Новые позы
По мере роста своего мастерства скульпторы искали новые позы или вариации старых. Помимо сидящих, теперь есть фигуры в более свободных позах. Появляются раненые амазонки, и иногда статуя решительно выходит вперед. Одно из самых смелых изобретений высокой классики — памятник в Олимпии, сделанный Пионием для мессенцев и наупактов. Эта фигура Ники (или Победы), летящей с небес, сделана из паросского мрамора и больше в натуральную величину.
Первоначально у нее были крылья, которые поднимались за плечи, ее левое предплечье было слегка согнуто вверх, а открытый плащ, который держали обе руки, развевался сзади, чтобы опускаться с каждой стороны примерно до уровня лодыжек. Фигура опирается на бесформенный кусок камня, из которого выступает голова орла, предположительно представляющая облако или, возможно, небо, и это, в свою очередь, опирается на слегка сужающийся пирс треугольного сечения и почти тридцати футов высотой.
На виде спереди модельная линия используется с большим мастерством, так что задрапированное правое бедро кажется более округлым, чем обнаженное левое, а на виде сбоку линия движения имеет свой поворот. Но эти два вида не согласованы полностью, и вид на спину почти не рассматривался, хотя, конечно, его наклон сделал его не очень заметным с земли. Как и в одежде, драпировка не имеет особого смысла ни по массе, ни по тому, как она облегает правую ногу, не затрагивая при этом основных складок; но его функция заключалась в объяснении и улучшении фигуры, и это он превосходно выполняет в основных видах, даже если у человека больше нет помощи цвета, чтобы отличить друг от друга обнаженные части, пеплос, плащ, крылья и, вероятно, опору.
Культура
Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.
Греческий историк Геродот стал буквально «отцом истории», именно его исторические труды являются образцами для трудов следующих поколений историков. Греческий лекарь Гиппократ стал «отцом медицины», его знаменитая «клятва Гиппократа» и по сей день выражает морально-этические принципы поведения врача. Уже упомянутый нами драматург Эсхил стал творцом театральной драмы, его вклад в театральное искусство и развитие театра просто огромен. Также как и огромны вклады греков Пифагора и Архимеда в развитие математики. А философа Аристотеля можно вообще назвать «отцом науки» в широком понимании этого слова, так как именно Аристотель сформулировал основополагающие принципы научного познания мира.
Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).
Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.
Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, скифами, кельтами и прочими варварами.
Греческая фаланга.
Раскраска статуй
Свидетельств о расцветке мраморной скульптуры в этот период практически нет, но, судя по росписи, а точнее вазной росписи, использовались более нежные и более естественные оттенки. Далее можно ожидать, что контрасты цветов были рассчитаны более сознательно, и об этом тоже нужно помнить, рассматривая первоначальный эффект драпированных и частично задрапированных фигур, как, например, Ника Пеония. Также участилась практика оставлять мелкие, но утомительные детали неотрезанными и просто раскрашивать их — например, ремни сандалии и перья крыльев Ники Пластины и металлические аксессуары, конечно же, остались в употреблении.
Архаика (VII-VI века до н.э.)
Для скульптуры Греции периода архаики отличительной чертой является возникновение на лицах статуй улыбки, призванной одухотворять их, а сами скульптуры все больше соответствуют пропорциям человеческого тела. Идол стал восприниматься как обобщенный, собирательный образ человека.
Ярким примером женских фигур архаики являются «Богиня с гранатом» (580-570 гг. до н.э.) и «Богиня с зайцем» (около 560 г. до н.э.). Среди мужских образов особо выделяется скульптурная группа Клеобис и Битон, создателем которой является известный скульптор Полимед Аргосский (на стыке VII-VI вв. до н.э.). А легкость, утонченность и жизнерадостность отличает работы древних ионийских мастеров. Наиболее известным нам примером считается «Аполлон Тенейский», сотворенный в 560-550 гг. до н.э.
Существенное место в искусстве того времени занимает монументальная скульптура. На рельефе было принято отображать наиболее любопытные и значимые мифы Древней Греции. Внимательное рассмотрение композиции фронтона храма Артемиды (около 590 г. до н.э.), позволяет насладиться зрелищем захватывающего, стремительно разворачивающегося сюжета известного мифа о Медузе-Горгоне и славном Персее.
Завершение архаики и начало перехода к этапу классики связывают с появлением таких произведений, как «Всадник Рампина» (около 560 г. до н.э.) и стела Аристиона (около 510 г. до н.э). В них уже нет застылости, характерной творчеству предшествующего этапа, но движения еще достаточно скованные. Несмотря на наличие улыбки из архаики на лицах статуй, четкая передача пластики тел символизирует смену идеалов древнегреческих скульпторов, которые найдут свое отражение в творениях эпохи классики.
Литература
У истоков древнегреческой словесности находятся эпические произведения VIII–VII вв. – великие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» и сочинение Гесиода «Труды и дни». Сохранилась легенда о состязании Гомера и Гесиода и присуждении победы Гесиоду, потому что он воспевал мирный труд, а не войну. В период архаики в Греции начался расцвет иной поэзии. Аристократы поклонялись красоте и желали слушать лирические стихи, предназначавшиеся для небольшого круга ценителей.
Бюст Гомера
Самым известным автором любовных стихов была поэтесса Сапфо. Также поэты тех времен сочиняли торжественные песнопения для праздничных хоров, для прославления победителей всевозможных состязаний. Среди них прославились Пиндар и Арион, написавший первый дифирамб – гимн Дионису. С возникновением театра появились новые поэтические жанры – трагедия и комедия, новые авторы и новые художественные идеи.
Дж. В.Уотерхаус. Одиссей и сирены
Прозаические произведения создавались историками – Геродотом, Фукидидом, Ксенофонтом. Сама история в древности считалась художественным повествованием. Также образцами художественной прозы стали речи афинских ораторов, прежде всего Демосфена. Да и авторы философских произведений Платон, Аристотель придавали огромное значение литературной отделке, языку своих произведений.
Бюст Пиндара. Римская копия греческой скульптуры середины V века до н. э.
Изучать собственную литературу первыми начали сами древние греки. Они ввели и слово «филология» (от греческих слов «фило» – «любить», и «логос» – «мысль», «слово»). Впрочем, к филологии они относили любовь ко всяческим учёным занятиям. Первым филологом в современном смысле слова был Аристотель. Он создал сочинение о законах литературного творчества – «Поэтику» (до наших дней она дошла не полностью).
Ксенофонт
Интересные факты
- Всем привычное слово «идиот» древнегреческого происхождения. Идиотом древние греки называли гражданина полиса, который не принимал участия в общественных собраниях и голосованиях, то есть человека, не интересующегося политикой в нашем современном понимании, который отстранил себя от политических перипетий.
- В древней Греции существовал специальный институт гетер, которых ни в коем случае нельзя путать с проститутками. Гетеры, подобно японским гейшам были красивыми и в то же время образованными женщинами, способными и поддержать интеллектуальную беседу, и разбирающиеся в поэзии, музыке, искусстве, с широким кругозором, служащие для наслаждения мужчины не только в физическом смысле, но и во всех других мыслимых смыслах. Многие греческие гетеры собирали вокруг себя философов, поэтов, ученых, яркий тому пример, гетера Аспасия бывшая любовницей Перикла, в Аспасию в свое время даже был влюблен юный Сократ.
- Всех других представителей так сказать менее культурных народов древние греки называли «варварами» и именно они ввели в обиход этот термин («варвар» с древнегреческого переводится как «чужеземец, чужестранец»). Позже римляне также заразились этой греческой ксенофобией.
- Хотя греки и с пренебрежением относились ко всяким скифам и германцам, называя тех «варварами», в свою очередь сами они очень многое почерпнули из более развитой древнеегипетской цивилизации и культуры. Так, например Пифагор в молодости обучался у египетских жрецов. Историк Геродот также бывал в Египте и много беседовал с египетскими жрецами. «Вы греки, словно малые дети», – говорили ему тамошние жрецы.
Фризы и метопы
Наиболее важными рельефами являются архитектурные фризы и метопы, и некоторые надгробия имеют такое же качество, особенно из Афин, где резные памятники такого типа снова появились около 440 г. до н. э. Их очертания теперь достаточно широки, чтобы вместить двух или трех фигур, обычно позирующих в какой-нибудь тихой домашней обстановке и предполагающих по лицу и по отношению не более чем сочувственное смирение. Распространены и вотивные барельефы, посвященные частными лицами личным и часто второстепенным божествам, в большинстве своем они низкого мастерства, хотя уже некоторые из них интересны тем, что имитируют трехмерные эффекты живописи. Есть также небольшие барельефы, иногда озаглавленные текстами публичных указов.
В основном рельефы высокой классики следуют за отдельно стоящими скульптурами, с конечно же, более широким набором поз для сцен сражений или других энергичных действий. Иногда в этих позах присутствует преувеличенная жестокость, хотя, за исключением старомодных работ, лицо обычно остается безразличным, а иногда, как на одном из метопов Парфенона, даже позы имеют нарочитое спокойствие. Для тихих композиций есть прекрасные образцы на восточном конце фриза Парфенона, который был вырезан около 440 г. до н.э., сразу после метопов, и ярко контрастирует в обработке сидящих фигур с архаичными наблюдателями Сифнийской сокровищницы. Здесь, как это обычно бывает в хороших классических рельефах, избегается полнопрофильная поза и придается дальнейшее разнообразие в одежде. Можно отметить скопление материала на коленях у бога слева — устройство, которое более решительно использовалось на сидящих статуях. Натуралистическая деталь, удивляющая наряду с формальным расположением складок, — это кромка подола ниже левого локтя разворачивающейся фигуры.
Серьезные классические скульпторы считали рельефные фигуры плоскими статуями, а не вырезанными из них картинами. В Этрурии высокий классический стиль был слишком тонким и сложным для местных мастеров и не имел большого влияния. В Ликии коренные правители нанимали греческих скульпторов с архаических времен, часто диктуя темы, а иногда, как следствие, композицию рельефов: так, известняковый фриз Герона (из Трисы), вырезанный, вероятно, между 420 и 410 г. до н.э., включает штурм города со стенами и зданиями за ними — иногда в частичной перспективе — и фигурами на разных уровнях. Дальше к востоку, в Финикии, есть среди прочего греческие работы лучшего качества и превосходной сохранности, особенно из усыпальниц сидонских царей. Даже в их старой и чуждой культуре теперь было признано художественное превосходство высокого классического искусства.
Педиментальная скульптура Парфенона
В каменных скульптурах Фронтоны Парфенона, вырезанные в течение двух или трех лет в 435 г. до н.э., были выполнены с удивительной тщательностью. Композиция отличается сложностью и утонченностью, к которым, насколько нам известно, даже не подходили ни в одном из более ранних или более поздних фронтонов. Сюжеты, подходящие для храма Афины, — это на востоке рождение этой богини, а на западе — ее борьба с Посейдоном за землю Аттики
И в том, и в другом случае действие находится в центре, а движение и внимание окружающих божеств угасает по направлению к углам, так что повествование не представляет особого интереса для дополнения эстетического эффекта, а успех зависел от рисунка, созданного многолюдным целым, и от совершенства отдельных фигур и групп
Еще одна смелая новинка — нарушение педиментального пространства; фигуры выступают вперед за рамку, наиболее заметно в углах восточного фронтона, где головы лошадей представляют колесницы Солнца и Луны, вот-вот поднимающиеся или уже погруженные под пол поля. Хотя очевидно, что фронтоны Парфенона должны были быть спланированы по очень тщательно продуманному дизайну или модели, внимательное изучение драпировки позволяет предположить, что скульпторы, вырезавшие фигуры, по-прежнему имели некоторую свободу в выборе деталей.
Скульптура Древней Греции
Античная Греция внесла значительный вклад в развитие мировой культуры. Высокоразвитость древнегреческой скульптуры позволила продемонстрировать целостное и стройное видение мира древними людьми, отразить моральное и физическое совершенство человека в трехмерной модели.
Восхитительные статуи, выделяющиеся четкостью и правильностью форм, вырезали из камня или известняка, украшали драгоценными камнями и изделиями из благородных металлов. Их устанавливали в храмах и на городских площадях, в жилищах и на могилах богатых и известных греков.
Историю античной скульптуры представляют несколько периодов, обладающих исключительными и неповторимыми чертами.
Сократ
Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.
Создав «сократический» метод ведения спора, Сократ утверждал, что истина рождается Только в споре, в котором мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента. Мудрец, по мнению Сократа, приходит к истине путем самопознания, а затем познания объективно существующего духа, объективно существующей истины. Важнейшее значение в общеполитических взглядах Сократа занимала идея профессионального знания, из которой делались выводы, что человек, не занимающийся политической деятельностью профессионально, не имеет права на суждение о ней. Это было вызовом основным принципам афинской демократии.
Презентация на тему: » Скульптуры Древней Греции Скульптура архаики Скульптура классики Скульптура поздней классики Скульптура эллинизма.» — Транскрипт:
2
Скульптуры Древней Греции Скульптура архаики Скульптура классики Скульптура поздней классики Скульптура эллинизма
3
КУ́РОС (греч. kú ros – юноша), статуя обнажённого юноши в древнегреческой скульптуре периода архаики (7–6 вв. до н. э.). В облике куросов представляли богов, чаще всего Аполлона (Аполлон Тенейский, 6 в. до н. э.), и героев, в том числе атлетов – победителей спортивных состязаний. Статуи куросов излучают уверенную силу, их лица озаряет загадочная «архаическая» улыбка. КÓРА (греч. ko rē – девушка), статуя прямо стоящей девушки в длинных одеждах. Подобные статуи были широко распространены в Древней Греции в период архаики Возможно, эти статуи приносили в дар богине Афине. В отличие от обнажённых куросов, коры всегда изображались задрапированными. Курчавые волосы обрамляют их лица подобно прекрасным коронам. В древности статуи были ярко раскрашены.
4
Поликлет. «Дорифор» («Копьеносец»). Реконструкция бронзовой статуи. Ок. 440 г. до н. э. ПОЛИКЛÉТ (poly kleitos) из Аргоса, древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший во второй пол. 5 в. до н. э.; один из главных представителей высокой классики. Создавал скульптуры преимущественно в бронзе. Статуи Поликлета не сохранились и известны лишь по древнеримским копиям и по описаниям античных авторов. Поликлет. «Раненая амазонка». Мрамор. Римская копия бронзовой статуи. Ок. 440–430 гг. до н. э.
5
Мирон. «Дискобол». Римская копия статуи. 5 в. до н. э. МИ́РОН (my run), древнегреческий скульптор 5 в. до н. э. Родился в Элевтерах (Аттика). Время его деятельности определяется приблизительно сер. 5 в., временем побед трёх атлетов, чьи статуи Мирон изваял в 456, 448 и 444 гг. до н. э. Скульптор отливал статуи главным образом в бронзе, но ни одно из его произведений не сохранилось; они известны по свидетельству античных авторов и древним римским копиям. Самое прославленное творение Мирона – статуя «Дискобол» («Метатель диска»).
6
Пракситель. «Гермес с младенцем Дионисом». Мрамор. Ок. 340 г. до н. э. Пракситель. «Голова богини Гигеи». Мрамор. 4 в. до н. э. Национальный археологический музей. Афины ПРАКСИ́ТЕЛЬ (praxite los) (ок. 390 до н. э., Афины – ок. 330 до н. э., там же), древнегреческий скульптор. Работал преимущественно в Афинах. Любимым материалом Праксителя был мрамор. Его статуи почти не сохранились. Единственная из всех работ скульптора, дошедшая до нас в подлиннике, – «Гермес с младенцем Дионисом»
7
Лисипп. «Голова Александра Македонского». 4 в. до н. э. Римская копия Лисипп. «Апоксиомен». 4 в. до н. э. Римская копия ЛИСИ́ПП (ly sippos), древнегреческий скульптор 4 в. до н. э., придворный мастер Александра Македонского. По преданию, создал 1,5 тыс. статуй богов, героев и знаменитых атлетов. Его произведения, выполненные преимущественно в бронзе, известны главным образом по описаниям античных авторов, эллинистическим и римским копиям
8
ВЕНÉРА МИЛÓССКАЯ, общепринятое название греческой мраморной статуи богини Афродиты (сер. 2 в. до н. э.), найденной на о. Милос (Мелос) в 1820 г. Ныне хранится в Лувре. Надпись на плите, обнаруженной рядом со статуей, гласила, что скульптуру изваял Агесандр (или Александр). По одной из версий, прекрасная богиня любви и красоты Афродита (Венера) в левой руке держала яблоко, а правой поддерживала одежды. Богиня представлена в царственном, величавом покое.
Скульптура Архаики Древней Греции
В темные века греки делали культовые изображения богов из дерева. Они назывались ксоаны. О них известно из сочинений античных писателей, образцы ксоанов не сохранились.
Кроме них в XII-VIII веках греки делали примитивные статуэтки из терракоты, бронзы или слоновой кости. Монументальная скульптура появилась в Греции в начале VII века. Статуи, которые использовались для украшения фризов и фронтонов древних храмов, деланы из камня. Отдельные скульптуры делались из бронзы.
Самые ранние скульптуры Архаики Древней Греции найдены на Крите. Их материал – известняк, и в фигурах чувствуется влияние Востока. Но к этому региону относится бронзовая статуя «Криофор», изображающая юношу с бараном на плечах.
Скульптура архаики древней Греции
Выделяют два основных вида статуй эпохи Архаики – куросы и коры. Курос (переводится с греческого как «юноша») представлял собой стоящего обнаженного юношу. Одна нога статуи выдвигалась вперед. Уголки губ куросов часто делали немного приподнятыми. Это создавало так называемую «архаическую улыбку».
Кора (переводится с греческого как «дева», «девушка») – скульптура женская. Древняя Греция VIII-VI веков оставила изображения кор в длинных хитонах. Мастера Аргоса, Сикиона, Кикладских островов предпочитали делать куросов. Скульпторы Ионии и Афин – кор. Куросы не были портретами конкретных людей, а представляли обобщенный образ.
Скульптура женская древняя Греция
Архитектура и скульптура Древней Греции начали взаимодействовать в эпоху Архаики. В начале VI века в Афинах существовал храм Гекатомпедон. Фронтон культового здания украшало изображения поединка Геракла с Тритоном.
На акрополе Афин найдена статуя Мосхофора (человека, несущего теленка), сделанная из мрамора. Она была выполнена около 570 года. Посвятительная надпись сообщает, что она – дар богам от афинянина Ронба. Другая афинская статуя – курос на могиле афинского воина Кроисоса. Надпись под статуей говорит, что он поставлен в память о юном воине, погибшем в первых рядах.
Курос, Древняя Греция
Архаическая улыбка: ранняя греческая скульптура
Классическое искусство Древней Греции сформировалось к V веку до н. э. До этого оно прошло долгий путь развития. В «темные века» после падения Микенской Греции эллины делали деревянные скульптуры, называемыми хоапы или ксоаны. О них известно только из свидетельств античных авторов, потому что сами деревянные ксоаны утрачены. Ксоаны часто хранились в храмах Классической эпохи, окруженные почетом к своей древности.
В последующие века эллины создают статуи из камня. К кону VII века до н. э. появляется ее новый тип, ставший шагом к классическому искусству — курос. Он представлял собой статую обнаженного юноши. Курос изображал атлета или бога. Часто на лицах куросов и кор были запечатлены улыбки.
Статуи куросов стали одним из символов Архаической эпохи Греции. Их создавали во многих городах греческого мира. Появляются первые мастера, чьи имена сохранились для истории. Например, статуя атлета, созданная аргосским мастером Полимедом. Хиосский скульптор Архерм изваял статую богини Ники. Мастера Ройк и Феодор прославились тем, что начали отливать статуи из бронзы.
Есть как монументальные скульптурные статуи Архаической эпохи, так и мелкая пластика. Например, на острове Наксос найдена статуя одного из олимпийских богов высотой 12 метров.
Курос. (Wikimedia.Commons)
Вторым типом статуй были коры — статуи девушек. Они изображались в пышной и обильной складками одежде. Искусство скульптора проявлялось в создании многочисленных складок платья.
Роспись скульптуры
Несмотря на то, что сегодня они выглядят белыми, греческие скульптуры изначально были раскрашены. Эта цветная реставрация показывает, как изначально выглядела статуя троянского лучника из храма Афайя , Эгина .
Древнегреческие скульптуры изначально окрашивались в яркие цвета; сегодня они кажутся белыми только потому, что исходные пигменты испортились. Ссылки на расписные скульптуры можно найти в классической литературе, в том числе в « Елене» Еврипида , в которой одноименный персонаж сетует: «Если бы я только мог избавиться от своей красоты и принять более уродливый вид / Как вы стираете цвет со статуи». Некоторые хорошо сохранившиеся статуи до сих пор несут на себе следы их первоначальной окраски, и археологи могут восстановить их первоначальный вид.
К началу 19 века в результате систематических раскопок древнегреческих памятников было обнаружено множество скульптур со следами разноцветных поверхностей, некоторые из которых все еще были видны. Несмотря на это, влиятельные историки искусства, такие как Иоганн Иоахим Винкельманн, настолько категорически противостояли идее раскрашенной греческой скульптуры, что сторонники раскрашенных статуй были отвергнуты как чудаки, а их взгляды в значительной степени отвергались более века.
Только в конце 20-го и начале 21-го века немецким археологом Винзенцем Бринкманном были опубликованы данные о том, что роспись древнегреческих скульптур стала фактом. Используя лампы высокой интенсивности, ультрафиолетовый свет , специально разработанные камеры, гипсовые слепки и некоторые порошкообразные минералы, Бринкманн доказал, что весь Парфенон , включая фактическую структуру, а также статуи, был окрашен. Он проанализировал пигменты оригинальной краски, чтобы определить их состав.
Бринкманн сделал несколько расписных копий греческих статуй, которые отправились в турне по миру. Также в коллекции были копии других произведений греческой и римской скульптуры, и он продемонстрировал, что практика рисования скульптуры была нормой, а не исключением в греческом и римском искусстве. Музеи , которые размещаемые выставку включены Glyptothek музей в Мюнхене , в музей Ватикана , и Национальный археологический музей в Афинах , и др . Коллекция дебютировала в Америке осенью 2007 года в Гарвардском университете .
Бринкманн сказал, что «ни один другой аспект античного искусства не изучен так мало, как полихромная роспись храмов и скульптур», и что современные скульптуры, якобы вдохновленные греками, но оставленные неокрашенными, являются «чем-то совершенно новым».
Мужская обнаженная натура в классическом стиле — Дорифор
Стоящий обнаженный мужчина нашел классическое решение в Дорифоре, или Копьеносце Поликлета, созданым, возможно, около 440 года до н. э. и одном из любимых сюжетов для подражателей в римские времена. Оригинал, у которого не было ствола дерева, был сделан из бронзы и чуть ниже семи футов высотой, за исключением копья, которое покоилось на левом плече и держалось в левой руке. Это, как выясняют более поздние авторы, была самая известная работа Поликлета и, возможно, «канон», который был проанализирован в его трактате
И это важно, как для не дифференцированного характера многих классических скульптур, так и для преобладания эстетического отношения к искусству, что эта статуя стала известна под описательным именем и что мы не можем сказать, какого бога, героя или человека она представляла
В позе Дорифор завершает развитие, начатое у Мальчика Крития и продолженное у Эномая. Там стойка была освобождена, но верхняя часть тела все еще выглядела напряженной. Здесь вся фигура обладает изученной легкостью равновесия: напряженная правая нога контрастирует с расслабленной левой ногой, и наоборот, напряженная левая рука с расслабленной правой рукой. Средняя линия фигуры образует плавный двойной изгиб, продолжающийся через лицо; а оси, проходящие через колени, бедра, грудные мышцы, плечи и глаза, наклонены в некотором роде вращения. Хотя голова немного повернута в одну сторону, статуя все еще состоит из четырех основных возвышений — спереди, с двух сторон и сзади — и не только их контуры, но и их основные черты планируются в основном в линейном дизайне. Это может быть одной из причин сохранения паховой связки, которая так прочно очерчивает границу между туловищем и ногами.
Греческое наследие в политических системах
Древняя Греция считается родиной общественного устройства, при котором граждане страны имеют влияние на управление ею. Такой системе даже присвоено греческое название «демократия». Формирование греческой демократии относится к V веку до н.э.
Естественно, представления греков о круге граждан сильно отличались от современных. Рабы, некоренное население и все женщины исключались из демократического процесса, так что реально участвовать в политической жизни могло всего примерно 5% жителей полиса. Однако сами принципы были изобретены и опробованы на практике.
Ввиду чисто технических особенностей управления государством в древнее время и средние века демократия не смогла прижиться в крупных древних государствах (даже эллинистические державы не были демократическими) и в средневековой Европе. Эту часть греческого наследия стали возвращать в практику уже в новом времени.
Из арсенала греческой демократии позаимствованы многие привычные сегодня формы политической борьбы и активности: агитационные кампании, избирательный процесс, даже тайное голосование. Да и само слово «политика» происходит от греческого термина «полис».