Детство и юность
Джованни Баттиста (Джанбаттиста) Тьеполо родился в конце XVII века, рос и воспитывался в небогатой венецианской семье. Отец был мелким морским торговцем незнатного происхождения, который не разбирался ни в науке, ни в искусстве.
Мать хотела для детей лучшего будущего, поэтому в апреле 1696 года мальчика крестил аристократ Дориа. Но эта фамилия, известная в городе, не прижилась в качестве псевдонима художника, о котором с течением времени заговорила Европа.
Джованни Баттиста Тьеполо — «Александр Великий и Кампаспа в мастерской Апеллеса»
После смерти главы рода Джанбаттиста с братьями и сестрами были вынуждены самостоятельно заботиться о своей судьбе. И случилось так, что биография мальчика оказалась связанной с художественным творчеством и прошла под влиянием Себастьяно Риччи и Паоло Веронезе.
Становление живописца проходило при участии Грегорио Ладзарини, который считался мастером Венецианской школы и автором картин в стиле рококо
Он сразу обратил внимание на талант юного Тьеполо и позаботился о том, чтобы в будущем подопечный обрел известность
И действительно, в годы учебы Джанбаттиста усовершенствовал приемы наставника и начал писать лики апостолов с использованием ярких тонов. Он стал получать заказы от итальянского дожа Джованни Корнаро и работал в его резиденции до поступления в Гильдию итальянских художников.
Живопись
В конце 1710-х годов Тьеполо покинул студию Ладзарини и приступил к самостоятельному созданию фресок в ряде часовен и церквей. Установлено авторство изображений на вилле в Массандзаго близ Падуи и храме Святого Евстафия и сподвижников, который называли Сан-Стае.
Стиль живописца проявился около 1720 года, когда ему была поручена работа по созданию сцен из «Книги Бытия». Во дворце Дионисо Дольфина, а также в соборе города Удине он сделал росписи под названием «Авраам и его сыновья».
Современники нарекли эти произведения набором холстов, полных остроумия и элегантности, определяющей чертой которых был легкомысленный и беззаботный настрой. Прохладная цветовая палитра создавала ощущение естественного дневного света, что делало картину реалистичной и почти живой.
Ранние шедевры, создававшиеся во втором десятилетии XVIII века, принесли мастеру много заказов от богатых и знатных семей. Он расписывал храм в Веролануова и скуолу Санта-Мария-дель-Кармело, а также капеллу Коллеони и ряд других итальянских церквей.
В 1740–1750-х годах Джанбаттиста работал над гравюрами и стал автором великолепных серий Capricci и Scherzi di fantasia. Они были изданы венецианским коллекционером, вдохновившимся фантастической темой и восточными персонажами, познававшими тайны бытия.
Джованни Баттиста Тьеполо — «Пир Клеопатры»
В тот же период слава Тьеполо достигла границ Западной Европы, и его пригласили украсить Вюрцбургскую резиденцию, которую проектировал Балтазар Нейман. Художник расписал потолок и стены, основываясь на мифологических сюжетах, и продемонстрировал склонность к символизму и многочисленным аллегориям.
В 1753 году живописец вернулся на родину в Венецию и стал избранным президентом Падуанской академии искусств. В это время он создал фрески для залов Палаццо Лабиа с изображением Клеопатры и Антония, исполненных нежных чувств.
Спустя десятилетие Джанбаттиста получил заказ от короля Карла III и в течение 9 лет работал над декорированием мадридского дворца. Он написал панегирические полотна, утверждавшие превосходство Испании, которые украсили стены будуаров и потолок тронного зала.
Скульптура Джованни Бернини
Великий итальянский скульптор и архитектор заслуженно считается гением барокко, его скульптуры живут и дышат. Одно из величайших достижений Дж. Бернини, «Аполлон и Дафна», является раннейработ скульптора, когда он еще трудился под покровительством кардинала Боргезе. Он создал ее в 1622–1625 годах.
Бернини удалось передать момент отчаяния и то, как движутся Аполлон и Дафна. Скульптура завораживает своей реалистичностью, бегущие находятся в едином порыве. Только в юноше видно желание овладеть девушкой, а та стремится любой ценой ускользнуть из его рук. Скульптура сделана из каррарского мрамора, ее высота 2,43 м. Талант и самоотверженность Джованни Бернини позволили ему закончить шедевр искусства за сравнительно небольшой срок. Сегодня скульптура находится в галерее Боргезе, в Риме.
Описание героев и сюжетной сцены
Когда Феб (Аполлон) увидел Дафну, дочь речного бога Пенея, в его сердце попала любовная стрела Купидона. Он был покорен красотой нимфы и воспылал к ней неистовой страстью. Купидон сыграл злую шутку, и направил в сердце Дафны другую стрелу, убивающую любовь. Прекрасной нимфе не суждено было когда-либо испытать ответного чувства. Увидев Аполлона, Дафна пустилась бежать от златовласого бога, а юноша, охваченный безудержной страстью, стал преследовать возлюбленную, умоляя не проявлять к нему холодность. Когда силы прекрасной нимфы были на исходе, она обратилась с мольбой к своему отцу, Пенею. Дафна просила бога, чтобы тот лишил ее красоты, причиняющей столько страданий и изменил ей тело, из-за которого рушилась вся жизнь. Не успела нимфа произнести последние слова своей молитвы, как начались невероятные метаморфозы.
Скованность охватила все тело Дафны, нежная кожа покрылась тонкой корой, волосы превратились в густую крону дерева, руки и плечи стали вдруг колыхающимися ветвями, ноги, принявшие форму сплетённых корней, вросли в землю, а лицо спряталось за слоем густой листвы. Несмотря на преобразования во внешности нимфы, Аполлон продолжал испытывать к ней страстную любовь. Даже в таком виде Дафна оставалось предметом обожания бога, он положил руку на ее грудь и почувствовал, как сердце бьётся под слоем коры. Аполлон обнял ветви, словно они по-прежнему были руками прекрасной девы, и расцеловал их. Дерево как будто сжалось от прикосновений влюбленного бога. Тогда Аполлон произнес следующие слова:
«Отныне, раз ты не можешь стать моей невестой, ты станешь моим деревом! Лавровым деревом! Венок из твоих листьев будет украшать мою голову. Мои лира и колчан для стрел будут изготовлены из твоих ветвей. Ты будешь всюду со мной, будешь слышать, как звучат радостные возгласы, прославляющие победы римских генералов, будешь видеть, как люди собираются на площади Капитолия, чтобы стать свидетелями торжественных военных шествий. Ты будешь стоять у дверей императора, служа ему в роли преданного стража. Седина никогда не коснется моих золотых волос, так и твоя листва останется вечно зеленой и молодой».
История жизни Джованни Баттиста Тьеполо
В 1750 году по просьбе князя-архиепископа Вюрцбургского Тьеполо приступил к росписям его резиденции. Он исполнил грандиозную фреску площадью 650 квадратных метров над лестницей в вестибюле дворца, в основе которой сюжета лежит прославление архиепископа Франконского и всей католической церкви. Тьеполо словно уничтожает плоскость потолка и уводит взгляд зрителя в безграничное голубое, пронизанное солнечными лучами небо. Множество фигур порхает среди облаков в легком головокружительном полете.
Оставляя в центре свободное пространство, художник располагает большинство действующих лиц у карниза, где изображены четыре страны света: Европа, Азия, Африка, Америка. Тут же аллегории наук, искусств, мифологические существа, античные боги, нимфы, наяды, обитатели экзотических стран, а также разнообразные звери, птицы, растения…
Встреча Антония и Клеопатры . 1747—50. Фрагмент
В 1753 году плафон вестибюля был закончен, и Тьеполо с сыновьями возвратился на родину. Поездка в Вюрцбург принесла художнику огромный успех и еще более укрепила его славу крупнейшего мастера монументально-декоративной живописи: в Венеции приглашения, заказы, почести следуют одни за другими. В 1756 году Тьеполо был избран президентом незадолго до того организованной Венецианской Академии живописи и скульптуры и одновременно-почетным академиком Пармской Академии.
К лучшим созданиям декоративного гения Тьеполо относятся его фрески в Виченце в вилле Вальмарана, относящиеся к 1757 году, где художник работал с учениками и своим сыном Джованни Доменико Тьеполо (1727-1804).
Последними большими работами мастера в Италии были плафоны «Триумф Геркулеса» в палаццо Каносса в Вероне и «Апофеоз семьи Пизани» бального зала виллы Пизани в Стра, а также исполненный по заказу русского двора плафон на холсте — «Триумф Марса» для большого Китайского дворца в Ораниенбауме. В апреле 1762 года художник покинул родину. Его пригласили в Мадрид ко двору Карла III для исполнения большой фрески в королевском дворце. К 1764 году художник завершил роспись плафона большого тронного зала. В том же дворце он исполнил еще два значительно меньших по размеру плафона. Кроме того, в Мадриде Тьеполо выполнил семь алтарных картин для церкви святого Паскаля (1767).
Несение креста . 1737—38
Последние годы жизни Тьеполо были омрачены соперничеством с испанским художником Рафаэлем Менгсом: «неоклассицизм» вытеснял уходившее в прошлое «барокко». Тьеполо обращался и к другим жанрам живописи, создав несколько великолепных портретов, ярких и выразительных: «Портрет Антонио Риккобоно» (ок. 1745), «Портрет Джованни Кверини» (ок. 1749).
Живописи художника не уступают по качеству исполнения его рисунки и офорты. Как рисовальщик и офортист Тьеполо является одним из величайших мастеров восемнадцатого столетия. Сотни его рисунков и две серии оригинальных офортов — «Каприччи» и «Скерци ди фантазиа» — отличаются оригинальностью образов, изобретательностью композиционных решений и, при лаконизме примененных средств, исключительной светосилой.
Особенности созданного шедевра
Многие посетители галереи Боргезе в Риме отмечают, что скульптура вызывает неоднозначное отношение к себе. На нее можно смотреть многократно, и каждый раз находить что-то новое в чертах изображенных богов, в их застывшем движении, в общей концепции.
В зависимости от настроения одни видят любовь и готовность отдать все за возможность обладать любимой девушкой, другие отмечают, какое облегчение изображено в глазах юной нимфы, когда тело ее превращается в дерево.
Восприятие скульптуры также меняется в зависимости от ракурса, с которого ее рассматривать. Не зря ее поставили в центре зала галереи. Это дает возможность каждому посетителю найти свою точку просмотра и сформировать собственное видение великого шедевра.
Другие музеи России
Картины бога Аполлона встречаются во всех музеях России. Одна из самых известных, но при этом печальных легенд об Аполлоне – миф о царице Фив Ниобе
Она по неосторожности хвалилась своими детьми, говорила, что они красивее Аполлона и Артемиды, а сама женщина плодовитее Лето. Лето пожаловалась божественным дочери и сыну, и те навлекли на семейство Ниобы страшную кару
Всех её детей и мужа Аполлон и Артемида пронзили своими стрелами.
Бог Аполлон в живописи часто показан через этот сюжет. Среди художников, обращавшихся к этой теме — Петр Шамшин. В 1836 г. он написал картину, отражающую самый трагический момент истории, когда Ниоба из последних сил пытается закрыть своих дочерей от кары небожителей. Картина бога Аполлона хранится в Ярославском художественном музее.
За свою картину тогда ещё совсем молодой художник удостоился большой золотой медали. Он мастерски изобразил трагедию, при этом не отошёл от правил классицизма и сохранил анатомию. Хотя на самом полотне не видно Аполлона и Афины, но можно заметить в левом верхнем углу стрелу, показывающую, что разгневанные боги близко.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Аполлон и Сивилла Кумская. Ок. 1945-1949 гг. Клод Лоррен.
Эрмитаж, Санкт-Петербург. Аполлон.
Эрмитаж, Санкт-Петербург. Менгс Антон Рафаэль. Аполлон на горе Парнас.
Русский музей, Санкт-Петербург. Карл Брюллов. Феб-Аполлон.
Влияние на искусство
Сюжет мифа «Аполлон и Дафна» относится к наиболее популярным в культуре эллинизма. Его обыгрывал в стихах Овидий Назон. Антиков поражало именно превращение прекрасной девушки в не менее красивое растение. Овидий описывает, как исчезает за листвой лицо, нежная грудь облекается корой, руки, воздетые в мольбе, становятся ветвями, а резвые ноги – корнями. Но, говорит поэт, красота остается. В искусстве поздней античности нимфа чаще всего также изображалась в момент своего чудесного превращения. Лишь иногда, как, например, в доме Диоскуров (Помпеи), мозаика представляет ее настигнутой Аполлоном. Но в последующие эпохи художники и скульпторы иллюстрировали лишь дошедший до потомков рассказ Овидия. Именно в миниатюрах-иллюстрациях к «Метаморфозам» впервые в европейском искусстве встречается сюжет «Аполлон и Дафна». Картина изображает превращение бегущей девушки в лавр.
Легенда об Аполлоне и Дафне
Аполлон был богом искусства, музыки и поэзии. Согласно легенде, однажды он прогневал юного бога Эрота, за что тот пустил в него стрелу любви. А вторую стрелу – антипатии – пустил Эрот в сердце нимфы Дафны, которая была дочерью речного бога Пенея. И когда увидел Аполлон Дафну, с первого взгляда в нем зажглась любовь к этой юной и прекрасной девушке. Он влюбился и не мог отвести взгляда от ее необыкновенной красоты.
Пораженная в сердце стрелой Эрота, Дафна с первого взгляда испытала страх и воспылала ненавистью к Аполлону. Не разделяя его чувств, она бросилась бежать прочь. Но чем быстрее Дафна пыталась убежать от преследователя, тем настойчивее был влюбленный Аполлон. В тот миг, когда он почти настиг свою возлюбленную, девушка взмолилась, обращаясь к отцу и прося помощи. В тот момент, когда она закричала в отчаянии, ноги ее начали деревенеть, приросли к земле, руки превратились в ветви, а волосы стали листьями лаврового дерева. Разочарованный Аполлон долго не мог прийти в себя, пытаясь принять неизбежное.
Изображения Аполлона как бога искусств
Антонио Зуччи, итальянский гравёр и художник, относящийся к эпохе неоклассицизма. 1767 г. Аполлон с лирой в окружении муз.
Помпео Джироламо Батони, живописец из Италии, творивший в XVIII в. На его полотне «Аполлон, дающий урок музыки» Феб оживает как великий творец и вдохновитель, наставник творческих людей. Нельзя не заметить, с каким воодушевлением он рассказывает своим ученикам о тонкостях искусства. Девушки рядом внимают также с огромным удивлением и интересом, они сами уже готовы творить музыку. Картина бога Аполлона была написана в 1741 г.
Аполлон и музы на Парнасе. Клод Лоррен.
Леписье Никола. Аполлон, оберегающий искусства (изображены в виде книг, кистей, красок, свитков и музыкальных инструментов.
Сальви Джованни Батиста (итальянский живописец). Музицирующий Аполлон.
Брене Николя-Гай. Аполлон возлагает лавровые венки на искусства.
Брайтон Ривьер. Аполлон играет на лире после победы над Пифоном.
Реньери Николо, Аполлон с музыкальным инструментом.
Генрих Мария фон Гесс, Аполлон с музами.
Темы
Целомудрие против похоти
Миф об Аполлоне и Дафне рассматривался как битва между целомудрием (Дафна) и сексуальным желанием (Аполлон). Когда Аполлон похотливо преследует Дафну, она спасается благодаря метаморфозе и заключению в лавровое дерево, что можно рассматривать как акт вечного целомудрия. Дафна вынуждена принести в жертву свое тело и стать лавровым деревом как единственной формой спасения от давления постоянных сексуальных желаний Аполлона. Аполлон вылепил себе венок из ее лавровых ветвей и превратил ее символ целомудрия в культурный символ для себя и других поэтов и музыкантов.
Хищник против добычи
В « Метаморфозах» Овидия , книга I: Аполлон и Дафна, Овидий использует животных, чтобы сделать эмоции персонажей более понятными для читателя. Овидий характеризует стремление Аполлона к Дафне как более животное, чем человеческое, и создает метафору хищника и его жертвы, чтобы показать связь между ними. Овидий пишет: «sic agna lupum, sic cerva leonem, sic aquilam penna fugiunt trepidante columbae», что означает: «Так молодой ягненок убегает от волка, таким образом лань убегает от льва, таким образом голубь убегает от орла, дрожа крыльями». Каждое животное, на которое охотятся, убегает от своего хищника, и в каждом случае хищник является более сильным животным. Слово «fugere» указывает на настойчивость и неподдельный страх перед хищником. Овидий использует слово «fugiunt» в настоящем времени, показывая, что жертва все еще убегает от хищника.
Использование животных Овидием позволяет нам по-настоящему понять, что происходит в моменты между Дафной и Аполлоном. Он умеет соотносить характеристики животных с персонажами своего рассказа. Овидий пишет: «hostēs quaeque suōs», что означает «каждый бежит от своих врагов». Это показывает нам серьезность ситуации, в которой она находится; Дафна рассматривает Аполлона не только как влюбленного в нее, но и как врага. Овидий также продолжает писать: «amor est mihi causa sequendi», что означает «любовь — причина моего следования». Продолжая рассказ об использовании животных Овидием для изображения отношений Аполлона и Дафны, эта цитата позволяет нам увидеть, как Аполлон следует за Дафной. Слово «преследование» вызывает ощущение преследования, как если бы животное преследовало свою добычу. Аполлон утверждает, что причина его следования — любовь, но тон, который мы получаем от этого, подобен животному, преследующему свою добычу из-за голода, как будто, не схватив эту добычу, они умрут.
Аполлон выражает обеспокоенность по поводу того, что Дафна пытается сбежать. Овидий показывает это, когда пишет: «moderatius, oro, curre fugamque igne», что означает: «Я прошу вас бежать помедленнее и сдерживать бегство». Овидий использует здесь анималистические термины, говоря «бегство». Он хочет, чтобы Дафна «сдерживала полет», что перекликается с голубем и орлом в предыдущих строках.
Эмоции Аполлона и Дафны
Дафна
В сказке об Аполлоне и Дафне можно было увидеть Аполлона как человека, обезумевшего от желания чего-то, чего он не может достичь: Дафны. Из-за того, что он преследует ее со злым умыслом, Дафна не может достичь своего желания вечной девственности. Во многих культурах некоторые женщины хотели сохранить девственность.
Сопротивление Дафны югалам (браку) и вири (мужчинам) ясно видно в описаниях ее Овидием. Когда она просит отца дать ей вечную девственность, ее физическое описание «patris … harens … cervice (485)», цепляющегося за шею ее отца, передает читателю как ее зависимость от отца, так и ее чувства утешения в ее нынешней ситуации.
По сравнению с крименом (преступлением), в той же строке Дафна названа «taedas exosa iugales (483)» или ненавидит супружеский брак. Эти сильные слова передают не только ее общую экзосу по отношению к югалам, но и ее страх отклониться от этого.
Во время самой погони Дафна считается «celer timore» или быстрой от страха. Не только ее «тимор» позволял ей скорость, но и ее сопротивление. Упорство и решимость Дафны выражены Овидием через ее взъерошенность стихийными силами: «Nudabant corpora venti, obviaque adversas vibrabant flamina vestes (497)», что означает «ветер обнажал ее кожу, а встречный ветер тряс одежду лицом к лицу. противоположное направление «.
Очевидно, что в своем превращении в лавровое дерево она достигла вечной девственности, поскольку была заключена как в прямом, так и в переносном смысле в своей новой форме, однако ее страх перед Аполлоном присутствовал всегда, поскольку даже в ее окончательной форме дерева она, как говорят, иметь «refugit tamen oscula lignum (556)», что переводится как «дерево снова убегает от поцелуев».
Аполлон
Есть три основных эмоции, которые Аполлон испытывает на протяжении трех основных частей истории: гордость, похоть и потеря.
В прологе к рассказу Аполлон испытывал такое высокомерие по отношению к Купидону, что Купидон решает изменить это навсегда. Когда эффекты Купидона начинают захватывать Аполлона, он наполняется страстью к Дафне, и она становится сильнее на протяжении всей погони. Как только Дафна трансформируется, желание Аполлона становится горем из-за потери Дафны, но оно продолжается, и он делает ее своей. Эта потеря проявляется в интенсивном использовании носовых согласных звуков, имитирующих звук стона, с потерями в этом примере.
Музеи Москвы
Коллекция Третьяковской галереи хранит одну из самых чувственных картин с изображением Аполлона – «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». Кипарис был спутником Аполлона, но однажды юноша застрелил своего любимого оленя. Кипарис так горевал, что в итоге пожелал уйти вслед за любимцем. В итоге он был превращён в дерево кипарис.
Гиацинта тоже считали одним из спутников Аполлона. Гиацинт был убит диском, брошенным Аполлоном, и обращён в одноимённый цветок гиацинт. Он вырос из крови Гиацинта. По другой версии, диск попал в Гиацинта, когда он закрыл собой бога.
Это полотно отличается весьма интересной историей. Несмотря на желание художника, А. А. Иванова, показать идиллическую картину со всей красотой античности, картина бога Аполлона так и осталась незаконченной. Автор чувствовал, что его желания слишком утопичны, что мир и собственное творчество не смогут им соответствовать.
Но даже неоконченная картина всё равно производит впечатление. Она показывает отдых бога солнца в окружении своих любимцев. Вся сцена дышит покоем и вдохновением, пока Аполлон с Кипарисом и Гиацинтом музицируют. Иванов, рисуя их образы, старался показать не только классическую красоту, но и живые, человечески чувства. Феба он срисовывал с головы статуи Аполлона Бельведерского, но старался вдохнуть в облик жизнь.
Для Иванова античность была не просто набором форм, образов, шаблонов, которым он старался следовать. Древняя Греция – это его золотой век и идеал, но стремление к нему ничего не дало художнику. И только картина хранит отголоски этих мечтаний.
История создания скульптуры
Как и многие другие скульптуры, изваяние «Аполлон и Дафна» Джованни Бернини заказал итальянский кардинал Боргезе. Скульптор начал работать над ней в 1622 году, однако ему пришлось прерваться для более срочного задания кардинала. Оставив незаконченным изваяние, Бернини принялся за Давида, а затем вернулся к прерванной работе. Статуя была закончена спустя 3 года, в 1625 году.
Чтобы оправдать наличие в коллекции кардинала скульптуры с языческим уклоном, было придумано двустишие, описывающее мораль изображенной сценки между героями. Его смысл заключался в том, что тот, кто бежит за призрачной красотой, останется лишь с ветвями и листьями в руках. Сегодня скульптура, изображающая финальную сцену кратковременных отношений Аполлона и Дафны, стоит в середине одного из залов галереи и является его тематическим центром.
Легенда об Аполлоне и Дафне
Аполлон был богом искусства, музыки и поэзии. Согласно легенде, однажды он прогневал юного бога Эрота, за что тот пустил в него стрелу любви. А вторую стрелу – антипатии – пустил Эрот в сердце нимфы Дафны, которая была дочерью речного бога Пенея. И когда увидел Аполлон Дафну, с первого взгляда в нем зажглась любовь к этой юной и прекрасной девушке. Он влюбился и не мог отвести взгляда от ее необыкновенной красоты.
Пораженная в сердце стрелой Эрота, Дафна с первого взгляда испытала страх и воспылала ненавистью к Аполлону. Не разделяя его чувств, она бросилась бежать прочь. Но чем быстрее Дафна пыталась убежать от преследователя, тем настойчивее был влюбленный Аполлон. В тот миг, когда он почти настиг свою возлюбленную, девушка взмолилась, обращаясь к отцу и прося помощи. В тот момент, когда она закричала в отчаянии, ноги ее начали деревенеть, приросли к земле, руки превратились в ветви, а волосы стали листьями лаврового дерева. Разочарованный Аполлон долго не мог прийти в себя, пытаясь принять неизбежное.
История создания скульптуры
Как и многие другие скульптуры, изваяние «Аполлон и Дафна» Джованни Бернини заказал итальянский кардинал Боргезе. Скульптор начал работать над ней в 1622 году, однако ему пришлось прерваться для более срочного задания кардинала. Оставив незаконченным изваяние, Бернини принялся за Давида, а затем вернулся к прерванной работе. Статуя была закончена спустя 3 года, в 1625 году.
Чтобы оправдать наличие в коллекции кардинала скульптуры с языческим уклоном, было придумано двустишие, описывающее мораль изображенной сценки между героями. Его смысл заключался в том, что тот, кто бежит за призрачной красотой, останется лишь с ветвями и листьями в руках. Сегодня скульптура, изображающая финальную сцену кратковременных отношений Аполлона и Дафны, стоит в середине одного из залов галереи и является его тематическим центром.
Рождённый в изгнании
В мифах Древней Греции Аполлон предстаёт перед нами как один из самых значимых богов-олимпийцев. Это неудивительно, ведь его отцом был сам Зевс. Матерью Аполлона и его сестры-близнеца Артемиды стала красавица Лето. Как нередко бывало, Зевс не добился от неё благосклонности, а потому решил действовать хитростью. Бог обратил Лето в перепёлку, сам же стал перепелом, после чего соблазнил возлюбленную.
Вряд ли связь с Зевсом принесла радость Лето. Узнав об измене супруга, ревнивая Гера наслала страшного змея Пифона на женщину, что уже носила под сердцем двух детей. Лишь на острове Делос с помощью владыки морей Посейдона Лето смогла найти покой и наконец родить малышей. Новорождённому Аполлону Гефест подарил лук и стрелы, а воспитательницей его стала сама Фемида, богиня справедливости.
Александр Андреевич Иванов «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», 1831-1834 годаМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияДоставлена в музей в 1925 из Румянцевского музея
История, воплощенная в искусстве
Аполлон и Дафна, история которых поражает отчаянием и трагизмом, вдохновляли многих великих художников, поэтов, скульпторов на протяжении всей истории. Художники старались изобразить бег на своих полотнах, скульпторы пытались передать силу любви и осознание собственного бессилия молодого бога Аполлона.
Известным произведением, достоверно отображающим трагизм этой истории, было полотно А. Поллайоло, который в 1470 году нарисовал картину с одноименным названием «Аполлон и Дафна». Сегодня она висит в Лондонской национальной галерее, привлекая взгляды посетителей реалистичностью изображенных героев. На лице девушки читается облегчение, в то время как Аполлон опечален и раздосадован.
Яркий представитель стиля рококо Джованни Баттиста Тьеполо даже изобразил на своей картине «Аполлон и Дафна» отца девушки, который помогает ей избежать преследователя. Однако на лице его читается отчаяние, ведь цена такого избавления слишком высока – его дочери больше не будет среди живых.
Но наиболее удачным произведением искусства по мотивам мифа можно считать скульптуру Джованни Лоренцо Бернини «Аполлон и Дафна». Ее описание и история заслуживают отдельного внимания.
Мифическая история Аполлона и Дафны
Однажды Аполлон (в древнегреческой мифологии бог Солнца, покровитель искусств и музыки), после очередного свершенного подвига пришел к Эросу. Рассказывая богу любви о своем бесстрашии и всячески выхваляясь перед ним, Аполлон стал насмехаться над властелином сердец, указывая на то, что подобных подвигов тот никогда не совершал. Разгневанный таким поведением Эрос пообещал наказать обидчика, уготовив для него две стрелы: золотую, способную разжечь страсть любви, и свинцовую, рождавшую безразличие и антипатию. Когда Эрос, подкараулив Аполлона, пронзил его сердце стрелой любви, тот, увидав Дафну, воспылал к ней неистовой любовью. В тот же миг Эрос выпустил свою вторую стрелу, поразив ею сердце прекрасной нимфы. С тех пор Дафна испытывала к Аполлону лишь отвращение и всячески пыталась избегать его.
Как-то раз Аполлон помчался за своей возлюбленной, пытаясь настигнуть ее и покорить. Убегая от Аполлона, чтобы сохранить целомудрие и остаться безбрачной, она обратилась к родителям с мольбой уберечь ее от преследователя. Дафна, согласно мифу, была обращена в лавровое дерево, а Аполлон, в память о ней, сделал его вечнозеленым. С тех пор, лавр стал для Аполлона священным.
Историческая справка
«Аполлон и Дафна» – это последнее произведение в серии скульптур, выполненных молодым Бернини по поручению его покровителя, кардинала Шипионе (Сципионе) Боргезе. После создания статуи «Плутон и Прозерпина», которую заказчик подарил известному меценату, коллекционеру и ценителю искусства Людовико Людовизи, художник сразу же начал трудиться над изваянием «Аполлон и Дафна». Основная часть работы была выполнена в 1622 – 1623 годах. Затем последовал небольшой перерыв, связанный, скорее всего, с созданием скульптуры «Давид». Свои окончательные формы произведение пластики по мотивам поэмы Овидия приобрело в 1625 году. Как свидетельствуют документы, в сентябре скульптура «Аполлон и Дафна» была перевезена на виллу Боргезе, в Риме.
По одной из версий Бернини заканчивал работу над статуей не в одиночку, художнику помогал его ученик, Джулиано Финелли. Считается, что именно благодаря вкладу талантливого подмастерье в скульптуре появились искусно выполненные детали (ветви, кора, растрепанные локоны волос), помогающие передать превращение Дафны из нимфы в дерево. В то же время многие искусствоведы склонны не преувеличивать значимость роли Финелли.
Скульптура рассчитана на круговой обзор, Бернини пытался найти ракурс, позволяющий одновременно видеть эмоции и Аполлона, и Дафны, с тем чтобы сюжет произведения становился сразу понятен зрителю, и не возникало необходимости обходить статую с разных сторон.
Аполлон и Дафна в искусстве
« Аполлон и Дафна» Джана Лоренцо Бернини .
Между 1622 и 1625 годами Джан Лоренцо Бернини изваял мраморную статую в стиле барокко в натуральную величину, названную Аполлон и Дафна . Аполлон сжимает бедро Дафны, преследуя ее, когда она убегает, чтобы спастись от него. Аполлон носит лавровую корону, а Дафна изображена на полпути ее превращения в лавровое дерево с руками, уже превращающимися в его ветви, когда она бежит и взывает к отцу спасти ее от Аполлона.
Художник 18 века Джованни Баттиста Тьеполо в ок. 1743-1744 написал маслом, изображая Дафну, которая только начинала свою метаморфозу с преследующим Аполлоном. Сейчас он висит в Лувре в Париже.
Такие художники, как Антонио дель Поллайоло и его брат Пьеро, часто манипулировали сценами из греческой мифологии в контексте их периодов времени. На картине Поллайоло Аполлон и Дафна оба изображены в одеждах эпохи Возрождения , а Дафна превращается в лавровое дерево. Он висит в Национальной галерее в Лондоне .
Утверждалось, что «Поцелуй » Густава Климта — это картина, символизирующая поцелуй Дафны Аполлоном в тот момент, когда она превратилась в лавровое дерево.
Музеи Италии и Греции
Картина «Аполлон и стадо Адмета» нидерландского пейзажиста Корнелиса ван Пуленбурга, выставленная в Палаццо Питти, Флоренция, Италия, показывает, что не всегда боги Олимпа управляли людьми. Иногда сами смертные становились теми, кому служат небожители.
Аполлон подвергся такому наказанию из-за убийства циклопов, которые ковали молнии для отца бога, громовержца Зевса. На такую месть сам Феб решился из-за того, что Зевс поразил этими молниями Асклепия, сына Аполлона. Асклепий как бог врачевания воскресил человека, но громовержец посчитал, что этот поступок претит обычному порядку вещей.
Зевс был готов покарать и самого Аполлона, отправить его в Тартар, но за сына вступилась Лето. Она выпросила у верховного бога более мягкого наказания, и Аполлон был на время изгнан с Олимпа, чтобы пасти коров для короля Феры Адмета.
Хотя это поручение выглядело достаточно простым, от бога потребовалось немало усилий, чтобы сохранить стада. Например, их однажды украл Гермес, ещё один сын Зевса. Хотя коров удалось вернуть, Аполлон позже сам их отдал Гермесу, обретя взамен один из своих главных атрибутов – лиру. Именно этот сюжет воспроизвёл Клод Лоррен на полотне картины бога Аполлона «Пейзаж с Фебом и Меркурием». Картину можно найти в частной галерее Дориа-Памфили в Риме.
Мантуя, Италия. Паллацо дель Те. Фрагмент работы итальянского живописца Джулио Романо «Совет богов».Часть с Аполлоном.
Паллацо дель Те в Мантуе, Италия. Джулио Романо. «Свадьба Амура и Психеи», часть «Дань Аполлону».
Скульптура Джованни Бернини
Великий итальянский скульптор и архитектор заслуженно считается гением барокко, его скульптуры живут и дышат. Одно из величайших достижений Дж. Бернини, «Аполлон и Дафна», является раннейработ скульптора, когда он еще трудился под покровительством кардинала Боргезе. Он создал ее в 1622–1625 годах.
Бернини удалось передать момент отчаяния и то, как движутся Аполлон и Дафна. Скульптура завораживает своей реалистичностью, бегущие находятся в едином порыве. Только в юноше видно желание овладеть девушкой, а та стремится любой ценой ускользнуть из его рук. Скульптура сделана из каррарского мрамора, ее высота 2,43 м. Талант и самоотверженность Джованни Бернини позволили ему закончить шедевр искусства за сравнительно небольшой срок. Сегодня скульптура находится в галерее Боргезе, в Риме.