Тайная вечеря (картина сальвадора дали)

Описание

Таинство Тайной вечери изображает тринадцать фигур, собравшихся вокруг стола. Если предположить, что эта картина соответствует традиционной символике, фигурами являются Христос и его 12 апостолов. Христос — центральная фигура на картине, расположенная прямо на линии горизонта. Прямо за ним, в точке пересечения перспективы, находится источник солнечного света, благодаря чему Христос фигурирует в фокусе картины

Он указывает вверх, обращая внимание зрителя на доминирующий прозрачный торс с вытянутыми наружу руками, охватывающими всю ширину картинной плоскости. Обстановка сцены находится в прозрачном додекаэдре или двенадцатигранном пространстве, как это воспринимается в пятиугольных оконных стеклах за столом

На заднем плане — знакомый пейзаж Каталонии, который Дали неоднократно включал в свои картины, одним из примеров является его знаменитая картина «Постоянство памяти» .

Мягкая конструкция с варёными бобами (1936)

Картина имеет более широкое название «Мягкая композиция с варёными бобами: предчувствие гражданской войны». Она появилась перед самым началом гражданского противостояния в Испании. Несмотря на то, что Дали был приверженцем политики Франко, его работа отражает жестокость и беспощадность грядущих перемен.

Картина изображает человекоподобные фигуры, борющиеся друг с другом подобием рук и ног. На лице одной фигуры дикая боль, другая имеет искорёженные руки. Зловещая картина подразумевает борьбу непримиримых внутренних сил Испании.

Внизу под фигурами рассыпана варёная фасоль, своими очертаниями напоминающая могильных червей. Ужас, хаос и смерть грядёт в Испанию.

4

Жираф в огне (1937)

Эта картина известна многим, так как её зрительные образы настолько нереальны, будто они явились из долгого мучительного сна. День близится к концу, таинственные женские фигуры, состоящие из выдвижных ящичков, возникают на фоне заката. Их руки и спины подпирают палки. С рук фигур содрана кожа, и ужасная багровая плоть пугает зрителя. Вдали виднеется полыхающий жираф.

Все эти галлюцинации — напряжение, страх и эмоции Дали. По натуре он был интровертом и избегал внешнего влияния других людей, но был очень чувствительным. Эта картина передаёт ощущение надвигающегося хаоса и ужаса.

Удивительные животные, в существование которых трудно поверить.

5

Символизм и интерпретации

Сочетание классической христианской темы с резкими приемами сюрреализма привлекает внимание, что неоднократно удавалось Дали делать с такими произведениями, как «Искушение святого Антония» , « Христос святого Иоанна Креста» , « Распятие» (Corpus Hypercubus) , « Ядерное оружие». Крест и Вселенский собор , среди прочих

Размеры картины указаны в золотом сечении , как и додекаэдр на заднем плане. Цитируются слова Дали о том, что «Причастие должно быть симметричным».

Было много интерпретаций этой картины, но некоторые критики отвергли ее, а протестантский теолог Пауль Тиллих даже назвал ее «мусором». Майкл Энтони Новак, католический богослов, представил доклад на эту тему в 2005 году. Он предполагает, что намерением Дали было не просто изобразить событие Тайной вечери. Позже он заявил:

Другие критики, такие как Новак, говорят, что, глядя на название, в центре внимания не стоит один вечер две тысячи лет назад. Отсутствие индивидуализации апостолов, их недостаток внимания ко Христу и почти дематериализованному Христу выходит за рамки факта события. Некоторые говорят, что из-за того, что Христос указывает на себя и парящий над ним торс, возможно, он говорит о себе как о уже вознесенном на небеса.

Другие предположения

Фрагмент изображения «любимого ученика» справа от Иисуса, идентифицированного историками как апостола Иоанна, но в книге 2003 года « Код да Винчи» и других подобных работах предполагалось, что это Мария Магдалина.

Тайная вечеря была объектом множества спекуляций как писателей, так и историков-ревизионистов , обычно сосредоточенных на предполагаемых скрытых сообщениях или намеках, обнаруженных в картине, особенно после публикации романа Дэна Брауна « Код да Винчи» (2003), в котором один из персонажей предполагает, что человек справа от Иисуса (слева от Иисуса с точки зрения зрителя) на самом деле является Марией Магдалиной . В нем также говорится, что в центре картины была буква «сверкающая в центре» (М), обозначающая Матримонио или Марию Магдалину. Это предположение возникло в более ранних книгах «Откровение тамплиеров» (1997) Линн Пикнет и «Святая кровь и Святой Грааль » Майкла Бейджента , Генри Линкольна и Ричарда Ли (1982). Историки искусства считают, что фигура — это апостол Иоанн, который кажется женственным только из-за характерного для Леонардо увлечения стиранием границ между полами, качества, которое можно найти в других его картинах, таких как Святой Иоанн Креститель (написано около 1513 года). –1516). Кристофер Л. Ходапп и Алиса фон Каннон комментируют: «Если он выглядит женоподобным и нуждается в стрижке, то же самое делает Джеймс, вторая фигура слева». По словам Росс Кинга, эксперта по итальянскому искусству, появление Марии Магдалины на последнем ужине не было бы спорным, и у Леонардо не было бы повода замаскировать ее под одного из других учеников, поскольку ее широко почитали за роль «Апостол апостолов» и был покровителем Доминиканского ордена , для которого была написана Тайная вечеря . Для этого был бы даже прецедент, поскольку более ранний итальянский художник эпохи Возрождения Фра Анджелико включил ее в свою картину Тайной вечери.

Картина содержит несколько возможных числовых отсылок, в том числе цифру три. Апостолы сидят группами по три человека, за Иисусом есть три окна, а форма фигуры Иисуса напоминает треугольник. Его руки расположены в золотом сечении, равном половине высоты композиции. Картина также может быть интерпретирована с использованием серии Фибоначчи : один стол, одна центральная фигура, две боковые стены, три окна и фигуры, сгруппированные по три, пять групп фигур, восемь панелей на стенах и восемь ножек стола и тринадцать отдельных фигур. Среди историков искусства до сих пор ведутся споры об использовании ряда Фибоначчи, поскольку некоторые утверждают, что его целенаправленное использование не применялось в архитектуре в полной мере до начала 19 века.

Джованни Мария Пала, итальянский музыкант, указал, что положение рук и буханок хлеба можно интерпретировать как ноты на нотном стане и, если читать справа налево, как это было характерно для сочинений Леонардо, они образуют музыкальную композицию.

Как обмануть мозг?

Дали сделал себе имя, изображая подсознательные образы и миры сновидений, в которых обычные объекты претерпевают метаморфозы и искажения, наиболее известным из которых является «Постоянство памяти» – жуткий пейзаж с гигантскими тающими часами. Сам Дали был эксцентричным, большим, чем жизнь персонажем, который говорил, что каждое утро он испытывал «изысканную радость – радость быть Сальвадором Дали».

Как работал ум Дали — это вопрос постоянных догадок. Но одна из его работ помогла раскрыть, как работает наш разум. Или, точнее, как видит наш мозг. В 1940 году Дали завершил картину «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера». И там, в центре образа, находится Вольтер. Или это не так?

Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера. Сальвадор Дали, 1940 год.

Как отмечают исследователи из Университета Глазго, некоторые люди видят именно его бюст. Другие же видят «глаза» Вольтера как головы двух фигур – обычно пары монахинь. Эта визуальная двусмысленность, конечно, была намеренно создана Дали.

Сон (1937)

Сальвадор Дали этой картиной подтверждает своё звание сюрреалиста. Только параноидальные видения могут быть такой силы, чтобы дать толчок на сотворение подобного полотна. Картина изображает огромную бесформенную спящую голову, напоминающую незаполненный мешок, которую поддерживают на весу множество тонких подпорок. Даже оплывшие веки пытаются поднять подпорки. Голова находится в голубом бесконечном пространстве, что усиливает нереальность происходящего. Даже маленькая собака, порождённая сном, изображена вдали от головы и нуждается в опоре.

Эту картину Дали написал под впечатлением от своих сновидений, в которых пытался забыться.

6

Лицо войны (1940)

Начало войны Дали встретил в Европе и его сразу охватил ужас предстоящих событий. Нормальная жизнь закончена, и Дали с женой спешно покидают Европу. Новый Свет встретил Дали с распростёртыми объятиями, и восемь лет, которые он провёл в США, сделали его настоящей мировой знаменитостью.

«Лицо войны» — настоящий ужас и впечатление от кровожадности войны. Это полотно Дали начал писать прямо на пароходе. Именно колоссальные события натолкнули мастера на срочную работу. Ему не терпелось выплеснуть свои эмоции на холст.

Это одна из немногих работ художника, которая чётко говорит о его мыслях и душевном состоянии. Смысл этой картины доступен каждому, ибо она изображает мёртвую голову, глазницы, и рот которой наполнены черепами. Это Молох, беспощадно и бессмысленно пожирающий людей. Атмосфера картины — кровавый ужас и смерть вводит в депрессию. Эта картина настоящий крик, предостережение человечества, предчувствие надвигающейся катастрофы для всего мира.

Крупнейшие войны в мировой истории.

8

«Распятие, или Гиперкубическое тело» (1955)

Сальвадор Дали в последние годы жизни стал очень верующим человеком и свои идеи он пытался воплотить в картинах на библейскую тематику. Тему распятия в своём творчестве Дали использовал несколько раз, но самое впечатляющее получило название «Гиперкубическое тело». Дали изображает Христа, распятого не на кресте, а на гиперкубе. Выгнутое тело с выпяченной грудной клеткой обращено к небесам. Это подчёркивает страдание и боль Христа. Традиционно классики европейской художественной школы изображали рядом с Христом и других персонажей. Подражая им, Дали поместил на полотно свою жену Галу, которая смотрит на распятие, словно на видение.

Фон

Таинство Тайной вечери было завершено в послевоенный период Дали, который характеризовался его повышенным интересом к науке, оптическим иллюзиям и религии. За это время он стал набожным католиком и одновременно был поражен « атомным веком ». Сам Дали назвал эту эпоху в своей работе «Ядерный мистицизм ». Он стремился объединить традиционную христианскую иконографию с образами распада. Это особенно заметно в его пьесе «Мадонна из Порт-Льигата» , завершенной шестью годами ранее.

Картина не заказана. Купив Распятие и подарив его Музею искусств Метрополитен , коллекционер и банкир Честер Дейл сказал Дали, что ему «нужно сделать еще одну религиозную картину». Дейл считал, что эта картина «слишком важна для немногих», и подарил ее Национальной галерее. В абзаце кураторского файла Национальной галереи, который отсутствует во всех опубликованных отчетах, Дали написал об этой фотографии:

В культуре

Тайная вечеря часто упоминается, воспроизводится или пародируется в западной культуре. Вот некоторые из наиболее ярких примеров:

Не современная живопись, мозаика и фотография

Тайная вечеря, приготовленная в соли на соляной шахте в Величке (Польша)

«Тайная вечеря » Ади Нес (Израиль) была продана в 2007 году за 264 000 долларов.

Копия холста, написанного маслом XVI века, хранится в аббатстве Тонгерло , Антверпен , Бельгия . Он раскрывает многие детали, которые больше не видны на оригинале. Римская мозаика художник Джакомо Раффаэлли сделал еще в натуральную величину копия (1809-1814), заказанный Наполеона Бонапарта , который находится в Миноритенкирхе в Вене .

Современное искусство

В 1955 году Сальвадор Дали написал «Таинство Тайной вечери» , в котором Иисус изображен как блондин, гладко выбритый и указывающий вверх на призрачный торс, в то время как апостолы собрались вокруг стола, склонив головы так, чтобы никого нельзя было опознать. Считается, что это одна из самых просматриваемых картин в коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне, округ Колумбия.

Книга Мэри Бет Эдельсон « Некоторые живые американские художницы / Тайная вечеря» (1972) заимствовала «Тайную вечерю» с головами известных женщин-художников, наложенных на коллаж над головами Христа и его апостолов. Художники, собранные над головами Христа и его апостолов в фильме « Некоторые живые американские женщины-художницы / Тайная вечеря», включают Линду Бенглис , Луиз Буржуа , Элейн де Кунинг , Хелен Франкенталер , Нэнси Грейвс , Лилу Катцен , Ли Краснер , Джорджию О’Киф , Луизу Невельсон. , Йоко Оно , MC Ричардс , Альма Томас и Джун Уэйн . Кроме того, изображения других женщин-художников показаны в рамке произведения; Всего восемьдесят две женщины-художницы являются частью единого образа. Этот образ, обращающийся к роли религиозной и исторической иконографии в подчинении женщин, стал «одним из самых знаковых образов феминистского движения в искусстве» .

Скульптор Марисоль Эскобар изобразил «Тайную вечерю» как трехмерный скульптурный ансамбль в натуральную величину с использованием окрашенного и нарисованного дерева, фанеры, коричневого камня, гипса и алюминия. Эта работа « Автопортрет, глядя на Тайную вечерю» (1982–84) находится в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке .

В 1986 году Энди Уорхолу было поручено создать серию картин по мотивам «Тайной вечери» , которые первоначально были выставлены в Милане. Это была его последняя серия картин перед смертью.

Литература

Автор Мэри Шелли описывает свои впечатления от картины в своем путевом повествовании « Рамблс в Германии и Италии» , опубликованном в 1844 году:

Кино и телевидение

В Луиса Бунюэля «с 1961 года испанский фильм Viridiana , живая картина картины Леонардо поставлен с нищими . Другой нищий «фотографирует» сцену, мигая ими. Эта сцена способствовала его отказу Ватиканом, который назвал ее «кощунственной». Картина пародируется в фильме M * A * S * H (1970), в сцене, где Ястребиный глаз Пирс устраивает «последнюю вечерю» для Уолта (Безболезненного) Валдовски перед его запланированным самоубийством. Различные доктора, все в хирургических халатах, позируют, имитируя картину. В киноверсии Нормана Джуисона « Иисус Христос суперзвезда» (1973) в эпизоде ​​«Тайная вечеря» Иисус и 12 апостолов вкратце имитируют позы каждого персонажа на картине да Винчи. Картина также пародируется в фильме Мела Брукса « История мира, часть I» (1981), что делает Леонардо современником Иисуса.

На маленьком экране появляется множество пародий на картину, в том числе эпизод первого сезона 1998 года «Шоу 70-х «Полосы», в котором Эрика окружают его друзья (а Джеки задается вопросом, почему все сидят по одну сторону стола); Финал седьмого сезона «Секретных материалов» , « Реквием » (и последний эпизод Малдера как регулярный сериал) показывает сцену в офисе Скиннера, где персонажи выстроились в линию в знак уважения к картине; Симпсоны « 2005 сезон 16 эпизода„ Слава Бога, это Судный день “, с Гомером , как Иисус и Мо и другими своими покровителями как ученики; и South Park s 2009 Сезон 13 эпизод „ Margaritaville “, с Кайлом и его друзья едят в пиццерии. В одном из эпизодов драмы CBC 2015 года « Загадки Мердока» под названием « Barenaked Ladies» подозреваемые воссоздают позы Петра, Иуды и Томаса в своих жертвах.

Расцвет таланта

После отчисления из Академии он уехал в Париж, где и познакомился с сюрреализмом. Там же он встретил Пабло Пикассо. Сюрреалисты любили шокировать публику, а Сальвадор Дали уже к этому времени очень преуспел в этом направлении. И надо сказать, что во Франции это оценили.

Пабло Пикассо. Фото Man Ray. 1922 г.

Сальвадор Дали хотел быть выше, чем Пикассо. Он был уверен в своей гениальности. И уже в конце 20-х годов он на высочайшем уровне отточил свой образ и создал свою индивидуальность: отрастил знаменитые усы, отработал свой фирменный взгляд с выпученными глазами.

Пожалуй, это больше была игра в сумасшествие, чем сумасшествие на самом деле. Его племянница рассказывала, что когда она гостила у него в доме, он был абсолютно нормальным человеком. Но когда кто-то звонил в дверь, он просил, чтобы она не открывала, пока он не наденет маску Сальвадора Дали.

Да и друзья его вспоминали, что он был спокойным и рассудительным человеком, а его поведение было лишь образом, в который он входил для удивления и провокации публики.

Дали запрещал себя фотографировать, когда он рисовал картины. Потому что во время работы он был настоящим, самим собой — спокойным, сосредоточенным и чуть сгорбленным.

Несколько картин Дали – «Портрет отца», «Автопортрет», «Женская фигура у окна», «Молодая женщина, увиденная со спины», «Порт-Альгер», понравились критикам и поклонникам. А картина «Корзинка с хлебом» получила признание на  международной выставке в США.

Сальвадор Дали.Корзина с хлебом. 1926 г.Сальвадор Дали.Женская фигура у окна.1925 г.

Историческая справка

Художники XVI века, особенно из числа тех, кто принадлежал к венецианской школе живописи, часто изображали библейскую сцену Тайной вечери не выстраивая ось композиции по горизонтали, как это было сделано в творении Леонардо да Винчи. Герои представали более живыми и очеловеченными, они наделялись чертами современного для того времени представителя рабочего класса, нередко с босыми ногами. Бассано одним из первых стал следовать этой иконографии.

В документальных источниках, сохранившихся до наших дней, говорится о знатном венецианце Баттиста Эриццо, который в 1546 году поручил Якопо Бассано написать картину, и выплатил художнику часть гонорара в начале 1548 года. Искусствоведы предполагают, что речь шла именно о произведении «Тайная вечеря».

Некоторые эксперты выдвигали также версию о том, Якопо Бассано писал свою картину «Тайная вечеря» с одноименной работы, выполненной Тинторетто в августе 1547 года. Она предназначалась для украшения внутреннего убранства церкви Сан-Маркуола в Венеции. Однако, документальные источники, подтверждающие дату написания картины и выплаты гонорара художнику, говорят об обратном. Скорее всего произведение Якопо Бассана появилось раньше, и Тинторетто был настолько вдохновлен увиденным, что создал очень схожую по композиции и стилистике работу.

Постоянство памяти (1931)

Сюрреализм — это перчатка, брошенная логике. Он вызывает не поддающиеся описанию ощущения. Свою творческую жизнь Дали полностью посвятил этому направлению в живописи. И все, кто хоть как-то пытался объяснить картины Дали, терпели фиаско, потому что объяснить содержание, мотивы и чувства художника практически невозможно.

Например, Дали говорил, что картина «Текучие часы» родилась после того, как он увидел плавящийся сыр на горячем тосте. Он пытался изобразить нелинейность времени, его текучесть и безвозвратность. Во время написания картины Дали жаловался на головную боль, и она отобразилась на холсте в виде спящей головы. Коричневый колорит работы очень пессимистичен. Густые тени от предметов говорят о приближающихся сумерках. Художник много внимания уделяет различным деталям, и точно их выписывает, несмотря на миниатюрный размер полотна (24×33 см). Именно эта миниатюрная картина стала самой знаменитой среди шедевров Дали. Он любил эту свою работу, много говорил о ней и очень ею гордился. Гала говорила об этом полотне, что увидев его хоть раз, больше его не забудешь.

3

Анализ произведения

В произведении «Тайная вечеря» отчетливо читается новое увлечение Бассано маньеризмом, стилем изобразительного искусства, получившим большую популярность среди художников Италии. В работе живописца ощущается также его восхищение картинами Рафаэля и гравюрами Альбрехта Дюрера. Влияние этих мастеров на произведение Бассано выражено в крайне напряженном эмоциональном состоянии героев, динамизме, источаемом фигурами, выразительности их жестов и поз.

Если внимательно рассматривать образы учеников Христа, то можно заметить, что два апостола в верхнем левом углу картины изображены беседующими друг с другом, при этом один из них, тот, что ближе к краю холста, облачен в рубаху радужно-розового оттенка, а второй – в изумрудно-зеленое одеяние. Эти цвета были одними из самых часто используемых в палитре Бассанно. Расположенные там же, слева, фигуры двух других учеников Иисуса никак не связаны друг с другом.

В нижней части холста апостол, одетый в розовое платье, разговаривает с последователем Христа, сидящим на противоположной стороне стола. Его взгляд сосредоточен, а жесты рук выражают некоторую озадаченность, – такое настроение характерно, впрочем, для большинства героев, запечатленных на картине.

Там же, в левой части произведения, над апостолом в розовом одеянии склоняется фигура еще одного ученика Христа, облаченного в черную рубаху. Он пьет вино из стеклянного стакана, и боясь встретиться взглядом с присутствующими, смотрит потупившись на стол, покрытый скатертью. Нет никаких сомнений, что человек в черном – это никто иной, как предатель, Иуда Искариот. Старик, облаченный в коричневую одежду, композиционно связан со стоящими по левую сторону апостолами, он находится рядом, и в то же время его фигура выделяется из общей группы из-за странного положения тела и ножа, который он сжимает в руке.

Если рассматривать картину слева направо, то взгляд зрителя останавливается на следующих двух героях: Иисусе Христе и рыжеволосом апостоле, обе фигуры расположены в центре холста. В этой части картины нет ничего общего с тем, как современники Якопо Бассано обычно представляли Спасителя во время его последней трапезы с учениками. Показывая свое видение Тайной вечери, художник изобразил ноги Христа и саму его фигуру несколько отодвинутыми на задний план, в то же время нет ощущения будто образ Сына Божьего перестает быть самым важным и центральным в картине.

С правой стороны предстают фигуры трех других апостолов, они выглядят значительно старше. Ближе к краю холста изображены еще двое учеников Спасителя, кажется, будто они не произносят ни слова. Их молчаливые образы исполнены глубокой задумчивости: один из апостолов потупил взгляд, второй смотрит на зрителя, а в глазах его читается глубокая грусть. Две фигуры на переднем плане, справа запечатлены в одинаковых позах, с головами, развернутыми в профиль. В самом центре картины, на столе стоит сосуд с красным вином, тень от которого падает на скатерть. Это напоминание о крови Христа, которая на следующий день будет сочиться из ран распятого тела.

Borghese Gallery in Rome,

Наука в картинах Сальвадора Дали

В 2016 году исследователи из Университета Глазго впервые в мире взломали коммуникационный код нашего мозга. В ходе работы ученые спросили испытуемых, какое изображение на картине Дали они видели – или ни то, ни другое. Внимательно изучив полученные данные, исследователи смогли составить карту того, как мозг обрабатывал информацию. Как пишет BBC, возглавил исследование профессор Филипп Шинс, глава школы психологии Глазго. Он объясняет:

Вот тут-то и появляется Сальвадор Дали. И если уж на то пошло, Вольтер. Результаты исследования после опроса испытуемых показали, что правая часть мозга обрабатывала левую часть изображения, и наоборот. Отмечу, что отслеживание того, как наши глаза взаимодействуют с мозгом, а затем как мозг посылает сигналы самому себе, является результатом 15-летней работы профессора Шинса и его коллег.

Эскизы Дали к Таинству Тайной вечери почти повторяют картину Леонардо да Винчи.

Итак, если ученым все-таки удалось взломать код передачи информации в мозге и отследить изображения до области, где они обрабатываются, то как в таком случае мозг решает, Вольтер перед вами или две монахини? Ответа на этот вопрос, увы, нет. И действительно, некоторые люди думают, что у одной из монахинь есть борода, так что, возможно, это два голландских купца. Но, что бы вы ни думали, это ваше решение. А наука как никогда близко подобралась к тому, чтобы понять, как именно вы его принимаете.

Что же до новых, неопубликованных ранее картин Дали, то, как пишет The Guardian, они важны тем, что они раскрывают творческий процесс художника. Они показывают, что «безумный гений» был дотошным творцом, что противоречит его образу буйного сюрреалиста, который просто рисует все, что приходит в голову. На самом деле Сальвадор Дали был очень осторожен в своем искусстве и размышлял о том, как мозг обрабатывает изображения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: