10 известнейших картин климта

Архитектура «практической полезности»

За теоретическую базу архитектурного стиля сецессиона отвечал Отто Вагнер. Многие из более молодых представителей кружка были его учениками. Вагнер вел курсы в Академии художественных искусств Вены и разрабатывал новую концепцию «практической полезности». Суть ее состояла в сочетании простых геометрических форм и орнаментов — именно поэтому архитектуру сецессиона иногда называют «квадратным стилем». Четкие формы сецессиона стали преддверием геометрических абстракций эпохи модерна.

В живописи представители сецессиона далеко не всегда использовали исключительно прямые линии. Но суть оставалась той же — искусство переставало жить лишь в стенах музеев и выходило в свет. Художники занимались «прикладным искусством», которое окружало простых людей. Например, Коломан Мозер работал над дизайном почтовых марок, керамических изделий и даже мебели. Карл фон Хазенауэр помогал Отто Вагнеру проектировать Венскую железную дорогу. А Густав Климт создавал полотна для украшения актового зала в главном здании Венского университета, а также помогал декорировать залы для показов мод.


Дом сецессиона в Вене. (wikipedia.org)

Протест молодых художников

Венский сецессион — это не просто нарядное здание в центре австрийской столицы. Это целое объединение художников, которые в конце 19 века пошли против господствующего в искусстве диктата историзма и основали собственный кружок свободного искусства.

Австрийским искусством в те времена заправлял Дом художников. Это было первое выставочное объединение в немецкоязычном пространстве, созданное самими художниками. Задумывалось оно как «собрание молодых художников и академиков», но очень быстро потеряло свой изначальный запал. К концу 19 века Дом художников проповедовал исключительно строгие принципы историзма, а юные художники, состоявшие в кружке, жаждали новых форм и линий. После поражения на выборах объединения в 1896 молодые художники объявили о создании собственного кружка: «Объединения австрийских живописцев — венского концессиона». В то время их поступок выглядел бунтом.

К Венскому сецессиону примкнули все молодые и талантливые художники того времени. Именно поэтому, кстати, сецессион нередко называют также югендстилем. Альфред Роллер, например, считается одним и отцов-основателей австрийского модерна. Он был не только президентом сецессиона, но и главным художником Венской оперы и руководил Венской художественно-промышленной школой. Он же разработал и знаменитый сецессион-шрифт, который часто можно встретить на венских плакатах эпохи модерна.

Коломан Мозер выставлялся в Австрии и Германии, а до этого какое-то время преподавал живопись у детей австрийского эрцгерцога Карла Людвига, состоял в кружке Зибенер-Клуб, который был предшественником сецессиона. Йозеф Хоффман, ученик знаменитого Отто Вагнера, долгое время был главным архитектором Вены. Йозеф Мария Ольбрих — известный архитектор, построивший то самое здание, где проходили выставки сецессиона. Макс Курцвайль выставлялся во французском Салоне.

Самым известным из бунтарей был, конечно, Густав Климт, которого часто называют идейным вдохновителем сецессиона. Он был почетным членом университетов Мюнхена и Вены, а его картины сегодня стоят миллионы долларов.


Сецессион-шрифт, разработанный Альфредом Роллером. (wikipedia.org)

Три возраста женщины — Густав Климт

Полотно, нежное, теплое, странное — «Три возраста женщины», написано не менее эпатажным, чем его картины, художником — модернистом Густавом Климтом в 1905 году. Впервые эти Женщины были предложены на всеобщее обозрение в 1908 году среди прочих работ автора и тут же были приобретены Римской Национальной галереей современного искусства.

Помимо интереснейшего сюжета с яркой аллегорией и олицетворением быстротечности жизни, в картине стерт эротизм в том смысле, какой вкладывал Климт в каждую особь женского пола, создавая свой собственный — третий пол климтовских созданий, эротичных, манящих, порой угловатых и несуразных.

«Три возраста женщины» описывались неоднократно и критиками, и знатоками, и зрителями, но в нюансах впечатление от просмотра было схожим — картина символична, отражает три состояния женщины, как колыбели всего человечества, здесь есть и метаморфоза перерождения, и «порча» оболочки, и скорбь об утрате прожитых лет, и наивная глупость юности, и безмятежный сон начала… Картина Климта имеет не только глубокий подтекст, она трудоемка в исполнении, сложна по технике живописи и многослойна. Помимо женского трио — ребенок, юность, старость, — в изображении завуалирован фаллический символ. Видимо, как неотъемлемая часть зачатия жизни и продолжения рода человеческого.

Интересен подбор цветового решения каждой из ипостасей. Костлявая старость с мертвенно-бледной кожей, сухой и прозрачной до синевы вен на руках. Эти сухие волосы, рука, прикрывающая заплаканные глаза, утраченная упругость тела вперемешку с пшенично — голубой рябью морщин… Умирающая женщина — неизбежный конец бывшего начала.

А вот промежуточное течение жизни — юность, молодость, свежесть в облике рыжеволосой девушки. Она гладкая, как простыня, белая, без грубых штрихов. Сонная Она, бережет ту, что спит безмятежным младенческим сном. Молодость еще помнит детство, только-только шагнув в зрелую жизнь тонкой босою ногой.

И дитя, девочка, крошечная и незащищенная — ее тело обнажено, девственно — чисто, каким и должно быть начало новой жизни.

https://youtube.com/watch?v=ahVyCVzhu8I

Три фазы человеческой жизни воплощены Климтом в живописном полотне и легко узнаваемы. Несмотря на дробление юности и старости, все циклы жизни связаны и женским началом, и спокойствием персонажей — это повествование о неизбежности и цикличности жизни и смерти, живописное и яркое.

Фрагмент «Три возраста женщины» был взят для украшения аверса монеты достоинством в 50 евро 2003 года, выпущенной в Италии. Эта памятная монета из чистого золота, символична современной «низкой» оценке человеческой жизни в денежном эквиваленте, когда опыт и житейская мудрость ничего не стоят при жизни и так ценны при ее завершении.

Но за деньги не купишь жизнь, остается плакать, вспоминать и жалеть…

(1

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ «ТРИ ВОЗРАСТА ЖЕНЩИНЫ» ГУСТАВА КЛИМТА

  • СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ
  • ПО КАРТИНЕ «ТРИ ВОЗРАСТА ЖЕНЩИНЫ»
  • ГУСТАВА КЛИМТА

Густав Климт, «Три возраста женщины», 1905г., Национальная галерея современного искусства, Рим.i.

            План:

    1. Сведения об авторе.
    2. Идея и значение произведения.
    3. Описание полотна.
    4. Моё отношение к данной картине.

     Густав Климт (1862-1918) – известный австрийский художник, которого по праву можно назвать основоположником и одним из самых ярких представителей такого художественного направления как модерн. В работах Климта любой зритель заметит заинтересованность и восхищение автора красотой и эротичностью естественного женского тела.

История изобразительного искусства знает множество типажей женщин, созданных великими художниками, воплощенные ими образы передают дух эпохи или стиля. Густав Климт также не остался в стороне, создав образ роковой и соблазнительной женщины, который впоследствии стал одним из символов модерна.

Мужчин на картинах Климта можно увидеть крайне редко, если они и присутствуют на полотне, то не являются главными персонажами произведения, зачастую автор даже не показывает их лиц, все внимание художника сконцентрировано на манящих силуэтах женщин. При жизни Густав Климт прослыл автором, чьи работы были неприличными в своей эротичной смелости

      Картина «Три возраста женщины» была написана Густавом Климтом в 1905 году. На ней показаны этапы человеческой жизни: детство, зрелость и старость, которые олицетворяют быстротечность времени.

Младенец и старуха – воплощение жизни и смерти, а молодая девушка является своеобразным переходным этапом. Так, в данных цикличных образах человека нам был показан круговорот жизни. Картина имеет не только глубокий смысл, но и написана в трудоемкой многослойной технике.

Общий фон простой и не перетягивает на себя внимание, орнаментальный же фон позади трех фигур наоборот приковывает внимание зрителя к композиционному центру работы, а черная полоса фона сверху делает акцент на лицах персонажей. Несмотря на обнаженность фигур, мы не видим привычного эротизма Климта, данной работой автор хочет показать неразрывность жизни и смерти

Несмотря на обнаженность фигур, мы не видим привычного эротизма Климта, данной работой автор хочет показать неразрывность жизни и смерти.

     Детство – начало жизненного пути, чистое и невинное. Маленькая девочка, показанная нам на картине, спит безмятежным сном, еще не познав горя и несправедливости жизни. У нее тонкая, нежная кожа, а на ножках виднеются трогательные детские складочки. Тёмные кудряшки спадают на милое розовощёкое личико, оно выражает спокойствие и доверие.

Девушка, держащая её на руках – молодая мать. Она только перешла из юношества в зрелость и ещё хранит в себе чистоту, светлость, неопытность и красоту. Девушка полностью обнажена, и мы можем увидеть ее прекрасное, лишенное изъянов тело. Вокруг ее ног обёрнута полупрозрачная голубая накидка, которой она также немного прикрывает своего ребенка.

На голове у девушки виднеется венок из маленьких разноцветных цветов, они также вплетаются в её золотистые локоны, а длинные побеги спускаются с ее головы и оплетают ножку младенца, как бы еще раз подчеркивая расцвет новой жизни. Девушка стоит, наклонив голову к дочери, её глаза закрыты, а на спокойном краснощёком лице играет легкая улыбка.

Её волнистые русые волосы выглядят тусклыми. На контрасте с двумя полными жизни и энергии силуэтами образ старухи кажется нам увядшим, сухим и безжизненным.

Тела девушки и ребенка Густав Климт наделяет еле заметным голубым свечением, что означает жизненную энергию, исходящую из их молодых тел, когда же покрытая морщинами кожа старухи кажется нам болезненно желтой, как бы предвещая неизбежный конец. В картине противопоставляются нежное чувство от появления новой жизни и трагизм уже прожитой жизни, вот-вот канувшей в небытие.

       Смотря на умиротворенные лица матери и дочери меня охватывает трепетное чувство щемящей нежности к показанному Густавом Климтом таинству материнства.

Но переводя взгляд на старую, потерявшую былую красоту и счастье женщину, я тут же вспоминаю как коротки радостные моменты жизни, как она быстротечна и несправедлива. В итоге увядание красоты тела и души не обойдет стороной никого, как бы грустно и печально это не было бы осознавать.

Эту правду жизни, непосредственно относящуюся к каждому живущему человеку на нашей планете, так искусно изобразил на своей прекрасной картине «Три возраста женщины» Густав Климт.

Густав Климт «Три возраста женщины». Описание картины

К разряду необычных и, без преувеличения, загадочных работ Климта, относится произведение «Три возраста женщины», в котором художник снова обращается к постоянно волнующей его женской теме, но уже в более «расширенном» аспекте, затронутом ранее в картине «Любовь».

Условно поделив жизненный путь женщины на три наиболее важных периода, Климт не только сделал ударение на цикличности этого пути, но еще показал жизнь и смерть, в их нераздельной связке; может быть поэтому, при созерцании сюжета можно почувствовать как чувство радости, так и «заразиться» унынием и грустью.

Беззаботное младенчество, переданное через детскую фигуру, показывает, скорее всего, лишь «отправную точку» только что начавшегося бытия, и вызывает всего лишь умиление.

В таком противопоставлении этих двух образов можно найти символический смысл, показывающий две фазы жизни: первая, когда женщина достигла уже многого, но еще «наслаждается» ощущением возможности сделать выбор в любом, касающемся лично ее, вопросе, и вторая – всего лишь мириться с «плодами» сделанного ранее выбора, со слезами воспринимая реальность.

В этом произведении  обнаженные тела персонажей далеки от климтовской эротики, не всегда понятной публике, а тем более, критике, но свежесть жизни и свет, исходящие от матери и ребенка, многократно оттеняют ссохшуюся плоть старухи, восстанавливая в композиции своеобразный баланс.

Лишь в единичных случаях комментировавший свое творчество, Климт всегда оставлял за зрителем право самостоятельно находить смысл изображенного на картинах, не давая каких-либо «наводящих» подсказок; не стала исключением и «Три возраста женщины»: казалось бы, тематика работы однозначно женская, но задержав свое внимание на персонаже старухи, может возникнуть вопрос, волнующий каждого: «не так ли выглядит окончательный Суд, о котором говорит Писание?»

«Три возраста женщины» 1905 г. Холст, масло 180 x 180 см.
Национальная галерея современного искусства, Рим, Италия

Бетховенский фриз

Свою первую выставку художники провели в 1898 году. Специально для нее Ольбрих построил выставочный зал, известный под именем Дома сецессиона. Белоснежное здание венчает купол из золоченых ягод и лавровых листьев. Такой же орнамент рассыпан и по фасаду здания. Золото, цвет, волны были отличительными чертами югендстиля. Главный вход здания украшен лозунгом «Der Zeit Ihre Kunst — Der Kunst Ihre Freiheit» («Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода»). Это фраза известного критика Людвига Хевеши, который одним из первых сообщил о создании сецессиона. Самой известной выставкой объединения стала 14-я по счету, посвященная Бетховену. На ней в 1902 году была впервые показана знаменитая фреска «Бетховенский фриз» работы Густава Климта. Это один из лучших шедевров венского югендстиля.


Афиша первой выставки сецессиона работы Густава Климта. (wikipedia.org)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: