Автопортрет Дюрера
Это один из трех цветных автопортретов знаменитого живописца. На нем Дюрер высокомерно поднял себя до социального положения, которое, по его мнению, соответствует художнику его способностей.
На нем яркая, экстравагантная одежда, демонстрирующая влияние итальянской моды, и дорогие кожаные перчатки. Поза Дюрера полна спокойствия и уверенности, и сам он доминирует над живописным пространством полотна. Он смотрит на зрителя холодным ироничным взглядом.
Любопытно, что Дюрер первым из западных художников написал несколько автопортретов в течение своей жизни. Они — прекрасное свидетельство развития его таланта. Свой первый автопортрет немецкий художник написал в 1484 году. Тогда ему было всего 13 лет.
4. Семь печалей девы
Этот полиптих включает в себя центральное изображение размером 108 х 43 см и семь прилегающих панелей (размером около 60 х 46 см). В их число входят:
- «Обрезание Христа».
- «Бегство в Египет».
- «Двенадцатилетний Христос в храме».
- «Несение креста».
- «Прибивание Христа к кресту».
- «Христос на кресте».
- «Оплакивание Христа».
Работа была заказана Фридрихом III, курфюрстом Саксонии.
Современные ученые склонны приписывать Дюреру только центральную панель, другие, вероятно, были сделаны его учениками по рисункам мастера. Центральная панель, изображает скорбящую Богоматерь, тогда как остальные части полиптиха изображают Иисуса в разные моменты его земной жизни.
Научные трактаты и иные письменные источники
Будучи человеком Возрождения, Дюрер оставил нам не только огромное художественное наследие. Обладая научным складом ума, он интересовался математикой, геометрией, архитектурой. Мы знаем, что он был знаком с работами Евклида, Витрувия, Архимеда.
В 1515 году художник сделал гравюры с изображением звездного неба и географической карты.
1515 Карта Северного неба
В 1507 г. Дюрер начал свои работы по теории живописи. Это были первые письменные трактаты на эту тему. Нам известны «Руководство по измерению циркулем и линейкой», «Четыре книги о пропорциях». К сожалению, мастер не смог довести до конца работу по созданию полного руководства для начинающих художников.
Пропорции человека
Также им в 1527 г. было создано «Руководство к укреплению городов, замков и теснин». Развитие огнестрельного оружия, по мнению художника, привело к необходимости сооружения новых фортификаций.
Кроме научных работ, Дюрером были оставлены дневники и письма, из которых мы многое знаем о его жизни и современниках.
Эпоха Возрождения подарила человечеству нескольких титанов духа ‒ Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. В Северной Европе к таким масштабным личностям несомненно можно отнести Альбрехта Дюрера. Наследие, оставленное им, поражает воображение. Во многих направлениях своей деятельности он стал новатором. Ему удалось совместить в своем творчестве гуманизм итальянского Ренессанса с мощью и духовной силой немецкой готики.
Этюд 93-летнего старика (1521)
Дюрер — непревзойдённый график. Его этюд к картине «Святой Иероним», выполненный тушью по бумаге, непросто виртуозен. Это полностью законченное графическое произведение, представляющее настоящее высочайшее мастерство. Тончайшие линии, оставленные пером, создают немыслимую сеть оттенков и полутонов. Лицо старика, изрезанное глубокими морщинами, очень выразительно. Прекрасно передана кожа старца. Его густая седая борода курчавится и завивается в изящные колечки. Виден каждый освещённый волосок. Голову дремлющего старика поддерживает правая рука. От этого рисунка веет спокойствием и усталостью от жизни.
13
«Повар и его жена» (1496–1497)
Повар и его жена. Гравюра Альбрехта Дюрера. 1496–1497 годыNational Gallery of Art, Washington DC
Эта гравюра на меди изображает семейную пару — повара и его жену. Судя по одежде, это представители среднего класса — бюргеры. На женщине длинное платье, поверх которого накинут плащ. На поясе висят ключи — символ власти. Мужчина одет в куртку, которая едва сходится на животе, а на поясе и в руках у него профессиональные инструменты — ножи, сковородка и длинная ложка. Многие искусствоведы считают, что в образе повара Дюрер изобразил своего друга Виллибальда Пиркгеймера, которого мы уже видели на предыдущей гравюре.
Можно было бы подумать, что это просто пара из Нюрнберга, однако Дюрер, как обычно, намекает нам, что за простым изображением стоит нечто большее. И подсказкой здесь становится птица, сидящая на плече у повара. Исследователи считают, что перед нами иллюстрация к сюжету из «Книги рыцаряде Ла Тура Ландри, написанной в назидание его дочерям», популярного сборника поучительных историй, который молодой Дюрер помогал иллюстрировать.
Герой этого анекдотабыл известен своей страстью к пирам и обжорством. Однажды вместе с друзьями он решил как следует откормить угря, а потом съесть. Но его жена, воспользовавшись отсутствием мужа, убила угря и съела вместе со своим любовником, а мужу сказала, что во всем виновата выдра. И все было бы хорошо, но у изменницы была ручная сорока, которая полетела к повару и все ему рассказала. Чтобы отомстить птице, хозяйка выщипала все перья с ее головы. С тех пор, встречая лысых, птица всегда спрашивала у них: «Ты тоже рассказал про угря?»
Так одна маленькая работа позволяет понять, что казалось смешным людям того времени.
Большой кусок луга (1503)
Дюрер был заядлым натуралистом и получал огромное удовольствие, изображая окружающую среду. В его работах очень много ботанических и пейзажных зарисовок. Одной из таких потрясающих работ является небольшой этюд, изображающий кусочек луга, выполненный акварельными красками на обычном листе бумаги.
Потрясающая техника до мельчайших подробностей передаёт красоту каждого стебелька, листика и травинки. Внизу рисунка различимы крупные мазки мягкой кисти, которые обозначили грунт, на котором хаотично растут трава, подорожник и отцветший одуванчик.
Композиции, как таковой, в рисунке не существует. Очевидно, Дюрер не преследовал цель изобразить пейзаж целиком. Он занимался изучением устройства растений, их корневой системы (на рисунке видно, как корни прозрачными ниточками вплетаются в грунт), как они сочетаются на фоне друг друга.
Эта незатейливая акварель является одной из визитных карточек великого немецкого художника и мыслителя. Кстати, о самых красивых пейзажах в мире на most-beauty.ru есть очень интересная статья.
4
Иконография
Благословение Христа , Ганс Мемлинг , конец 15 века.
Дюрер предпочитает изображать себя с преувеличенной симметрией в стиле, который безошибочно напоминает изображения Христа . Дюрер, вероятно, считал, что любого христианина можно изобразить подражающим Христу . Латинская надпись на картине, составленная личным секретарем Кельтеса, переводится как: «Я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, изобразил себя в соответствующих ( или вечных) цветах в возрасте двадцати восьми лет». Дальнейшая интерпретация гласит, что работа является признанием того, что его художественные таланты даны Богом. Искусствовед Иосиф Кернер пишет , что «видеть фронтальное подобие и загнутый внутрь левую руку , как эхо, соответственно,„А“и расположен„D“в монограмме признаков на правом … мы ничего не видим в Дюрере не является Дюрера, монограмма или нет «.
Христос как человек скорби , без даты, вероятно, 1493–1494 гг., Государственный кунстхалле, Карлсруэ . Эту работу часто сравнивают с автопортретом 1500 года из-за схожих черт лица и прямого взгляда объекта на зрителя.
В живописи позднего северного средневековья Христос часто изображался в симметричной позе, смотрящей прямо из холста, особенно в образе Сальватора Мунди . Обычно его изображали с короткой бородой, усами и каштановыми волосами с пробором. Дюрер изобразил себя таким образом и сделал себе каштановые волосы, несмотря на то, что на других его автопортретах его волосы были рыжевато-светлыми. Картина настолько точно следует традициям позднесредневекового религиозного искусства, что она была использована в качестве основы для изображения Христа на гравюре Себальда Бехама ок. 1520. Возможно, с самого начала это было предназначено для того, чтобы выдать его за гравюру Дюрера, и в более поздних изданиях была нанесена очень большая монограмма Дюрера, хотя, похоже, она была добавлена к блоку несколько десятилетий спустя; до XIX века большинство экспертов считало его Дюрером. В следующем столетии лицо снова использовалось для Христа в картине Иоганна Георга Вишера « Христос и женщина, взятые в прелюбодеяние» 1637 года.
Дюрер представляет себя в схожих позах и выражениях как в его « Христе как человек печали» 1498 года, так и в рисунке углем 1503 года . Оба считаются автопортретами, хотя не названы так. Однако историки художников считают, что, поскольку они имеют поразительное сходство с его известными автопортретами — в том числе выдающиеся глаза, узкий рот с полной верхней губой, а также форма носа и углубление между губой и носом, — Дюрер намеревался изобразить сам в этих работах.
Большой кусок луга (1503)
Дюрер был заядлым натуралистом и получал огромное удовольствие, изображая окружающую среду. В его работах очень много ботанических и пейзажных зарисовок. Одной из таких потрясающих работ является небольшой этюд, изображающий кусочек луга, выполненный акварельными красками на обычном листе бумаги.
Потрясающая техника до мельчайших подробностей передаёт красоту каждого стебелька, листика и травинки. Внизу рисунка различимы крупные мазки мягкой кисти, которые обозначили грунт, на котором хаотично растут трава, подорожник и отцветший одуванчик.
Композиции, как таковой, в рисунке не существует. Очевидно, Дюрер не преследовал цель изобразить пейзаж целиком. Он занимался изучением устройства растений, их корневой системы (на рисунке видно, как корни прозрачными ниточками вплетаются в грунт), как они сочетаются на фоне друг друга.
Эта незатейливая акварель является одной из визитных карточек великого немецкого художника и мыслителя. Кстати, о самых красивых пейзажах в мире на most-beauty.ru есть очень интересная статья.
4
3.
Темперамент меланхолика
По мнению средневековых ученых, темперамент меланхолика определяется избыточным содержанием черной желчи в организме, а также сковывающим влиянием Сатурна, владыки холода и тьмы. Самым печальным и опасным темпераментом считался именно меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь), которому соответствовали холодный и сухой элемент «земля», осень, суровый северный ветер и вечер. Во все времена меланхолия считалась наименее желанной из четырех видов темпераментов, управляющих человеческим поведением. Считается, что меланхолики особенно подвержены безумию. Ренессанс, однако, переосмыслил мнение о меланхолии. В ту эпоху считалось, что меланхолики творческие гении.
Человек под влиянием этой планеты в худшем случае бездельник, в лучшем случае слабовольное существо. Типичная меланхоличка героиня Дюрера, которая бесконечно размышляет вместо того, чтобы наконец взяться за свои инструменты и начать действовать. Героиня не весела, не предается сладкой лени и праздным грезам. Она поглощена напряженной внутренней работой, она одержима извечными сомнениями (это подчеркивают не по-женски нахмуренные брови).
Заяц (1502)
Дюрер обожал натуру и постоянно рисовал животных и растения буквально с фотографической точностью. Самой знаменитой натуралистичной работой считается акварель «Заяц». Акварелью этот рисунок называют условно, так как художник дополнительно использовал гуашь и белила. Дюрер был одним из первых акварелистов, доведших эту сложную технику живописи до совершенства.
Обычный лесной заяц в «летнем одеянии» изображён настолько реалистично, что хочется прикоснуться к его пушистой бурой шубке. Тысячи тончайших мазков, выполненных различными оттенками, создают иллюзию настоящего меха. Кажется, что заяц принюхивается, и его усы на мордочке от этого подрагивают.
Рисунок зайца — настоящее сокровище, и из-за хрупкости и почтенного возраста выставляется крайне редко.
3
Этюд 93-летнего старика (1521)
Дюрер — непревзойдённый график. Его этюд к картине «Святой Иероним», выполненный тушью по бумаге, непросто виртуозен. Это полностью законченное графическое произведение, представляющее настоящее высочайшее мастерство. Тончайшие линии, оставленные пером, создают немыслимую сеть оттенков и полутонов. Лицо старика, изрезанное глубокими морщинами, очень выразительно. Прекрасно передана кожа старца. Его густая седая борода курчавится и завивается в изящные колечки. Виден каждый освещённый волосок. Голову дремлющего старика поддерживает правая рука. От этого рисунка веет спокойствием и усталостью от жизни.
13
Рисунки и гравюры
Гравюры
Наибольшую известность Дюрер получил как непревзойденный гравер. Художник делал гравюры, как на меди, так и на дереве
Ксилографии Дюрера отличались от его предшественников мастерством и вниманием к деталям. В 1498 г
художник создал серию гравюр «Апокалипсис», состоявшую из 15 листов. Эта тема была весьма актуальна к концу 15 века. Войны, эпидемии, голод создали у народа предчувствие конца времен. «Апокалипсис» принес Дюреру небывалую популярность, как на родине, так и за ее пределами.
1498 Четыре всадника Апокалипсиса
Далее последовали серии гравюр «Большие страсти», «Жизнь Марии». Библейские события мастер помещает в современное ему пространство. Люди видят знакомые пейзажи, одетых, так же как они, персонажей и сопоставляют все происходящее с собой и своей жизнью. Дюрер стремился делать искусство понятным и для простого народа, при этом подняв уровень художественного мастерства на невиданную до него высоту.
1510 Взятие под стражу
Гравюры его пользовались большой популярностью, их даже стали подделывать, в связи с чем Дюрер осуществил свою вторую поездку в Венецию.
Кроме серий художник работает и над отдельными рисунками. В 1513 ‒ 1514 годах выходят в свет три самых знаменитых гравюры: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Эти работы по праву считаются венцом пути художника, как гравера.
1514 Меланхолия
Как гравюрист Дюрер работал в разных техниках и жанрах. После него осталось около 300 гравюр. После смерти мастера его работы широко тиражировались, вплоть до 18 века.
1513 Рыцарь, смерть и дьявол
Рисунок
Альбрехт Дюрер известен и как талантливый рисовальщик. Графическое наследие мастера впечатляет. С немецкой скрупулезностью он хранил все свои рисунки, благодаря чему до нас дошло их около 1000 штук. Художник постоянно тренировался, делая эскизы и зарисовки. Многие из них стали самостоятельными шедеврами. Так, например, широко известны рисунки «Руки молящегося», «Портрет матери», «Носорог» и др.
1508 Руки молящегося
Дюрер первый среди европейских художников стал широко использовать акварельную технику. Акварель известна с 15 века в Европе. Это были сухие краски, которые растирались в порошок. В основном ее использовали для оформления книг.
1495 Вид на Инсбрук
Известна серия пейзажей, выполненных Дюрером акварелью: «Вид на Арко», «Замок в Альпах», «Замок в Тренто», «Вид на Инсбрук», «Двор старого замка в Инсбруке» и др.
1494 Дворик замка в Инсбруке с облаками
Удивительно детально проработаны натуралистические рисунки Дюрера: «Молодой заяц», «Кусок дерна», «Ирис», «Фиалки» и др.
1502 Молодой заяц
«Рыцарь, Смерть и Дьявол» (1513)
Рыцарь, Смерть и Дьявол. Гравюра Альбрехта Дюрера. 1513 год
Эту работу вместе с гравюрой «Святой Иероним в своей келье» и «Меланхолия I» исследователи объединяют в единый цикл «Мастерских гравюр» Альбрехта Дюрера и считают апогеем его творчества. И хотя у нас нет документальных свидетельств, подтверждающих то, что автор сам считал эти работы единой серией, мы можем догадываться об этом благодаря их практически одинаковому размеру и времени создания: все они сделаны в 1513–1514годах. Кроме того, многие современники Дюрера приобретали сразу все три работы.
Сюжеты гравюр связывают с тремя типами добродетельной жизни: созерцательным («Святой Иероним»), творческим («Меланхолия I») и деятельным («Рыцарь, Смерть и Дьявол»). «Рыцарь, Смерть и Дьявол» — самая ранняя из трех гравюр. Главный герой — облаченный в доспехи воин, которого окружают силы тьмы. По правую руку от него едет Смерть — истощенная фигура на бледном коне, а позади идет Дьявол.
Эту гравюру часто связывают с книгой «Enchiridion militis christiani» «Руководство христианского воина» (лат.). писателя и гуманиста Эразма Роттердамского, который был близким знакомым Дюрера. Согласно этому тексту, жизнь христианина — это постоянная борьба, цель которой — достичь Царства Небесного. Его образ тоже можно найти на гравюре — в виде далекого замка в левом верхнем углу. Вокруг рыцаря мы видим символы добродетелей, которые могут помочь ему в борьбе. Пес — это верность и преданность, а дубовые листья, вплетенные в гриву и хвост коня, — сила духа. И хотя путь рыцаря труден, Дюрер, как человек новой эпохи, делает основной акцент не на торжестве смерти, как это было принято в средневековой культуре, а на мощи и величии человеческого духа.
как смотреть картины
Марка Ротко
Эдварда Мунка
Валентина Серова
Ильи Репина
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Нон-фикшн дня
Как The Beatles уничтожили рок-н-роллПушкин дня
Пушкин-русофилМонета дня
Сребреник
Архив
4.
Версии о разгадке картины
Возможно, наиболее распространенная версия о сюжете заключается в том, что гравюра представляет собой меланхолию творческого порыва и что это духовный автопортрет самого Дюрера. Дюрер считал себя меланхоликом, что также позволяет считать эту гравюру духовным автопортретом мастера. Интеллект, самоанализ и неослабевающий перфекционизм Дюрера, возможно, привели его к меланхолии.
Почему Меланхолия изображена крылатой? Это мужчина или женщина? Что означает ее бездеятельность и в чем на самом деле значение магического квадрата? Сколько вопросов и загадок. И каждый зритель может найти свою собственную интерпретацию. Одно нам ясно абсолютно точно сила этой гравюры 1514 года удивительна.
Интересности
14 апреля, 2020
1 701 просмотр
Научные трактаты и иные письменные источники
Будучи человеком Возрождения, Дюрер оставил нам не только огромное художественное наследие. Обладая научным складом ума, он интересовался математикой, геометрией, архитектурой. Мы знаем, что он был знаком с работами Евклида, Витрувия, Архимеда.
В 1515 году художник сделал гравюры с изображением звездного неба и географической карты.
1515 Карта Северного неба
В 1507 г. Дюрер начал свои работы по теории живописи. Это были первые письменные трактаты на эту тему. Нам известны «Руководство по измерению циркулем и линейкой», «Четыре книги о пропорциях». К сожалению, мастер не смог довести до конца работу по созданию полного руководства для начинающих художников.
Пропорции человека
Также им в 1527 г. было создано «Руководство к укреплению городов, замков и теснин». Развитие огнестрельного оружия, по мнению художника, привело к необходимости сооружения новых фортификаций.
Кроме научных работ, Дюрером были оставлены дневники и письма, из которых мы многое знаем о его жизни и современниках.
Эпоха Возрождения подарила человечеству нескольких титанов духа ‒ Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. В Северной Европе к таким масштабным личностям несомненно можно отнести Альбрехта Дюрера. Наследие, оставленное им, поражает воображение. Во многих направлениях своей деятельности он стал новатором. Ему удалось совместить в своем творчестве гуманизм итальянского Ренессанса с мощью и духовной силой немецкой готики.
Меланхолия (1514)
В 1514 году герцог Максимилиан I получил от своего придворного художника Дюрера небольшую гравюру, которая обрела славу самой таинственной и магической работы художника. Считается, что на гравюре изображён Дюрер. Вернее, его состояние души. Поиск, творческие муки, разочарование, нестандартное мышление, присущее гению — всё это заключено в меланхолическом образе.
Позади сидящей задумчивой фигуры, похожей и на женщину, и на мужчину одновременно, изображён квадрат, заполненный цифрами от 1 до 16. Это изобретение художника, плод его математического ума. Сумма цифр как по периметру, по диагонали, по строкам и столбцам равно 34! Сумма углов также равна 34. К тому же в нижней строке квадрата зашифрован год создания — 1514! Это символ закономерности.
11
Автопортрет с остролистом
Автопортрет с остролистом. Эта картина Дюрера вызвала много осуждений, как у современников художника, так и у современных критиков живописи. Все дело в позе, в которой нарисовал себя автор и скрытом посыле, передающемся через детали. Во времена художника в анфас или близко к этому можно было рисовать только святых. Остролист в руке художника посыл к терновому венцу, который был возложен на голову Христа при распятии. Надпись в верхней части холста гласит «Мои дела определяются сверху», это отсылка к преданности автора Богу, и что все достижения его, на данном этапе жизни с благословения господня. Данная картина, хранящаяся в Лувре, оценивается как, внесшая определенные изменения в людское мировоззрение.