Венские каникулы: почему стоит поехать на выставку дюрера в альбертине

Личная жизнь

В 1494 году Альбрехт Дюрер по настоянию отца женился на Агнессе Фрей, представительнице старинного рода. Как это часто случалось в те времена, молодые люди не виделись до свадьбы. Единственной весточкой от жениха стал автопортрет. Дюрер не был поклонником института семьи и посвящал себя творчеству. Супруга оставалась холодна к искусству. Возможно, в этом причина того, что личная жизнь мастера связана исключительно с его работами.


Альбрехт Дюрер и его жена Агнесса Фрей

Сразу после венчания Альбрехт покинул юную супругу, уехав в Италию. Он оставался безэмоциональным по отношению к жене всю совместную жизнь. Дюрер получил признание, обзавелся статусом и положением в обществе, но так и не достиг согласия с Агнесс. Союз не принес потомства.

Святой Иероним в пустыне


Святой Иероним Стридонский изображен во время своего скита в Халкидской пустыне. Он окружен всеми символами, традиционно приписываемыми ему: прирученный лев, кардинальские шляпа и одежды на земле (символ отказа от земных почестей), книга (он перевел на латинский Ветхий и Новый Заветы), камень, который он использовал, чтобы бить себя в грудь, и распятие.

Кстати, Иероним считается покровителем переводчиков.

На обратной стороне картины тоже есть изображение — интригующий образ, напоминающий метеор или комету. Возможно, при его создании Дюрер вдохновлялся изображением комет в Нюрнбергской хронике 1493 года.

Эпоха Альбрехта Дюрера

Альбрехт Дюрер – выдающийся немецкий художник экстраординарного таланта, график, гравёр, рисовальщик, гуманист, ученый и теоретик искусства. Его разносторонняя творческая мысль охватывает широкое поле изысканий: он занимался архитектурой, математикой, механикой, скульптурой, музыкой, словесностью, изучал строительство и сооружение оборонительных укреплений.

В свои последние годы этот выдающийся творец больше писал об искусстве, чем создавал новые произведения. Последняя его работа, написанная маслом, – «Четыре апостола» (или «Четверо святых»). Она закончена в 1526 году и преподнесена Дюрером в подарок Совету города Нюрнберга.


Четыре апостола, 1526 г.

Он создал и сохранил обширный литературный архив: автобиографические записки, письма, «Дневник путешествия в Нидерланды». Перу и мысли Дюрера принадлежат трактаты: 1525 год – «Руководство к измерению», 1527 год – «Наставление к укреплению городов», 1528 год – «Четыре книги о пропорциях».

Святой Иероним (1521)

Картина «Святой Иероним» была написана весной 1521 года и была преподнесена в подарок близкому другу художника Родриго Фернандесу Альмада. Натурой для выполнения портрета св. Иеронима послужил 93-летний старик из Антверпена. На наброске старик изображён с закрытыми глазами, а на картине св. Иероним смотрит на мир мудрым и проницательным взглядом. Его левая рука показывает пальцем на череп. Это предупреждение, что всему приходит конец, и за свои поступки придётся отвечать на Страшном Суде. За спиной святого висит распятие, как символ христианства.

Ярко-красное облачение святого эффектно смотрится на глубоком зелёном фоне стены. Пышная седая борода прописана тончайшими мазками, и подчёркивает тёмную кожу старческого лица. Это замечательная картина является вершиной мастерства художника.

14

Детство и юность

Деятель эпохи Возрождения появился на свет в Нюрнберге 21 мая 1471 года в семье венгров, мигрировавших в Германию. Немецкий живописец – 3 ребенок из 18 детей ювелира. К 1542 году в живых остались только трое братьев Дюрер: Альбрехт, Эндрес и Ханс.


Родители Альбрехта Дюрера

В 1477 году Альбрехт уже был учеником латинской школы, а дома часто помогал отцу. Родитель лелеял надежды, что мальчик продолжит семейное дело, но биография сына сложилась иначе. Талант будущего живописца стал заметен рано. Получив первые знания от отца, мальчик задался целью учиться у гравера и живописца Михаэля Вольгемута. Дюрер-старший недолго негодовал и отправил Альбрехта под опеку кумира.

Мастерская Вольгемута имела безупречную репутацию и популярность. 15-летний юноша перенял навыки живописи, рисунка и гравирования по дереву и меди. Дебютом стал «Портрет отца».


Автопортрет Альбрехта Дюрера в детстве

С 1490 по 1494 годы Альбрехт путешествовал по Европе, обогащая знания и набираясь опыта. В Кольмаре Дюрер работал с сыновьями Мартина Шонгауэра, которого не успел застать в живых. Альбрехт был вхож в круг гуманистов и книгопечатников.

В путешествии молодой человек получил письмо от отца, оповещавшего о договоренности с семейством Фрей. Благородные родители согласились выдать дочь Агнесс замуж за Альбрехта. Он обрел новый статус и завел собственное дело.

Молодой заяц

Синопсис

Шедевральная работа немецкого искусства эпохи Возрождения «Молодой заяц», авторства Альбрехта Дюрера, является одной из первых работ, в которой раскрывается тема природы и стиль художника. Животное окрашено, как и более поздняя работа «Большой кусок луга» (1503, Альбертина), в гиперреалестичной манере, придающей правдоподобности.

Акварельный заяц — пример детального реализма Северного Возрождения, стиля, возникшего в фламандской живописи 15-го века. Одним из самых известных представителей этого направления был Ян ван Эйк (1390–1441).

Дюрер

Альбрехт известен также, благодаря ксилографии и ряду гравюр, чему поспособствовал отец-ювелир. Кроме этого, за плечами Дюрера есть серия инновационных автопортретов, увлечение ландшафтным дизайном, растениями и животными, возникшее во время путешествий в Германии и Италии. Визиты Дюрера в Италию, к слову, дали мастеру представления о популярных методиках и тенденциях эпохи Возрождения.

В работах живописца можно увидеть синтез идей и приемов средневековой живописи и искусства ренессанса.

Описание работы

Фрагмент работы

До сиз пор не известно, создан ли «Молодой заяц» целиком в мастерской или автор сделал наброски животного в дикой природе, а затем завершил работу в закрытом помещении. Некоторые искусствоведы утверждают, что отражение оконной рамы в глазах зайца может доказывать последнее. Однако, автор известен тем, что использует отражения как метод придания дополнительной естественности и реалистичности своим персонажам. Многим экспертам, наиболее вероятным кажется то, что Дюрер использовал чучело животного для окраски, после создания эскизов и заметок в дикой природе.

Конечно, реалистичность зайца впечатляет. Для этого Дюрер применяет сложную структуру и впечатляюще использует светотень. Помимо того, что ему удалось выделить уши и каждый волос на всем туловище модели, также создать эффект теплого золотого света, придающего жизненной энергии зайцу.

Фрагмент работы

Изначально, Дюрер создал контур фигуры, а затем покрыл работу коричневой краской. В дальнейшем, используя совокупность темных и светлых мазков окрасил мех, используя акварельные краски. Следующим шагом стало добавление мелких деталей, вроде усов и отражение окна в глазах. После окончания работы с акварелью, мастер нанес гуашью ряд мазков, для придания меху необходимой структуры. Наконец был добавлен ряд белых бликов, что придало объемности животному.

Биография

Юность

Альбрехт Дюрер ‒ отец художника, приехал в Нюрнберг из Венгрии. Он был ювелиром. В 40 лет женился на 15-летней Барбаре Хольпер. У пары родилось 18 детишек, но до взрослых лет дожили только 4 ребенка. Среди них оказался Альбрехт младший ‒ будущий великий художник, появившийся на свет 21 мая 1471 г.

1486 Портрет Альбрехта Дюрера старшего

Маленький Альбрехт ходил в латинскую школу, где научился письму и чтению. Вначале он постигал ювелирное искусство у отца. Однако у мальчика проявился талант к рисованию, и отец, нехотя, отдал его в обучение к известному немецкому художнику Михаэлю Вольгемуту. Там молодой человек научился не только писать картины, но и делать гравюры.

По окончании обучения, в 1490 г. Дюрер отправляется в дорогу, чтобы набраться опыта у других мастеров. За 4 года он посетил Страсбург, Базель, Кольмар. Во время поездки Альбрехт обучается у сыновей известного гравюриста Мартина Шонгауэра.

В 1493 г. Дюрер женится на Агнессе Фрей. Это был брак по расчету, жену Альбрехту подобрал отец, пока сын гостил в Страсбурге. Брак оказался бездетным и не совсем счастливым, но супруги до конца жили вместе. После женитьбы Альбрехт Дюрер смог открыть свою мастерскую.

1495 Моя Агнесса

Италия

В первый раз в Италию немецкий художник поехал в 1494 г. Около года он жил в Венеции, побывал и в Падуе. Там он впервые увидел творчество итальянских художников. По возвращению домой Альбрехт Дюрер стал уже знаменитым мастером. Особенно большую славу принесли ему гравюры. После смерти отца в 1502 г., Альбрехт берет на себя заботу о матери и братьях.

1496 Мадонна под аркой

 В 1505 г. художник опять едет в Италию, чтобы разобраться с местными плагиаторами, копирующими его гравюры. В полюбившейся Альбрехту Венеции он прожил два года, изучая Венецианскую школу живописи. Особенно Дюрер гордился дружбой с Джованни Беллини. Посетил он и такие города, как Рим, Болонья, Падуя.

1506 Христос среди книжников

Покровительство Максимилиана I

По возвращении из Италии Дюрер покупает большой дом, который сохранился до наших дней. Сейчас там находится музей художника.

В это же время он входит в состав Большого нюрнбергского совета. Мастер много работает над художественными заказами и гравюрами.

В 1512 г. художника берет под свое покровительство император Максимилиан I. Дюрер делает для него несколько заказов. Вместо платы за работу император назначил художнику ежегодную пенсию. Выплачивать ее должен был г. Нюрнберг за счет денег, перечисляемых в государственную казну. Однако, после смерти Максимилиана I в 1519 г., город отказался выплачивать пенсию Дюреру.

1519 Император Максимилиан I

Поездка в Нидерланды

В дневнике Альбрехта Дюрера подробно описывается путешествие в Нидерланды, которое он совершил с супругой в 1520 ‒ 1521 годах. Во время этой поездки Дюрер знакомится с творчеством местных художников. Он уже был достаточно знаменит, и его везде тепло принимали, оказывая почести. В Антверпене ему даже предлагали остаться, пообещав денежное содержание и дом. В Нидерландах мастер познакомился с Эразмом Роттердамским. Его охотно принимают у себя местные аристократы, ученые, обеспеченные буржуа.

1521 Портрет Бернарда фон Ризена

Такую длительную поездку Дюрер предпринял для того, чтобы подтвердить свои права на пенсию у Карла V, который стал новым императором Священной Римской империи. Художник побывал на его коронации в Аахене. Карл V удовлетворил просьбу Дюрера. В 1521 г. мастер вернулся домой, в родной Нюрнберг.

В Нидерландах Дюрер подхватил малярию. Болезнь мучила его долгих 7 лет. Великий художник скончался 6 апреля 1528 г. Ему было 56 лет.

«Большой кусок луга» («Травы»), Дюрер

Год написания: 1503Размер: 40,8 × 31,5 смМестонахождение: Галерея Альбертина, Австрия, Вена

Вариант 1 — Кратко

7 предложений/ 81 слово

Картина Альбрехта Дюрера «Большой кусок луга» («Травы») — это знаменитая акварель художника, на которой изображены луговые растения. Они хаотично расположились на коричневой болотистой почве.

Здесь можно увидеть овальные собранные в пучки листья, очень похожие на подорожники, колоски и одуванчики. Автор тщательно и с любовью прорисовывает каждую травинку, так что картина по своей точности и реалистичности становится похожей на фотографию.

Фоном для изображения луговых трав служит серое небо. Оно кажется пасмурным, предвещающим скорое начало дождя. Об этом сигнализируют и закрытые бутоны одуванчиков.

Вариант 2 — Подробно

18 предложений/ 214 слов

Акварельный рисунок Альбрехта Дюрера «Большой кусок луга» («Травы») стал одной из наиболее известных работ художника, посвящённых теме наблюдения за природой. На своей картине живописец изобразил растения с точностью истинного ботаника.

Перед нами большой кусок дёрна. На тёмной болотистой почве хаотично расположились разнообразные зелёные травы. Среди них есть овальные листья, напоминающие по форме подорожники и собранные в такие же пучки, расположившиеся в разных местах полотна.

Чуть поодаль к небу простираются аккуратные тонкие колоски. Пространство между ними заполнено острыми травинками разных размеров. На заднем плане изображены одуванчики. Сейчас бутоны этих цветов плотно закрыты и наклонены в разные стороны. Вероятно, Дюрер рисовал свою картину ранним утром, когда одуванчики ещё не успели проснуться. А возможно, на улице просто была пасмурная погода и цветы закрылись перед дождём. Вторая версия кажется более вероятной, поскольку небо на картине выглядит серым и печальным. Оно словно сплошь затянуто тучами.

Удивительная точность, с которой Дюрер изобразил луговые растения, поражает зрителя. Картина художника выглядит, словно фотография, сделанная в наши дни. Здесь аккуратно и кропотливо прописана каждая травинка, только грунт изображён неровными грубыми мазками, что в целом лишь добавляет полотну реалистичности.

Картина «Травы» — это не просто доказательство удивительного таланта Дюрера. Это также произведение, которое мог создать лишь истинный творец, способный увидеть прекрасное в самых простых вещах и показать своим зрителям, насколько чудесен окружающий их мир.

см. также:Все сочинения-описания картин

Личная жизнь

В 1494 году Альбрехт Дюрер по настоянию отца женился на Агнессе Фрей, представительнице старинного рода. Как это часто случалось в те времена, молодые люди не виделись до свадьбы. Единственной весточкой от жениха стал автопортрет. Дюрер не был поклонником института семьи и посвящал себя творчеству. Супруга оставалась холодна к искусству. Возможно, в этом причина того, что личная жизнь мастера связана исключительно с его работами.

Альбрехт Дюрер и его жена Агнесса Фрей

Сразу после венчания Альбрехт покинул юную супругу, уехав в Италию. Он оставался безэмоциональным по отношению к жене всю совместную жизнь. Дюрер получил признание, обзавелся статусом и положением в обществе, но так и не достиг согласия с Агнесс. Союз не принес потомства.

Ранний автопортрет пером

По окончании обучения каждый художник по традиции того времени отправлялся в странствие. Путешествуя, он должен был набираться опыта у мастеров из далёких земель. По этому пути пошёл и Альбрехт Дюрер. Автопортрет, написанный им во время путешествия по Европе, был выполнен в совершенно другой манере. Он показывает умение молодого художника отразить на бумаге внутреннее состояние души человека. На этот раз Дюрер использовал перо, да и настроение у него было иное. На рисунке «Автопортрет с повязкой» лицо Альбрехта исполнено терзаний и неприкрытой боли. Его покрывают морщины, которые делают образ более мрачным. Причина терзаний доподлинно неизвестна, однако в том, что они имели место быть, сомневаться не приходится.

Фото зайцев

О зайцах.

Существует мнение, что заяц – трусливое и спокойное животное, но это в корне неверно.

Во-первых, эти травоядные далеко не трусливые. Будучи атакованным хищником, ушастый изо всех сил пытается выбраться, отбиваясь своими сильными задними лапами. Когти у него достаточно длинные и острые – этим оружием заяц может существенно поранить противника, будь то лиса или орел.

Во-вторых, спокойным этого зверя тоже никак не назовешь. Существует выражение «заяц залег», но отдыхающим его вряд ли кому-то приходилось видеть: он либо бегает, либо сидит.

Осторожность – вот черта, приемлемая ушастому. Заяц сможет защитить себя, но лучше избежать нападения, чем отбиваться

Поэтому этот зверь часто встает на задние лапы, оглядывая окрестности, выявляя опасность.

Косым его прозвали не из-за того, что он косоглазый, а из-за некоторой особенности строения тела: животное имеет асимметрию лап, вследствие чего часто возвращается на свою же тропу.

Питается этот представитель травоядных исключительно растительной пищей. Заяц не прочь полакомиться ягодами или травой, а также корнеплодами, а для того, чтобы сточить зубы, которые растут на протяжении всей жизни, ему часть приходится грызть кору деревьев.

Задние лапы ушастого являются прекрасным средством для развития скорости в 45 — 50 км/ч. В случае опасности, скорость может достигать и 75 км/ч. При этом животное никогда не направляется исключительно прямо. Прыгая с одного пригорка на другой, то вперед, то назад, заяц путает следы во избежание слежки хищниками.

Особенно часто заяц «ходит по своим следам» в зимнюю пору. Перед тем как улечься отдохнуть, он делает несколько прыжков вперед, а после – назад, причем ровно по своим следам. Как только он доберется таким «задним ходом» до места своего обитания, делает изо всех сил прыжок в сторону, где и размещается.

Как и другие виды многочисленных животных, зайцы привязаны к своей территории. Спасаться от хищников ему требуется, не нарушая границы.

«Переговариваются» между собой особи с помощью «барабанной дроби», которую выполняют задней лапой по пеньку или стволу дерева. Таким методом животное может передать другим представителям вида информацию об опасности или дать понять, что территория уже занята.

«В горку» зайцу гораздо легче подыматься, чем спускаться с нее. В случае погони, косой прекрасно заскакивает на холм с помощью задних лап, которые пружинят по земле, а вот быстро спуститься, используя лапы, просто невозможно и часто приходится катиться вниз «колобком».

Обитают эти животные практически по всей планете. «На одного косого приходится 10 охотников» — так говорится в пословице, и это действительно так, ведь на них охотятся повсеместно. Несмотря на это, уровень популяции достаточно высок, число особей обеспечивает их плодовитость.

Размножаются зайцы практически круглый год, но чаще всего зимой. Самка оставляет синие пятна на снегу и подает определенные знаки, стуча по дереву. Если же на зов примчится сразу несколько самцов, то происходит драка за первенство.

Беременность длится около 50 дней, поле чего на свет появляются детеныши весом в 100 граммов, которые сразу умеют бегать и видят все вокруг. Через 2 дня эту кроху уже невозможно догнать. Маленький зайчик с самого рождения имеет густую шерсть, которая не позволяет замерзнуть.

Самка остается с малышами на протяжении 1 – 2 месяцев, после чего оставляет их. Еще некоторое время зайчата держатся вместе.

Продолжительность жизни зайца составляет 5 – 9 лет, причем до 9 лет доживают только зайчихи. Самая старая самка достигла возраста в 13 с половиной лет.

Стремление к живописи и первые шаги к искусству гравюры

Но в 10-летнем возрасте сын вдруг сделал открытие для самого себя: счастье от касания серебряного карандаша к бумаге ни с чем не сравнимо. Не желая расстраивать отца, он сначала рисовал тайком и с этой страстью ничего не мог поделать: «Рисование стало необходимо, как воздух».

Альбрехт Дюрер-отец со временем сдался и устроил сына, когда тому было уже 15 лет, в мастерскую Михаэля Вольгемута (1434-1519), самого именитого на то время нюрнбергского художника. Занятия у разностороннего мастера выявили особый интерес и способности ученика к гравированию по дереву. Пристрастие к объёмным формам и пропорциям стало важнее увлечения красками и тонами.

Отец сосватал невесту для сына

Руки молящегося

Через 4 года учёбы в странствиях Альбрехт получил письмо с отцовским требованием прибыть немедленно домой. Повод был значительный – пора жениться. Отец нашёл для 22-летнего сына молодую невесту из подходящей, очень уважаемой семьи: Агнес Фрай, дочери зажиточного владельца механических цехов, было 15 лет. Будущий тесть художника имел вес в обществе, входил в городское руководство. Были слухи о его родственных связях с итальянской династией банкиров Медичи. В общем, намечалась выгодная для сына трудолюбивого, но не богатого ювелира, партия. Приданое в 200 гульденов, немалая сумма по тем временам, было совсем не лишним.

Живопись

Творчество Дюрера безгранично, как и спектр идей и интересов. Живопись, гравюра и рисунок стали основными направлениями деятельности. Деятель искусства оставил наследие, исчисляемое 900 листами изображений. По объему и разноплановости работ искусствоведы сравнивают его с Леонардо да Винчи.


Рисунок Альбрехта Дюрера «Заяц»

Дюрер работал углем, карандашом, тростниковым пером, акварелью и серебряным штифтом, ставя во главу угла рисунок как этап создания композиции. Большую роль в творчестве Дюрера играла религиозная тематика, что соответствовало тенденциям в искусстве той эпохи.

Нестандартное мышление, склонность к поискам и экспериментам позволяли мастеру постоянно развиваться. Одним из первых заказов стала роспись дома горожанина Зебальда Шрейера. Узнав об успешной работе художника, курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый заказал ему свой портрет, и этому примеру последовали патриции Нюрнберга. Дюрер следовал европейской традиции, изображая модель на фоне пейзажа в трехчетвертном развороте и детально прорабатывая мельчайшие нюансы изображения.


Гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия»

Гравюры занимали центральное место в деятельности творца. Циклы работ появлялись в его мастерской в Германии. Дебютные экземпляры созданы с помощью Антона Кобергера. Нюрнберг располагал к экспериментам и поискам, поэтому на родине мастер применил новые техники.

Работы хорошо продавались. Живописец сотрудничал с городскими изданиями, создавая изображения на заказ. В 1498 году он изготовил ксилографии для издания «Апокалипсис», что принесло автору известность в Европе. Дюрера приняли в общество гуманисты, лидером которых был Кондрат Цельтис.

В 1505 году художник создал для Сан-Бартоломейской церкви в Венеции алтарный образ под названием «Праздник четок». Сюжет описывает доминиканских монахов, молящихся с четками. В центре изображения – Дева Мария и младенец Иисус.

Итальянская школа повлияла на манеру живописца. Он совершенствовал технику описания человеческого тела в движении и сложных ракурсов

Художник понял важность гибкости линий и избавился от присущей его манере готической угловатости. Он получил много заказов на алтарные образы

Венецианский совет предлагал Дюреру большое вознаграждение, чтобы творец остался в Италии, но он был верен родине. Слава Дюрера быстро росла и вскоре позволила приобрести дом в Циссельгассе.


Картина Альбрехта Дюрера «Поклонение волхвов»

«Поклонение волхвов» написано по возвращении из Италии и демонстрирует черты, присущие итальянскому Ренессансу. Картина описывает библейский сюжет. Работы Дюрера, созданные в период с 1507 по 1511 годы, отличаются симметрией, прагматичностью, строгой манерой изображения. Дюрер следовал пожеланиям заказчиков и придерживался консервативной традиции, не ограничивавшей цикл его венецианских работ.

Встреча с императором Максимиллианом I стала знаковой для творческого деятеля. Ознакомившись с произведениями живописца, правитель заказал изготовление собственного портрета. Но расплатиться сразу не смог, поэтому назначил художнику ежегодную премию. Она позволила Дюреру отойти от живописи, заняться гравюрой и научными исследованиями. «Портрет Максимиллиана» известен на весь мир: венценосная особа изображен с желтым гранатом в руках.


Картина Альбрехта Дюрера «Портрет Максимиллиана I»

Немецкий художник повлиял на изобразительное искусство Северной Европы в 16 столетии. Он превознес жанр автопортрета, сохраняющий образ для потомков. Интересный факт: Дюрер тешил тщеславие собственными портретами. Он воспринимал подобные изображения как способ подчеркнуть статус и запечатлеть себя на конкретном жизненном этапе. Это дублирует современные возможности фото. Интересны его автопортреты с остролистом и в одежде, отделанной мехом.

Дюрер хранил рисунки, созданные в период обучения, поэтому графические работы мастера сегодня составляют одну из крупнейших коллекций в мире. Работая над изображением, Альбрехт Дюрер не был ограничен желаниями заказчика и раскрывался в нем максимально. Такую же свободу он чувствовал, создавая гравюры.


Гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол»

«Рыцарь, смерть и дьявол» – известнейшая гравюра художника, символизирующая жизненный путь человека. Вера охраняет его от искушений, дьявол ждет момента для порабощения, а смерть отсчитывает часы до кончины. «Четыре всадника Апокалипсиса» – работа из библейского цикла. Победитель, Война, Голод и Смерть сметают всех и вся на пути, воздавая каждому по заслугам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector