Суриков василий «степан разин» описание картины, анализ, сочинение

Сочинение по картине Степан Разин Сурикова 6 класс эссе по обществознанию

Суриков не раз обращался к историческому прошлому Руси. В каждой картине была прочувствована история русского человека. Разглядывая картины Сурикова, любой с головой окунался в тот мир.

Картина Степан Разин – очень печальное произведение искусств. На картине атаман казаков печален и уныл, его товарищи, в принципе, так же. Единственный, кто на данной картине не грустит – это казак, который угощает пленного перса вином. Из этого можно сделать вывод, что он пьян. Перс сдержанно отказывается от душевного шеста казака, его, как и других, одолевает печаль.

Можно с уверенностью сказать, что действие, которые изображены на картине, происходят на рассвете. Ведь небо окрашено в приятный синевато-розовый цвет. Хоть и паруса наполнены ветром, но создается впечатление полного спокойствия. Но на самом деле, данное спокойствие очень обманчиво, в воздухе повисла нотка напряжения.

Напряжение, в первую очередь, проявляется в самом Разине. В его внешнем виде, позе и в выражении лица. Не понятно, что могло бы тревожить атамана, ведь в принципе, все довольно неплохо: верные товарищи рядом, он жив и здоров.

Разин окунается в мысли, слушая пение кобзаря. К сожалению, данное занятие не делает его настроение лучше. С каждой минутой все больше и больше мыслей пролетают в его голове.

Глядя на картину, чувствуется эта невероятная напряженность.

Образу казацкого атамана противопоставлен персидский князь. На первый взгляд может показаться, что они очень похожи, но это не так, между ними целая пропасть. У каждого из них разное происхождение, свои ценности в жизни.

Степан Разин

Труднее всего Сурикова далась его последняя работа — «Степан Разина». Разин — вождь крестьянского движения, могучий, мужественный, человек огромной воли, объединявший многочисленный отряды восставшего казачества и крестьян, совершавший смелые походы в низовья Волги, по Каспийскому морю.

Интересно, тчо в самом первом эскизе «Степана Разина» Суриков думал изобразить атамана и его созлюбленную — персидскую княжну, показать в Разине победу идеи над личным чувством, хотя и сильным, но ичтожным перед историческим делом, которому служил Разин, ради которого шла за ним его ватага.

Таким образом, в этом первом эскизе картины усматривается как бы возврат к трагической теме «Стрельцов». Эскиз этот помечен 1887 годом. Он очень красив и декоративен по замыслу.

Но от этого эскиза художник быстро отошел, считая, очевидно, что легендарный романтический эпиход с утоплением персидской княжны в Волге хотя и изображает иоральнцю победц Разина, но все же нечто убавляет от его цельной личности и не позволяет сосредоточить внимание на том, что было в нем, с точки зрения художника, самым значительным. А значительна в Разине была бунтарская мысль, мысль действенная и дальновидная, несокрушимая решительность

В окончательном варианте картины Степан Разин изображен в огромном струге, перед ним — музыканты. Дальше открываются бескрайние волжские просторы. Взмахи весел буровят воду. Золотистый свет струится с вечернего неба. Лица гребцов-казаков мужественны и красивы, особенно — молодого, с раскрытым воротом.ю мзображенного почти в профиль.

Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан. О чем они? Вряд ли о себе и своей судьбе. Эти думы значительны, великие думы атамана. Выражение лица Разина составляло главную заботу художника. Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо.

Бросается в глаза сходство лица Степана с одним из последних автопортретов Сурикова. Суриков нечто от самого себя вкладывал в образ Разина. Подобно легендарному атаману, своей великой думой Суриков объемлет исторические судьбы своего народа, безгранино верит в его духовные силы, страдает вместе с ним.

«Степан Разин» — последнее большое историческое полотно Сурикова.

Обсудить на форуме

Зрелость и деятельность

Воспылавший ненавистью к русскому правительству из-за гибели брата, Разин решил отомстить. На тот момент на Руси завершилась одна Смута, но зрела новая: недовольство крестьянства «Соборным уложением» 1649 года, содержание которого окончательно превращало крепостных в «крещеную собственность» барина. Недовольные люди собирались в ватаги, сбегали на Дон, в Сибирь и на окраины государства. Самые сильные отряды были у:

  • донского;
  • яицкого;
  • терского казачеств.

Поход атаман начал с 2 000 казаков весной 1667 года. Он грабил суда на Волге. Следующий шаг — расправа со стрелецкими войсками в деревне Черный Яр и освобождение пленных. Далее войско полководца проникло в слободу Яик и захватило ее.

Еще через 2 года произошло сражение с персами на Каспии у Свиного острова. На тот период к казакам примкнуло много беглых крестьян, успевших обучиться воинскому делу. Степану удалось победить: после окружения вражескими кораблями он приказал развернуть ладьи и обстрелять судно, где находился Мамед-хан. Вследствие этого события сообщение о Степане Разине доходит до царя.

После победы над персами атаман направился на Дон через Астрахань, опасаясь мести сефивидов. Год после сражения он готовился к походу на Москву, названному Крестьянской войной. К нему примкнули:

  • угнетенные крестьяне;
  • старообрядцы;
  • ремесленники;
  • мордвины;
  • чуваши;
  • татары;
  • марийцы;
  • русские солдаты.

Вследствие того, что солдаты из правительственного войска бежали во вражеский стан, русские военачальники вынуждены были привлечь наемников из Прибалтики и Польши. Участь таких воинов была незавидна: если казаки пленили их, то не оставляли в живых.

Чтобы привлечь в свое войско жителей Астрахани, Царицына, Самары, Саранска, Алатыря и Космодемьянска, Степан Разин пустил слух, что укрывает ссыльного патриарха Никона и исчезнувшего царевича Алексея Алексеевича. Их имена он использовал, словно 2 священных знамени, дающих людям веру в победу.

Вскоре под Симбирском флотилия атамана была разбита князем Ю. М. Барятинским. Пришлось отступить к Дону и 6 месяцев укрываться в Кагальницком городке. Продолжить оттуда поход у Разина не получилось: местные казаки, сговорившись, доложили о его нахождении царю. Жители городка опасались, что царь со временем истребит казачество за войну, устроенную Степаном. В итоге Разин был пойман и доставлен в Москву.

Детали картины

Если внимательно изучать полотно Сурикова, можно предположить, что время суток — раннее утро. На это указывает синевато-розовый оттенок реки и неба. Паруса наполнены ветром, но вокруг корабля царит спокойствие.

У Разина напряженная поза, нахмуренное лицо и тяжелый отрешенный взгляд. Он о чем-то размышляет, думает и это полностью овладело им. Вокруг него одни соратники, но это не уменьшает тревогу. Он подпер голову рукой и слушает песню кобзаря. Ничто не может отвлечь его от тяжелых дум. Настроение героя передается и зрителю, заставляя его чувствовать тревогу.

На картине изображен персидский князь. Он тоже мрачен, смирился со своей судьбой и понимает: его конец предрешен. Разин же готов еще сражаться. Суриков отразил на картине пренебрежение атамана к богатству. Охотничьи трофеи просто валяются на полу, дорогие ковры тоже лежат просто так. Такие детали отражают основную суть личности Разина — он не хотел обогатиться. Степан стремился к свободе и независимости, он хотел привести народ к другой жизни.

Сильные стороны Степана Разина

И это было действительно так. Но в чём же крылся секрет успеха Стеньки Разина? Врождёнными его качествами были удаль и смекалка, что помогали в военных делах. Помимо этого, Разин обладал дипломатическим талантом, что помогал ему решать в свою пользу даже самые непростые переговоры. Он сумел примирить малые народы Поволжья, что выступили в поддержку восставших.

Важнейшим этапом подготовки к восстанию стал так называемый “поход за зипунами”, в ходе которого сторонники Разина приобрели поддержку и продемонстрировали свою силу, увеличили флот за счёт захваченных торговых русских и персидских кораблей, смогли разработать стратегию дальнейших действий. Предусмотрительность и хитрость в немалой степени помогли Степану усилить свои отряды. Впрочем, Разин получал не только лестные характеристики.

В письме неизвестного с корабля “Орёл”, стоявшего под Астраханью, отмечено:

Здесь стоит упомянуть и об известном эпизоде, описанном в песне “Из-за острова на стрежень”, который в действительности произошёл под Астраханью. О жестокости Степана Разина повествует персидский и иранский фольклор, сохранившийся до наших дней.

В. И. Суриков «Стенька Разин»

Сочинение по картине Степан Разин Сурикова 6 класс эссе по обществознанию

Суриков не раз обращался к историческому прошлому Руси.  В каждой картине была прочувствована история русского человека. Разглядывая картины Сурикова, любой с головой окунался в тот мир.

Картина Степан Разин – очень печальное произведение искусств. На картине атаман казаков печален и уныл, его товарищи, в принципе, так же.  Единственный, кто на данной картине не грустит – это казак, который угощает пленного перса вином. Из этого можно сделать вывод, что он пьян. Перс сдержанно отказывается от душевного шеста казака, его, как и других, одолевает печаль.

Можно с уверенностью сказать, что действие, которые изображены на картине, происходят на рассвете. Ведь небо окрашено в приятный синевато-розовый цвет. Хоть и паруса наполнены ветром, но создается впечатление полного спокойствия. Но на самом деле, данное спокойствие очень обманчиво, в воздухе повисла нотка напряжения.

Напряжение, в первую очередь, проявляется в самом Разине. В его внешнем виде, позе и в выражении лица.  Не понятно, что могло бы тревожить атамана, ведь в принципе, все довольно неплохо: верные товарищи рядом, он жив и здоров.

Разин окунается в мысли, слушая пение кобзаря. К сожалению, данное занятие не делает его настроение лучше. С каждой минутой все больше и больше мыслей пролетают в его голове.

Глядя на картину, чувствуется эта невероятная напряженность.

Образу казацкого атамана противопоставлен персидский князь. На первый взгляд может показаться, что они очень похожи, но это не так, между ними целая пропасть. У каждого из них разное происхождение, свои ценности в жизни.

К примеру, персидский царь уже смирился со своей несчастной судьбой и не готов бороться. Разин же, наоборот, полный сил и идет к победе, не готов уступать врагам.

В завершение можно сказать, что эта картина несет в себе огромный подтекст. Ее настроение передастся каждому, кто увидит данную вещь. Суриков, как не крути, был мастером своего дела.

Описание картины Сурикова Степан

Великий художник Суриков написал не мало картин, но тема пришлого Руси всегда стояла особняком для творца. Автор своими картинами позволял ценителям искусства понять и наглядно увидеть жизнь русского нарда в те времена.

Смотря на картины Сурикова, создается эффект присутствия, просто смотришь, но уже целиком проникаешься картиной. Это главная задача художника, с которой Суриков справился  отлично, причем не только в картине «Степан Разин».

Название картины «Степан Разин» дает понять кто главный герой этого произведения, но с ним автор изображает и его побратимов. Казаки плывут по реке в неизведанном направлении на лодке, которые называли ладьями.

Суриков очень четко изображает каждого казака, каждый индивидуален и с первого взгляда понятно, что имеет свой уникальный характер.

Некоторые казаки занимаются игрой на музыкальных инструментах, а часть гребет, позволяя лодке не сбавлять ход.   

Степан Разин изображен сконцентрированным и уверенным в себе человеком. Он смотрит куда-то вдаль водяных просторов Руси, о чем он думает? Невозможно понять, можно только бесконечно высказывать догадки.

Возможно, он просто задумался о чем-то лично, а может быть его мысли очень глобальны и охватывают проблемы Руси.

Ели разобраться, то может возникнуть вопрос, почему в лодке, почему на воде? Вода, как и небо, это свобода, неспроста автор изобразил героев в лодке плывущих по реке. Они свободны, только им выбирать себе дрогу. Лодка плывет неторопливо, казаки только немного помогают ей веслами. Куда она их несет, возможно, к желанной свободе? Тема свободы очень часто поднималась данным художником.

Цветовая гамма, подобранная Суриковым довольно темная, что указывает на вечернее время суток. Цвет неба совсем немного светлее, нежели воды. Отличие этих двух стихий только в оттенках.

Автор выбрал немного зеленых, золотых и серых тонов. Небо и вода как будто сошлись воедино, отделяет их только горизонт, на котором видно родную землю.

Вечер выбран неслучайно, ведь в это время солнце, а именно его закат очень четко отражаются на воде.

6 класс эссе по обществознанию

Другие сочинения:

Пленение и казнь Степана Разина

Казачьи старшины сожгли Кагальницкий городок в апреле 1671 года, а Степана Разина и его брата Фрола захватили в плен и выдали московским властям. В Москве 2 июня Степана пытали, но он сохранял мужество. На 6 июня была назначена публичная казнь атамана и Фрола. О том, как казнили Степана Разина, вспоминал очевидец Яков Рейтенфельс. Он сообщил, что царь опасался начала новых волнений, потому Болотная площадь, на которой проходила казнь, была оцеплена тремя рядами преданных царю солдат. Перекрестки также были заполнены отрядами правительственных войск.

Приговор о четвертовании Разин выслушал спокойно. Развернувшись в сторону церкви, он поклонился четыре раза, а потом попросил у собравшихся на площади людей прощения. Разину отрубили сначала руку по локоть, потом ногу по колено. Брат Фрол, смотря на муки Степана, успел крикнуть: “Слово и дело!”, что значило государственную тайну. Степан тут же отреагировал: «Молчи, собака!» и палач отрубил ему голову.

Это интересно

Фрола должны были казнить вместе со Степаном. Но после неожиданного признания, казнь для Фрола была отстрочена.

Фрол пообещал рассказать, где зарыты разинские клады и сокровища. Но после неудачных попыток их отыскать на Дону, Фрола казнили в 1676 году.

Смысл полотна

На счету Сурикова немало удивительных картин. Разин изображен задумчивым и угрюмым. Художник решил показать атамана с необычной стороны. Вокруг него находится дружина, она гребет, и их судно идет по волнам Волги, но самого Степана не радует. Веселится только один участник, и то только потому, что очень пьян.

Если внимательно посмотреть на картину, можно придумать над чем размышляет Разин:

  1. Способы сделать русский народ счастливым.
  2. Судьба сподвижников.
  3. Тоска по персидской княжне.

Изначально Суриков задумывал картину в духе романтизма, но из-за смерти жены он сменил планы. Это одна из последних работ художника и она далась ему очень тяжело. Размер полотна 318 x 600 см.

Популярные сочинения

Сочинение Пискарёв в повести Невский проспект (Образ и характеристика) Пискарев является одним из центральных персонажей в произведении. Он является молодым и застенчивым мастером художественных дел, который живет в Петербурге. Как и типичный представитель
Основные проблемы романа Тихий Дон сочинение М.А. Шолохов в своем произведении в первую очередь раскрывает проблему казачества. Он описывает его традиции, быт, взгляды на жизнь. Они участвовали в гражданской войне, стояли то на стороне советской власти, то против нее.
Сочинение Как достойно пережить поражение Каждый человек когда-то проигрывал в чем-либо другим людям или самому себе. Ведь невозможно превосходить всех и во всем

Именно поэтому невероятно важной чертой человека должно являться то

Смысл полотна

На счету Сурикова немало удивительных картин. Разин изображен задумчивым и угрюмым. Художник решил показать атамана с необычной стороны. Вокруг него находится дружина, она гребет, и их судно идет по волнам Волги, но самого Степана не радует. Веселится только один участник, и то только потому, что очень пьян.

Если внимательно посмотреть на картину, можно придумать над чем размышляет Разин:

  1. Способы сделать русский народ счастливым.
  2. Судьба сподвижников.
  3. Тоска по персидской княжне.

Изначально Суриков задумывал картину в духе романтизма, но из-за смерти жены он сменил планы. Это одна из последних работ художника и она далась ему очень тяжело. Размер полотна 318 x 600 см.

Сочинение по картине В.И. Сурикова «Степан Разин»

Василий Иванович Суриков — один из наиболее известных художников России, работы которых насыщены историческими мотивами. Его произведения «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка» на слуху не только у взрослых ценителей искусства, но и у многих школьников.

К картинам, созданным В.И.Суриковым, принадлежит также полотно «Степан Разин». Эта работа, несомненно, тоже имеет исторический подтекст. Здесь изображена ладья, плывущая по реке.

В центре её изображена, наверное, самая яркая личность на картине — казак Степан Разин. По одежде, позе и выражению лица мы понимаем, что это не простой казак, а атаман.

Взгляд Разина выражает всю серьезность проблем, решаемых им в данный момент.

Действительно, вспомним, кем на самом деле являлся казак Степан Разин. Он вошел в историю не как бравый воин, под чьим командованием армия защищала свою Родину или освобождала покоренные врагом земли. Разин запомнился людям как предводитель восстания 1667-1671 годов.

Несмотря на то, что до официальной отмены крепостного права было еще практически 200 лет, уже тогда восставшие боролись за освобождение крестьян от всех форм зависимости. Уже тогда проблема зависимости крестьян требовала немедленного разрешения.

«Степан Разин» — описание картины Василия Ивановича Сурикова

История создания

О создании «Степана Разина» Василий Иванович Суриков задумался в 1887 году. Но работу над картиной он начал только в 1900 году. Для этого он много путешествовал по Сибири и Дону, делал этюды и искал образы.

Искусствоведы склонны полагать, что для прототипом Разина стал ученый Иван Тимофеевич Савенков или его сын Тимофей Иванович. Возможно, что для создания этюдов Суриков использовал портреты и отца, и мальчика.

Исследователь А. Демкин полагал, что в картине Суриков отразил свои переживания. Первый эскиз полотна был создан в 1887 году еще до смерти жены Василия Ивановича. Художник изобразил Степана Разина с персидской княжной, которая была срисована с Елизаветы Августовны — супруги Суриковой. Герои стояли во главе флотилии суден, готовясь к походу.

Но после смерти жены Василий Иванович решил изменить концепцию картины. Он нарисовал один челн, убрал княжну и сделал Разина задумчивым. Некоторые исследователи полагают, что на окончательном варианте Степан срисован с самого Сурикова.

Полотно было представлено на очередной выставке передвижников. Сам художник был недоволен своей работой. Он долго не мог подобрать раму для холста. Светлый оттенок сливался с красками неба, темный выглядел лучше.

Детали картины

Если внимательно изучать полотно Сурикова, можно предположить, что время суток — раннее утро. На это указывает синевато-розовый оттенок реки и неба. Паруса наполнены ветром, но вокруг корабля царит спокойствие.

Но пейзаж достаточно обманчив и если приглядеться к людям, станет понятна тревожная атмосфера.

У Разина напряженная поза, нахмуренное лицо и тяжелый отрешенный взгляд. Он о чем-то размышляет, думает и это полностью овладело им. Вокруг него одни соратники, но это не уменьшает тревогу. Он подпер голову рукой и слушает песню кобзаря. Ничто не может отвлечь его от тяжелых дум. Настроение героя передается и зрителю, заставляя его чувствовать тревогу.

На картине изображен персидский князь. Он тоже мрачен, смирился со своей судьбой и понимает: его конец предрешен. Разин же готов еще сражаться. Суриков отразил на картине пренебрежение атамана к богатству.

Охотничьи трофеи просто валяются на полу, дорогие ковры тоже лежат просто так. Такие детали отражают основную суть личности Разина — он не хотел обогатиться.

Степан стремился к свободе и независимости, он хотел привести народ к другой жизни.

Смысл полотна

На счету Сурикова немало удивительных картин. Разин изображен задумчивым и угрюмым. Художник решил показать атамана с необычной стороны. Вокруг него находится дружина, она гребет, и их судно идет по волнам Волги, но самого Степана не радует. Веселится только один участник, и то только потому, что очень пьян.

Если внимательно посмотреть на картину, можно придумать над чем размышляет Разин:

  1. Способы сделать русский народ счастливым.
  2. Судьба сподвижников.
  3. Тоска по персидской княжне.

Наблюдательный зритель может увидеть на водной глади круги. Возможно, на картине запечатлен момент после того, как Разин выбросил княжну за борт, поэтому гребец в красной рубахе так смотрит на воду.

Изначально Суриков задумывал картину в духе романтизма, но из-за смерти жены он сменил планы. Это одна из последних работ художника и она далась ему очень тяжело. Размер полотна 318 x 600 см.

Популярные сочинения

Почему для России важно развитие науки? — сочинение для 4 класса Для России, как и для других цивилизованных стран чрезвычайно важно развитие науки в родной стране. Ведь именно из-за технологических инноваций
Сочинение на тему Сильный человек (9 класс) У каждого человека свое понимание сильный, у кого-то сразу в голове вырисовывается силуэт накаченного силача, а у кого-то это слово ассоциируется с другим смыслом, с духовным

Так какой же он все-таки, сильный человек?
Сочинение на тему Время (рассуждение) Время. Это всего лишь слово, которым принято обозначать нечто невообразимое, не всегда укладывающееся в нашем сознании. Признаюсь, честно, я боюсь того, что за ним скрывается. Есть очень хорошая фраза

Василий Иванович Суриков Surikov, Vasily Ivanovich (1848-1916)

Я исчезаю..

Трудно рассказывать о человеке, который овеян легендами и прочими вещами, которые сопутствуют знаменитым людям. Василий Иванович Суриков ещё при жизни стал великим художником и удивительным мастером исторического полотна. Кто не помнит его полотна такие как «Утро стрелецкой казни» или же «Боярыня Морозова». Это далеко не единственные его работы, просто перечислять бессмысленно. Мы все его полотна помним и знаем. Но Сурикова интересовал не только исторический жанр, он прекрасно работал и как пейзажист. Кроме того, он написал достаточно много эскизов ко многим своим полотнам. Некоторые эскизы так и остались эскизами, потому что большие полотна так и не были осуществлены. А к концу жизни Суриков неожиданно увлёкся портретами. Он и раньше писал портреты, но в основном это были исторические портреты. Но на данном этапе жизни он вдруг вернулся к портретам простых людей или же личностей весьма заурядных. Но главное он работал. А ведь был период, когда он совершенно отошёл от живописи и не прикасался к краскам. Это случилось сразу после того, как он внезапно потерял жену. Она умерла настолько неожиданно, что для него это оказалось ударом и неожиданной потерью. Он перестал писать. Можно представить каково это было, ему знаменитому, тому самому кто написал «Меньшиков в Берёзове», да ту же «Боярыню Морозову»… Депрессия в самой тяжёлой форме захлестнула мастера. И тут на подмогу пришла любовь дочерей. Они как могли, помогали ему вынести потерю, и кто знает, может быть именно эта любовь к отцу и вернула его к жизни, а, следовательно, к живописи. И он вернулся и вернулся триумфально. В своей депрессии он всё чаще обращался к священной книге Библии, читал её и перечитывал, молился в храме и его часто на Ваганьково видели сидящим у могилы жены. Но он вернулся к краскам и на свет явилось полотно «Исцеление слепорождённого Иисусом». Вскоре после этого он вместе со своим братом совершил сибирское путешествие и там снова родился шедевр «Взятие снежного городка». И его талант прорвал эту самую плотную пелену забвения, которая окутала его после смерти жены. Но заботы о двух дочерях и работа над полотнами, можно сказать придало ему сил. Кроме уже названных двух шедевров позже им было написано ещё несколько и практически все на исторические темы. Конечно, же при создании полотен делались этюды, зарисовки. Это всё сейчас хранится в музеях.

Его последними словами перед смертью были слова: «Я исчезаю…». Может быть, он так думал, что о его работах и о нём никто не вспомнит или же он имел в виду что его путь закончен, и он уходит в небытие, но полотна, его труд, остаются. Он ушёл, они остались. Они свидетели его таланта, свидетели его любви к Родине. Хотя публика, для которой он писал, не всегда благосклонно принимала его труд. То же «Взятие снежного городка» по началу просто не поняли и всячески осуждали. Мол, не того мы ждали от Сурикова, мы, дескать, ждали от него снова что-то потрясающее историческое. И никто тогда не понял что в этом полотне как раз гимн русскому раздолью, гимн русской несдержанности. Критика это полотно оценила много позже, публика ещё позже. Но ведь всё-таки приняли. А его полотно «Степан Разин»? Как он долго готовился к его разработке, как он мучился в поисках главного героя. Суриков долго искал позы, долго искал, как изобразить этого народного героя. Такие же сложности были и с полотном «Покорение Сибири Ермаком». Те же самые мучения, изыскания и наконец, кропотливая работа над образами. В итоге получилось нечто потрясающее.

Так что, не исчез его образ. Не исчезло значение его творчества. наоборот, оно обогатило русское искусство на века.

Алексей Васин

Степан Разин

Труднее всего Сурикова далась его последняя работа — «Степан Разина». Разин — вождь крестьянского движения, могучий, мужественный, человек огромной воли, объединявший многочисленный отряды восставшего казачества и крестьян, совершавший смелые походы в низовья Волги, по Каспийскому морю.

Интересно, тчо в самом первом эскизе «Степана Разина» Суриков думал изобразить атамана и его созлюбленную — персидскую княжну, показать в Разине победу идеи над личным чувством, хотя и сильным, но ичтожным перед историческим делом, которому служил Разин, ради которого шла за ним его ватага.

Таким образом, в этом первом эскизе картины усматривается как бы возврат к трагической теме «Стрельцов». Эскиз этот помечен 1887 годом. Он очень красив и декоративен по замыслу.

Но от этого эскиза художник быстро отошел, считая, очевидно, что легендарный романтический эпиход с утоплением персидской княжны в Волге хотя и изображает иоральнцю победц Разина, но все же нечто убавляет от его цельной личности и не позволяет сосредоточить внимание на том, что было в нем, с точки зрения художника, самым значительным. А значительна в Разине была бунтарская мысль, мысль действенная и дальновидная, несокрушимая решительность

В окончательном варианте картины Степан Разин изображен в огромном струге, перед ним — музыканты. Дальше открываются бескрайние волжские просторы. Взмахи весел буровят воду. Золотистый свет струится с вечернего неба. Лица гребцов-казаков мужественны и красивы, особенно — молодого, с раскрытым воротом.ю мзображенного почти в профиль.

Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан. О чем они? Вряд ли о себе и своей судьбе. Эти думы значительны, великие думы атамана. Выражение лица Разина составляло главную заботу  художника. Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо.

Бросается в глаза сходство лица Степана с одним из последних автопортретов Сурикова. Суриков нечто от самого себя вкладывал в образ Разина. Подобно легендарному атаману, своей великой думой Суриков объемлет исторические судьбы своего народа, безгранино верит в его духовные силы, страдает вместе с ним.

«Степан Разин» — последнее большое  историческое полотно Сурикова.

Обсудить на форуме

Противостояние бунтовщикам

Однако, несмотря на успехи Разина, царь осознавал, насколько опасным стал этот человек и те, кто готовы идти за ним даже на смерть. На подавление восстания были брошены немалые силы царского войска. Чтобы остановить “мятежников и воров” Алексей Михайлович направил воевод Ю. Долгорукова, В. Щербатова и Ю. Барятинского, что поджидали бунтовщиков под Арзамасом.

Юрий Барятинский стал продвигаться к Казани, стремясь не дать возможности войскам Разина продвинуться дальше. Несмотря на отчаянные попытки прорвать карательные отряды, разинцам не удалось добиться своей цели. Теперь они оказались в ловушке.

Сам Степан сражался отважно, не замечая ран и боли. В боях под Симбирском он получил серьёзное ранение

Невзирая на рассеченную голову и периодическую потерю сознания, Разин продолжал бороться. Однако теперь смекалка, что так часто выручала атамана, стала оружием его противника.

Юрий Барятинский хитростью взял повстанцев, оказавшихся в отдалённом остроге. Он приказал небольшому отряду переправиться на противоположный берег Свияги и громко кричать оттуда. Решив, что это прибыло подкрепление к царским войскам, Степан Разин немедленно отправился на Дон, где планировал взять новые отряды для помощи товарищам.

Василий Иванович Суриков «Атаман Степан Разин»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: