«сатурн, пожирающий своего сына» гойи

Произведения

  • 1777 – «Зонтик»
  • 1778 – «Продавец посуды»
  • 1778 – «Мадридский рынок»
  • 1779 – «Игра в пелоту»
  • 1780 – «Молодой бык»
  • 1786 – «Раненый каменщик»
  • 1791 – «Игра в жмурки»
  • 1782-83 – «Портрет графа Флоридабланка»
  • 1787 – «Семья герцога Осуна»
  • 1787 – «Портрет маркизы А. Понтехос»
  • 1796 – «Доктор Пераль»
  • 1796 – «Франсиско Байеу»
  • 1797-1799 – «Сон разума рождает чудовищ»
  • 1798 – «Фердинанд Гиймарде»
  • 1799 – «Ла Тирана»
  • 1800 – «Семья короля Карла IV»
  • 1805 – «Сабас Гарсия»
  • 1806 – «Исабель Ковос де Порсель»
  • 1810-1820 – «Бедствия войны» (серия из 82 гравюр)
  • 1812 – «Девушка с кувшином»
  • 1819-1923 – «Сатурн пожирающий своего сына»
  • 1819-1923 – «Собака»
  • 1820 – «Портрет Т. Переса»
  • 1823 – «Шабаш ведьм»
  • 1828 – «Портрет Хосе Пио де Молина»

Литература

  • Hughes, Robert . The unflinching eye (October 4, 2003). Проверено 26 июня 2009.
  • Hughes, Robert. Goya. — New York: Alfred A. Knopf, 2004. — ISBN 0-3945-8028-1.
  • Lubbock, Tom . Goya, Francisco de: The Dog (c1820) (July 11, 2008). Проверено 26 июня 2009.
  • Solemne acto de apertura del curso 1997-98 y de investidura como doctor «Honoris Causa» del Excmo. Sr. D. Antonio Saura. — Universidad de Castilla-La Mancha, 1997. — P. 81.
  • Benito Oterino, Agustín, La luz en la quinta del sordo: estudio de las formas y cotidianidad , Madrid, Universidad Complutense, 2002. Edición digital ISBN 84-669-1890-6
  • Bozal, Valeriano, Francisco Goya, vida y obra , (2 vols.) Madrid, Tf. Editores, 2005. ISBN 84-96209-39-3.
  • D’Ors Führer, Carlos, y MORALES MARÍN, Carlos, Los genios de la pintura: Francisco de Goya , Madrid, Sarpe, 1990. Sección «Estudio de la obra seleccionada», por Carlos D’Orf Führer, págs. 83-93. ISBN 84-7700-100-2
  • Glendinning, Nigel, Francisco de Goya , Madrid, Cuadernos de Historia 16 (col. «El arte y sus creadores», nº 30), 1993.
  • Torrecillas Fernández, María Carmen, «Las pinturas de la Quinta del Sordo fotografiadas por J. Laurent», Boletín del Museo del Prado , tomo XIII, número 31, 1992, págs. 57-69.

Состав и интерпретации

Внешнее видео

Гойя изображает Сатурна, питающегося одним из своих сыновей. Голова его ребенка и часть левой руки уже съедены. Правая рука, вероятно, тоже была съедена, хотя ее можно было сложить перед телом и удерживать на месте большими пальцами Сатурна. Титан вот-вот снова укусит левую руку; когда он вырисовывается из темноты, его рот широко раскрывается, а глаза широко распахиваются. Единственная другая яркость на картинке исходит от белой плоти, красной крови трупа и белых суставов Сатурна, когда он впивается пальцами в заднюю часть тела. Есть свидетельства того, что изначально на картине мог быть изображен титан с частично эрегированным пенисом, но, если он когда-либо присутствовал, это дополнение было потеряно из-за ухудшения фрески с течением времени или во время переноса на холст; на сегодняшней фотографии область вокруг его паха нечеткая. Возможно, он даже был намеренно перекрашен, прежде чем картина была выставлена ​​на всеобщее обозрение.

Более барочный стиль Питера Пауля Рубенса « Сатурн, пожирающий своего сына» (1636), возможно, вдохновил Гойю .

Предлагались различные интерпретации значения картины: конфликт юности и старости, время как пожиратель всего сущего, гнев Божий и аллегория ситуации в Испании, где отечество поглотило собственных детей в войнах. и революция. Были объяснения, основанные на отношениях Гойи с его собственным сыном Ксавьером, единственным из его шести детей, дожившим до взрослой жизни, или с его домработницей и возможной любовницей Леокадией Вайс ; пол потребляемого тела нельзя определить с уверенностью. Если Гойя делал какие-то записи на картинке, то они не сохранились; так как он никогда не планировал выставлять картину на всеобщее обозрение, он, вероятно, мало интересовался объяснением ее значения

Как уже было сказано , что картина «важное значение для нашего понимания состояния человека в наше время, так же , как Микеланджело «s Сикстинской капеллы потолок имеет важное значение для понимания тенора 16 — го века».

Возможно, Гойя был вдохновлен одноименной картиной Питера Пауля Рубенса 1636 года . Картина Рубенса, также хранящаяся в Музее Прадо, представляет собой более яркую, более традиционную трактовку мифа: его Сатурн демонстрирует меньше каннибалистической жестокости, изображенной в исполнении Гойи. Однако некоторые критики предположили, что образ Рубенса более ужасен: бог изображен расчетливым безжалостным убийцей, который — опасаясь за свое положение власти — убивает своего невинного ребенка. С другой стороны, видение Гойи показывает человека, сошедшего с ума от убийства собственного сына. Или это можно было бы интерпретировать как титана, обезумевшего от страха перед идеей узурпации со стороны одного из его детей. Кроме того, тело сына на картине Гойи — тело взрослого, а не беспомощного младенца, изображенного Рубенсом. Гойя нарисовал мелом на ту же тему в 1796-1717 годах, который был ближе по тональности к работам Рубенса: на нем был изображен Сатурн, похожий по внешнему виду на Рубенса, который изящно кусает ногу одного из своих сыновей, пока он держит другой, как куриная ножка, без крови или безумия более поздних работ. Однако исследователь Гойи Фред Лихт выразил сомнения относительно традиционного названия, отметив, что классические иконографические атрибуты, связанные с Сатурном, отсутствуют на картине, а тело меньшей фигуры не похоже на тело младенца. Округлые ягодицы и широкие бедра обезглавленного трупа также поставили под сомнение идентификацию этой фигуры как мужчины.

Сюжет

Одержимый алчностью Сатурн раздирает тело собственного ребёнка. Согласно мифологии, Сатурн (в древнеримской мифологии, в древнегреческой ему соответствует Кронос) почитался как верховное божество. Ему предсказали, что один из его детей от богини Реи лишит его власти. Чтобы этого не произошло, Сатурн решил уничтожить потенциальных конкурентов через поедание. Согласно мифу, бог глотал младенцев одного за другим. Однако одного ребёнка Рея уберегла. Им оказался Зевс. Преодолев пубертат, он начал войну с отцом. Последний после 9 лет борьбы проиграл и был заключён в Тартар.

Отходя от мифа, Гойя показывает Сатурна не проглатывающим, но терзающим ребёнка. Кровавые подробности, усиливающие ужас. Дикие глаза бога. Пропорции его тела не реалистичны. В его образе есть подобие с человеком, но больше он похож на монстра, дикое лесное отродье, воплощение ночных кошмаров. Он словно бы стиснут рамками полотна — поза его неестественна, изуродована. В результате картина выглядит как олицетворение апокалипсиса.

Мы не знаем точно, почему был создан этот цикл, какие мысли одолевали уже престарелого, измученного болезнями Гойю. Возможно, это было общее впечатление от жизни. Не исключено и то, что таким образом художник мог отреагировать на неудачи Испанской революции. Так называемые «Чёрные картины» демонстрировали насилие, жестокость, общее безумие и безысходность.

Фон

Quinta del Sordo, c. 1900 г.

В 1819 году Гойя купил дом на берегу Мансанареса недалеко от Мадрида под названием Quinta del Sordo (Вилла глухого). Это был двухэтажный дом, названный в честь глухого бывшего жителя, хотя это имя подходило и для Гойи, который остался глухим после лихорадки в 1792 году. Между 1819 и 1823 годами, когда он покинул дом. чтобы переехать в Бордо , Гойя создал серию из 14 работ, которые он нарисовал маслом прямо на стенах дома. В возрасте 73 лет, пережив две опасные для жизни болезни, Гойя, вероятно, был обеспокоен собственной смертностью и все больше ожесточался из-за гражданской войны в Испании. Хотя первоначально он украсил комнаты дома более вдохновляющими образами, со временем он перекрасил их все сильно запоминающимися картинами, известными сегодня как « Черные картины» . Эти снимки, не использованные в эксплуатации и никогда не предназначенные для публичного показа, отражают его мрачное настроение с некоторыми напряженными сценами вражды и конфликта.

Сатурн, пожирающий своего сына , портрет титана Сатурна, поглощающего одного из своих детей, был одной из шести работ, которыми Гойя украсил столовую. Согласно римскому мифу (вдохновленному первоначальным греческим мифом), было предсказано, что один из сыновей Сатурна свергнет его, так же как он сверг своего отца, Целуса . Чтобы предотвратить это, Сатурн ел своих детей через несколько мгновений после рождения каждого из них. Его жена Опс в конце концов спрятала его третьего сына, Юпитера , на острове Крит , обманув Сатурн, предложив вместо него камень, обернутый пеленами. Юпитер в конце концов вытеснил своего отца, как и предсказывало пророчество .

Гойя никогда не называл произведения, созданные им в Quinta del Sordo; имена были присвоены другими после его смерти, и эта картина также известна как просто Сатурн , Сатурн, пожирающий одного из своих сыновей , Сатурн, пожирающий своих детей, или испанскими именами Saturno Devorrando a su hijo или Saturno Devourrando a un hijo .

Сатурн пожирает свои собственные кольца. Ближайшие к планете скоро исчезнут

Проработавший на орбите Сатурна почти 20 лет космический зонд NASA «Кассини» даже в последние мгновения своей жизни не переставал передавать на Землю удивительные факты о газовом гиганте. Проанализировав очередную порцию собранной им информации, ученые выяснили, что внутренние кольца планеты, те, что расположены ближе всего к атмосфере планеты, в скором (по космическим меркам) времени могут полностью исчезнуть. Материя колец активно «пожирается» самой атмосферой планеты. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Science.

Погрузив аппарат на последнем этапе его работы в атмосферу Сатурна, ученые надеялись выяснить природу возникновения магнитного поля газового гиганта, а также особенность его взаимодействия со скоплениями газа и пыли, из которых состоят кольца планеты. Свои последние минуты «Кассини» провел внутри в особой области сатурнианской атмосферы, где существует экзотический «дождь» из микрокапель воды и частичек пыли, постепенно падающих на Сатурн из ближайших к нему колец.

О существовании этого дождя ученые подозревали еще в 80-х годах. Данные о нем были получены аппаратами «Вояджер», пролетавшими мимо газового гиганта, однако до самого финала миссии «Кассини» ученые не были уверены в том, что этот непрерывный поток пыли и воды порождается кольцами, а не какими-то внутренними процессами в недрах планеты.

Нырок аппарата в атмосферу доказал их природу, а также позволил выяснить из чего они состоят. Оказалось, что по своему составу кольца очень напоминают материю комет. Ученые выяснили, что в них содержится большое количество органики, кислорода и аммиака, вступающих в сложные реакции во время падения в атмосферу. Кроме того, оказалось, что объем этих частиц существенно превышает те объемы, которые предсказывались космологическими моделями, описывающими их устройство.

Исходя из полученных данных, ученые делают вывод, что ближайшие к планете кольца (D и C) вскоре должны исчезнуть. Если говорить о кольце D, то у него по расчетам исследователей осталось всего 7-60 тысяч лет. Кольцо может полностью исчезнуть, если материя кольца C, не будет его подпитывать. У кольца C времени осталось несколько больше, но по космическим меркам, оно исчезнет тоже очень быстро – через 700 тысяч или 7 миллионов лет, в зависимости от выбранного сценария.

Такие выводы говорят о том, что наличие колец у планеты может быть непостоянным.

Обсудить открытие астрономов можно в нашем Telegram-чате.

Кинта дель Сордо (Дом Глухого)

В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем, известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого).

Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Рисунок выполнен Сейнт-Элмой Гаутьер в 1877 году. Дом Гойи – небольшое строение слева. Правое крыло было возведено после смерти художника.

К этому времени художник пережил череду личных трагедий: смерть жены и нескольких детей, разлуку с близкими друзьями, тяжёлую болезнь, которая стала причиной его глухоты. Поселившись за городом, в тихом месте за рекой Мансанарес, Гойя надеется обрести душевный покой и избежать сплетен вокруг его отношений с Леокадией Вайс, молодой красивой женщиной, которая на тот момент была замужем за богатым купцом Исидоро Вайсом.

Но непростая ситуация в стране, которую художник остро переживает, и тяжёлый сердечный приступ, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье и психику. У Гойи начинается депрессия. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника.

Существует множество объяснений тому, какой философский и символический смысл имеют росписи из «Дома глухого». Некоторые исследователи творчества Гойи считают, что «Чёрные картины» вообще не поддаются пониманию. Что такое эти фрески? Проекции кошмарных снов, запечатленные галлюцинации больного рассудка или зашифрованные пророчества грядущих бед, ожидающих, как самого Гойю, так и всё человечество? Однозначного ответа не существует.

Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю

Поэтому, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом

Судьба художника

Франсиско Гойя родился в Сарагосе в семье мастера по золочению. Образование его было поверхностным, причём не только профессиональное, но и общее — всю жизнь он писал с ошибками. Первые годы обучения живописи были провальны: на конкурсах его работы оставались без внимания; академизм угнетал, героические и национальные сюжеты не вдохновляли.

После переезда в Мадрид Гойя стал востребованным портретистом. Этому во многом поспособствовал его шурин Франсиско Байеу, который тогда был официальным придворным художником Карла III. Через некоторое время Гойя и сам станет придворным художником. Воцарившееся благополучие нарушит Французская революция. Испанский монарх будет напуган событиями в соседней стране, начнёт превентивные гонения в своём государстве и позабудет на время об искусстве. В итоге Гойя окажется без работы и друзей, которых либо арестуют, либо вышлют.

В 1790-х Гойя перенесёт 2 тяжёлые болезни, природа которых до сих пор не ясна. В результате он потеряет слух. Несмотря на это, он продолжает быть популярным портретистом. В начале 19-го века к придворным и церковным заказчикам добавятся представители зарождающейся в Испании крупной буржуазии.

Однако меняется характер его искусства. Личные неприятности, последующая оккупация Испании французами, затяжная партизанская война и жёсткая реставрация испанской монархии — всё это приводит к тому, что в творчестве Гойи всё чаще звучит глубокая неудовлетворённость происходящим, трагизм и мрак.

Последние годы Гойя провёл во Франции, скрываясь от испанских властей. Прямо ему не угрожали, но художник видел, что других преследовали, поэтому решил уехать, пока не стал жертвой террора. 16 апреля 1828 года умер в своих апартаментах в Бордо.

Странное здание

Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Стены двух больших комнат живописец расписал маслом по гипсу сюжетами, как будто взятыми из ночных кошмаров. Это 14 картин. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. В них, блеклых и мрачных, все говорит жестко и прямо о тщетности человеческих надежд и смерти. Картины Гойя рисовал для себя. Об этом говорит тот факт, что писал их не на холстах, а на стенах, не предполагая, что они когда-нибудь будут выставляться. Художник работал быстро, используя широкие мазки, мастихин, губки. Одно произведение показывает, как несчастная собака почти полностью погребена под зыбучими песками. Ей никогда не выбраться. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Жить ей осталось недолго. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.

Сатурн, пожирающий своего сына

Предистория

«Сатурн, пожирающий своего сына» — один из самых запоминающихся и незабываемых образов Гойи, принадлежащий с серии «черных картин». Эти фрески созданы Гойей на отштукатуренных стенах его дома (известного как Кинта-дель Сордо, «Вилла глухого») — расположенного на берегу реки Мансанарес, неподалеку от Мадрида. Изначально, стены украшались позитивными изображениями, поднимающими настроение, но со временем мастер стал создавать жесткие и тревожные композиции, причиной чего стала нарастающая депрессия и паранойя, а также опасения по поводу грядущей смерти. Мастер не писал, не говорил и вообще не прикладывал никаких усилий для того, чтобы данная серия известной. Лишь в 1874 году, спустя 50 лет после смерти художника, работы были перенесены со стен на холст.

Сюжет картины

История, которую иллюстрирует работа, отсылает нас к мифу о римском боге Сатурне, который испугавшись пророчества о том, что будет свергнут одним из своих сыновей, пожирал потенциальных конкурентов. В конце концов жена Сатурна утаила шестого сына, Юпитера, и пророчество исполнилось. Существует мнение о том, что вдохновение Гойя почерпнул из одноименной работы Рубенса, но свирепость и безжалостность, с которой Сатурн ест ребенка, контрастирует с хладнокровностью и методичностью персонажа Рубенса, что делает фреску ужасающей и уникальной.

Картина Рубенса

Анализ и интерпретация

Картина демонстрирует психопата, который не в состоянии контролировать свои действия. Грубость, обнаженность, спутанность волос Сатурна, а также широкий взгляд и агрессивное поведение — все это указывает на истерическое безумие. Возможно, это отсылка к ужасным событиям, происходящим в Испании того времени. Сумасшедший бог уже оторвал и проглотил голову ребенка, правую руку и занят поеданием левой, а его руки так сильно впиваются в жертву, что пробивают кожу. Существуют доказательства того, что в исходном изображении у Сатурна был эрегирован фаллос, что наполняло работу еще большим ужасом.

Фрагмент работы

Как обычно, некоторые вопросы остаются без ответа. Например, округлые ягодицы и форма бедер недоеденной жертвы свидетельствуют о том, что Сатурн пожирает скорее свою дочь, нежели сына. Кроме того, она вовсе не является ребенком, это хорошо развитая молодая женщина. Аллегорическая картина трактуется по-разному. Некоторые искусствоведы считают, что она может символизировать испанское государство, пожирающее собственных граждан, другие интерпретируют Сатурна как французскую революцию, или даже Наполеоне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: