«Вдвоем»
В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом).
Полотно обладало колоссальным успехом. Оно было с восторгом встречено как публикой, так и критиками. На картине все так же не было изображено никаких действий, но несмотря на это, она очень эмоционально, живо передает чувства девушек, звуки окружающей природы. Даже блеск водоема с отражающимся в нем солнцем несет какое-то умиротворение, чистоту и добро.
Является особенным произведением живописца Борисова-Мусатова картина «Водоем». Здесь отсутствует горизонтальная линия, что делает единым и передний, и задний план, а водоем может показаться продолжением неба. Все зависит от воображения зрителя. И если предположить, что водоем — это небо, то можно увидеть девушек, сидящих на холме, за которым, скорее всего, протянулся густой лес…
Это был самый счастливый период в жизни художника. Любимая женщина теперь приняла предложение руки и сердца, стала женой Мусатова.
А в 1904 году родилась дочь – Марианна. Девочка впоследствии пошла по стопам родителей, она тоже была художницей.
ТВОРЧЕСТВО
Художник вступил на творческий путь накануне нового столетия. Он болезненно переживал равнодушие буржуазного общества к духовным идеалам, которыми жил. Веря в преобразующую роль искусства, художник обретал силы и смысл творчества в романтической жажде утвердить светлый мир красоты и поэзии в противовес прозе и сухому рационализму.
Он стремится в живописи передать безмолвное, но внятное собеседование человеческих душ, как бы прислушивающихся к себе и к миру в поисках отзвуков извечных законов красоты.
Разумеется, эмоционально-лирическую стихию невозможно воплотить прямолинейно, протокольным воспроизведением натуры, определенностью бытового сюжета. Мироощущение и особый строй образов раскрываются в жанровых, колористических и композиционных поисках, в обращении к языку иносказаний.
Пейзажные этюды составляют большую часть его ранних произведений. С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре. Задача штудирования обнаженной натуры, изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности, используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. В застывшей в неудобной позе детской фигурке видится не напряженность натурщика, а самозабвенная поглощенность игрой. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа.
Полотно «Гармония» (1900) было важной вехой в формировании художественной системы мастера. Он пытался в нем передать согласно звучащую красоту искусства, человеческого творчества и красоту природы в самом сюжете (дамы в парке слушают кавалера, декламирующего стихи)
Созданная в 1902 году картина «Водоем» знаменует вступление Борисова-Мусатова в пору зрелости и расцвета. Этим же годом датирован «Портрет дамы», в котором убедительно передана индивидуальность модели и вместе с тем в кем ощутим проникновенный лиризм.
Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности. «Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье». В этюде переданы очаровательная непосредственность, застенчивая милая неуклюжесть, даже некоторая простоватость юной девушки. Перенесенное в картину, то же лицо преображается отсветом душевного движения, та же фигура приобретает благородное изящество. Красивая, легкая гамма этюда, строящаяся на сочетании зеленого с розово-сиреневым и золотисто-желтым, в картине становится строже, архитектоничнее, но и сложнее, обогащаясь фактурной аранжировкой.
Важную страницу творческой биографии художника занимает работа над эскизами неосуществленных панно на тему «Времена года», предназначавшихся для украшения интерьера частного дома. Как и другие листы цикла, «Летняя мелодия» свидетельствует о мастерстве акварелиста, о его большом декоративном даре, музыкальном чувстве ритма.
«Венки васильков» — последний замысел художника. Его помешала осуществить преждевременная смерть. Над эскизами к этой картине художник работал летом 1905 года в Тарусе. Венки и гирлянды, по-видимому, были для него эмблемой печали, утраты. Но образ произведений Борисова-Мусатова всегда многозначен. Звучная цветовая гамма — яркая синева цветов, ослепительная белизна облака — знаменуют преодоление скорби, растворение ее в восторге перед вечной красотой природы.
Осенний мотив В.Э. Борисова-Мусатова.
Осенний мотив В.Э. Борисова-Мусатова
Живопись и поэзия — два вида искусства, которые способны стать причиной появления на свет или необыкновенной картины по мотивам поэтических строк, или же наоборот — художественное полотно дает поэту тему для рифм. 140 лет назад 14 апреля (2 апреля по старому стилю) 1870 года в Саратове появился на свет будущий художник-романтик Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Его творчество посвящено красоте, женской красоте, необычной и ускользающей. За натурой для своих полотен Борисов-Мусатов ездит в старинные дворянские усадьбы: Слепцовка, Зубриловка, Введенское. На фоне русской природы он пишет своих любимых и близких женщин — сестру, жену, матушку и их подруг. Но это все же не совсем реальные женщины — это символы, символы красоты и любви. Борисова-Мусатова современники часто ругали за этот самый символизм, считая его бессмысленным. Но такова та эпоха — эпоха Серебряного века. И художник был не одинок в своих исканиях и были те, кто его понимал. Картина «Осенний мотив» своим сюжетом и элегичностью вдохновила другого символиста, поэта Андрея Белого, на написание стихотворения «Объяснение в любви». Так чудесным образом переплелись живопись и поэзия.
Объяснение в любви
Посвящается дорогой матери
Сияет роса на листочках. И солнце над прудом горит. Красавица с мушкой на щечках, как пышная роза, сидит.
Любезная сердцу картина! Вся в белых, сквозных кружевах, мечтает под звук клавесина. Горит в золотистых лучах
под вешнею лаской фортуны и хмелью обвитый карниз, и стены. Прекрасный и юный, пред нею склонился маркиз
в привычно-заученной роли, в волнисто-седом парике, в лазурно-атласном камзоле, с малиновой розой в руке.
«Я вас обожаю, кузина! Извольте цветок сей принять. » Смеется под звук клавесина, и хочет кузину обнять.
Уже вдоль газонов росистых туман бледно-белый ползет. В волнах фиолетово-мглистых луна золотая плывет.
Источник
Описание картины:
Перемены в жизни на рубеже 19-20 веков оказали большое влияние на творчество Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова. Уходящая дворянская культура, опустевшие усадьбы и парки определили тематику его последующих работ. Художник создает целый цикл придуманных жанровых сцен, разворачивающихся на фоне старинных интерьеров и живописных уголков природы, начало которому положила эта картина. Самым важным он считал душевные эмоции и чувства, которые передает эта картина.
Ранняя осень, ясный теплый день. Солнечные лучи серебряными бликами играют на начинающей желтеть листве густых кустов. В деревянной беседке, увитой диким виноградом, молча сидят двое молодых людей.
Юноша в белом парике, одетый в атласный костюм ярко-голубого цвета и белоснежные чулки, наклонившись вперед, сидит на скамейке. Кисти рук, лежащих на коленях, сжаты в замок, выдавая внутреннее напряжение. Голова низко опущена, лица не видно. Все доводы в разговоре исчерпаны, и он очень расстроен результатом.
Сидящая напротив юная барышня, чуть отвернувшись от собеседника, смотрит в сторону. Светлое бело-голубое воздушное платье оттеняет загорелую кожу, жемчужная нитка бус украшает изящную шею. Рыже-каштановые волосы, уложенные в простую прическу, открывают грустное и немного усталое лицо с тонкими чертами. Она кажется спокойной, но видно, как руки теребят красивую бледно-розовую розу, лежащую на коленях. Беседа и для нее была непростой, но она уже все для себя решила.
И пусть художник не соблюдает историческую достоверность, ведь костюмы героев из разных эпох, для него гораздо важнее передать чувства и переживания персонажей.
Светлая, радостная гамма цветов: белый, небесно-голубой, оливково-зеленый с яркими пятнами красного и розовато-оранжевого, вместе с плавными, текучими линиями создают лирическое и умиротворенное настроение. Однако пластика тела кавалера и барышни, их позы рассказывает о мечтах, которым не суждено сбыться, о разбитых надеждах. И очень отчетливо слышна осенняя мелодия старинной грусти.
Источник
Осенний мотив В.Э. Борисова-Мусатова.
Осенний мотив В.Э. Борисова-Мусатова
Живопись и поэзия — два вида искусства, которые способны стать причиной появления на свет или необыкновенной картины по мотивам поэтических строк, или же наоборот — художественное полотно дает поэту тему для рифм. 140 лет назад 14 апреля (2 апреля по старому стилю) 1870 года в Саратове появился на свет будущий художник-романтик Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Его творчество посвящено красоте, женской красоте, необычной и ускользающей. За натурой для своих полотен Борисов-Мусатов ездит в старинные дворянские усадьбы: Слепцовка, Зубриловка, Введенское. На фоне русской природы он пишет своих любимых и близких женщин — сестру, жену, матушку и их подруг. Но это все же не совсем реальные женщины — это символы, символы красоты и любви. Борисова-Мусатова современники часто ругали за этот самый символизм, считая его бессмысленным. Но такова та эпоха — эпоха Серебряного века. И художник был не одинок в своих исканиях и были те, кто его понимал. Картина «Осенний мотив» своим сюжетом и элегичностью вдохновила другого символиста, поэта Андрея Белого, на написание стихотворения «Объяснение в любви». Так чудесным образом переплелись живопись и поэзия.
Объяснение в любви
Посвящается дорогой матери
Сияет роса на листочках. И солнце над прудом горит. Красавица с мушкой на щечках, как пышная роза, сидит.
Любезная сердцу картина! Вся в белых, сквозных кружевах, мечтает под звук клавесина. Горит в золотистых лучах
под вешнею лаской фортуны и хмелью обвитый карниз, и стены. Прекрасный и юный, пред нею склонился маркиз
в привычно-заученной роли, в волнисто-седом парике, в лазурно-атласном камзоле, с малиновой розой в руке.
«Я вас обожаю, кузина! Извольте цветок сей принять. » Смеется под звук клавесина, и хочет кузину обнять.
Уже вдоль газонов росистых туман бледно-белый ползет. В волнах фиолетово-мглистых луна золотая плывет.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Афоризмы великих. (26)
- Видео (13)
- НОВОГОДНЕЕ (2)
- великие женщины мира (41)
- Вера (88)
- Вечерний кинозал (27)
- Города и веси державы нашей (11)
- Города мира (47)
- Графика (5)
- женские судьбы (58)
- Живопись (357)
- замки (8)
- Здоровье (0)
- Здоровье (1)
- Искусство (382)
- История в лицах. (54)
- Кино (35)
- Легенды музыки (47)
- Литература (72)
- Любимые полотна (9)
- люди искусства (251)
- Макро (2)
- Мастера скульптуры (4)
- Мир кино. (47)
- Мир книг (5)
- Мифология (2)
- Мудрость (29)
- Музыка (209)
- натюрморты с розами (1)
- Париж ! (22)
- ПАРКИ (3)
- поэзия (337)
- Православие (114)
- Приметы, обычаи , поверья. (10)
- Притчи (13)
- Проза (4)
- Разные полезности для дневничка (36)
- Сады (47)
- Страны. (76)
- ФОТО (155)
- фотонатюрморты (58)
- Фотопейзажи (83)
- Франция (29)
- Храмы (20)
- цари и царицы (4)
- Эзотерика (7)
- Юмор (3)
Популярные сочинения
- Сочинение Образ Натальи Мелеховой (Коршуновой) в романе Тихий Дон Шолохова Супруга Григория Мелехова – Наталья – одна из ключевых героинь романа «Тихий Дон». Автор знакомит нас с еще совсем юной и светлой Натальей, которой предстоит выйти замуж за Мелехова, но с мужем красивой и работящей девушке не повезло
- Сочинение-описание картины Зима. Девочка у окна Дейнеки Александр Александрович Дейнеки — известный и замечательный художник. Его произведения всегда вводят в восторг. Но в своей жизни он прославился не только картинами
- Сочинения по творчеству Фадеева Сочинения по произведениям Фадеева
Первый успех
Первая законченная картина живописца написана в «допарижский» период. «Майские цветы» были представлены на XVII Московской ученической выставке в 1894 году и сразу куплены. Это была большая удача и, как показала дальнейшая жизнь, исключение из грустного правила – художник всегда испытывал трудности с продажей своих картин. Полученные средства позволили Борисову-Мусатову совершить поездку на Кавказ и в Крым, где он увлёкся натурными этюдами.
Среди ранних работ художника есть картины, которые полюбились зрителю особой чистотой и выделились как основные, составили славу художника. Наиболее значимая из них работа, может, самая важная в творчестве Борисова-Мусатова – это «Мальчик с собакой» (1895).
Осенний мотив В.Э. Борисова-Мусатова.
Осенний мотив В.Э. Борисова-Мусатова
Живопись и поэзия — два вида искусства, которые способны стать причиной появления на свет или необыкновенной картины по мотивам поэтических строк, или же наоборот — художественное полотно дает поэту тему для рифм. 140 лет назад 14 апреля (2 апреля по старому стилю) 1870 года в Саратове появился на свет будущий художник-романтик Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Его творчество посвящено красоте, женской красоте, необычной и ускользающей. За натурой для своих полотен Борисов-Мусатов ездит в старинные дворянские усадьбы: Слепцовка, Зубриловка, Введенское. На фоне русской природы он пишет своих любимых и близких женщин — сестру, жену, матушку и их подруг. Но это все же не совсем реальные женщины — это символы, символы красоты и любви. Борисова-Мусатова современники часто ругали за этот самый символизм, считая его бессмысленным. Но такова та эпоха — эпоха Серебряного века. И художник был не одинок в своих исканиях и были те, кто его понимал. Картина «Осенний мотив» своим сюжетом и элегичностью вдохновила другого символиста, поэта Андрея Белого, на написание стихотворения «Объяснение в любви». Так чудесным образом переплелись живопись и поэзия.
Объяснение в любви
Посвящается дорогой матери
Сияет роса на листочках. И солнце над прудом горит. Красавица с мушкой на щечках, как пышная роза, сидит.
Любезная сердцу картина! Вся в белых, сквозных кружевах, мечтает под звук клавесина. Горит в золотистых лучах
под вешнею лаской фортуны и хмелью обвитый карниз, и стены. Прекрасный и юный, пред нею склонился маркиз
в привычно-заученной роли, в волнисто-седом парике, в лазурно-атласном камзоле, с малиновой розой в руке.
«Я вас обожаю, кузина! Извольте цветок сей принять. » Смеется под звук клавесина, и хочет кузину обнять.
Уже вдоль газонов росистых туман бледно-белый ползет. В волнах фиолетово-мглистых луна золотая плывет.
Источник
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим.
В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков.
Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам «Мира искусства».
С 1898 год жил в основном в Саратове, с 1901 года — в имении Зубриловка Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой — будущей женой.
Его сестра Елена вспоминала: Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки»… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Эти две поездки в усадьбу нашли отражение в работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904—1905).
С 1903 года он жил в Подольске и Тарусе.
Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева.
Значение творчества В.Э. Борисова-Мусатова
Творчество В.Э. Борисова-Мусатова оказало заметное влияние на развитие новой русской живописи, хотя прямых последователей у него не было. Его творческий метод был основан на гармоничном сочетании рационального и интуитивного начал, а композиция и колорит строились по законам музыкальных ритмов. Он открыл для последующих поколений художников возможности усиления эмоционального содержания картины через прикосновение к глубинам человеческой души.«Виктор Борисов-Мусатов смог разработать новую монументально-декоративную систему и всегда добивался конструктивности композиции, стремился к максимальной выразительности цвета и музыкальности линейных ритмов. Блуждая в вымышленном мире своих фантазий, художник, сам того не ведая, опережал время» (с сайта художника Ильи Клейнера).Его живописный мир был возвышенным, полным солнца, тепла и гармонии.
- < Prev
- Next >
Описание картины:
Перемены в жизни на рубеже 19-20 веков оказали большое влияние на творчество Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова. Уходящая дворянская культура, опустевшие усадьбы и парки определили тематику его последующих работ. Художник создает целый цикл придуманных жанровых сцен, разворачивающихся на фоне старинных интерьеров и живописных уголков природы, начало которому положила эта картина. Самым важным он считал душевные эмоции и чувства, которые передает эта картина.
Ранняя осень, ясный теплый день. Солнечные лучи серебряными бликами играют на начинающей желтеть листве густых кустов. В деревянной беседке, увитой диким виноградом, молча сидят двое молодых людей.
Юноша в белом парике, одетый в атласный костюм ярко-голубого цвета и белоснежные чулки, наклонившись вперед, сидит на скамейке. Кисти рук, лежащих на коленях, сжаты в замок, выдавая внутреннее напряжение. Голова низко опущена, лица не видно. Все доводы в разговоре исчерпаны, и он очень расстроен результатом.
Сидящая напротив юная барышня, чуть отвернувшись от собеседника, смотрит в сторону. Светлое бело-голубое воздушное платье оттеняет загорелую кожу, жемчужная нитка бус украшает изящную шею. Рыже-каштановые волосы, уложенные в простую прическу, открывают грустное и немного усталое лицо с тонкими чертами. Она кажется спокойной, но видно, как руки теребят красивую бледно-розовую розу, лежащую на коленях. Беседа и для нее была непростой, но она уже все для себя решила.
И пусть художник не соблюдает историческую достоверность, ведь костюмы героев из разных эпох, для него гораздо важнее передать чувства и переживания персонажей.
Светлая, радостная гамма цветов: белый, небесно-голубой, оливково-зеленый с яркими пятнами красного и розовато-оранжевого, вместе с плавными, текучими линиями создают лирическое и умиротворенное настроение. Однако пластика тела кавалера и барышни, их позы рассказывает о мечтах, которым не суждено сбыться, о разбитых надеждах. И очень отчетливо слышна осенняя мелодия старинной грусти.
Источник
Осенний мотив В.Э. Борисова-Мусатова.
Осенний мотив В.Э. Борисова-Мусатова
Живопись и поэзия — два вида искусства, которые способны стать причиной появления на свет или необыкновенной картины по мотивам поэтических строк, или же наоборот — художественное полотно дает поэту тему для рифм. 140 лет назад 14 апреля (2 апреля по старому стилю) 1870 года в Саратове появился на свет будущий художник-романтик Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Его творчество посвящено красоте, женской красоте, необычной и ускользающей. За натурой для своих полотен Борисов-Мусатов ездит в старинные дворянские усадьбы: Слепцовка, Зубриловка, Введенское. На фоне русской природы он пишет своих любимых и близких женщин — сестру, жену, матушку и их подруг. Но это все же не совсем реальные женщины — это символы, символы красоты и любви. Борисова-Мусатова современники часто ругали за этот самый символизм, считая его бессмысленным. Но такова та эпоха — эпоха Серебряного века. И художник был не одинок в своих исканиях и были те, кто его понимал. Картина «Осенний мотив» своим сюжетом и элегичностью вдохновила другого символиста, поэта Андрея Белого, на написание стихотворения «Объяснение в любви». Так чудесным образом переплелись живопись и поэзия.
Объяснение в любви
Посвящается дорогой матери
Сияет роса на листочках. И солнце над прудом горит. Красавица с мушкой на щечках, как пышная роза, сидит.
Любезная сердцу картина! Вся в белых, сквозных кружевах, мечтает под звук клавесина. Горит в золотистых лучах
под вешнею лаской фортуны и хмелью обвитый карниз, и стены. Прекрасный и юный, пред нею склонился маркиз
в привычно-заученной роли, в волнисто-седом парике, в лазурно-атласном камзоле, с малиновой розой в руке.
«Я вас обожаю, кузина! Извольте цветок сей принять. » Смеется под звук клавесина, и хочет кузину обнять.
Уже вдоль газонов росистых туман бледно-белый ползет. В волнах фиолетово-мглистых луна золотая плывет.
Источник
Осенний мотив В.Э. Борисова-Мусатова
Осенний мотив В.Э. Борисова-Мусатова
Живопись и поэзия — два вида искусства, которые способны стать причиной появления на свет или необыкновенной картины по мотивам поэтических строк, или же наоборот — художественное полотно дает поэту тему для рифм. 140 лет назад 14 апреля (2 апреля по старому стилю) 1870 года в Саратове появился на свет будущий художник-романтик Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Его творчество посвящено красоте, женской красоте, необычной и ускользающей. За натурой для своих полотен Борисов-Мусатов ездит в старинные дворянские усадьбы: Слепцовка, Зубриловка, Введенское. На фоне русской природы он пишет своих любимых и близких женщин — сестру, жену, матушку и их подруг. Но это все же не совсем реальные женщины — это символы, символы красоты и любви. Борисова-Мусатова современники часто ругали за этот самый символизм, считая его бессмысленным. Но такова та эпоха — эпоха Серебряного века. И художник был не одинок в своих исканиях и были те, кто его понимал. Картина «Осенний мотив» своим сюжетом и элегичностью вдохновила другого символиста, поэта Андрея Белого, на написание стихотворения «Объяснение в любви». Так чудесным образом переплелись живопись и поэзия.
Объяснение в любви
Посвящается дорогой матери
Сияет роса на листочках. И солнце над прудом горит. Красавица с мушкой на щечках, как пышная роза, сидит.
Любезная сердцу картина! Вся в белых, сквозных кружевах, мечтает под звук клавесина. Горит в золотистых лучах
под вешнею лаской фортуны и хмелью обвитый карниз, и стены. Прекрасный и юный, пред нею склонился маркиз
в привычно-заученной роли, в волнисто-седом парике, в лазурно-атласном камзоле, с малиновой розой в руке.
«Я вас обожаю, кузина! Извольте цветок сей принять. » Смеется под звук клавесина, и хочет кузину обнять.
Уже вдоль газонов росистых туман бледно-белый ползет. В волнах фиолетово-мглистых луна золотая плывет.
Источник