Творчество михаила нестерова: картины, стиль, признание

Модель

Своего «Пустынника» Михаил Нестеров писал с конкретного человека – монаха Гордея, подвизавшегося в Троице-Сергиевой лавре. Он часто видел его на утренней службе, любовался его спокойным, добрым лицом. Но подойти и попросить «попозировать» не решался. А однажды на службе приметный старичок не появился. Нестеров принялся расспрашивать: «Кто он? Где он?». Художнику ответили, что то был отец Гордей, и он недавно помер. Кинулся к альбому, пытаясь зарисовать запомнившийся образ. Да ничего не вышло – не таким был монах Гордей. Но однажды, когда Нестеров вновь пришел к утрени в собор, он опять увидел своего монаха. Тут уж не стал испытывать судьбу дважды: сразу после службы принялся уговаривать отца Гордея ему позировать. Старичок оказался крепким и правильным. Все отнекивался, ссылаясь, что, мол, гордыня все это, не богоугодное занятие и грех. Нестеров от него не отставал, приводя в пример портреты митрополитов. Неужели, сами митрополиты уж такие грешники, раз разрешали с себя портреты писать? В конце концов, отец Гордей сдался. Нестерову хватило двух сеансов по два часа каждый.

Молчание. Сочинение по картине М. Нестерова

На картине очевиден пейзаж, пейзаж монастыря который находится на высоком холме поросшим кустами. Не зная историю происхождения данного произведения, осмелюсь заметить что изображённый монастырь очень похож на один из монастырей Разанской области называющийся «Дмитриевским» название он своё получил в честь благословления в своих стенах Дмитрия Донского местными служителями, когда тот останавливался там во время своего похода на куликовскую битву.

Может быть именно этот монастырь или очень на него похожий и стал для автора картины прототипом изображённого в его произведении монастыря. Но пейзаж в данном произведении имеет второстепенную роль, основную ролевую функцию тут несут на мой взгляд персонажи, а именно два монаха ловящие рыбу удочками из небольших лодок.

Вечно обращённый своими куполами к небу монастырь и вечно трудящиеся и молящиеся его обитатели — монахи, простым своим сочетанием представлены в данном изображении. Подобному сочетанию автор и дал самое подходящее и много содержательное название «молчание».

Рыбная ловля как занятие само по себе обуславливается молчанием, но тут подразумевается молчание иное. Каждый из нас в минуты молчания естественно пролистает в голове много мыслей, как известно, если человек молчит он обязательно думает. Вот и наши персонажи тоже думают, и нам с вами как зрителям этой картины остаётся только предполагать или догадываться о чём думают эти монахи ловя рыбу?

Жизнь монахов очень не лёгкая, хоть и выбрана ими самими добровольно. Это постоянные труды и молитвы, если монах не занят трапезой или сном он всегда находится в труде или молитве. Это не невероятнейшая для простого человека самоорганизация, само отрешение и самодисциплина.

Это уникальная выносливость и терпение, это постоянное испытание самого себя на стойкость и спокойствие, и при всех этих нескончаемых испытаниях человек должен оставаться любящим и верным как Богу так и всем людям, сохранять в себе добро!

Я уверен у каждого из нас в жизни случаются такие моменты, когда нам хочется обратиться к Богу или хотя бы к людям которые посвящают вере свои жизни, что бы они нам указали на добро, открыли нам глаза и очистили наши часто путающиеся помыслы. Здесь в своей картине автор даёт нам возможность, пусть и «заочно» но встретиться с монахами. пусть они с нами не могут общаться с полотна, но обращённые к ним наши разумы найдут для себя ответы на некоторые вопросы.

Молчание. Молчание во время рыбной ловли и молчание во время таинств собственной души совершающей постоянную молитву, вот какой сопоставление представил нам в своём произведении автор, сопоставление мирского, примитивного с духовным и высшим. Как начальную ступень нашего бытия и бесконечное, будущее совершенство

Картина не имеет конечно же характер призыва, она не в коем случае не приводит какие то конкретные примеры на которые надо ровняться, тут нет героев, тут всего лишь персонажи, но она даёт нам возможность соприкаснуться с вещами, для многих нас может быть и не постижимыми, но к которым многие из нас стремятся. Слово «молчание» в данном произведение приобретает совершенно самостоятельный и оригинальный смысл, который я и попытался вам раскрыть в своей статье, спасибо!

Автор сочинения: Эдуард Ермолаев

design-kmv.ru

Личная жизнь в период учёбы

Автопортрет 1915 г.

Летом 1883 года, приехав домой на каникулы, Михаил познакомился с Марией Мартыновской, просто влюбился, встретив девушку на улице. Молодость и чувства привели к тому, что через год Мария и Михаил стали женихом и невестой, а в 1885 году молодые обвенчались, хотя родители были против. Молодые Нестеровы были счастливы: Михаил много работал – любовь окрылила и вдохновила его, Маша занималась нехитрым хозяйством и ждала ребёнка. В мае 1886 года родилась дочь Ольга, но на следующий день родильная горячка унесла жизнь Марии, верной Музы художника. От отчаяния Михаила спасла необходимость заботиться о малышке – он отвёз её к своим родителям в Уфу. Пока не подрастёт. Сам вернулся в Москву, надо было работать.

Сочинение описание картины Видение отроку Варфоломею

На картине Нестерова важное значение имеет пейзаж. Он насыщен желтым цветом, что указывает на осеннее время года

Погода выглядит солнечной, теплой, хотя самого солнца автор не изобразил. Небо окрашено в бледно-голубой цвет, а на его фоне ярко выделяются и, словно васильки на лугу, тянутся кверху ярко-голубые купола старой деревянной церкви. Неподалеку от церкви расположились огороды. К ней тянется узенькая тропинка, справа от которой простирается засеянное поле.

На заднем плане виднеется небольшое поселение, а за ним во всю ширь растянулись бескрайние просторы. Справа и слева по краям полотна изображены густые леса, благодаря чему картина приобретает дополнительную глубину. По левому краю извилистой лентой пробегает небольшая речушка.

На первом плане изображены главные герои произведения – отрок Варфоломей и старец

Лицу мальчика автор придал трепетное печальное выражение, при этом взгляд его, обращенный к мудрому старцу, наполнен восхищением и чутким вниманием. Ребенок очень худой, что особенно подчеркивает тонкое личико и небольшие синяки под глазами

Руки у мальчика сложены вместе как если бы он молился. Одеяние мальчика очень простое – обычная крестьянская одежда, при этом она чистая и светлая, как душа ребенка, который ее носит. Также, словно повторяя образ юного отрока, рядом растет тоненькая березка и здесь же стоит маленькая сосенка. Они символизируют собой молодость и беззащитность.

Картина позволяет ощутить настоящий простор, пейзаж реалистичен, но в то же время в образах героев наблюдается элемент сказочности. Вокруг ощущается полнейшая тишина, а на душе становится немного грустно, но все же хорошо и спокойно.

7, 8, 9 класс

Модель

Своего «Пустынника» Михаил Нестеров писал с конкретного человека – монаха Гордея, подвизавшегося в Троице-Сергиевой лавре. Он часто видел его на утренней службе, любовался его спокойным, добрым лицом. Но подойти и попросить «попозировать» не решался. А однажды на службе приметный старичок не появился. Нестеров принялся расспрашивать: «Кто он? Где он?». Художнику ответили, что то был отец Гордей, и он недавно помер. Кинулся к альбому, пытаясь зарисовать запомнившийся образ. Да ничего не вышло – не таким был монах Гордей. Но однажды, когда Нестеров вновь пришел к утрени в собор, он опять увидел своего монаха. Тут уж не стал испытывать судьбу дважды: сразу после службы принялся уговаривать отца Гордея ему позировать. Старичок оказался крепким и правильным. Все отнекивался, ссылаясь, что, мол, гордыня все это, не богоугодное занятие и грех. Нестеров от него не отставал, приводя в пример портреты митрополитов. Неужели, сами митрополиты уж такие грешники, раз разрешали с себя портреты писать? В конце концов, отец Гордей сдался. Нестерову хватило двух сеансов по два часа каждый.

Русский аристократический обычай

Лицевой летописный свод: «В том же году были постриги у князя Михаила Ярославича Тверского сыну его Дмитрию». На Руси существовал обычай первого стрижения волос у детей мужского пола — по́стриг

(устар.пострег ). Сначала он практиковался в семьях великих и удельных князей, а потом и знатных бояр и дворян.

Постриг совершался через три, четыре и более лет по рождении, с чтением особой молитвы, в церкви, для чего туда приводил «духовного сына» крёстный отец. Об этом обряде сообщают и польские хронисты Галл Аноним и Викентий Кадлубек; последний говорит, что постриг «рождал духовное свойство́, и мать постригаемого считалась названной сестрой постригающего».

Татищев пишет, что ещё в его время некоторые знатные люди держались этого древнего обычая и что дети переходили после пострига из рук женских в руки мужские. Иногда князья-родители сами совершали постриг и после того сажали постриженного на коня, в присутствии епископа, бояр и народа. У князей обряд этот сопровождался обыкновенно пиром.

Фёдор Успенский указывает:

Ритуальное состригание первых волос осуждалось христианской церковью, однако, считалось обязательным выстригание прядей в крестильном обряде и при пострижении в монахи.

Первое путешествие за границу

Вырученные за «Пустынника» деньги позволили художнику впервые отправиться в Европу. Музеи, архитектура и природа ошеломили молодого живописца. Позже, вспоминая своё упоение, он удивлялся, «как сердце не разорвалось от восторгов и сладкого томления». В путешествии художник написал «Остров Капри», делал множество набросков. Примечательно, что с течением времени в его зарисовках всё чаще проглядывались русские пейзажи и темы – Нестерова влекла родина. Здесь, вдали от неё, художник остро почувствовал свою причастность к Руси и долг перед ней. Нравственное совершенство и духовный подвиг русского человека как художественная тема выходила на первый план в творчестве живописца.

Нестеров портретист

До революции в творчестве художника портрет как жанр почти не существовал. Лишь единичные работы с образом близких: дочери Ольги, жены Екатерины, да ещё несколько значимых личностей (Горький, Толстой).

При советской власти на полотна художника пришёл самый цвет нации, её гордость. Это были выдающиеся деятели в самых разных областях: гений физиологии Иван Павлов, коллега и товарищ Виктор Васнецов, мастер монументальной скульптуры Вера Мухина и многие другие. Художник не раз подчёркивал, что пишет только хороших и симпатичных ему людей. Поэтому любой портрет из обширной плеяды знаменитостей кисти Нестерова не обезличенное или праздное изображение, а демонстрирующая характер портретируемого, яркая и прочувствованная работа мастера.

В 1941 году – Сталинская премия за портрет Павлова, написанный в 1935-м. Есть у художника и автопортреты, в графике и живописи, их около десятка. На заказ художник портреты не писал, дорожа независимостью, руководствовался только собственными желаниями и решениями.

Сочинение по картине Нестерова Пустынник

Картина Михаила Васильевича Нестерова «Пустынник» была написана художником в 1888-1889 гг. Она принесла ему известность в широких кругах и позволила встать в один ряд с великими творцами той эпохи.

На полотне можно увидеть ту целостность человека и природы, которая также была представлена и в дальнейших его работах. Несмотря на собственную уникальную атмосферу, в произведении четко прослеживается фирменный стиль художника.

Глядя на картину, в голове возникает вопрос: Насколько глубока связь человека с природой?

Его лицо обрамляет седая борода, в руке трость, а на лице легкая улыбка. Одинокая елка уже почти зачахла, а гроздья красной рябины вот-вот опадут. Хоть погода холодная и серая, старец всё равно идет вперёд и упивается этим временем года, атмосферой уединения и тишины.

Он знает, что скоро осенняя палитра сменится суровой белоснежной зимой.

Образ отшельника прост и понятен: неровно выточенная трость, промокшие лапти, длинные, тронутые временем волосы, и взгляд, в котором читаются мудрость и одухотворённость. Складывается впечатление, что этот старый человек перенес много испытаний, но всегда продолжал верить.

И, в конечном итоге, его выбором стал отказ от мирских забот и воссоединение с матерью-природой.  Улыбка скитальца говорит нам, что он по-настоящему счастлив.

На картине «Пустынник» преобладают довольно мрачные тона. Но когда всматриваешься в сам пейзаж, то осознаешь, что автор намеренно хотел подчеркнуть особую атмосферу поздней осени. Всё это, в сочетании с одухотворённым образом мудрого скитальца, передает умиротворенное настроение картины, показывает глубокую связь человека и природы.

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Последний день Помпеи БрюлловаНа данном полотне преобладают тёмные мрачные цвета: коричневый, чёрный, грязно-жёлтый. Кроваво красное небо не предвещает ничего хорошего. Сам вулкан не виден зрителям. Его угрожающие очертания чернеют на заднем плане.
  • Сочинение описание по картине Неаполитанский залив в лунном свете АйвазовскогоКартина появилась на свет в 1843 году, Иван Айвазовский написал ее в солнечной Италии. Неаполитанский залив – часть Тирренского моря, что располагается на западе страны.
  • Сочинение по картине Сурикова Степан Разин 6 классСуриков Василий Иванович начал писать картину Степан Разин в 1900 году. Сразу после представления полотна публике, картина имела огромный успех. Это 6-ти метровое полотно, отражающее суть исторического эпизода
  • Сочинение по картине Мясоедова Страдная пора. Косцы 5 и 6 классКартина Григория Григорьевича Мясоедова «Косцы» рассказывает нам о жизни простого русского народа в 19 веке. Здесь изображена страдная летняя пора, когда на поле уже созрел урожай зерна
  • Сочинение по картине Серова Девушка, освещенная солнцем 6 классКартина «девушка, освещенная солнцем» была написана Валерием Серовым в 1888 году, летом в усадьбе своих родственников. На портрете изображена двоюродная сестра художника Мария Симовичь, чьё изображение стало так популярным и известным

Сочинение по картине Нестерова «Пустынник»

Полотна Михаила Нестерова полны искренности, правдоподобия и некой нравственной чистоты. Смотря на его работы, человек обретает гармонию с самим собой, морально и физически успокаивается.

Самой его умиротворенной картиной, буквально заражающей смотрящего на нее тишиной и покоем, можно определенно точно назвать его «Пустынника». Эта работа создавалась с 1888 по 1889 года. Она является одним из ранних полотен художника, но при этом первой значительной работой. Именно эта картина раскрыла самобытность Нестерова, его непревзойденное умение передавать собственные чувства, гармонично вплетая их в изображение природы и людей.


Тема, к которой обратился художник, была далеко не новой. О религии, затворничестве, выборе жизненного пути размышляли в своих работах многие поэты и писатели, художники и скульпторы. Но у всех них образ пустынника принимал некую официальную оценку либо описывался слишком критически, с укором за то, что человек выбрал уход от мирской жизни и всех ее забот. Нестеров же первым искренне с тонким поэтическим чувством сумел описать человека, решившего отказаться по ряду причин от страстей жизни в миру и нашедшего покой в одиночестве и уединении с природой.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Образ старца, изображенный на холсте не придуман. Он писал старика с монаха Гордея из Троице-Сергиевой лавры. Художник случайно встретил служителя церкви и не смог более забыть его по-детски искренней улыбки, адресованной ему, прохожему

Позже Нестеров упоминал, что внимание привлек и взгляд старца, бездонный, глубокий, искренний, являющийся отражением такой же чистой и безграничной души

Зритель попадает на опушку леса и случайно встречает странника. Тот чуть наклонил голову и будто пытается расслышать то, что шепчет ему рябина, трава, растущая по обе стороны тропинки. Лицо старца светится подлинным счастьем. Глаза наполнены добротой и даже тихим восхищением. Он безгранично рад первым снежинкам, легкому морозу, первым приготовлением природы к зимнему сну. Природа впадает в некое смирение и тишину, подобно тому, как живет пустынник.

Года, не жалея, сгорбили спину старика, но он будто не замечает ушедших лет, суеты внешнего мира. Он живет гармонично с окружением, ему хорошо быть таким, какой он есть. Одет старец предельно просто. Ему не нужно тащить за собой множество вещей. Ведь все, что необходимо для жизни, дарует ему природа: это еда и кров.

Новой здесь оказалась не только манера подачи пустынника, но и окружающий его пейзаж, такой же тихий и одухотворенный. Зритель не встречает ярких пятен, движения, он серый и пустой из-за надвигающихся холодов, но при этом непревзойдённо поэтичный. Глазу зрителя видны редкая елка и красная рябина – главные герои пейзажей Нестерова. Автор воспринимал их исключительно как живых, как главных составляющих русской природы. В обилии коричневых и сероватых тонов полотна заметно влияние живописи передвижников, но все же это уже воплощение никем не повторенного личного мира Святой Руси Нестерова.

На заднем фоне художник изобразил огромную тихую реку и поредевший лес. Кажется, что это те самые места, которые художник изобразит позже на картине «Осенний пейзаж».

Художнику удалось показать нерушимое единство человека и природы. Покоем и гармонией веет от полотна. И это состояние предается зрителям, заполняя их души светлой радостью.

«Видение отроку Варфоломею» (1889-1890)

Замысел этого великого произведения возник у художника в Абрамцеве, в местах, овеянных памятью о жизни и духовном подвиге Сергия Радонежского. В житии Сергия (до принятия пострига его звали Варфоломей) повествуется, что в детстве он был пастухом. Однажды Варфоломею, посланному отцом в поле за пропавшими лошадьми, явился ангел, принявший вид таинственного монаха. Монах благословил отрока и спросил его, чего бы он хотел. Мальчик, подвергавшийся насмешкам из-за того, что не умеет читать, ответил:

Монах исполнил просьбу. В ознаменовании исполнения просьбы он дал отроку частицу просфоры (на картине инок держит в руках просфору из серебряного ковчежца) и предсказал ему судьбу великого подвижника, устроителя монастырей.

Нестеров с трудом нашел модель для отрока Варфоломея

Художнику было важно найти подходящее лицо, чтобы при взгляде на него зритель сразу угадал бы в нём тот «сосуд избранный», которым святой был от самого рождения. Нестеров нашел натуру случайно на деревенской улице

Это была хрупкая, болезненная девочка с широко открытыми глазами и «скорбно дышащим ртом». С этой девочки и был написан отрок Варфоломей.

В картине будто встречаются два мира. Хрупкий мальчик застыл в благоговении перед монахом, лица которого мы не видим. Над его головой сияет нимб – символ принадлежности к иному миру. Он протягивает мальчику ковчег, похожий на модель храма, предугадывая его будущий путь.

Самое замечательное в картине – пейзаж, в котором художник собрал все самые типичные черты русской равнины.

Пейзаж написан в краях, родных для Сергия Радонежского. Художник любил древний Радонеж. Речка, вьющаяся слева, представляет собой радонежскую Пажу.

Каждая травинка написана так, что чувствуется нестеровский восторг перед красотой Божьего творения.

Деревянная церковь с голубыми маковками является неотъемлемой частью этого величественного и умиротворяющего пейзажа.

А. Бенуа писал о картине:

Это признание говорит о том, что «фундамент» отношения к преподобному Сергию был заложен в душу художника в самом нежном возрасте. Работая над картиной, Нестеров изучал житийные и летописные свидетельства, переосмысливая образ Сергия. Сергий Радонежский изображен в работе еще не святым, а отроком Варфоломеем.

Это интересно

Еще до открытия Восемнадцатой передвижной выставки среди современников художника картина «Видение отроку Варфоломею» вызвала бурю негодования. Рьяно судили «Варфоломея» «правоверные передвижники» В. Стасов, Д. Григорович, Г. Мясоедов, А. Суворин. Они даже пытались отговорить П. М. Третьякова от приобретения картины. Стасов утверждал:

Третьяков, выслушав критика, всё же купил полотно. К счастью для русского искусства, самый известный отечественный коллекционер отличался независимостью суждений.

Из воспоминаний М. В. Нестерова:

Михаил Васильевич спокойно относился к нападкам на картину, понимая, что «Видение отроку Варфоломею» является главным трудом всей его жизни. Позже он не раз говорил:

Описание №2

«Пустынник» — одна из первых больших работ Михаила Нестерова. Известно, что моделью для ее создания был монах Троице-Сергиевой лавры Гордей. Художнику запомнился его удивительно добрый, светлый лик, в котором сочетались глубокая вера и житейская простота, бесхитростность. Нестерову не сразу удалось уговорить монаха ему позировать.

Написанную в 1888 году картину сразу же на Передвижной выставке купил для своего собрания Павел Третьяков.

Пустынник.. Вдумаемся в это слово. Кто же это такой? Наверное, это тот, кто ушел от мира, его забот и соблазнов, живёт вдали от всех в небольшом скиту, одинокой лесной избушке. Такой человек посвятил свою жизнь Богу, проводит дни в труде и молитвах.

Перед зрителем старец в черной монашеской одежде. Слегка согнувшись, опираясь на посох, бредет он берегом озера. На его седой голове монашеский головной убор, похожий на камилавку, ноги обуты в лапти. В его серебряной бороде и усах прячется улыбка. Да и глубоко посаженные, в паутине морщин, глаза тоже словно слегка улыбаются. От этого весь его облик становится как будто добрее. Чему улыбается пустынник? Своим мыслям, воспоминаниям, красоте всего Божьего мира? Совсем один, в этой лесной глуши, он не выглядит несчастным, оставленным. Видно, что походка его еще тверда, а во взгляде спокойствие и любовь. Старец медленно передвигается по дорожке над склоном. Нестеров не стремится приукрасить своего героя: его подрясник короток и помят, а взгляд говорит о том, что он многое повидал и испытал на своем веку.

Пустынник изображен на фоне типичного для картин Нестерова пейзажа: невзрачная растительность, неяркие тона, осень. На переднем плане, под ногами пустынника, черная от сырости тропинка. Вокруг нее трава и низкие кусты, уже потемневшие, умирающие от первых заморозков. Кое-где лежат небольшие островки снега. Самое высокое дерево на переднем плане – хрупкая, молодая елочка. Ее темно-зеленая хвоя символизирует вечную жизнь, неподвластную зимнему холоду. Справа у края полотна веточка рябины с ярко-красными гроздьями. На противоположном берегу озера, на склоне, среди пожелтевших кустов и пожухлой травы выделяются темные силуэты елей. Тот берег отражается в удивительно спокойной зеркальной глади воды. Над горизонтом узкая полоса невыразительного светло-серого неба. Всё это типичный вид средней или северной России. Пейзаж Нестерова называют одухотворенным: он создает общее настроение картины, выделяя при этом главного героя полотна.

Картина «Пустынник» дарит зрителю ощущение душевного покоя, полноты и красоты жизни. В ней художник сумел соединить в одном герое земное и небесное. И это заставляет зрителя поверить в возможность такой гармонии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: