Вид на дворец дожей в венеции, антонио каналь (каналетто)

Церемониальные обязанности дожей

Дож всегда был центральной фигурой во всех ритуальных шествиях и празднованиях, проводившихся в Венеции. C XII века сформировалась традиция совершать церемонию «Обручения с Адриатическим морем», сохранившуюся до падения Республики Святого Марка.

Торжество проводилось ежегодно, совпадало с церковным праздником Вознесения Господня, и было приурочено к легендарным событиям, когда 26-й правитель Венеции, Пьетро II Орсеоло (Pietro II Orseolo), победоносно завоевал северо-западные территории Балканского полуострова.

По традиции дож выходил на своей великолепной 30-метровой золотой галере, называемой «бучинторо» (bucintoro), и обращался с молитвой к водной стихии, прося о благосклонности к местным жителям. После в море бросался перстень правителя, в знак мощи, величия Венеции и её неразрывной связи с Адриатикой.

Итальянский художник Франческо Ладзаро Гваарди (Francesco Lazzaro Guardi) в 1766 году изобразил торжество в работе «Дож на Бучинторо направляется в Сан-Николо-ди-Лидо»  (l Doge sul Bucintoro si dirige verso San Nicolò di Lido). Увидеть картину сегодня можно в дворце Венария (Reggia di Venaria Reale), бывшей королевской резиденции и садах, расположенные недалеко от Турина (Torino). Площадь дворца 80 000 м ², это один из самых больших дворцов в мире.

Зрелый стиль [ править ]

Вид на канал Каннареджо, Венеция , гр. 1775–1780, Национальная художественная галерея.

Среди всех картин, приписываемых Франческо и его брату Джан Антонио Гварди, самая хвалебная работа — это не пейзаж, а воздушная сфумато « История Тобита», написанная для органного чердака в маленькой Кьезе дель Анджело Сан-Рафаэле . Цитата из Интернет-галереи искусства:

Живописный стиль Гварди известен как pittura di tocco (осязание) из-за его мелких точек и энергичных мазков. Этот более свободный стиль живописи использовался Джованни Пьяцетта и Себастьяно Риччи и напоминает в некоторых религиозных темах подслащенное сфумато болонского стиля Бароччи . Этим он отличается от более линейного и архитектурно точного стиля живописи Каналетто. Благодаря этому стилю, спустя столетие, работы Гварди высоко ценились французскими импрессионистами .

Каналетто, как ведутист, сосредоточился на гламурной городской архитектуре, созданной безмятежной республикой; с другой стороны, в Гварди здания часто тают и погружаются в мутную лагуну. Холсты Каналетто часто имеют сложные линейные и блестящие детали и изображают Венецию в солнечном дневном свете. Гварди рисует туманное небо над городом в сумерках. Эти контрасты, однако, упрощают факты, поскольку Каналетто часто рисовал скучную общественную жизнь и окрестности (создавая в них некоторые эпические художественные качества), в то время как Гварди не избегал иногда рисовать церемонии герцогской Венеции. В конце концов, картины Гварди вызывают начало рассеяния. Граждане сжались до бессильной толпы лилипутов, которые не смогли спасти распадающуюся Республику, как, например, в результате пожара на нефтебазе в Сан-Маркуола . Это было подходящее изображение быстро приходящей в упадок империи, которая, по оценке Наполеона, превратилась в «гостиную Европы», населенную казино, карнавалами и наемными куртизанками.

Формирование и развитие института дожей

Предание гласит о том, что первым венецианским дожем был Паоло Лучио Анафесто (Paolo Lucio Anafesto), но документальных подтверждений данного факта не существует.

Ориентировочной датой начала его правления считается 697 год. К этому периоду Венеция погрязла во внутренних политических противоречиях, вызванных непрестанными конфликтами влиятельных местных кланов. Необходимо было объединить интересы элиты, и направить её силы на борьбу с внешней угрозой, поступающей от лангобардов и славян.

Назначение Паоло Лучио Анафесто произошло после собрания жителей Венецианской лагуны (Laguna di Venezia), организованного по инициативе патриарха из близлежащего города Градо (Grado), и было одобрено византийским правителем.

Первоначально дожи, наделённые неограниченной властью в политических, военных и церковных вопросах, были ставленниками Восточной Римской империи. Такая ситуация сохранялась в период раннего Средневековья, и объяснялась тем, что Венеция находилась под юрисдикцией Византии.

После должность главы города-государства претерпела существенные трансформации, и стала носить формальный характер. К XI веку, когда Республика Святого Марка приобрела автономию и существенный вес на политической карте мира, фигура дожа уже не имела былой значимости. С течением времени управление финансовыми и военными делами осуществлялось выборными депутатами Большого Совета (Maggior Consiglio) – главным органом государственной власти, а законодательные функции и многие политические вопросы ложились на плечи членов Сената.

Институт дожей прекратил своё существование в 1797 году, когда земли Республики Святого Марка были оккупированы войсками Наполеона Бонапарта. Последним дожем, отрёкшимся от титула после унизительной капитуляции Венеции, стал Людовико IV Джованни Манин (Ludovico IV Giovanni Manin).

Дворец венецианских дожей

Резиденцией правителя был Дворец Дожей (Palazzo Ducale). В его стенах проходили также заседания Большого Совета, Сената, Верховного Суда. Здесь вершила свои дела и Тайная Инквизиция. Дожу отводилось 11 комнат, при этом большинство из них использовались как приёмные.

Величественное здание нынешнего дворца, украшающего площадь Святого Марка (Piazza San Marco), выполнено в готическом стиле. Его строительство началось примерно в XIV – XV веках на месте, где ещё в 810 году стояла не сохранившаяся до наших дней первая резиденция дожей. Сегодня палаццо выполняет роль музея, и роскошные интерьеры его огромных залов ежегодно притягивают миллионы ценителей искусства и истории.

Особенности положения дожа

Должность венецианского дожа подразумевала массу ограничений, при этом она исключала возможность личного обогащения и каких-либо привилегий для членов семьи правителя. Более того, состояние главы Венецианской Республики нередко становилось источником финансирования пышных городских праздников, церемониальных шествий, военных походов и прочих государственных мероприятий.

Жизнь дожа находилась под постоянным контролем членов Совета Десяти (Consiglio dei Dieci), собиравших компрометирующую информацию через осведомителей и доверенный лиц. Дела о хищении государственного имущества могли рассматриваться как при жизни, так после смерти правителя.

Особое внимание уделялось соблюдению законности власти. Так, именно благодаря работе тайных судей и карателей в 1355 году был обвинён в государственной измене и обезглавлен 55-й венецианский дож Марин Фальеро (Marin Faliero), пытавшийся монополизировать верховенство посредством государственного переворота

Этот печальный сюжет из истории Венецианской Республики был увековечен спустя пять столетий, в 1867 году, итальянским живописцем Франческо Айецем (Francesco Hayez).

Увидеть картину «Последние мгновения дожа Марино Фальеро на лестнице дель Пьомбо» (Gli ultimi momenti del doge Marin Faliero sulla scala detta del piombo)  можно в миланской пинакотеке Брера (Pinacoteca Brera), комната XXXVIII.

Атрибут власти

Главным символом власти венецианского дожа был специальный головной убор (Corno Ducale), напоминающий по форме шапку с рогом.

Своеобразный колпак традиционно шили из тяжёлой парчи с золотыми нитями, иногда его обивали роскошным бархатом. Головной убор дожа часто украшался россыпью крупных драгоценных камней: рубинами, изумрудами, алмазами и жемчугом. Правитель Венеции получал шапку во время церемонии вступления в должность, и обязан был носить символ власти не снимая. Для торжественных мероприятий предусматривался нарядный вариант головного убора, в обычных ситуациях дож навевал более скромный колпак, сшитый из бархата.

Ежегодно, в день празднования Пасхи, настоятельница женского монастыря Сан-Заккариа (San Zaccaria) преподносила правителю города очередной головной убор, сделанный для него послушницами.

биография

Дом Франческо Гварди Кампьелло де ла Мадонна Каннареджо — Венеция

Памятная доска на фасаде

Франческо Лаццаро ​​Гварди родился и крестился 5 октября 1712 года, он является сыном художника Доменико (1678-1716) и Марии Клаудии Пихлер венского происхождения. Оба его родителя принадлежат к знати. Его отец умер на16 октября 1716 г.оставив жену и детей Джанантонио (1699-1760), Марию Сесилию, Франческо и Николо. Его сестра Мария Сесилия вышла замуж за художника Джованни Баттиста Тьеполо . Два его брата были такими же художниками, как он, до такой степени, что сегодня иногда трудно приписать каждому то, что ему причитается.

Его первое художественное образование получил от брата Джанантонио, который также был директором семейной мастерской. В то же время Алессандро Маньяско и Марко Риччи оказали на художника непреходящее влияние.

Со своим братом Джанантонио

Его ранние образные композиции часто трудно отличить от стиля его брата. Первый документ о деятельности Франческо Гварди как художника датируется 15 декабря 1731 года, когда венецианский граф Джованни Бенедетто Джованнелли цитирует в своем завещании картины, написанные братьями Гварди.

В 1735 году Франческо Гварди начал работать в мастерской художника Микеле Мариески , где он оставался до самой смерти последнего в 1743 году. В то же время он работал в сотрудничестве со своим братом Джанантонио Гварди . Похоже, что Франческо быстро внес независимый вклад, в основном как художник-фигурист, в большие студийные проекты. 13 октября 1738 года датируется первый документ, в котором упоминается Франческо Гварди и его брат по заказу дона Пьетро Антонио Гварди на реализацию картин трех стаканов церкви Виго д’Анаунии в 1738 году, представляющих Чудо Великой Отечественной войны. Хозяин и Святой Франциск, которого приписывают Франческо.

Он также принимал участие в независимых заказах, о чем ясно свидетельствуют два письма от 1750 года, в которых он пытался взыскать плату за эскизы для невыполненных композиций персонажей.

16 мая 1756 года он подписал брачный контракт с Марианной Димурат, но 15 февраля 1757 года женился на Марии Матеа Пагани (1726-1769), дочери художника Маттео Пагани.

В 1758 году Гварди подписал свой первый вид Венеции, на которую, как считается, повлиял Каналетто .

Перед смертью его брата 22 января 1760 года ученые обсуждают атрибуцию картин между двумя братьями в отношении Истории Товита для церкви дель Анджело Раффаэле в Венеции (1749-1752) или Чуда доминиканца. святой из музея истории искусства в Вене .

Управление мастерской

После смерти Антонио в 1761 году Франческо продолжал иногда работать как фигурный художник. Он становится руководителем мастерской, и его стиль проявляется в ведуте и прихотях. Он вступил в Братство венецианских художников.

Его первый сын Винченцо родился 25 августа 1760 года. Его второй сын, Джакомо Гварди (1764-1835), продолжал менее умело, чем его отец. 14 января 1769 года у него родился третий сын Джованни Баттиста, который умер через три дня, а 27 января его жена Мария Матеа умерла при родах.

Он умер в Венеции в январе 1793 года.

Его работа

Подпись Франческо Гварди

До пятидесяти лет он выполнял лишь второстепенную роль в студии своего брата Джанантонио , художника религиозных картин. После смерти последнего он повернулся к ведуте.

С Каналетто, художником по преимуществу из Vedute , эти «взгляды» на один раз живописных и дотошный Венеции, изобразительной жанр , который расцветает в полной мере в в XVIII — м  веке . Но он быстро выработал свой собственный стиль, основанный на более свободном обращении с живописью. Он с особым удовольствием оживил атмосферу венецианским светом и его ослепительным эффектом на воду. Более «импрессионистский» подход Гварди нашел свое выражение в воображаемых или небольших сценах каприччи .

Нехватка хорошо датированных просмотров не позволяет установить удовлетворительный график. Проблема еще более усложняется многочисленными повторениями его сочинений. Как и его первые взгляды, эти каприччи заимствованы из взглядов других художников, в данном случае Марко Риччи (1676-1729) и Луки Карлевария , и часто используют целые композиции или отдельные элементы руин и пейзажа.

Гварди также ведет хронику крупных событий в Венецианской республике, таких как его картины, изображающие визит Condi dei Nord , Великого князя Павла Российского и Марии Федоровны , заказанных Республикой в ​​память об их визитах (разделенных между Старой пинакотекой, Мюнхен). и различные частные коллекции). Он был также заказан для набора Двенадцати герцогских праздников (1770-1775), написанного в честь дожа Альвизе IV Моничего . На создание этих картин его вдохновили гравюры Джамбаттисты Брустолона (1712-1796), сделанные между 1766 и 1768 годами по рисункам Каналетто .

В 1782 году ему было поручено написать четыре холста в память о визите Пия VI в Венецию. В то же время его попросили рассказать о праздниках в честь «Графов Севера», проходящих через Серениссиму. Он также написал много полотен, иллюстрирующих регаты. Он также специализировался на росписи фасадов цветочных алтарей и цветочных мотивов, часто обрабатываемых по краям его композиций.

Если венецианцы не понимают картины Франческо Гварди, то за границей они пользуются большим успехом. Его ведуте послужили поводом для необычного описания венецианских памятников, залитых серебристым светом.

Его видение Венеции повлияло на вид великих художников, которые использовали этот город в качестве источника вдохновения ( среди прочих, Тернер и Моне ).

  • Работы можно увидеть в церкви Анджело Раффаэле в Венеции.
  • Il Parlatorio delle monache di San Zaccaria (1745-1750) Холст, масло, 108 × 208  см , Ca ‘Rezzonico
  • Il Ridotto di palazzo Dandolo a San Moise (1746-1750) Холст, масло, 108 × 208  см , Ca ‘Rezzonico
  • Вид на Пунта-ди-Догана холст, масло, 1765, Fondation Bemberg Toulouse
  • Вид на площадь Сан-Марко в Венеции , холст, масло, Экс-ан-Прованс , Музей Гране
  • Вид на Прато делла Валле в Падуе , гр. 1760/1770, холст, масло, 73,5 × 128,5  см , Дижонский музей изящных искусств , Дижон  ;
  • Сан-Джорджо Маджоре с Джудеккой и Цителлами , около 1775 года, холст, масло, 70 × 93  см , Коллекция Уоллеса , Лондон  ;
  • Таможня и Джудекка , ок. 1775, холст, масло, 70 × 93  см , Коллекция Уоллеса, Лондон;
  • Пейзаж венецианской архитектуры , около 1770 г., холст, масло, 20 × 11,5  см , Музей Ниссим-де-Камондо , Париж  ;
  • La Piazetta , около 1750 г., холст, масло, 26 × 35  см , Musée Nissim de Camondo, Париж;
  • Площадь Сен-Марк , около 1750 года, холст, масло, 26 × 35  см , Музей Ниссима де Камондо, Париж;
  • Ла Пьяцетта, Дворец Дожей и Набережная Славонов , 68 × 101  см , Музей Ниссима де Камондо, Париж;
  • Сан-Джорджо Маджоре, обычаи и салют , 68 × 101  см , Музей Ниссима де Камондо, Париж;
  • Санта-Мария-делла-Салюте в Метрополитен-музее  ;
  • Улица в Венеции , Музей изящных искусств Лиона , инв. п о  B 517.

Примечания и ссылки

  1. ↑ и
  2. ↑ и
  3. ↑ и
  4. Тициана Zennaro , «Биографические заметки , в Mina Gregori, Музей Уффици и Палаццо Питти , Париж, Editions Площадь Побед,2000 г.( ISBN  2-84459-006-3 ) , стр.  650

Библиография

О других проектах Викимедиа:

Франческо Гварди , на Викискладе?

  • От Карраша до Гварди. Итальянская живопись XVII — го и XVIII — го века в музеях Северной Франции , с.  85-87 , издание Ассоциации кураторов региона Нор-Па-де-Кале, Лилль, 1985 ( ISBN  2-902-092-05-9 )
  • Dictionary Bénézit , критический и документальный словарь художников, скульпторов, дизайнеров и граверов всех времен и стран , Vol.  6, выпуски Gründ,Январь 1999 г., 13440  с. ( ISBN   ) , стр.  512-515
  • (it) Антонио Морасси , Гварди. Тутти и Дисеньи ди Антонио, Франческо и Джакомо Гварди ,1975 г., 458  с..

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :
    • ( )
  • Ресурсы изобразительного искусства  :
  • Портал в стиле барокко
  • Портал живописи
  • Портал XVIII — го  века
  • Портал Италии

Как выбирали дожа Венеции и кто быть избран?

Должность дожа была пожизненной, и всегда считалась очень уважаемой и почётной в Венецианской Республике.

Обладателем высокого титула мог стать только представитель богатой и влиятельной семьи, имевший за спиной многолетний успешный опыт государственной службы. Кандидатами были люди уже почтенного возраста, проявившие себя как искусные дипломаты и мудрые военные предводители.

При этом несмотря на попытки установить в Венеции монархию, подразумевавшую наследственную передачу власти, сохранялся принцип выборности правителя города-государства. Сложная процедура назначения дожа приобрела свои окончательные формы в XIII веке. В 1268 году были утверждены правила, включающие в себя 11 этапов голосования, с тем чтобы учитывались интересы всех элит. Избирательная система функционировала без изменений до последних дней существования Венецианской Республики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector