Описание картины Владимира Боровиковского «Портрет Е.А. Нарышкиной»
С самого раннего детства жизнь Владимира Боровиковского была связана с живописью. Его отец и братья были иконописцами, именно они привили маленькому мальчику любовь к изобразительному искусству и обучили его азам художественного мастерства. Позднее, после службы в казачьем полку и выхода в отставку, он окончательно посвящает свою жизнь живописи. Он выполняет работы по оформлению храмов, пишет иконы, а позже начинает принимать заказы на создание индивидуальных портретов.
Как искусный художник-портретист, Владимир Боровиковский не мог обойти стороной необычайную красоту дочери обер-камергера А.Л. Нарышкина, Елены, и в 1799 году пишет ее великолепный портрет.
Елене Нарышкиной, которая являлась фрейлиной императрицы, была уготована нелегкая судьба.
В 15 лет ей пришлось выйти замуж за князя Аркадия Суворова, который совершенно не уделял внимание своей семье, но, после своей кончины через одиннадцать лет оставил молодой вдове четырех маленьких детей. Спустя некоторое время, Елена Нарышкина, по состоянию здоровья и рекомендациям врачей уезжает в Европу, лишь изредка посещая Россию
Спустя некоторое время, Елена Нарышкина, по состоянию здоровья и рекомендациям врачей уезжает в Европу, лишь изредка посещая Россию.
Звездный час ее наступил в 1814 году, во время проведения Венского конгресса. Тогда было устроено большое количество шикарных балов, на которые съехались видные аристократы и представители королевских династий со всей Европы.
Вновь обретя семейный очаг и душевный покой, Елена Нарышкина возвращается в Россию, в свой родной Симферополь, где и остается жить.
Умная, добрая, красивая женщина на протяжении всей жизни остается приветливой и проницательной хозяйкой. В ее доме частыми гостями были Александр Пушкин и Жуковский, она водила дружбу с поэтом-слепцом И. Козловым, а Россини посвятил ей кантату, которую впоследствии использовал в финале оперы «Севильский цирюльник».
- Год написания картины: 1799.
- Размеры картины: 72,8 x 59,6 см.
- Материал: холст.
- Техника написания: масло.
- Жанр: портрет.
- Стиль: рококо.
- Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Детство и юность
По достижению 11 лет, Наталья была передана в дом Артамона Матвеева, с которым Нарышкины находились в родстве. Для юной девушки из провинции это была возможность получить хорошее образование и, возможно, найти достойную партию. Боярин Артамон Матвеев (1625–1682) был не просто ближним боярином Алексея Михайловича — он заведовал Посольским приказом и был фактическим руководителем правительства. Согласно некоторым источникам, рядом с домом Матвеева находился столп с ящиком для челобитных, которые он собирал и лично вручал царю.
Будущую мать Петра I злые языки называли «лапотной царицей», за её скромное происхождение, но в отсутствии образования Наталью нельзя было упрекнуть — в доме Матвеева, вместе с его сыном Андреем, она изучала литературу, историю, поэзию, математику и правила этикета.
Артамон Сергеевич Матвеев — ближний боярин царя Алексея Михайловича, гравюра
Изучение немецкого для неё было столь успешно, что со временем Наталья стала принимать участие в спектаклях, которые ставили в доме Матвеева на немецком языке.
Дети[править | править код]
От первого брака Елена Александровны имела двух сыновей и трех дочерей; от второго же мужа детей не было:
- Мария (26 февраля 1802 — 16 февраля 1870), училась в Смольном институте, фрейлина, адресат стихотворения А. С. Пушкина«Давно о ней воспоминанье…». Была замужем с 1820 года за князем М. М. Голицыным (1793—1856), а впоследствии за М. М. Остолоповым.
- Варвара (16 марта 1803 — 22 февраля 1885), в первом браке была замужем за Д. Е. Башмаковым (1792—1836) и имела шесть детей; во втором — за генералом-от-инфантерии князем А. И. Горчаковым (1776—1855). Злоязычный Ф. Ф. Вигель писал, что «Варвара Аркадьевна, была не хороша и не дурна собою, но скорее последнее; только на тогдашнее петербургское высшее общество, столь пристойное, столь воздержанное в речах, она совсем не походила, любила молоть вздор и делать сплетни; бывало, соврет что-нибудь мужу, тот взбесится, и выйдет у него с кем-нибудь неприятность».
- Александр (5 июля 1804 — 31 января 1882), генерал от инфантерии; был женат с 1830 года на фрейлине Любови Васильевне Ярцевой (Ярцовой; 1811—1867).
- Аглаида (05 ноября 1805 — 13 февраля 1806), крещена была своей бабкой М. А. Нарышкиной.
- Константин (10 ноября 1809 — 1877), гофмейстер Высочайшего двора; был женат на Елизавете Алексеевне Хитрово (1822—1859), дочери сенатора А. З. Хитрово.
Портрет В.И. Арсеньевой
Владимир Боровиковский – известный русский портретист украинского происхождения, живший в XVIII веке. Самыми знаменитыми его полотнами считаются портреты молодых девушек, и «Портрет Арсеньевой» относится именно к таким работам. Портрет написан в 1796 году и причисляется к стилю рококо. С холста на нас задорно глядит девушка подросткового возраста. Глаза ее светятся весельем и легкостью, которая присуща именно молодым девушкам, а легкий раскосый разрез глаз только подчеркивает это ощущение беззаботности. Голова немного приподнята, личико персонажа картины имеет мягкие черты. Уголки губ замерли в легкой полуулыбке, что говорит нам о жизнерадостности, присущей характеру юной Екатерины Арсеньевой.
На портрете Арсеньева одета в самое модное на тот момент платье, с лентой под грудью и драгоценными украшениями на рукавах. На правом запястье также сияет тройная жемчужная нить. Украшения на картине Боровиковского «Портрет Арсеньевой» изображены в легкой манере, без лишней детализации. На легких кудряшках девушки сидит шляпка из соломы, которая похожа по форме на перевернутую корзинку, а украшает головной убор пучок из колосьев, еще больше подчеркивающий пасторальность картины.
В целом «Портрет Арсеньевой» отличает удивительное мастерство живописца. Восхитительная игра красок в выгодном свете показывает нам пока еще совсем юное личико с кокетливой улыбкой. Все цвета на картине Владимира Боровиковского «Портрет Арсеньевой» будто немного смыты, покрыты дымкой, которая размывает контуры и придает чертам подвижность и легкость. Поэтому в картине нет статичности в слишком вычурной позе, вся композиция выглядит таким образом, будто Боровиковский зарисовал момент прогулки Арсеньевой по лесу (позади нее виднеются зеленые деревья), а не попросил ее позировать. В руке девушка держит яблоко – символ Афродиты.
Приятное, нежное личико Екатерины, ее светлые одежды, незатейливый образ пастушки – картина производит очень приятное впечатление. Художник при помощи пастельной гаммы красок и легких мазков смог мастерски передать ощущение юной, кокетливой беспечности, тот самый возраст, когда девушка еще не женщина, но уже и не девочка.
Екатерина Арсеньева была старшей дочерью Н.Д. Арсеньева, генерал-майора, участвовавшего в штурме Измаила. Екатерина получила образование в Воспитательном обществе благородных девиц в Смольном монастыре и была фрейлиной императрицы Марии Федоровны.
На сегодняшний день картина Боровиковского «Портрет Арсеньевой» хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге – именно там ее можно увидеть вживую.
Владимир Боровиковский (1757-1825, Россия) — Портрет Елены Нарышкиной
Category: Автор — lomovolga. Это цитата этого сообщенияВладимир Боровиковский (1757-1825, Россия) — Портрет Елены Нарышкиной
lomovolga
Влади́мир Луки́ч Боровико́вский
(1757, Миргород, Малороссия —1825) — русский художник, мастер портрета.
Боровиковский Владимир Лукич (Vladimir Borovikovsky) Портрет Е.А.Нарышкиной (Portrait of Elena Naryshkina) 1799 Холст, масло 72,8 х 59,6
Государственная Третьяковская Галерея, Россия
Портрет Елены Александровны Нарышкиной (1785–1855) – один из лучших женских портретов, написанных Боровиковским в конце XVIII века.
Нарышкина – дочь обер-камергера А.Л. Нарышкина. В первом браке она была замужем за сыном генералиссимуса А.В. Суворова графом А.А. Суворовым-Рымникским; овдовев, вышла вторично замуж за князя В.С. Голицына.
Боровиковский Владимир Портрет Е.А.Нарышкиной (фрагмент) 1799 Холст, масло 72,8 х 59,6
Государственная Третьяковская Галерея, Россия
Елена Нарышкина обладала хорошими музыкальными способностями. Итальянский композитор Дж. Россини написал в ее честь кантату. Она была дружна с поэтами В.А.Жуковским и И.И.Козловым.
Художник изобразил еще юную очаровательную девушку, с томной улыбкой взирающую на зрителя. Героиня одета в изысканно-скромное платье, по плечам небрежно рассыпались кудри.
В портрете ощущается влияние эстетики позднего классицизма – четкий рисунок, определенность контуров, колорит, тяготеющий к локальным цветам.
(фрагмент)
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Портрет Нарышкиной Боровиковский
Картина Владимира Боровиковского Портрет Елены Александровны Нарышкиной: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Купить картину или постер «Портрет Елены Александровны Нарышкиной», художника Владимира Боровиковского вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Портрет Елены Александровны Нарышкиной (1785 – 1855) – один из лучших женских портретов, написанных Боровиковским в конце XVIII века.
Камерные портреты легендарного русского художника Владимира Боровиковского
Поспешите в Третьяковскую галерею и вы долго будете стоять возле этого шедевра живописи.
Для одной из воздвигнутых на пути следования императрицы «потемкинских деревень» Боровиковский написал две картины, увидев которые Екатерина II повелела позаботиться об авторе. Боровиковского.
Портрет решен в нежном голубовато-перламутровом тоне. Аркадий Суворов стал обладателем большого состояния и был свободен в выборе.
Трощинского, написанный между 1793 и 1796 годами, портрет персидского принца Муртазы-Кули-Хана, написанный в 1796 году, портрет генерала-майора Ф. А. В тот год Рымник значительно разлился и, переходящие его вброд солдаты сильно рисковали. Резко изменило судьбу худогжника путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году.
Капниста, тогдашнего предводителя миргородского дворянства.
К началу 1790-х годов относится миниатюрный портрет поэта В. В. Вообще в этот период Боровиковский написал множество портретов и портретных миниатюр, которые были очень популярны на рубеже XVIII-XIX веков в качестве подарка друзьям.
Портрет влечёт к себе взглядом карих глаз девушки, направленным куда-то, скорее всего, в себя. Филипповой» (1790). Боровского, созданный в 1799 году и портрет князя А. Б. Портрет Нарышкиной Е. А. Нет и привычных для парадного императорского портрета атрибутов власти.
Сравнительный анализ 2 картин Боровиковского портрета Нарышкиной и Лопухиной
Второй брак был заключён с князем Голицыным. Из мужских портретов стоит отметить портрет Д. П. Карамзин в повести Бедная Лиза. На Украине же Боровиковский пробовал писать и первые портретные работы, однако в целом в тот период его творчество представляло собой полуремесленное искусство.
Елена Александровна была дочерью оберкамергера и вдовой графа Суворова-Рымнинского. Пушкину заключительную сцену повести Капитанская дочка. Где-то посреди реки экипаж пошатнулся, завалился на бок и перевернулся вверх колесами. По мнению одного из исследователей, Боровиковский изобразил дворовых девушек Николая Александровича Львова.
Нарышкина дружила с Жуковским имела склонность к музыке. С кончиной генералиссимуса этот брак расстроился. И крестьянки любить умеют.
Вторая половина 1790-х – начало 1800-х годов – период наибольшего расцвета творчества художника. Львова, находившегося в свите Екатерины II во время ее поездки по Крыму. Полотно написано в стиле позднего классицизма – чётко прорисованные детали, определённость контуров и мягкие цвета.
Женские образы в портретах художника Боровиковского
Она пытается улыбнуться, но ей это не удаётся. За портрет Екатерины II на прогулке В. Л.
Но при этом поза Екатерины полна достоинства движения и жест, которым она указывает на Чесменскую колонну, воздвигнутую в честь победы в русско-турецкой войне (1768–1774), сдержанны и величественны окружающая ее природа не менее прекрасна, чем самые пышные парадные залы. Впервые в русском искусстве фон портрета становится важным элементом в характеристике героя.
Примечания[править | править код]
- Особняк А. Л. Нарышкина (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 17 мая 2020. Архивировано 17 мая 2020 года.
- А.Петрушевский. Генералиссимус князь Суворов.
- Русские портреты 18—19 столетий. — Т. 4. — Вып. 3. — № 135.
- Архив князя Воронцова. — Кн. 36. — М., 1890.
- Архив князя Воронцова. — Кн. 37. — М., 1891.
- Братья Булгаковы. Переписка. — Т.1. — М.: Захаров, 2010. — 672 с.
- Русские портреты 18—19 столетий. — Т. 1. — Вып. 3. — № 51.
- Записки графа М. Д. Бутурлина. — Т. 1. — М.: Русская усадьба, 2006. — 651 с.
- Братья Булгаковы. Переписка. — Т. 2. — М.: Захаров, 2010. — 668 с.
- Бал был в доме полковника Ивана Григорьевича Сенявина (1801—1851), двоюродного брата Елены Александровны Голицыной.
- Фикельмон Д. Дневник 1829—1837. // Весь пушкинский Петербург, 2009. — С. 255.
- ЦГИА СПб. — Ф. 19. — Оп. 111. — Д. 133. — Л. 26.
- Вигель Ф. Ф. Записки
- Метрические книги собора Св. Исаакия Далматского.
- Метрические книги собора Св. Исаакия Далматского.
Сочинение 2
Такая красивая девушка! То есть такая красивая картина! И она не только красивая, но и симпатичная. Так улыбается кокетливо!
Только, конечно, она больше похожа на ребенка. Такая пухленькая! Сейчас девушки не такие – более стройные точно. А эта героиня, хотя и толстенькая, но красавица! Я знаю, что раньше, вообще, женщины были более плотными. Считалось, что в случае чего (война, голод), женщина дольше сможет не есть. Жир будет давать энергию! То есть это были такие запасы на всякий случай. Некоторые женщины, я слышала, до сих пор носят все драгоценности на себе. Если вдруг что, то всё с собой!
Так, румянец на все щеки. Это тогда говорило о здоровье. Она даже больше похожа на крестьянку! Но по платью она барыня… Может быть, это такая крестьянка-барышня. Её художник попросил переодеться, а она и рада. Ему-то надоело рисовать тех бледных и худых барышень, а тут кровь, как говорят, с молоком. А крестьянка тоже довольна – в красивом платье посидеть, в поле не работать. И с неё пишут картину! Вот загадка такая у этой картины была.
У героини очень красивое платье – голубое с золотом. Легкая ткань. Золотые, по-моему, браслеты на плечах. На руках – жемчужные. И такая шляпка – соломенная с пером. Она больше от солнца, но тут ее решили оставить. Наверное, начали писать картину днем, но вот солнце зашло – шляпку решили оставить. Очень хорошо смотрится…
И мне кажется, что она сидит на камне! Точно крестьянка, ведь барышня бы точно не согласилась так. И вообще, барыня не смогла бы на улице вечером сидеть – испугалась бы комаров. А тут девушка привычная.
Так вот, сидит она в саду. За ней дерево, наверное, яблоня старая. Ведь в руках у героини яблоко! Как у Евы. И поэтому тоже такой хитрый взгляд. Смотрит она на зрителя, хотя голову повернула чуть в сторону. Прямо играет!
Я думаю, что если бы она была более красивой, но печальной, то не было б там всё мило! Главное, что у неё глаза светятся, она чуть улыбается. Не так, как для фотографии сейчас, а просто и симпатично.
Ещё у неё очень красивые волосы: светлые, вьющиеся… Думаю, что всё натуральное.
Приятная картина. На неё можно долго смотреть. Героиня кажется ещё более светлой на фоне тёмного неба. Очень красиво!
`
Сочинение по картине Боровиковского Портрет Е.Н. Арсеньевой 5 класс
- Сочинения
- По картинам
- Боровиковский — Портрет Е.Н. Арсеньевой
Известный русский художник — портретист В. Л. Боровиковский написал портрет Е. Н. Арсеньевой в конце XIII века, в 1796 году. Владимир Лукич был востребован как мастер портретов знаменитых и влиятельных людей. Боровиковскому В. Л. удавалось на дамских портретах показывать чувственность, оригинальность, жизнерадостность и задумчивость своих героинь.
На одноименном холсте мы видим хорошо сложенную молодую девушку 25 лет, Екатерину Николаевну Арсеньеву, старшую дочь генерала Арсеньева Н.Д. Она воспитывается в институте благородных девиц при Смольном. В 1796 году она станет знатной дамой при дворе, а в 1800 году ее выдадут замуж. А пока Катенька похожа на бойкую и веселую девочку, вполне удовлетворенную жизнью. Задор юности присущ ей, но она уже входит в пору девичества. Екатерина на прогулке невзначай встретилась с портретистом и он предложил ей позировать ему. Кисть художника отобразила милые черты лица молодой девушки, показав ее настроение и стать. У Екатерины чисто славянские черты лица, щечки с ямочками на щеках. Мастеру удалось лаконично передать характер своей героини. По портрету видно, что девушка довольна жизнью и уверена в себе.
Она гордо позирует с высокоподнятой головой. Лицо ее спокойно, губы сжаты. Носик вздернут, глаза прищурены. На щеках легкий румянец. Платье с декольте и коротким рукавом из легкой ткани открывает ее чистую белоснежную кожу. Легкая шаль из органзы мягко окутывает ее локти. У нее хорошее настроение. Девушка весела и улыбчива. Руки сложены крест — накрест. На правой руке у нее надет красивый ажурный браслет из жемчуга, а левой рукой Екатерина держит спелое желтое яблоко. На голове надета соломенная шляпка с украшением из пера страуса. Из-под шляпки волнами струятся белокурые локоны волос.
Особенности правления
Историки характеризуют Наталья Нарышкину, мать Петра 1, как умную, образованную, добрую женщину, но ничего не понимающую в управлении государством и «ума легкого». Именно поэтому она окружила себя министрами, которые помогали ей править страной.
Правление Нарышкиной не оказало влияния на историю российского государства. Народ не поддерживал царскую власть в это время.
В реальности государством управляли Голицын и министры. Современники отзывались о правлении этого времени как о весьма недобродетельном, сопровождавшимся страшным мздоимством. Судьи судили неправильно, совершалось множество государственных краж.
Это неудивительно, ведь царицу больше интересовал любимый сын Петр, нежели дела государственные.
Вдовья доля
После ухода царя Милославские, члены семьи первой царицы, стали притеснять Наталью. На нее жаловались по любому поводу.
До своей смерти Алексей Михайлович поставил на правление страной сына от первого брака, Федора. Но после кончины Федора на престол провозгласили Петра. Наталья стала всерьез опасаться за жизнь сына и свою.
Восставшие в 1682 году стрельцы вынудили царицу переселиться в село Преображенское. Туда Наталья переехала вдвоем с сыном Петром. Стрельцы передали власть Софье.
Трудная жизнь началась у Натальи и Петра. Они сильно нуждались. Царица Софья присылала крохи вдове. Наталья принимала помощь и от своих друзей.
Впрочем, жизненные трудности мамы никак не отражались на Петре. Будущий царь играл с соседскими мальчишками, создавая свое потешное войско.
Популярные сочинения
- Сочинение Времена не выбирают 11 класс Удивительным свойством человека является возможность охватить собственным сознанием огромные сферы. К примеру, человек может рассматривать историю во всей полноте, хотя сам он существует в к
- Сочинение про Маму Я бы хотела рассказать про свою маму. У нее короткие темные волосы и карие глаза. Она очень красивая, вкусно готовит и никогда не ругается. Все свое время мама отдает нам, своей семье. Да она, конечно, ходит на работу
- Сочинение-описание по картине Село Хмелевка Ромадина (9 класс) Исходя из названия, нетрудно догадаться, что на картине Н. Ромадина «Село Хмелевка» изображено именно вышеупомянутое поселение. Тонкие березки с присущими осени желто – красными листьями, деревенские дома, ухоженные огороды.
Какой она вошла в историю
Она не была капитаном корабля под названием Россия, плывущего в светлое будущее. Да и зачем, если с этим прекрасно справлялся её достойный наследник? Отличной матерью была Наталья Нарышкина. Краткая биография этой женщины дает отличную возможность в том убедиться. Царь прислушивался к матери, не отвергал её советов. Она поддерживала и защищала его.
В сердце она желала, чтобы он был близко, не отлучался в столь длительные путешествия, хотя и понимала, что это прославит её сына в веках.
Но любой матери хочется, чтобы её ребенок был в сохранности и рядом куда более, чем чтоб он стал весомой частью истории
Пусть проживет счастливые годы при жизни, а не сияет в ослепительной славе после смерти, ведь тогда уже ничто не будет важно. В возрасте 43 лет Наталья Нарышкина умерла, это произошло в 1694 году
Вдовство
Елена Александровна
Оставшись вдовой в 25 лет, княгиня Суворова скоро уехала за границу. Там она провела довольно продолжительное время, лишь изредка и ненадолго возвращаясь в Россию, так как слабое здоровье её требовало пребывания в теплом климате.
1814-й год застал Елену Александровну в Вене, где отец её состоял при императрице Елизавете Алексеевне во время Венского конгресса
На блестящих балах и празднествах, которыми сопровождался этот небывалый съезд императоров, королей и принцев всей Европы, княгиня Суворова, благодаря своей красоте и любезности, привлекала общее внимание и занимала видное место между красавцами венского двора и высшей европейской аристократии. Один из современников писал о ней
…Она соединяла в себе с замечательной красотой природную живость ума и обаяние нежной и возвышенной души. |
Как в европейских столицах, так и на водах в Германии, где она проводила летние месяцы, Елена Александровна вела светскую жизнь и имела много друзей и поклонников. Ум, образованность, красота, выдающиеся музыкальные способности и прекрасный голос привлекали к ней сердца.
Во время нахождения Елены Александровны в Риме в 1815—1816 гг. знаменитый уже тогда Россини, вхожий в её дом, пожелал написать кантату в день её именин или рождения с помещением в кантату какого-нибудь русского мотива, для чего он обратился к Джулиани. Джулиани вспомнил напев « Ах, зачем было огород городить, ах, на что было капусту садить»,
и мотив этот до того понравился Россини, что, поместив его в свою кантату, он повторил его в сочиняемой им тогда опере «Севильский цирюльник», в финале 2-го действия.
Возвращение к власти
Вторичный бунт стрельцов в 1689 году привел к тому, что Софью сослали в монастырь, власть разделилась между Петром и Иоанном. Наталья Нарышкина снова стала у руля государства. Ее помощниками стали Голицын, брат Лев и боярин Тихон Стрешнев.
17-летний Петр не интересовался делами государства. Его больше интересовали морские путешествия и строительство флота. Поэтому молодой Петр часто уезжал, чем сильно огорчал мать.
Решив, что надо женить Петра, мать выбрала ему в жены Наталью Лопухину. Петра семейная жизнь интересовала мало. А Наталья, дождавшись внука Алексея, была очень счастлива.
Лопухины с Нарышкиными правили жестко, притесняли бояр, за всякое слово против власти ссылали в острог, подвергали пыткам.
Кремль в эпоху правления Нарышкиной необычайно расцвел. Великолепие кремлевского дворца отражало пышность и превосходство царского образа жизни.
Сын иконописца
Владимир Боровиковский. Святые апостолы Фома и Варфоломей (фрагмент). 1770-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Владимир Боровиковский. Лизынька и Дашинька (фрагмент). 1794. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимир Боровиковский. Святые апостолы Лука и Иаков (фрагмент). 1770-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Владимир Боровиковский родился 4 августа 1757 года в украинском городе Миргороде. Его отец Лука Боровиковский происходил из казаков. Оставив военную службу, он занялся иконописью, создавал фрески в храмах и монастырях.
Владимир Боровиковский учился рисованию под руководством отца, а потом помогал ему выполнять заказы. На своих первых портретах будущий художник изображал миргородских дворян. Искусствовед Александр Майкапар писал: «Творчество Боровиковского в то время не выходило за рамки полуремесленного искусства».
В 1770-х Боровиковский познакомился с поэтом Василием Капнистом, который тогда был предводителем дворянства Миргородского уезда. В 1787 году Капнист пригласил художника расписать дом в Кременчуге, где должна была остановиться императрица Екатерина II. Она проезжала через этот город по дороге в Крым.
Роспись стен и живописные панно, которые создал Боровиковский, понравились Екатерине II, и она пригласила художника переехать в Петербург. В 1788 году Боровиковский прибыл в столицу. Первое время он жил у архитектора и поэта Николая Львова. Тот познакомил художника со своими друзьями — писателями Гавриилом Державиным и Иваном Хемницером. Кроме того, Львов помог Боровиковскому найти учителей живописи — портретистов Дмитрия Левицкого и Иоганна Лампи.
В 1790-х Владимир Боровиковский стал получать первые заказы. Одной из его ранних работ стал портрет горничных Лизоньки и Дашеньки, которые служили в семье Львовых. Искусствовед Александр Майкапар писал об этой работе: «Брюнетка кажется серьезной и мечтательной, а блондинка — живой и смешливой. Но все это выражено в полутонах, в тонких оттенках».
В эти годы Боровиковский продолжал писать иконы. В начале 1790-х он создал 37 образов для главного собора Борисоглебского монастыря в Торжке.