Художник antonio allegri correggio (1489

Известные работы

Явление Иисуса Христа Марии Магдалине, около 1523. Холст, масло, 130*103 см. Прадо, Мадрид. Художник достоверно передает чувства Марии Магдалины, первой из смертных, которой суждено было увидеть воскресшего Христа. На его слова: «Не прикасайся ко мне» она отвечает внутренним трепетом и страхом, что отражено в ее жестах и позе. Христос указывает левой рукой на небо, предрекая свое грядущее Вознесение.

Поклонение мадонны младенцу, около 1524. Холст, масло, 81*67 см. Уффици, Флоренции. Композиция этой картины схожа с композицией написанного в 1530 Рождества (находится в Картинной галерее старых мастеров в Дрездене). Младенец Христос излучает сияние и озаряет интерьер, написанный мягкими тонами. Созданный мастером образ девы Марии покоряет своей одухотворенностью.

Мистическое обручение святой Екатерины, около 1517. Дерево, масло, 105*102 см. Лувр, Париж. Св. Екатерина принимает из рук младенца Христа обручальное кольцо. Святой Себастьян присутствует при символическом обручении. На заднем плане картины вписаны сцены мученичества этих святых. Картина преисполнена благородства и высокой духовности. Как и в других произведениях художника, асимметрия оживляет композицию, строгая иерархия которой намеренно нарушена. Однако ее частично компенсируют колористические тона и ясное освещение лиц персонажей.

Мадонна с младенцем и святыми, 1523. Дерево, масло, 205*141 см. Национальная галерея, Парма. Алтарная картина с Девой Марией, Иоанном Крестителем, Марией Магдалиной и святым Иеронимом — одно из известнейших произведений мастера, передает целый спектр чувств: душевную мягкость Мадонны, нежность, благоговение окружающих ее людей. Композиционное построение искусно соединяет фигуры первого плана с изображением пейзажа. Художник оказал большое влияние на религиозное искусство Возрождения. Мягкий и спокойный колорит его произведений нашел продолжение в живописи барокко.

Вознесение Богородицы. Произведение было одним из первых образцов эффекта барочного иллюзионизма. Его композиция весьма неординарна. На балюстраде, окружающей купольную фреску, изображены фигуры апостолов, в центре — Дева Мария. Ее окружают облака, на которых восседают ангелы, святые и патриархи, как будто растворясь в лучезарном свете. Фреска создает ощущение легкости, воздушности и бесконечности, достигаемое за счет искажения перспективы и тщательно продуманной передачи света. Возникает ощущение полной невесомости и бесконечности, исключительной пространственной глубины.

Серия картин

Семья Гонзага заказала мастеру пользующиеся мировой известностью картины, изображающие приключения влюбленного Юпитера. Не без основания было указано, что подобные темы вошли в моду только в эпоху барокко. Только этих четырех картин было бы достаточно, чтобы обеспечить художнику бессмертие.

При помощи светотени Аллегри лишил происходящее всего земнородного, всего грубо материального. Вы точно смотрите в сказочную страну, где движутся окутанные сумерками, загадочно улыбающиеся и все же бестелесные существа.

Ио и Юпитер

Эти полотна входят в цикл, сюжетом которого были любовные связи Юпитера. Две другие картины этого цикла — «Леда» и «Даная» — находятся в Берлине и Риме. Корреджо запечатлел основные моменты мифа: обратившись в тучу, Юпитер приблизился к Ио, чтобы заключить её в объятия; орел Юпитера хватает юного пастуха Ганимеда, чтобы унести его на Олимп. «Ио и Юпитер» знаменует высший подъем эпохи, когда проповедуемое Савонаролой умерщвление плоти сменилось торжеством чувственности. С какой рафинированностью заставляет художник мерцать сквозь облако руку и губы бога, с какой изысканностью волнующаяся светотень создает впечатление, будто тело Ио делает сладострастные движения.

Мифологический сериал по мотивам метаморфоз Овидия

Юпитер и Ио (ок. 1531 г.) олицетворяют беззастенчивую эротику, сияние и холодные жемчужные цвета, присущие лучшим работам Корреджо.

Помимо своей религиозной деятельности, Корреджо задумал ставший знаменитым набор картин, изображающих любовь Юпитера, описанную в « Метаморфозах » Овидия . Сладострастная серия была заказана Федерико II Гонзага из Мантуи, вероятно, для украшения его личной комнаты Овидия в Палаццо Те . Однако они были переданы императору Священной Римской империи Карлу V и покинули Италию через несколько лет после их завершения.

Леда и Лебедь — приобретены Фридрихом Великим в 1753 году; Теперь в Staatliche Museen of Berlin — куча происшествий: в центре сидит Леда верхом на лебеде, а справа застенчивая, но довольная девушка. Даная , которая сейчас находится в галерее Боргезе в Риме, изображает девушку, оплодотворенную завесой из позолоченного божественного дождя. Ее нижняя часть туловища, полузакрытая простыней, Даная кажется более сдержанной и радостной, чемверсия той же темы 1545 года Тициана , где дождь более точно нумизматический. Картина, которая когда-то называлась Антиопа и Сатир , теперь правильно идентифицирована как Венера и Купидон с Сатиром .

Ганимед «Похищенный орлом» изображает молодого человека в буквальном любовном полете. Некоторые интерпретируют соединение человека и орла как метафору евангелиста Иоанна; однако, учитывая эротический контекст этой и других картин, это кажется маловероятным. Эта картина и ее партнер, шедевр Юпитера и Ио , находятся в Художественно-историческом музее в Вене . «Ганимед, похищенный орлом» , одна из четырех мифологических картин, созданных по заказу Федерико II Гонзага, является произведением в стиле протобароккоиз-за изображения движения, драмы и диагональной композиционной композиции.

Описание

Дама, чьё имя нам неизвестно, изображена под сенью лавра, который, вероятней всего, символизирует её поэтическое дарование. Ствол дерева, обвитый плющом, обозначает вечную любовь и супружескую верность.

Одежда дамы тоже символична: судя по всему, это траурный наряд, а коричневое платье и верёвочный пояс говорят о её причастности к ордену францисканцев. При этом он скроен по последней моде, только что введённой Изабеллой д’Эсте.

В руках женщины сосуд с надписью греч. ΝΗΠΕΝΘΕΣ — непенф, трава забвения из древнегреческой мифологии (по «Одиссее», Елена Прекрасная давала её Телемаху, искавшему отца, чтобы тот забыл о своей потере). Возможно, это первая работа итальянского Ренессанса с древнегреческой надписью, поскольку этот язык тогда был известен мало и встречался в живописи ещё реже иврита. Раньше этого портрета его можно увидеть только в нидерландской картине «Тимофей» ван Эйка. Сама «Одиссея» была опубликована немногим ранее — в 1488 году во Флоренции.

Хотя тёмный наряд модели нельзя однозначно считать траурным, древнегреческая надпись без сомнения указывает на потерю любимого человека. По одной из версий, выдвинутой Дж. Финци, на портрете представлена Джиневра Рангоне (it:Ginevra Rangoni), супруга Джангалеаццо да Корреджо (Висконти), умершего в 1517 году. Известно, что она принадлежала к францисканцам. Второй раз она вышла замуж в 1519 году, что даёт нижнюю планку создания портрета. По другому распространённому предположению — моделью послужила поэтесса Вероника Гамбара, владетельница города Корреджио и покровительница мастера, его уроженца. Гамбара известна своими стихами, в которых горестно оплакивала своего умершего в 1518 году супруга. Современный исследователь Джузеппе Адани (Giuseppe Adani) пишет: «Картина имеет исключительно большие размеры (по сравнению с традиционной итальянской живописью того периода, портативной или стационарной, даже изображающей модели в полный рост с оружием). И это, разумеется, предполагает, что она имела династические репрезентативные функции. Видимо, она изображала верховного члена династии, чтобы быть расположенной в главном зале дворца. В этом контексте идентификация модели с Вероникой Гамбара, вдовой умершего в 1518 году Гилберто Х и регентшей государства Корреджо при маленьких детях — единственная реальная возможность».

Но стоит заметить, что портрет не обязательно изображает именно того, кто перенёс тяжёлую утрату, поскольку такой атрибут, как блюдо с надписью может находиться и в руках модели, отождествляемой с Еленой Прекрасной, протягивающей гостям снадобье для смягчения душевной боли. Таким образом, это и может быть задачей написания портрета — он мог быть предназначен в дар кому-либо, потерявшему близкого. Таким образом, пейзаж с зарёй на заднем плане может намекать на идею преодоления боли и возрождения. Вдали виднеется здание, которое, как доказывает Marcin Fabianski, может быть мавзолеем покойного супруга (первый Мавзолей построила вдова). Цветы, изображённые у подола платья, также символичны: это незабудка и вероника.

Детство и юность

О ранней биографии живописца, крещенного как Антонио Аллегри, в старинных итальянских архивах достоверной информации нет. Известно, что далекие предки жили в населенном пункте Корреджо, там же в конце XV века мастер появился на свет.

По мнению исследователей, людей, подаривших жизнь выдающемуся художнику, уважали в окрестностях Реджо-Эмилия и близлежащих городах. Отец, занимавшийся торговлей в лавке, располагавшейся на местном рынке, благодаря знакомствам и связям был известен в культурных кругах.

О матери Антонио европейскому обществу совсем ничего не известно, предположительно, она вела хозяйство и воспитывала детей. В доме, принадлежавшем семейству, соблюдались традиции и обычаи, по выходным там собиралось общество интеллигентных гостей.

Предполагаемый автопортрет Антонио да Корреджо / Web Gallery of Art

Дядя будущего представителя периода Высокого Возрождения считался автором ряда фресок для храмов и графских дворцов. Мужчина, потерявший наследников, участвовал в жизни племянника и стал первым преподавателем мальчика в конце 1490-х годов.

Родственник, скорее всего, в детстве заметил природные способности подопечного, умевшего видеть композицию еще не написанных картин. Интерес ребенка к произведениям именитых мастеров классицизма не укрылся от зоркого взгляда заботившихся о будущем мужчин.

Отец решился отправить сына в муниципалитет Модена, в мастерской Франческо Бьянки Феррары Антонио стал учеником. Однако из-за смерти наставника, специализировавшегося на алтарной живописи, он не получил квалификацию и вернулся в родительский дом.

Считалось, что после этого да Корреджо уехал в Мантую, там, посещая галереи, он встретил неординарных людей. Живописцы эпохи классицизма Франческо Франсия и Лоренцо Коста повлияли на формирование способа воплощения идей.

В середине 1506 года уроженец итальянской провинции приступил к созданию самостоятельных тематических религиозных картин. Полотно «Поклонение младенца святым Елизавете и Иоанну» впечатлило авторитетных мужчин.

Живопись

После создания произведений для церкви Сант-Андреа в Мантуе уроженец Корреджо стал известен в итальянских художественных кругах. По контракту он взялся за работу над алтарным образом Мадонны, появившимся в монастыре Святого Франциска в 1510-х годах.

Картина понравилась представителям состоятельного культурного сообщества, и Антонио получил заказ от обеспеченных людей. В Парме он украшал покои благовоспитанных граждан росписями, основанными на сюжетах фресок старинных европейских церквей.

Картина Антонио да Корреджо «Поклонение пастухов» / Web Gallery of Art

В этот период мастер общался с Микеланджело Ансельми и другими представителями течения, получившего название маньеризм. Отличительными чертами произведений были извилистые линии, утонченная внешняя гармония и неприкрытый эротизм.

В 1520-х годах стиль подвергся изменениям — композиция с пространственными эффектами визуально устремилась вверх. Живописцу, совмещавшему светские жанры с традиционной тематикой церкви, на территории Италии сопутствовал громкий успех.

В Дрезденской галерее хранятся полотна, пронизанные духом народного праздника, искусствоведы отмечали благостный светлый колорит

Грациозные позы на картинах с асимметричным наполнением притягивали внимание к персонажам

Антонио по праву считался мастером цветосветовых эффектов, талант проявился в масштабной картине «Поклонение пастухов». События сказочной святой ночи наполнены возвышенными эмоциями, символизировавшими живопись барокко начала 1600-х годов.

Для поздних произведений живописца было характерно сочетание чувственных эротических настроений с помыслами о божествах. Воплощение древнеримских мифологических сюжетов было востребовано и популярно в аристократических кругах.

Федерико II Гонгаза заказал полотно «Юпитер и Ио» для украшения загородной виллы, возведенной в короткий срок. Впоследствии художественные произведения о похождениях Громовержца в творчестве да Корреджо составили отдельный оригинальный блок.

Картина Антонио да Корреджо «Портрет дамы» / Web Gallery of Art

Леда, Ганимед и Даная, наряду с библейскими персонажами, были героями коллизий, представленных на уникальных холстах. Вместе с «Венерой, Сатиром и Купидоном» эти выдающиеся произведения до попадания в музей хранились в богатых домах.

Мадонной, Марией Магдалиной и другими женскими образами восхищались Бернардино Гатти и Джорджио Гандини дель Грано. Картины, находящиеся в Лувре и частных европейских коллекциях, иногда мелькали в сценах художественного и документального кино.

Оценка

Леда и лебедь (ок. 1532)

Корреджо запомнился современникам как призрачный, меланхоличный и замкнутый персонаж. Загадочный и эклектичный художник, похоже, не получил серьезного ученичества. Помимо влияния Коста, в его работах есть отголоски стиля Мантенья , а также ответ Леонардо да Винчи . Корреджо имел небольшое непосредственное влияние на учеников-преемников, но его работы теперь считаются революционными и оказали влияние на последующих художников. Спустя полвека после его смерти работы Корреджо были хорошо известны Вазари , который чувствовал, что ему не хватило «римского» воздействия, чтобы стать лучшим художником. В 18-19 веках его работы часто отмечались в дневниках иностранных гостей в Италии, что привело к переоценке его искусства в период романтизма . Полет Мадонны в своде купола Кафедрального собора Пармы вдохновил многих сценографических декораций светских и религиозных дворцов в те века.

Иллюзионистские эксперименты Корреджо, в которых воображаемые пространства заменяют естественную реальность, кажутся прообразом многих элементов стилистических подходов маньеризма , барокко и рококо . Похоже, он воспитал внуков-художников, например, Джованнино ди Помпонио Аллегри (1521–1593). У Корреджо не было прямых учеников за пределами Пармы, где он оказал влияние на работы Джованни Мария Франческо Рондани , Пармиджанино , Бернардо Гатти , Франческо Мадоннина и Джорджо Гандини дель Грано .

Антонио Аллегри (Корреджо)

Антонио Аллегри (1489–1534), больше известный под именем Корреджо, среди всех многочисленных последователей Леонардо да Винчи едва ли не самый очаровывающий. Предположительно был учеником Франческо Бьянки Феррари. На него также оказали сильное влияние Андреа Мантенья, Рафаэль и Микеланджело. Мастер стремился к точной передаче индивидуальных особенностей изображаемых людей. Стал основоположником пространственных построений барокко, создающих иллюзию бесконечности небесной выси. Придавал большое значение свету и тональности, одним из первых начал разрабатывать эффект контраста света и тени. Отличительной особенностью манеры Аллегри является необыкновенная виртуозность в передаче светотени. Нередко она искупает анатомические погрешности и излишнюю экзальтацию в движениях.

Его имя Аллегри («веселый, радостный») содержит всю программу его самостоятельного творчества.

Отдых на пути в Египет

Вероятно, в Мантуе, куда он прибыл в 1511 году, Мантенья стал его первым вождем. Все, что было создано реалистом и ученым Мантеньей, оставалось для Корреджо заповедным царством. Зато единственная вещь Мантеньи, проникнутая радостным настроением,— играющие на потолке Камеры дельи Спози нагие амуры с крыльями бабочек нравились ему, потому что были так шаловливы, так подвижны и веселы.

Из Мантуи, познакомившись с произведениями Леонардо, художник отправился вслед за ним в Милан. Он впервые увидел мягкое сфумато, так эффектно усиливающее чувственный тон настроения картины.

Дева Мария, поклоняющаяся младенцу

По ранним произведениям живописца можно проследить, как влияние Мантеньи сменяется влиянием Леонардо да Винчи и как постепенно формируется самостоятельный Аллегри. Мария в Уффици еще носит на голове платок матроны. Зато воздушный ореол облаков и хорошенький Младенец Христос уже предвещают настоящего Корреджо. Также он научился у Леонардо правилам пирамидального построения композиции, отличаясь в рамках этой схемы интересной самобытностью.

Избранные работы

Аллегория добродетелей , c. 1525-1530

  • Юдифь и слуга (ок. 1510 г.) — Холст, масло — Musée des Beaux-Arts , Страсбург
  • Святое семейство со святыми Елизаветой и Иоанном Крестителем (около 1510 г., приписывается) — Масло на панели — Пинакотека Маласпина , Павия
  • Мистический брак Святой Екатерины (1510–1515) — Национальная художественная галерея , Вашингтон.
  • Мадонна ( 1512–1514 ) — холст, масло, Кастелло Сфорцеско , Милан
  • Мадонна с младенцем и Святым Франциском (1514 г.) — масло на дереве, 299 × 245 см, Gemäldegalerie , Дрезден
  • Мадонна с младенцем (неизвестно, начало XVI века ) — холст, масло, Национальная галерея зарубежного искусства , София
  • Мадонна Альбинеи (1514, утеряна)
  • Мадонна с младенцем и младенцем Святой Иоанн Креститель ( 1514-1515 гг. ) — масло на деревянной панели, 45 × 35,5 см, Национальная галерея Виктории , Мельбурн.
  • Мадонна с младенцем и младенцем Иоанном Крестителем (ок. 1515 г.) — масло на панели, 64,2 × 50,2 см, Чикагский институт искусств , Чикаго
  • Святое Семейство со Святым Иеронимом (1515 г.) — Восточный шкаф дворца Хэмптон-Корт как часть Королевской коллекции
  • Мадонна с младенцем и младшим Иоанном (1516 г.) —Холст, масло, 48 × 37 см, Музей Прадо , Мадрид
  • Поклонение волхвов (ок. 1515–1518) — холст, масло, 84 × 108 см, Pinacoteca di Brera , Милан
  • Святой Иероним (ок. 1515-1518), дерево, масло 64 x 51 см, Real Academia de Bellas Artes de San Fernando , Мадрид .
  • Мадонна с младенцем и младенцем Иоанном Крестителем , 1518 г., 1518 г. масло на панели, 48 x 37 см, Museo del Prado , Мадрид
  • Портрет джентльмены (1517–1519) —Холст, масло, 103 × 87,5 см, Эрмитаж , Санкт-Петербург.
  • Фрески для камеры Сан-Паоло (1519 г.) — монастырь Сан-Паоло, Парма
  • Отдых на пути к Египту со Святым Франциском (ок. 1520 г.) —Холст, масло, 123,5 × 106,5 см, Галерея Уффици , Флоренция
  • Портрет мужчины (ок. 1520 г.) — Холст, масло, 55 х 40 см, Национальный музей Тиссена Борнемисы , Мадрид .
  • Смерть святого Иоанна (1520–1524) — Фреска, Сан-Джованни-Евангелиста, Парма
  • (ок. 1515-1518) Святой Иероним, Реальная академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид.

    Мадонна делла Скала (ок. 1523 г.) — Фреска, 196 × 141,8 см, Galleria Nazionale, Парма

  • Мученичество четырех святых (ок. 1524 г.) — холст, масло, 160 × 185 см, Galleria Nazionale, Парма
  • Мадонна с младенцем и ангелом (Мадонна дель Латте) (ок. 1524 г.) — масло на дереве, 68 × 56 см, Музей изящных искусств, Будапешт.
  • Снятие креста (1525 г.) —Холст, масло, 158,5 × 184,3 см, Galleria Nazionale, Парма.
  • Noli me Tangere (ок. 1525) — холст, масло, 130 × 103 см, музей Прадо , Мадрид
  • Ecce Homo (1525–1530) — холст, масло, Национальная галерея , Лондон.
  • Мадонна делла Скоделла (1525–1530) —Холст, масло, 216 × 137 см, Galleria Nazionale, Парма
  • Поклонение младенцу (ок. 1526 г.) — холст, масло, 81 × 67 см, Галерея Уффици, Флоренция
  • Мистический брак Святой Екатерины (середина 1520-х годов) — дерево, 105 × 102 см, Лувр , Париж
  • Успение Богородицы (1526–1530) — фреска, 1093 × 1195 см, Кафедральный собор Пармы
  • Мадонна Святого Иеронима ( 1527–1528 ) — холст, масло, 205,7 × 141 см, Galleria Nazionale, Парма
  • Венера с Меркурием и Амуром («Школа любви») (около 1528 г.) — холст, масло, 155 × 91 см, Национальная галерея, Лондон.
  • Венера и Амур с сатиром (ок. 1528 г.) — холст, масло, 188 × 125 см, Лувр , Париж
  • Рождество ( Поклонение пастырей , или святая ночь ) (1528–1530) — холст, масло, 256,5 × 188 см, Gemäldegalerie, Дрезден
  • Мадонна с младенцем и святым Георгием (1530–1532) — холст, масло, 285 × 190 см, Gemäldegalerie, Дрезден
  • Даная (ок. 1531 г.) — Температура на панели, 161 × 193 см, Галерея Боргезе , Рим
  • Ганимед, похищенный орлом (1531–1532 гг.) — холст, масло, 163,5 × 70,5 см, Художественно-исторический музей , Вена.
  • Юпитер и Ио (1531–1532 гг.) — холст, масло, 164 × 71 см, Художественно-исторический музей.
  • Леда с лебедем (1531–1532) —Холст, масло, 152 × 191 см, Государственный музей , Берлин.
  • Аллегория добродетели (ок. 1531 г.) — холст, масло, 149 × 88 см, Лувр, Париж.
  • Аллегория порока (ок. 1531 г.) — холст, масло, 149 × 88 см, Лувр, Париж.

Работает в Парме

К 1516 году Корреджо был в Парме, где провел большую часть оставшейся части своей карьеры. Здесь он подружился с Микеланджело Ансельми , выдающимся художником- маньеристом . В 1519 году он женился на Джироламе Франческе ди Брагетис, также из Корреджо, которая умерла в 1529 году. С этого периода появляются Мадонна с младенцем и молодым святым Иоанном , Христос, покидающий свою мать, и потерянная Мадонна из Альбинеи .

Первым крупным заказом Корреджо (февраль – сентябрь 1519 г.) было украшение потолка частной палаты настоятеля (настоятельницы Джованны Пьяченца) монастыря Святого Павла в Парме, ныне известного как Камера ди Сан Паоло . Здесь он нарисовал беседку, пронизанную окулами, открывающуюся проблескам игривых херувимов. Под окулами расположены люнеты с изображениями статуй из искусственного монохромного мрамора. Камин расписан фресками с изображением Дианы. Иконография схемы сложна, сочетая изображения классического мрамора с причудливыми красочными бамбини .

Затем он написал иллюзионистское « Видение святого Иоанна на Патмосе» (1520–1521 гг.) Для купола церкви Сан-Джованни-Евангелиста . Три года спустя он украсил купол Пармского собора поразительным изображением Успения Богородицы , заполненным слоями удаляющихся фигур в перспективе Мелоццо ( sotto in su , снизу вверх). Эти две работы представляют собой совершенно новый иллюзионистский стиль оформления купола, который окажет глубокое влияние на будущих художников-фресок, от Карло Чиньяни в его фреске Успения Богородицы в соборной церкви Форли до Гауденцио Феррари в его фресках. для купола Санта-Мария-деи-Мираколи в Саронно , для Порденоне на его ныне утерянной фреске из Тревизо и для барочных разработок Ланфранко и Бачиччо в римских церквях. Сгруппирование зрителей в вихре, создающее как повествование, так и украшение, иллюзионистское стирание архитектурной плоскости крыши и устремляющаяся к божественной бесконечности перспектива были беспрецедентными приемами, которые зависели от экстраполяции механики перспективы. Спад и движение, подразумеваемые фигурами, предвещают динамизм, который характеризует живопись в стиле барокко .

Среди других шедевров — «Оплакивание» и «Мученичество четырех святых» , оба находятся в Национальной галерее Пармы. В « Оплакивании » присутствует яркость, редко встречающаяся в итальянской живописи до этого времени. « Мученичество» также примечательно тем, что напоминает более поздние композиции в стиле барокко, такие как « Правда» Бернини и « Смерть святой Агнесы» Эрколе Феррата , изображающие ликующую святую, вступающую в мученическую смерть.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: