Василий Голицын
Неизвестный художник. Портрет Василия Голицына. XVII век. Государственный исторический музей Фаворит царевны Софьи Алексеевны — регентши Русского государства во время малолетства Ивана V и Петра I. Голицын возглавлял правительство, предводительствовал войсками и был известен как любитель европейской культуры. Какие именно отношения связывали князя его покровительницей, неизвестно. Алексей Толстой в «Петре Первом» рисует убедительную картину пылкой плотской страсти, но доказательств у него нет никаких.
Портрет Голицына кисти неизвестного художника наивен по стилю и пропорциям — в XVII веке в Русском царстве умели писать лишь такие примитивистские парсуны. Над головой князя изображен герб его рода, в руках у него зримый знак его политических успехов — текст «Вечного мира» с Речью Посполитой. На груди — награда за поход против крымского хана 1687 года. Выписать соболя и бархат художнику удалось лучше, чем передать внешность Голицына, — вряд ли он был так сгорблен. Лицо у него, кажется, привлекательное, по крайней мере бороду он, наперекор обычаю, брил, оставляя усы на польский манер. Современники его за такое франтовство осуждали.
Мария Нарышкина
Сальваторе Тончи. Портрет Марии Нарышкиной. 1-я половина XIX века. ГМЗ «Павловск»
Почти пятнадцать лет Мария Нарышкина и ее дети были второй семьей императора Александра I. Впрочем, положение фаворитки не мешало ей благодетельствовать и другим красавцам. Ее последний роман с князем Григорием Гагариным от которого, видимо, она родила мальчика, привел к окончательному разрыву императора с возлюбленной.
На портрете кисти итальянского живописца Сальватора Тончи прекрасная Нарышкина изображена по всем законам царившего тогда стиля ампир — никакой показной роскоши, позолоты, пудры. Фаворитка одета в простое белое платье по античной моде и так же просто причесана.
На этом традиция русских портретов фаворитов прерывается — император Николай I хотя и не соблюдал верность жене, своих любовниц не афишировал. При следующих императорах же появились две модные новинки — фотография и викторианская мораль. Поэтому лицо многолетней подруги Александра II светлейшей княгини Юрьевской, мы знаем по многочисленным фотографиям, а не по портретам маслом. А его сын и внук Александр III и Николай II были образцовыми супругами.
Эрнст Бирон
Неизвестный художник XIX века (с оригинала Луи Каравака, 1730). Портрет Эрнста Бирона. Государственный исторический музей
Мрачный фаворит Анны Иоанновны, благодаря которому в русском языке появилось слово «бироновщина», обозначающее и государственное насилие пополам с глупостью, и засилье немцев. Отношения Анны с Бироном длились много лет — бедный молодой человек стал ее секретарем, когда она была еще вдовствующей герцогиней Курляндской. Став императрицей всероссийской, Анна захватила его с собой в Петербург и обеспечила фавориту титул своего покойного мужа. После смерти покровительницы Бирон поссорился с Анной Леопольдовной, был сослан. Умер он уже при Екатерине Великой, вернувшей ему герцогство, в 82-летнем возрасте.
Краткая биография К.Е. Маковского
- 20 июня 1839 года — Костя Маковский родился в Москве, в семье обеспеченного художника-любителя.
- 1843 год: Костя начинает заниматься живописью у своего отца, который просил зарисовывать его все интересное, виденное на протяжении дня: уличные жанровые сцены, знакомых и пейзажи. По тому же методу отец занимался с Владимиром, Николаем и Александрой, также ставшими живописцами.
- 1851 год: в возрасте 12 лет мальчик становится студентом Московского училища живописи и ваяния. Его преподаватели — Михаил Скотти, Аполлон Мокрицкий и Сергей Зарянко — были учениками Карла Брюллова, отчего к Константину перешла нарядность манеры письма, декоративность и романтизм. Также Маковский учился у Василия Тропинина, научившись делать с его работ копии, неотличимые от оригиналов.
- 1857 год: еще будучи студентом училища, он получил малую серебряную медаль за карандашный этюд.
- 1858 год: окончив училище, в возрасте 20 лет Маковский переезжает в Санкт-Петербург, чтобы стать студентом Академии художеств, куда без труда поступает. Его профессиональная выучка и уже совершенно самостоятельная манера письма поражает преподавателей, и вскоре он становится одним из лучших учеников.
- 1860 год: Маковский впервые участвует в выставке Академии художеств, представив картину «Исцеление слепых».
- 1862 год: Константину Егоровичу повторно предлагают поучаствовать в выставке, и на этот раз он представляет работу «Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова».
- 1863 год: как ни удивительно, но баловень судьбы примыкает к «Бунту четырнадцати» и скандально уходит из Академии. В результате, как и прочим бунтарям, ему не достается Большой золотой медали и диплома.
- 1863 год: Константин Егорович присоединяется к Артели художников-передвижников, только что организованной Иваном Крамским в итоге «Бунта четырнадцати». Но на этот момент он уже был востребованным и дорогим художником, поэтому надолго в Артели не задержался. Одна только фешенебельная мастерская, арендуемая им на Невском проспекте, шла вразрез с убеждениями передвижников. Более того, в основном Маковский занимался исполнением портретов знати, поэтому отношения вскоре разладились. Но это не повлияло на возможность выставления работ у передвижников, потому что Крамской никогда не отрицал великого таланта Маковского.
- 1865-1867 годы: Константин Егорович пишет, помимо многочисленных заказных портретов, жанровые сцены в русском стиле — «Вдову» и «Продавца сельди».
- 1870 год: Маковский присоединяется к «Товариществу передвижных выставок», по-прежнему интересуясь фольклорными зарисовками.
- Середина 1870-х годов: художник путешествует в Сербию и Египет, после чего приобретает новую манеру письма, связанную с еще большей декоративностью и яркостью цвета.
- 1880-ые годы: Маковского признают одним из наиболее дорогих российских художников. Меценат Павел Третьяков не всегда мог позволить себе приобрести его работы, стоившие несколько десятков тысяч рублей, поэтому множество произведений было отослано за границу, где коллекционеры были более щедры.
- 1889 год: Константин Егорович участвует во Всемирной выставке в Париже и получает Золотую медаль сразу за 3 работы: «Демона и Тамару», «Суд Париса» и «Смерть Ивана Грозного». После этого успеха стали громче раздаваться голоса недоброжелателей, обвинявших художника в предательстве передвижников.
- 1902 год: провальная выставка в Академии художников, где автор выставлялся вместе с другим передвижником — Ефимом Ефимовичем Волковым. Увлеченная модернизмом и импрессионизмом публика обвинила художников в старомодности.
- 1915 год: Маковский принимает участие в создании Общества возрождения художественной Руси. Наравне с ним в общество вступили историки, архитекторы и искусствоведы. Задачей являлась популяризация архаических образов древней Руси применительно к современным художественным реалиям.
- 17 сентября 1915 года: Константин Егорович становится жертвой несчастного случая. Экипаж, в котором были запряжены кони, испугавшиеся трамвая, перевернулся, и сердце 76-летнего художника не выдержало наркоза.
Платон Зубов
Иоганн-Баптист Лампи Старший. Портрет Платона Зубова. 1793. Третьяковская галерея
У Екатерины Великой было столько фаворитов, и все такие красавцы, что выбрать, про чей портрет писать, честное слово, трудно. Возьмем, к примеру, Платона Зубова — последнего фаворита императрицы. Ей было 60, ему 22, когда их отношения начались. Вместе они провели семь лет, до самой ее смерти, она называла его «резвушка» и осыпала бриллиантами. Придворные его ненавидели и считали посредственностью.
Портрет кисти заезжего австрийца Лампи Старшего создан примерно на четвертом году фавора Зубова. Стройный красавец в напудренном парике здесь изображен как интеллектуал и государственный деятель (за письменным столом с картой Польши, документами и чернильницей), который думает о судьбах России и днем и ночью (одет в домашний халат).
Екатерина Нелидова
Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины Нелидовой. 1793. Русский музей
Фаворитка императора Павла I, который, видимо, унаследовал от отца любовь к некрасивым женщинам: Нелидова была дурна лицом и мала ростом, хотя имела отличную осанку и красивую фигуру. Она служила фрейлиной сначала у первой супруги Павла — рано умершей великой княгини Натальи Алексеевны, затем у второй — императрицы Марии Федоровны, с которой очень подружилась. Через несколько лет Павел сменил Нелидову на Лопухину. Бывшая фаворитка осталась старой девой, жила в своей старой альма матер — Смольном институте благородных девиц, и помогала Марии Федоровне в ее благотворительных делах.
Портрет кисти Левицкого входит в знаменитую серию «Смолянки», изображающую институток в театральных костюмах. 15-летняя будущая фаворитка выступает здесь в роли субретки — кокетливой горничной из оперы Перголези. Она наряжена в театральный костюм и стоит в танцевальном па из менуэта.
Елизавета Воронцова
Алексей Антропов. Портрет Елизаветы Воронцовой. 1762. Государственный исторический музей
Фаворитка императора Петра III, который открыто высказывал ей такое восхищение, пренебрегая своей женой Екатериной Великой, что в Петербурге совершенно серьезно ждали развода и нового брака. Это, кстати, было одним из поводов к перевороту, который возвел Екатерину II на престол. Воронцова была очень некрасива, нечистоплотна, толста, с широким лицом и оливковой кожей, покрытой рубцами после оспин. Почему Петр III высказал такой «прискорбный вкус» — непонятно. В новое царствование Воронцова вышла замуж, при дворе не появлялась и умерла в 52 года.
Портрет кисти Антропова — пример того, как историки искусства датируют картины. На груди Воронцовой изображен осыпанный бриллиантами императорский портрет — знак камер-фрейлины. Петр III пожаловал ее этим званием сразу после вступления на престол в январе 1762 года. А вот ленты ордена Святой Екатерины, которую она получила 9 июня того же года из его рук, на картине нет. Значит, Антропов писал портрет в эти полгода царствования Петра III. Картина выглядит неприглядно — во-первых, она осталась незаконченной, видимо, из-за переворота; во-вторых, она сильно пострадала от времени. Кстати, Антропов исполнял для императора и другие заказы — редкий пример интереса Петра III к россиянину, а не к иностранцу
Видимо, именно Воронцова обратила внимание императора на этого художника
Иван Шувалов
Федор Рокотов. Портрет Ивана Шувалова. 1760. Государственный Эрмитаж
Последний фаворит императрицы Елизаветы Петровны был младше ее на 18 лет. Шувалов обладал веселым, добрым нравом, за почестями и деньгами не гнался, в политику не лез, от графского титула отказался. Любил искусство и науки — вместе с Ломоносовым основал Московский университет и Академию художеств. После смерти императрицы жил за границей и собирал искусство.
Великий русский портретист Федор Рокотов также многим обязан Шувалову — по его приглашению он приехал в Петербург, и по устному приказу мецената его приняли в Академию художеств. Мягкая живописная манера Рокотова очень удачно подходит к кроткому характеру Шувалова. Это ранняя работа начинающего Рокотова, причем написанная не с натуры, а с вариациями скопированная с портрета Шувалова кисти Токе.
Мария Кантемир
Иван Никитин. Предположительно, портрет Марии Кантемир. 1710–20-е. ГМЗ «Новый Иерусалим»
Мария была дочерью свергнутого правителя Молдавии, нашедшего убежище при дворе Петра Великого. Ее брат Антиох стал одним из первых поэтов Российской империи, а сама она — фавориткой императора
В 1722 году Мария оказалась беременной, причем внимание Петра Великого к ней было так велико, что некоторые придворные ожидали его развода с безродной Мартой Скавронской ради женитьбы на молдавской «принцессе», чья мать вдобавок была из византийских Кантакузенов. Но новорожденный умер, а Петр к Марии охладел
Спустя два года, узнав о романе жены с Виллимом Монсом, император снова вернулся к Марии, но через несколько месяцев скончался. Она поселилась в имении, жила в достатке, осталась незамужней и умерла в 57-летнем возрасте.
Сохранившийся портрет изображает либо Марию, либо ее сестру. Он написан Иваном Никитиным — первым русским портретистом, научившимся писать на европейский манер. Кстати, именно Петр послал его учиться в Италию. Девушка на картине Никитина одета в сдержанный наряд благородных темных цветов, украшенный драгоценностями и тонкими кружевами, которые в те времена стоили огромных денег. Мантия, отделанная горностаем, указывает на ее княжеское достоинство.