Сюжет
Согласно Евангелию, Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение — Мф. 9:9:
…Иисус увидел человека, сидячего у сбора пошлин, по имени Матфея, и гласит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
Караваджо трактовал сюжет как сцену из современной жизни. В тени за столом идёт подсчёт дневной выручки мытаря Левия, в чем ему помогает старик в очках. Сторожи, вооружённые юные люди, одетые по последней моде повернули головы в сторону вновь прибывших. Одежка мытаря свидетельствует о его состоянии. Из всех присутствующих только Левий сообразил, кто стоит перед ним. В изумлении, он вопросительно показывает на себя, ждя доказательства.
Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Его направление также организует взор зрителя, заставляя его читать сцену слева вправо. Фигуру Иисуса практически на сто процентов закрывает Пётр — только голова и рука ярко выделены на тёмном фоне. Иисус появился только на мгновение его босоногие ноги повёрнуты к выходу. Караваджо три раза повторяет жест вытянутой руки, исследователи лицезреют в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле.
В отличие от произведений маньеристов, изобразительный язык Караваджо был ясен и неподготовленному зрителю и конкретно это сделало гигантскую популярность его картинам.
Призвание апостола Матфея
«Призвание Матфея» изображает момент, в который Иисус Христос вдохновляет Матфея на следование за Господом и дальнейшее становление апостолом. Эта сцена иллюстрирует отрывок из Евангелии от Матфея. После призыва «следовать за мной», Матфей выполняет просьбу. Христос (справа от Петра) указывает на Левия, сборщика налогов (бородатый человек в берете), который неоднократно появляется в работах для этой церкви. Растерянный и неуверенный Матфей, видя Христа, указывающего на него, отвечает жестом, как бы вопрошая: «Меня?». Лучи света, освещающие двух молодых людей, создают визуальный контраст между реакциями этих персонажей, показывая крайние формы возможного поведения в одной и той же ситуации.
Драматичность сцены заключается в захваченном моменте, когда присутствующие персонажи находятся в шоке, а сам Матфей нерешителен и находится в полном замешательстве, вопреки Христу, испытывающему монументальную уверенность. Простую эстетику работы автор заимствует из своей ранней жанровой живописи, поэтому картина имеет много общего с гадалкой и шулерами, в которых события также происходят в таверне.
Шулеры
Как и в других картинах, посвященных христианству, Караваджо передает святость сцены через неформальные образы. Преклонных лет мужчина с линзами в руках и его соратник, деловито подсчитывающий выручку, контрастируют с нищим и босым Иисусом. Христос показывает очищающий свет веры, который может вторгнуться в темную обитель жадности и других грехов. Церковь видела сына божьего как второго Адама, вероятно, отсюда и его жест, идентичный жесту первого мужчины во фреске Сотворение Адама, авторства великого Микеланджело. Кроме того, Караваджо, как и в Ужине в Эммаусе показывает, что знаковые события и чудеса происходят в разгар самых обыденных ситуаций.
Ужин в Эммаусе
Позже, в 1602 году, для Сан-Луиджи была создана картина «Вдохновение святого Матфея», которая завершила ряд работ на эту тему.
На пути к изгнанию
Римский период жизни художника стал очень плодотворным. Картины, созданные в то время, почти все остались целы и наше поколение может лицезреть их в музеях и картинных галереях. В 1595 году были написаны «Музыканты», где Караваджо изобразил себя и своего друга Миннити.
Вполне возможно, что с Марио художника, помимо творчества, связывали и романтические отношения. Семьи у Караваджо не было, он вел праздный и распущенный образ жизни, перебиваясь различными непродолжительными связями.
Микеланджело Караваджо «Музыканты», 1595 годМестонахождение: Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США
В 96-м году 17 века живописец написал натюрморт «Корзина с фруктами». Эта картина стала первым натюрмортом в итальянском искусстве. В 97-м Караваджо создал свою первую и единственную фреску «Юпитер, Нептун и Плутон». Он становится популярен, а после картин на библейские сюжеты. Известность Караваджо взлетает донельзя.
В 1599 году художник занимается украшением церкви в Риме. Именно там и родился шедевр «Призвание апостола Матфея». В процессе работы на библейскую тематику появилось полотно «Мученичество апостола Матфея». В этих картинах Караваджо очень изящно и умело применял технику кьяроскуро – разновидность сочетания света и тени. Заказчики остались довольны написанными работами, живописец продолжает писать на религиозную тему и создает картину «Святой Матфей и ангел».
Микеланджело Караваджо «Святой Матфей и Ангел», 1602 годКартина была уничтожена в 1945 году
При этом, многие работы по библейским сюжетам духовенство категорически не принимало, и Караваджо приходилось переделывать картины, вернее, писать вторую версию, менее откровенную и реалистичную. Стоит отметить, что в некоторых картинах образ Богородицы художник писал с куртизанки – одной из своих возлюбленных. Естественно, церкви это было не по вкусу.
В 1600-х годах у живописца появляется собственная мастерская и несколько учеников. В этот период из-под кисти Караваджо выходит множество картин с библейским сюжетом.
Складывается впечатление, что мастер хочет тем самым замолить свои грехи, а их у него было не мало. До сих пор Микеланджело Меризи сходили его аморальные поступки с рук за его гениальность. У творческих гениев всегда много покровителей.
Микеланджело Караваджо «Давид с головой Голиафа» 1610 годМестонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия
Описание[править | править код]
Деталь Много картин Караваджо были сняты с алтарей, поскольку считались непристойными или подозрительными с точки зрения теологической доктрины. Картина построена в духе театрального спектакля, где сцена разворачивается под богатой и тяжёлой красной пологом, где изображена Мадонна с младенцем, являющаяся святому Доминику, который держит в руках розарий, традиционные католические четки, и Петру-мученику справа. Святой мученик Петр, доминиканский монах, часто изображается с воткнутым в голову мечом. Известен прежде всего своей борьбой с еретиками, был убит последователями катарийской ереси, у которых было конфисковано имущество.
Дева Мария и младенец освещены источником света, который находится слева. Яркая характеристика эстетики Караваджо — именно близость к правдивости изображения персонажей, удаляясь от канонов маньеризма, выглядят, будто портреты написаны с натуры.
Караваджо уделил особое внимание изображению рук персонажей, имея в своём арсенале особый язык жестов, который позже появится на полотнах Диего Веласкеса и Жоржа де Латура. В сложной и напряжённой игре рук люди тянутся к святому Доминику, который держит чётки
Это волнение и смятение изображённое главным образом с помощью света, который определяет форму и выходит за пределы реалистичных отличительных признаков, становясь сильным экспрессивным элементом. В то время, когда люди смотрят на святого Доминика, верующий, который стоит перед алтарём, переживает воплощение божественного милосердия в земной действительности: его взгляд направлен на Христа, источник спасения — младенец Иисус находится точно по центральной оси картины — и, согласно контрреформационному понятию о добром католике, на Деву Марию и святого Доминика, благодетелей и покровителей.
Вознаграждение за голову гения
Талант Караваджо проявлялся не только в живописи, но и в драках. Ещё одна стычка художника завершилась убийством. Тут уж ему не простили этого происшествия, убитый юноша был знатен и из богатой семьи. За голову Караваджо была назначена хорошая плата. Скрываясь в Неаполе, гений-бунтарь продолжает творить. В 1607 году Караваджо направился на остров Мальта.
В 1608 году, несмотря на совершенные убийства, художника удостаивают титула кавалера мальтийского ордена, правда, без права носить мальтийский крест, но не по причине аморального поведения, а из-за того, что он не принадлежал к дворянскому сословию. В тот период творчества Караваджо написал большую картину «Усекновение главы Иоанна Крестителя», которая стала единственным полотном, которое мастер подписал. Причем свою подпись художник поставил в луже крови, истекающей из раны Иоанна.
Микеланджело Караваджо «Усекновение главы Иоанна Предтечи»,1608 годМестонахождение: Собор Святого Иоанна, Валлетта, Мальта
Буйство вспыльчивого характера привело Меризи опять в тюремную камеру, из которой при помощи покровителей ему удалось сбежать. Художник отправился на Сицилию, где ему помог устроиться старый друг и модель для картин Марио Миннити. Происходили эти события в 1608 году. Опять же Караваджо работает по библейской тематике.
В этот период Караваджо создает множество картин, а ещё на него совершается покушение, так как мы помним, что за его голову назначено вознаграждение. Тем не менее, погиб художник не от нападения, а от болезни. Последние научные исследования доказывают, что причиной смерти Караваджо стал стафилококк. Живописец-бунтарь покинул этот свет 18 июля 1610 года, так и не узнав, что он был помилован.
Микеланджело Караваджо «Иоанн Креститель»,1604 годМестонахождение: Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-сити, США
Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера
Караваджо. Призвание святого Матфея. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим.
“Призвание святого Матфея” – одна из самых необычных картин Караваджо. Она произвела сенсацию среди современников мастера.
Даже сейчас она кажется неординарной. Христос стоит не в центре. И не на самом видном месте.
Нет, наоборот. В самом углу картины. В тени. Да ещё и почти полностью скрыт другой фигурой! Но мы все равно сразу видим его. Благодаря его красивому и благородному жесту “Ты! Следуй за мной!”
А кто же среди сидящих является Матфеем? Вроде очевидно. Тот, что показывает на себя “Кто? Я? Я должен следовать за тобой?”. Нет. Это не он.
Хотя большинство искусствоведов считает, что это Матфей. Я все-таки придерживаюсь другой версии. Ее разделяет гораздо меньшее число специалистов. Но все же она мне ближе.
Кто же на картине Матфей?
Согласно этой менее популярной версии, картину я читаю так.
Лицом к нам сидит налогоплательщик. С бородой. В чёрном берете с дорогой брошью. Ему лет 35-38. Одной рукой он подкладывает монеты на середину стола.
Рядом с ним юноша 14-15 лет. Тоже хорошо одет. Его сын или ученик. И старик. Видимо прихваченный с собой счетовод.
Сами дворяне такими делами вряд ли занимались. Скорее всего, это управляющий со своими помощниками пришёл заплатить подати. За проезд по мосту. За пользование мощеными дорогами. Мало ли за что ещё.
Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu
Он молод. Ему ещё нет и тридцати. Но это и неудивительно. Ведь профессия перешла ему по наследству от отца.
На встречу с налогоплательщиком он взял своего телохранителя. Это молодой человек. Ловко владеющий шпагой. Придя в таверну, он развернул лавку поперёк. И нагло уселся на неё напротив холёного юноши. Он дерзок, драчлив. Его горбатый нос и маленькие глаза подходят к его шпаге. Его образ приводит в легкий испуг несговорчивых должников.
Вдруг в таверну входит Христос с апостолом Петром. Луч света “разрезает” пространство. Как будто в тёмный мир грехов и пороков пробился луч спасения.
Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu
Телохранитель мытаря инстинктивно подался вперёд. Его рука тянется к шпаге. Не удивительно. В таком злачном месте кого угодно можно встретить. В том числе головорезов, жаждущих лёгкой добычи.
Юнец, наоборот, отпрянул назад, оперевшись на своего отца или учителя. Он не привык к каждодневным дракам. В отличие от своего соседа напротив.
Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu
Матфей ещё не успел поднять глаза. Он погружён в подсчёт денег. Он ещё принадлежит этому миру греха и порока. Но Христос его уже призывает. Мы знаем, что через секунду он поднимет глаза. И пойдёт за учителем.
Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu
Ещё один факт говорит в пользу того, что именно юноша во главе стола является святым Матфеем.
Для той же церкви Караваджо написал ещё одну картину “Святой Матфей и Ангел”.
Караваджо. Святой Матфей и Ангел. 1600 г. (Копия). Оригинал утерян во время Второй Мировой войны
Кстати, картина “Святой Матфей и Ангел” многострадальная. Ее не приняли заказчики. Служители церкви были возмущены видом святого. Как можно? Какой-то бродяга с грязными пятками. Да ещё сгорбился над книгой! А где возвышенность образа? Где святость?
Это была не единственная отвергнутая работа мастера. Об этом я подробно писала в статье “Караваджо. 5 невероятных фактов жизни и творчества”.
В угоду церкви Караваджо написал другого “Святого Матфея”. На ней уже сходства с юношей нет. Уже видимо не до этого было.
Караваджо. Святой Матфей и Ангел. 1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. Wikimedia.m.commons.org
Зачем Караваджо “спрятал” Христа?
Да, картина необычна. Караваджо смог виртуозно показать столкновение обыденного, греховного. С чудом и светом надежды на спасение.
Творческий путь
Микеланджело Караваджо — один из виднейших представителей раннего итальянского стиля барокко, выросшего из еще одного направления живописи, маньеризма. Его работы представляют собой одни из самых потрясающих произведений во всей истории западной живописи.
Нарцисс
Наблюдать эволюцию стиля от ранних рисунков («Гадалка», «Вакх» и «Нарцисс») до настоящих шедевров («Призвание апостола Матвея», «Неверие апостола Фомы») и последних картин («Давид с головой Голиафа»), все равно что наблюдать бурные взлеты и падения жизни реформатора живописи. Хотя к основным мотивам его творчества относятся библейские сцены, он рисовал и натюрморты.
Мастер был самым революционным художником своей эпохи. Он подражал природе, прогнал из своего колорита всякое приукрашивание и суетность, усиливал тона, вернув им плоть и кровь. В период истории живописи, когда с натуры писали мало, использовали манеру, удовлетворявшую более чувство изящества, чем правды, это стало настоящим вызовом.
Призвание апостола Матфея
Автор отказался от правил, которыми мастера руководствовались столетия и почти в одиночку создал стиль барокко. Знаменитая картина Усекновение главы Иоанна Крестителя» — самое крупное произведение живописца. Монументальное полотно написано в качестве алтаря для оратории Сан-Джованни-Деколлато, пристроенной к церкви Святого Иоанна на Мальте.
Картина примечательна как первое произведение, где мастер поставил собственную подпись. Стиль Караваджо оказал значительное влияние на культуру, отголоски его творчества продолжают появляться даже в работах современных художников.
О чем молятся
К святому Матфею может обратиться любой верующий, но, как это часто бывает в православной традиции, ему молятся о помощи в том труде, которым он занимался при жизни. Поэтому к его покровительству прибегают представители профессий, связанных со сборами налогов.
А, учитывая, что святой Матфей стал апостолом и проповедником Слова Божия, к нему обращаются также за помощью в миссионерских и просветительских трудах.
«Призвание святого Матфея» Караваджо
Призвание Матфея. Микела́нджело Меризи да Караваджо.
«Призвание святого Матфея» Микела́нджело Караваджо начал писать в конце XVI века по заказу французской общины столицы Италии, и теперь огромное полотно украшает капеллу кардинала Контарелли. Действие на картине происходит в тускло освещённой харчевне, куда Левий пришёл отдохнуть в компании знакомых. Зашедший туда вместе с Петром Христос зовёт мытаря следовать за собой.
Мученичество апостола Матфея. Микела́нджело Меризи да Караваджо.
Для той же капеллы в 1602 году Караваджо была написана картина «Мученичество святого Матфея».
Картина Гвидо Рени «Святой Матфей и ангел»
Святой Матфей и ангел. Гвидо Рени.
«Святой Матфей и ангел» — знаменитый живописный портрет библейского писателя за авторством итальянского художника Гвидо Рени (1575—1642). Он работал над этим холстом 5 лет и завершил его за 2 года до смерти.
Полотно можно увидеть в Ватиканской пинакотеке. Зрители становятся очевидцами того, как святой записывает Божественную истину под диктовку крылатого юноши — так художник представил небесного посланника. Гвидо Рени удалось передать вдохновенность обоих, эмоциональное и духовное единение между ними.
Время для посещений
Церковь открыта ежедневно:
- с понедельника по пятницу 09:30-12:45 и 14:30-18:30;
- суббота 9:30-12:15 и 14:30-18:30;
- воскресенье 11:30-12:45 и 14:30-18:30.
Вход свободный. Во время торжеств посещение храма запрещено.
Автор статьи: 39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
- Музеи (46)
- Дворцы и виллы (12)
- Церкви и базилики (27)
- Сады и парки (6)
- Археологические памятники (29)
- Районы и кварталы (11)
- Улицы (9)
- Площади (8)
- Фонтаны (11)
- Памятники и обелиски (8)
Полезные подборки:
По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Источники
- Вазари Д. Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов = итал. Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti. — К.: Искусство, 1970. — С. 296 —429, 497 —507. — 520 с. (укр.)
- Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В. Н. Гращенков. — М.: Искусство, 1983. — 451 с.
- Эрпель Фриц. Микеланджело / Пер. с нем. Сергея Данильченко. — Берлин: Хеншель, 1990. — 72 с. — ISBN 3-362-00044-4.
- Шульц К. Камень и боль: роман. — М.: Эксмо, 2007. — 688 с. — ISBN 5-699-20485-7.
- Eric Scigliano. Michelangelo’s Mountain: The Quest For Perfection In The Marble Quarries Of Carrara. — Simon and Schuster, 2005. — 352 с. (англ.)
-
John Addington Symonds.
Гробница Святого Доминика (1494—1495) Святой Петроний • Святой Прокл • Ангел Флоренция (1495—1496) Иоанн Креститель² • Спящий Амур • Стоящий Амур • Распятие Галлино¹ • Рим (1496-1500) Бахус (1496—1497) • Пьета (1499—1500) • Распятие Монсеррат Флоренция (1501-1504) Давид • Мадонна Брюгге • Тондо Таддеи • Тондо Питти • Святой Матфей Сиена (1503-1504) Алтарь Пикколомини : Святой Григорий I • Святой Павел • Святой Пётр • Пий •
Болонья (1507-1508) Юлий II ² Гробница Юлия II (1513—1545) Моисей • Рабы Микеланджело : (Восставший раб • Умирающий раб • Молодой раб • Бородатый раб • Раб Атлант • Пробуждающийся раб) • Дух победы • Рахиль • Лия
Флоренция (1519-1534) Христос-спаситель • Аполлон (Давид) (1530) • Скорчившийся мальчик (1530—1534) • Капелла Медичи Джулиано Медичи • Утро • День • Вечер • Ночь • Лоренцо Медичи • Мадонна Медичи Рим (1535-1564) Брут • Палестринская пьета¹ • Флорентийская пьета • Пьета Ронданини (1552—1564) Живопись Мучения святого Антония¹ (1487—1488) • Манчестерская Мадонна (1497) • Стигматы Святого Франциска² (1500) • Мадонна Дони (1503—1506) • Битва при Кашине² (1504) • Погребение Христа (1505) • Леда и лебедь² (1530) Фрески Капелла Паолина (1542—1550) Муки Святого Петра • Обращение Савла Рисунки Эскиз коленопреклоненной девушки для надгробия (1500—1501) • Богоявление (1550—1553) Архитектура Рим Площадь Кампидольо (1538) • Палаццо Фарнезе (1546) • Собор Святого Петра (1546—1564) • Сан-Джованни-деи-Фиорентини (1559—1560) • Ворота Пия (1561—1565) • Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (1561—?) Окружение Чеччино дель Браччи • Томаццо дель Кавальери • Виттория Колонна • Асканио Кондиви • Себастьяно дель Пьомбо • Фебо ди Пожжио • Луиджи дель Риццио • Жерардо Перини список работ • Каза Буонарроти
Литература
- Гримм Г . Микель-Анджело Буонаротти. СПб., 1913—1914. Т. I;
- Губер А. А . Микеланджело. М., 1953;
- Дживелегов А . Микеланджело. М., 1957;
- Микеланджело. Жизнь. Творчество// Сост. В. Н. Гращенков; Вступ. ст. В. Н. Лазарева. М., 1964;
- Дажина В. Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. М., 1986;
- Thode H . Michelangelo und das Ende der Renaissance. Berlin, 1902—1912. Bd. I—III; (англ.)
- Popp A . Die Medici-Kapelle Michelangelos. Munchen, 1922; (англ.)
- Tolnay L . de. Michelangelo. Vol. 1—5. Princeton, 1943—1960; (англ.)
- Weinberger M . Michelangelo the Sculptor. London; N. Y., 1967. Vol. 1—2; (англ.)
- Hartt F . Michelangelo. The complete Sculptor. N. Y., 1967; (англ.)
- Heusinger L . Michelangelo. Life and Works. Firenze, 1967; (англ.)
- Wilde J . Michelangelo. Six Lectures. Oxford, 1978. (англ.)
Картина «Призвание апостола Матфея»
Дата создания: 1599 год. Габариты: 322*340 см. Тип: масло на холсте.
Месторасположение: церковь Сан-Луиджи в Риме.
Караваджо
Один из лучших живописцев всех времен, Караваджо, известен своими работами в реалистичном стиле барокко. Несмотря на безрассудный характер, он был влиятельным итальянским художником 17-го века, создававшем крупномасштабные работы на религиозную тематику в Риме и Неаполе.
В конце 16-го века Караваджо перебрался в Рим, где быстро нашел покровителей, одним из которых был Франческо дель Монте, который помог получить мастеру первый крупный проект — украшение боковых стен часовни в Сан-Луиджи.
В состав этой работы вошли Призвание апостола Матфея, а также Вдохновение (1602) и Мученичество святого Матфея (1599–1600).
Потолок часовни был расписан Джузеппе Чезари, однако, в силу его занятости, закончить работу над всей церковью ему не удалось. Тогда и вмешался кардинал Дель Монте, обеспечив работой Караваджо.
Мученичество Матфея
Призвание апостола Матфея
«Призвание Матфея» изображает момент, в который Иисус Христос вдохновляет Матфея на следование за Господом и дальнейшее становление апостолом. Эта сцена иллюстрирует отрывок из Евангелии от Матфея. После призыва «следовать за мной», Матфей выполняет просьбу.
Христос (справа от Петра) указывает на Левия, сборщика налогов (бородатый человек в берете), который неоднократно появляется в работах для этой церкви. Растерянный и неуверенный Матфей, видя Христа, указывающего на него, отвечает жестом, как бы вопрошая: «Меня?».
Лучи света, освещающие двух молодых людей, создают визуальный контраст между реакциями этих персонажей, показывая крайние формы возможного поведения в одной и той же ситуации.
Драматичность сцены заключается в захваченном моменте, когда присутствующие персонажи находятся в шоке, а сам Матфей нерешителен и находится в полном замешательстве, вопреки Христу, испытывающему монументальную уверенность. Простую эстетику работы автор заимствует из своей ранней жанровой живописи, поэтому картина имеет много общего с гадалкой и шулерами, в которых события также происходят в таверне.
Шулеры
Как и в других картинах, посвященных христианству, Караваджо передает святость сцены через неформальные образы. Преклонных лет мужчина с линзами в руках и его соратник, деловито подсчитывающий выручку, контрастируют с нищим и босым Иисусом.
Христос показывает очищающий свет веры, который может вторгнуться в темную обитель жадности и других грехов. Церковь видела сына божьего как второго Адама, вероятно, отсюда и его жест, идентичный жесту первого мужчины во фреске Сотворение Адама, авторства великого Микеланджело.
Кроме того, Караваджо, как и в Ужине в Эммаусе показывает, что знаковые события и чудеса происходят в разгар самых обыденных ситуаций.
Ужин в Эммаусе
Позже, в 1602 году, для Сан-Луиджи была создана картина «Вдохновение святого Матфея», которая завершила ряд работ на эту тему.
Картина «Призвание апостола Матфея» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Глеб
Религия