Характеристики полотна
На полотне Лопухина располагается на фоне природы, которая размыта, словно она находится в дыму. Через пелену все же проявляются березки, цветы и облака. Лопухина изображена В. Боровиковским в белом платье. Талию же подчеркивает голубой поясок.
Столь милое и в тоже время обаятельное лицо Лопухиной отличается молодостью, свежестью и нежностью. Лопухина все еще имеет мечтательный взор, который направлен в сторону зрителя и легкой таинственной улыбкой. Согласно замыслу Боровиковского, полотно должно передавать зрителю гармонию и уединение человека с природой.
Непринужденно, но гармонично красота Лопухиной сочетается с невероятно притягательным видом заднего фона. Такая гармония выражается Боровиковским склоненной березой и флексурой талии героини, цветовое сочетание васильков и пояса девушки, а также колосьев золотого окраса и браслета, расположенного на руке девушки.
За основу Боровиковским были взяты отдаленные тона серебристого, бледно-голубого и нежно-зеленого оттенков. Художник придает Лопухиной особой лиричности. Согласно мнению современников, портрет Лопухиной позволяет понять идеал русской женщины, характерный эпохе сентиментализма. Художник сумел передать нежную чувствительность Лопухиной.
Кто изображён на картине?
Мария Лопухина являлась дочерью генерала, графа Толстого. В юном возрасте её выдали замуж за егермейстера Лопухина, служившего при дворе императора Павла I. После бракосочетания муж заказал для Марии в подарок её портрет. В качестве художника был выбран Боровиковский, представлявший модный в то время стиль под названием сентиментализм.
В. Л. Боровиковский
Девушка на портрете представлена в нежном возрасте. Ей не было ещё и 18 лет. Художник старался выделить её юность, показать лёгкость. Она предстаёт в образе бутона розы, благодаря пышному платью и кудряшкам.
Лицо девушки изображено с тенью загадочности. Кажется, будто ещё секунда, и она улыбнётся. Мария смотрит прямо в глаза зрителю. На Боровиковского юная особа произвела сильное впечатление. Он сумел отразить на полотне не только её красоту, но и внутренние переживания, терзавшие душу.
История
Портрет молодой и красивой графини Марии Лопухиной, старшей дочери генерала в отставке Ивана Толстого, была написан русским художником-портретистом Владимиром Боровиковским. Этот художник был известен, благодаря своим талантливо выполненным портретам представителей аристократического общества и иконам. В 1795 году мастер изобразил великого князя Константина Павловича, за что и удостоился звания академика живописи.
Портрет Марии Лопухиной
Еще через 2 года после этого знаменательного события мастер получил заказ на портрет восемнадцатилетней графини Марии Лопухиной. Заказ на написание портрета был адресован Боровиковскому мужем госпожи Лопухиной — егермейстером Степаном Лопухиным (он был на 10 лет старше жены). В те времена будущих супругов своим детям выбирали родители, и этот брак заключался таким же образом. Ходили слухи, что ни Степан, ни Мария не были счастливы в браке.
Автор со всей ответственностью и симпатией к модели приступил к написанию портрета, и такие настроения автора можно прочувствовать, едва взглянув на картину. Если взглянуть на работу Боровиковского, то может сложиться впечатление, что сама девушка позирует на фоне пейзажа парка, но на самом деле это не так. Фон, находящийся на заднем плане, является декоративным, а само написание работы происходило в мастерской художника. К слову, пейзажный фон для написания портретов был характерной чертой искусства живописи в восемнадцатом веке. Что касается данной работы, то автору удалось с высокой точностью передать весь романтизм и красоту юной модели.
Однако если хорошо присмотреться к выражению лица юной Марии, то на нем можно увидеть тень некой грусти и, возможно, предстоящей беды. Что касается самой графини, то ее жизнь оборвалась всего лишь через 3 года после написания этого портрета. Молодая женщина в 21 год буквально сгорела от чахотки, так и не успев обзавестись наследниками. К слову, сам Степан Лопухин также вскоре после супруги умер.
Мистика
В связи с трагичной судьбой Марии Лопухиной, портрет, на котором ее изобразил В. Боровиковский, был окутан многочисленными неприятными мистическими историями. Во времена Пушкина считалось, что стоит молодой незамужней девушке посмотреть на эту картину, и она сама вскоре умрет от страшной болезни. Ходили слухи, что портрет стал фатальным для более чем десятка юных красавиц.
Еще одна мистическая история связана не только с самой Марией, но и с ее отцом, который при жизни был магистром масонской ложи и обладателем оккультных знаний. Существовала версия, согласно которой Иван Толстой после ранней кончины дочери «наделил» знаменитую картину ее духом.
Однако в 1880 году все слухи и страшные истории о работе Боровиковского были сведены на нет после того, как портрет графини Лопухиной был выкуплен меценатом П. Третьяковым. Картина была выставлена в его галерее, со временем названной Третьяковской. С тех пор миллионы людей вживую увидели этот знаменитый портрет, но, к счастью, ни единого случая смерти от просмотра картины не было зафиксировано. Сегодня портрет графини Лопухиной по-прежнему демонстрируется в Третьяковской галерее в Москве.
https://youtube.com/watch?v=7ISCVHZrUGs
Средства выражения в картине
Мечтательную настроенность молодой женщины художник Боровиковский подчеркнул с помощью фона. Образ гармонично сочетается со средствами выражения. В портрете все согласовано: от тенистого уголка парка, васильков среди колосьев спелой ржи до слегка увядающей розы. Завораживает непринужденная поза графини, ее прелестное лицо. Проглядывается подлинная красота в томном взгляде, утренней свежей коже, мечтательной улыбке и даже в не совсем правильных чертах лица Лопухиной.
Боровиковскому был важен не статус юной графини, а ее личные качества. Ее молодое лицо далеко не идеал красоты, но в нем полно очарования, душевной прелести. Художник с любовью изобразил нежную, меланхоличную и мечтательную молодую женщину. В образе Марии отсутствует жеманство и кокетство, только спокойствие и естественность. Заметна ее горделивая поза, умение держать себя, что вырабатывалось у девочек с ранних лет.
Покупка картины Третьяковым
Длительное время работа хранилась у родственников Лопухиной. В 1880 году меценат Третьяков изъявил желание приобрести полотно. И с этого момента слухи, так сильно и быстро распространявшиеся об этой работе, стали утихать. Третьяков выставил портрет в своей галерее, которая со временем была названа в его честь.
Павел Третьяков
У миллионов людей появилась возможность посмотреть на работу Боровиковского. С тех пор многие посетители галереи смогли рассмотреть все детали портрета и остались живы. Именно это послужило поводом развеять слухи о дурном влиянии полотна на жизнь людей.
В настоящее время любой желающий может посетить Третьяковскую галерею и ознакомиться с портретом Марии Лопухиной. Сомнений о том, действительно ли картина имеет негативное влияние и причастна к гибели юных особ, довольно много. Чахотка в то время была весьма распространённым и тяжёлым заболеванием. Судьба самой Марии была довольно трагичной. Но многолетнее пребывание картины в галерее доказывает, что все обвинения в её адрес были напрасны.
В чем прелесть портрета Марии Лопухиной?
Портрет считается самым удачным произведением Боровиковского. В облике юной женщины чувствуется магнетический шарм и небольшой драматизм в лице и взгляде. Технике проработки взгляда художник обучался долго: глаза у девушки наполнены светом, легкой кокетливостью, сознанием собственного очарования. Взгляд у девушки не задумчивый, а слегка рассеянный: кажется, что она озабочена собственными мыслями, своим внутренним миром. Ее одухотворенное лицо говорит о том, что героиня не только красива внешне, но и обладает большим сердцем и умом. Чувствуется, что Боровиковкий вложил часть своей души в этот шедевр.
С точки зрения живописи этот портрет считается совершенным. В этом художнику помогла лессировочная техника, которая заключается в том, что сквозь верхние слои краски просвечиваются глубокие основные мазки. Это придает картине нарядность, красочность и колоритность. Цветовой строй картины очень гармоничен: блеклые и пастельные, нежно-зеленый тон фона и нежно-лиловый оттенок шали, голубой пояс и белое платье. С помощью этих важных деталей художник передает жизненные реалии, глубокие чувства и необычайную поэтичность своей героини.
Характеристика образа
Образ Лопухиной опленен нежностью, небывалым смягчением черт, душевным умиротворением и спокойствием, ощущаемое в портрете героини: в ее позе, в легком повороте головы, в выражении лица.
Также стоит отметить гармоничность и мелодичность всех линий и деталей Лопухиной. Без внимания не стоит оставлять цветы, которые были сорваны задолго до написания портрета и уже успели поникнуть. Неужели это зарисовка Боровиковского? А может это смысл бытия? Ранее цветы символизировали красоту, которая в скором времени начинает блекнуть. Именно такой, по мнению В. Боровиковского, была красота женщин.
Согласно мнению многих искусствоведов, портрет Марии Ивановны Лопухиной представляет собой настоящий шедевр, который символизирует начало нового периода в портретном направлении, период, когда мастер может не подчеркивать статус своей модели, а уделяет внимание ее значимости, личным показателям: настроению, переживаниям, мыслям. Чтобы не выражать душевные переживания своих моделей он передает их с помощью интерьера и декоративных компонентов
История создания портрета Марии Лопухиной
Портрет М.И. Лопухиной был написан по заказу супруга женщины С.А. Лопухина – камергера при дворе и егермейстера. Картина была признана шедевром В. Боровиковского, поскольку она представляет собой кардинальное воплощение эстетических параметров сентиментализма.
На полотне портрета изображена еще юная 18-летняя девочка, которая принадлежит к дворянам. Девочка недавно была отдана замуж и этот портрет – подарок супруга. Картина не может не очаровывать и не завораживать взгляд зрителя.
Описание:
- Полотно было создано в 1797 году.
- Картина выполнена в портретном жанре.
- Портрет Лопухиной написан на холсте масляными красками.
- Размер картины достигает 72х53.5 см.
- Сегодня полотно располагается в Третьяковской галерее в Москве.
Краткие сведения об авторе
Владимир Боровиковский обрел свою популярностью благодаря уникальным работам, выполненным в портретном жанре. Мастер сумел объединить устои классицизма и сентиментализма. В самых значимых для него портретах модели были изображены не в парадных костюмах, а в домашних нарядах. На заднем фоне виднеются не парадные дворцовые стены, а природный пейзаж.
Художник старался передавать гармоничное сочетание человека и природы. В. Боровиковский старался показать зрителю внутренний мир своих персонажей. Тем не менее, на многих портретах мастер отображает сходство между всеми натурами, придавая им женственность и фамильное родство.
Среди самых интересных библиографических фактов В. Боровиковского следует отметить:
- В 1819 году мастер стал участником общины Е. Татариновой, где регулярно проводились религиозные собрания, читались стихи на религиозные темы, произносились импровизированные молитвы и предсказания.
- Многие работы В. Боровиковского до сих пор считаются эталонами и образцами для многих портретистов.
- Художник стал учителем известного мастера Алексея Венецианова.
- Именно Боровиковский на протяжении длительного периода воспринимался царями в качестве художника.
Жемчужина Третьяковской галереи
Конец слухам о том, что шедевр Боровиковского «Портрет Лопухиной» забирает жизни молодых девушек, положил меценат Павел Третьяков. Он купил картину и поместил ее в свою галерею. Этим шедевром любовались многие современники художника, и до сих пор его продолжает рассматривать наше поколение.
Сначала картину Боровиковского хранила племянница Марии, дочь ее старшего брата. Портрет считали семейной реликвией. Именно в гостях у этого семейства П. М. Третьяков и заприметил знаменитый холст. Сегодня никто точно не знает, каким образом меценат уговорил хозяев продать ему картину. В собрание Третьяковской галереи эта жемчужина попала в конце 1880-х годов. В коллекции Павла Третьякова присутствуют и другие работы Боровиковского, но посетителям больше всего нравится этот холст.
Всего два раза портрет выставляли на экспозициях в Москве. За пределы России шедевр никогда не вывозили. Даже сегодня есть ценители творчества Боровиковского, которые приходят в Третьяковку, чтобы полюбоваться именно этим уникальным полотном. Возможно, некоторые из них хотят испытать на себе магию мастерства художника и доказать, что картина не проклята.