Камиль коро

От прилавка — к мольберту

Камиль Коро «Автопортрет» (ок. 1835)

Камиль Коро — один из тех немногих художников, которых можно назвать практически самоучками. Он родился в семье, весьма далекой от богемной или артистической среды. По одним сведениям, его отец занимался драпировкой мебели, по другим — был владельцем небольшого магазина тканей, но в итоге возглавил одно из парижских ателье мод. И,разумеется, мальчика ждала та же стезя.

С семи лет Камиль был отдан на обучение в пансион, в одиннадцать родители отправили его в Руан — в одном из колледжей этого города Коро-старший сумел получить для сына стипендию. Камиль, послушный родительской воле, старательно готовился к тому, чтобы преуспеть в коммерции. В девятнадцать лет его взяли приказчиком в лавку торговца сукном Ратье. Но увы, несмотря на все старания, толку от Камиля было мало: у него никак не получалось торговаться, расхваливать товар и набивать цену. Вскоре хозяин понизил его до разносчика товаров,но и тут юноше не было места — слегка рассеянный и совершенно не хваткий, он скорее мешал, нежели помогал.

Годы шли, а торгового опыта и навыков у младшего Коро не прибавлялось. Неизвестно,что стало последней каплей, но в 1822 году двадцатишестилетний Камиль пришел к отцу и решительно заявил, что больше не будет заниматься торговлей, а хочет стать художником. Какому коммерсанту хочется услышать подобные слова от наследника? Но, видимо, папаша Коро уже успел убедиться, что на этом поприще его сын отнюдь не блистает, а потому согласился и даже порадовался, что не придется покупать Камилю пай в торговом деле. Так началась настоящая жизнь художника Коро.

Париж — Рим — Фонтенбло

Легко ли начинать учиться в двадцать шесть лет? Но Коро это не пугало. Молодой человек поступил в мастерскую Мишалона, а после его смерти перешел к Виктору Бертену. Камиль чрезвычайно усидчиво и прилежно перенимал искусство обоих знаменитых пейзажистов, но это был краткий и единственный период ученичества в его жизни.

Камиль Коро «Утро в Венеции» (1834)

Куда большему он смог научиться, покинув в 1825 году Францию и на время переехав в Италию. Три года, проведенные в Риме, оказались периодом становления Коро-живописца. Он пишет пейзаж за пейзажем, на его полотнах — природа и архитектура, а сами картины больше напоминают этюды. Раз за разом художник изображает один и тот же вид, постепенно приходя к мысли, что «все написанное с первого раза более искренне и красиво по форме». Коро учится схватывать самое первое впечатление с натуры и все увереннее сочетает его с продуманной, целостной композицией картины. Именно тогда из-под его кисти вышли «Вид Колизея из сада Фарнезе» (1826) и «Мост Августа на реке Нера» (1827).

Довольно скоро Коро вернулся во Францию, но теперь он избегал Парижа. Поселившись в Виль-д’Аврэ неподалеку от Фонтенбло, он без устали писал пейзажи родных мест. Иль-де-Франс, Пикардия, Бургундия, Нормандия — художник совершил настоящий вояж по провинциям: «Вид Руана», «Старинный рыбачий порт Онфлёр», «Собор в Шартре» (1830), «Сена. Набережная Орфевр» (1833), «Рыбачьи лодки в Трувиле» (1835).

Камиль Коро «Лес Фонтенбло» (1846)

Он еще дважды посетил Италию, в 1834 и 1843 годах, но теперь писал пейзажи не в окрестностях столицы, а в Тоскане, Венеции и Милане. Постепенно у художника стала складываться очень характерная и узнаваемая манера письма: светлые тона и почти полное отсутствие зеленой краски, что кажется удивительным для пейзажиста. Коро заменил ее на серебристо-серую гамму, богатство оттенков которой на его картинах поражает: «Танец нимф» (1851), «Воспоминание о Мортфонтене» (1864), «Порыв ветра» (1865-1870). Раннее утро, вечерние сумерки, облачный день — переходное состояние природы Коро передает жемчужной дымкой, переливающейся по всему полотну.

Камиль Коро «Утро. Танец нимф» (1850)

Именно эта манера принесла ему известность. Регулярно выставлявший свои картины в Парижском салоне, до этого времени КамильКоро сумел продать всего несколько картин. Теперь же его настигла внезапная популярность.

Детство и юность

Жан-Батист Камиль Коро родился 17 июля 1796 года в Париже. В отличие от многих современников он жил в обеспеченной семье. Родители художника владели магазином женских головных уборов, который пользовался огромной популярностью у французских модниц. Заработок у четы Коро был настолько высок, что они могли себе позволить вкладывать деньги в недвижимость.

Камиль Коро — автопортрет

Несколько лет Коро учился в лицее Пьера Корнеля в Руане по стипендии. Он не проявлял тяги к знаниям, даже к урокам рисования, так что родителям пришлось перевести сына в заведение попроще.

В 19 лет Коро, по замечаниям биографов, был «большим ребенком, застенчивым и неловким». Он краснел, когда к нему обращались, убегал в другую комнату от девушек, которые заглядывали в магазин примерить шляпку, в матери души не чаял и боялся грубости отца.

Александрова Марина (Фото репродукции картины Ж.Б. Камиля Коро «Женщина с жемчужиной». 1869 г. Лувр, Париж) — презентация

1

2 Александрова Марина (Фото репродукции картины Ж.Б. Камиля Коро «Женщина с жемчужиной» г. Лувр, Париж)

3 Иван Ургант Фото репродукции картины Бориса Кустодиева «Портрет И.Я. Билибина» г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

4 Александр Цекало Фото репродукции картины Ван Гога «Портрет младшего лейтенанта зуавов Милье» г. Музей Креллер-Мюллер. Оттерло. Нидерланды.

6 Иванушки International Фото репродукции картины Адриана Браувера «Осязание». Старая пинакотека, Мюнхен.

7 Броневицкая Илона Фото репродукции картины Самуэля Купера «Генриетта, герцогиня Орлеанская» г. Лондон

8 Фекла Толстая Фото репродукции картины Робера Кампена «Женский портрет». Ок г. Национальная галерея, Лондон.

9 Быстрицкая Элина Фото репродукции картины Понтормо «Портрет Марии Сальвиати» г. Галерея Уффици, Флоренция

10 И б р а г и м о в Р е н а т Ф о т о р е п р о д у к ц и и к а р т и н ы Т и ц и а н а В е ч е л л и о « Ф е д е р и к о Г о н з а г а, г е р ц о г М а н т у а н с к и й » г г. П р а д о, М а д р и д. Золотухин Валерий Фото репродукции картины И.Н. Крамского «Портрет писателя Михаила Евграфовича Салтыкова (Н. Щедрин)» г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

11 Михаил Шуфутинский Фото репродукции картины Николая Ге «Портрет писателя А.И. Герцена» г. государственная Третьяковская галерея, Москва.

12 Виктор Шендерович

13 Елена Шанина Фото репродукции картины Огюста Ренуара «Женщина в голубом» г. «Ридерс дайджест», Плезантвилль (штат Нью-Йорк).

15 Владимир Шаинский Фото репродукции рисунка пером Питера Брейгеля Старшего «Художник и знаток» (фрагмент). Ок г. Собрание графики, Альбертина, Вена.

16 Зельдин Владимир Фото репродукции картины Франца Вольфа «Хорошая книжка» Частное собрание.

17 Яна Чурикова Фото репродукции картины Огюста Ренуара «Ложа» г. Институт Курто, Лондон.

18 Инна Чурикова Фото репродукции картины М. Врубеля «Портрет Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок» г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

19 Елена Чайковская Фото репродукции картины К.А. Коровина «Дама с гитарой» г. Костромской государственный художественный музей.

20 группа Чай вдвоем Фото репродукции картины Василия Шухаева и Александра Яковлева «Автопортреты. Арлекин и Пьеро» г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

21 Николай Цискаридзе Фото репродукции картины Михаила Врубеля «Демон сидящий» г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

23 Геннадий Хазанов Кадры из фильма «Огни большого города»

24 Константин Хабенский Фото репродукции картины Эжена Делакруа «Фредерик Шопен» г. Лувр, Париж.

25 хор Турецкого Фото репродукции картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» гг. Русский музей, Санкт-Петербург.

26 Сукачев Гарик Фото репродукции картины Отто Дикса «Портрет Макса Джона» г. Августинер-музей, Фрайбург.Сукачев Гарик Фото репродукции картины Отто Дикса «Портрет Макса Джона» г. Августинер-музей, Фрайбург.

Сукачев Гарик Фото репродукции картины Отто Дикса «Портрет Макса Джона» г. Августинер-музей, Фрайбург.Сукачев Гарик Фото репродукции картины Отто Дикса «Портрет Макса Джона» г. Августинер-музей, Фрайбург.

Сукачев Гарик Фото репродукции картины Отто Дикса «Портрет Макса Джона» г. Августинер-музей, Фрайбург.

27 Стоянов Юрий Фото репродукции гравюры «Император Александр III». XIX в.

28 Смехова Алика Фото репродукции картины Альфонса Мухи «Плющ». Цветная литография г.

Позднее признание

Камиль Коро был чрезвычайно трудолюбив. Задолго до импрессионистов он разработал метод многократных этюдов и писал один и тот же вид при разной погоде и в разное время суток, улавливая тончайшие изменения оттенков и получая серии картин, глубоко и полно раскрывавших характер и очарование пейзажа.

Интерес к его картинам оказался настолько велик, что Коро буквально засыпали заказами. Торговцы картинами, галереи,коллекционеры, ученики, деньги — теперь у Камиля было все, чего только мог пожелать живописец. Спрос на его пейзажи был столь огромен, что Коро едва успевал делать копии со своих картин. Конечно, сюжеты повторялись, но сам пейзажист не видел ничего дурного в повторении мотивов, ведь всякий раз в них открывалось что-то новое. Деньги и слава не изменили его характера, Камиль был по-прежнему предан друзьям и никогда не отказывал в материальной помощи молодым художникам.

Камиль Коро «Воспоминание о Мортфонтене» (1864)

Искусствоведы полагают, что за свою творческую жизнь Коро сумел создать около трех тысяч картин, хотя есть мнение, что часть полотен, подписанных его именем, на самом деле созданы его учениками, которым мастер хотел помочь продать картины.

Пройдя путь от классического пейзажа через романтизм и реализм, Камиль Коро вплотную подошел к художественным открытиям импрессионистов, которые считали его одним из своих учителей.

Поделиться ссылкой

Творчество Камиля Коро (1796—1875)

Выдающийся французский пейзажист и портретист Камиль Коро родился в Париже. Систематически заниматься живописью он начал с 27 лет, учился у художника-пейзажиста академического направления Мишаллона, а после его смерти, в 1822 году — у исторического живописца Виктора Бертена.

В 1825 году Коро едет в Италию. В своих ранних итальянских работах он отходит от условных академических приемов, стараясь эмоционально передать красоту архитектурных памятников, живописных руин, природу римской Кампаньи («Мост в Нарни», 1826—1827; «Мост Августа на реке Нере», 1826).

По возвращении во Францию в 1828 году Коро предпринимает путешествие по родной стране. Он пишет, в основном, городские виды, архитектуру на фоне природы и вводит сюда жанровые мотивы. Это реалистические, проникнутые тонким лиризмом пейзажи: «Шартрский собор» (1830), «Порт в Руане» (1834), «Лес Фонтенбло» (1833). Новаторские тенденции в творчестве художника настораживают официальную критику, и картины Коро принимаются на выставки с большим отбором. Вторично посетив в 1834 году Италию, Коро пишет пейзажи Тосканы и Венеции («Утро в Венеции», 1834; «Город и озеро Комо», 1834).

В 30—40-х годах он создает ряд «исторических пейзажей», сюжеты которых навеяны античностью («Гомер и пастух», 1845). Эти картины, выполненные в академической манере, со строго построенными кулисами, написанные сухо, в условных коричневых тонах, нашли, тем не менее, полную поддержку критики и получили доступ в салоны.

К 50-м годам в творчестве Коро наметился перелом. Художник отказывается от панорамных видов и выбирает для своих картин более скромные, интимные уголки природы. В пейзажах Коро большую роль начинает играть настроение. Их жемчужно- серебристая гамма становится все более утонченной, изысканной, природа погружается в легкую прозрачную дымку. Коро упорно добивается все большего совершенства в соотношениях тонов. «Валеры прежде всего»,— говорил художник.

Лучшие работы этого времени: «Замок Пьерфон» (1850— 1860), «Воз сена» (1860), «Порыв ветра» (1865—1870), «Со­бор в Нанте» (1865—1869), «Воспоминания о Морте-Фонтене» (1864), «Колокольня в Аржантейле» (1858—1860) и др.

К позднему периоду творчества Коро относятся картины: «Колокольня в Дуэ» (1871), «Танец нимф» (1873), «Пруд в Виль д’Аврэ» (1870—1875), «Берег пруда» (1870). Кроме пей­зажей, кисти Коро принадлежит ряд портретов, преимущественно женских. Коро был тесно связан с художниками барбизонской школы, но выступил раньше их и занимал несколько обособленное положение во французской живописи XIX века.

Живопись

Большинство мастеров, имена которых сегодня звучат в ведущих галереях мира, проявляли склонность к искусству едва ли не с пеленок. Камиль Коро же внял зову кисти лишь в 1815 году, в 19 лет. Его первой студией стала собственная комната на 3-м этаже с мансардными окнами.

Глава семьи Коро мечтал, что его дети Аннет, Камиль и Виктуар продолжат «шляпное» дело. Он упорно обучал их драпировке, ведению счетов. В 26 лет Коро нашел в себе силы сказать отцу, что бизнес — это не его стихия.

Творческое восхождение Коро начал в 1821 году с пейзажей. Вместе со своим учителем Ашиль-Этной Мишальоном он выходил на природу и перерисовывал увиденное.

Камиль Коро — «Женщина в розовой юбке»

После смерти Мишальона в 1822 году учителем Коро стал Жан-Виктор Бертен. Он заставлял художника перерисовывать картинки из книг по ботанике для познания органической формы.

Оба учителя были неоклассицистами, но ранние работы Коро показывают, что сам он тяготел к реализму. В своих картинах художник искусно «сливал» эти течения воедино.

Камиль — результативный мастер. Только в 1825–1828 годах в путешествии по Италии он создал более 200 эскизов и 150 картин. Всего творчество романтика насчитывает более 3 тыс. работ. Речь идет не только о масляных полотнах, Коро слыл талантливым гравером, он создал около 200 изображений.

Искусствоведы не в силах выделить лучшую картину Коро, поскольку каждая из них является высшим проявлением искусства. Клод Моне, известный пейзажист, так говорил о соотечественнике: «Существует только один мастер — Коро. Мы ничто по сравнению с ним».

Камиль Коро — «Порыв ветра»

Отдельное место в живописи Коро занимают портреты. Чаще всего он рисовал девушек на фоне природы, но не гнушался и собственным изображением. Самый ранний автопортрет датируется 1835 годом.

В 1860-х годах Коро увлекся фотографией. Этот род искусства, в то время существовавший в черно-белом цвете, еще сильнее подавил палитру художника, который прежде писал в серых, коричневых, розоватых тонах. Журналист Теофиль Тор-Бюргер даже отметил:

Из-за страсти Коро к приглушенным оттенкам многие считают странным, что импрессионисты брали с него пример, ведь последователи этого стиля не боялись экспериментировать с цветами. Тем не менее Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега и Пабло Пикассо отмечали, что, если бы не Коро, они никогда не стали бы художниками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: