Крейсер «аврора»

Тот самый знаменитый залп

В 1917 году на «Авроре» произошло восстание матросов, офицеры были отстранены. На крейсере был создан судовой комитет, защищающий демократические права младшего воинского состава. В него входили большевики, которые практически ежедневно устраивали на корабле митинги и собрания. Из-за этого ремонт, проходивший тогда на «Авроре», сильно затянулся.

К началу Октябрьского переворота ремонтные работы были почти завершены, и «Аврора» должна была приступить к испытаниям в море. Однако большевики оставили ее в Петрограде.

По распоряжению Военно-революционного комитета «Авроре» надлежало проследовать к Николаевскому мосту, занятому юнкерами, свести его и встать на якорь. Капитан поначалу отказался от сомнительной затеи, ссылаясь на неглубокий фарватер Невы, но, поразмыслив, согласился. Он опасался, что без должного руководства матросы посадят корабль на мель.

Наутро 25 октября 1917 года под контролем большевиков были основные стратегически важные объекты и правительственные учреждения. Последним оплотом Временного правительства стал Зимний дворец. В 21.40 крейсер «Аврора» произвел знаменитый залп, который послужил сигналом к началу штурма Зимнего дворца и оказал деморализующее действие на засевших в его стенах министров. На самом же деле холостой выстрел из 6-дюймового орудия призывал все суда, стоявшие на Неве, к повышенной готовности.

Уже через несколько дней газеты пестрели известиями о том, как крейсер «Аврора» расстреливал резиденцию императора, и как сыпалась штукатурка с великого творения Бартоломео Растрелли. Однако историки сомневаются в правдивости этих сведений. Если бы «Аврора» стреляла боевыми, от Зимнего дворца не осталось бы камня на камне.

Так или иначе «Аврора» быстро набрала популярность и стала одним из главных символов революции. Этому способствовали многочисленные публикации в газетах, писательские труды, картины и фильмы о революции.

Как добраться до крейсера «Аврора» в Санкт-Петербурге?

  • Адрес: Санкт-Петербург, Петроградская набережная, 2.
  • Ближайшие станции метро: «Горьковская» и «Площадь Ленина».
  • От «Горьковской» — на трамваях № 6, 40; от «Площади Ленина» — на трамвае № 6.
  • Из центра Петербурга от станции метро «Невский проспект» на автобусе № 49, остановка на углу Невского проспекта и Садовой улицы.
Как добраться до «Авроры» от ж/д вокзала или аэропорта Пулково в Петербурге?

Если вы прибываете в Санкт-Петербург поездом на Балтийский, Витебский или Московский вокзалы, и сразу хотите попасть на крейсер «Аврора», вам нужно будет сделать пересадку на станции «Технологический институт».

От Ладожского вокзала тоже придётся ехать с пересадкой на станции «Достоевская». С Финляндского вокзала лучше всего дойти пешком. Если же вы собираетесь отправиться до крейсера «Аврора» прямо из аэропорта, на автобусе из Пулкова можно доехать до метро «Московская», которая находится на той же синей линии, что и «Горьковская».

Как добраться из аэропорта «Пулково» до центра города?

Как пройти к крейсеру «Аврора» от ст. м. «Горьковская»?

Чтобы попасть на крейсер «Аврора» при выходе из станции метро «Горьковская», она находится на синей линии, нужно повернуть направо и выйти через Троицкую площадь и Александровский парк на набережную Невы. Далее следует повернуть налево и идти вдоль Невы по Петровской набережной. Минут через 15-20 вы выйдете прямо к крейсеру «Аврора».

По пути вам встретятся корабль-ресторан и легендарные скульптуры Ши-Цза. Также советуем посещение крейсера «Аврора» совместить с посещением Петропавловской крепости и музея «Домик Петра I», будет и интересно, и полезно.

Как пройти к крейсеру «Аврора» от ст. м. «Площадь Ленина»?

Добраться до крейсера «Аврора» можно и от Финляндского вокзала, рядом с которым находится станция метро «Площадь Ленина». Чтобы попасть на крейсер «Аврора» нужно выйти из вокзала или из вестибюля метро, перейти через площадь на Пироговскую набережную Невы и повернуть направо.

Вскоре вы выйдете к одному из рукавов главной реки Петербурга и к стоящему на приколе крейсеру «Аврора». Взойти на его борт можно по находящемуся недалеко Сампсониевскому мосту.

Стоит отметить, что эта дорога занимает несколько больше времени, чем, если добираться до «Авроры» от станции метро «Горьковская».

Вдоль Петроградской набережной расположен один из популярных символов города – крейсер Аврора. Этот уникальный корабль служил долгое время во благо родины и участвовал во многих исторических событиях. А началось все в далеком прошлом.

Дореволюционный боевой путь

Испытания «Авроры» были завершены летом 1903 года. Крейсер хотели сразу отправить на Дальний Восток, однако при переходе на нем выявилось большое число неисправностей. В середине весны 1904 года «Аврора» вернулась на базу в Либаву.

В октябре 1904 года «Аврора» была включена в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рождественского. На долю крейсера выпал нелегкий переход от Балтики к Дальнему Востоку и участие в печально известном сражении при Цусиме, в котором русская эскадра потерпела сокрушительное поражение от японцев.

В Цусимской битве «Аврора» показала себя с самой лучшей стороны. Крейсер не только успешно отражал атаки японской эскадры, но и наносил сокрушительные удары по врагу. В ходе боя «Аврора» выпустила более 300 снарядов.

В том сражении крейсер потерял 5 орудий, 16 человек экипажа и получил 10 серьезных повреждений. Погиб и капитан Евгений Егорьев. Еще живого, его вынесли из боевой рубки в каюту, но от полученных травм капитан скончался прямо на руках у матроса. В сложившейся обстановке о скором возвращении в Кронштадт не могло быть и речи, как и о погребении капитана Егорьева в родной земле. По старой морской традиции его тело похоронили в море недалеко от о. Лусон.

В Цусимском сражении уцелели лишь 1 миноносец, 2 вспомогательных судна и 3 крейсера, в том числе и «Аврора». В таком составе они отправились в Манилу, где крейсер вынужден был встать на ремонт. Разрешение на него было получено от правительства США, которое контролировало в ту пору Филиппины. В ответ «Аврора» не должна была в дальнейшем участвовать в войне.

В 1906 году «Аврора» вернулась на Балтику. Крейсер прошел модернизацию и ремонт. Следующие несколько лет «Аврора» выполняла заграничные плавания, в том числе как учебный корабль Морского корпуса. В годы Первой мировой корабль нес дозорную службу, совершал набеги на коммуникации противника, охранял легкие суда при минно-заградительных работах.

Первая мировая война

Крейсер принимал участие в Первой мировой войне
1914—1918 гг. С началом войны корабль, под командованием
капитана 1 ранга Г. И. Бутакова (а с февраля
1916 г. — капитана 1 ранга М. И. Никольского),
вошёл в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота, нёс
дозорную службу, прикрывал набеговые и минно заградительные
действия легких сил флота. Базировался на Гельсингфорс
(Свеаборг).


Panoramio upload bot @ WikiCommons

Зимой 1914—1915 гг. прошел модернизацию, количество 152-мм
орудий было увеличено до 14 за счет демонтирования всех 75-мм
орудий противоминного калибра. Крейсер получил четыре 75-мм и одну
40-мм «аэропушки» (зенитных орудия). В кампанию 1915 года крейсер
находился в дозорной службе к западу от центральной
минно-артиллерийской позиции на Балтике, в охранении тральных
работ, совершал походы по изучению скрытых шхерных фарватеров в
Финляндии.


Pierre André Leclercq @ WikiCommons

С мая 1916 г. приписан к 6-й маневренной группе
(броненосный крейсер «Громобой», крейсере «Аврора» и «Диана»). 1 и
2 августа проводил учебные стрельбы на полигоне у о-ва Хейнланд для
выяснения возможности уничтожения прибрежных проволочных
заграждений огнем корабельной артиллерии при проведении планируемой
десантной операции. Результаты были неутешительны — из 209
6-дм снарядов в проволоку попало три и еще один — в окоп.
После окончания дноуглубительных работ на Моонзундском канале
крейсер был 14 августа 1916 г. переведен этим каналом в
Рижский залив и вошел в состав Морских сил обороны Рижского залива;
базировался на Куйваст.

В ноябре 1916 г. корабль был отправлен для капитального
ремонта в Петроград, на Франко-русский завод. За зиму 1916—1917
годов были капитально отремонтированы паровые машины, установлены
новые паровые котлы системы Бельвиля—Долголенко. Артиллерия
главного калибра модернизирована с увеличением дальности стрельбы с
53 до 67 каб. Были установлены 6 76,2-мм зенитных пушек системы
Ф. Ф. Лендера (за счет всех предыдущих «аэропушек»),
смонтирована новая радиостанция, прибор звукоподводной связи.


Panoramio upload bot @ WikiCommons

Конструкция крейсера

Корпус крейсера представлен тремя палубами:

  • верхняя;
  • внутренняя батарейная;
  • внутренняя броневая – называется жилой, по всему периметру расположилась платформа, имеются они и на оконечностях судна.

Трюм внутри делится на 13 отсеков – разделителями служат главные поперечные переборки. Корабль непотопляем за счет 4 отсеков, которые разделяют броневую и батарейную палубы:

  • носовой;
  • кормовой;
  • машинное отделение;
  • котельное отделение.

Наружная обшивка была стальной – 6,4 м длиной и до 16 мм толщиной. Подводную и частично надводную часть корпуса покрывала медная обшивка. Она предотвращала электрохимическую коррозию и обрастание.

Фальшкиль был двухслойным. Для изготовления нижнего ряда использовали дуб, верхнего – тик.

Крейсер был оснащен двумя мачтами – основания крепились на броневой палубе. Фок-мачта – 23,8 м, грот-мачта – 21,6 м.

Палуба была полностью бронирована, чтобы защитить важнейшие отсеки корабля. Толщина брони составляет от 38 до 63,5 мм.

Для защиты боевой рубки использовали бронелисты 152 мм со всех сторон и 51 мм сверху. Вертикальное бронирование в толщину составляло 38 мм.

Для котельной установки использовалась система Бельвиля. Установлено было 24 котла образца 1984 года. Котлы занимали три отсека – носовой, кормовой и средний котельный. Главный паропровод был соединен с главными паровыми машинами магистралью труб, которые проложили по бортам судна. Над каждым котельным отделением находилась 27-метровая дымовая труба. Работа котлов обеспечивалась водой – корабельные цистерны содержали более 330 т пресных запасов. Для их пополнения использовали опреснительные установки.

Работал крейсер на угле. Для его запасов было организовано 24 угольных ямы, которые занимали межбортовое пространство рядом с котельными отделениями. Предусмотрено было также 8 угольных ям, где хранилось запасное топливо. В общей сложности на крейсере могла поместиться почти 1000 тонн угля. Имея полный запас топлива, Аврора могла пройти 4000 миль (при скорости в 10 узлов).

Движение крейсера обеспечивалось преимущественно тремя паровыми машинами тройного расширения. Общая мощность паровых динамо-машин составляла 336 кВт. Они вырабатывали постоянный ток с напряжением в 105 В.

Планировалась скорость в 20 узлов. Этот показатель был практически достигнут на испытаниях, но Аврора по скорости все равно превзошла и Диану, и Палладу.

Крейсер был оборудован тремя трехлопастными гребными винтами из бронзы. Вращались они в разных направлениях.

Аврора предусматривала ряд вспомогательных систем:

  • водоотливная (производительность почти 3000 тонн в час);
  • осушительная;
  • балластная;
  • пожарная.

Было предусмотрено внушительное шлюпочное вооружение:

  • паровые катера – 2 по 30 футов;
  • два баркаса – 16- и 18-весельный;
  • два катера – 12- и 14-весельный;
  • 6-весельные вельботы – 2;
  • ялы – 2.

Длина Авроры составляла 126 м, ширина – 17 м. Полное водоизмещение – 6,731 тысяча тонн, осадка – 6,2 м. Совокупная мощность механизмов достигала практически 12 тысяч л. с.

Как погиб командир «Авроры»

Капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, сын коллежского асессора, был первым моряком в семье. Он окончил Морской корпус в 1874 году и с того момента неторопливо, но уверенно шагал по ступеням флотской лестницы. За четверть века он дорос до звания капитана 1-го ранга и проявил себя как отличный наставник будущих военных моряков, неоднократно назначался командиром учебных судов. Должность командира бронепалубного крейсера «Аврора» должна была стать вершиной его карьеры — и стала, хотя иначе, чем, возможно, представлялась ему самому. В разгар Цусимского сражения капитан первого ранга Егорьев был смертельно ранен в боевой рубке осколками снаряда, разорвавшегося на мостике. Его еще живым вынес и спустил в каюту матрос Андрей Подлесный, но офицер умер на руках у моряка. Поскольку вернуться в Кронштадт в обозримом будущем корабль не мог, сохранить тело командира для погребения в родной земле не было никаких шансов. 21 мая 1905 года его, по морской традиции, похоронили в море у берегов острова Лусон.

Стоимость входной платы для посетителей с 1 января 2021 года:

Порядок возврата билета (билетов)

В свободное посещение в условиях минимального или максимального спроса экскурсионного обслуживания от 1 до 250 посетителей

1.1. Входной билет (основная экспозиция)

Категории посетителей

Стоимость

Взрослые

400 рублей

Ветераны боевых действий, чернобыльцы, семипалатинцы, учащиеся (школьники, учащиеся средних профессиональных учебных заведений), пенсионеры, инвалиды III  группы (справка МСЭ), студенты и аспиранты ВУЗов (очной формы обучения) —  при предъявлении соответствующего удостоверения

200 рублей

Дети до 7 лет, инвалиды I, II группы (справка МСЭ)

Единый билет на индивидуальное разовое посещение музея и его филиалов в течение 1 (одного) текущего года

1300 рублей

Единый билет на индивидуальное разовое посещение ЦВММ и филиала крейсер «Аврора» (на 2 дня)

Взрослые

700 рублей

Учащиеся, пенсионеры, инвалиды, студенты и аспиранты ВУЗов РФ и СНГ (очной формы обучения)

300 рублей

Входной билет участника тематического мероприятия 400 рублей
Входной билет участника тематического мероприятия (до 7 лет) 200 рублей
Входной билет участника программы «Пушкинская карта» 200 рублей

Обзорная экскурсия – верхняя палуба и 6 залов

Категории посетителей группа от 6 до 25 человек Стоимость
Взрослые 250 рублей для каждого посетителя + входной билет для каждого посетителя
Пенсионеры, инвалиды, студенты и аспиранты ВУЗовРФ и СНГ (очной формы обучения), дети до 7 лет, учащиеся (школьники, учащиеся средних профессиональных учебных заведений)

200 рублей
для каждого посетителя + входной билет

Группа до 5 человек включительно (индивидуальная экскурсия):  2000рублей с группы + входные билеты

Расширенная экскурсия

Категории посетителей
Группа с 6 до 10 человек включительно

Стоимость

Маршрут 1. Верхняя палуба + 6 залов музея + историческое машинно-котельное отделение + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время РЯВ (мультимедиа в зале №9) (время проведения экскурсии: 60 минут).

Взрослые

800 рублей для каждого посетителя + входной билет

Детский (только от 10 до 18 лет)

400 рублей для каждого посетителя + входной билет

Индивидуальная экскурсия (маршрут 1)
(до 5 человек включительно, дети только от 10 до 18 лет)

2500 рублей с группы + входные билеты

   Индивидуальная (авторская лекция-экскурсия)

Категории посетителей
Группа до 5 человек включительно, взрослые, дети (от 10 до 18 лет)

Стоимость,

Маршрут 2. Средний мостик + верхний переходной мостик + носовой мостик правого борта + ходовая рубка (3D-комплекс виртуальной реальности) + носовой мостик левого борта + боевая рубка + верхний переходной мостик + историческое машинно-котельное отделение + свободное посещение верхней палубы и 6-ти залов музея (время проведения экскурсии: 90 минут)

3000 рублей
с группы + входные билеты

Маршрут 3. Средний мостик + верхний переходной мостик + носовой мостик правого борта + ходовая рубка (3D-комплекс виртуальной реальности) + носовой мостик левого борта + боевая рубка + верхний переходной мостик + верхняя палуба + 6 залов музея + историческое машинно-котельное отделение + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время РЯВ (мультимедиа в зале №9) (время проведения экскурсии: 120 минут)

5000 рублей
с группы + входные билеты

Тематическая лекция-экскурсия 

Категории посетителей
Группа от 6 до 10 человек включительно

Стоимость

Маршрут 4. Историческое машинно-котельное отделение + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время РЯВ (мультимедиа в зале №9) + свободное посещение верхней палубы и 6-ти залов музея (время проведения экскурсии: 40-50 минут)

Взрослые

400 рублей
для каждого посетителя + входной билет

Дети (от 10 до 18 лет)

300 рублей
для каждого посетителя + входной билет

Индивидуальная экскурсия
(до 5 человек включительно)

2000 рублей
с группы + входные билеты

Дети до 7 лет обслуживаются только в сопровождении (5 дошкольников + 1 взрослый)

Спуск на воду

Построен по кораблестроительное программе 1895 г.

Зачислен в списки флота 6 апреля 1897 г. Заложен 23 мая
1897 г.


Panoramio upload bot @ WikiCommons

Ирония Истории — возвестивший революцию крейсер, могильщик
Российской империи и Императорской фамилии, торжественно спущен на
воду 11 (24) мая 1900 года по личной команде Императора
Всероссийского Николая Второго, в присутствии двух императриц
(вдовствующей и жены царя) и многочисленных членов Императорской
фамилии.


Panoramio upload bot @ WikiCommons

18 сентября 1903 года «Аврора» вступила в строй.

25 сентября (8 ноября) 1903 года «Аврора» вышла из Кронштадта на
Дальний Восток, после захода в Портленд в начале октября прибыла в
Средиземное море и 25 октября прибыла в порт Специя (Италия), где
присоединилась в море к отряду кораблей контр-адмирала
А. А. Вирениуса (ЭБР «Ослябя», 3 крейсера, 9 миноносцев,
3 парохода ДФ), следующему на Дальний Восток для усиления
Порт-Артурской эскадры. Совершила плавание по маршруту: Бизерта
(Тунис, Франция) – Пирей — порт Суэц — Джибути. Во время
стоянки в Джибути (Французское Сомали) в связи с началом
русско-японской войны (!) весь отряд 2 февраля 1904 г. был отозван
на Балтику.


ZUFAr @ WikiCommons

При подготовке к новому походу крейсер получил три пулемета
системы «Максим», 25-мм бронещитки для орудий главного калибра и
новую радиостанцию фирмы «Телефункен» с дальностью связи до 100
миль.


Mayyskiyysergeyy @ WikiCommons

Революции 1917 года

Стоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий двух
революций в 1917 году. Находясь в тесном контакте с рабочими
завода, матросы крейсера «Аврора» были вовлечены в революционную
агитацию. Этому способствовала общая обстановка в России, которую
война поставила на грань катастрофы. Взаимоотношения офицеров и
команды на крейсере накалились до предела. 27 февраля (12 марта)
экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих
заключённых агитаторов. При разгоне последовавшего за этим митинга
командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский и
старший офицер П. П. Огранович открыли огонь по команде
из пистолетов; были раненые. Когда 28 февраля (13 марта) 1917 года
на крейсере стало известно о совершившейся Февральской
буржуазно-демократической революции, матросы вместе с рабочими
подняли на корабле красный флаг. Командир корабля был убит, старший
офицер ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась
к восстанию.


Finnandi @ WikiCommons

Для осуществления демократических прав матросов на «Авроре» был
избран судовой комитет. По результатам тайного голосования 3 (26)
марта по вопросу о форме правления в России единогласно было
принято решение, что такой формой является демократическая
республика. На протяжении весны-лета-осени 1917 года политическая
обстановка на корабле характеризовалась постепенной потерей доверия
к Временному правительству России как со стороны матросов, так и со
стороны офицеров. Росло влияние партии большевиков на корабле.
После кровавых событий 27-28 февраля (13-14 марта) отношения между
судовым комитетом и офицерами стали сравнительно нормальными:
офицеры не шли против команды в том, что касалось политических
убеждений, а судовой комитет не чинил офицерам препятствий в части
порядка службы, дисциплины и работы на корабле.

Когда в октябре 1917 года вновь обострилась политическая
обстановка в стране и конфликт между Временным правительством и
Советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов зашёл в
тупик, большая часть команды была на стороне РСДРП(б). По решению
Центрального комитета Балтийского флота уже практически
отремонтированная «Аврора» была оставлена в Петрограде и подчинена
Петроградскому совету. Матросы крейсера приняли участие в
Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 25 октября (7
ноября) 1917 года: в ночь на 25 октября 1917 года по приказу
Военно-революционного комитета Петросовета команда «Авроры»
захватила и свела Николаевский мост в
Петрограде, соединявший Васильевский остров с центром города.
25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры»,
произведённый по приказу комиссара Белышева, подал сигнал к штурму
Зимнего дворца, где располагалось Временное правительство.


Alexxx1979 @ WikiCommons

28 ноября (11 декабря) 1917 года «Аврора» после ремонта
вернулась во 2-ю бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о
роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных
началах, большая часть команды демобилизовалась. На корабле
осталось лишь 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. В
1918 году в России началась гражданская война. Летом 1918 года
крейсер, которые уже невозможно было поддерживать в состоянии
боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и
большинство крупных кораблей флота. 152-мм орудия «Авроры» были
сняты и отправлены в
Астрахань для вооружения плавучих батарей. Большинство моряков
крейсера ушла частью на фронты гражданской войны, частью просто по
домам. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту на
долговременное хранение (законсервирован).


Cruiser «Aurora» — Alexander Zubkov 2 @ Flickr

Командиры крейсера

  • Кап. 1 ранга ранга А. А. Мельницкий (ноябрь
    1897 — октябрь 1898),
  • кап. 1 ранга П. П. Молас (октябро-ноябрь 1878, ноябрь
    1898 — январь 1900),
  • ВРИД командира кап. 1 ранга А. П. Киткин (январь-июнь
    1900),
  • кап. 1 ранга Н. К. Иениш (июнь-декабрь 1900),
  • кап. 1 ранга И. В. Сухотин (январь 1901 — июль
    1904),
  • кап. 1 ранга Е. Р. Егорьев (июль 1904 —
    14.05.1905, погиб),
  • ВРИД командира кап. 2 ранга А. К. Небольсин (14
    мая — сентябрь 1905),
  • кап. 1 ранга В. Л. Барщ (сентябрь 1905 — май
    1908),
  • кап. 1 ранга барон В. Н. Ферзен (май 1908 —
    январь 1909),
  • кап. 1 ранга П. Н. Лесков (январь 1909 — декабрь
    1912),
  • кап. 1 ранга Л. Д. Опацкий (август-декабрь 1912),
  • кап. 1 ранга Д. А. Свешников (декабрь 1912 —
    апрель 1913),
  • кап. 1 ранга В. А. Карцев (апрель 1913 — июль
    1914),
  • кап. 1 ранга Г. И. Бутаков (июль 1914 — февраль
    1916),
  • кап. 1 ранга М. И. Никольский (февраль 1916 —
    28.02.1917, убит матросами),
  • старший лейтенант Н. К. Никонов (выборный,
    март-август 1917),
  • лейтенант Н. А. Эриксон (выборный, сентябрь
    1917 — июль 1918),
  • ВРИД командир РККФ М. Н. Зубов (с июля 1918),
  • командир РККФ Л. А. Поленов (ноябрь 1922 — январь 1928),
  • командир РККФ А. Ф. Леер (январь 1928 — сентябрь 1930),
  • командир РККФ Г. И. Левченко (сентябрь 1930 — июнь 1931),
  • командир РККФ А. П. Александров (июнь-декабрь 1931),
  • ВРИД командир РККФ К. Ю. Андреус (декабрь 1931 – март
    1932),
  • командир РККФ А. А. Кузнецов (март 1932 – октябрь 1934),
  • кап. 2 ранга В. Е. Эмме (октябрь 1934 – январь 1938),
  • кап. 2 ранга Г. Н. Арсеньев (январь-сентябрь1938),
  • кап. 2 ранга Ф. М. Яковлев (сентябрь 1938 – август 1940),
  • кап. 3 ранга Г. А. Гладкий (август 1940 – март 1941),
  • кап. 3 ранга И. А. Саков (март-сентябрь 1941),
  • старший лейтенант П. С. Гришин (октябрь 1941 – июль 1943),
  • кап. 2 ранга П. А. Доронин (июль 1943 – август 1948),
  • кап. 1 ранга Ф. М. Яковлев (август 1948 – январь1950),
  • кап. 2 ранга В. Ф. Шинкаренко (январь 1950 – февраль
    1952),
  • кап. 2 ранга И. И. Попадько (февраль 1952 – сентябрь
    1953),
  • кап. 2 ранга Н. П. Епихин (снтябрь 1953 – август 1959),
  • кап. 1 ранга И. М. Гойлов (сентябрь 1959 – июль 1961),
  • кап. 2 ранга К. С. Никитин (июль 1961 – май 1964),
  • кап. 1 ранга Ю. И. Федоров (май 1964 – май 1985),
  • кап. 2 ранга А. А. Юдин (май 1985 – ноябрь 1989),
  • кап. 1 ранга А. В. Бажанов (с ноября 1989).

Интересные факты:

«Аврора» относится к бронепалубным крейсерам типа «Диана», строившимся в Российской империи в конце XIX — начале XX веков. Всего было построено три таких корабля: «Диана», «Паллада» и «Аврора». Последний крейсер получил свое имя в честь греческой богини зари и в память о парусном фрегате «Аврора», получившем известность при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Название лично выбрал император Николай II из одиннадцати предложенных вариантов.

Крейсер «Аврора» был заложен на верфи Нового Адмиралтейства в 1896 году и торжественно спущен на воду в 1900 году в присутствии императора Николая II и 78-летнего матроса, когда-то служившего на одноименном на фрегате.

В 1903 году крейсер «Аврора» вошел в состав Российского императорского флота. Первую службу корабль проходил на Дальнем Востоке, а затем был включен в состав Второй Тихоокеанской эскадры. В 1905 году крейсер участвовал в Цусимском сражении, где получил существенные повреждения, после чего отправился на ремонт в филиппинскую Манилу. В 1906 году «Аврора» вернулась в Балтийское море. В 1909-1912 годах корабль принимал участие в учебном походе по Средиземному морю, а с 1913 года крейсер стал флагманским кораблем учебного отряда.

В годы Первой Мировой войны крейсер «Аврора» участвовал в оборонительных мероприятиях и продолжал учебные походы.

Во время революционных событий 1917 года власть на судне перешла к матросам, управление осуществлял избранный судовой комитет. Во время Октябрьского большевистского восстания «Аврора» произвела знаменитый холостой выстрел по Зимнему дворцу, ставший сигналом к началу штурма.

После революции корабль вновь вошел в состав учебного флота, совершив несколько международных походов. В годы Великой Отечественной войны и Ленинградской блокады крейсер стал частью противовоздушной обороны Кронштадта.

В 1944 году было принято решение установить «Аврору» у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и базы Нахимовского училища. В 1957 году крейсер стал частью экспозиции Центрального военно-морского музея. Экспозиция располагается в шести помещениях корабля, открыты для посещения боевая рубка, машинное и котельное отделения.

Крейсер часто упоминается в различных художественных произведениях — песнях и стихах, а также он снялся в кино в роли крейсера «Варяг».

Водоизмещение крейсера «Аврора» — 6731 тонн, длина судна — 126,8 метра, ширина — 16,8 метра. Экипаж — 20 офицеров и 550 матросов.

Крейсер включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Крейсер «Аврора» на карте:

Как добраться:
Корабль находится на Петроградской набережной возле примыкания к ней Петровской набережной.

Ближайшие станции метро — «Горьковская», «Площадь Ленина». Наземный транспорт — остановки «Петроградская набережная», «Улица Чапаева».

Бронепалубный крейсер «Аврора», историческая справка.

«Аврора», легендарный крейсер Балтийского флота, прославившийся активным участием в Великой Октябрьской социалистической революции.

Крейсер 2-го ранга «Аврора» спущен на воду в Петербурге 11 мая 1900 года. Длина 124 метра, ширина 18 метров, осадка 7 метров, водоизмещение 6731 тонн, скорость хода 20 узлов (37 км/ч).

Вооружение крейсера: 8 — 152-мм, 24 — 75-мм, 8 — 37-мм орудий; экипаж 578 человек.

Крейсер участвовал в Цусимском морском сражении 1905 года. В Первую мировую войну нес дозорную службу в Финском заливе.

С 1916 года находился в ремонте, который был закончен перед Октябрьской революцией.

28 февраля 1917 года власть на корабле взяли революционные матросы. В апреле на «Авроре» организована ячейка Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) (42 человека), руководившая выступлениями команды против Временного правительства и корниловщины. Судовой комитет «Авроры», руководствуясь указаниями Центробалта, отказался выполнять приказы Временного правительства, в том числе об уходе «Авроры» из Петрограда.

В ночь на 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года по приказу Петроградского военно-революционного комитета «Аврора» подошла к Николаевскому мосту (впоследствии мост лейтенанта Шмидта, затем Благовещенский). Революционные матросы «Авроры», руководимые комиссаром Александром Викторовичем Белышевым, захватили мост, обеспечив переход отрядов Красной Гвардии с Васильевского острова в центр города.

Утром 25 октября радиостанция «Авроры» оповестила весь мир о переходе власти в руки Военно-революционного комитета и передала подписанное В.И. Лениным воззвание «К гражданам России».

В тот же день в 21 час 45 минут холостым выстрелом носового орудия крейсер «Аврора» подал исторический сигнал к штурму Зимнего дворца.

В дальнейшем отряды матросов «Авроры» участвовали в Октябрьском вооруженном восстании в Москве, в разгроме контрреволюционной ставки Духонина в Могилеве, сражались на фронтах Гражданской войны.

С 1923 года крейсер, находясь в составе учебного отряда Балтийского флота, был кузницей командных кадров. На нем проходили курсантскую практику многие известные адмиралы и офицеры советского Военно-морского флота. «Аврора» была одним из первых советских кораблей, участвовавших в заграничных походах флота.

Отмечая революционные заслуги «Авроры», Центральный Исполнительный Комитет СССР, в августе 1923 года принял над крейсером шефство и вручил экипажу знамя Центрального Исполнительного Комитета. В канун 10-летия Великого Октября, 2 ноября 1927 года, «Аврора» награждена орденом Красного Знамени.

В Великой Отечественной Войне пушки «Авроры» были использованы для усиления обороны Ленинграда. Орудия крейсера использовались на стационарных батареях и на бронепоездах.

С 17 ноября 1948 года крейсер установлен на вечную стоянку на Неве как один из памятников Великой Октябрьской социалистической революции. Одновременно, «Аврора» являлась учебным кораблем Санкт-Петербургского Нахимовского училища. В 1957 году на «Авроре» создан филиал Центрального военно-морского музея. 22 февраля 1968 года в честь 50-летия Советской Армии и Военно-Морского флота крейсер награжден орденом Октябрьской революции.

В 1984-1987 годах крейсер был капитально отремонтирован.

В 2010 году крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава флота и передан на баланс Центрального военно-морского музея.

26 января 2013 года министр обороны РФ С. К. Шойгу заявил, что крейсер «Аврора» будет отремонтирован, а затем приведён в ходовое состояние.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: