Интерпретации
Политическая интерпретация Вертумна вращается вокруг правления Рудольфа II. В интерпретации Вертумнус действует как заявление, утверждающее, что известный мир был утвержден при Рудольфе II, и раскрывает его намерение победить турок не ради христианства, а скорее ради глобальной власти и вечной династии Габсбургов . С политической точки зрения Вертумн также интерпретировался как свидетельство того, что власть Рудольфа II как императора Священной Римской империи распространялась не только на его подданных и королевство, но и на саму природу (опять же, ссылаясь на бога Вертумна). Существует также поэтическая интерпретация произведения Арчимбольдо. Когда Арчимбольдо сравнил Рудольфа II с Вертумном, император принял Вертумна как свое изображение. В то время как Вертумнус мог менять свою форму по желанию, Рудольф II, как известно, также менял свое настроение по своему желанию. В римской мифологии Вертумн — бог смены времен года, садов, фруктовых деревьев и роста растений. Эти аспекты Вертумна указывают на «лежащее в основе постоянство» бога, которое, в свою очередь, отражается на правлении Рудольфа II. Кроме того, этот конкретный бог присутствовал при рождении Рима, что является еще одним намеком на императора Священной Римской империи Рудольфа II.
Исторический контекст
Император Священной Римской империи Рудольф II
Во время двадцатидевятилетнего правления Рудольфа II в Венгрии и Богемии искусство ценилось и превозносилось. Его время в качестве императора Священной Римской империи, теперь называемого «Рудольфин Прага», установило беспрецедентную эру для признания искусства, причем большая часть этого культивирования была продвинута самим Рудольфом II. Это признание искусства позволило Арчимбольдо преуспеть при своем дворе, особенно благодаря беспрецедентному, уникальному стилю, которым Арчимбольдо стал известен.
Первоначальное впечатление от « Вертумнуса» Арчимбольдо было таково, что это была шутка из-за причудливой природы пьесы. Однако Вертумн не должен был быть представлен только как шутка. Скорее, использование фруктов и овощей было предназначено для демонстрации «метаморфоз власти правителя над миром» Рудольфа II. Имперский покровитель Вертумна , выбор конкретных фруктов, служащих пропагандой власти, и копии Вертумна , распространенные по всей Европе, «все предполагают их роль в качестве политических аллегорий».
Сам портрет Рудольфа II заключал в себе идеальный баланс и гармонию с природой, искусством и наукой, все из которых, как считал Рудольф II, он олицетворял во время своего правления. Эти портреты были выражением увлечения людей эпохи Возрождения загадками, головоломками и причудливыми вещами. Поиск уникальных, захватывающих произведений искусства был общей тенденцией среди элиты эпохи Возрождения, что предоставило Арчимбольдо прекрасную возможность очаровать зрителей своим неповторимым стилем. Хотя традиционные религиозные сюжеты Арчимбольдо были позже забыты, его портреты человеческих голов, составленных из предметов, вызывали большое восхищение его современников.
Судьба автора
Арчимбольдо родился в Милане. Отец его был художником, и Джузеппе с детства помогал ему расписывать витражи в церквях, делать гобелены и выполнять прочие заказы. Многое в жизни Арчимбольдо остается для нас загадкой. Сам он никаких записей не вел, старательных и ответственных биографов тоже не было. Поэтому о большинстве событий мы знаем либо ничего, либо совсем немного.
Картина проясняется после того, как Арчимбольдо начинает служить при дворе Габсбургов — на середине четвертого десятка его пригласили ко двору императора Священной Римской империи Максимилиана II в Вену, а затем итальянец был отправлен в Прагу к преемнику Рудольфу II.
Уже в первые годы при дворе Арчимбольдо зарекомендовал себя как эксцентричный портретист. При этом картины были полны символов, которые указывали на то, кто являлся донатором. Где инициал промелькнет, где образ покровителя рода, где герб. И Максимилиан II, и Рудольф II заказывали художнику авторские повторения его картин, чтобы дарить их своим политическим оппонентам и союзникам.
Как сформировался такой стиль, до сих пор не удалось разгадать. По всей видимости, у Арчимбольдо была страсть к карнавалам, мистификациям, играм и коварным загадкам. И страсть эта воплотилась в такой специфической манере.
«Официант» Арчимбольдо. (wikimedia.org)
Габсбурги ценили авангард и всячески поощряли. Тот же Арчимбольдо не только писал картины при дворе, но и организовывал торжественные процессии и праздники, где, конечно, был особенный дресс-код, который примерно походил на пестрые образы на полотнах художника. Специально к ним знать заказывала Арчимбольдо эскизы костюмов.
Турниры и триумфальные шествия оформлялись как театрализованное представление, сюжет для которого брался из античной мифологии или истории, причём император играл роль героя, чьи подвиги обязательно заканчивались триумфом. Для реализации своих фантазий живописец придумал театральные машины и всевозможные «спецэффекты».
Автопортрет Арчимбольдо, 1575. (wikimedia.org)
Арчимбольдо отдал Габсбургам 25 лет жизни. Затем вернулся в Милан, где и почил. А вместе с ним — и все те живописные приемы, которые он так старательно разрабатывал.
О наследии Арчимбольдо довольно сложно что-либо сказать. Авторство многих работ, приписываемых ему, не подтверждено. Сохранилось порядка 20 картин, однако современники художника вспоминают, что полотен было значительно больше.
Фрукты, овощи и цветы
Портрет императора создан из растений, цветов и фруктов всех времен года: тыквы , груши , яблоки , вишня , виноград , пшеница , артишоки , фасоль , горох , кукуруза , лук , капустная пленка, каштаны , инжир , шелковица , сливы. , гранаты , различные тыквы и оливки .
Выбор фруктов, овощей и цветов Арчимбольдо не только намекал на правление императора Рудольфа II, но также указывал на его власть и богатство. В эпоху Возрождения коллекции диковинок и иностранных предметов роскоши были символами статуса для богатых. Великие семьи эпохи Возрождения, такие как Медичи, собирали флору, продукты питания, животных (как живых, так и мертвых) и другие материалистические предметы, чтобы продемонстрировать свое богатство и богатство (поскольку многие люди в те дни не могли позволить себе такую роскошь) и, таким образом, товары из Новый Свет начал просачиваться в кунсткамеры или вундеркамеры многих элит. Таким образом, использование Арчимбольдо кукурузы в качестве уха императора Рудольфа II (урожай, происходящее из Нового Света) можно рассматривать как явно политическое решение. Сажая именно эти иностранные культуры, Рудольф II показывает, что у него есть доступ к этим предметам, демонстрируя его власть и богатство.
Стиль
Тема
Джузеппе Арчимбольдо был хорошо известен своим уникальным сочетанием флоры, фруктов и других различных предметов в своих картинах. Вертумнус стал одной из самых популярных картин Арчимбольдо, которые он написал , и этот особый художественный стиль поощрялся, пока он работал при дворе Рудольфа II. Арчимбольдо создал серию работ , которые использовали эти натюрмортов изображения , такие как Four Seasons , Four Elements , и Библиотекарь. В конечном итоге Арчимбольдо создал Вертумна, который опирался на большую часть его опыта при королевском дворе.
Маньеризм
Во время пребывания Арчимбольдо при дворе Рудольфа II он смог усовершенствовать свой уникальный стиль, который впоследствии заставил многих рассматривать подход Арчимбольдо как «типичный … маньеризма». Маньеризм — это особый художественный стиль, просуществовавший с 1530-х до 1600-х годов. Художники-маньеристы сосредоточились на демонстрации своей техники, преувеличении фигур и декоративных элементов, что привело к чрезвычайно стилизованным и гиперболическим произведениям. В настоящее время Арчимбольдо считается одним из первых пионеров стиля маньеризма, особенно из-за его уникального использования натюрмортных изображений.
Происхождение
Вертумн был заказан Рудольфом II во время службы Арчимбольдо при его дворе и был подарен императору в 1591 году. После Тридцатилетней войны право собственности на портрет перешло к шведской армии. В настоящее время точная дата, когда Вертумнус стал частью коллекции замка Скоклостер, неизвестна. Известно, что шведская королева Кристина смогла заполучить Вертумна. Ходят слухи, что Вертумн был подарком королевы Кристины Карлу Густаву Врангелю — владельцу Скоклостера. Однако, когда его спросили, как Вертумнус оказался в замке Сколклостер или почему Вертумнус не мог быть идентифицирован в замке Скоклостер до 1845 года, Бенгт Килсберг, хранитель замка Скоклостер, заявил: «Эта тайна еще предстоит разгадать!».
В 1988 году было определено, что необходимы усилия по сохранению, чтобы восстановить Вертумнус из его плохого состояния. Методы Арчимбольдо и среда, которую он использовал, были тщательно изучены, и для Vertumnus был применен метод консервации с использованием ферментов криля (выделенных из антарктического криля) . Вертумнус сейчас покоится в замке Скоклостер как часть его коллекции произведений искусства.