Интересные сведения о авторе
Эль Греко – испанский художник, известный в качестве создателя уникальной картины «Кающаяся Мария Магдалина». Несмотря на псевдоним, под которым мастер творил свои шедевры, все полотна были подписаны настоящем именем творца. Своего успеха Эль Греко достиг благодаря талантливому учителю – Тициану. Большинство творений художника выполнены по-особенному:
- Первичный сюжет каждого полотна осуществлялся на белом грунте.
- Далее Эль Греко приступал к нанесению коричневого полотна, который получался в результате жженого умбра.
- Все красящие составы применялись таким образом, чтобы белый грунт не сильно зарисовывался, а слегка просвечивался.
- Все образы выполнялись в светлых оттенках, что позволило создать серый перламутровый оттенок.
- Зачастую коричневая краска так и оставалась не затронутой.
- Последний этап создания картин, Эль Греко наносил тонкий слой краски.
Также стоит отметить, что все образы художника, особенно образ полотна «Кающаяся Мария Магдалина», были одухотворенными, что максимально приближало его к маньеристам. Художнику приходилось писать картины до последних дней, поскольку у него не было последователей. Тем не менее, такой фактор не сломил творца и его творчество осталось жить на многие века вперед.
Описание
В правом верхнем углу полотна располагается ветка с листвой. Стоит отметить, что на ветви ровно 15 листьев. В левом же верхнем углу расположены птицы. Некоторые искусствоведы отмечают, что это колибри, однако многие ученые склоняются к тому, что это дикие утки. В центре полотна располагается сама Мария Магдалина с покрасневшим от стыда лицом.
О прежней распутной жизни женщины свидетельствуют ее распущенные и расположенные в хаотичном порядке локоны волос. Однако правая рука женщины старается прикрыть оголенную грудь. Следовательно, в героине проснулась совесть.
Так, каждая черта женщины бросает вызов инквизиции. Об этом свидетельствует и пейзаж, располагающийся на заднем фоне. Он написан не только с целью заполнить пространство. Для заднего фона художником не зря были выбраны серо-коричневые оттенки, которые свидетельствуют о жестоких и страшных происшествиях, в которых людям приходилось не жить, а выживать.
Все картины Эль Греко отличаются невероятным взглядом. Особенно хорошо на полотне «Кающаяся Мария Магдалина» получился правый глаз, под которым виднеется рот и якобы задается вопрос. Особого внимания заслуживает тело женщины. Оно нежное, нарисованное теплыми красками. Несомненно, Мария Магдалина – женщина не из рабочей семьи. Ее руки не знают ни ран, ни царапин, а уж тем более мозолей. Именно поэтому Эль Греко показывает, что женщине придется столкнуться с немалыми трудностями.
На коленях женщины располагается книга и череп. Сегодня крайне сложно понять, кто был моделью Эль Греко при написании картины «Кающаяся Мария Магдалина». С левой стороны от черепа располагается графин, наполненный жидкостью. Зрителя также интересует, что за жидкость в данном графине: яд, вину или вода? Но никто не знает ответ на данный вопрос. Тем не менее, вкус напитка приятный.
Краткие сведения о картине «Кающаяся Мария Магдалина»
Эль Греко – выдающийся художник, который отобразил Кающуюся Марию Магдалину – жену-мироносицу, которая была самой преданной последовательницей Иисуса Христа. На холсте Эль Греко изобразил Кающуюся Марию Магдалину в необыкновенном ракурсе – на побережье моря. Такая локация женщины побуждает зрителя к вопросу: «Что она делает в столь поздний час возле моря?». Ответ достаточно прост: женщина пришла покаяться.
Картина «Кающаяся Мария Магдалина» обладает следующими характеристиками:
- Эль Греко написал картину в 1578 году.
- Полотно достигает размера 157х121 см.
- Картина написана масляными красками.
- Сегодня холст «Кающаяся Мария Магдалина» располагается в Музее изящных искусств в городе Будапешт.
Стоит отметить, что многие живописцы изображали в своих работах образ прекрасной грешной женщины. Однако ни одна из них не обладала стольким убеждением, как «Кающаяся Мария Магдалина» Эль Греко. Именно у этого мастера женщина получилась с неким огоньком. Именно здесь видна оригинальная манера покаяния души и тела, которые передают глубокое раскаивание о своей прежней жизни.
Алтарные образы церкви Санто Доминго эль Антигуо в Толедо (1577-1579)
«Воскресение Христа» (1577-1579)
Картина «Воскресение» была написана Эль Греко для бокового алтаря (правого) церкви Санто Доминго эль Антигуо (Толедо), вероятно, в 1577-1579, сразу после завершения Центрального алтарного образа. Обязательное изображение на полотне Св. Идельфонса, покровителя Толедо, было упомянуто в договоре.
Вероятно в образе Св. Идельфонса художник представил портрет заказчика — дона Диего де Кастилья, декана Кафедрального собора в Толедо. Фигура уравновешивает композицию, изображающую сверхъестественную сцену появления воскресшего Христа перед римскими солдатами, охранявшими Его гробницу. Ритм цветовых пятен, позы застывших фигур, все их жесты, изгибы белого полотнища, складки одеяний, грани каменных глыб – все тщательно уравновешено, пригнано в соответствие с общим композиционным замыслом.
Легкая фигура Христа словно парит над тяжелыми человеческих фигур в доспехах, над массами камней. Однако, бледная и светящаяся, Его фигура все же материальна и находится в реальном пространстве. Все эти черты исчезают в более позднем произведении на эту же тему (написана в 1596-1600, сейчас хранится в Прадо, Мадрид).
«и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею
и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.
Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.
На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату
и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну;
итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.
Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;
вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;
устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;
Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;
Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,
и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.
И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.
Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.
Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.
Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.
И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам,
и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали;
и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.
Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня»
Евангелие от Матфея 27:59-66, 28:1-15.