Женские образы
Портрет М.И. Лопухиной
Наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов. Они невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.
Для прекрасных женских образов Боровиковский создал определенный стиль портрета: поясное изображение, погруженная в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в легкой светлой одежде служит тихий пейзаж. Но как индивидуальны черты его героинь и как дивно хороша каждая!
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке
Самым известным произведением Боровиковского стал портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке(1794). Он написал её не как правительницу, а в домашней обстановке, нарушив традиции официального парадного портрета.
Известно также, что работу Боровиковского она не одобрила. Здесь сошлись неудачные для художника обстоятельства. «Знакомство» Екатерины с портретом совпало с ее раздражением на Державина, возвеличившего Суворова в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского».
Боровиковский получил за портрет лишь звание назначенного «в академики», а не академика, о чем мечтали члены державинско-львовского кружка (звание академика художник получил позже).
После портрета императрицы члены императорской семьи и знатные дворяне стали заказывать художнику свои портреты.
Мария Ивановна Лопухина
Портрет М. И. Лопухиной — одно из поэтичнейших произведений художника, в которых отразилось влияние стиля сентиментализма. Прелестная молодая женщина показана в уединенном уголке парка, в изображение которого художник условно привносит мотивы русской сельской природы. С ленивой и томной грацией Лопухина облокотилась на садовый парапет. Пейзажный фон, подчеркивая близость к природе, соответствует мечтательной настроенности молодой женщины. В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения. Грустно задумчивому взгляду, нежной улыбке, свободной, чуть усталой позе Лопухиной отвечают плавный ритм линий, мягкая округлость форм, нежные тона белого платья, голубого пояса, сиреневых шарфа и розы, пепельные волосы, неяркая зелень древесной листвы. Задумчивый взгляд, нежная улыбка, мягкие тона.
Образ Лопухиной даже вдохновил поэта Я. П. Полонского.
Елена Александровна Нарышкина
Портрет Е.А. Нарышкиной
Дано об ней воспоминанье
Ее минутное внимание
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой стих, унынья звук живой.
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой…
А.С. Пушкин
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1826)
Владимир
Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 г. в небольшом украинском
городке Миргороде. Его отец, Лука Боровик, принадлежал к местной
казачьей старшине, владел домом и двумя небольшими участками земли.
Следуя традиции, четверо его сыновей служили в Миргородском полку,
но Владимир в чине поручика вышел в отставку и посвятил себя
живописи.
Отец, писавший иконы для сельских церквей, обучил иконописи детей, и
династия Боровиков славилась в местной художественной артели. В
Киевском музее украинского искусства и в Русском музее хранятся
иконы, написанные молодым живописцем.
Помимо икон он писал и портреты, в духе той наивной
полупрофессиональной живописи, которая была распространена на
Украине.
Случай помог ему расстаться с глухой провинцией.
Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины
, выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из
«путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в
Крым.
К этой работе его привлек друг, поэт В. В. Капнист (который был
сослан за смелые произведения из Петербурга на родную Украину), как
предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты
«потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II.
Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. На одной
из них был изображен Петр I в облике землепашца и Екатерина II,
засевающая поле, а на другой — императрица в облике Минервы в
окружении мудрецов Древней Греции.
Царская похвала открыла Боровику дорогу в Петербург
Кто-то из свиты императрицы обратил внимание на эти картины и на их
автора. Скорее всего, это был Н.А.Львов (архитектор, музыкант, поэт
и художник), потому что уже в сентябре 1788 г
Боровиковский
оказался в Петербурге (где он сменил фамилию на Боровиковский), и
именно в доме Львова.
В Академию Художеств 30-летний живописец поступить уже не мог и
потому получал частные уроки у своего прославленного земляка
Д. Г.
Левицкого, а с 1772 г. — у известного австрийского живописца,
работавшего при дворе Екатерины II, И. Б. Лампи, а также копировал
лучшие образцы европейской живописи и работы своих наставников.
Этого ему оказалось достаточно, чтобы в совершенстве овладеть
профессиональным мастерством.
Около 4 декабря 1794 года Лампи обратился в Совет Академии
Художеств с письмом, в котором просил присудить своему ученику В.Л.Боровиковскому звание академика. Очевидно, был представлен “Портрет
Екатерины II на прогулке”. Эта просьба говорит о высокой оценке
дарований русского ученика, которую дает ему художник-иностранец.
После своего четырехлетнего пребывания в северной столице Лампи
отдал Боровиковскому свою мастерскую, что говорит о добром отношении
учителя к ученику.
От своих учителей он перенял блестящую технику, легкость
письма, композиционное мастерство и умение польстить
портретируемому. В кружке известного архитектора, поэта и
музыканта Н.А.Львова, в доме которого он прожил десять лет,
Боровиковский оказался среди видных деятелей художественной
России, проникаясь идеями символизма. Новое течение было
созвучно спокойному, элегически настроенному художнику, на
простой образ жизни которого не повлияли ни слава, ни деньги.
Владимир Лукич был всецело поглощен искусством, и его мастерство
быстро оценили заказчики.
Боровиковский Владимир Лукич
Владимир Лукич Боровиковский
Родился: 24 июля (4 августа) 1757 года
Умер: 6 (18) апреля 1825 года
Биография
Боровиковский Владимир Лукич родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года в Гетманщине в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского (1720—1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.
С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.
В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.
В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями — Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем.
В 1795 году Боровиковский удостоен звания академика живописи. С 1798 по 1820 гг. жил в доходном доме на Миллионной улице, 12.
Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, погребён в Александро-Невской лавре. Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.
Творчество
Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста.
В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи
На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец
Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной».
Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский. пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера — А. Г. Венецианова.
В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А
А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).
Боровиковский — автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801—1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.
Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, — портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть.
Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.
В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.
Биография
Владимир Боровиковский – художник, автор портретов, миниатюр и икон. Он представитель сентиментализма в русском изобразительном искусстве 18 века. Особенностью манеры живописца стало воспевание чувств, переживаемых героем картины, и настроений, овладевающих ими. Вопреки привычной тенденции эпохи Боровиковский в произведениях обращается не к официальному портрету, описывающему сословную принадлежность персонажа.
Портрет Владимира Боровиковского
Он говорит о натуре, человеческих ценностях и чувствах, которые проявляются вдали от общества, чаще на природе. Изображениям художника сопутствуют легкие оттенки, полупрозрачные тона, лирическое настроение и мечтательность. Он с трепетом относится к индивидуальности, окутывая ее в нежную грусть и меланхолию.
Творчество
В 1794-м благодаря знакомству с приближенными ко двору вельможами Боровиковский удостоился чести написать портрет императрицы. Так появилась картина под названием «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». Изображение описывало государыню в камерной обстановке и в скромном снисходительном образе. Величественная фигура выглядела просто и одновременно изящно. За работу в 1795 году художник был удостоен звания академика.
Картина Владимира Боровиковского «Портрет Павла I»
Слухи о нем передавались из уст в уста, и живописец стал востребованным. Трудолюбивый автор получал много заказов от высокопоставленных особ. Он писал портреты женщин и мужчин, предлагая типичное композиционное решение, но тонко работая над передачей характеров персонажей. Будучи левшой, Боровиковский писал в иной манере, нежели правши, но описания техники не оставил.
Мужчина быстро прославился и к 1802 году уже стал советником Академии художеств. Несмотря на то, что он не стал придворным мастером, в светском обществе живописец пользовался расположением авторитетных лиц. В обществе возникла мода на него. Героинями произведений были императрица Мария Федоровна, Павел I и их дети, кисти автора принадлежат «Портрет Марии Лопухиной», «Портрет Елены Нарышкиной». В изображении женщин художнику удавалось передать трепетность, поэтику тонкой натуры и воспеть трогательный образ.
Картина Владимира Боровиковского «Портрет Марии Лопухиной»
Творчество Боровиковского было многогранным. Он писал монументальные портреты и миниатюры, выходя за рамки сентиментализма и подвергаясь течениям, характеризующим смену эпохи в изобразительном искусстве. В работах этих лет присутствовали черты классицизма и ампира. Парадные изображения ценились среди высокопоставленных чиновников. Дипломат Александр Куракин отдал за «Портрет князя Куракина» 700 руб. Не меньше заплатили советник Дмитрий Трощинский и принц Муртаза Кули-Хан.
Владимира Боровиковского пригласили к работе над оформлением Казанского собора, которая длилась до 1811 года. Художник оказался в центре придворных интриг, поэтому при награждении за труды его фамилия фигурировала не в первых рядах. За долговременный труд он получил бриллиантовый перстень, в то время как другие были одарены щедрее. Так начался закат славы живописца.
Картина Владимира Боровиковского «Портрет князя Куракина»
Мода быстро менялась, вельможи открывали для себя новые имена. Мастерство Боровиковского оставалось неизменным, но к нему обращались все реже, и автор перестал посещать придворные мероприятия. Он больше не писал портреты. Теперь художника занимала религиозная живопись и увлечение мистицизмом.
Интересный факт: Боровиковский был членом масонской ложи Умирающего сфинкса под руководством Александра Лабзина. К ней имел отношение и его наставник Левицкий. Спустя несколько лет художник покинул кружок, но впоследствии относился к обществу «Духовный союз» Екатерины Татариновой.
Картина Владимира Боровиковского «Рождество Христово»
Творчество автора подвело черту в традиции портретного направления. Лиричность и эмоциональность портретов художника – отличительная черта его манеры, определившая эпоху в живописи 19 века. Его работы были более чувственными, чем картины предшественников. Фигуры, изображенные на лоне природы, становились первичными в сравнении с описанными прелестями пейзажа.
Свет на картинах оказывался рассеянным, а над персонажами витал ореол таинственности и загадки. Украшения и драгоценности женщин всегда сияли, фактура тканей передавала богатство атласа и бархата, но цвета были неяркими и неброскими, что приглушало роскошь одеяний. Используя привычные и ставшие традиционными для его манеры приемы, со временем Боровиковский стал писать в менее поэтичной манере. В его работах появился несвойственный ранее рационализм.
Годы взросления
Родился Владимир Лукич Боровиковский в 1757 году в Миргороде в казачьей семье. Отец художника, потомственный иконописец и старшина казачьего войска Лука Иванович Боровик, стал его первым учителем живописи. О матери художника достоверных сведений не дошло.
Вместе с отцом, братьями Василием и Иваном, Владимир Лукич в составе семейной артели иконописцев выполнял заказы на роспись местных храмов и писал иконы. Среди заказчиков были родители Н.В. Гоголя.
Ранние работы В.Л. Боровиковского сохранились плохо. Кроме иконописи, начинающий художник пробовал силы в портретной живописи. На первых полотнах он обычно изображал миргородских дворян. Его кисти принадлежат портреты учителя Н.В. Гоголя Дмитрия Трещинского и врача Михаила Трохимовского.
Боровиковский Владимир Лукич Годы жизни: 24.07.1757 — 1825г. Портретист. Родился на Украине, в Миргороде, 24 июля 1757 года в казачьей семье, по традиции вступил в военную службу. Дослужившись до чина поручика, вышел в отставку и занялся живописью.
Боровиковский Владимир Лукич
Годы жизни: 24.07.1757 — 1825г.
Портретист. Родился на Украине, в Миргороде, 24 июля 1757 года в казачьей семье, по традиции вступил в военную службу. Дослужившись до чина поручика, вышел в отставку и занялся живописью. Первоначальную художественную подготовку получил дома: его отец и братья занимались живописью. Сохранилось несколько икон Боровиковского 1780-х годов. Решающую роль в его дальнейшей судьбе сыграло получение заказа на оформление дворца в Кременчуге, в котором предполагала остановиться Екатерина II во время путешествия по югу России в 1787 году. Боровиковский исполнил для дворца две аллегорические картины и был приглашен в Петербург. В столице, с которой связано все его последующее творчество, он несколько лет жил у известного архитектора, поэта и музыканта Н. А. Львова, окружение которого повлияло на духовное развитие художника. Боровиковский познакомился и с известным портретистом Д. Г. Левицким и, возможно, пользовался его советами. Один из самых ранних портретов, выполненных в Петербурге, — «Портрет О. К. Филипповой» (1790, ГРМ), отличающийся, несмотря на некоторую неуверенность кисти, нежной мечтательностью образа. Мастерство Боровиковского быстро крепло, он приобрел известность. Австрийский портретист Лампи, у которого Боровиковский некоторое время брал уроки, при отъезде из Петербурга оставил ему свою мастерскую. Академия художеств оценила успехи художника и в 1795 году удостоила его званием академика. Боровиковский обращался к различным формам портрета — интимным, парадным, миниатюрным. Лучшие его работы созданы преимущественно в 1790-е годы, такие, как портреты М. И. Лопухиной
(1797, ГТГ), Е. Н. Арсеньевой (вторая половина 1790-х гг., ГРМ). Примером блестящего парадного изображения человека служит портрет А. Б. Куракина (ок. 1800 г., ГТГ), передающий всю значительность общественного положения «бриллиантового князя». Художник портретировал и крестьян, что было сравнительно редко в ту пору. «Лизанька и Дашенька» (1794, ГТГ) и «Торжковская крестьянка Христинья» (ок. 1795 г., ГТГ) изображают крепостных Н. А. Львова. Боровиковский имел учеников, которые по распространенному обычаю того времени жили в его доме и как бы становились членами семьи. Среди них был А. Г. Венецианов, на всю жизнь сохранивший теплую память об учителе. В последние годы жизни Боровиковский оказался во власти религиозно-мистических настроений. Мастерство его пошло на убыль.
Умер он в Петербурге.
Вклад в русское искусство живописи
Творческое наследие В.Л. Боровиковского очень многообразно. Он писал монументальные парадные и семейные портреты, оформлял иконостасы и расписывал стены соборов и церквей. Придерживаясь в основе сентиментального стиля в живописи, художник порою использовал в творчестве приёмы классицизма и ампира.
Портрет Павла I (1800 г.)
Портретная живопись В.Л. Боровиковского ‒ апогей в развитии классического русского портрета. Отличительная особенность его живописных произведений состоит в эмоциональности и лиричности изображенных на картинах образов.
На его холстах на первый план выступает человек, а не окружающая его природа или дворцовый интерьер. В поздних работах художника его стиль эволюционирует в сторону рациональности и утрачивает первоначальную чувственность.
Портрет Ф. А. Боровского (1799 г.)
Произведения В.Л. Боровиковского хранятся в крупнейших художественных музеях России, Белоруси и Украины. Его полотнами располагают:
- Третьяковская галерея на Крымском валу.
- Музей украинского искусства в Киеве.
- Музей В.А. Тропина в Москве.
- Русский музей.
- Государственный Эрмитаж.
- Киевский Национальный музей русского искусства.
- Национальный художественный музей Республики Беларусь.
На художественных аукционах произведения В.Л. Боровиковского появляются не часто и оцениваются очень высоко. В 2014 году аукционный дом Christie’s продал «Портрет княгини Кушелёвой с детьми» почти за 3 млн. £, а картина «Портрет князя П.В. Лопухина» ушла с молотка за 2,15 млн. £.
Художественное наследие В.Л. Боровиковского давно находится в центре внимания искусствоведов. В 1975 году Т.В. Алексеева закончила фундаментальный труд «Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII-XIX веков». В новом веке о творчестве художника вышло ещё несколько книг: И.Б. Чижовой «Судьба придворного художника. В.Л. Боровиковский в Петербурге» (2001) и И.А. Лейтеса «Владимир Боровиковский» (2010).
Личная жизнь
Семейная жизнь В.Л. Боровиковского совершенно не сложилась. Он никогда не был женат, не было у него и детей. В преклонные годы художник завещал раздать своё небольшое состояние бедным.
Неустроенность личной жизни способствовала нарастающей нелюдимости художника. Всегда глубоко верующий человек, Л.В. Боровиковский пытался найти решение социальных и личных проблем в мистических учениях. Обращение к мистицизму не оправдало ожиданий, что привело к ещё большей замкнутости художника.
По собственному признанию Л.В. Боровиковского, узкий круг общения художника состоял почти исключительно из прислуги и немногих учеников. Преподавательская деятельность стала основной на закате жизни. Его уроки живописи посещали А.Г. Венецианов и И.В. Бугаевский-Благодарный. Отличаясь мягким и добродушным характером, Л.В. Боровиковский относился к ним как к родне и позволял жить в собственном доме.
Единственной отдушиной для В.Л. Боровиковского были воспоминания о родине и гусли, играть на которых научил его ещё отец. Украинские песни доставляли ему огромное удовольствие и радость.
Добровольное отшельничество усугублялось пристрастием художника к крепким спиртным напиткам. Эта пагубная привычка подорвала его здоровье и в возрасте шестидесяти восьми лет художник скончался от инфаркта.
Личная жизнь
Биография Владимира Боровиковского настолько сильно была связана с любимым делом, что он не акцентировал внимания на личной жизни. Мужчина всегда был одиноким, а после утраты заинтересованности со стороны общества вовсе стал нелюдимым. Поиски себя в мистицизме не принесли успеха, и автор, уйдя в изображение религиозных сюжетов, проводил все время в мастерской.
Алексей Венецианов
У художника не было жены и детей. Родным в Украину он писал, что его общество составляют кухарка и ученики, которым он дал приют в собственной квартире. Одним из юношей был Алексей Венецианов, впоследствии ставший знаменитым художником.
Постепенно в душе Боровиковского назревал разлад, разогреваемый одиночеством и забытьем со стороны публики. Он пристрастился к выпивке. Будучи щедрым человеком, живописец не обладал состоянием, хотя даже в годы невостребованности умудрялся неплохо зарабатывать. Окружающие удивлялись его щедрости. На родину регулярно отправлялись посылки с гостинцами, бедняки толпились у его квартиры по субботам и регулярно получали милостыню.