Комментарии
- Вирсавия — дочь Елиама (2Цар. ), вдова Урии Хеттеянина, жена царя Давида и мать царя Соломона.
- Этот портрет предназначался для галереи Уффици.
- По свидетельству современников картина была написана за 17 дней и сразу же показана на выставке — см. Машковцев Н. Г. К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. — Изд. Академии художеств СССР, 1952 — 282 с.
- Джузеппе Капечелатро (1744—1836) в возрасте тридцати двух лет стал архиепископом Тарентским. На этом посту проявил антиклерикальные настроения. При Иосифе Бонапарте и неаполитанском короле Иоахиме Мюрате занимал пост министра внутренних дел (1806—1815). После падения Мюрата и реставрации Бурбонов был уволен в отставку, лишён сана архиепископа и заключён в тюрьму. После освобождения посвятил себя писательской деятельности.
- Василий Иванович Орлов (1792—1860) — штаб-лекарь Гусарского полка, затем ординатор Артиллерийского госпиталя, с 1833 года служил управляющим казанскими заводами В. Д. Соломирского, в 1835 году вернулся в Москву, а оттуда в Санкт-Петербург, где занялся литературной деятельностью: перевёл «Оды» Горация, «Скупого» Мольера, писал водевили, пьесы, сочинял стихи.
- Портрет писался в Москве, куда Брюллов приехал 25 декабря 1835 года.
- М. П. Боткин в письме П. М. Третьякову отмечал необычайное сходство изображения с моделью и предлагал Третьякову приложить все усилия, чтобы приобрести портрет.
- По свидетельству А. Н. Мокрицкого (Дневник художника А. Н. Мокрицкого. — М., 1975. — С. 136—137), К. П. Брюллов начал работой над «Распятием» в 1836 году. Ещё в мастерской картину видели великая княжна Мария Николаевна, В. А. Жуковский и А. В. Кольцов. На картине изображены три Марии (Богоматерь, Мария Клеопова и Мария Магдалина), Иоанн Богослов и Иосиф Аримафейский.
С.4
В 1824 г.создан портрет князя «Вяземкого», поэта, журналиста, критика, с которым был хорошо знаком художник. На акварельном портрете «Пушкина А.С.» в 1836 г. поэт изображен сидящим в кресле со сложенными перед собой руками, его взгляд как бы обращен «в себя», он глубоко задумался.
Соколов пишет акварельные портреты героя Отечественной войны 1812 года генерала Н. Н. Раевского, декабриста Н. М. Муравьева, знаменитой певицы и близкого друга И. С. Тургенева П. Виардо-Гарсиа, скульптора-анималиста П. К. Клодта, жены известного скульптора И. П. Витали и многих других.
Будучи в Париже, он написал портреты многих лиц тамошней русской колонии. Иностранные знатоки искусства высоко оценили работу Соколова; его усиленно приглашали в Лондон, но он отказался и в 1843 году возвратился на родину.
Вместе с акварельными портретами кисти К. П. Брюллова произведения Соколова составляют лучшее, что дал русский акварельный портрет первой половины XIX века. К. П. Брюллов и его брат А. П. Брюллов были товарищами Соколова по Академии художеств. Со временем Соколов породнился с братьями Брюлловыми, женившись на их сестре Юлии Павловне.Последние годы жизни художник провел в Москве, которую очень любил.
Примечания
- Уменьшенный вариант (Бумага, масло; 20,4 x 16,2) — Государственный Русский музей.
- Брат декабриста, члена кишинёвской группы Союза благоденствия К. А. Охотникова
- Ранее находился в Ораниенбаумском дворце.
- В Русском музее имеется, поступивший в 1907 году от А. А. Козловой, вариант картины: холст, масло; 87,5 х 61,5.
- Находился в собрании семьи Карло Кадсо, затем — семьи Урьяни. В музей поступил в 1902 году от В. И. Райкевича.
- Находилась в собрании князя Голицына в Санкт-Петербурге, затем — у архитектора П. Л. Карлони (до 1867). В музей поступила в 1897 году из Императорской Академии художеств.
- Поступил в музей в 1921 году; до этого находился у княжный С. Г. Волконской (на обороте картины — этикетка выставки 1905 года с надписью: Портретъ архиепископа Тарентского (друга кн. Софьи Григорьевны Волконской) работы Брюллова. Собственность Дурново Петра Павловича СПб. Английская наб., 16) и П. П. Дурново.
- ↑ Была в собрании В. А. Кокорева (до 1870), затем — в Аничковом дворце (на раме была голубая этикетка с надписью Аничковскій дворецъ), затем — в Александровском дворце Царского села (до 1897).
- Астраханская государственная картинная галерея им. Б. М. Кустодиева / Л. Ильина, Г. Петрова, Е. Усова. — М.: Белый город, 2004. — С. 7. — 64 с.
- Поступил в музей в 1902 году из Москвы, от В. Б. Перовской.
- В музей поступила в 1918 году от М. Е. Мухановой. До этого находилась в собрании Софьи Петровны Хитрово (на этикетке выставки 1905 года, на подрамнике она отмечена как владелица), а ранее — у С. А. Толстой.
- Находилась до 1939 года в лютеранской церкви Святых Петра и Павла
- Александра Афанасьевна (Чернышёва, затем — Дурасова) и Ольга Афанасьевна (Олсуфьева) Шишмарёвы, дочери коннозаводчика А. Ф. Шишмарёва (1790—1875).
- Иван Александрович Бек — муж М. А. Столыпиной.
- Григорий Никанорович Оленин (1797—1843), отставной капитан c 1827 года, чиновник на специальных миссиях в Министерстве финансов с 1830 года; помощник Госсекретаря в совете Общества поощрения художников. Варвара Алексеевна (1802—1877), жена.
- Кирилл Александрович и Мария Яковлевна Нарышкины в 1826 году покинули Россию; были знакомы с А. С. Пушкиным.
- Александр Григорьевич Гагарин (1827—1895) — сын Г. И. Гагарина
- Ольга Павловна Ферзен (Строганова) (1808-1837), с 1829 года — жена графа П. К. Ферзена (1800-1884).
- Мария Иринеевна Бутенёва (урожд. Хрептович; 1811—1890), в замужестве за дипломатом А. П. Бутенёвым.
- Анна Борисовна Бакунина (урожд. Зеленская; 1802—1835), первая жена лицейского товарища Пушкина — А. П. Бакунина.
В Европе
Зиму 1822/1823 гг. братья провели в немецком Мюнхене, а затем отправились в Италию, в Рим. Там Александр Брюллов с особенной любовью изучал древние развалины. В 1824-м он посетил Сицилию вместе с Александром Львовым, позже поехал в Помпеи, где занялся составлением проекта реставрации терм. В этом же году в Париже художником был издан альбом рисунков под названием «Помпейские термы» с написанным им же текстом.
Кроме этого, во французской столице Александр Павлович прослушал курс механики в университете Сорбонна и посетил лекции по истории архитектуры Бюона. Из Парижа Брюллов ездил в другие города Франции, в том числе Шартр. Затем побывал в Англии. В 1829 г. вернулся на родину, в Санкт-Петербург. В 1831-м получил звание академика и стал преподавателем Петербургской Академии художеств.