Боровиковский «портрет императрицы екатерины ii» описание картины, анализ, сочинение

Боровиковский Владимир Лукич

Портрет княжен Анны и Варвары Гагариных, 1802, ГТГ

Боровиковский Владимир Лукич – русский художник исторической, церковной и портретной живописи. Родился в 1758 году в Миргороде. Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в Миргороде, где и занимался живописью; неизвестно, кто был его первым наставником в этом искусстве.

Императрица Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке, 1794, ГТГ

В путешествии императрицы Екатерины II на юг России, предпринятом ею в 1787 году, путь ее лежал через город Миргород Полтавской губернии, где предполагалось сделать остановку. Миргородское дворянство заказало по этому случаю молодому Боровиковскому несколько картин, которые и были развешаны в комнатах дома, назначенного для приема государыни.

  • Портрет Дарьи Александровны Державиной, 1813, ГТГ
  • Портрет князя Александра Борисовича Куракина, 1802, ГТГ

В числе этих картин две обратили на себя особенное внимание императрицы: одна из них аллегорически изображала Екатерину II, объясняющую свой Наказ греческим мудрецам, другая – Петра I как пахаря и Екатерину II как сеятельницу. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию художеств, где в то время славился нежностью кисти австрийский художник-портретист Лампи

  1. Портрет Елены Александровны Нарышкиной, 1799, ГТГ
  2. Князь Григорий Семенович Волконский, 1806, Художественный музей, Тула

Боровиковский стал учиться у австрийского живописца Иоганна Батиста Лампи Старшего, пользовался также советами Дмитрия Григорьевича Левицкого, портретного художника весьма большого таланта. Через несколько лет сам Боровиковский приобрел большую известность своими портретами; в 1795 году он получил степень академика, а в 1802 году звание советника академии.

Портрет графини Марии Ивановны Лопухиной, 1797, ГТГ

Боровиковский написал множество великолепных портретов русских сановных и церковных деятелей, из которых весьма замечателен портрет императрицы Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, воспроизведенный впоследствии в превосходной гравюре резцом Уткина; известны также его портреты Державина, митрополита Михаила, князя Куракина, князя Лопухина-Трощинского и большой портрет во весь рост Фет-Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Этого портрета имеется два экземпляра: большой находится в картинной галерее Эрмитажа, другой – в Академии художеств.

продолжение в комментах

В русской литературе

Образ Екатерины, изображённой в этом портрете на прогулке, несколько раз нашёл отражение в русской литературе:

  • Державин, стихотворение «Развалины» (1797) — императрица гуляет по парку и смотрит на памятник своих побед
  • Пушкин, повесть «Капитанская дочка» (1836) — встреча Маши с императрицей в Царскосельском парке (в котором, кстати, прошло отрочество лицеиста-автора). Существуют расхождения текста с изображением — императрица моложе лет на 20, одета в белое, а не в голубое. Описан второй вариант портрета — с Румянцевским обелиском, вероятней всего, Пушкин вдохновлялся гравюрой, а не оригиналом, который находился у Румянцева и был труднодоступен для обозрения.

В. Боровиковский. Портрет Д. А. Державиной, 1813, ГТГ: принадлежит к тому же иконографическому типу, только здесь женщина указывает на своё поместье, и поздняя картина художника оказалась более условной в своей демонстративной торжественности.

Владимир Лукич Боровиковский, «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», «Портрет М.И. Лопухиной»

Она не выкупила портрет, он оставался, судя по всему, в мастерской художника, затем сменил несколько владельцев и, наконец, был приобретён Третьяковской галереей. Сначала она числилась в собрании Д. А. Бенкендорфа (до 1900), туда поступила из коллекции А. М. и М. В. Муромцевых (до 1870), а затем перешла к известному собирателю Павлу Ивановичу Харитоненко.

Сентиментализм проявляется в отказе автора от парадных дворцовых интерьеров и предпочтении природы, которая «прекраснее дворцов». Её одежда подчеркнуто неофициальна — она одета в шлафрок, украшенный кружевным жабо с атласным бантом, и кружевной чепец, у её ног резвится собака. Правительница представлена не богиней, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни, созерцательницей, без всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов.

В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди. Таким образом, в парадный портрет проникает «естественная простота», кроме сентиментализма отчасти сближающая картину с просветительским классицизмом. Она была окончена в 1827 году (через год после смерти заказчика). Она вышла с посвящением Николаю I и была куплена вдовствующей императрицей Марией Федоровной. В XIX часто делались копии и с гравюры, и с портрета — именно тогда, спустя двадцать лет с момента своего создания он обрел популярность.

Она получила широкую известность в Европе и лестные отзывы Парижа и Лондона. В новой технике портрет стал более параден и официален. Пушкин, повесть «Капитанская дочка» (1836) — встреча Маши с императрицей в Царскосельском парке (в котором, кстати, прошло отрочество лицеиста-автора).

Описан второй вариант портрета — с Румянцевским обелиском, вероятней всего, Пушкин вдохновлялся гравюрой, а не оригиналом, который находился у Румянцева и был труднодоступен для обозрения. Дама пристально на неё смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть её с ног до головы.

Художник представляет ее в виде созерцательницы, совершающей прогулку в сопровождении своей любимой левретки и предающейся размышлениям на лоне природы. Государыня изображена не в дворцовом интерьере, а среди густой зелени парка, ее одежда подчеркнуто неофициальна. Движения и жест, которым она указывает на Чесменскую колонну, воздвигнутую в честь победы в русско-турецкой войне (1768–1774), сдержанны и величественны.

Впервые в русском искусстве фон портрета становится важным элементом человеческой характеристики. В эпоху сентиментализма впервые в императорском портрете появляются нотки камерности, интимности. Эти настроения ощущаются и в окружающем пейзаже, и в новом облике самой государыни.

Сочинение 2

Такая красивая девушка! То есть такая красивая картина! И она не только красивая, но и симпатичная. Так улыбается кокетливо!

Только, конечно, она больше похожа на ребенка. Такая пухленькая! Сейчас девушки не такие – более стройные точно. А эта героиня, хотя и толстенькая, но красавица! Я знаю, что раньше, вообще, женщины были более плотными. Считалось, что в случае чего (война, голод), женщина дольше сможет не есть. Жир будет давать энергию! То есть это были такие запасы на всякий случай. Некоторые женщины, я слышала, до сих пор носят все драгоценности на себе. Если вдруг что, то всё с собой!

Так, румянец на все щеки. Это тогда говорило о здоровье. Она даже больше похожа на крестьянку! Но по платью она барыня… Может быть, это такая крестьянка-барышня. Её художник попросил переодеться, а она и рада. Ему-то надоело рисовать тех бледных и худых барышень, а тут кровь, как говорят, с молоком. А крестьянка тоже довольна – в красивом платье посидеть, в поле не работать. И с неё пишут картину! Вот загадка такая у этой картины была.

У героини очень красивое платье – голубое с золотом. Легкая ткань. Золотые, по-моему, браслеты на плечах. На руках – жемчужные. И такая шляпка – соломенная с пером. Она больше от солнца, но тут ее решили оставить. Наверное, начали писать картину днем, но вот солнце зашло – шляпку решили оставить. Очень хорошо смотрится…

И мне кажется, что она сидит на камне! Точно крестьянка, ведь барышня бы точно не согласилась так. И вообще, барыня не смогла бы на улице вечером сидеть – испугалась бы комаров. А тут девушка привычная.

Так вот, сидит она в саду. За ней дерево, наверное, яблоня старая. Ведь в руках у героини яблоко! Как у Евы. И поэтому тоже такой хитрый взгляд. Смотрит она на зрителя, хотя голову повернула чуть в сторону. Прямо играет!

Я думаю, что если бы она была более красивой, но печальной, то не было б там всё мило! Главное, что у неё глаза светятся, она чуть улыбается. Не так, как для фотографии сейчас, а просто и симпатично.

Ещё у неё очень красивые волосы: светлые, вьющиеся… Думаю, что всё натуральное.

Приятная картина. На неё можно долго смотреть. Героиня кажется ещё более светлой на фоне тёмного неба. Очень красиво!

`

В российской литературе

Образ Екатерины, изображённой в этом портрете на прогулке, пару раз нашёл отражение в российской литературе:

«На другой денек рано с утра Марья Ивановна пробудилась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было красивое, солнце освещало верхушки лип, пожелтевших уже под свежайшим дыханием озари. Обширное озеро светилось бездвижно. Пробудившиеся лебеди принципиально выплывали из-под кустов, осеняющих сберегал. Марья Ивановна пошла около красивого луга, где только-только поставлен был монумент в честь недавнешних побед графа Петра Александровича Румянцева.

Вдруг белоснежная собачка британской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна ужаснулась и тормознула. В эту самую минутку раздался приятный дамский глас: „Не страшитесь, она не укусит“. И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на лавке противу монумента.
Марья Ивановна села на другом конце лавки. Дама внимательно на нее смотрела; а Марья Ивановна, со собственной стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела разглядеть ее с ног до головы.

В русской литературе

Образ Екатерины, изображённой в этом портрете на прогулке, несколько раз нашёл отражение в русской литературе:

  • Державин, стихотворение «Развалины» (1797) — императрица гуляет по парку и смотрит на памятник своих побед
  • Пушкин, повесть «Капитанская дочка» (1836) — встреча Маши с императрицей в Царскосельском парке (в котором, кстати, прошло отрочество лицеиста-автора). Существуют расхождения текста с изображением — императрица моложе лет на 20, одета в белое, а не в голубое. Описан второй вариант портрета — с Румянцевским обелиском, вероятней всего, Пушкин вдохновлялся гравюрой, а не оригиналом, который находился у Румянцева и был труднодоступен для обозрения.

Екатерина II в Царскосельском парке

1794г, холст, масло, 94.5×66 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сентиментальные настроения коснулись и изображения монархини. Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (1795, ГТГ — на фоне Чесменской колонны, второй вариант — ГРМ, на фоне Румянцевского обелиска), как теперь достоверно известно, не был заказан императрицей. Он был сделан как апробация таланта художника с целью представления во дворец, вернее всего, по идее, замыслу и разработанной программе все того же Львова. Императрица написана не с натуры (как, впрочем, и всеми русскими мастерами).

Известно также, что работу Боровиковского она не одобрила. Здесь сошлись неудачные для художника обстоятельства. «Знакомство» Екатерины с портретом совпало с ее раздражением на Державина, возвеличившего Суворова в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского».

Боровиковский получил за портрет лишь звание назначенного , а не академика, о чем мечтали члены державинско-львовского кружка (звание академика художник получил позже).

Портрет из собрания Государственного Русского музея возник по заказу Румянцевых, отсюда вместо Чесменской колонны Кагульский обелиск в честь побед Румянцева-Задунайского. Написанный в начале XIX века портрет более сух, с подчеркнутой светотеневой моделировкой и тщательной выписанностью деталей.

Боровиковский создал необычный для того времени портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни.

Напомним, что именно в этом образе запечатлел ее и Пушкин в своей великой «повести о чести» «Капитанской дочке» (как раз в 1820-е годы гравер Уткин исполнил гравюру с портрета Боровиковского; творение Боровиковского благодаря гравюре обрело как бы вторую жизнь и имело большой успех).

Образ кисти Боровиковского ничем не напоминает нам «Екатерины-законодательницы»: так за десятилетие изменяются художественные вкусы — от классицистического возвышенного идеала к почти жанровой сентиментального толка трактовке образа простой сельской жительницы

«Екатерина 2 на прогулке в Царскосельском парке» (с Чесменской колонной на фоне)

Кратко описание картины

Этот портрет, в отличие от большинства известных парадных изображений
императрицы, не был ею заказан. Его задумали для Боровиковского его друзья из кружка
Николая Александровича Львова, желая продемонстрировать талант художника, показав
потом портрет во дворце. В начале 1790-х под их влиянием Боровиковский обратился к
жанру камерного портрета, чаще всего изображая женщин в домашней обстановке — в такой
манере написан и портрет Екатерины.
Хотя художник часто видел Екатерину на прогулке, императрица была написана не с натуры
— в её одежде позировала её камер-фрау Марья Саввишна Перекусихина. Екатерина не
испытала при виде этого портрета того восторга, на который он был рассчитан. За картину
художник получил лишь звание «назначенного» в академики, а не академика, как надеялись
члены державинско-львовского кружка. (Звание академика он получил годом позже за
портрет великого князя Константина Павловича). Она не выкупила портрет, он оставался,
судя по всему, в мастерской художника, затем сменил несколько владельцев и, наконец, был
приобретён Третьяковской галереей.
Боровиковский написал портрет, который был для того времени необычным и был
проникнут духом свежего течения сентиментализма — в отличие от господствовавших в то
время в императорских портретах классицизма. Характерные черты этого направления —
идеализация жизни на лоне природы, культ чувствительности, интерес к внутренней жизни
человека. 65-летняя Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке,
опирающейся на посох из-за своего ревматизма. Её одежда подчеркнуто неофициальна —
она одета в шлафрок, украшенный кружевным жабо с атласным бантом, и кружевной чепец,
у её ног резвится собака. Правительница представлена не богиней, а простой «казанской
помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни, созерцательницей, без
всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов. Портрет стал отечественным
вариантом английского типа «портрет-прогулка». В полумраке парка видна пристань со
сфинксами, в озере плавают лебеди. Лицо модели написано обобщённо и условно, возраст
смягчён.

Искуствовед Некрылова Л.П.

Х

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
«Екатерина 2 на прогулке в Царскосельском парке» (с Чесменской колонной на фоне). БоровиковскийТакже бесплатно скачивайте «Екатерина 2 на прогулке в Царскосельском парке» (с Чесменской колонной на фоне) на странице сайта!

История создания

Этот портрет, в отличие от большинства известных парадных изображений императрицы, не был ею заказан. Его задумали для Боровиковского его друзья из кружка Николая Александровича Львова, желая продемонстрировать талант художника, показав потом портрет во дворце. Кружок Львова был одним из центров интеллектуальной жизни Петербурга, там Боровиковский подружился с Левицким, Державиным и другими деятелями литературы и искусства, в чьей среде культивировался стиль «частной жизни» и зародился русский сентиментализм. В начале 1790-х под их влиянием Боровиковский обратился к жанру камерного портрета, чаще всего изображая женщин в домашней обстановке — в такой манере написан и портрет Екатерины.

Хотя художник часто видел Екатерину на прогулке, императрица была написана не с натуры — в её одежде позировала её камер-фрау Марья Саввишна Перекусихина.

Екатерина не испытала при виде этого портрета того восторга, на который он был рассчитан. За картину художник получил лишь звание «назначенного» в академики, а не академика, как надеялись члены державинско-львовского кружка. (Звание академика он получил годом позже за портрет великого князя Константина Павловича). Она не выкупила портрет, он оставался, судя по всему, в мастерской художника, затем сменил несколько владельцев и, наконец, был приобретён Третьяковской галереей. Сначала она числилась в собрании Д. А. Бенкендорфа (до 1900), туда поступила из коллекции А. М. и М. В. Муромцевых (до 1870), а затем перешла к известному собирателю Павлу Ивановичу Харитоненко. После его смерти стараниями его вдовы в 1924 году поступает в галерею.

Популярные сочинения

  • Сочинение Времена не выбирают 11 класс Удивительным свойством человека является возможность охватить собственным сознанием огромные сферы. К примеру, человек может рассматривать историю во всей полноте, хотя сам он существует в к
  • Сочинение про Маму Я бы хотела рассказать про свою маму. У нее короткие темные волосы и карие глаза. Она очень красивая, вкусно готовит и никогда не ругается. Все свое время мама отдает нам, своей семье. Да она, конечно, ходит на работу
  • Сочинение-описание по картине Село Хмелевка Ромадина (9 класс) Исходя из названия, нетрудно догадаться, что на картине Н. Ромадина «Село Хмелевка» изображено именно вышеупомянутое поселение. Тонкие березки с присущими осени желто – красными листьями, деревенские дома, ухоженные огороды.

Живопись XVIII в.

При этом поза Екатерины полна достоинства, движения и жест сдержаны и величественны. Художник в своем портрете воспевает жизнь человека среди естественного окружения, открывает природу как источник эстетического наслаждения.

Возможно, именно этот портрет подсказал А.С. Пушкину заключительную сцену повести “Капитанская дочка”. В ней — характерная примета нового стиля эпохи — сентиментализма. Он был сделан как апробация таланта художника с целью представления во дворец, вернее всего, по идее, замыслу и разработанной программе все того же Львова. Императрица написана не с натуры (как, впрочем, и всеми русскими мастерами).

Знакомство» Екатерины с портретом совпало с ее раздражением на Державина, возвеличившего Суворова в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского». Портрет из собрания Государственного Русского музея возник по заказу Румянцевых, отсюда вместо Чесменской колонны Кагульский обелиск в честь побед Румянцева-Задунайского.

Он «удостаивался чести» писать с натуры Екатерину П. Одним из таких портретов является «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». Екатерина II (1729–1796) изображена в соответствии с идеалом сентиментализма. За картину художник получил лишь звание «назначенного» в академики, а не академика, как надеялись члены державинско-львовского кружка.

История создания

Этот портрет, в отличие от большинства известных парадных изображений императрицы, не был ею заказан. Его задумали для Боровиковского его друзья из кружка Николая Александровича Львова, желая продемонстрировать талант художника, показав потом портрет во дворце. Кружок Львова был одним из центров интеллектуальной жизни Петербурга, там Боровиковский подружился с Левицким, Державиным и другими деятелями литературы и искусства, в чьей среде культивировался стиль «частной жизни» и зародился русский сентиментализм. В начале 1790-х под их влиянием Боровиковский обратился к жанру камерного портрета, чаще всего изображая женщин в домашней обстановке — в такой манере написан и портрет Екатерины.

Хотя художник часто видел Екатерину на прогулке, императрица была написана не с натуры — в её одежде позировала её камер-фрау Марья Саввишна Перекусихина.

Портрет Екатерины работы Александра Рослина, хоть и изображает пожилую женщину, преисполнен торжественности, которой способствуют регалии, драпировки, мантия и колонны

Екатерина не испытала при виде этого портрета того восторга, на который он был рассчитан. За картину художник получил лишь звание «назначенного» в академики, а не академика, как надеялись члены державинско-львовского кружка. (Звание академика он получил годом позже за портрет великого князя Константина Павловича). Она не выкупила портрет, он оставался, судя по всему, в мастерской художника, затем сменил несколько владельцев и, наконец, был приобретён Третьяковской галереей. Сначала она числилась в собрании Д. А. Бенкендорфа (до 1900), туда поступила из коллекции А. М. и М. В. Муромцевых (до 1870), а затем перешла к известному собирателю Павлу Ивановичу Харитоненко. После его смерти стараниями его вдовы в 1924 году поступает в галерею.

Сочинение по картине Екатерина II в Царском парке — Владимир Боровиковский

Боровиковский написал Екатерину II на прогулке в Царскосельском парке. Портрет понравился, и художник написал его вариант. Так возникли два почти одинаковых портрета ЕкатериныII, один из которых — с Румянцевским обелиском на фоне — находится в Русском музее, а другой — с Чесменской колонной — в Третьяковской галерее.

Портрет Екатерины интересен новизною замысла.

Императрица изображена не в блеске царских регалий, как у большинства художников XVIII века, и не мудрой законодательницей, как в знаменитой картине Левицкого, а «казанской помещицей» , совершающей утреннюю прогулку по своей усадьбе — Царскосельскому парку.

Ей 65 лет, из-за ревматизма она опирается на посох. Ее одежда подчеркнуто неофициальна: одета в пальто, украшенном кружевным жабо с атласным бантом и кружевной чепец. Лицо написано обобщенно, смягчая возраст императрицы, на нем выражение снисходительной доброжелательности.

У ног ее резвится собака.

И хотя Екатерина представлена почти в домашней обстановке, поза ее полна достоинства, а жест, которым она указывает на памятник своих побед, сдержан и величествен.

Екатерина не была в восторге от портрета и не выкупила его, однако, Боровиковский внес этим портретом еще один штрих в образ великой русской императрицы. Следует сказать, что портрет Екатерины нашел своеобразное отражение в русской литературе. Он невольно вспоминается при чтении «Капитанской дочки» Пушкина.

Пушкин несомненно воспользовался картиной Боровиковского при описании встречи Марьи Ивановны с императрицей: «Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева.

И Марья Ивановна увидела даму в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось леи сорок

Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.»

(1

(А.Пушкин «Капитанская дочка» глава 14 «Суд»-отрывок

«На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно

Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева

Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника.

Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы.

Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок

Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»

P.S. Маша рассказала свою историю этой женщине, которая, как оказалось впоследствии, была императрицей Екатериной II.

Позже, под влиянием элегических воспоминаний, возникших при виде опустевшего Царского Села, поэт Державин пишет стихотворение ”Развалины”. (1797)

В условной, зашифрованной форме, объяснявшейся боязнью вызвать гнев нового царя, ненавидевшего все, что было каким либо то ни было образом связано с его матерью, он рисует меткими живыми штрихами когда-то виденную им сцену:

Здесь присутствуют все детали, изображенные на портрете Боровиковского: и ”легкий посошок”, с которым идет Екатерина ”близ вод”, и ”мягкая мурава” на аллее, и лебеди, и памятник ”Алкиду” – А. Г. Орлову, который подразумевался под именем древнегреческого героя.

Портрет В.И. Арсеньевой

Владимир Боровиковский – известный русский портретист украинского происхождения, живший в XVIII веке. Самыми знаменитыми его полотнами считаются портреты молодых девушек, и «Портрет Арсеньевой» относится именно к таким работам. Портрет написан в 1796 году и причисляется к стилю рококо. С холста на нас задорно глядит девушка подросткового возраста. Глаза ее светятся весельем и легкостью, которая присуща именно молодым девушкам, а легкий раскосый разрез глаз только подчеркивает это ощущение беззаботности. Голова немного приподнята, личико персонажа картины имеет мягкие черты. Уголки губ замерли в легкой полуулыбке, что говорит нам о жизнерадостности, присущей характеру юной Екатерины Арсеньевой.

На портрете Арсеньева одета в самое модное на тот момент платье, с лентой под грудью и драгоценными украшениями на рукавах. На правом запястье также сияет тройная жемчужная нить. Украшения на картине Боровиковского «Портрет Арсеньевой» изображены в легкой манере, без лишней детализации. На легких кудряшках девушки сидит шляпка из соломы, которая похожа по форме на перевернутую корзинку, а украшает головной убор пучок из колосьев, еще больше подчеркивающий пасторальность картины.

В целом «Портрет Арсеньевой» отличает удивительное мастерство живописца. Восхитительная игра красок в выгодном свете показывает нам пока еще совсем юное личико с кокетливой улыбкой. Все цвета на картине Владимира Боровиковского «Портрет Арсеньевой» будто немного смыты, покрыты дымкой, которая размывает контуры и придает чертам подвижность и легкость. Поэтому в картине нет статичности в слишком вычурной позе, вся композиция выглядит таким образом, будто Боровиковский зарисовал момент прогулки Арсеньевой по лесу (позади нее виднеются зеленые деревья), а не попросил ее позировать. В руке девушка держит яблоко – символ Афродиты.

Приятное, нежное личико Екатерины, ее светлые одежды, незатейливый образ пастушки – картина производит очень приятное впечатление. Художник при помощи пастельной гаммы красок и легких мазков смог мастерски передать ощущение юной, кокетливой беспечности, тот самый возраст, когда девушка еще не женщина, но уже и не девочка.

Екатерина Арсеньева была старшей дочерью Н.Д. Арсеньева, генерал-майора, участвовавшего в штурме Измаила. Екатерина получила образование в Воспитательном обществе благородных девиц в Смольном монастыре и была фрейлиной императрицы Марии Федоровны.

На сегодняшний день картина Боровиковского «Портрет Арсеньевой» хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге – именно там ее можно увидеть вживую.

История сотворения

Этот портрет, в отличие от большинства узнаваемых парадных изображений императрицы, не был ею заказан. Его замыслили для Боровиковского его друзья из кружка Николая Александровича Львова, желая показать талант художника, показав позже портрет во дворце. Кружок Львова был одним из центров умственной жизни Петербурга, там Боровиковский сдружился с Левицким, Державиным и другими деятелями литературы и искусства, в чьей среде культивировался стиль «частной жизни» и зародился российский сентиментализм. Сначала 1790-х под их воздействием Боровиковский обратился к жанру камерного портрета, в большинстве случаев изображая дам в домашней обстановке — в таковой манере написан и портрет Екатерины.

Хотя живописец нередко лицезрел Екатерину на прогулке, императрица была написана не с натуры — в её одежке позировала её камер-фрау Марья Саввишна Перекусихина.

Екатерина не испытала при виде этого портрета того экстаза, на который он был рассчитан. За картину живописец получил только звание «назначенного» в академики, а не академика, как возлагали надежды члены державинско-львовского кружка. (Звание академика он получил годом позднее за портрет величавого князя Константина Павловича). Она не выкупила портрет, он оставался, судя по всему, в мастерской художника, потом сменил несколько хозяев и, в конце концов, был приобретён Третьяковской галереей. Поначалу она считалась в собрании Д. А. Бенкендорфа (до 1900), туда поступила из коллекции А. М. и М. В. Муромцевых (до 1870), а потом перебежала к известному сборщику Павлу Ивановичу Харитоненко. После его погибели стараниями его вдовы в 1924 году поступает в галерею.

Биография Владимира Боровиковского

Владимир Лукич Боровиковский

Художник Владимир Лукич Боровиковский родился в июле 1757 года в городе Миргороде, в семье иконописца Луки Ивановича Боровиковского. Дядя Владимира Боровиковского был иконописцем, иконописцами, впоследствии, стали и братья художника.

Первым учителем живописи будущего художника стал его отец, однако Владимир Лукич выбрал иную стезю – поступил в Миргородский казачий полк и почти десять лет отдал воинской службе, дослужился до чина поручика и подал в отставку.

Выйдя в отставку Владимир Боровиковский с увлечением расписывает местные храмы, пишет иконы. В этот период художник знакомится с поэтом и драматургом В.В. Капнистом, которому расписывает дом в Кременчуге. Этот дом посетила императрица Екатерина II и была поражена убранством дома. Художника представили Екатерине и императрица повелела Боровиковскому быть в Санкт-Петербурге.

В 1788 году Владимир Лукич переезжает в столицу, некоторое время живет в доме Н.А. Львова, который знакомит живописца с Г.Р. Державиным, Е.И. Фоминым, И.И. Хемницером и Д.Г. Левицким, который становится первым настоящим учителем живописи будущего портретиста.

Творчество художника – это, в основном, камерный портрет. В женских образах – камерный сентиментальный портрет, в котором художник стремится не только к сходству с оригиналом, но и к поиску идеала женской красоты. Не красоты внешней, а красоты духовной.

В 1795 году Боровиковский был удостоен звания академика, в 1803 году – советника Академии художеств.

В последние годы Владимир Лукич вернулся к религиозной живописи, написал несколько икон для ещё строящегося Казанского собора, писал иконостас для церкви смоленского кладбища, давал уроки живописи начинающим художникам, стал учителем для Алексея Венецианова.

Умер художник в апреле 1825 года, его прах был погребен на Петербургском Смоленском кладбище. Всё своё имущество Владимир Лукич Боровиковский завещал нуждающимся.

Картины художника Владимира Лукича Боровиковского

Портрет императрицы Екатерины II в парке

Портрет Е.Н. Арсеньевой

Портрет генерал-адъютанта графа Петра Александровича Толстого

Анна Сергеевна Безобразова

Портрет Е.В. Родзянко

Портрет Павла Семеновича Масюкова

Портрет Павла I

Портрет князя А. Б. Куракина

Портрет императрицы Марии Фёдоровны

Портрет Елены Александровны Нарышкиной

Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой

Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена

Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми

Портрет великой княжны Марии Павловны

Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой

Портрет великой княгини Елены Павловны

Портрет княгини К.И. Лобановой-Ростовской

Портрет Варвары Алексеевны Шидловской

Портрет Тёмкиной Лизы

Портрет Марии Ивановны Лопухиной

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: