Караваджо

Вознаграждение за голову гения

Талант Караваджо проявлялся не только в живописи, но и в драках. Ещё одна стычка художника завершилась убийством. Тут уж ему не простили этого происшествия, убитый юноша был знатен и из богатой семьи. За голову Караваджо была назначена хорошая плата. Скрываясь в Неаполе, гений-бунтарь продолжает творить. В 1607 году Караваджо направился на остров Мальта.

В 1608 году, несмотря на совершенные убийства, художника удостаивают титула кавалера мальтийского ордена, правда, без права носить мальтийский крест, но не по причине аморального поведения, а из-за того, что он не принадлежал к дворянскому сословию. В тот период творчества Караваджо написал большую картину «Усекновение главы Иоанна Крестителя», которая стала единственным полотном, которое мастер подписал. Причем свою подпись художник поставил в луже крови, истекающей из раны Иоанна.

Микеланджело Караваджо «Усекновение главы Иоанна Предтечи»,1608 годМестонахождение: Собор Святого Иоанна, Валлетта, Мальта

Буйство вспыльчивого характера привело Меризи опять в тюремную камеру, из которой при помощи покровителей ему удалось сбежать. Художник отправился на Сицилию, где ему помог устроиться старый друг и модель для картин Марио Миннити. Происходили эти события в 1608 году. Опять же Караваджо работает по библейской тематике.

В этот период Караваджо создает множество картин, а ещё на него совершается покушение, так как мы помним, что за его голову назначено вознаграждение. Тем не менее, погиб художник не от нападения, а от болезни. Последние научные исследования доказывают, что причиной смерти Караваджо стал стафилококк. Живописец-бунтарь покинул этот свет 18 июля 1610 года, так и не узнав, что он был помилован.

Микеланджело Караваджо «Иоанн Креститель»,1604 годМестонахождение: Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-сити, США

Караваджо. Положение во гроб

Караваджо. Положение во гроб. 1602-1604

Здравствуйте, дорогие гости!  В Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина открыта выставка итальянского художника 16-17 веков Микеланджело Меризи да Караваджо. Мы продолжаем наше повествование. С 1597 года Караваджо является личным художником известного коллекционера и мецената кардинала Дель Монто и живет у него во дворце.

Караваджо — личный художник кардинала Дель Монто

Кардинал Дель Монто являлся одновремено и светским человеком, был галантным и обладал тонким вкусом. Опираясь на эти сведения, некоторые исследователи считают его, как и Караваджо, гомосексуалистом. Но сохранилось много свидетельств, в которых упоминается о связях Микеланджело с женщинами, в основном, с проститутками.

Торговля телом и преступность были распространены в Риме в то время. Часто случались драки из-за женщин, и именно с ними связаны передряги, в которые ввязывался Караваджо, обладавший вспыльчивым характером. Эти женщины были вхожи во дворец кардинала, и иногда они служили моделью для живописца.

Особенно отличалась своей красотой Филлида Малендрони. Ее портрет был написан художником в 1600 году, но в 1945 году картина погибла в Берлине. Более тесные отношения связывали караваджо и Лену, Маддалену Антоньетти, которую в одном судебном документе назвали «женщиной Микеланджело».

Живя во дворце кардинала, Караваджо получил заметные преимущества, например, он мог ходить по городу, вооружившись шпагой, несмотря на государственные запреты. Для Микеланджело это было необходимо при его вспыльчивом характере, который не позволял художнику долго наслаждаться спокойной жизнью.

С начала 17-го века живописец не знает отбоя от заказчиков. Кардиналы, юристы, банкиры, представители знати и даже религиозные братства желают иметь картины, написанные Караваджо. Главной отличительной чертой религиозной живописи художника является мощный контраст между светом и тьмой. Караваджо превращает зрителя в участника изображенной сцены.

Картина «Положение во гроб» предназначалась церкви Санта Мария ин Валичелла. Долгое время она считалась самым главным шедевром художника. В 1797 году французы увезли ее в Париж в музей Наполеона. В 1815 году полотно было возвращено и с 1820 года оно находится в Пинакотеке в Ватикане.

Музеи Ватикана, Пинакотека

Дорогие друзья! Предлагаю вам почитать 2 увлекательные книги известной писательницы Дины Рубиной:

Распятие Святого Петра (картина Караваджо)

Караваджо

Распятие Святого Петра. 1601

итал. Crocifissione di San Pietro

Холст, масло. 230 × 175 см

Санта-Мария-дель-Пополо, Рим

Изображения на Викискладе

«Распятие Святого Петра» — картина Караваджо, написанная в 1601 году для капеллы Черази церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме вместе с «Обращением Савла по дороге в Дамаск» (1601). Изображает мученичество Святого Петра, который добровольно выбрал распятие вниз головой, поскольку считал себя недостойным принять ту же смерть, что и Иисус Христос. Трое палачей, лица которых не видны, с большим трудом пытаются перевернуть крест с пожилым, но крепким апостолом, словно тяжесть совершаемого преступления уже лежит на них.

Обе работы Караваджо вместе с алтарной картиной Аннибале Карраччи «Вознесение Девы Марии» были заказаны для часовни в 1600 году монсеньором Тиберио Черази, вскоре после этого скончавшимся. Первоначальные версии обеих картин были отклонены и оказались в частной коллекции кардинала Саннессио, который, по мнению некоторых искусствоведов, мог воспользоваться внезапной смертью Черази, чтобы завладеть картинами известнейшего римского художника. Первая версия «Распятия Святого Петра» считается утраченной, хотя были попытки идентифицировать её как «Мученичество Святого Петра» из собрания Государственного Эрмитажа, ныне приписываемую одному из последователей Караваджо Леонелло Спада. Вторые версии картин, с более нетрадиционной композицией, были приняты в 1601 году распорядителями имущества Черази без замечаний.

Картины Караваджо в Санта-Мария-дель-Пополо символизировали преданность Рима и самого Черази святым апостолам Петру и Павлу, изображая великие контрреформационные темы обращения и мученичества для противодействия растущим угрозам отступничества и протестантизма. Возможно, на выбор темы картин повлияли фрески Микеланджело из капеллы Паолина Апостольского дворца в Ватикане, хотя сцена распятия, изображённая Караваджо, отличается намного большей суровостью и реализмом.

> Примечания

  1. 1 2 Ebert-Schifferer, 2009, p. 132.
  2. 1 2 Salvy, 2008, p. 141.

Шулеры (1596)

Караваджо мастерски изобразил карточных игроков в покер, двое из трёх явно жульничают, пытаясь обыграть молодого недотёпу, который по неопытности не замечает, как старый игрок подглядывает ему в карты и даёт сигналы пальцами руки своему напарнику. Второй молодой шулер изображён к зрителю спиной. Он открыто наблюдает за противником, и готовится выбросить нужные карты, которые спрятаны у него за поясом штанов. Эту картину можно разглядывать часами и находить все новые интересные детали. Например, перчатки старого жулика с отрезанными кончиками пальцев — прекрасное средство для прощупывания краплёных карт. Эта картина — настоящая карикатура на проблемы общества того времени, когда процветали карточные игры, а с ними и жулики всех сортов и мастей.

4

Детство и юность

В одном из уголков Италии под названием Ломбардия в 1571 году родился будущий художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Точного места и даты рождения исследователи до сих пор определить не смогли, а документальные справки не сохранились. Возможно, творец родился в Милане или неподалеку от него – в Караваджо.

Микеланджело стал старшим сыном в семье строителя. У художника было трое братьев и младшая сестра. Караваджо жили не бедно, так как у отца было хорошее жалование и строительное образование.

Через пять лет после рождения Караваджо в Милане началась эпидемия чумы. Избежать заражения можно было только при помощи переезда в другой город. Но это не помогло. Годом позже после продолжительной болезни умирает глава семьи. Этот период для Караваджо стал непростым.

Художник Караваджо

В биографии художника немало белых пятен. Данные о 8 годах жизни Микеланджело после смерти отца канули в Лету. Известно, что молодой человек в 1584 году отправился учиться к миланцу Симоне Петерцано. После прохождения курса Караваджо должны были дать звание художника, но официальных подтверждений этого факта не сохранилось.

В 1592 году Караваджо столкнулся с новым испытанием – потерей матери. Наследство разделили в равных частях между детьми. Благодаря этим деньгам Микеланджело смог отправиться в Рим. Художник слыл человеком с непростым характером, постоянно ввязывался в драки, попадал в тюрьму.

На пути к изгнанию

Римский период жизни художника стал очень плодотворным. Картины, созданные в то время, почти все остались целы и наше поколение может лицезреть их в музеях и картинных галереях. В 1595 году были написаны «Музыканты», где Караваджо изобразил себя и своего друга Миннити.

Вполне возможно, что с Марио художника, помимо творчества, связывали и романтические отношения. Семьи у Караваджо не было, он вел праздный и распущенный образ жизни, перебиваясь различными непродолжительными связями.

Микеланджело Караваджо «Музыканты», 1595 годМестонахождение: Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США

В 96-м году 17 века живописец написал натюрморт «Корзина с фруктами». Эта картина стала первым натюрмортом в итальянском искусстве. В 97-м Караваджо создал свою первую и единственную фреску «Юпитер, Нептун и Плутон». Он становится популярен, а после картин на библейские сюжеты. Известность Караваджо взлетает донельзя.

В 1599 году художник занимается украшением церкви в Риме. Именно там и родился шедевр «Призвание апостола Матфея». В процессе работы на библейскую тематику появилось полотно «Мученичество апостола Матфея». В этих картинах Караваджо очень изящно и умело применял технику кьяроскуро – разновидность сочетания света и тени. Заказчики остались довольны написанными работами, живописец продолжает писать на религиозную тему и создает картину «Святой Матфей и ангел».

Микеланджело Караваджо «Святой Матфей и Ангел», 1602 годКартина была уничтожена в 1945 году

При этом, многие работы по библейским сюжетам духовенство категорически не принимало, и Караваджо приходилось переделывать картины, вернее, писать вторую версию, менее откровенную и реалистичную. Стоит отметить, что в некоторых картинах образ Богородицы художник писал с куртизанки – одной из своих возлюбленных. Естественно, церкви это было не по вкусу.

В 1600-х годах у живописца появляется собственная мастерская и несколько учеников. В этот период из-под кисти Караваджо выходит множество картин с библейским сюжетом.

Складывается впечатление, что мастер хочет тем самым замолить свои грехи, а их у него было не мало. До сих пор Микеланджело Меризи сходили его аморальные поступки с рук за его гениальность. У творческих гениев всегда много покровителей.

Микеланджело Караваджо «Давид с головой Голиафа» 1610 годМестонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия

Караваджо – биография и картины художника в жанре Барокко – Art Challenge

Караваджо Микеланджело (Caravaggio). Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Итальянский живописец. Родился 28 сентября 1573 года. Учился в Милане (1584-1588); работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609).

Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх”, “Юноша с корзиной фруктов” – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.

https://youtube.com/watch?v=MHf1Yd1T6oA

Совершенно новую, интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (“Отдых на пути в Египет”, галерея Дориа-Памфили, Рим). Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (“Гадалка”, Лувр, Париж и другие).

Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (“Призвание апостола Матфея” и “Мученичество апостола Матфея”, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме; “Положение во гроб”, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан; “Смерть Марии”, около 1605-1606, Лувр, Париж).

Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита – приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств.

В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (“Погребение Святой Лючии”, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).

Свет в его картинах становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает характер свободной импровизационности. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером.

Начиная с 1600 года, времени наивысшего творческого подъема Караваджо, его имя стало постоянно появляться в протоколах римской полиции. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду.

После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Там он продолжал работать над крупными заказами; его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. В 1608 Караваджо переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден.

Но вскоре и оттуда Караваджо пришлось бежать на Сицилию из-за своего вспыльчивого характера. Прожив на Сицилии некоторое время, художник в 1609 возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в портовой таверне и был изуродован. В это время Караваджо уже был болен малярией, от приступа которой и умер 18 июля 1610 года.

Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Обращение к натуре, которую он сделал непосредственным объектом изображения в своих произведениях, и правдивость ее трактовки вызвали множество нападок на художника со стороны духовенства и официальных лиц.

Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма – самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века.

Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов.

В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии.

Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др.), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Через этап караваджизма прошли Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Жорж де Латур.

Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие)

Живопись Караваджо

Караваджо, Микеланджело (Michelangelo Merisi da Caravaggio ) (наст. фам. Меризи — Merisi) (1573-1610), – известный итальянский художник, представитель итальянского барокко.

Один из самых значительных и талантливых художников в истории искусства. Реформатор европейской живописи XVII века, основоположник реалистического направления, внёс в изобразительное искусство чувство материальности, эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени (характерная черта караваджизма).

Биография художника

Караваджо учился в Милане (1584—88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606. В мае 1606 г. художник убил на дуэли участника ссоры и вынужден был покинуть город. В 1608 г. он переехал на Мальту, где был заключен в тюрьму, потом бежал на Сицилию. Умер живописец (от малярии) в г. Порто-Эрколе, Тоскана.

Особенности творчества

Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 — начала 17 вв. (маньеризм и академизм). Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект. Простонародность образов, смелое утверждение демократических художественных идеалов поставили художника в оппозицию по отношению к современному ему искусству. В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ не большого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом («Погребение Св. Лучии», 1608 г.). Свет в картинах Караваджо становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает черты свободной импровизационности.

Жанр картин

Караваджо — автор исключительных по драматической силе религиозных композиций («Положение во гроб», ок. 1602-04), мифологических («Вакх», 1592-93) и жанровых («Лютнист», 1595) картин.  Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели («Маленький больной Вакх»), аплегорическому истолкованию сюжета — непосредственное наблюдение натуры («Юноша с корзиной фруктов»). В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало («Вакх», 1592-1593 гг.). Внес большой вклад в сложение новых видов живописи — натюрморта («Корзина с фруктами», ок. 1596 г.) и бытового жанра («Гадалка», Лувр). Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет»). Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг.) — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599-1600 гг., «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600-1601 гг., «Положение во гроб», 1602-1604 гг.; «Смерть Марии», ок. 1605-1606 гг.).

Влияние искусства Караваджо

Новаторское искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта.

Экстаз святого Франциска

«Медуза»

Это, пожалуй, одно из наиболее известных полотен Караваджо.

Она была написана примерно в 1597 году и была выполнена в двух экземплярах — на холсте. Картина предназначалась в подарок герцогу Тосканскому, чтобы он натянул это полотно на щит (даже сама картина выполнена в форме круга).

Изображение на полотне отрубленной головы медузы Горгоны поражает воображение — агония последних секунд жизни отражена в уже мертвых глазах, но все еще несущих погибель (согласно мифам, Горгона обращала в камень все живое одним лишь взглядом).

Великолепные произведения не остудили суровый нрав художника — он продолжал попадать в неприятности и сидеть в тюрьме, пока в 1606 году не убил человека.

Опасаясь пожизненного срока или казни, он бежал из Рима, но надеялся на помилование, а пока писал картины. Художник скончался от малярии в 1610 году на 40 году жизни

Его полотна продолжают радовать глаз и привлекать внимание своими уникальными красками и техникой написания

Библиография

  • Махов А.Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03196-8.
  • Ламбер Ж.Караваджо. — М.: Taschen, 2010.
  • Элизабет ЛандиТайная жизнь великих художников. — М., 2011. — ISBN 978-5-98697-228-2.
  • Шапиро Ю.Г., Персианова О.М., Мытарева К.В., Аране Н.М.Пятьдесят кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV–XIX веков. — Л.: Аврора, 1971.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, .

Караваджо: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Караваджо: жизнь и творчество художника
3 (60%) 3 голос(ов)

Положение во гроб (1602-1604)

Передний план картины занимает образ Христа, которого кладут во гроб Никодим и Иоанн. Тело Христа — тело молодого мёртвого человека, запрокинувшего голову, уже теряет тепло. Губы Христа посинели и рот приоткрыт. Это добавляет трагизма в его мученической смерти. Позади Иоанна и Никодима — три Марии в своём безутешном горе. Мать Христа состарилась от горя, Мария Магдалина печально опустила голову и ушла в себя. Третья Мария кричит, подняв к небу руки. Ракурс картины очень революционный — угол каменной плиты, на которую кладут Христа и локоть Никодима как бы вырываются за рамки картины. У зрителя возникает впечатления реальности происходящего. До этого, ни одна картина, изображавшая «положение во гроб Христа», не была такой впечатляющей. Смерть, скорбь и горе сквозит с полотна. Могильный холод веет из-под плиты.

Анализ произведения

Создавая свое произведение, исполненное глубокого и пронизывающего драматизма, Рафаэль заимствовал композиционное решение, примененное ранее представителем умбрийской школы живописи, Пьетро Перуджино, в работе «Оплакивание Христа». Картина датируется 1495 годом и находится сейчас в Палаццо Питти, во Флоренции.

В итоге на подготовительном этапе были выполнены два картона (предварительные рисунки углем или карандашом на бумаге), сопоставив которые, Рафаэль, возможно, сформировал свое видение будущей картины.

В основе сюжета лежит сцена, изображающая то ли погребение Спасителя, то ли момент, когда его тело было снято с креста. О евангельских событиях повествует также задний план произведения: с правой стороны взору зрителя предстаёт гора Голгофа, место, где произошло распятие Христа, а слева – пещера, в которой, согласно библейскому преданию, установлена гробница. Двое героев на переднем фоне изображены без нимбов, они несут тело Спасителя, используя льняной саван (плащаницу). Композиционно их фигуры связаны с образом Иисуса Христа, образуя строгие диагональные линии, напоминающие очертания латинской буквы «V». Молодой мужчина, который держит тело Спасителя справа, олицетворяет собой образ всех юношей, принявших насильственную смерть, в их число входит и Грифонетто. На картине также изображены фигуры святых Иоанна и Никодима, они стоят чуть поодаль, слева. Рядом предстает Мария Магдалина, героиня держит Христа за руку, устремив на своего учителя печальный взгляд.

Слева, на втором плане, художник разместил еще одну группу фигур, кажущихся чуть отстранёнными от действия, происходящего на переднем фоне. Три Марии (святые жены) поддерживают Богородицу, теряющую сознание от страшного горя. В ее позе, развороте головы, изгибе ног и складках платья, ощущается некоторая противоестественность. Однако, сцена с падающей в обморок Девой Марией, не имеющая подкрепления в евангельских текстах, была излюбленным мотивом в живописи эпохи Возрождения. Этот сюжет встречался во многих работах именитых мастеров того времени. Возможно, создавая образ Богородицы, Рафаэль черпал вдохновение в произведении «Мадонна Дони», кисти Микеланджело Буонарроти, написанном, предположительно, несколькими годами ранее.

Анализируя цветовую палитру, нельзя не отметить с каким мастерством художник использовал сочетание насыщенного красного, синего, желтого и зеленого цветов. Удивительно тонко и искусно подобраны пастельные оттенки бежевого, что особенно видно в изображении ладони Марии Магдалины, которая держит руку распятого Христа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: