Влияние Караваджо на мир искусства
Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии.
Ни один крупный живописец того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др.), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Через этап караваджизма прошли Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Жорж де Латур. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).
Восхождение Караваджо
29 сентября 1571 года в Милане стало датой отсчета новой жизни, творческой и противоречивой. В этот день родился Микеланджело Меризи да Караваджо. Мальчик был сыном местного архитектора. Отец юного художника умер довольно рано от чумы. В 1584 году юноша уже стал учеником художника Петерцано – ученика самого Тициана.
Самые первые картины Караваджо, к сожалению, не сохранились до наших дней. С юных лет вспыльчивый характер живописца стал проявляться не в лучшем виде. Он много пил, дрался, его периодически заключали под стражу. В 1591 году одна из драк заканчивается для Меризи трагическим образом, он убивает одного молодого человека из непростого рода.
Микеланджело Караваджо «Мальчик, чистящий фрукты», ок 1592-1593 годовМестонахождение: Хэмптон-корт, Королевское собрание, Лондон, Великобритания
Караваджо приходится бежать с родины, чтобы не попасть в тюрьму. Живописец – убийца осел в Риме, там ему пришлось писать копии с церковных картин, чтобы как-то прожить. Стоит отметить, что именно в Риме художник получил своё прозвище по месту рождения – Караваджо, так было принято в итальянском художественном обществе.
Первой серьёзной картиной, которая сохранилась для нашего взора, стала «Мальчик, чистящий фрукты», написанная живописцем в 1593 году. В Риме Микеланджело Меризи познакомился с юношей по имени Марио Миннити, ставшим его другом и моделью для многих картин. Попав после очередной драки в тюрьму, художник познакомился и с Джордано Бруно.
В том же году юный буян тяжело заболел лихорадкой. Видимо, от впечатления, оставленного болезнью, он создает картину «Больной Вакх», которая, в свою очередь, является первым автопортретом художника. Затем последовали работы «Шулера» и «Гадалка», в которых уже четко виден новый для эпохи стиль и видение сюжета живописцем. С этих пор в искусство начал прочно вклиниваться откровенный реализм Караваджо.
Микеланджело Караваджо «Больной Вакх», 1593 годМестонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия
Магдалина по-новому
Честное, без приукрашивания отношение к жизни, реальное её отображение Караваджо стремился перенести на свои работы в любых жанрах. Наперекор существующим традициям пошёл Караваджо, создавая полотна по библейским сюжетам, в том числе картину под названием «Кающаяся Мария Магдалина» (1597) – здесь талант художника раскрылся наилучшим образом. Временами живя в трущобах и ходя чуть ли не в рубище, живописец точно знал, что из себя представляет терзающаяся блудница, решившая с горьким покаянием обратиться к вере. Потрясающе – никакой театральности, взора к небу и заламывания рук, а лишь задумчивая скорбь на лице и опущенные глаза Магдалины как свидетельство обращения к себе. Решение с одеждой также свежо и смело – героиня одета, как современница художника, который тем самым раскрывает библейскую историю как современную ему и даёт понять, что это рассказ из жизни.
Новое прочтение, помноженное на талант художника, стало настоящим открытием в живописи – о Караваджо говорили всё громче. Он перебирается в дом Чириако Маттеи, банкира и известного коллекционера. Контракты на украшение церквей обеспечивает его работой, которая впоследствии прославила художника ещё громче.
Репутацию портили только случавшиеся время от времени драки, порой кровавые. Попадал буйный повеса и хулиган и в тюрьму.
Искусство барокко
Караваджо является представителем искусства барокко, которое сделало смерть фактом жизни. Ее невозможно отделить от насилия и страдания. Смерть и ее изображение овладели чувствами живописца и подчинили их себе. Картины Караваджо – это зачастую экстаз святых, их молитвенное единение с богом в любви и смерти, их высшее паломничество перед ее лицом. Это уже не тихое и мирное событие, как в период Возрождения. В барокко она становится не личным, а публичным фактом, частью жизни, внушает страх и ужас. Человек не просто тихо умирает, а бывает вырван из нее насилием или злым роком. Примеры тому — картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя».
Тайна смерти Караваджо до сих пор не разгадана
За убийство Караваджо был приговорён к смертной казни. Он бежал из Рима. Но это уже было начало конца. Его жизнь неминуемо пошла под откос.
Правда на какое-то время забрезжила надежда на спасение. Когда Караваджо попал на Мальту к рыцарям-крестоносцам. Он написал здесь несколько шедевров. В том числе “Усекновение головы Иоанна Крестителя” для мальтийского собора. Его произвели в рыцари. Теперь было гораздо больше шансов добиться помилования Папы Римского.
Но опять что-то пошло не так. Очередная драка. Тюрьма. Бегство на Сицилию.
Вот официальная версия гибели художника. Ещё на Мальте Караваджо получил письменное помилование из Рима. На Сицилии он садится на корабль. Чтобы вернуться в Вечный Город. Но капитан корабля высадил его на полпути в одном из портов. Якобы заподозрив в нем преступника. После чего художник был вынужден идти пешком в другой город, Порто-Эрколе.
Путь пролегал по заболоченной местности. Там он подцепил малярию. Его нашел без сознания землевладелец. Он подобрал художника. Но тот вскоре умер. Его тело выбросили в море, дабы не распространять заразу.
Караваджо. Экстаз святой Магдалины. 1610 г. Частная коллекция. Одна из последних работ мастера. Возможно, писалась параллельно с картиной “Давид с головой Голиафа”.
Эта версия изложена в письме этого землевладельца одному из римских кардиналов. Почти все в этой истории кажется надуманным. Никто, кроме владельца тех земель, не признался, что видел художника живым или мертвым.
А главное, зачем капитан высадил Караваджо на берег? Ведь половину суммы за проезд пассажир платил по прибытии.
И зачем Караваджо пошёл в Порто-Эрколе, когда ему нужно было попасть в Рим? Причём Рим был гораздо ближе, но в другой стороне. Не перепутал же Караваджо дороги!
В 2010 году в городке Порто-Эрколе, куда якобы направлялся Караваджо, нашли его останки. Многие искусствоведы сомневаются в подлинности находки. Слишком уж очевидна выгода для самого городка. Ведь находка сделана аккурат к 400-летию со дня смерти художника. Теперь у Караваджо есть могила и даже парк вокруг неё. Неплохая приманка для туристов.
Моя версия…
Я думаю, что его убили ещё на Сицилии. Либо его настигли члены клана Рануччо. Ведь кровная месть была почти обычным делом в те времена. Либо обозлённые на Караваджо мальтийские рыцари.
Кто бы ни были убийцы, они явно избавились от тела. И придумали историю “возвращения в Рим”. Дабы направить тех, кто захочет расследовать это дело, по ложному пути.
Возможно, что Караваджо в какой-то момент сам сдался преследователям. Потому что устал от погони. Потому что его терзали муки совести (судя по картине “Давид с головой Голиафа”). Потому что в Риме его уже не ждала возлюбленная Лена (незадолго до гибели он узнал, что она умерла от чахотки).
Что ж, мы можем лишь гадать. Спустя 400 лет найти истину уже вряд ли кому-то удастся.
О главных работах мастера читайте в статьях
.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Подвиги веры
«Юдифь и Олоферн» (1595-1596). История такова. Олоферн с войском осадил родную Веттулию, где жила Юдифь. Девушка пробралась в палатку полководца. Красавица Юдифь и Олоферн пируют. Бесстрашная девушка опаивает его вином и отрубает голову. Забрав ее собой, она возвращается за стены города, и голова Олоферна выставляется на копье для всеобщего обозрения. Войско отступает, и народ спасен. У Караваджо изображено откровенное насилие.
Очень похож на нее «Давид и Голиаф» (1596). На первом плане снова жестоко отрубленная голова. Еще больше это видно на более позднем одноименном произведении, когда художник отобразил свою голову, отрубленную Голиафом (1605). Театральным жестом Давид выталкивает на первый план страшную голову, как лицо смерти.
Автор картины
Караваджо (1571-1610) оставил в истории след как первый реалист в живописи и яркий её новатор, крупнейший мастер барокко, оказавший огромное влияние на ведущих мастеров следующих поколений. Манера художника выделяется яркими контрастами света и тени, а также отсутствием подготовительных эскизов – живописец приступал к работе непосредственно на холсте. Выходец из народа, не аристократ, обладая талантом, страстным желанием рисовать и верой в себя, художник, несмотря на взрывной характер, всегда находил влиятельных покровителей. Вся жизнь его – качели между вдохновенным созданием шедевров и разгульной жизнью, драками и заключениями.
Караваджо не знал покоя ни в жизни, ни в отношениях, ни в творчестве. Он осмелился отвергнуть созданное до него и направил свой взор к первоисточнику и гениальному учителю и образчику – Природе. Простые люди, притягивающие прежде всего правдой жизни, стали героями его произведений. Выслушивая упрёки в пренебрежении к общепризнанным «превосходнейшим античным мраморам» и следовании только «собственному гению», Караваджо упрямо стоял на своём, заявляя во всеуслышание, что для мастера, если он настоящий, достаточно натуры.
Он перевернул живопись и сам подход к ней: «Матфей» 27-летнего художника был отвергнут и осужден заказчиками. Причиной стал слом традиций и надругательство над благопристойностью, по их мнению – ведь апостол был написан в облике простого рыбака
На выставках, куда всё же Караваджо допускали, его картины демонстрировали в последнюю очередь, предварительно прикрыв их сукном, чтобы зрители уделили достойное внимание работам других художников. Ведь если полотно Караваджо оставить открытым, около него соберётся толпа, остальные картины останутся без должного внимания – настолько работы мастера бросались в глаза, притягивали и поражали
Лютнист около 1595 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Три варианта шедевра
Написав «Лютниста», Караваджо сам был очень доволен. По желанию заказчиков было создано ещё две версии полотна. Местами хранения всех экземпляров являются:
- Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). Картина приобретена в 1808 году по поручению Александра I. До ХХ века упоминалась в изданиях как «Садовница» и «Девушка с лютней». Единственная картина Караваджо в России. Размер полотна 94 х 119 см;
- Метрополитен-музей (Нью-Йорк) – временное хранилище. Картина принадлежит частной коллекции. В этом варианте отсутствует ваза с цветами, фрукты, к скрипке добавлены флейта и спинет (небольшой клавишный инструмент), слева у стены клетка с птицей. Размер полотна 100 х 126,5 см;
- Бадминтон-хаус (Великобритания) – резиденция герцогов Бофортов. Габариты картины чуть превышают версию из Эрмитажа, по содержанию картины одинаковы. Размер полотна 96 х 121 см.
О существовании третьего варианта стало известно совсем недавно, когда в 2001 году она появилась на торгах аукционного дома Sotheby’s. Все три варианта написаны около 1595 года – к однозначному мнению, в каком порядке они появлялись на свет, специалистам прийти не удаётся.
Описание героя картины
Главный герой всех трёх картин – миловидный круглолицый юноша, почти мальчик, играет на лютне и, судя по приоткрытым в полуулыбке губам, напевает. Его волнистые каштановые волосы собраны на затылке лентой. Черты лица мягкие и спокойные, выражение глаз задумчивое и загадочное, на щеках нежный румянец. На юноше белая широкая рубаха из простой ткани, её крой оставляет свободными шею и грудь молодого человека, обнажая по-детски белую кожу. Плавные линии кистей рук, женственных и чувствительных, деликатно перебирающих струны инструмента изящными пальцами, завершают образ кроткого и милого лютниста.
Лютнист около 1596 г. Бадминтон-хаус, Глостершир
Ответить головой
Знание анатомии сыграет с ним злую шутку. 29 мая 1606 г. он смертельно ранил Рануччо Томассони, с которым играл в мяч. Пустяковая ссора из-за ставки в 10 монет переросла в поединок, в ходе которого Караваджо тяжко оскорбили. Томассони съязвил: «Эй, ты, я тебе сейчас посшибаю рога, которые наставила Лена!» Лена — прозвище Маддалены Антоньетти, куртизанки, в которую был влюблён Караваджо. Художник отреагировал молниеносно и жестоко — Караваджо в ответ нанёс удар шпагой в самый пах, поразив мужское достоинство обидчика.
13 знаковых картин Микеланджело Караваджо
Первая дошедшая до нас картина Караваджо — «Мальчик, чистящий фрукт» (1593). Public Domain
В Риме художник знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов» (1593—1594). Public Domain
В 1593 Караваджо заболел римской лихорадкой и шесть месяцев он находился в госпитале на грани жизни и смерти. Возможно, под впечатлением от болезни он создал картину «Больной Вакх» (1593) —свой первый автопортрет. Public Domain
Первые многофигурные картины художник создал в 1594 году — это «Шулеры» и «Гадалка». В этих работах он выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Public Domain
В 1596 году он создает первый натюрморт в истории итальянской живописи — «Корзина с фруктами». Public Domain
В 1599 году Караваджо заключил контракт на украшение церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Первым произведением цикла стало «Призвание апостола Матфея» (1600), где художник продемонстрировал свое искусство в применении кьяроскуро. Public Domain
Затем было создано «Мученичество апостола Матфея» (1600). С помощью кьяроскуро художник концентрирует взгляд зрителя на фигуре убийцы и распростертом на полу апостоле. На заднем плане среди свидетелей Караваджо изобразил себя. Public Domain
Так произведения Караваджо увидел весь Рим. К художнику пришла слава и заказы от других церквей. В это время он создает много картин на религиозные темы. «Обращение Савла» (1601). Public Domain
Для церкви Кьеза Нуово Караваджо создал шедевр «Положение во гроб» (1603), который будут копировать многие художники от Рубенса до Сезанна. Public Domain
В 1606 году Караваджо был обвинен в убийстве и объявлен «вне закона», из-за чего был вынужден скрываться. Художник продолжил писать, однако его стиль стал мрачным. «Ужин в Эммаусе» (1606). Public Domain
По заказу магистра мальтийского ордена Караваджо написал «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608). Это единственная картина, подписанная художником. Public Domain
На картине «Давид с головой Голиафа» (1607-1610) в образе Голиафа художник изобразил себя. Такую символичную картину он возил с собой в изгнании и постоянно подправлял. Public Domain
Микеланджело Меризи да Караваджо — художник, укушенный ящерицей
В данной статье речь пойдет о знаменитом на весь мир итальянском художнике 17 века — Микеланджело Меризи да Караваджо. Он по праву считается родоначальником реализма в живописи и, в тоже время, яркой и весьма не ординарной личностью.
Отличительной особенностью в его работах является использование света и тени, а также натуралистичность в написании персонажей. Фигуры в его картинах наполнены контрастом. Превосходно выполнена художественная форма тени, пластика лиц и превосходное решение заднего плана, путем минимализма объектов.В картинах Караваджо персонажи словно оживают и превращаются в реальных людей. Зачастую, художник представляет главными героями полотен античных богов, святых и мучеников. Персонажи написаны настолько естественно,что остается только восхищаться особым видением и уникальным талантом художника.
Наряду с уникальным талантом, помогавшим художнику создавать выдающиеся произведения искусств, в тоже время, Караваджо, как и многие творческие люди, обладал крайне сложным характером. Он был человеком грубым и резким, а также считался известным скандалистом и бунтарем. Бурный темперамент художника, его несдержанность и вспыльчивость постоянно становились причиной скандалов. Он постоянно затевал драки и даже несколько раз из-за этого попадал в тюрьму.
Одной из самых известных картин Караваджо является картина «Мальчик, укушенный ящерицей». На картине изображен мальчик с неоднозначным выражением лица. Картина уникальна тем, что в ней Караваджо чрезвычайно эмоционально показал мгновенную реакцию персонажа картины на боль от укуса. Также картина может иметь совсем другое значение, которое пытался показать зрителям автор, а именно: повествование о душевной боли и терзаниях от разделенной любови. Ведь по слухам, на картине изображен друг Караваджо Миннити, с которым, как считается художника связывала близость. Возможно также, что Караваджо пытался выразить сущность своего друга и показать, каким человеком он видит его на самом деле, поэтому и изобразил человека, полного страха, отвращения и брезгливости.
Стоит отметить,что у художника много работ с изображениями юношей. Он часто писал загадочных юношей, то музицирующих, то с цветами, фруктами и другими объектами, так привлекшие большое внимания художника. Например, такие работы, как «Мальчик, очищающий фрукт», нарисованная словно этюд к большой композиции, или картина «Юноша с корзиной фруктов», на которой изображен обычный уличный мальчишка в довольно изящной позе, чуть запрокинув голову назад, в то время как его рубашка изящно свисает с плеча, мальчишка уверенно прижимает к своему телу корзину с фруктами и томно смотрит на зрителя. В том же плане написана картина «Юноша с лютней», на которой Караваджо изобразил молодого человека, полностью увлеченного музыкой. Юноша с невообразимой легкостью перебирает струны и полностью отдает себя звукам музыки.
В творчестве Караваджо есть множество картин с библейскими сюжетами. Одной из подобного рода картин является картина «Отдых на пути в Египет», которая определенно создает атмосферу созидания, покоя и умиротворения. Художник оживляет картину скромным пейзажем: ровная гладь водоема, высокие тополя, изображенные на фоне закатного графитового неба. Все это выглядит необычайно реалистично. Так художник делиться со зрителями своими воспоминаниями. Картина выполнена настолько естественно, что кажется, будто сам находишься в этом месте вместе с автором.
Караваджо безусловно является великим и талантливым художником своего времени. Его уникальный метод точности передачи деталей и создание полного ощущения реальности картин продолжает удивлять не одно поколение. На его работах учились многие известные художники и последователи, а его полотна теперь живут в самых известных музеях мира и каждый день радуют взор тысячи людей.
Художественные приёмы мастера
На глубоком тёмном фоне картины в потоке света от единственного его источника, небольшого окна, юный лютнист. Караваджо мастерски передал эффект светового влияния друг на друга предметов разного цвета, фактуры, геометрического строения: на щеке юноши отблеск белой ткани рубахи, на влажных белках ясных глаз живые блики, на тыльной, выпукло-округлой стороне лютни отражается белизна нотной бумаги. Отблески на вазе с цветами и отражение окна (на картинах, которые находятся в России и Великобритании) точно соответствуют законам оптики.
По воспоминаниям современников, Караваджо выискивал самые тёмные комнаты и подвальные помещения с чёрными стенами, где источником света было одинокое окошко. Это были идеальные условия для получения естественного и наиболее объёмного рельефа «предмета» живописи. Здесь, в «борьбе» сумрака и света, мастер добивался его совершенного изображения.
Детство и юношество Караваджо
Этот человек родился 29 сентября 1571 года в небольшом городке Караваджо, что близь Милана, в день святого Архангела Михаила и потому имя ему дали — Микель Анджело. У его родителей — Фермо Меризи и Лючии Аратори было пять детей, но этот факт не тревожил их, ведь Фермо служил архитектором и управляющим у знатной аристократической семьи Сфорца, а Лючия была дочерью землевладельца.
Микеланджело Меризи было всего шесть лет, когда в Милане и его окрестностях началась ужасная эпидемия чумы. Она унесла тысячи жизней, среди которых — отца и деда будущего гения. Скорбящая мать нанялась на службу гувернанткой в аристократическую семью Колонна, а ее маленький сын Микеланджело мог жить с ней, учиться и играть вместе с детьми знатного дома.
О его детстве и юношестве мало что известно. В архивах Милана были найдены документы о том, что в возрасте 13 лет Микеланджело Меризи поступил на обучение живописи к художнику Симоне Петерцано сроком на 4 года.
Какими путями художник попал в Рим, неизвестно, но предполагается, что в Милане у него появились проблемы с полицией из-за драки
Буйная головушка еще не раз попадет под пристальное внимание недремлющего ока правопорядка
Доподлинно известно, что с 1592 года Микеланджело живет в Риме. Папский Рим того времени насчитывает около 100.000 жителей, полным ходом идет обновление города: появляются новые улицы и дворцы, коллекционеры живописи заказывают для своих домов полотна и фрески, не жалея средств, а архитекторы возводят соборы и церкви.
Роскошь и нищета, святость и лицемерие разврата, консерватизм и новые науки — все это смешалось в гигантском “бурлящем котле” Вечного города. В обстановке тайной вседозволенности и роскоши проживает высший свет и духовенство. Во дворцах, на ночных приемах поют кастраты, (тогда это было очень модно), туда вхожи куртизанки, и вместе с тем — в почете новые учения Галилея и Джордано Бруно.
Запрещено ношение оружия, но время от времени на улицах возникают вооруженные стычки на шпагах, которые плачевно заканчиваются. Простой люд прожигает свою жизнь в трактирах, в азартных играх, но каждое воскресение все должны явится в церковь и, по возможности, покаяться в содеянном.
В итальянской живописи того времени главенствует маньеризм и академизм, поэтому Меризи пишет свои первые маленькие полотна на бытовые темы. Бунтарский гений еще дремлет. Его работы раннего периода продаются в лавках за довольно низкую цену. Именно в этот период Микеланджело Меризи и получает имя Караваджо, по месту его происхождения. Это стало уже традицией в Риме со времен Возрождения, вспомним, Корреджо или Веронезе.
Смерть
В Италии Микеланджело Караваджо известен творчеством, которое вызывало немало споров и скандалов в обществе. К сожалению, он не только картинами вызывал негодование, но и поведением. Нарушитель регулярно преступал закон и находился на грани заточения. У Караваджо отсутствовало разрешение на ношение холодного оружия, но художника это не останавливало.
Караваджо
Микеланджело бросал в официанта поднос, разбивал стекла в чужом доме. Это надоело стражам, поэтому художника ненадолго заточили в тюрьму. А в 1606 году мужчина убил человека. Трагедия случилась во время игры в мяч. Чтобы не оказаться за решеткой, Караваджо сбежал. 4 последних года жизни автор мировых шедевров провел в изгнании.
Микеланджело надеялся на помилование, поэтому прятался недалеко от Рима, но позже уехал в Неаполь. Была в списке путешествий Мальта. На острове художника посвятили в рыцари за заслуги перед Мальтийским орденом. Но вновь он проявил несдержанный характер и вступил в драку. Причем оппонентом Караваджо стал высокопоставленный советник ордена. Вскоре художнику удалось бежать из тюрьмы на Сицилию.
Могила Караваджо
Опасность со стороны итальянских властей минула, но появилась новая – представители ордена. В 1609 году Микеланджело сумел уйти от них, но при этом сильно пострадал. Преследователи изуродовали лицо художнику. Позже Караваджо вновь оказался в тюрьме, но уже по ошибке. Смерть настигла творца 18 июля 1610 года. Микеланджело скончался от малярии. Великому художнику было 39 лет.
Микеланджело Караваджо похоронили в групповой могиле. Позже останки мужчины нашли. Содержание свинца в костях оказалось превышено в несколько раз. Заметим, что в те времена в краску добавляли этот элемент. Возможно, не малярия убила художника, а профессия.
Портреты Караваджо
Жизнь и творчество Караваджо
Итальянский живописец. Родился 28 сентября 1573 года. Учился в Милане (1584-1588); работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх”, “Юноша с корзиной фруктов” — оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.
Совершенно новую, интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (“Отдых на пути в Египет”, галерея Дориа-Памфили, Рим). Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (“Гадалка”, Лувр, Париж и другие).
Зрелые произведения художника Караваджо — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (“Призвание апостола Матфея” и “Мученичество апостола Матфея”, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме; “Положение во гроб”, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан; “Смерть Марии”, около 1605-1606, Лувр, Париж).
Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита — приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств. Подчеркнутая “простонародность” типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу Италии. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (“Погребение Святой Лючии”, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).
Свет в его картинах становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает характер свободной импровизационности. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Начиная с 1600 года, времени наивысшего творческого подъема Караваджо, его имя стало постоянно появляться в протоколах римской полиции.
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Там он продолжал работать над крупными заказами; его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. В 1608 Караваджо переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. Но вскоре и оттуда Караваджо пришлось бежать на Сицилию из-за своего вспыльчивого характера. Прожив на Сицилии некоторое время, художник в 1609 возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в портовой таверне и был изуродован. В это время Караваджо уже был болен малярией, от приступа которой и умер 18 июля 1610 года. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Обращение к натуре, которую он сделал непосредственным объектом изображения в своих произведениях, и правдивость ее трактовки вызвали множество нападок на художника со стороны духовенства и официальных лиц. Тем не менее, в самой Италии нашлось много его последователей, получивших название караваджистов.