Руководитель Третьяковской галереи
В 1913 И. Э. Грабарь стал руководителем Третьяковской галереи. В письмах того времени он писал, что взялся за эту предложенную ему должность для изучения искусства живописи “вплотную, тщательно исследуя технику и все особенности”. Живописец изменил планировку музейной экспозиции, что сопровождалось дискуссиями на страницах газет и даже во время заседаний думы. Стены залов галереи до того, как её руководителем стал Грабарь, были наполнены картинами безо всякой логики (“маленькие этюды возле огромных холстов”). Новая экспозиция Грабаря была основана на новаторских в то время монографическом и историческом принципах. Музейные сотрудники изменили планировку некоторых залов, убрав перегородки и щиты. В результате частная коллекция стала музеем европейского типа. Такое её преобразование нашло поддержку со стороны деятелей искусства. В частности, Репин отметил, что “выполнена большая и трудная работа в галерее Третьякова”.
Грабарь стал составителем также первого научного каталога этой галереи. Он руководил проверкой и новым описанием свыше 4 000 экспонатов. Ещё Игорь Эммануилович купил для Третьяковской галереи полотна таких русских классиков, как П. Федотов и О. Кипренский, а ещё картины “новейших” на то время живописцев – И. Машкова и К. Петрова-Водкина. На посту директора галереи Грабарь был до 1925.
Грабарь Игорь Эммануилович
251 views
2
Абрамцево. Плетень. 1944. Холст, мас…250 views
3
Автопортрет в шляпе, 1921.jpg241 views
4
Автопортрет в шубе, 1947.jpg241 views
5
Балюстрада. 1901. Холс…230 views
6
Банка с вареньем и яблоки, 1904.jpg270 views 214 views
8
Березовая аллея, 1940.jpg335 views 218 views
10
В саду. Грядка дельфиниумов. 1947. Х…243 views
11
В.И.Ленин у прямого провода, 1927-19…231 views
12
Васильки. Групповой портрет, 1914.jp…221 views
13
Ветка яблони, 1958.jpg253 views
14
Вешний поток, 1904.jpg207 views
15
Въезд в усадьбу, 1922.jpg221 views
16
Грабарь, Игорь Эммануилович. 1934. А…274 views
17
Груши на зеленой драпировке, 1922.jp…238 views
18
Груши на синей скатерти, 1915.jpg239 views
19
Дама с собакой, 1899.jpg275 views
20
Дама у пианино, 1899.jpg254 views
21
Девушка в русском платке.jpg298 views 207 views 282 views
24
Дубки. 1923. Холст, мас…210 views
25
За самоваром. 1905.jpg209 views
26
За чтением. Портрет В.М.Грабарь, жен…216 views 229 views
28
Зимнее утро. 1907. Холс…413 views
29
Зимний вечер. 1903.jpg218 views
30
Зимний пейзаж. 1954.jpg209 views 303 views
32
Зимний солнечный день, 1941.jpg255 views
33
Зимой. Портрет О.И.Грабарь, дочери х…200 views
34
Золотые листья, 1901.jpg188 views 223 views 195 views 249 views
38
Иней. 1905. Холст, масл…234 views
39
Иней. Восход солнца. 1941. Холст, ма…378 views
40
Красные яблоки на синей скатерти, 19…228 views
41
Крыши под снегом, 1889.jpg212 views
42
Лучезарное утро. 1922. Холст, масло.…212 views
43
Майский вечер, 1905.jpg198 views
44
Март. 1939. Холст, масло. Государств…206 views
45
Мартовский снег. 1904.…325 views 223 views 234 views 227 views
49
На озере. 1926. Холст, масло. 75.5 x…210 views 233 views 223 views 179 views
53
Няня с ребенком, 1892.jpg195 views
54
Осень. Рябина и березы, 1924.jpg243 views 197 views 326 views
57
Под березами, 1904, вто…229 views
58
Под березами, 1904.jpg186 views
59
Портет академика Сергея Алексеевича …182 views
60
Портет композитора С.С.Прокофьева за…211 views
61
Портрет академика Алексея Николаевич…186 views
62
Портрет академика В.П.Волгина, 1946.…255 views
63
Портрет академика Н.Д.Зелинского, 19…191 views
64
Портрет В.Г.Дуловой, 1935.jpg197 views
65
Портрет Валентины Михайловны Грабарь…195 views
66
Портрет Е.Г.Никулиной-Волконской, 19…193 views
67
Портрет К.И.Чуковского. 1935.jpg229 views
68
Портрет композитора С.С.Прокофьева, …228 views
69
Портрет М.И.Грабаря, сына художника,…225 views
70
Портрет Н.П.Горбунова, 1927.jpg187 views
71
Портрет народного артиста А.Б.Гольде…160 views
72
Портрет художника Антона Ашбе, 1899.…186 views
73
Портрет художника, музейного деятеля…165 views
74
Портрет Э.И.Грабаря, отца художника,…196 views
75
Последний снег. Холст, масло. 95 x 7…228 views
76
Послеобеденный чай, 1904.jpg192 views
77
Проходной двор в Замоскворечье. Серы…190 views
78
Разъяснивается. 1928. Холст, масло. …206 views
79
Рябинка, 1915. Второй вариант.jpg227 views
80
Рябинка. 1915. Холст, м…273 views
81
Рябины. 1924. Холст, масло. 91 x 75 …274 views 179 views
83
Сентябрьский снег, 1903.jpg317 views
84
Сийский монастырь, 1920.jpg208 views
85
Сирень и незабудки, 1905.jpg211 views
86
Сказка инея и восходящего солнца, 19…258 views
87
Снежные сугробы, 1904.jpg210 views
88
Солнце поднимается, 1941.jpg286 views
89
Старый сарай в морозный день, 1933.j…190 views
90
Толстые женщины. Гротеск, 1904.jpg222 views
91
Туркестанские яблоки, 1920.jpg206 views
92
Угасающий день, 1904.jpg187 views 195 views
94
Уголок уходящей Москвы, 1930.jpg165 views
95
Утренний чай (В аллее), 1917.jpg178 views
96
Утренний чай. Подснежники, 1939-1954…234 views 390 views 222 views
99
Фото – Игорь Грабарь с В.М.Мещериной…269 views
100
Хризантемы. 1905. Холс…264 views
101
Цветы и фрукты на рояле, 1904.jpg277 views
102
Яблоки и астры. 1926.jpg201 views 244 views 181 views
105
Ясный осенний вечер, 1923.jpg230 views 273 views
Сочинение описание картины Зимнее утро Грабаря
Игорь Эммануилович Грабарь очень любил белоснежную зиму и сверкающий снег. Он словно видел безграничные возможности проявить весь свой талант в изображении этого времени года. Именно он показывает своему зрителю, что зима это не только белое пятно краски на холсте, а буйство эмоций и цветовой гаммы. Особенно это видно в картине «Зимнее утро».
Глядя на картину наступает радость наступления красавицы-зимы. Природа вся укрылась белым махровым покрывалом. Деревья спрятали свои опустевшие от листьев ветви в кружевные убранства созданные зимой. Земля словно чистый белоснежный лист, который окутан серебром махровых снежинок падающих с неба. Солнышко словно только проснулось и лениво всходит над всей этой красотой. Касаясь своими лучами покрывала, оно заставляет его переливаться разнообразными цветами, словно радугу. Кажется, что изображенный мороз начинает кусать нос и щеки своего зрителя. Стройные деревья, образующие лес, словно подпирали голубое небо. Видно, что зима не пожалела для них своего богатства, ведь некоторые из них даже пригибаются под той тяжестью серебра. Художник очень тонко изобразил ветви, кажется, будто они из хрусталя и одно неловкое движение может разбить их, разрушить всю ту красоту и зритель будет собирать кусочки ценного стекла у своих ног. Весь лес занесло огромными холмами снега, видимо он долго падал.
Солнце, поднимаясь, ласкает каждую веточку деревьев, а тени от величественных стволов падают на белое покрывало внизу. Их тени слишком ровные и этим они еще больше притягивают к себе. Небо же изображено совершенно чистым, без единого облачка, а это значит, что день будет ясным и подарит массу эмоций.
Вся картина пропитана той любовью к зиме, которую нам хотел передать художник. Глядя на нее сразу понимаешь масштабы богатства зимы, всю ее прелесть. Холодные оттенки на картине заставляют прочувствовать на себе тот мороз, который кусается и заставляет прятать нос, щеки и руки в теплые уголки одежды. Глядя на картину, зритель забывает о городской суете и погружается в зимнюю прогулку по лесу, заметенному снегом.
5 класс. По Быстровой ФГОС
Игорь Грабарь – русский советский художник
Автопортрет
И́горь Эммануилович Грабарь (25 марта 1871, Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский советский художник-живописец, реставратор, искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог. Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
В 1876 г. родители Грабаря, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, поселились в России. После окончания гимназии Грабарь учился в московском лицее (1882-1889). Он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи и другие собрания Москвы.
Осенью 1889 г., почти без гроша в кармане Грабарь едет в Петербург. Поступает в университет, учится там в течение четырех лет на двух факультетах сразу – юридическом и историко-филологическом – и упорно готовится к поступлению в Академию Художеств.
он оказывается в мастерской очень почитаемого им И. Е. Репина.
Летом 1895 г. на каникулах Грабарь совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии его настолько потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже – работы импрессионистов и постимпрессионистов, что Грабарь на протяжении 1896-1900 гг. колесит по Европе “с целью детального и углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного образования”.
В 1900 г. Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается, по признанию художника, самый его “творческий период”. Он вновь после долгой разлуки влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы, без конца пишет “сверхъестественное дерево, дерево-сказку” – березу.
В Подмосковье созданы наиболее известные его произведения: “Сентябрьский снег” (1903), “Белая зима. Грачиные гнезда”, “Февральская лазурь”, “Мартовский снег” (все 1904), “Хризантемы” (1905), “Неприбранный стол” (1907) и др.
Мы смотрим на нее снизу вверх, из глубокой траншеи в снегу, которую вырыл автор и в которой он работал, невзирая на жестокие морозы, переполненный радостью от “перезвонов и перекликаний всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба”. Пейзаж написан чистыми цветами, мазки положены плотным слоем.
“Мартовский снег” – “ярко импрессионистическую вещь по замыслу и фактуре” – художник тоже писал на пленэре “с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары”.
1910-23 гг. художник назвал периодом отхода от живописи и увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он задумывает и осуществляет издание первой “Истории русского искусства” в шести томах (1909- 1916), пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии о В. А. Серове и И. И. Левитане.
В течение двенадцати лет (1913-1925) Грабарь возглавляет Третьяковскую галерею, значительно меняя принципы музейной работы. После революции он многое делает для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 г.
С 1924-го и до конца 1940-х гг. Грабарь вновь много занимается живописью и особенно увлекается портретом. Он изображает своих близких, пишет портреты ученых и музыкантов.
Лучшими сам художник назвал “Портрет матери” (1924), “Светлану” (1933), “Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа” (1934), “Портрет сына” (1935), “Портрет академика С. А. Чаплыгина” (1935).
Широко известны и два автопортрета художника (“Автопортрет с палитрой”, 1934; “Автопортрет в шубе”, 1947). Обращается он и к тематической картине – “В. И. Ленин у прямого провода” (1933), “Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина” (1938).
Грабарь работает в традициях русской реалистической живописи конца XIX в., оставаясь, так же как в других областях своей деятельности, хранителем русской культуры. “Лучший отдых есть перемена работы”, – говорил художник. Если он не писал картины, то преподавал, выступал, готовил выставки или занимался искусствоведческими исследованиями.
Умер 16 мая 1960 году. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
1901 Уголок усадьбы (Луч солнца)
Крыши под снегом
Портрет Э.И.Грабаря, отца художника
Дама с собакой
Балюстрада
Золотые листья
Луч солнца
Зимний вечер
Новая дача
Сентябрьский снег
Банка с вареньем и яблоки
Белая зима. Грачиные гнезда
Вешний поток
Зима
Мартовский снег
Павильон в Кузьминках
Снежные сугробы
Угасающий день
Улица Москвы (Тверская)
У кузницы
Яблоки
Сирень и незабудки
Последний снег
Пейзаж “Узкое”
Полотно «Иней»
Больше всего любил изображать зимние картины природы Грабарь. Картина мастера «Иней», написанная в 1905 году, является одной из лучших его ранних работ. В ней в полной мере проявился талант живописца в изображении всех оттенков и цветов зимнего покрова. Сам художник говорил, что именно иней дает возможность художнику в полной мере использовать всю палитру красок, так как этот снежный покров постоянно меняется, каждый раз давая новую пищу уму и фантазии. На этой картине изображены березы, покрытые тонким слоем снега.
Следует отметить, что на этом полотне автору удалось не только показать иней во всей его чистоте, но и передать общую гармонию, царившую в природе. Это ему удалось за счет нежно-сиих красок неба и белоснежного цвета берез. Иней рисовал в разное время суток и при любом освещении Грабарь. Картина с одноименным названием была создана им в 1918 году. Она написана в более сдержанных тонах и уже не производит такого жизнерадостного впечатления, как первая, однако общий тон сохранился: рисунок снова дышит покоем и тишиной, которую автор передал в поэтичной картине лесной дороги.
Последние годы
Будучи художником в течение всей своей жизни, И. Э. Грабарь на склоне лет всё так же любил занятия живописью. По его мнению, “художник отличается от искусствоведа большей чуткостью и гибкостью, глаза у него не так плотно закрывают шоры, а мозг не настолько погружён в историю, теорию и другие предвзятости…”. Сам Грабарь, сочетая в себе обе специализации, мог знать о них лучше, чем кто-либо ещё. Дружеский шарж, который выполнили Кукрыниксы в 1951 к 80-летию Грабаря, изображает художника за рабочим столом, который одновременно выступает в роли палитры. Кисть на этом рисунке соединяется с пером, а чернила – с красками.
В конце жизни Игорь Эммануилович возглавлял музей-усадьбу Абрамцево, а также Институт им. В. И. Сурикова. Последние годы он прожил в посёлке Абрамцево, который был излюбленным местом множества живописцев. Грабарь не покидал занятия живописью, а также составление “Истории русского искусства”. В одном из писем к коллеге И. Э. Грабарь написал: “Вы бы посмотрели, какой с 3-го этажа у меня на даче пейзаж можно видеть – аж захватывает дух. В течение всего лета я рисовал…” Грабарь писал пейзажи, возвращаясь к любимой теме зимы в таких картинах, как “Иней”, “Зимний пейзаж”.
Умер И. Э. Грабарь в 1960 в 89-летнем возрасте. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Описание картины Февральская лазурь И.Э. Грабарь
Биография и творчество Баулина Сергея Алексеевича
Биография и творчество Николая Копейкина
Краткая справка
И. Э. Грабарь родился в Будапеште в 1871. С родителями переселился в Россию в 1876. Получил среднее образование в лицее цесаревича Николая, затем – студент юрфака в Санкт-Петербургском университете. Был посетителем занятий по рисованию, проводившихся в Московском обществе любителей художеств. Позднее учился в Петербургской Академии Художеств. Там среди преподавателей И. Э. Грабаря был И. Репин. И. Грабарь изучал живопись в Мюнхене и Париже. Был членом художественных сообществ “Союз русских художников” и “Мир искусства”.
Писал И. Э. Грабарь преимущественно в жанрах пейзажа, портрета и натюрморта. Наибольшую известность получили зимние пейзажи живописца, на которых он искусно передал белый иней. Разные картины художника содержат изображения инея в разных ракурсах – днём, утром, вечером, при разном освещении. “В мире мало столь потрясающих по многообразию красок явлений, как освещённый солнцем день с инеем, где палитра цветов, каждую минуту изменяясь, сияет фантастическими тонами, для которых недостаёт красок”, – признавался сам Игорь Эммануилович.
Художник умер 16.05.1960. Место захоронения – Новодевичье кладбище, Москва.
И. Э. Грабарь – автор залитых обильным светом натюрмортов и пейзажей. Также получил известность как искусствовед. Он изменил планировку Третьяковской галереи, а также создал первый научно обоснованный её каталог. Живописец был организатором выставок живописцев СССР за границей и занимался сохранением старинных фресок и икон.
Грабарь Игорь Эммануилович Ученица 9 класса Деева Нелли. – презентация
1 Грабарь Игорь Эммануилович Ученица 9 класса Деева Нелли
2 Грабарь Игорь Эммануилович ( ) Родился в семье Э. И. Грабаря, русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Окрещён он был православным священником сербского происхождения, а восприемником стал Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева . Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко – русского движения, а матерью Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции. В 1876 году семья переехала в Российскую империю. Игорь Грабарь учился сперва в Москве в лицее цесаревича Николая ( лицей М. Н. Каткова ), затем на юридическом факультете Санкт – Петербургского университета, который окончил в 1893 году. В отличие от старшего брата, Владимира ( ), ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника и в 1894 году поступил в петербургскую Академию Художеств, где его руководителем некоторое время был Илья Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене. Участвовал в работе творческих объединений « Мир искусства » и « Союз русских художников ».
3 Природа наделила И. Э. Грабаря многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Стал значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.
4 Дельфиниум г.
5 Мартовский снег. 1904
6 Февральская лазурь. 1904
7 Зима. 1906
8 Луч солнца. 1901
9 Разгар осени. 1921
10 Многогранный и сверкающий, могучий и сильный талант : Игорь Эммануилович Грабарь – одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. Пожалуй, не было в ней человека более многогранного, проявившего себя в самых разных ее сферах, оказавшего личное творческое воздействие на формирование целых ее направлений. Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался.
11 Сийский монастырь. 1920
12 Туркестанские яблоки. 1920
13 Крыши под снегом. 1889
14 Вешний поток. 1904
15 Послеобеденный чай. 1904
16 Зимний солнечный день. 1941
17 Банка с вареньем и яблоки. 1904
18 Утренний чай ( В аллее ). 1917
19 Старый сарай в морозный день. 1933
20 На озере. 1926
21 Яблоки и астры. 1926
22 В гололедицу, 1908
23 Зимнее утро. 1907
24 Рябины. 1924
25 Под березами. 1904
26 Неприбранный стол. 1907
27 Портрет М. И. Грабаря, сына художника. 1935
28 Дама с собакой. 1899
29 Автопортрет в шляпе. 1921
30 Портрет Е. Г. Никулиной – Волконской. 1935
31 Ясный осенний вечер. 1923
32 Иней. 1919
33 Сказка инея и восходящего солнца. 1908
34 Март. 1939
35 Толстые женщины. Гротеск. 1904
36 Цветы и фрукты на рояле. 1904
37 Разъяснивается. 1928
38 Утренний чай. Подснежники
39 Сентябрьский снег. 1903
40 Последний снег
41 Белая зима. Грачиные гнезда. 1904
42 Угасающий день. 1904
43 В саду. Грядка дельфиниумов. 1947
44 Зимний вечер. 1903
45 Снежные сугробы. 1904
46 Уголок уходящей Москвы. 1930
47 Иней. 1904
48 Сирень и незабудки. 1905
Портреты
Другим важным направлением в творчестве художника является портретная живопись. В ранний период своего увлечения импрессионизмом он создал очень оригинальное по цветовой гамме полотно «Дама у пианино» (1899 год). Фигура женщины, устало откинувшейся в широком кресле, имеет довольно смутные контуры, которые едва различимы в полутемном помещении. Черты лица угадываются с трудом, хотя видно, что женщина молода и красива.
Описание картин Грабаря показывает его многогранный талант художника, который постоянно искал новые живописные приемы изображения людей и предметов. Его более поздние портреты совершенно не похожи на указанное полотно. Например, изображение К. Чуковского, выполненное в 1935 году, отличается прямыми линиями, ровными красками и даже некоторым чувством юмора, которое проглядывается в позе и выражении лица художника.