Рококо в разных видах искусства

Рококо в России

В России рококо расцвел во время правления Елизаветы Петровны, которая получила образование во Франции. Правда, в благочестивой, патриархальной России он не получил столь чувственной направленности и выражался более в архитектуре фасадов, интерьеров, в убранстве залов, чем в живописи или скульптуре. Впрочем, здесь можно вспомнить нескольких художников, работавших в рокайльной направленности:

  • И.П. Аргунов. «Умирающая Клеопатра»,
  • И.Я. Вишняков. Портрет Сары Элеоноры Фермор
  • Б.В. Суходольский. «Астрономия».

Для Аргунова эта картина, скорее исключение из правил. Иван Петрович был склонен к классицизму, граничащему с реализмом. Это великолепный портретист, сохранивший истории лица императриц Елизаветы Петровны, Екатерины II, ряда видных государственных деятелей и аристократов, приближенных к царскому двору. Иван Вишняков тоже портретист, но он писал портреты во французском стиле рококо. Суходольский – мастер пейзажа и крупных композиций в том же стиле, характерном для галантного века.

В архитектуре стиль рококо отразился в следующих памятниках русской архитектуры:

  • Китайский дворец и дворец Петра III в Ораниенбауме;
  • Китайский театр в Царском селе;
  • Летний дворец Елизаветы Петровны в Петербурге. Здание не сохранилось, но есть картина М. И. Махаева с его изображением и дающая полное представление о нем.

В зданиях, созданных итальянцем Растрелли, присутствуют элементы рококо и барокко. Так, в декоре уже упомянутого дворца Елизаветы Петровны присутствуют картуши, рокайли, маски львов, сдвоенные колонны, ризалиты, вазы, формирующие визуальную неровность стен. Архитектурный ансамбль дополняют статуи.

Елизаветинское Рококо в архитектуре Санкт-Петербурга

Был полностью перестроен придворным архитектором Елизаветы Петровны Франческо Растрелли в 1757 году. Позже интерьер был обновлён в нео-палладианском стиле.

By Alex ‘Florstein’ Fedorov, CC BY-SA 4.0, Link Екатерининский Дворец

Им же был перестроен Большой дворец в Петергофе (1745-52 гг) по модели Версальского, как пожелала императрица.

Зимний дворец — главный дворец императорской России — призван был прославить могущество империи. Ф.Растрелли закончил его в 1762 году, после чего в нём постоянно (до 1904) года жили цари.

Своеобразие дворцу придают нарядные скульптуры и вазы над карнизом по всему периметру здания. Распространённая в архитектуре Западной Европы замкнутая дворцовая композиция с внутренним двором была оригинально переработана архитектором в «раскрытую».

Эти примеры наиболее типичны для архитектуры рококо в России 18 века.

Заметим, что рококо в Англии представлено несколько по-другому.

Дамские прически эпохи Рококо

Все аристократки, будь то роскошная маркиза де Помпадур или добродетельная Мария-Терезия, с легкой руки герцогини Шрусбери, носили умерено пышные юбки на каркасе и маленькую, скромную, слегка припудренную причёску, украшенную букетиками или кружевной наколкой.

Маркиза де Помпадур

Австрийская императрица Мария-Терезия

Пышность юбки гармонировала с прической и была относительно невелика

Юбка с панье «с локтями»

Эта юбка с панье «гондола» (плоская спереди и сзади)

Однако ширина такой юбки создавала ее владелице массу неудобств.. в частности, было невозможно сесть в карету или пройти в дверь. Французские портные вскоре усовершенствовали и эту модель, предложив остроумную конструкцию, правда, довольно сложную: металлическое панье, отдельные части которого крепились на шарнирах и были подвижны. Управлялись они с помощью лент, выпущенных через небольшие разрезы на поверхность юбки.

Однако уже в 70-е годы прически представляют собой целые сооружения высотой от 50 до 100 см, возведением которых по несколько часов занимаются искуссные парикмахеры-куафёры.

Настала эпоха парикмахерских безумств, ознаменованная появлением прически «Цветы королевы», украшенной хлебными колосьями и рогом изобилия.

Соперничая между собой, столичные куафёры измышляли не только невиданные до сих пор причёски, но и неслыханные для них названия: «Зодиак», «Бурные волны», «Охотник в кустах», «Бешеная собака», «Герцогиня», «Отшельник», «Капуста», «Мушкетёр», «Полисадник», «Улыбка ангела», «Расцветающая приятность», «Прелестная простота».

Мария-Антуанетта, 1780 год

Карикатуристы надсмехались над такими куафюрами как могли

К началу 80-х годов, благодаря влиянию все той же неугомонной Марии-Антуанетты, платья приобретают более мягкий силуэт и в первую очередь это коснулось костюмов «для деревенской жини». Под такие платья не одевали корсет и панье, так как эти платья в английском стиле имели удлинённую мысом спинку, зрительно суживающую спину и талию.

Источник

прикладное искусство

Спальня в стиле рококо из Палаццо Сагредо в Венеции, сегодня: Музей Метрополитен , Нью-Йорк.

Мебель и интерьер

В то время как в стиле барокко мебель была преимущественно угловатой и строгой, несмотря на ее разнообразную структуру и доминирующий орнамент, рококо упразднил статический каркас и линейную строгость и преобразовал почти каждый элемент в изогнутые и изогнутые формы, что было чрезвычайно «игривым», отказалось симметрия и возникла как эра украшенной, пышной и гибкой элегантности. И здесь центральный мотив рококо — рокайль. Мебель для сидения, комоды и столы имели фигурные ножки. Ножки мебели часто имеют резьбу или металлические аппликации в виде растений, лап животных или мотивов ракушек. Консольный стол — это дальнейшее развитие, и ему нужны только две ножки, потому что он крепится к стене. Так называемый Bergère , предшественник кресла с мягкими подлокотниками и свободной подушкой сиденья, использовался для комфорта . Новая разработка — шезлонг (по-французски: длинный стул), который соединяет кресло с подставкой для ног, образуя длинный предмет мебели. В мебельном искусстве из Франции особенно доминирует влияние рококо, соответствует стилю XV Людовика .

Интерьер

Стиль рококо прежде всего ориентирован на комфорт и уют интерьера. В убранстве комнат лежит печать доведённой до предела утончённости. Характерные черты интерьера помещений:

изогнутые линии и ассиметричные формы;
большая декоративная нагруженность;
грациозная орнаментальность;
большое внимание к мифологии;
множество миниатюрных предметов прикладного искусства.

Цветовая гамма

Приоритетные цвета – приглушённые, пастельные: жемчужный, серебристый, перламутровый, бледно-охристый, пастельно-розовый, зеленоватый и бледно-голубой. На фоне прозрачных, светлых красок интересно и причудливо смотрятся ажурные формы и сложный орнамент рококо. Всё вместе рождает праздничное, феерическое зрелище.

Материалы

Для мебели в стиле рококо используется дерево, в основном орех и липа, так как эти породы прекрасно поддаются резьбе. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Фарфор, керамика, золото – эти материалы просто созданы для экстравагантного и роскошного искусства рококо. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина».

Полы и стены

Потолок в стиле рококо – это произведение искусства. Он светлый, однотонный, но обязательно с лепниной, которая может быть украшена позолотой. Потолочные фрески смотрятся богато и удивительно красиво. Дополнением к декору потолка служит большая хрустальная люстра с большим количеством плафонов.

Оригинальность стен проявляется в том, что они не имеют углов. Вместо них – изощрённые изогнутые линии, украшенные орнаментом и элементами лепнины. Для отделки стен используются китайские обои различной фактуры с цветочным орнаментом. Возможны и крашеные стены, с добавлением шёлка и глянца.

В качестве напольного покрытия применяются дерево и мрамор, а также плитка и керамика. Характерная деталь полов в стиле рококо – это блеск, который должен бросаться в глаза. Яркие, красочные ковры сделают интерьер ещё уютнее.

Мебель

Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Волнообразный декор, изогнутые ножки кресел и диванов сочетаются с нежной расцветкой обивки. В изобилии используются различные скамейки, кушетки, маленькие диванчики, секретеры и комоды. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). В качестве мебельного декора применяются специальные накладки с узорами и резьбой, покрытые бронзовой краской. Богатство украшений на мебели в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, фигурок птиц только подчёркивает стиль.

Декор и аксессуары

Камерность – это главное для стиля рококо. Никаких пугающих трофеев, алебард, шпаг и мушкетов. В обстановке должно быть всё, что приятно глазу, что вызывает удовольствие. Легкомысленная эпоха рококо утопала в иллюзии вечного праздника, рассматривая себя в венецианских зеркалах будуаров. Их размещали повсюду: на стенах и потолках, ставнях и створках комодов.

Мода рококо оставила самый заметный след в предметах интерьера и аксессуарах. Именно в эту эпоху возникает идея целостного ансамбля в оформлении интерьера: стилевого единства здания, декора стен, потолков и мебели. Рокайль (завиток) и картель (композиция из рокайлей) – основные черты стиля.

Обязательный атрибут интерьера рококо – камин, отделанный натуральным камнем. Он должен быть заставлен различными вещицами: часами, канделябрами, фарфоровыми безделушками. Обычно над камином расположено зеркало в богатой позолоченной раме или картина.

Изобилие аксессуаров – неотъемлемая часть рококо. Здесь и различные фарфоровые статуэтки, и гобелены, картины и зеркала, подушечки и пуфы, расшитые шёлком, ширмы. Все эти приятные мелочи придают уют и комфорт помещению. Новшество дизайна – аквариум с рыбками.

Общие тенденции

Экзотика и фарфор

Фарфоровая кружка Meißner в китайском стиле, около 1730 г., Музей Метрополитен , Нью-Йорк

В периоды позднего барокко и рококо также отдавалось предпочтение всему экзотическому, поэтому наибольшей популярностью пользовался, в частности, шинуазри . Восхищение китайским фарфором и восточноазиатскими лаками привело к созданию фарфоровых шкафов или китайских или японских лаковых комнат, таких как Шенбрунн , и даже небольших павильонов или пагод в некоторых дворцовых парках (китайский павильон в Сан-Суси , Потсдам).
Прежде всего, производство фарфора было заново открыто в Мейсене , что также привело к созданию других мануфактур, таких как Нимфенбург , Севр под Парижем или Каподимонте , Неаполь. В некоторых дворцах целые комнаты даже украшали изделиями европейских мастерских вместо ценного фарфора. Б. в замке Аранхуэс или в Салоттино ди Порселлана королевы Саксонии Марии Амалии в королевском дворце Портичи (1757–59; сегодня в Museo di Capodimonte , Неаполь).
На фабриках не только создавались всевозможные декоративные предметы — вазы и статуэтки — потому что любовь к фарфору сопровождалась начальным бумом наслаждения экзотическими напитками, такими как шоколад , чай и кофе , которые с 17-го века становились все более популярными в Европе. Наступил век моды. Производились соответствующие услуги, и более дешевое производство фарфора по сравнению с китайскими оригиналами в конечном итоге способствовало совершенствованию обычаев, и в моду вошли целые обеденные сервизы из фарфора.

«Петитессен»

Часы в стиле рококо с цветами и фигурами из мейсенского фарфора, около 1735 года. Музей Каммера , Джексонвилл, Флорида

Людовик XIV из Франции сделал свою жизнь публичным мероприятием, чтобы держать дворянство при дворе и направлять их, показывая или отказываясь от благосклонности; поэтому большие апартаменты и даже парк в Версале должны поражать своей великолепной красотой и служить наглядной демонстрацией королевской власти. Но с 1670-х годов Король-Солнце также строил замки меньшего размера и более интимного характера, которые не были общедоступными и более простыми по своей обстановке, и где строгий придворный этикет был ослаблен ((разрушенный) Trianon de porcelaine , то Trianon де Marbre и не сохранились Марли ). Эта тенденция к отступлению в частную сферу усилилась среди других правителей в 18 веке. В период Реганса (1715–1723 / 30 гг.) Нравы также ослабли, и знать жила далеко от строгого придворного этикета в своих городских дворцах в Париже или развлекалась на балах.

В рококо монументальное великолепие и мощная динамика барокко сменились культурным стилем жизни и легкомысленным, тонким отношением к жизни в сочетании с элегантностью, тонкой чувственностью и галантными манерами. В (малой) скульптуре и особенно в живописи часто появляются личные или даже эротические темы, нередко в прекрасных или даже милых образах (например, картины Буше , фигурки из мейсенского фарфора). Это также вызвало критику, особенно в рядах Просвещения , и есть разговоры об эпохе упадка ; Вольтер называет это «le siècle des petitesses » (век мелочей). Для описания этого периода использовались следующие прилагательные : « многозначительно улыбается, но редко смеется отчетливо; забавный, пикантный, капризный, смешной, кокетливый, комедийный … ».

Архитектура рококо фото интерьера

Архитектурный стиль рококо — это закат барокко, имеющий связь с закатом аристократической дворянской французкой культуры. Тем временем, параллельно этой культуры, уже существовала рациональная и деловая культура нового класса — буржуазии. Это истинное начало века Просвещения и Разума.

Упадок архитектуры рококо:

В 1850-х гг. архитектурный стиль рококо попадает под критику за манерность, присутствие излишней декоративности, вычурности.

Этот стиль не имел соответствие идеям радикализма, который стал популярным во французском обществе в середине XVIII в

И вновь внимание архитекторов привлекают спокойные и уравновешенные формы античной архитектуры

Описание стиля

Буквально название направления означает «скальный», связано с происхождением основного элемента — декоративного завитка. Стиль является продолжением барокко, его более помпезной, утонченной формой. Отличается особой пышностью, детализацией, нежными пастельными красками. Зарождение направления относится к середине XVIII века, когда во дворцах царила роскошь, а простой народ нередко голодал.

Продолжает традиции барокко, но в более изысканной, изящной форме, с искажением естественных природных линий. В живописи, архитектуре, музыке, моде присутствуют мелкие детали, вычурность, искусственность. Рококо имеет истинно женское обличье, даже мужские силуэты приближаются к утонченным девичьим формам. Идеалом красоты считается круглолицая жеманница с тонкой осиной талией, хрупкими плечами.

С эпохой рококо связано появление нежных пастельных оттенков, бледно-голубого, светло-желтого, розового. Основной посыл — вечная юность, дамы всех возрастов стремились выглядеть словно нимфы, накладывая пластами пудру и румяна.

Часто не выделяется в самостоятельное направление, считается ответвлением барокко. Во время расцвета классицизма рококо использовался в презрительном контексте всего манерного, вычурного, лжеискусства. Игра, фантазия, искажение действительности — характерные особенности отразись на всех сферах искусства, архитектуре. Изогнутые, капризные завитки, напоминающие изображение раковины, являются основным символом.

Новые формы заменившие помпезный, тяжелый барокко призваны служить развлечением, возбуждать легкие, мимолетные эмоции. Основоположником стиля считается живописец Антуан Ватто, создавший яркие образы, отображающие суть направления. В архитектуре основной акцент делался на декоре интерьеров, а не на линиях фасада. Стены окрашивали в монохромные, светлые оттенки, украшением становились сюжетные панно. Резные панели заменяли рамы, мелкие изогнутые детали придавали вычурный вид.

Мода рококо отличается акцентом на нежности, юности. Обильное нанесение пудры превращало лица в безжизненные маски. Мужчины становятся настоящими нарциссами, тщательно следят за внешним видом, наряжаются словно барышни. Костюмы также создаются с акцентом на элегантность, изящность, характерные для женских образов. Мужской гардероб пополняется новыми элементами, появляется удлиненный кафтан жюстокор. Его силуэт дублирует фигуру, а полы гротескно торчат в разные стороны. Под кафтаном носят камзол, длиной до колена, опоясанного обручами, фалды создают подобие юбки. В мужском костюме появляются жабо и шейные платки, наряды украшают кружевом, воланами, лентами. Штаны достигали линии колен, сочетались с белыми гольфами.

В женских нарядах сохраняются пышные каркасные юбки и корсеты. В первые годы рококо юбки были достаточно скромных размеров. Постепенно расширяются до гротескного максимума, принимая не круглую, а овальную форму. Впервые начали использовать для украшения нарядов декоративные цветы в сочетании с лентами. Особое значение придают нижнему белью, благодаря открытым нарядам было выставлено напоказ. Для пошива используют шелк, обильно декорируя золотом, серебром, кружевом, вышивкой.

Внимание! Аксессуары служили не только дополнением к основному наряду, но и позволяли обмениваться с кавалерами тайными знаками. Перчатки, веер, платок и мушка на лице были инструментом в руках манерных влюбленных

Оформление

Большинство людей понятия не имеют, как сделать ремонт квартиры в стилистике аристократии XVIII века, и все-таки это возможно. Более того, правильно подобранные современные материалы позволяют существенно сэкономить на отделке, которая будет выглядеть все так же интересно и по-богатому, но на самом деле обойдется владельцу жилплощади сравнительно недорого.

Стен

Пожалуй, именно от того, получится ли правильно отделать стены, зависит то, удастся ли интерьер в стиле рококо. Дело в том, что простыми обоями тут не отделаешься, поскольку одними из главных принципов рококо являются рельефность отделки, обилие выступающих завитков и узоров сложной формы.

В наше время очень активно пользуются приемом, который несколько «удешевляет» интерьер, но является чуть ли не единственным доступным решением. Суть заключается в том, чтобы все же оклеить стены обоями, причем довольно простыми – без особых узоров, в пастельных тонах, можно с заметной рельефностью.

В качестве альтернативы можно также рассмотреть стеновые панели как из дерева, так и из пластика, лишь бы они были резными и давали ощущение аристократичности и эксклюзивности.

Потолка

Хотя стиль рококо в некотором смысле должен выглядеть «проще», нежели его «старший брат» барокко, не стоит забывать о том, что все равно это именно аристократический стиль – он был присущ жилищам знати, а потому совсем уж бедно выглядеть не может.

Естественно, ни о каких плоских решениях не может быть и речи – в богатых домах прошлого потолок был своего рода произведением искусства, имевшим закругленные формы. В наше время проще и дешевле не возиться с дорогими штукатурными работами, а выполнить очертания и завитки из хорошего гипсокартона.

Но и на этом потолочный дизайн не заканчивается – надо сымитировать лепнину и роспись, которые часто называют определяющими для рококо в целом. Если ванную в этом смысле еще можно проигнорировать, то в гостиной такие элементы роскоши должны быть обязательно, а в спальнях и прихожей – желательно. Лепнину можно купить в виде багетов, а вот роспись лучше заказать.

Пола

Если стены и потолок в стиле рококо демонстрируют роскошь, умеренную лишь в сравнении с королевским богатством, то полу уделяется заметно меньше внимания в том смысле, что он выполняет скорее практические функции, чем декоративные.

Вариантов материалов, которые соответствуют указанным запросам, не так уж много. В частном доме можно использовать благородный мрамор – этот камень позволит больше никогда не задумываться о ремонте, при этом он выглядит дорого и прекрасно вписывается в общую концепцию.

Лучше, конечно, чтобы это был паркет из драгоценных пород дерева, но в качестве альтернативы сгодится и любой другой паркет, лишь бы он был золотого цвета – так он кажется дороже. Узоры на таком покрытии возможны, но необязательны, и они в любом случае должны быть довольно простыми.

При всей роскоши и эстетичности обыкновенный деревянный пол, не говоря уж о мраморном, отдает холодом, а рококо, как мы помним, – это не только об эстетизме, но и об удобстве. Для гостиной и большинства других комнат это не нужно, но вот в спальне должно быть уютно, и такой эффект достигается благодаря использованию толстых мягких ковров с пышным ворсом – таких, которых не постеснялись бы и вельможи.

Узоры и цветовая гамма

Основной идеей стиля рококо выступает возможность погрузиться в иллюзорный, фантастический мир. Бегство от реальности пропитано молодостью и женственностью, романтизмом и чувственностью. И хотя на убранстве комнат лежит печать утонченности, стиль прежде всего ориентирован на комфорт.

Этого помогают добиться определенные сочетания палитр:

  • белой и золотой;
  • светло-голубой и белой;
  • бледно-розовой и светло-зеленой;
  • светлые оттенки голубой, розовой и зеленой;
  • бежевой и золотой.

Изначально большинство узоров имело элемент рокайля. Завиток морской раковины и неровные жемчужины выступали главными деталями практически во всех орнаментах. Но со временем в рококо пришли гирлянды с переплетением стеблей и листьев. А также великолепие бантов и развивающихся лент.

Стиль рококо чаще всего узнают по таким узорам:

  • раковины или ракушки;
  • картуши;
  • крылатые купидоны;
  • цветочные мотивы.

Копируя манеру барокко, рококо широко использует художественную роспись стен и потолков. Может показаться, что основная сюжетная линия отталкивается только от мифологии. На потолках небесная твердь с ангелами. Фавны и нимфы вместе с детскими фигурками. Но в глубине лежит чисто земное – женщина и мужчина, а также их отношения.

Елизаветинское Рококо в архитектуре Санкт-Петербурга

Екатерининский дворец, расположенный в городе Царское Село (Пушкин), в 30 км к югу от Санкт-Петербурга, который служил летней резиденцией русских царей. Более 100 килограммов золота использовались для украшения сложного лепного фасада и многочисленных статуй, установленных на крыше. Большой вход во дворец охватывают две массивные «окружности» в стиле рококо.

Был полностью перестроен придворным архитектором Елизаветы Петровны Франческо Растрелли в 1757 году. Позже интерьер был обновлён в нео-палладианском стиле.

By Alex ‘Florstein’ Fedorov, CC BY-SA 4.0, Link Екатерининский Дворец

Им же был перестроен Большой дворец в Петергофе (1745-52 гг) по модели Версальского, как пожелала императрица.

Зимний дворец — главный дворец императорской России — призван был прославить могущество империи. Ф.Растрелли закончил его в 1762 году, после чего в нём постоянно (до 1904) года жили цари.

Своеобразие дворцу придают нарядные скульптуры и вазы над карнизом по всему периметру здания. Распространённая в архитектуре Западной Европы замкнутая дворцовая композиция с внутренним двором была оригинально переработана архитектором в «раскрытую».

Эти примеры наиболее типичны для архитектуры рококо в России 18 века.

Заметим, что рококо в Англии представлено несколько по-другому.

Делаем интерьер в стиле рококо

Практически любое помещение можно оформить в стиле рококо, но наиболее органично он будет смотреться в гостиной, спальне и ванной комнате, хотя не возбраняется такая обстановка интерьера в рабочем кабинете и даже в кухне.

Спальня

Кроме кровати, в спальне можно разместить кресла, стол, стулья, диван. Не обойтись в этом помещении без различных шкафов — для книг, одежды, для дорогих безделушек. Секретер или комод также прекрасно впишутся в спальный интерьер рококо.

Главное требование для мебели в спальне рококо — плавность форм. Не выходя из стиля, можно развесить на стенах большие зеркала в узорчатых рамках и старинные подсвечники. Туалетный столик — обязательный предмет спальни рококо. На стенах уютно будут чувствовать себя картины в позолоченных рамках и старинные гобелены.

Цветовое оформление необходимо сделать в традиционном варианте: бежевый тон с позолотой или нежно-голубой с элементами бронзы и др. На полу могут быть уютные натуральные ковры и коврики с красивым орнаментом.

Гостиная

Оформление этого помещения даёт большой простор для проявления всех преимуществ стиля рококо:

  • лепнина на потолке и стенах;
  • позолота;
  • тяжёлые портьеры с драпировкой;
  • мебель с изогнутыми ножками;
  • небольшие пуфики и диванчики;
  • массивная многоярусная люстра из хрусталя;
  • длинные чехлы на предметах мебели;
  • канделябры на стенах.

Цветовое решение — без яркости и броскости, в пастельных тонах. Желательно использование позолоты или бронзы. Роскошь, шик, подчёркнутое богатство — должны прослеживаться во всех элементах интерьера.

Кухня

В оформлении кухни в стиле рококо можно столкнуться с проблемой непрактичности и неприменимости некоторых материалов и цветовых решений для этого помещения, связанного с готовкой и вытекающими из этого нюансами.

Не стоит брать для кухни рококо дешёвые материалы — ламинат, линолеум — лучше воспользоваться керамоплиткой с имитацией мрамора или паркетом из белёного дуба.

Под обеденным столом можно уютно расположить ковёр с мягким ворсом, а сам стол вынести из рабочей зоны, поместив его в столовой или гостиной. На столе будут уместны наборы скатерти с салфетками, вышитые в тон всей обстановке.

Мебельные гарнитуры лучше всего выбирать с соответствующей декоративной отделкой: витражами, росписью, резьбой и небольшой лепниной. Колоннады и арки в уменьшённом виде также могут стать частью мебели кухни в стиле рококо.

Ванная

Отличное место для приложения стиля рококо — ванная комната. Отделочные материалы здесь могут быть более насыщенной цветовой палитры. Обои, керамическая плитка, влагостойкая штукатурка с нанесёнными причудливыми узорами вполне подойдут для такого оформления ванной.

Саму ванну, как главный предмет этого помещения, можно разместить посередине, сделав на ней ещё больший акцент. У ванны могут быть изогнутые ножки, канделябры, фрагменты вылепленных цветов. Интересный вариант, не без доли самоиронии — балдахин над ванной или хрустальная массивная люстра по центру этого помещения.

Лоджия

Если все помещения квартиры оформлены в стиле рококо, то и лоджия не должна оставаться в стороне от этого процесса. Чтобы балкон или лоджия гармонировали со всей остальной обстановкой жилища, нужно постараться изменить функциональное назначение этого помещения. Конечно, нелепо будет выглядеть бельё на верёвке в окружении лепнины, позолоты и другой роскоши, присущей рококо.

Диваны с множеством подушек, светлые стены, оклеенные обоями, лепнина, небольшой изящный обеденный столик помогут сделать это место уютным и тёплым. Здесь можно будет посидеть в семейном кругу или принять небольшое количество гостей.

Рабочий кабинет

Место для работы можно оформить, используя основные моменты стиля рококо. Стены можно обить деревянными панелями из дорогих пород древесины (буазери), их же можно использовать для отделки шкафов, оконных рам.

Не стоит перегружать пространство излишней роскошью и количеством аксессуаров, ведь это место предназначено для работы и должно способствовать настрою его обитателей на серьёзный лад.

Архитектура


Первые памятники рококо — интерьеры особняка Роганов и дворца Марли (на илл., не сохранился)

Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.

Отбросив холодную парадность, строгую симметричность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности.

В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п.

Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков.

Архитектура рококо

Французское рококо: Амалиенбург под Мюнхеном.

Фридерицианское рококо маскируется под шинуазри: Китайский домик в Потсдаме.

Елизаветинское рококо: интерьер Китайского дворца в Ораниенбауме.

Баварское рококо: базилика Фирценхайлиген.

Португальское рококо: церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету работы Алейжадинью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: