Описание картины василия сурикова “боярыня морозова”

Смысл полотна

На счету Сурикова немало удивительных картин. Разин изображен задумчивым и угрюмым. Художник решил показать атамана с необычной стороны. Вокруг него находится дружина, она гребет, и их судно идет по волнам Волги, но самого Степана не радует. Веселится только один участник, и то только потому, что очень пьян.

Если внимательно посмотреть на картину, можно придумать над чем размышляет Разин:

  1. Способы сделать русский народ счастливым.
  2. Судьба сподвижников.
  3. Тоска по персидской княжне.

Изначально Суриков задумывал картину в духе романтизма, но из-за смерти жены он сменил планы. Это одна из последних работ художника и она далась ему очень тяжело. Размер полотна 318 x 600 см.

Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем (1895)

В. И. Суриков родился в Красноярске, и его всегда интересовала история покорения Сибири. В 1895 году было написано полотно, посвящённое этой героической теме. В 1582 году произошло решающее сражение между войском хана Кучума и казачьим войском Ермака.

Художник преподнёс это событие, как подвиг русского народа и русского воинства. Огромное полотно, размером 285×599 см, было куплено Николаем II за 30 000 рублей, и объявлено народным достоянием. Для всеобщего обозрения картина была выставлена в Русском музее.

Кстати, о ТОП-10 великих военных победах над превосходящими силами врага на нашем сайте most-beauty.ru есть замечательная статья.

6

Историческая основа

На знаменитой картине «Утро стрелецкой казни» изображены трагические события осени 1698 года. В те времена воцарение Петра I вызвало недовольство многих дворян и, в частности, стрельцов.

Ситуацию нагнетала также и царевна Софья, что призывала стрелецкие полки устроить бунт против царя. В июне 1698 года взбунтовавшиеся стрельцы вступили в бой с царскими войсками. Конечно, силы оказались неравными, что привело к полному разгрому бунтовщиков.

Зачинщики и участники заговора были арестованы и казнены. Немало стрельцов отправили в ссылку. Однако Пётр I желал продемонстрировать народу, к чему может привести выступление против государя. Для этого он велел устроить показательную казнь стрельцов на Красной площади.

Две убитых горем старых матери и кричащая маленькая девочка – страдание и горе семей приговорённых

Взятие снежного городка (1891)

Эта весёлая, озорная, праздничная картина полная противоположность предыдущих работ В. И. Сурикова. Масленичные гуляния всегда сопровождались в России весёлыми забавами. Люди сооружали снежную крепость. В игре участвовали две команды: одна группа защищала крепость, а вторая — пыталась её захватить. Оружием в этой схватке был смех, радостные крики и снежки.

На картине изображена кульминация этой древней казачьей игры. Летящий на зрителей всадник с азартом разрушает крепость, толпа с хворостинами приветствует его. Недаром Сурикова называли волшебником, так живо изображающим снег. Его снежное царство — прекрасно, воздушно и наполнено гаммой оттенков. «Взятие снежного городка» — кульминация творчества великого живописца В. И. Сурикова.

5

Пятая сила картины — КОМПОЗИЦИЯ

Суриков не боялся многофигурных композиций. Он умел ловко загораживать одного человека другим, создавая реалистичное, но все же гармоничное столпотворение. Никаких театральных расстановок в ряд!

В «Боярыне Морозовой» его толпа, как всегда, превосходно слеплена. Однако не сразу дались… сани. Вернее, их движение.

Они никак не хотели ехать. Встали на месте и все тут!

Чего только не предпринимал Василий Иванович! Менял положение полозьев саней на снегу, угол оглоблей, соединяющих сани и лошадь, – ничего не помогало!

И тут ему пришла в голову идея нарисовать рядом бегущего мальчика! И сани сразу «поехали»! Глядя на них, почти физически ощущаешь, как они едут, упорно раскалывая толпу. Тоже очень интересное решение, созвучное сюжету.

Сочинение по картине В.И. Сурикова «Степан Разин»

Василий Иванович Суриков — один из наиболее известных художников России, работы которых насыщены историческими мотивами. Его произведения «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка» на слуху не только у взрослых ценителей искусства, но и у многих школьников.

К картинам, созданным В.И.Суриковым, принадлежит также полотно «Степан Разин». Эта работа, несомненно, тоже имеет исторический подтекст. Здесь изображена ладья, плывущая по реке.

В центре её изображена, наверное, самая яркая личность на картине — казак Степан Разин. По одежде, позе и выражению лица мы понимаем, что это не простой казак, а атаман.

Взгляд Разина выражает всю серьезность проблем, решаемых им в данный момент.

Действительно, вспомним, кем на самом деле являлся казак Степан Разин. Он вошел в историю не как бравый воин, под чьим командованием армия защищала свою Родину или освобождала покоренные врагом земли. Разин запомнился людям как предводитель восстания 1667-1671 годов.

Несмотря на то, что до официальной отмены крепостного права было еще практически 200 лет, уже тогда восставшие боролись за освобождение крестьян от всех форм зависимости. Уже тогда проблема зависимости крестьян требовала немедленного разрешения.

Описание картины

Именно эти события и легли в основу сюжета картины «Утро стрелецкой казни». Особую атмосферу полотна создаёт фон, на котором происходит действие. Серое небо, чёрная земля, лужи и мрачные тона словно указывают нам, что этот день – трагическая веха в истории России.

Обратите внимание на храм Василия Блаженного. Даже это красочное строение кажется бледным и неприметным

На заднем плане виднеется часть кремлёвской стены и подготовленные виселицы.

Храм Василия Блаженного кажется неярким, не особо выделяясь на фоне серого неба

Конечно, центральное место на картине отводится образам стрельцов. На полотне можно насчитать 50 фигур приговорённых к смерти бунтовщиков и членов их семей

Особое внимание Суриков уделяет толпе. Он группирует людей в одной части картины, создавая некий цельный образ народа

Такой приём позволяет не только рассмотреть каждого из персонажей, но и воспринимать толу как некий единый организм.

На фоне людей, одетых преимущественно в тёмные одежды, белые рубахи стрельцов становятся ярким контрастом. Рядом с ними – плачущие дети, несчастные жёны, погружённые в пучину горя, скорбящие матери.

В глазах царя Петра – гнев и ярость, с которыми он взирает на мятежников

А вот правую часть картины занимает изображение царя Петра и его свиты. Образ правителя в работе Сурикова нейтральный. Сам живописец признавался, что неоднозначно относится к личности Петра. Он восхищался его решимостью, но осуждал чрезмерную жестокость.

В глазах царя – гнев и ярость, с которыми он взирает на мятежников. Конечно, каждый понимает, что пощады ждать осуждённым не стоит, а потому казнь неминуемо состоится. Рядом с Петром – иностранные наблюдатели, дворяне, слуги и верный сподвижник Александр Меншиков, что повёрнут спиной к наблюдателю.

Рядом с Петром – иностранные наблюдатели, дворяне, слуги и верный сподвижник Александр Меншиков

«Утро стрелецкой казни» – картина Василия Сурикова, в которой автор намеренно избегает демонстрации кровавых сцен. Но это не уменьшает впечатления от творения. На своём полотне живописец изобразил истинную трагедию народа, понимание несправедливости и горе русских людей. Он позволяет нам не просто посмотреть на картину, но и мысленно смешаться с пёстрой толпой в то страшное утро на Красной площади, почувствовать особую глубину истинного произведения искусства.

На обложке: Фрагмент картины Василия Ивановича Сурикова «Утро стрелецкой казни», 1881 год, Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Вторая сила картины — ОБРАЗ БОЯРЫНИ

Василий Суриков изображает ключевой момент из истории боярыни Морозовой. Ее везут в боровскую тюрьму, чтобы уморить голодом в земляной яме.

Василий Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент). 1883—1887. Третьяковская галерея, Москва.

Она, знатная и богатая, едет на простых санях с соломой. Так художник подчёркивает пережитые унижения: арест, пытки, приговор к сожжению.

Но она по-прежнему не отступает от старой веры. Вся в чёрном, с бледным и худощавым лицом. Она тянет руку с двуперстием вверх.

Она, исхудавшая и подурневшая от пыток, знает, что идёт против системы на верную гибель. Она обречена, но ни за что не отступит.

Яркий, очень запоминающийся образ. За счёт невероятного сочетания физической слабости и духовной силы.

Этот образ Суриков очень долго искал. Случайно увидел женщину на старообрядческом кладбище. Он понял, что такое лицо «сразу всех победит», то есть в толпе станет притягивающим взгляд центром.

Сочинение по картине Сурикова «Степан Разин»

Суриков поистине народный художник, так как в его произведениях ярко выражены отдельные острые моменты жизни народа. Суриков при создании своих картин, как будто воспроизводит прошлое во всех его деталях. Он передает всю трагичность тех минувших дней и заставляет переживать их заново.

Картина Сурикова «Степан Разин», была написана в период с 1903 по 1907 год. На картине изображены соратники Степана Разина и сам он. По водной глади плывет ладья, часть казаков в руках держат весла, обеспечивая движение. Остальные веселятся и куражатся и лишь сам атаман, либо дремлет, либо погружен в глубокие мысли, возможно о том, куда ведет их путь.

Волжская гладь тревожится набегающей волной, некоторые из казаков смотрят за борт. О чем думает Степан Разин остается только догадываться. Возможно о восточной княжне, брошенной за борт и безвозвратно поглощенной волной. Возможно сожалея о сделанном и сожалея о том, что нельзя было поступить иначе. Художник не дает полной ясности в картине, как бы оставляя домыслить зрителю.

По словам самого автора, картина долго дорабатывалась и из-за того, долго продавалась. Удалось ли автору передать характер того времени и тех событий? Несомненно, безграничное водное пространство отождествляется с полной свободой и меж тем, эта свобода лишь условная. Что ждет их в дальнейшем, определит время, а сейчас они довольны своей судьбой и предоставленной свободой.

Атаман расположился в центре ладьи, которая так легко бежит по водной глади. Вся картина пронизана яркостью солнечного света, паруса наполнены ветром, чувствуется свежесть воздуха и запах свободы. Властный характер Степана Разина художнику удалось передать, даже в спящем, или дремлющем состоянии.

Ликуют казаки, возможно возвращаясь из похода с хорошей добычей, рисуя заоблачные дали, хорошую райскую жизнь и возможно только атаман понимает, что ждет их впереди. Но пока и он чинно подчиняется солнечному теплу и свежему воздуху и отдается во власть дремоты, под шум набегающих волн и ликование хмельных казаков.

Когда-то Суриков о своей работе скажет, что ему так и не удалось передать образ атамана Степана Разина. Но истинные ценители творчества Сурикова считают совсем наоборот. Хотя этот образ нельзя охарактеризовать однозначно. Каждая эпоха рассматривает его со своей точки зрения.

(1 votes, average: 5.00

Боярыня Морозова (1884-1887)

На создание этого огромного полотна (а размер действительно внушительный: 304×587,5 см) у Сурикова ушло три года. Титаническая подготовительная работа над картиной принесла потрясающие плоды. Созданные Суриковым этюды стали самостоятельными законченными картинами.

Эта картина воистину величайший шедевр живописи. Тяжёлые розвальни тащат сквозь толпу мятежную боярыню-раскольницу. Она подняла над толпой руку с двуперстием — символом старой веры. Как говорил художник, его долго мучил вопрос, как создать видимость движения саней. Находка была потрясающей.

Бегущий мальчик «сдвинул» с места тяжёлые сани, которые в рыхлом снегу оставляли глубокий след. Об этом снеге написано много. Он потрясающий, живой и холодный. Босой юродивый, сидящий в снегу, от холода судорожно сжал пальцы ног. Он отвечает боярыне двуперстным крестным знамением. Толпа провожающих боярыню Морозову полна эмоций. Мальчишки дразнят опальную боярыню, женщины сочувствуют. Многие провожают её молчанием. Церковный раскол был одной из страшных страниц русской истории.

4

Меншиков в Берёзове (1883)

Это полотно рассказывает о последних годах жизни близкого друга и фаворита Петра I, а ныне опального князя Александра Меншикова. Он изображён вместе с сыном и дочерьми. Блеск соратника царя сменился холодом и безнадёжностью ссылки в удалённом селе Берёзово. Меншиков сидит в кресле, закутавшись в тулуп. Его левая рука нервно сжата в кулак. Волосы на голове взъерошены.

А когда-то Алексашка Меншиков, выходец из простого народа, блистал в самых дорогих и величественных париках той эпохи. Уничижительность ситуации, в которую попал этот великий человек, подчёркивает тёмный низкий потолок. В избе холодно, все дети тепло одеты. Одна из дочерей читает библию, остальные с тоской сидят подле отца.

3

Главная сила картины — СЮЖЕТ

Феодосия Прокопьевна была близкой родственницей первой жены царя Алексея Михайловича (отца Петра I).

Хрупкая и изящная девушка, Феодосия вышла замуж в 17 лет за одного из самых богатых людей государства — Глеба Ивановича Морозова.

У него была роскошная усадьба, десятки тысяч крестьян. А главное — он был ближайшим советником самого царя! Не было у боярина Морозова только одного — наследника.

И вот молодая жена родила ему долгожданного сына!

Казалось бы, впереди счастливая сытая жизнь… Но одно событие не даст этому случиться.

После реформ патриарха Никона церковь «раскололась» на два противоборствующих лагеря. Феодосия сильно переживала, но твёрдо решила оставаться на стороне старообрядцев.

Затем умер муж, ее защитник. Старообрядцев преследовали. Феодосия не стала скрывать своей веры. Наоборот, активно выражала свое несогласие с нововведениями.

Например, приказала носить себя в кресле на богослужения в «новообрядческие» церкви, показывая своё презрительное отношение к реформе.

Царь был возмущен поведением Морозовой, но за неё вступалась царица — Мария Ильинична Милославская.

Неизвестный мастер (ученик Симона Ушакова). Парсуна «Царь Алексей Михайлович». 1678—1683. Исторический музей в Москве.

Но вскоре и она умерла, и заступиться за боярыню Морозову было уже некому.

А тем временем Алексей Михайлович решил жениться второй раз, на Наталье Кирилловне Нарышкиной (матери Петра I).

В те времена вторую свадьбу играли более скромно, чем первую. Царь же устроил невероятно пышное торжество. То ли Морозова осуждала второй брак, то ли была недовольна чрезмерной пышностью, но факт остаётся фактом — она не пришла на свадьбу!

Алексей Михайлович пришёл в ярость… И приказал арестовать Феодосию.

Ее пытали на дыбе, принуждая отказаться от старой веры. Но она устояла. За это ее уже были готовы сжечь на костре! Но заступились бояре, так как это было слишком жестоко по отношению к представительнице их сословия.

Тогда, чтобы не вызывать много шума, царь приказал тихо и незаметно уморить женщину голодом в тюрьме.

А тем временем все ее имущество было конфисковано и подарено отцу новой царицы.

Вот теперь гораздо проще оценить силу образа боярыни, который создал художник.

Краткое описание картины В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Обратимся к самому полотну. Выполняя описание картины «Покорение Сибири Ермаком», следует отметить, что Суриков использовал скупое, почти монохромное, решение колорита произведения. Единственное яркое пятно, выделяющееся на землисто-коричневом фоне, — красный кафтан одного из воинов атамана Ермака.

Можно предположить, что такое решение неслучайно – автор мог таким способом концентрировать взгляд зрителя на главном персонаже произведения – русском войске. Именно войске, так как сам атаман практически неотделим от своих воинов, составляя с отрядом единое целое. Хоругвы с ликом Иисуса Христа, развевающиеся над головами русских воинов, осуществляют Божью помощь и поддерживают казаков в последнем бою с ханским войском.

Отплывающие от берега кучумовские лодки и скачущие от горизонта на подмогу хану воины составляют противовес отбивающимся с отплывающих лодок казаков, что создает ощущение «замершей сцены», дающей возможность зрителю самостоятельно завершить события исторического момента.

Однако многие культурологические источники выражают мысль, что Суриков в своей картине «Покорение Сибири Ермаком» хотел показать именно победу русского войска над Кучумом. В качестве аргументов приводятся искаженные лица мечущихся в панике врагов. А лодки казаков не отплывают, а, наоборот, устремляются навстречу ханскому войску.

Сочинение по картине Сурикова «Степан Разин»

Суриков поистине народный художник, так как в его произведениях ярко выражены отдельные острые моменты жизни народа. Суриков при создании своих картин, как будто воспроизводит прошлое во всех его деталях. Он передает всю трагичность тех минувших дней и заставляет переживать их заново.

Картина Сурикова «Степан Разин», была написана в период с 1903 по 1907 год. На картине изображены соратники Степана Разина и сам он. По водной глади плывет ладья, часть казаков в руках держат весла, обеспечивая движение. Остальные веселятся и куражатся и лишь сам атаман, либо дремлет, либо погружен в глубокие мысли, возможно о том, куда ведет их путь.

Волжская гладь тревожится набегающей волной, некоторые из казаков смотрят за борт. О чем думает Степан Разин остается только догадываться. Возможно о восточной княжне, брошенной за борт и безвозвратно поглощенной волной. Возможно сожалея о сделанном и сожалея о том, что нельзя было поступить иначе. Художник не дает полной ясности в картине, как бы оставляя домыслить зрителю.

По словам самого автора, картина долго дорабатывалась и из-за того, долго продавалась. Удалось ли автору передать характер того времени и тех событий? Несомненно, безграничное водное пространство отождествляется с полной свободой и меж тем, эта свобода лишь условная. Что ждет их в дальнейшем, определит время, а сейчас они довольны своей судьбой и предоставленной свободой.

Атаман расположился в центре ладьи, которая так легко бежит по водной глади. Вся картина пронизана яркостью солнечного света, паруса наполнены ветром, чувствуется свежесть воздуха и запах свободы. Властный характер Степана Разина художнику удалось передать, даже в спящем, или дремлющем состоянии.

Ликуют казаки, возможно возвращаясь из похода с хорошей добычей, рисуя заоблачные дали, хорошую райскую жизнь и возможно только атаман понимает, что ждет их впереди. Но пока и он чинно подчиняется солнечному теплу и свежему воздуху и отдается во власть дремоты, под шум набегающих волн и ликование хмельных казаков.

Когда-то Суриков о своей работе скажет, что ему так и не удалось передать образ атамана Степана Разина. Но истинные ценители творчества Сурикова считают совсем наоборот. Хотя этот образ нельзя охарактеризовать однозначно. Каждая эпоха рассматривает его со своей точки зрения.

(1 votes, average: 5.00

Описание и анализ сюжета

Центральной фигурой на полотне выступает боярыня Морозова. Она состояла в родстве с династией Романовых и находилась в близких отношениях с царем Алексеем Михайловичем. Помимо картины об этой поистине легендарной героине создано много художественных литературных произведений, повествующих о её насыщенной биографии и судьбе. Автором этих рассказов был русский драматург и прозаик Георгий Северцев-Полилов.

Картина Василия Ивановича Сурикова впечатляет своими масштабными размерами (304х568 см). Художник ответственно подошел к созданию полотна, делая множество зарисовок на протяжении четырех лет. Произведение написано масляными красками на холсте. Основной сюжет состоит в описании известных трагических событий в истории царской России середины XVII века, получивших название «раскол церкви».

Анализ картины «Боярыня Морозова» следует начать с разбора жанра и стиля. У произведения историческая тематика, написано оно в жанре реализма. Именно это позволяет автору наиболее точно и объективно описать портрет главной героини — боярыни Морозовой. Жанр картины иллюстрирует ход политических и социальных событий, заключающихся в расколе религиозных убеждений, который приобрел на Руси масштабный характер.

Реформы патриарха Никона, проводившиеся при поддержке Алексея Михайловича, привели к множеству политических и религиозных конфликтов. В это время церковь и царская семья начинают активную борьбу против старообрядцев, к которым относилась боярыня Морозова. На картине описание истории её жизни изображено довольно ярко и трагично.

За активную борьбу и неотступность от своих религиозных убеждений княгиня была лишена всего имущества и заточена в Пафнутьево-Боровском монастыре, где скончалась от истощения в 1675 году после двух лет тюремного заключения.

На полотне изображен переломный момент в жизни княгини, когда арестованную Морозову везут на казнь в место её заточения. Главная героиня, сидя на дровяных санях, величественно проезжает по московским улицам сквозь толпу. Её лицо и кисти рук бледны и безжизненны. Несмотря на всю тяжесть и безвыходность своего положения, боярыня не падает духом. Это видно по изображенному на рисунке знаку двуперстия, которое являлось символом старообрядчества. Главная героиня призывает окружающих её людей не отступаться от своих старых религиозных взглядов и идти с ними до конца.

https://www.youtube.com/watch?v=APIt-Z6MWZw

https://www.youtube.com/watch?v=GxI3UuU1wVI

Степан Разин

Труднее всего Сурикова далась его последняя работа — «Степан Разина». Разин — вождь крестьянского движения, могучий, мужественный, человек огромной воли, объединявший многочисленный отряды восставшего казачества и крестьян, совершавший смелые походы в низовья Волги, по Каспийскому морю.

Интересно, тчо в самом первом эскизе «Степана Разина» Суриков думал изобразить атамана и его созлюбленную — персидскую княжну, показать в Разине победу идеи над личным чувством, хотя и сильным, но ичтожным перед историческим делом, которому служил Разин, ради которого шла за ним его ватага.

Таким образом, в этом первом эскизе картины усматривается как бы возврат к трагической теме «Стрельцов». Эскиз этот помечен 1887 годом. Он очень красив и декоративен по замыслу.

Но от этого эскиза художник быстро отошел, считая, очевидно, что легендарный романтический эпиход с утоплением персидской княжны в Волге хотя и изображает иоральнцю победц Разина, но все же нечто убавляет от его цельной личности и не позволяет сосредоточить внимание на том, что было в нем, с точки зрения художника, самым значительным. А значительна в Разине была бунтарская мысль, мысль действенная и дальновидная, несокрушимая решительность

В окончательном варианте картины Степан Разин изображен в огромном струге, перед ним — музыканты. Дальше открываются бескрайние волжские просторы. Взмахи весел буровят воду. Золотистый свет струится с вечернего неба. Лица гребцов-казаков мужественны и красивы, особенно — молодого, с раскрытым воротом.ю мзображенного почти в профиль.

Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан. О чем они? Вряд ли о себе и своей судьбе. Эти думы значительны, великие думы атамана. Выражение лица Разина составляло главную заботу художника. Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо.

Бросается в глаза сходство лица Степана с одним из последних автопортретов Сурикова. Суриков нечто от самого себя вкладывал в образ Разина. Подобно легендарному атаману, своей великой думой Суриков объемлет исторические судьбы своего народа, безгранино верит в его духовные силы, страдает вместе с ним.

«Степан Разин» — последнее большое историческое полотно Сурикова.

Обсудить на форуме

Гибель Ермака и окончание похода

В ночи 03.08.1585 атаман Ермак погиб с полусотней бойцов на речке Вагае. Татары напали на спящий лагерь, в этой стычке выжило только несколько воинов, которые принесли страшную новость в Кашлык. Свидетели гибели Ермака утверждают, что он был ранен в шею, но продолжал биться.

В процессе боя атаману нужно было перепрыгнуть с одной лодки на другую, но он истекал кровью, а царская кольчуга была тяжела – Ермак не допрыгнул. Выплыть в тяжелых доспехах было невозможно даже такому силачу – раненый утонул. Легенда гласит, что местный рыбак нашел труп и доставил хану. Месяц татары стреляли в тело поверженного врага стрелами, за это время не было замечено никаких следов разложения. Удивленные татары похоронили Ермака на почетном месте (в современности это деревня Баишево), но за оградой кладбища – он не был мусульманином.

После получения известия о смерти предводителя казаки собрались на сходку, где было решено вернуться в родные края – зимовать еще раз в этих местах было смерти подобно. Под руководством атамана М. Мещеряка 15.08.1585 остатки отряда организованно двинулись по Оби на запад, домой. Татары праздновали победу, они еще не знали, что через год русские вернуться.

Мастер масштабных исторических картин В.И. Суриков

Василий Иванович Суриков родился в семье казака в 1848 г. в Красноярске. Еще с малых лет он любил рассматривать лица людей и копировать иконы, а уже в 11 лет ему пришлось давать уроки акварели в связи с бедственным положением семьи (умер отец).

Портрет В.И. Сурикова в исполнении И.Е. Репина. 1877 г.

Во время одного из таких уроков в доме губернатора его заметил богатый человек и решил помочь талантливому мальчику. В результате этого юный Василий получил возможность учиться в Санкт-Петербурге.

После успешной учебы в Академии художеств в Петербурге юноша переехал в Москву и буквально влюбился в город. Именно здесь, часами рассматривая людей и улицы, Суриков впервые испытал мощное желание изобразить увиденный эпизод. В результате этого на свет появилось полотно «Утро стрелецкой казни», которое не только принесло ему известность, но и значительные деньги от купившего картину Павла Третьякова.

В.И. Суриков. «Утро стрелецкой казни». 1881 г.

Сурикова называют мастером масштабных исторических картин, так как он известен в первую очередь проектами с большим числом персонажей и панорамными пейзажами, такими как «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Боярыня Морозова». За его приверженность национальному духу, канонам древнерусской живописи Сурикова ставили в один ряд с Васнецовым и хвалили за отказ от всех западных веяний.

Ушел из жизни Василий Иванович в 1916 году и был похоронен в Москве.

Боярыня Морозова (1884-1887)

На создание этого огромного полотна (а размер действительно внушительный: 304×587,5 см) у Сурикова ушло три года. Титаническая подготовительная работа над картиной принесла потрясающие плоды. Созданные Суриковым этюды стали самостоятельными законченными картинами.

Эта картина воистину величайший шедевр живописи. Тяжёлые розвальни тащат сквозь толпу мятежную боярыню-раскольницу. Она подняла над толпой руку с двуперстием — символом старой веры. Как говорил художник, его долго мучил вопрос, как создать видимость движения саней. Находка была потрясающей.

Бегущий мальчик «сдвинул» с места тяжёлые сани, которые в рыхлом снегу оставляли глубокий след. Об этом снеге написано много. Он потрясающий, живой и холодный. Босой юродивый, сидящий в снегу, от холода судорожно сжал пальцы ног. Он отвечает боярыне двуперстным крестным знамением. Толпа провожающих боярыню Морозову полна эмоций. Мальчишки дразнят опальную боярыню, женщины сочувствуют. Многие провожают её молчанием. Церковный раскол был одной из страшных страниц русской истории.

4

Популярные сочинения

  • Когда вражда может перерасти в дружбу? — сочинение Вражда может перерасти в дружбу, но при каких условиях? Чтобы понять это, необходимо рассмотреть понятия дружбы и вражды, а также то, как строятся отношения между людьми.
  • Сочинение Моя кухня (описание 5, 6 класс) Сегодня я расскажу вам об одном из помещений, в нашей квартире – кухне. Она не очень большая – папа сказал, что площадь ее составляет девять квадратных метров – но при этом тесной ее тоже не назовешь.
  • Анализ «Слово о полку Игореве» (9 класс) Слово о полку Игореве — наследие русского народа, повествующее о походе на половцев, проведённом князем Игорем в 1185 году. История возникновения произведения неточна, неизвестна. Различные источники могут утверждать

Причины восстания

Дон, где проживали казаки, издавна считался местом очень неспокойным. «Казачья вольница» – таким словом нередко обозначали характер эти полувоенные поселения, находившиеся на правах самоуправления.

В начале 17 столетия завершилась Смута. С появлением законной царской династии народ связывал надежды на облегчение жизненных тягот, снижение поборов. Однако этого не случилось. Напротив, повинности и сборы, взимаемые с народа, только росли. Недалеко было и до окончания вольницы: Земский Собор 1649 года принял указ, окончательно установивший в государстве крепостное право. Если ранее многие крепостные, не выдержав тяжелой жизни под хозяином, дожидались Юрьева дня и уходили в степи к казакам, чтобы начать новую жизнь, то теперь такая возможность у них была отнята: они всегда считались беглыми и подлежали поимке.

На Дону население роптало: чувствовался недостаток хлеба, и казаки обратились к представителям власти с просьбой о разрешении возделывать плодородные земли. Однако такого разрешения дано не было. Созрели предпосылки для начала восстания. В 1666 году формируются первые отряды недовольных, против которых царское правительство тут же высылает войска. Казаки временно сложили оружие.

Но в 1667 году бунт вспыхивает с новой силой. Теперь у восставших есть руководитель. Это казак Степан Разин, по национальности, скорее всего, калмык с русскими корнями либо русский с калмыцкими, родившийся в станице Зимовейской. Разин отличался острым умом и сильным характером, пользовался уважением и авторитетом. У него были свои, личные причины ненависти к власть предержащим: его родного брата жестоко казнил князь Юрий Долгорукий.

Сочинение-описание вариант 2

Суриков Василий Иванович начал писать картину Степан Разин в 1900 году. Сразу после представления полотна публике, картина имела огромный успех. Это 6-ти метровое полотно, отражающее суть исторического эпизода, пришлось по вкусу многим.

На картине мы видим большую ладью под парусом, которая плывет по спокойной и тихой реке. В этой ладье, на дорогих коврах лежит атаман Степан Разин в богатых одеждах, видимо сняв их с барского плеча, который в своё время поднял на Волге восстание, перешедшее в крестьянскую войну. Его лицо сосредоточено и серьезно, взгляд полон раздумий. Поза атамана говорит о том, что он на стороже и бдителен. Его не веселит ни награбленное, ни веселые песни казаков. Такими же мыслями наделены и гребцы. Их напряженность, усталость и вялость видна невооруженным глазом.

Вокруг Степана Разина изображены казаки, каждый из которых занят своим делом, кто-то спит, а кто-то отдыхает и пьёт, радуясь о превосходной добыче.

Главная фигура Разина изображена в центре картины, привлекая наше внимание. Особенно чувствуется тишина утра, отражающаяся белой дымкой над водой реки и легкими лучами утреннего солнца

Очень сильно запечатлен момент поднятия всех весел, делающее ладью похожую на большую птицу, стремящуюся в простор. Вся картина пропитана воздухом и светом, хотя она выдержана в темных и мрачных тонах, наполняя нас тревогой.

Особенное место в картине занимает плененный персидский князь. Он всем своим видом и сутью противопоставлен атаману. Разин, смотря на княжича, возможно, видит в нем отражение своего скорого будущего. Он спокоен и ожидает своего часа.

Вся картина, а именно ладья, струящаяся по реке, окружена невероятно красивым пейзажем. Пастельные тона неба, берега и воды дают нам осознание тишины и умиротворения. В лицах казаков мы не видим гнева, а наоборот мы видим усталость от того современного быта и горькой людской доли. Главное что тревожит их это свобода души и тела, а не награбленные богатства, такие как ковры.

Обществознание — описание для 6 класса

Утро стрелецкой казни (1881)

Откроет наш список на most-beauty самое первое масштабное историческое полотно художника размером 218×379 см. Сейчас оно находится в одном из центральных залов Третьяковской галереи. Вокруг этой картины всегда много зрителей. И не зря, ведь события, изображённые В. И. Суриковым, относятся к одному из самых трагических моментов истории государства Российского.

Эпоха царствования Петра Великого была окрашена не только яркими красками побед и великих свершений. Стрелецкий бунт под началом царевны Софьи, сёстры царя, был жестоко подавлен, а тысячи стрельцов отправлены на плаху. Момент прощания стрельцов со своими семьями настолько реалистичен, что создаётся впечатление присутствия. Зритель становится участником и свидетелем происходящего.

На картине диагональю пересекаются два взгляда: первый взгляд молодого Петра I — гневный, величественный, испепеляющий, а второй взгляд принадлежит рыжему стрельцу, скованному в колодки. Стрелец не подчинился царской воле, и готов к смерти. Центральная фигура стрельца демонстрирует покорность приговору. Казнь происходит на Красной площади у Кремля, и она окончательно закрепляет царствование Петра на российском троне. Трагизм картины подчёркивают мрачные тона и серость осеннего утра.

Покорение вогулов

В 1583 году Ермак покорял татарские селения в бассейнах Оби, Иртыша. Татары оказывали яростное сопротивление. По речке Тавде казаки отправились в землю вогуличей, распространив власть царя до речки Сосвы. В покоренном городке Назыме уже в 1584 году случился мятеж, в котором вырезали всех казаков атамана Н. Пана. Кроме безусловного таланта полководца и стратега, Ермак выступает как тонкий психолог, отлично разбиравшийся в людях. Несмотря на все сложности и трудности похода ни один из атаманов не дрогнул, не изменил клятве, до последнего вздоха был верным соратником и другом Ермака.


Такмак и Ермак зимой

Популярные сочинения

  • Сочинение Мцыри как романтический герой 8 класс Любовь Лермонтова к Кавказу появилась еще в детстве. Царственные горы, прозрачные и чистые реки, роскошная зелень и гордые, мужественные люди, настолько потрясли будущего поэта
  • Сочинение Футбол — мой любимый вид спорта Я очень люблю футбол и не зря. Футбол – один из самых популярных видов спорта. В него многие играют не только на профессиональном уровне, но и на любительском
  • Сочинение по поэме Василий Теркин (8 класс) Василий Тёркин» — поэма известного писателя Александра Трифоновича Твардовского, написанная в 1942 году. Всего в ней 30 глав. Именно данная поэма принесла писателю известность и народную признанность.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: