Биография Иванова
Александр Иванов был рожден в семье художника в 1806 г. Проходил учебу в Императорской Академии Художеств. За успехи в изобразительном искусстве, будучи еще юношей, он получает множество медалей и похвальных отзывов. После «Общество поощрения художников» решило отослать Иванова в Рим, чтобы он совершенствовался в искусстве.
Именно тут художник и написал свой грандиозный шедевр «Явление Христа народу». Это сочинение Иванова на тему религии в Италии получило большой успех. Но вот в России полотно встретили вначале холодно.
После чего император Александр Второй за 15000 р. выкупает картину. В дальнейшем она переезжает в Москву, где попадает в Третьяковскую галерею. Холст расположен там и сегодня.
О работе:
В 1834 году Общество поощрения художников удовлетворило ходатайство Иванова о продлении срока пенсионерства на два года. Правда, ходатайств было два. Художник, в то время уже увлеченный идеей своей «главной картины», просил Общество спонсировать его поездку в Палестину для ознакомления с «декорациями» того сюжета, что должен был лечь в основу «Явления Христа народу». На эту просьбу последовал отказ с замечательной мотивировкой: «Рафаэль, — ответили Иванову, — не был на Востоке, а создал великие творения».
Как бы то ни было, за дополнительные два итальянских года следовало отчитаться. Этим отчетом и стало полотно «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения». Отчёт оказался настолько удачным, что художник получил за него звание академика. Картина служит иллюстрацией известной евангельской истории явления Христа после смерти Марии Магдалине, сначала принявшей его за садовника. Цитируем Евангелие от Иоанна: «Она обратившись говорит ему: Раввуни! — что значит: «Учитель!» Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо я ещё не восшёл к Отцу Моему». Любопытный факт: стремясь к точности художественного выражения, Иванов убеждал натурщицу, позировавшую ему, вспоминать все свои несчастья и заставлял держать в руках свежий лук, чтобы она плакала как можно естественнее.
Тема произведения
Иванов долго вынашивал идею нарисовать картину, которая изображает явление Мессии. Читая Евангелие, он решил написать полотно с библейским сюжетом. До этого такая тема в живописи использовалась итальянским художником Доменико Гирландайо в картине «Крещение святым Иоанном Христа».
Больше 20 лет продолжался труд художника. За несколько лет до этого он нарисовал картину «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Прежде чем приступить к написанию шедевра, Иванов нарисовал около 650 этюдов. Он упорно подбирал прототипы персонажей картины среди знакомых и обычных людей на улицах.
Каждый образ, как считал художник, должен представлять собой огромный мир с тяжелой судьбой. Трудясь над шедевром, он много раз менял изначально придуманную им композицию. В этом случае он отрекается от правил академической живописи. В свойственном лишь ему стиле Иванов реалистично изображает лица всех персонажей, передавая эмоции. Значительных успехов он также добивается в передаче объемности.
Описание картины Иванова Явление Христа народу
Описание картины Иванова Явление Христа народу
- f
- Замысел большого полотна, изображающего явление народу Мессии, долгое время увлекал Иванова. В 1834 году он написал Явление воскресшего Христа Марии Магдалине . Через три года художник приступил к созданию Явления Христа народу . На написание этой картины ушло 20 лет (18371857), после чего она была представлена публике в отдельном зале Академии Художеств.
Император Александр II приобрел полотно и принес его в дар Румянцевскому музею (в доме Пашкова) , при расформировании которого оно попало в Государственную Третьяковскую галерею в Москве, где и находится по сей день.
В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге хранятся 3 эскиза к картине и многочисленные этюды.ссылка заблокирована по решению администрации проекта
Один из залов Третьяковской галереи полностью занят картиной Александра Иванова Явление Христа народу . Там же находится и несколько эскизов к этой работе. Все, к сожалению, не поместились.
Картина изображает пустыню на берегу Иордана. Всех виднее Иоанн Креститель, проповедующий и крестящий во имя того, которого еще никто не видал из народа.
Его обступает толпа нагих и раздевающихся, одевающихся и одетых, выходящих из вод и готовых погрузиться в воды; в толпе этой стоят и будущие ученики самого Спасителя.
Все устремляются внутренним ухом к речам пророка, как бы выхватывая из уст его каждое слово и выражая на лицах различные чувства: на одних уже полная вера, на других еще сомнение, третьи уже колеблются; четвертые понурили головы в сокрушении и покаянии; есть и такие, на которых видна еще кора и бесчувственность сердечная. В это самое время, когда все движется такими различными движениями, показывается вдали тот самый, во имя которого уже совершилось крещение и здесь настоящая минута картины. .
Важно
Почти все персонажи Явления Христа народу выдвинуты на первый план картины и образуют вытянутую, ритмично построенную группу, как в античном барельефе или фризе; только в правой части композиции толпа показана в виде процессии, движущейся из глубины.Фигура Христа выделена из толпы и помещена отдельно от всех, в глубине картины.
Огромное пустынное пространство окружает одинокую, мерно движущуюся фигуру и придает ей особую торжественность и величие. Вместе с тем изображение Христа отличается естественностью и простотой. Но в целом центральный образ картины разочаровывает зрителей: в нем нет той значительности, которая могла бы оправдать грандиозную силу впечатления, произведенного его появлением перед народом.
Гораздо более выразителен образ Иоанна Крестителя. Он представляет собою как бы второй центр картины. Пророк величественным жестом указывает толпе на приближающегося Христа. Движения Иоанна полны торжественности и одновременно напряженной страстности.
Его вдохновенное лицо с огромными скорбными глазами выражает непоколебимую твердость духа, фанатическую убежденность и глубокое внутреннее волнение.Слева от пророка изображена группа апостолов будущих учеников Христа. По глубине и меткости психологических характеристик эта группа является, быть может, лучшей в картине.
Иванов с поразительной силой проникновения сумел передать юношескую впечатлительность и порывистость молодого Иоанна, наивное благочестие старого рыбака Андрея, печальный скепсис Нафанаила. Еще левее, у самого края картины, изображены две фигуры дряхлый старик и цветущий юноша, с одинаковым радостным волнением прислушивающиеся к речам пророка.
А под ними ярко испещренные многоцветными отражениями воды Иордана.В первой части картины показаны разнообразные типы людей, пришедших слушать проповедь Иоанна. На заднем плане видны еврейские священники левиты и фарисеи; их лица выражают недоверие и злую иронию.
Ниже изображены две замечательные по меткости наблюдения обнаженные фигуры мужчины и мальчика, они только что вышли из воды и дрожат от холода
Левее их обнаженная фигура юноши, с порывистым вниманием обратившегося к приближающемуся Христу, а в центре картины группа из двух фигур: седой человек с холеным телом, сидящий на земле, и раб, подающий одежду своему господину.Образ раба является, быть может, наиболее сильным и впечатляющим в картине
Художник уловил на его лице выражение сложных и противоречивых чувств радости и отчаяния, веры и недоверия, ожидания и безнадежности; сквозь привычное страдание впервые появилась отрада , как писал о нем сам Иванов. Художник поднялся до подлинного трагизма, показав страшный контраст между физическим уродством и душевной красотой этого униженного, скорбящего человека.
Фигура Пророка
Согласно Евангелие, Иоанн долго ходил по пустыне, питаясь подножным кормом, одеваясь в шкуры зверей, подготовившись так к праведной жизни вдалеке от людей. Вот и на полотне Пророк изображается сильным и высоким длинноволосым и бородатым мужчиной.
У Крестителя исхудавшее лицо, впавшие глаза, которые выдают в нем человека, долго находящегося в одиночестве. На нем шкура верблюда и светлая накидка из грубой ткани. Уверенный и твердый взгляд, высокий лоб, выносливые ноги и руки указывают на внутреннюю силу Пророка. Он показывает людям фигуру человека, показавшегося на выжженной равнине.
Иудеи, пришедшие к водам Священной реки
Среди пришедших к реке есть те, кто пожелал очиститься от грехов и принять крещение. Другая часть людей пока не доверяет Предтечи, также пришли и те, кто настроен враждебно, на их лицах — злость и ненависть.
Слева от Крестителя апостолы — седовласый Андрей и рыжеволосый юноша Иоанн Богослов, которые станут учениками Христа и расскажут о его земной жизни после Воскрешения. Рядом с ними (у края картины) — сомневающиеся и еще не верящие в произошедшее чудо. Один из них, молодой мужчина в голубом плаще, опустил глаза, справа от него седовласый старец.
Раздетые персонажи — это иудеи, совершившие омовение и принявшие крещение. Они с любопытством смотрят на Иоанна
Обратите внимание на мальчика и его отца в правой части картины, которые с трепетом и умилением слушают Крестителя и выражают желание принять новую веру. Левее — юноша-раб в голубом платье, подающий одежду своему господину
На его лице — отчаяние и надежда, чувство безнадежности и радости.
Выше изображена группа людей, вероятно, это еврейские священники, настроенные против нового учения. Их лица выражают равнодушие и недовольство. Особенно характерна поза и выражение лица мужчины в белом одеянии, нарисованного в профиль.
Обратите внимание на мужчину тёмно-бордовой накидке. Он был написан с Николая Гоголя, лучшего друга художника
Описание полотна
На первом плане находится группа иудеев, пришедших к водам Иордана, чтобы послушать Крестителя, смыть с себя грехи и принять крещение. Здесь изображены люди различных вероисповеданий, сословных классов и возрастов. Насколько сильные отличия между иудеями, нарисованными на полотне, настолько сильно отличны эмоции на их лицах: одни смотрят на Иоанна с умилением и тревогой перед явлением Христа, другие с недоверием и саркастической насмешкой, третьи с ненавистью и злостью.
В картине Иванов изображает богатого престарелого человека с рабом, у которого на шее находится веревка. Он сидит на корточках около хозяина и подает ему одеяние
Удивительно то, с каким вниманием раб внимает Иоанну. Смотря на него, можно убедиться, что он будет одним из ярых поклонников христианства
Так сильно впечатляют его слова пророка.
Возле Крестителя находятся апостолы: седобородый старик и женоподобный рыжий юноша. В толпе также есть Предтечи и «сомневающиеся». Это красивый юноша с черной бородой, глаза его смотрят вниз. Он закутывается в длинный зеленый хитон. Выражение его лица указывает на колебание и недоверие в речах Крестителя.
Еще один «сомневающийся» — седобородый человек в темной накидке, который вслушивается в речи Пророка. Возможно, это язычники, пришедшие послушать проповедь об Иисусе. Слева от них находится обнаженный мальчик и старик, который опирается на палку. Они только что провели обряд омовения в водах Священной реки и с упоением слушают Крестителя.
Справа группа людей, они смотрят на спускающегося Иисуса. Среди них находятся агрессивно настроенные первосвященники, которые являются староверами. Их лица выражают неприязнь к новой религии и полное равнодушие к происходящим событиям.
Выразительны изображения первого плана. Это полуголый юный человек с длинными рыжими волосами, он смотрит на Иисуса. Возле него находятся «дрожащие» мальчик с отцом. Они только окунулись в Иордан, приняв крещение. Дальше в толпе можно увидеть римских воинов, которых прислали смотреть за порядком, девушки, раскаивающийся грешник в бордовой накидке.
Описание полотна
На первом плане находится группа иудеев, пришедших к водам Иордана, чтобы послушать Крестителя, смыть с себя грехи и принять крещение. Здесь изображены люди различных вероисповеданий, сословных классов и возрастов. Насколько сильные отличия между иудеями, нарисованными на полотне, настолько сильно отличны эмоции на их лицах: одни смотрят на Иоанна с умилением и тревогой перед явлением Христа, другие с недоверием и саркастической насмешкой, третьи с ненавистью и злостью.
В картине Иванов изображает богатого престарелого человека с рабом, у которого на шее находится веревка. Он сидит на корточках около хозяина и подает ему одеяние
Удивительно то, с каким вниманием раб внимает Иоанну. Смотря на него, можно убедиться, что он будет одним из ярых поклонников христианства
Так сильно впечатляют его слова пророка.
Возле Крестителя находятся апостолы: седобородый старик и женоподобный рыжий юноша. В толпе также есть Предтечи и «сомневающиеся». Это красивый юноша с черной бородой, глаза его смотрят вниз. Он закутывается в длинный зеленый хитон. Выражение его лица указывает на колебание и недоверие в речах Крестителя.
Еще один «сомневающийся» — седобородый человек в темной накидке, который вслушивается в речи Пророка. Возможно, это язычники, пришедшие послушать проповедь об Иисусе. Слева от них находится обнаженный мальчик и старик, который опирается на палку. Они только что провели обряд омовения в водах Священной реки и с упоением слушают Крестителя.
Справа группа людей, они смотрят на спускающегося Иисуса. Среди них находятся агрессивно настроенные первосвященники, которые являются староверами. Их лица выражают неприязнь к новой религии и полное равнодушие к происходящим событиям.
Выразительны изображения первого плана. Это полуголый юный человек с длинными рыжими волосами, он смотрит на Иисуса. Возле него находятся «дрожащие» мальчик с отцом. Они только окунулись в Иордан, приняв крещение. Дальше в толпе можно увидеть римских воинов, которых прислали смотреть за порядком, девушки, раскаивающийся грешник в бордовой накидке.
Фигура Пророка
Согласно Евангелие, Иоанн долго ходил по пустыне, питаясь подножным кормом, одеваясь в шкуры зверей, подготовившись так к праведной жизни вдалеке от людей. Вот и на полотне Пророк изображается сильным и высоким длинноволосым и бородатым мужчиной.
У Крестителя исхудавшее лицо, впавшие глаза, которые выдают в нем человека, долго находящегося в одиночестве. На нем шкура верблюда и светлая накидка из грубой ткани. Уверенный и твердый взгляд, высокий лоб, выносливые ноги и руки указывают на внутреннюю силу Пророка. Он показывает людям фигуру человека, показавшегося на выжженной равнине.
Картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» (описание)
Картину художника Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу» (первоначально называлась «Явление Мессии») сегодня знают практически все. В зале Третьяковской галереи, где хранится полотно, всегда посетители. Конечно, она поражает не только своими огромными размерами (540 х 750 см)
Что же привлекает наше внимание? Библейский сюжет картины многим сегодня почти не известен или знаком приблизительно. Тем не менее каждый находит в ней что-то близкое для себя
Человечество на перепутье… Какой выбор возможен для человека? И вот наступает минута, в которую верили и не верили, надеялись и сомневались. Здесь богатые и бедные, юные и старые, невинные и грешные, те, кто поверил сразу и кто до сих пор сомневается. Потрясены и те и другие. Все взволнованы… В эту минуту решается их судьба.
Как по-разному выражают свои чувства собравшиеся! Справа люди, уходящие от Христа. Это его будущие гонители — фарисеи. Их головы опущены, на лицах нескрываемая враждебность, взгляд потуплен, губы сомкнуты. Здесь затаилась тревога, сожаление об уходящем прошлом, здесь зреет зловещий умысел. О чём думают в эти минуты встревоженные всадники, представляющие Великую Римскую империю, империю Власти?
А. А. Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Тех, кто уже принял крещение в священных водах Иордана, кто искренне покаялся в грехах, пожелал очиститься от них и начать новую жизнь, переполняет чувство радостного ожидания и надежды. Они устремились вперёд, готовые воспринять новую истину и пойти за Христом
Среди этой группы людей обращает на себя внимание фигура раба с верёвкой на шее. Скорчившись на земле и вскинув голову, внимая проповедям Иоанна, он в то же время готов услужливо накинуть полосатую ткань на изнеженное, холёное тело своего господина
Плачущая улыбка или рыдающий смех, радость или боль запечатлелись на его лице? И только выразительный жест руки хозяина, сидящего спиной к зрителям, красноречиво призывает не очень-то доверяться проповедям Иоанна Крестителя.
Но как страстно и самозабвенно звучат его пророческие слова! Одетый в грубую овечью шкуру, давно не стриженный, бородатый человек, он стоит, утомлённый долгой дорогой и скитаниями, крепко держась рукой за посох. Какая сила духа и убеждённость в его взоре! Как благороден и выразителен его лик! О Царстве Небесном он говорит так убедительно, что не понять его слов невозможно, не поверить — тем более! И по контрасту с ним — фигура сомневающегося человека в голубом хитоне. Чуть отступив в глубину, он пропускает мимо себя идущих за пророком людей. И если руки Иоанна Крестителя вдохновенно подняты вверх, то руки сомневающегося, напротив, спрятаны в широких рукавах хитона. А стоит ли пускаться в неизведанный путь? Можно ли до конца верить странным словам неистового пророка?
Свежий утренний ветер разогнал облака, вспенил волны, громким гулом пролетел над голубыми горами, заиграл складками тёмно-синего плаща, нежно прикоснулся к золотистым волосам того, кто идёт по склону холма, едва касаясь стопами земли. Он никуда не спешит, ни на что не взирает. Он, как всегда, сохраняя невозмутимое спокойствие, идёт к людям, несёт в этот мир гармонию и красоту, покой и согласие. Материал с сайта https://worldofschool.ru
Так о чём же эта картина? Об ожидании справедливости, правды, веры в совершенного человека, понимающего все нужды и чаяния народа, готового принести себя в жертву ради спасения человечества? Сомнения ещё витают в толпе, но люди в который раз поверят и пойдут на поиски счастья, совершенства и истины.
Более двадцати лет работал художник над этой картиной. Она в буквальном смысле была им выстрадана. Он отдал ей все свои силы, время и помыслы. Известно, что Священный Синод не сразу утвердил тему, которая никогда не была канонизирована в искусстве живописи. Поэтому её необычный замысел требовал от творца напряжённой работы. Многое предстояло художнику решить впервые. Одних этюдов, приготовленных для картины, хватает на целый зал в музее, они могут составить отдельную выставку. Каждый из них — это поиск оптимального решения. Это маленькие шедевры, которые сегодня можно рассматривать как самостоятельные работы.
На этой странице материал по темам:
Вопросы по этому материалу:
«Явление Христа народу» Александра Иванова
Картине «Явление Христа народу» в Третьяковской галерее посвящен отдельный зал. Ее автор художник Александр Иванов родился 28 июля (16 июля по новому стилю). Рассматривать полотно, над которым живописец работал почти половину своей жизни, можно часами. Картина переполнена тайнами и зашифрованными символами. На ней художник изобразил и себя, и своего хорошего друга писателя Николая Гоголя, а если присмотреться, то за ветвями деревьев можно разглядеть женский крестный ход.
Мы выбрали 10 факто о картине «Явление Христа народу», которые нужно знать.
1. Картину «Явление Христа народу» Александр Иванов писал в 20 лет – с 1836 по 1857. Работал над масштабным полотном художник в Италии, куда уехал для усовершенствования мастерства на средства Общества поощрения художников.
2. Для картины Иванов сделал более 600 эскизов с натуры. Художник задумал изобразить на лицах «весь ход обращения человека ко Христу». Для этого Иванов много времени проводил в церквах, наблюдая за прихожанами. В Италии он искал натурщиков, напоминающих древних иудеев
Иванову было важно, чтобы люди получились «живыми». Если присмотреться к купающимся возле реки Иордан, действительно, ни одна эмоция, ни одно выражение лица не повторяются
3. Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна (1: 29–31) и третьей главе Евангелия от Матфея (3: 1-17).
4. Из-за скрупулезности, с которой Иванов подходил к созданию картины, сроки выполнения работы затягивались (предполагалось, что он поедет в Италию на четыре года). Художника даже обвиняли в лени. Однако Иванов на критиков не обращал внимания, и даже, несмотря на свое ухудшавшееся зрение и проблемы с финансами, живописец не стал ускорять работу в ущерб качеству.
Александр Иванов «Явление Христа народу» 1836-1857
5. Центром композиции, к которому притягивается взгляд зрителя, является Иоан Креститель. Он указывает на Спасителя
6. Фигуру Христа делит линия горизонта. Возможно, художник хотел показать, что Спаситель находится одновременно и на земле и на небе. Еще одна любопытная деталь: Христа как бы отделяют от всех остальных крест и копье в руках одного из легионеров. Эти предметы являются символами предстоящей казни.
7. На картине Иванов изобразил своего друга писателя Николая Гоголя. Он находится ближе всех ко Христу, а его терракотовая накидка перекликается по цвету с одеянием Спасителя. Правда, сходство с писателем более заметно на отдельном этюде. Вероятно, таким близким расположением автора «Мертвых душ» ко Христу, художник хотел показать духовность Гоголя. Кстати, писатель приезжал к Иванову в Италию. Он отмечал, что художника спрятался от людей и не выходит из мастерской, проводя все время в работе.
8. На картине можно найти и портрет самого Иванова. Художник изобразил себя в виде странника в синей накидке в тени Иоанна Крестителя
9. Закончил работу над полотном Иванов в 1957 году. Картина получилась огромная – 5,5 на 7,5 метров. О масштабной работе художника уже были наслышаны, но купить картину никто не мог, потому что она была сделана по заказу Академии художеств. Коллекционер Павел Третьяков купил эскизы к картине. После смерти Иванова «Явление Христа народу» купил император Александр II и подарил ее Румянцевскому музею. В Третьяковку картина попала в 1925 году.
10. «Явление Христа народу» стала картиной всей жизни Александра Иванова. После выставки картины и подготовительных этюдов к ней в Петербурге художник заболел холерой. Иванов скончался спустя шесть недель после открытия выставки в июле 1858 года в возрасте 51 года. Организм художника был ослаблен сложной работой, плохим питанием и тяжелым переездом из Италии. Мечта художника поехать в путешествие на восток так и не успела осуществиться.
Изображение Иисуса
Основная фигура этой картины — Иоанн Креститель. При этом Христос показан вдалеке. Но автор не преуменьшает его значимость в композиции. Художник представляет Иисуса как человека в обычной одежде. Но все в этой фигуре указывает на «сына Божьего»: и величественный шаг, и таинственность контуров, которая контрастирует с горными очертаниями.
Разглядеть лицо Христа практически невозможно, поэтому неясно, какие эмоции находятся на нем. Кажется, что здесь присутствует все: величие, покой, умиление, отрада. Фигура Иисуса выразительна и при этом неясна и размыта. Мессия несет загадочность и необъяснимость.
Это такая задумка художника. Он показал Мессию так по нескольким причинам:
- Он решил акцентировать не лицо и фигуру Иисуса, а реакцию толпы на явление Христа.
- Непосредственно христианство в те времена людям казалось таким же загадочным и необъяснимым.
Тема произведения
Иванов долго вынашивал идею нарисовать картину, которая изображает явление Мессии. Читая Евангелие, он решил написать полотно с библейским сюжетом. До этого такая тема в живописи использовалась итальянским художником Доменико Гирландайо в картине «Крещение святым Иоанном Христа».
Больше 20 лет продолжался труд художника. За несколько лет до этого он нарисовал картину «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Прежде чем приступить к написанию шедевра, Иванов нарисовал около 650 этюдов. Он упорно подбирал прототипы персонажей картины среди знакомых и обычных людей на улицах.
Каждый образ, как считал художник, должен представлять собой огромный мир с тяжелой судьбой. Трудясь над шедевром, он много раз менял изначально придуманную им композицию. В этом случае он отрекается от правил академической живописи. В свойственном лишь ему стиле Иванов реалистично изображает лица всех персонажей, передавая эмоции. Значительных успехов он также добивается в передаче объемности.
https://youtube.com/watch?v=Z-wjwI02aw0
Описание полотна
На первом плане находится группа иудеев, пришедших к водам Иордана, чтобы послушать Крестителя, смыть с себя грехи и принять крещение. Здесь изображены люди различных вероисповеданий, сословных классов и возрастов. Насколько сильные отличия между иудеями, нарисованными на полотне, настолько сильно отличны эмоции на их лицах: одни смотрят на Иоанна с умилением и тревогой перед явлением Христа, другие с недоверием и саркастической насмешкой, третьи с ненавистью и злостью.
В картине Иванов изображает богатого престарелого человека с рабом, у которого на шее находится веревка. Он сидит на корточках около хозяина и подает ему одеяние
Удивительно то, с каким вниманием раб внимает Иоанну. Смотря на него, можно убедиться, что он будет одним из ярых поклонников христианства
Так сильно впечатляют его слова пророка.
Возле Крестителя находятся апостолы: седобородый старик и женоподобный рыжий юноша. В толпе также есть Предтечи и «сомневающиеся». Это красивый юноша с черной бородой, глаза его смотрят вниз. Он закутывается в длинный зеленый хитон. Выражение его лица указывает на колебание и недоверие в речах Крестителя.
Еще один «сомневающийся» — седобородый человек в темной накидке, который вслушивается в речи Пророка. Возможно, это язычники, пришедшие послушать проповедь об Иисусе. Слева от них находится обнаженный мальчик и старик, который опирается на палку. Они только что провели обряд омовения в водах Священной реки и с упоением слушают Крестителя.
Справа группа людей, они смотрят на спускающегося Иисуса. Среди них находятся агрессивно настроенные первосвященники, которые являются староверами. Их лица выражают неприязнь к новой религии и полное равнодушие к происходящим событиям.
Выразительны изображения первого плана. Это полуголый юный человек с длинными рыжими волосами, он смотрит на Иисуса. Возле него находятся «дрожащие» мальчик с отцом. Они только окунулись в Иордан, приняв крещение. Дальше в толпе можно увидеть римских воинов, которых прислали смотреть за порядком, девушки, раскаивающийся грешник в бордовой накидке.
Описание полотна
На первом плане находится группа иудеев, пришедших к водам Иордана, чтобы послушать Крестителя, смыть с себя грехи и принять крещение. Здесь изображены люди различных вероисповеданий, сословных классов и возрастов. Насколько сильные отличия между иудеями, нарисованными на полотне, настолько сильно отличны эмоции на их лицах: одни смотрят на Иоанна с умилением и тревогой перед явлением Христа, другие с недоверием и саркастической насмешкой, третьи с ненавистью и злостью.
В картине Иванов изображает богатого престарелого человека с рабом, у которого на шее находится веревка. Он сидит на корточках около хозяина и подает ему одеяние
Удивительно то, с каким вниманием раб внимает Иоанну. Смотря на него, можно убедиться, что он будет одним из ярых поклонников христианства
Так сильно впечатляют его слова пророка.
Возле Крестителя находятся апостолы: седобородый старик и женоподобный рыжий юноша. В толпе также есть Предтечи и «сомневающиеся». Это красивый юноша с черной бородой, глаза его смотрят вниз. Он закутывается в длинный зеленый хитон. Выражение его лица указывает на колебание и недоверие в речах Крестителя.
Еще один «сомневающийся» — седобородый человек в темной накидке, который вслушивается в речи Пророка. Возможно, это язычники, пришедшие послушать проповедь об Иисусе. Слева от них находится обнаженный мальчик и старик, который опирается на палку. Они только что провели обряд омовения в водах Священной реки и с упоением слушают Крестителя.
Справа группа людей, они смотрят на спускающегося Иисуса. Среди них находятся агрессивно настроенные первосвященники, которые являются староверами. Их лица выражают неприязнь к новой религии и полное равнодушие к происходящим событиям.
Выразительны изображения первого плана. Это полуголый юный человек с длинными рыжими волосами, он смотрит на Иисуса. Возле него находятся «дрожащие» мальчик с отцом. Они только окунулись в Иордан, приняв крещение. Дальше в толпе можно увидеть римских воинов, которых прислали смотреть за порядком, девушки, раскаивающийся грешник в бордовой накидке.
Он ничего не делал, только рисовал
Работал Иванов с «дотошностью немецкого профессора». Для картины написано около четырехсот этюдов, портретных набросков, законченных пейзажей. Порой за один или два года удавалось найти лишь одного человека, который мог быть пригоден для одного или другого образа. Именно Иванов открыл для русского искусства эпоху пленэра. В его этюдах к большой картине деревья, камни, земля, вода обнаруживаются в своей вещественной первозданной сущности, словно сама природа открывается в первые дни творения и все в ней преображено светом, тенью, воздухом!
После живописи импрессионистов для нас это видится как должное, но в русском искусстве того времени Иванов был первопроходцем. К сожалению, в отличие от этюдов, в самой картине вся тончайшая световая игра, вся открытая художником пластика во многом засушены, все подчинено фигурной композиции, которая решалась в академическом строе. Но в целом это был гигантский труд.
Ивановский метод «сличения и сравнения»: эскизы головы Иоанна Крестителя. 1830–1840-е гг.
По сути, работа Иванова была его жизнью. Можно сказать, он ничего не делал, только рисовал. Всеми силами старался не возвращаться в Петербург — хорошо понимал, что в России, скорее всего, придется «служить» в ненавистной ему за косность и узость преподаваемых предметов Академии и повторить судьбу своего отца, профессора живописи, который всю жизнь оставался в жестких рамках академической системы и писал иконы для храмов без души, по заказу. Иванов не мог смириться с «выхолащиванием искусства».
При этом в Риме у него никакого житейского довольства, добровольное отшельничество, в письмах — постоянный лейтмотив безденежья. По сути — превращение жизни в житие, всепоглощающее служение. Очевидная параллель с монашеским служением, только своего рода культом становится искусство — можно назвать это «общечеловеческой болезнью» того времени.
При таком понимании живая жизнь Церкви часто уходит на второй план. Опасность, двойственность этой подмены хорошо ощущал Гоголь, живший некоторое время в Риме и, ставший для Иванова своего рода духовным авторитетом.