Симон ушаков: государев иконописец

Новозаветная Троица

Помимо канонического образа «Ветхозаветной Троицы» существует и традиция изображения «Новозаветной Троицы». С богословской и канонической точки эти изображения очень спорны, так как, во-первых – разделяют единую сущность Троицы, а во-вторых – изображают Бога Отца. По слову апостола Иоанна: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (Ин. 1:18) Иконография Бога Отца в виде старца восходит к тексту книги Пророка Даниила: «… вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» (Дан. 7: 3-14). Однако, всё же богословы всегда были против подобных изображений и неоднократно предпринимались попытки такую иконографию запретить как еретическую. Московский Собор, состоявшийся в XVII веке, постановил, что писать «Господа Саваофа» не следует, потому как «только Христос виден был во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству». То есть, антропоморфизм в изображении Бога Отца (и заодно Святого Духа) отвергался.

Но есть версия, что на многих иконах «Новозаветной Троицы» изображается вовсе не ипостась Бога Отца, а Христос – но в виде Того Самого «ветхого днями», по словам пророка Даниила, который и будет владычествовать вечно, то есть – после Страшного Суда. Действительно, так, на одной из икон, именуемой «Отечество», Бог Отец изображён на престоле, а на коленях Его — Христос Эммануил (Младенец), имеющий в руках сферу с изображением голубя, символизирующего Дух Святой. И у Отца, и у Сына на этой иконе крестчатые нимбы, и на одеждах выписан клав – атрибуты, характерные лишь для образа Спасителя. Кроме того, существуют образы Христа, где Он изображён именно в виде старца (например, утраченная ныне фреска «Христос Ветхий деньми», в храме Спаса Преображения на Нередице XII в., греческие миниатюры XIII века). Основанием для такого спорного изображения Троицы служат как раз слова Евангелия, что Сын явил Отца, а потому Его и надо изображать как воплощение Святой Троицы. Кстати, среди образов «Ветхозаветной Троицы» можно встретить и такие иконы, где все три ангела имеют подписи «IС. ХС», иллюстрируя ту же идею, что Бога нам явил именно Христос. И потому, лишь такая иконография – то есть, «Троица Ветхозаветная» представляется наиболее верной с догматической точки зрения. Образы же «Новозаветной Троицы» считаются в Православной Церкви неканоническими.

Поклонение Святой Троице

А это уже не просто фото Святой Троицы, а настоящая панорама, которую без преувеличения можно разглядывать часами. Творение Альбрехта Дюрера, созданное им в 1511 году, сегодня хранится в знаменитом венском Музее истории искусств.

На главном плане – распятие Христа. Чуть дальше – Отец, который по великой милости сам отдал Сына в жертву для спасения всего человечества. Еще выше, в небесах, парит Дух Святой в виде голубя. Он навевает ощущение безмятежности и свободы. Там же, в небесах, мы можем видеть многочисленных ангелов.

Ну а чуть ниже на двух ярусах располагаются люди, поклоняющиеся Троице. Это спасенные души, которые остались на небе после Страшного суда – теперь они вечно будут блаженствовать и прославлять триединого Бога.

Троица в окладе (икона)

А это изображение даже не картинка, а своеобразный золотой футляр – оклад, под которым скрывается всем известная икона Андрея Рублева. Казалось бы, кому и зачем понадобилось скрывать это произведение искусства под слоем золота?

Идея пришла в голову Ивану Грозному, который не желал, чтобы святыня была доступна взорам даже ближайшего окружения. Интересно, что вскоре после смерти царя его преемник Борис Годунов повелел покрыть изображение еще одним слоем золота, а еще бриллиантами и сапфирами.

Символично, что такой «футляр» прожил более 4 веков и во многом сохранил классическое изображение от губительного действия времени. Но все же вечной оказалось сама святыня, а не золотой слой.

В 1904 году осадок убрал реставратор Василий Гурьянов, и тогда взорам всех желающих предстала та самая Троица, которую сегодня знают очень многие люди, даже те, кто далек от религии.

Что ж, «жизнь коротка, искусство вечно» (лат. «Vita brevis, ars longa»), как говорили древние.

Ушаков, Симон Фёдорович

Биография

Ушаков происходил, вероятно, из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Здесь прямыми его обязанностями было «знаменить», то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изделий, расписывать знамёна. сочинять узоры для рукоделий. чертить карты. планы и т. д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме того, образа для двора, церквей и частных лиц, причём приобрёл вскоре известность лучшего на Москве иконописца.

С переводом Ушакова на службу из Серебряной палаты в Оружейную. в 1664  г. круг его деятельности расширился, а слава возросла ещё более: он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей смерти жил в довольстве и почёте.

Работы

Икон, писанных Ушаковым, дошло до нас довольно много, но большинство их искажено позднейшими записями и реставрациями. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения. в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (у могилы царя Фёдора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой лавры), Сошествие Святого Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Эти произведения, равно как и другие работы Ушакова свидетельствуют, что он был человек весьма развитый по своему времени, художник талантливый, прекрасно владевший всеми средствами тогдашней техники. В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним «пошибам », и в новом так называемом «фряжском» стиле. изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение. В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для гравёров. Д. Ровинский в своём «Подробном словаре русских граверов» указывает на два офорта, исполненных им самим.

Особенности изображения Новозаветной

Основанием для создания иконописного типа послужили слова Христа: «Я и Отец одно». Божественные ипостаси явлены в виде убеленного сединами Старца, то есть Бога Отца; Христа, то есть Бога Сына; Святого Духа в виде небесной голубя. Выделяют два основных варианта написания Новозаветной Троицы: «Сопрестолие» и «Отечество».

Иконография: Отечество (Троица Новозаветная). Датировки: XVII в. 1696 г. Иконописная школа или художественный центр: Ярославская школа. Происхождение: из Спасской церкви Толгского монастыря под Ярославлем. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 39 см, ширина 31,5 см. В центре иконы помещено изображение Троицы Новозаветной: Бог-Сын, Бог-Отец и Святой Дух. Триипостасное Божество среди огненных херувимов. По углам расположены фигуры евангелистов с их символами

В первом варианте центральные фигуры изображены восседающими на престоле; во втором – сидящий Бог Отец держит на коленях Сына (Спаса Эммануила), сжимающего в руках лазурную сияющую сферу. Внутри шара заключен голубь – образ Святого Духа. В отличие от Ветхозаветной Троицы, здесь ни о каком равноправии речь не идет. «Отечество» выражает идею, что Отец более Сына и Духа, потому что Отец — начало Троицы, Родитель Сына и Изводитель Духа. Сын, как предвечно рождающийся из недр Отца, сидит у Отца на коленях, Святой Дух в некоторых вариациях изображен исходящим из уст Отца.

Что же касается иконы «Сопрестолие», Священным Синодом Константинопольской Церкви в 1776 г.

Кроме того, к Новозаветной Троице относят целый ряд икон: «Распятие в лоне Отчем», «Предвечный Свет», «Шестоднев», «Всевидящее око» и др.

Иконография: Всевидящее Око Божие. Датировки: XX в. Начало XX века. Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи. Материал: дерево, левкас, темпера, масло, золото, чеканка. Размеры иконы: высота 26,7 см, ширина 22,3 см. В центральном круге, от которого исходят четыре луча, помещено поясное изображение благословляющего Христа Эммануила со свитком в руках. Во втором круге — схематично изображенное лицо с двумя парами глаз. В круглых медальонах, опоясывающих внешний круг, вписаны символы евангелистов, Господа Саваофа и Богоматери Оранты. Инв. № ГМПИ 3611. ДИ-396-И. Государственный музей Палехского искусства

О правомочности воспроизведения подобных сюжетов постоянно ведутся споры. Любопытно, что противоречия исходят от различий в трактовках Евангелия. Одни богословы утверждают, что Бога Отца изображать невозможно, ибо это нарушает утверждение о Его безначалии и непостижимости, выраженной в словах евангелиста Иоанна: «Бога не видел никто и никогда». Оппоненты возражают, ссылаясь на то же Евангелие, но уже на слова Самого Христа: «Видевший Меня видел Отца Моего». Стоит отметить, что большинство икон Новозаветной Троицы появились после XVI века, то есть сравнительно поздно.

Великие художники

Симон Ушаков «Троица Ветхозаветная», 1671

Третьяковская галерея, Москва

Внизу на лицевой стороне иконы греческая надпись: «…в лето от Адама 7180, а от Рождества Христова 1671, октября 16, тщание царского мастера по имени Пимена Федорова, по прозвищу Симона Ушакова, в городе Москве…». Раскрыта в 1927—1928 годах Поступила из Гатчинского дворца-музея в 1925 году Государственный Русский музей.

Симон Ушаков был одной из центральных фигур русской культуры XVII века. Известность ему принесли не только творчество художника, но и разнообразная деятельность педагога, теоретика, организатора. В течение многих лет Ушаков руководил Оружейной палатой в Москве, которая была в то время главным художественным центром страны.

Одно из типичных произведений Симона Ушакова икона «Троица» создана им в период творческой зрелости. В качестве основной композиционной схемы, главным образом в построении центральной группы ангелов, Ушаков использовал знаменитую «Троицу» Андрея Рублева. Но при этом он настолько изменил весь ее дух и смысл, что зритель почувствует скорее разницу между двумя одноименными произведениями, нежели сходство. Главный пафос «Троицы» Ушакова состоит в создании видимости материального, предметного мира. Ангелы с грузными фигурами и объемно выписанными лицами сидят на массивных резных табуретах. Стол тесно уставлен разнообразной утварью — золотыми и серебряными чашами, высокими стаканами и тарелками, напоминающими реальные изделия русских мастеров XVII века. Дерево с густой листвой вздымается на склоне круглого холма, а архитектурное сооружении имеет вполне конкретные формы и изображено с соблюдением линейной перспективы. Обращаясь к традиционному сюжету и сохраняя композиционную схему, а также старые приемы в передаче складок одежды, художник XVII века в главном переосмысливает изображение. Ставя акцент на бытовых моментах, усиливая материальную трактовку, он тем самым придает иконе светский характер и вместе с тем лишает ей одухотворенности и философского звучания, составляющих сущность произведения Рублева. Это особенно отчетливо сказывается в трактовке лиц, выполненных объемно, с применением светотени, мелкими мазками, ложащимися по форме. Светлые с ровным румянцем, одинаково безмятежные, они не заключают в себе напряженной внутренней жизни, лишены поэтической одухотворенности.

Двойственность сказывается и в самом стиле иконы, соединяющей разные принципы перспективного построения. Архитектурный фон, по всей видимости, заимствован из картины Веронезе «Пир у Симона Фарисея», знакомой художнику, вероятно, по гравюре. Правильная и четкая перспектива с намеком на передачу освещения вступает в диссонанс с изображением стола, показанного в традиционной обратной перспективе, и с фигурами ангелом, расположенными в иконе вне учета реального пространства. Эта попытка соединить иконописную традицию с новой манерой, идущей от западного искусства, составляет одну из ступеней перехода к новой живописи, характерной уже для следующего этапа в история русского искусства.

Поделиться

Тэги: иконопись,искусство,Симон_Ушаков,Троица

«Троица» Андрея Рублева

История «Святой Троицы», авторство которой приписывается знаменитому иконописцу Андрею Рублеву, запутана. Достоверных фактов об этом главном произведении православного искусства, сохранилось мало. Не удалось восстановить, в каком именно году был написан Рублевым этот шедевр, кто сделал заказ на написании образа.

Невозможно поверить, но пять столетий икона провисела на одной из стен Троицкого собора в знаменитой Троице-Сергиевой лавре. Ничем особым не привлекала внимания прихожан и монахов: не чудотворила и не мироточила.

Отношение к иконе стремительно поменялось в начале ХХ века, когда древнерусскую иконопись стали рассматривать как искусство.

На написание Рублева вдохновила притча «Гостеприимство Авраама» из Ветхого Завета. Праотец Авраам встречается с тремя таинственными незнакомцами, позже выяснится, что это были не обычные путники, а ангелы. Они предсказали, что миссия Авраама — воспитание сына, которому предстоит встать во главе иудейского народа. После завершения беседы ангелы принимают решение разделиться: один остается с Авраамом, а двое других отправляются расправляться с грешниками Содома.

Этот сюжет истолковывали по-разному. Одна из самых распространённых версий, что таким образом Создатель донес до христиан сущность трех божественных ипостасей Святой Троицы

«Троица»1971 г. с. Ушакова сильно отличается от одноимённой А. Рублёва

Все слайды

Исторической и бытовой картиной-иконой является «Похвала Богоматери >>

«Троица»1971 г. с. Ушакова сильно отличается от одноимённой А. Рублёва. На смену глубокой одухотворённости и возвышенности XVв. в иконе Ушакова явилось тяжеловатое, «плотское»изображение фигур, обилие реалистических бытовых деталей.

МХК 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Стили архитектуры 20 века» — Жилой дом. Церьковь в Роншоне, Франция Ле Корбюзье. Музей воздухоплавания, Лос-Анджелес.  Гостиница «Гранд Отель Европа Эмеральд Постмодерн. Органика. Деконструктивизм. Здание почты в Торонто. Казино «Нотр-Дам», Монреаль. Библиотека Академии наук. Постмодерн. Художественная культура ХХ века. Комплекс концертных залов. Адмиралтейского наб.к. 15 Галерная ул. 40 модерн. Яцков Юрий 9. б”.

«Архитектура XVII» — В иконах С. Ушакова наиболее ярко проявились реалистические тенденции. Хоромы дворца были покрыты разными покрытиями (шатровыми, кубоватыми). За работу в оружейной палате был возведён в дворянское звание. А окна – резными наличниками с гирьками. Общий для русской культуры XVII в. процесс «обмирщения» затронул и живопись. Однако сходство с европейским барокко было чисто внешнее. Дворец выглядел как сказочный терем.

«Тюменский театр кукол и масок» — История Тюменского государственного театра кукол и масок. Главный художник с 1991 г. – Сергей Михайлович Перепелкин. О театре. Моу сош № 36. Выполнила: ученица 9-а класса Смольникова Алёна Владимировна. В штате театра – на 1 января 2004 г. 17 актеров. Тюмень — 2009.

«Кукольный театр» — Теневые куклы театр теней. Механические куклы, двигаются с помощью заводного механизма, пара. Выполнила Смирнова Юлия, ученица 9 «А» класса. Сценическая площадка называется платформой, находится на уровне глаз зрителя. Сочленения рук и ног были подвижными. Происхождение кукол. Существовало поверье, что куклами движет Дьявол. МОУ СОШ №19, г. Рыбинск, 2007.

«Архитектура барокко» — Архитектура барокко в России (первая половина XVIII века). Интересуйтесь мировой культурой! Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

«Британский музей» — В XIX веке Британский музей переживал особенно бурный период роста. Британский Музей Кунгурцева Наталья, 9 а класс. Шедевры. Создание музея было утверждено актом Британского парламента. В 1814—1815 годы парламент выкупил у лорда Эльджина бесценные шедевры из афинского Парфенона. Первоначально музей разместился в Монтегю-хаусе — аристократическом особняке, расположенном в лондонском районе Блумсбери. Библиотека.

Начало пути

Его биография началась в1626 году в Москве. Яркий представитель завершающего периода искусства Московской Руси немало сделал для развития живописи.

С момента возведения Кремля начался новый период в отечественной культуре. К изображению предметов подхоили в новаторскими приемами. Для русской архитектуры и живописи того времени характерны подходы различных школ, итальянской в том числе. Благодаря новым веяниям все виды творчества обрели большую декоративность, яркость красок и пластичность образов.

Главным представителем переходного к новому периода стал Ушаков. Мастерству живописи Симона обучали с ранних лет. Ни после него, ни до него на престижную должность знаменщика не принимали никого в возрасте 22 лет. Есть версии о посадском происхождении семьи художника. Однако подписи на его работах говорят о том, что автор – московский дворянин. Этот титул получен позднее как знак особого отличия.

По мнению одного из исследователей творчества Симона, дворянином мастер мог быть потомственным, потому сумел овладеть ремеслом, а после получения образования занять государственный пост с жалованием. В должностные обязанности входила создание эскизов для церковной утвари из драгоценных металлов и эмали. Кроме росписи знамен, Ушакову вменялось также разрабатывание рисунков и мотивов для вышивки.

Ты видишь Троицу, если видишь любовь

Понятие о единстве и высочайших свойствах не исчерпывает всей полноты христианского учения о Боге. Вера посвящает нас в глубочайшую тайну, представляя Единое Божественное Существо троичным в Лицах: Бог Сын и Святой Дух вечны и всемогущи, как Бог Отец. Истина Триединства Божия составляет отличительное достояние христианства – прямого ее раскрытия нет и в ветхозаветном учении, где мы находим образные, прикровенные указания, которые могут быть полностью истолкованы лишь в свете Нового Завета. Таковы, например, изречения, которые свидетельствуют о множественности Лиц Божества: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему» (Быт. 16, 26); «Вот, Адам стал как один из Нас» (Быт. 3, 22); «Сойдем же и смешаем там язык их» (Быт. 11, 7). Еще один библейский пример – явление Бога Аврааму в виде трех странников, когда трое выступают, как один. Не случайно праотец Авраам, беседуя с ними, употребляет единственное число .

Троическое учение – одна из самых глубоких и непостижимых тайн откровения Божия. Человеческий ум не в силах представить, каким образом три самостоятельных Божиих Лица, совершенно равного достоинства, могут составить единое и нераздельное Существо. «Здесь предел того, что херувимы закрывают крыльями», – замечает свт. Афанасий Великий

«При всей своей непостижимости, учение о Святой Троице имеет важное для нас нравственное значение, и, очевидно, поэтому эта тайна и открыта людям» . По учению св

отцов, Святая Троица помимо отношения к миру имеет бесконечную полноту внутренней, таинственной жизни. Древний учитель Церкви Петр Хрисолог говорит, что «Бог один, но не одинок» . В Нем есть различие Лиц, пребывающих в непрерывном общении друг с другом: «Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий предвечно рождается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца».


Явление трех странников Аврааму. Фреска в катакомбах на Виа Латина, Рим. IV в.

Вместе с понятием Троичности в мир приходит отрадная и знаменательная идея: Бог есть беспредельная и всесовершенная Любовь. Вероучения иудаизма и ислама не раскрывают истинного значения любви как господствующего свойства Божия. Любовь по своему существу немыслима вне союза, общения. Но если Бог единоличен, в отношении к кому обнаруживается Его любовь до сотворения мира? Высочайшей Любви для полного проявления требуется такой же высочайший предмет.

Только тайна Триединого Бога открывает, что любовь Божия никогда не оставалась недеятельной, без проявлений. Лица Святой Троицы от вечности пребывают в непрерывном общении любви : Отец любит Сына (Ин. 5, 20; 3, 35) и называет Его Возлюбленным (Мф. 3, 17; 17, 5 и др.), а Сын многократно свидетельствует о любви к Отцу (см., напр., Ин.14, 3). По словам блаженного Августина, тайна христианской Троичности – это тайна Божественной Любви: «Ты видишь Троицу, если видишь любовь» .


Явление странников Аврааму и Гостеприимство Авраама. Мозаика центрального нефа. Церковь Санта Мария Маджоре. Рим, V в.

На этом основывается и все христианское нравственное учение, сущность которого состоит в заповеди любви. Господь говорит Своим ученикам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» и «по тому узнают, что вы Мои ученики, что любовь между собою имеете» (Ин.13, 34-35). По мнению святых отцов, естество человеков одно, как и естество Троицы, да только единство наше ослаблено грехом и восстанавливается искуплением Иисуса Христа. Незадолго до страданий и крестной смерти Спаситель, окруженный Своими учениками, взывает к Отцу: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино, да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне, да совершенны воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17, 21-23).

Мозаика древней базилики

Кроме Святой Троицы, на стенах катакомб одним из древнейших Её изображений является мозаика V века на Триумфальной арке римской базилики Санта-Мария Маджоре. Композиция изображения достаточно сложна. Она визуально делится на две части. В верхней изображён Авраам, выбегающий навстречу странникам, один из которых окружён сияющим ореолом ― символом святости, а в нижней представлен накрытый стол, за которым сидят гости. Хозяин дома Авраам в ней изображён дважды ― прислуживающим гостям и отдающим указание своей жене Саре. Фоном служит вид богатого строения с башней ― очевидно, дома Авраама и Мамврийского дуба, под которым произошла встреча.

Христианская символика в иконе Рублёва

Следует отметить, что «Ветхозаветная Троица» ― икона, полная символической атрибутики, выражающей основные христианские догмы. Неслучайно фоном для изображения фигур ангелов являются дом, дерево и гора. Их изображения полны конкретного смысла. Так, ангел, находящийся слева, символизирует Бога Отца. Об этом говорит помещённое над Ним изображение дома ― палат Авраама, что соответствует исходному моменту Божественного домостроительства, совершаемого по его воле.

Дерево ― дуб Мамврийский, изображённый над центральной фигурой, невольно переосмысливается как древо жизни, и ассоциируется с крестными муками Спасителя. Соответственно, у зрителя не остаётся сомнений в том, что центральной фигурой композиции автор изобразил Сына Божьего Иисуса Христа.

Что же касается фигуры левого ангела, то подсказкой её принадлежности служит изображённая над ней гора ― символ духовного восхождения, осуществляемого через действие третьей ипостаси Святого духа. С образом горы в Библии связаны самые значительные события. Это дарование скрижалей Завета на Синае, Преображение Господне на Фаворе и Вознесение на Елионской горе в Иерусалиме.

Следует отметить и ещё одну важную идею, которую выражает «Троица Ветхозаветная». Андрей Рублев в своём поистине гениальном творении сумел создать прообраз истинного единения и любви. Его фигуры, лишённые активного движения, и как бы погружённые в неподвижное созерцание, полны безмолвного общения. Перед глазами зрителя предстаёт процесс сообщаемости божественной энергии, заключённой внутри трёх ипостасей Божьих.

Троица ветхозаветная 16 век

Интересно, что первая символическая встреча с Троицей описана еще в Ветхом завете, за много веков до появления Христа и Святого Духа на земле.

Всем известен Авраам – родоначальник израильского народа. Его жена Сара долгое время не могла зачать, хотя Бог и обещал Аврааму огромное потомство. Этот парадокс легко разрешился благодаря чуду: 90-летняя женщина забеременела от 100-летнего мужчины, и в семье наконец-то родился первенец.

А ровно за год до этого события к Аврааму пришли три весьма необычных путника. Хозяин их принял весьма гостеприимно, хотя долгое время и не догадывался, что это посланники Бога.

Все шло по классическим канонам – гости наслаждались трапезой, как вдруг один из них сказал, что через год у Авраама родится сын. Сложно было поверить, и Сара, невольно подслушавшая разговор, даже усмехнулась. Однако в итоге все произошло ровно так, как сказали посланники.

Считается, что это были три ангела, которые явились прообразом триединого Бога – Отца, Сына и Духа Святого. Произошли эти легендарные события в священной дубраве под названием Мамрэ.

Вот почему на многих иконах Пресвятой Троицы обязательно изображают ветвь дуба.

Слева и справа, как можно догадаться, изображены Авраам и Сара. Они были призваны на служение Господу, ведь он сотворил для них великое чудо – в столь почтенном возрасте у пары родился первый (и единственный) сын. А в центре полотна мы видим образ триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа.

Если говорить о том, кто изображен на этой иконе Святой Троице, то все соответствует церковным канонам: слева Бог Отец (первая ипостась), по центру – Бог Сын (вторая ипостась) и справа – Бог Святой Дух (третья ипостась).

Декоративность, заменившая символизм

Нетрудно заметить, что ангелы Ушакова хотя и близки по своему рисунку фигурам, изображённым на иконе Андрея Рублёва, отличаются от них излишней телесностью и природностью. Их крылья, выписанные с тщательной деталировкой, кажутся тяжёлыми и не способными поднять в воздух даже бесплотных духов.

Разительные отличия заключает в себе и фон, на котором представлена вся сцена. Если у Рублёва он имеет, в первую очередь, символический смысл, то у Ушакова, скорее, декоративный. Это просто красивый пейзаж со старинным палаццо, горой и живописным деревом. Этот автор в иконе «Ветхозаветная Троица» практически лишил все три пейзажных атрибута их символического значения. Даже беглого взгляда на них достаточно, чтобы вспомнить подобные детали на картинах Веронезе.

Привлекает внимание также убранство стола. Если у Рублёва оно ограничено лишь одной чашей с головой тельца, что также полно символического смысла и направляет мысли зрителя на размышления об искупительной жертве Сына Божьего, то в данном случае живописец подчеркнул богатую сервировку, сочетающуюся с изысканной росписью кресел

Такое обилие декоративности не характерно для иконы.

Андрей Рублёв: «Троица Ветхозаветная»

Об этом произведении было написано и сказано очень много. И это неслучайно, ведь среди многообразия икон, написанных на сюжет «Гостеприимство Авраама», особое место занимает «Ветхозаветная Троица» Рублева. По единодушному мнению искусствоведов и всех ценителей древнерусской живописи, в ней художник достиг высшей степени раскрытия духовной сути Триединого Божества. Это произведение, созданное в XV веке, стало одной из самых прославленных русских икон.

Композиционное решение образа весьма своеобразно. Фигуры ангелов как бы вписаны в невидимый круг, символизирующий единосущность всех трёх ипостасей. В то же время художник достигает эффекта, при котором взгляд зрителя не задерживается ни на одном из них, а свободно пребывает внутри образованного ими пространства, смысловым центром которого является чаша с головой жертвенного агнца. Именно вокруг неё происходит безмолвный диалог жестов.

«Царский жалованный иконописец»


Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская (фрагмент). 1652. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Симон Ушаков. Спас-Великий Архиерей (фрагмент). 1657−1658. Государственный исторический музей, Москва


Симон Ушаков. Голгофский крест (фрагмент). 1652. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Симон Ушаков один из немногих русских иконописцев XVII века, чью биографию можно узнать по реальным историческим документам. Родился Симон Ушаков в 1626 году в Москве. Из синодика — специального церковного списка умерших — известны имена его родителей, жены и детей. Мать художника звали Марией, а супругу — Февронией. У Ушакова было двое детей: дочь Евфимия и сын Петр. Известно, что он происходил из московских дворян, а среди родственников будущего иконописца были представители духовенства.

Ушаков начал учиться рисованию еще в детстве и рано стал известен. Уже в 1648 году, в 22 года, ему присвоили звание «царского жалованного иконописца», на которое обычно претендовали опытные мастера, исполнители государственных заказов. Симон Ушаков работал в Серебряной и Золотой палатах при Оружейном приказе «знаменщиком» — создавал рисунки для серебряных и золотых изделий, церковной утвари, расписывал знамена и полотна, чертил планы и карты.

В 1652 году Симон Ушаков создал икону Владимирской Божией Матери для московской церкви Архангела Михаила в Овчинниках («Богоматерь Владимирская»). Это самая ранняя из сохранившихся работ мастера. Она написана с соблюдением существовавших тогда иконописных канонов. Во время работы над произведением художник использовал в качестве образца другую икону с аналогичным сюжетом, на обратной стороне Ушаков подписал: «Лета 7160 году списана сия икона с самыя чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы Владимирския и мерой, а писал государев иконописец Симон Федоров…».

К концу 1650-х годов Ушаков был уже известным живописцем — его работы заметил царь Алексей Михайлович. Он пригласил иконописца расписывать кремлевский дворец. Тогда же Ушаков создал парсуну царя — светский портрет в XVII веке. Не оставлял художник и церковной живописи: в 1657 году он написал икону «Архиерей Великий». Художник рискнул отойти от привычных канонов иконописи и изобразил Христа живым человеком. Художник Игорь Грабарь написал об «Архиерее Великом»: «В этом вялом, усталом облике нет ничего поднимающегося над землей, нет и намека на тот вдохновенный полет ввысь, в нездешние края, которым так сильно искусство древнего Новгорода».

помогите найти описание Иконы Святой Троицы Андрея Рублева

Stolz Искусственный Интеллект (164430) 3 года назад

В основе сюжета «Троицы» ветхозаветная легенда о явлении праведному Аврааму и его жене Сарре трех юношей ангелов. Авраам заклал тельца и угостил путников, угадав в прекрасных юношах воплощение троичного начала божества, Суть легенды в том, что божество непостижимо сознанию смертного и становится доступным человеку, лишь обретя человеческие черты

Поэтому художники, обращавшиеся к этому сюжету, обычно уделяли главное внимание бытовым подробностям, изображали сцену заклания, уставленный яствами стол

Но Рублева влекло более проникновенное понимание древнего сказания, В его «Троице» заключено много тайн и символов. Что значит эта чаша на столе с головой жертвенного животного? Не намек ли на то, что один из юных путников готов принести себя в жертву? Не потому ли и стол похож на алтарь? Здесь есть еще две зашифрованные чаши; одна образуется контурами фигур крайних ангелов, другая лежит у подножия. В центре трех чаш — центральный ангел. Многие исследователи считают, что в середине изображен Бог Сын; на это указывает и цвет его хитона, темно-красный – цвет пролитой крови. Другие склоняются к мнению, что в центре Бог Отец: он показывает Сыну на чашу страданий, которую тому предстоит испить, А посох в руках этих крылатых существ — не знак ли это странничества, на которое один из них обрек себя?

В иконе зашифровано много богословских символов, указывающих на таинство причастия, на смысл Троицы, Бог един в трех лицах, поэтому, по большому счету неважно, где кто находится. Главное здесь воплощение идеи единения, жертвенности, любви, справедливости, добра и духовной красоты

Возможно; византийские изображения Троицы в круглых обрамлениях или на круглых блюдцах натолкнули Рублева на мысль объединить кругом три сидящие фигуры. Обрамление его иконы не имеет круглой формы, но не обозначенный линией круг плавно проступает в очертаниях фигур. Поскольку круг всегда почитался символом неба, света и божества, его присутствие в «Троице» должно было увлечь мысль к незримому, возвышенно духовному. Рублев создает в пределах круга плавное, скользящее движение; средний ангел склоняет голову, нимб его нарушает симметрию в верхней части иконы, и равновесие восстанавливается лишь тем, что оба подножия ангелов отодвинуты в обратную сторону Куда бы мы ни обращали взор, всюду мы находим отголоски основной круговой мелодии; линейные соответствия; формы. возникающие из других форм или служащие их зеркальным отражением; линии, влекущие за грани круга или сплетающиеся в его середине, — невыразимое словами, но чарующее глаз симфоническое богатство форм, объемов, линий и цветовых пятен.

Мы видим, что в иконе в круг вписан квадрат. Квадрат – это геометрическая фигура, имеющая ряд мифологических, символических и иных толкований. Наиболее явно квадрат связан с числом 4, символизирующим такие понятия, как

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: