадочны даже для его современников.
Спящая Венера
Джорджоне, «Спящая Венера» (Дрезденская Венера), 1507-12 гг. Масло на холсте, 1,08 x 1,75 м. Дрезден, Гемальдегалерия
Спящая Венера», широко известная как «Дрезденская Венера «, — важнейшая картина Джорджоне, которая выделяется своей особенной оригинальностью. Даже знаменитые произведения античности не изображали женщину, настолько выраженно женственную, в такой чувственно естественной позе. Объединив тему пейзажа с классической обнаженной натурой, Джорджоне создал простой, чувственный и, одновременно, целомудренный поэтический образ. Богиня безмятежно спит на лугу в тени большого куста, на мягких шёлковых покрывалах. Пейзаж на заднем плане передает образ дружелюбной природы, с которой человек может жить беззаботно в абсолютной гармонии.
Три философа
Джорджоне, «Три философа», ок. 1506-8 гг. Масло на холсте, 1,23 x 1,44 м. Вена, Музей истории искусства.
«Три философа» — несомненно, одна из самых поучающих работ Джорджоне. В ней представлены трое мужчин трех разных возрастов, чьи фигуры выделяются на фоне пейзажа, над которым слева доминирует глубокая и устрашающая пещера. Некоторые критики признают в трех волхвах союз восточных и западных научных знаний. Другие ученые склоняются к прочтению этого произведения как аллегории трех возрастов человека.
Буря
Джорджоне, «Буря», 1506-8 гг. Масло на холсте, 82 x 73 см. Венеция, галереи Академии.
На картине «Буря» изображен речной пейзаж перед наступлением бури, с солдатом и полуобнаженной женщиной, кормящей грудью. Два персонажа не разговаривают друг с другом и не вступают друг с другом ни в какие отношения. Они появляются исключительно как создания, погруженные в природу. На заднем плане видна живописная деревня, внезапно освещенная молнией. Работа необычайно новаторская своим использованием цвета: целостность форм нарушается, и образы кажутся изменчивыми и живыми.
У картины нет очевидного сюжета: до сих пор ни одна попытка интерпретации не была по-настоящему убедительной. Женщина-мать может символизировать кормящую природу, а мужчина-солдат — мужское начало, оплодотворяющее землю.
Жизнь
То немногое, что известно о жизни Джорджоне, дано в книге Джорджо Вазари « Жизни выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» . Он приехал из небольшого городка Кастельфранко Венето , в 40 км от Венеции. Его имя иногда появляется как Зорцо ; вариант Джорджоне (или Зорзон ) можно перевести как «Большой Джордж». Неясно, как рано в детстве он уехал в Венецию, но стилистические данные подтверждают заявление Карло Ридольфи о том, что он проходил там свое обучение у Джованни Беллини ; там он поселился и стал известным мастером.
Современные документы свидетельствуют о том, что его талант был признан рано. В 1500 году, когда ему было за двадцать, его выбрали для написания портретов дожа Агостино Барбариго и кондотьера Консальво Ферранте. В 1504 году ему было поручено написать алтарь в память о другом кондотьера, Маттео Костанцо, в соборе своего родного города Кастельфранко. В 1507 году по распоряжению Совета десяти он получил частичную оплату за картину (тема неизвестна), над которой он работал для Зала аудиенций во Дворце дожей . С 1507 по 1508 год он работал вместе с другими художниками своего поколения, чтобы украсить фресками внешнюю часть недавно перестроенного Fondaco dei Tedeschi (или Зала немецких купцов) в Венеции, уже проделав аналогичную работу над экстерьером Casa Soranzo. , Каса Гримани алли Серви и другие венецианские дворцы. Очень немногое из этой работы сейчас сохранилось.
Лаура (1506 г.), Художественно-исторический музей , Вена , Австрия.
Вазари упоминает о своей встрече с Леонардо да Винчи по случаю визита тосканского мастера в Венецию в 1500 году. Все отчеты сходятся в представлении Джорджоне как человека выдающегося и романтического обаяния, великого любовника и музыканта, способного выразить в своем искусстве чувственная и образная грация, тронутая поэтической меланхолией, венецианского бытия его времени. Они также представляют его как автора венецианской живописи, аналогичного тому, что сделал в тосканской живописи Леонардо более двадцати лет назад; то есть как освобождение искусства от последних оков архаической жесткости и предоставление ему полной свободы и полного владения средствами.
Он был очень тесно связан с Тицианом ; в то время как Вазари говорит, что Джорджоне был учителем Тициана, Ридольфи говорит, что они оба были учениками Джованни Беллини и жили в его доме. Они вместе работали над фресками Fondaco dei Tedeschi, и Тициан закончил по крайней мере некоторые картины Джорджоне после его смерти, хотя какие из них остаются очень спорными.
Джорджоне также представил новый круг предметов. Помимо алтарей и портретов, он писал картины, которые не рассказывали истории, будь то библейские или классические, или, если они якобы рассказывали историю, пренебрегали действием и просто воплощали в форме и цвете лирические или романтические настроения, как музыкант мог бы их воплотить. в звуках. Создавая новаторские идеи с мужеством и блаженством гения, он какое-то время оказывал огромное влияние на своих современников и непосредственных преемников венецианской школы, включая Тициана , Себастьяно дель Пьомбо , Пальма иль Веккьо , иль Кариани , Джулио Кампаньола (и его брат). и даже о его уже именитом мастере Джованни Беллини. На венецианской материковой части Джорджионизм сильно повлиял на Морто да Фельтре , Доменико Каприоло и Доменико Манчини .
Джорджоне умер от бушующей тогда чумы 17 сентября 1510 года. Обычно считалось, что он умер и был похоронен на острове Повелья в венецианской лагуне, но архивный документ, впервые опубликованный в 2011 году, указывает на его смерть. на острове Лаццарето Нуово; оба использовались как места карантина во время чумы. Октябрь 1510 года также является датой письма Изабеллы д’Эсте венецианскому другу; просят его купить картину Джорджоне; письмо показывает, что она знала, что он уже мертв. Примечательно, что месяц спустя в ответе говорилось, что картину нельзя было продавать ни за какие деньги.
Его имя и работа продолжают очаровывать потомков. Но идентифицировать и определить среди реликвий его возраста и школы, что именно представляет собой эта работа, и отличить ее от аналогичных работ других людей, которых вдохновляло его влияние, — очень трудное дело. Хотя больше нет сторонников «Пан Джорджионизма», который столетие назад утверждал для Джорджоне почти все картины того времени, которые хоть как-то напоминали его манеру, все еще, как и тогда, есть исключительные критики, которые сокращают список до полдюжины. сохранившихся картин, которые, как они признают, принадлежат этому художнику.
Биография Джорджоне
(родился в 1477 г. в Кастельфранко, умер в 1510 г. в Венеции)
Итальянский художник (настоящее имя Джорджо Барбарелли или Джорджо да Кастельфранко), который в силу своего авторитета и ума впоследствии стал известен под именем Джорджоне (Великий Джордж) (согласно Вазари). Вазари отнёс его и Леонардо да Винчи к основателям современной живописи. Джорджоне первый кто в Венеции приставил малую картину маслом предназначенную скорее для частной коллекции чем для церкви и которая имела таинственный и экспрессивный сюжет. Его достижения в преобразовании характера венецианской живописи всегда казались наиболее знаменательными в его жизни, оборвавшаяся из-за чумы 1510 года, которая была еще короче, чем жизнь Рафаэль. Наши знания о его карьере ограничивается несколькими современными источниками отображающие период с 1506-1510 год, и лишь несколько картин, которые бесспорно приписываются ему, включая «Мадонну Кастельфранко» (в церкви Святого Либерате в его родном городе), портрет Лауры, «Три философа» (Вена) и «Бурю» (Венеция, Галерея Академии).
Возможно обучаюющийся в мастерской Джованни Беллини, в то же время, что и Лоренцо Лотто и Пальма Веккьо, Джорджоне начал свою карьеру, по словам Вазари, как специалист малых молитвенных мадонн. В 1506 году он разделил студию с Винченцо Катена. Джорджоне работал для частных коллекционеров, которые в то время начинают появляться в качестве нового класса покровителей, а также для Церкви. В 1507-1508 гг. Джорджоне работал на государственной службе над большим полотном (с тех пор бесследно потеряно) для приёмного зала Совета десяти.
В 1508 году он писал фрески на внешней стороне Фондако деи Тедески, возле Риальто (окончены в ноябре 1508 г.), в административном здании немецких купцов в Венеции. На этим полотном также работал Тициан в качестве помощника
В Академии в Венеции сохранились только поврежденные фрагменты оформления, которые вырезали в XVIII веке, но связь с Тицианом имеет важное значение, для предоставления доказательств, что именно Джорджоне, а не Тициана, был великим новатором
Запрестольный образ Кастельфранко также вживую отображает основы итальянского искусства (Коста и Перуджино), при этом более экспериментальные взгляды Леонардо, который посетил Венецию в 1500 году, упомянуты Вазари как оказавшие большое влияние. В таких более поздних работах, как Буря сам пейзаж — главный объект картины, а технические возможности масляной краски используются в качестве средства для уникального объединения света и тени, которые мягко падают на фигуры и их окружение. «Лаура» 1506 года (название картины пошло от ветви лавра позади натурщицы) аналогична в технике и красках, показывает новый идеализм начала 16-го века в постановке композиции и в психологической отдаленности изображения.
Чрезвычайная путаница, которая всегда отягощает установление авторства основных работ связанных с поздней манерой Джорджоне, сама по себе является признаком его центрального положения в венецианском искусстве и его значении в становлении Тициана и Себастьяно дель Пьомбо. «Концерт под открытым небом» (Париж, Лувр) — предмет спора между Джорджоне и Тицианом, «Суд Соломона» приписывается Себастьяно дель Пьомбо, в то время как «Спящая Венера» (Дрезден), как известно из не совсем современного источника оставлена частично незавершенной. Её закончил Тициан, который позже, адаптировал образ к своей «Венере Урбино» (Флоренция, Уффици) 1538 года.
1. История
Картина поступила в Эрмитаж в 1772 году из парижского собрания Антуана Кроза (ум. 1770), барона де Тьера. Коллекция была создана дядей барона, банкиром Пьером Кроза. Переговоры с наследниками Кроза проходили по инициативе российского посланника Д. А. Голицына и при участии Дидро. Свидетельств о работе Джорджоне над «Юдифью» не сохранилось, свои работы художник не подписывал, поэтому полотно атрибутируется ему исключительно по стилистическим соображениям, «имеющим в своей основе критерий качества» (П. П. Муратов).. Как можно прочитать в Британской энциклопедии, «Юдифь» воплощает тот же идеал безмятежной красоты, что и «Спящая Венера». Несмотря на чинимое ею насилие, ветхозаветная героиня трактована скорее как античная богиня, чем как мститель от лица угнетённого народа. В старину «Юдифь» считалась работой Рафаэля.
Впервые каталог коллекции Кроза был издан в Париже в 1729 году с текстом Марьетта. Гравюра в зеркальном отображении с картины «Юдифь», выполненная Туанетт (Антуаннетт) Ларше (фр. Antoinette Larcher, род. 1695), была размещена в первом томе каталога. Судя по ней, картина была несколько шире. Комментарий Марьетта — первое письменное упоминание «Юдифи». По его сообщению, картина в собрание Кроза поступила от М. Фореста, который, в свою очередь, приобрёл её у коллекционера Бертена. Так как Бертен умер в 1711 году, вероятно, что «Юдифь» появилась в коллекции Кроза уже в начале восемнадцатого века. В каталоге также упоминается, что помимо гравюры Ларше существовала гравюра анонимного художника, подписанная инициалами L. Sa. Этой гравюре почти полностью соответствует современный облик картины. Гравюра была создана во второй половине XVII века в Амстердаме и опубликована Абрахамом Блотелингом (ум. 1676). Кроме того, в коллекции Ван Регтерна (Альтена, Амстердам) хранится рисунок, исполненный размывкой коричневым тоном и очень точно следующий оригиналу, подписанный: J. De Bisschop Fecit Na Raphael (Я. де Бисхоп рисовал по Рафаэлю). Датский художник Ян де Бисхоп (Jan De Bisschop, 1628—1671) во время своего путешествия по Италии в 1650-е годы делал зарисовки с картин итальянских художников. Эти источники дают представление о состоянии картины в конце XVII — начале XVIII века, до того, как она вошла в собрание Кроза.
2. Сюжет
Одно из многочисленных произведений изобразительного искусства на тему истории Юдифи и Олоферна. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!» Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.
Античная «Венера Урания», на которую мог ориентироваться Джорджоне
Выбрав момент, когда убийство уже было совершено, Джорджоне, в отличие от многих художников, обращавшихся к этому библейскому сюжету, создал удивительно умиротворённую картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.