Детство
Сразу же после рождения он попал под полную опеку бабушки, Елизаветы Петровны, которая все заботы о его воспитании взяла на себя, фактически отстранив мать. Но Елизавета отличалась непостоянством характера и вскоре охладела к наследнику, передав его на попечение нянек, которые были обеспокоены только тем, чтобы ребенок не простудился, не ушибся и не шалил. В раннем детстве мальчик с пылким воображением был запуган няньками: впоследствии он всегда боялся темноты, вздрагивал при стуке или непонятном шорохе, верил в приметы, гадания и сны.
На пятом году жизни мальчика начали обучать грамматике и арифметике, его первый учитель Ф.Д. Бехтеев использовал для этого оригинальную методику: буквы и цифры он писал на деревянных и оловянных солдатиках и, выстраивая их в шеренги, учил наследника читать и считать.
Портрет Павла I. 1800
Боровиковский В.Л.Холст, масло266 х 202
Русский музей
Аннотация
Павел I (1754–1801) — российский император с 1796 г. Сын Петра III и Екатерины II. «Русский Гамлет», как его называли, – одна из трагических фигур на Российском престоле. В ночь на 11 марта 1801 года был убит в своей только что построенной резиденции – Михайловском замке.
Павел I изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, в одеянии (далматике) Гроссмейстера Мальтийского ордена, с орденами св. Андрея Первозванного (цепь и звезда) и св. Иоанна Иерусалимского (крест).
На портрете Боровиковского, написанном примерно за год до гибели императора, Павел I изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, в одеянии (далматике) Гроссмейстера Мальтийского ордена, с орденами святого Андрея Первозванного (цепь на груди и звезда на мантии справа) и святого Иоанна Иерусалимского (белый крест на груди).
В сентябре 1798 года, после занятия острова Мальта французами, Павел I издал манифест о принятии Мальтийского ордена под свое покровительство. Торжественное вступление императора в должность Великого магистра состоялось 29 ноября того же года. Петербург таким образом стал столицей католического духовно-рыцарского ордена, основанного крестоносцами в XI веке.
Попытка Павла I утвердить в России орденскую практику имела глубокие цели – придание светским государственным реформам сакрального, освященного церковью смысла, и была своеобразным возвращением в область духовных ценностей после долгой череды лет екатерининского светского Просвещения.
У самых ног императора, как основание всего возводимого им теократического государства, изображен циркуль, инструмент вольного каменщика. В данном случае он также, скорее, атрибут средневековой ритуально-символической картины, чем действительная поддержка императором масонской организации. Циркуль лучше всего характеризует роль императора как создателя новой государственности, в которой духовная составляющая едва ли не важнее экономического процветания. Павел здесь — мастер средневекового строительного цеха, то есть, Гроссмейстер Мальтийского Ордена. Чистота помыслов, служение Отечеству, защита христианства и опора в государственных вопросах на религию, объединение под одним царским венцом светской и религиозной роли правителя, – так прочитываются программы российского императора на огромном парадном портрете на исходе XVIII века, таков образ императора Павла I в искусстве, созданный Боровиковским.
Биография автора
Боровиковский Владимир Лукич (1757, Миргород –1825, Санкт-Петербург)
Живописец-портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1795), советник Академии (с 1802).
Родился в Миргороде Полтавской губернии в семье казака. Учился у отца и дяди, занимавшихся иконописью. С 1788 жил в Петербурге, где совершенствовался под руководством Д.Г. Левицкого. С 1792 занимался у австрийского художника И.Б. Лампи, который впоследствии передал ему свою мастерскую.
Был знаком с крупнейшими деятелями русской культуры своего времени: поэтом Г.Р. Державиным, писателем В.В. Капнистом, архитектором Н.А. Львовым.
Автор многочисленных парадных портретов, а также камерных изображений современников, запечатленных им в непринужденной домашней обстановке или в естественном окружении. Известен как мастер миниатюрной живописи. Создал ряд икон для Казанского собора.
Образование
С 1760 г. главным воспитателем Павла стал граф Н.И. Панин, который был его учителем до вступления наследника в брак. Несмотря на то, что Павел более предпочитал военные науки, он получил достаточно хорошее образование: без труда объяснялся по-французски и по-немецки, знал славянский и латинский языки, в подлиннике читал Горация, в процессе чтения делал выписки из книг. У него была богатая библиотека, физический кабинет с коллекцией минералов, токарный станок для занятий физическим трудом. Он умел хорошо танцевать, фехтовать, увлекался верховой ездой.
О.А. Леонов «Павел I»
Н.И. Панин, сам страстный поклонник Фридриха Великого, воспитал наследника в духе преклонения перед всем прусским в ущерб национальному русскому. Но, по свидетельствам современников, в юности Павел был способным, стремящимся к знаниям, романтически настроенным, с открытым характером, искренне верившим в идеалы добра и справедливости. После восшествия на престол матери в 1762 году их отношения были достаточно близкими. Однако со временем они ухудшились. Екатерина опасалась своего сына, имевшего больше законных прав на трон, чем она сама. По стране распространялись слухи о его воцарении, к нему как к «сыну», взывал Е. И. Пугачев. Императрица старалась не допускать великого князя к участию в обсуждении государственных дел, а тот начинал все более критически оценивать политику матери. Совершеннолетие сына Екатерина просто «не заметила», никак не ознаменовав его.
Зрелость
В 1773 г. Павел женился на гессен-дармштадской принцессе Вильгельмине ( в крещении Наталья Алексеевна). В связи с этим воспитание его было завершено, и он должен был привлекаться к государственным делам. Но Екатерина не посчитала это необходимым.
В октябре 1766 г. Наталья Алексеевна, которую Павел очень любил, скончалась при родах с младенцем, и Екатерина настояла на том, чтобы Павел женился второй раз, что он и сделал, отправившись в Германию. Вторая супруга Павла – вюртембергская принцесса София-Доротея-Августа-Луиза (в крещении Мария Федоровна). В энциклопедии Брокгауза и Ефрона так сказано о дальнейшем положении Павла: «И после того, во время всей жизни Екатерины, место, занятое Павлом в правительственных сферах, было местом наблюдателя, сознающего за собой право на верховное руководство делами и лишенного возможности воспользоваться этим правом для изменения даже самой мелкой детали в ходе дел. Такое положение особенно благоприятствовало развитию в Павле критического настроения, приобретавшего особенно резкий и желчный оттенок благодаря личному элементу, широкой струей входившего в него…»
Российский герб времен правления Павла I
В 1782 г. Павел Петрович и Мария Федоровна отправились в заграничное путешествие и были тепло приняты в европейских столицах. Павел даже получил там репутацию «российского Гамлета». Во время путешествия Павел открыто критиковал политику матери, о чем ей вскоре стало известно. По возвращении великокняжеской четы в Россию императрица подарила им Гатчину, куда переместился «малый двор» и где Павел, унаследовавший от отца страсть ко всему военному на прусский манер, создал свою небольшую армию, проводя бесконечные маневры и парады. Он томился бездеятельностью, строил планы своего будущего царствования и предпринимал неоднократные и безуспешные попытки заняться государственной деятельностью: в 1774 г. он подает императрице записку, составленную под влиянием Панина и озаглавленную «Рассуждение о государстве касательно обороны всех пределов». Екатерина оценила ее как наивную и порицающую ее политику. В 1787 г. Павел просит у матери разрешения отправиться волонтером на русско-турецкую войну, но она отказывает ему под предлогом приближающихся родов Марии Федоровны. Наконец, в 1788 г. он принимает участие в русско-шведской войне, но и здесь Екатерина обвинила его в том, что шведский принц Карл ищет сближения с ним – и она отзывает сына из армии. Неудивительно, что постепенно его характер становится подозрительным, нервным, желчным и деспотичным. Он уединяется в Гатчине, где проводит почти безвыездно 13 лет. Единственное, что остается ему, — занятие любимым делом: устройством и обучением «потешных» полков, состоявших из нескольких сотен солдат, по прусскому образцу.
Екатерина вынашивала планы отстранения его от престола, ссылаясь на его плохой нрав и неспособность. Она видела на престоле своего внука Александра, сына Павла. Этому намерению не суждено было сбыться в связи с внезапной болезнью и смертью императрицы Екатерины II в ноябре 1796 г.
На престоле
Новый император сразу же попытался как бы зачеркнуть все сделанное за 34 года царствования Екатерины II, уничтожить ненавистные ему порядки екатерининского царствования — это стало одним из важнейших мотивов его политики. Он также старался пресечь влияние революционной Франции на умы россиян. В этом направлении и была развернута его политика.
Первым делом он велел извлечь из склепа Александро-Невской лавры останки Петра III, своего отца, которые были погребены в Петропавловской крепости вместе с гробом Екатерины II. 4 апреля 1797 г. Павел торжественно короновался в Успенском соборе московского Кремля. В этот же день было обнародовано несколько указов, важнейшими из которых были: «Закон о престолонаследии», который предполагал передачу трона по принципу допетровских времен, и «Учреждение об императорской фамилии», определявшее порядок содержания лиц царствующего дома.
Правление Павла I продолжалось 4 года и 4 месяца. Оно отличалось некоторой сумбурностью и противоречивостью. Слишком долго его «держали на поводке». И вот поводок сняли… Он пытался исправить недостатки ненавистного ему прежнего режима, но делал это непоследовательно: восстановил ликвидированные Екатериной II петровские коллегии, ограничил местное самоуправление, издал ряд законов, ведущих к уничтожению дворянских привилегий… Этого ему простить не могли.
В указах 1797 г. помещикам рекомендовалось исполнять 3-дневную барщину, запрещалось использовать труд крестьян в воскресные дни, не разрешалось продавать крестьян с молотка, а малороссийских – без земли. Было предписано явиться в полки дворянам, фиктивно в них зачисленным. С 1798 г. дворянские общества становились подконтрольными губернаторам, дворяне снова стали подвергаться телесным наказаниям за уголовные преступления. Но в то же время положение крестьян не было облегчено.
Преобразования в армии начались с замены «мужицкого» обмундирования на новое, скопированное с прусского. Желая поднять дисциплину в войсках, Павел I ежедневно присутствовал на учениях и разводах и сурово наказывал за малейшие ошибки.
Павел I очень боялся проникновения идей Великой Французской революции в Россию и ввел некоторые ограничительные меры: уже в 1797 г. были закрыты частные типографии, введена строгая цензура для книг, налагался запрет на французскую моду, был запрещен выезд молодых людей для обучения за границу.
В. Боровиковский «Павел I в мундире полковника Преображенского полка»
По вступлении на престол Павел, чтобы подчеркнуть контраст с матерью, декларировал миролюбие и невмешательство в европейские дела. Однако, когда в 1798 г. возникла угроза воссоздания Наполеоном самостоятельного Польского государства, Россия приняла активное участие в организации антифранцузской коалиции. В том же году Павел принял на себя обязанности магистра Мальтийского ордена, бросив таким образом вызов французскому императору, захватившему Мальту. В связи с этим мальтийский восьмиугольный крест был внесен в государственный герб. В 1798-1800 годах русские войска успешно сражались в Италии, а русский флот — на Средиземном море, что вызывало беспокойство со стороны Австрии и Англии. Отношения с этими странами окончательно испортились весной 1800. В это же время началось сближение с Францией, даже обсуждался план совместного похода на Индию. Не дожидаясь подписания соответствующего соглашения, Павел приказал выступить в поход донским казакам, которые были остановлены уже Александром I.
В.Л. Боровиковский «Портрет Павла I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена»
Несмотря на торжественное обещание поддерживать мирные отношения с другими государствами, данное при восшествии на престол, он принял активное участие в коалиции с Англией, Австрией, Неаполитанским королевством и Турцией против Франции. Русская эскадра под руководством Ф. Ушакова была направлена в Средиземное море, где с турецкой эскадрой освободила от французов Ионические острова. В Северной Италии и Швейцарии русские войска под командованием А.В. Суворова одержали ряд блестящих побед.
Автор одного портрета
Что не говори, но именно этот портрет Щукина стал самым удачным из нарисованных образов «русского Гамлета». Благодаря лаконизму композиции, которая помогла сделать образ выразительным, художник сумел довольно точно изобразить характер царственного рыцаря на русском престоле.
Посетители Третьяковской галереи не проходят мимо этого необычного портрета, где с какой-то обнажённой правдой запечатлён образ незадачливого самодержца. Можно сказать, художник сработал гениально, ему удалось избежать внешней карикатурности
И костюм выписан с такими подробностями, что кажется просто изысканным… Но всё-таки главное внимание он уделяет лицу, по которому читается сложный характер. Не удивительно, что получив портрет, Павел воскликнул: «Молодец!» и щедро отблагодарил живописца
Варианты повторения 1799 и 1800 годов и два недатированных портрета находятся в Государственном Русском музее, кроме того, копии есть в Гатчинском дворце, в Музее-усадьбе «Архангельское» и Ивановском художественном музее.
Боровиковский В.Л.
Боровиковский Владимир Лукич (1757, Миргород –1825, Санкт-Петербург)
Живописец-портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1795), советник Академии (с 1802).
Родился в Миргороде Полтавской губернии в семье казака. Учился у отца и дяди, занимавшихся иконописью. С 1788 жил в Петербурге, где совершенствовался под руководством Д.Г. Левицкого. С 1792 занимался у австрийского художника И.Б. Лампи, который впоследствии передал ему свою мастерскую.
Был знаком с крупнейшими деятелями русской культуры своего времени: поэтом Г.Р. Державиным, писателем В.В. Капнистом, архитектором Н.А. Львовым.
Автор многочисленных парадных портретов, а также камерных изображений современников, запечатленных им в непринужденной домашней обстановке или в естественном окружении. Известен как мастер миниатюрной живописи. Создал ряд икон для Казанского собора.
Гибель Павла I
Заговор против Павла созрел уже в 1800 г. Вдохновителями заговора были екатерининский вельможа граф Н.П. Панин и петербургский военный губернатор П.А. Пален. Активно помогал заговорщикам английский посол Ч.Уитворт.
В марте 1801 г. Павел узнал о готовящемся заговоре и поделился известием с П.А. Паленом. 11 марта Павел вызвал сыновей Александра и Константина в придворную церковь и потребовал от них вторичной присяги. Заговорщики стали торопиться. Всего в заговоре участвовало около 60 человек сановников и гвардейских офицеров. Пьяные заговорщики в ночь 12 марта ворвались в спальню императора, набросились на него и кто-то из них проломил голову императора тяжелой табакеркой. Было объявлено, что он скончался от «апоплексического удара». Гвардейские солдаты, прибежавшие по тревоге к дворцу, не поверили Палену. Это лишний раз подтверждает социальный состав заговорщиков.
Памятник Павлу I в Павловске
Эскиз был одобрен самим императором
Характерно, что эскиз этого весьма не канонического портрета был одобрен самим императором. А вот другой щукинский вариант, где правитель привычно изображался на коне, высокому заказчику не понравился. Сразу после окончания работы, портрет стал очень популярен в высших кругах и Щукину пришлось делать с него копии. Но самый первый эскиз будущего полотна с Павлом в полный рост хранится в Государственной Третьяковской галерее.
В маленьком эскизе из темно-сиреневого полумрака выступает фигура императора. Она почти пугает парадоксальным сочетанием вызывающей позы, выражения бравады и самодовольства с незначительной внешностью. На голове, задорно откинутой назад, огромных размеров треуголка, на ногах тяжёлые ботфорты. Он несколько картинно и с нескрываемым вызовом опирается на трость… Лицо героя торжественно, в то же время на губах заметна улыбка.
А вот на живописном портрете Павел выглядит иначе. Его фигура немного вытянулась, даже приобрела некоторую элегантность. С лица исчезла вульгарность. В прищуренных глазах читается плохо скрываемое упоение, в плотно сжатых губах заметна надменность.
Военная реформа Павла I
Г. Сергеев «Военное учение на плацу перед дворцом» (акварель)
- Введено одиночное обучение солдат и улучшено содержание.
- Разработана стратегия обороны.
- Сформированы 4 армии на основных стратегических направлениях.
- Созданы военные округа и инспекции.
- Введены новые уставы.
- Осуществлена реформа гвардии, кавалерии и артиллерии.
- Регламентированы права и обязанности военнослужащих.
- Уменьшены привилегии генералитета.
Реформы в армии вызывали недовольство со стороны генералитета, гвардии. От гвардейцев потребовали нести службу как полагается. Все приписанные к полкам офицеры были обязаны явиться к службе из долгосрочных отпусков, часть из них и те, кто не явился, были отчислены. Командиры частей были ограничены в распоряжении казной и использовании солдат на хозработах.
Военная реформа Павла I создала ту армию, которая разгромила Наполеона.
Анекдоты о Павле раздувались в политических целях. Возмущенное дворянство не поняло, что Павел «прикручивая гайки» продлил господство «служивого сословия» на сотню лет.
Современники Павла приспосабливались к нему. Он наводил порядок и дисциплину, и это встречало одобрение в обществе. Истинные военные быстро поняли, что Павел горяч, но отходчив, понимает юмор. Известен случай о том, что якобы Павел I отправил целый полк с вахт-парада в Сибирь; на самом деле Павел проявил недовольство в резкой форме, сделав выговор командиру перед строем. В раздражении он высказал, что полк никуда не годен, что его надо отправить в Сибирь. Вдруг командир полка оборачивается к полку и подает команду: «Полк, в Сибирь шагом марш!» Тут оторопел Павел. А полк промаршировал мимо него. Конечно, полк догнали и повернули назад. И командиру ничего не было. Командир знал, что такая выходка в конце концов понравится Павлу.
Недовольство Павлом проявляла прежде всего часть высшего дворянства, впавшая в немилость при Павле по различным причинам: или потому, что они составляли ненавистный императору «екатерининский двор», или привлеченные к ответственности за казнокрадство и другие провинности.
Ф. Шубин «Портрет Павла I»
Описание картины Владимира Боровиковского “Портрет Е.Н. Арсеневой”
Перу Боровиковского Владимира Лукича принадлежит множество портретов, но наше внимание приковал к себе портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой. Написан он в 1796 году
Большим талантом автора было не только его умение точно передавать черты лица, но и показывать характер человека на холсте.
Глядя на портрет Арсеньевой, мы видим молодую женщину, где-то двадцати пяти лет. Ее выражение лица свидетельствует о хорошем настроении. Она довольна собой и своей жизнью, держится очень уверенно и гордо. Высоко поднят подбородок, выставлена вперед грудь, но при всем этом нет никакой надменности: она просто красиво позирует автору. Лицо спокойное, губы сжаты, на щеках румянец. Шея и вырез декольте ничем не закрыты, и мы можем увидеть светлую красивую кожу. Также обнаженные руки скрещены перед собой. На одной руке красивое украшение в виде браслета, а в другой Екатерина держит желтое яблоко. На ней надето очень красивое, с легкого, почти прозрачного материала платье. На голове красивая плетеная шляпка, с-под которой, на спину падают золотистого цвета кудри.
Портрет рисовался на улице, так, как видно, что девушка оперлась на камень, а позади нее раскрывается красивый вид. С одной стороны, зелень деревьев, а с другой красивое пышное небо. На этом фоне Екатерина Арсеньева смотрится еще более оживлено и прекрасно. Ее губы изогнулись в мягкой, игривой улыбке. Темные глаза смотрят очень кокетливо. И вся ее фигура притягивает к себе взгляд.
Всматриваясь в картину «Портрет Арсеньевой» Владимира Боровиковского, видно, насколько ярко он изобразил саму девушку и уже более приглушенными цветами нарисован вид сзади. Так, еще больше нам кажется, что это живой человек, который сидит перед нами и вот-вот что-то скажет. Такая реалистичность изображений присущая именно Боровиковскому.
Год написания картины: 1796.
Размеры картины: нет данных.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: портрет.
Стиль: рококо.
Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.