Садко и выбор художника
Еще во время путешествия в Париж Репин написал нарядное и нетипичное для себя сказочное полотно «Садко» по мотивам народной легенды. В ней гусляр Садко опускается на морское дно, чтобы выбрать себе невесту из дочерей морского царя. К нему на смотрины приходят красавицы-русалки, но Садко выбирает простую русскую девушку Чернавку.
«Садко», 1876 год
Идея картины очень удачно символизирует выбор Репина. Перед главным героем проплывают девушки — «прекраснейшие девицы всех эпох и всех наций: гречанки, итальянки, испанки, голландки, француженки и пр. (блеск и роскошь костюмов, красота форм)». По одной из трактовок, с которой Репин соглашался, перед простым русским парнем проходят различные мировые художественные течения, среди которых он выбирает не фантастических подводных красавиц, а простую русскую девушку — русскую школу. Душа художника, хотя и прикоснулась к сказочным иноземным новинкам, все равно лежит к родному — к русской живописи.
Картина И.Е. Репина «Нищая. Девочка-рыбачка»
Полотно, написанное в 1874 году, считается одним из лучших творений 30-летнего молодого художника. Репин в это время проживал с семьей во французском городе Вель. Многие искусствоведы сходятся в едином мнении, что это первое произведение, положившее начало становления художника-портретиста.
Илья Репин много времени проводил за мольбертом на свежем воздухе и писал с натуры. Бедные французские дети соглашались за маленькую плату позировать художникам, чтобы помочь своей семье. Такова и история написания картины «Нищая». Позднее, в письмах к приятелю, художник упоминает тот факт, что девочка позировала из рук вон плохо, безобразничала, не слушалась. Репин, одухотворенный идеей, закончил работу в короткие сроки, несмотря на поведение ребенка.
Описание картины
На полотне изображена девочка с рыбацкой сетью в руках. Ее светловолосые короткие волосы не ухожены, лицо, брови и ресницы выгорели от солнца, сильные недетские руки обветрены. Платье, настолько старое и заношенное, покрыто латками. Все мелкие детали прорисованы четко. Краски выбраны приглушенные, темные. Взгляд девочки отведен в сторону, глаза грустные, но в тоже время живые.
Полотно находится в Областном художественном музее города Иркутска.
Сочинения по картинам 5-9 класс
-
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
(512)Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…
-
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
(430)Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…
-
Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
(515)Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…
-
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
(472)Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…
-
Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
(888)Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…
-
Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
(483)И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…
-
Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
(424)Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…
-
Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
(545)Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…
-
Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
(741)Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века.
Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
Военная тема занимает… -
Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
(473)Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность,…
Авторы Гайдпарка
-
Витёк Razdolbaeff`f
День в истории. Бархатная революция
Читать полностью
-
Злата Кедрова
Союз стран ОДКБ — миф или реальность?
Читать полностью
-
bambambigelow
Канадские тюремщики лечили шизофреника дубинками и перцовыми баллончиками
Читать полностью
-
stas shmelev
«Игла Кощея»
Читать полностью
-
Мiкалай Паддубiцкi
Новая маркетинговая атака ОАК с мифом СУ-75: атакован Дубай
Читать полностью
-
Александр Рохмистров
Путин объявляет шах Зеленскому. Дойдет ли дело до мата?
Читать полностью
-
Петр Новыш
Не так уж хорошо было изобретателям в СССР. Свидетельствую
Читать полностью
-
Suxov
Кто такие «бараны» в современной России?
Читать полностью
-
Александр Рохмистров
Вслед за повышением цен на гречку, дело дошло и до водки
Читать полностью
-
Виктор Душнев
Деньги — паразиты
Читать полностью
-
Екатерина Иванова
Самой красивой женщиной мира признали россиянку
Читать полностью
-
Аленка Аленка
Что жена должна делать
Читать полностью
Садко и выбор художника
Еще во время путешествия в Париж Репин написал нарядное и нетипичное для себя сказочное полотно «Садко» по мотивам народной легенды. В ней гусляр Садко опускается на морское дно, чтобы выбрать себе невесту из дочерей морского царя. К нему на смотрины приходят красавицы-русалки, но Садко выбирает простую русскую девушку Чернавку.
«Садко», 1876 год
Идея картины очень удачно символизирует выбор Репина. Перед главным героем проплывают девушки — «прекраснейшие девицы всех эпох и всех наций: гречанки, итальянки, испанки, голландки, француженки и пр. (блеск и роскошь костюмов, красота форм)». По одной из трактовок, с которой Репин соглашался, перед простым русским парнем проходят различные мировые художественные течения, среди которых он выбирает не фантастических подводных красавиц, а простую русскую девушку — русскую школу. Душа художника, хотя и прикоснулась к сказочным иноземным новинкам, все равно лежит к родному — к русской живописи.
И.Е. Репин и его портреты
Илья Ефимович Репин – один из великих мастеров мирового искусства в портретной живописи. Он создал огромную галерею портретов своих современников. Его творчество в портретной живописи несравнимо ни с одним из крупнейших художников в мире. Среди портретов художника исторические и государственные личности, генералы и военные чины, графы и графини, актрисы, поэты и писатели, композиторы, ученые, родные и близкие ему люди. Многие картины написаны маслом, другие – карандашом. Но каждый из его портретов с точностью отражает время. В каждом портрете художник раскрывает характер своего героя, его эмоции. О творчестве портретного жанра Репина так восхищенно говорил великий русский художественный критик В.В. Стасов: «С дерзостью смелого починателя попробовал в некоторых своих портретах то, чего никто и нигде, кажется, еще не пробовал — это изобразить творческую и работающую, внутри головы, мысль великого человека».
Среди известных портретов И.Е. Репина есть автопортреты, написанные маслом в 1878 г, 1887 г, 1894 г, 1903 г, 1920 г, 1923 годах и карандашом в 1879 г и 1899 г.
В коллекции великого русского художника большое количество работ, посвящено друзьям-художникам.
В 1876 году Илья Репин создает портрет своего современника, друга, выдающегося русского художника И.И. Шишкина (1832-1898).
Парижские впечатления
В начале 1870-х годов Репин отправился в Париж. Здесь он знакомился с французским искусством, посещал музеи, изучал творчество старых мастеров и приобщался к художественной жизни Европы. Он писал о своих впечатлениях: «Но в Лувре мы отводили душу, и Тициан, и испанцы, и Рембрандт, и Фр. Гальс были наши боги <…> Венецию мы обожали до самозабвения, выше ее ничего у нас не было». Работы классиков живописи произвели на него колоссальное впечатление. «Рубенс — это Шекспир в живописи», — писал художник в письме Владимиру Стасову. Про Веласкеса он говорил: «Это глубина знаний, самобытности, блестящего таланта», а творчество его окрашено «глубокой страстью к искусству, доходящей до экстаза в каждом его произведении».
«Портрет старушки», копия с Рембрандта, 1871–1873 гг.
Особенно Репина впечатлили картины Рембрандта. Живописец называл его великим реалистом и значительным мастером: «Он более всего любил гармонию общего, и до сих пор ни один художник в мире не сравнялся с ним в этой музыке тональностей, в этом изяществе и законченности целого». Репин хвалил изображение светотени на рембрандтовских полотнах: «С особым счастьем купался он в прозрачных тенях своего воздуха, который неразлучен с ними всегда, как дивная музыка оркестра, его дрожащих и двигающихся во всех глубинах согласованных звуков». Художник даже делал копии с картин Рембрандта — например, «Портрет старушки».
Во время этой поездки во Францию Репина больше всего интересовали варианты проявления реализма, темы Франко-прусской войны, сцены из жизни Парижа. Поэтому, когда художник впервые увидел картины импрессионистов, он был совершенно впечатлен. Не сказать, что Репин сразу влюбился в новомодное течение, но признавал, что «в нем что-то есть» — а вскоре решил и сам попробовать свои силы в новом жанре.
«Парижское кафе», 1875 год
Таким экспериментом стала картина «Парижское кафе» — сценка из буржуазной жизни либерального французского общества. И хотя это была смелая попытка — Репин кинул вызов европейским живописцам, такие картины до него еще никто не писал, — ему не удалось в полной мере реализовать импрессионистскую идею «мгновенного впечатления», непринужденного взгляда на мир. Его поступок очень раскритиковали на родине. Российская прогрессивная общественность обвинила художника в отсутствии национальной темы и народного духа. И все-таки Репин не мог перестать быть художником-реалистом: картина о парижских нравах выглядела очень жизненно и осязаемо. Несмотря на критику, художнику было интересно попробовать свои силы и поработать в этом жанре. И он снова предпринял попытку окунуться в импрессионизм.
«На дерновой скамье», 1876 год
Уже вернувшись домой, Репин снова обратился к парижским впечатлениям и написал картину «На дерновой скамье» в Красном селе под Петербургом. По духу и стилю исполнения это совершенно европейская работа, наполненная легкостью и светом, написанная в очень смелой технике. Здесь Репин продемонстрировал легкий импрессионистский тип письма. Товарищи снова раскритиковали работу, сказав, что бурлаки и прочие «дикие организмы» российской действительности удавались Репину лучше. Художник реагировал весьма резко, подчеркивая желание самостоятельно выбирать сюжеты: «Никогда, сколько мне помнится, я не давал клятву писать только дикие организмы — нет, я хочу писать всех, которые производят на меня впечатление».
Интересные факты из жизни художника
Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником.
Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующее историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».
«Бурлаки на Волге»
Стоит отметить, что картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.
Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», — жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
«Мужик с дурным глазом»
Примерным семьянином Илья Репин не был никогда. Он не просто увлекался противоположным полом, а служил ему.
Главным стимулом к созданию одной из самых знаменитых картин художника «Иван Грозный и его сын Иван» стало посещение им одного из боёв корриды во время пребывания в Испании. Пребывая под большим впечатлением, Репин в своём дневнике написал по этому поводу: «Кровь, убийства и живая смерть очень влекут к себе. Вернувшись домой, я в первую очередь примусь за кровавую сцену».
Жена живописца была вегетарианкой, поэтому кормила его всевозможными травяными наварами, в связи с чем все гости Репиных всегда привозили с собой что-нибудь мясное и съедали его, закрывшись в своей комнате.
Однажды живописец познакомился с молодым врачом, который сообщил ему большой пользе сна на открытом воздухе. Начиная с того времени, вся семья спала на улице, а сам Илья Репин отдавал предпочтения сну на открытом воздухе даже в лютые морозы, правда под навесом из стекла.
Перед самой смертью врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать больше двух часов в сутки, однако жить без живописи он просто не мог, поэтому друзья прятали принадлежности художника. Однако это не останавливало Репина, который мог выхватить из пепельницы окурок, рисовать на всём подряд, окунув его в чернила.
Парижские впечатления
В начале 1870-х годов Репин отправился в Париж. Здесь он знакомился с французским искусством, посещал музеи, изучал творчество старых мастеров и приобщался к художественной жизни Европы. Он писал о своих впечатлениях: «Но в Лувре мы отводили душу, и Тициан, и испанцы, и Рембрандт, и Фр. Гальс были наши боги <…> Венецию мы обожали до самозабвения, выше ее ничего у нас не было». Работы классиков живописи произвели на него колоссальное впечатление. «Рубенс — это Шекспир в живописи», — писал художник в письме Владимиру Стасову. Про Веласкеса он говорил: «Это глубина знаний, самобытности, блестящего таланта», а творчество его окрашено «глубокой страстью к искусству, доходящей до экстаза в каждом его произведении».
«Портрет старушки», копия с Рембрандта, 1871–1873 гг.
Особенно Репина впечатлили картины Рембрандта. Живописец называл его великим реалистом и значительным мастером: «Он более всего любил гармонию общего, и до сих пор ни один художник в мире не сравнялся с ним в этой музыке тональностей, в этом изяществе и законченности целого». Репин хвалил изображение светотени на рембрандтовских полотнах: «С особым счастьем купался он в прозрачных тенях своего воздуха, который неразлучен с ними всегда, как дивная музыка оркестра, его дрожащих и двигающихся во всех глубинах согласованных звуков». Художник даже делал копии с картин Рембрандта — например, «Портрет старушки».
Во время этой поездки во Францию Репина больше всего интересовали варианты проявления реализма, темы Франко-прусской войны, сцены из жизни Парижа. Поэтому, когда художник впервые увидел картины импрессионистов, он был совершенно впечатлен. Не сказать, что Репин сразу влюбился в новомодное течение, но признавал, что «в нем что-то есть» — а вскоре решил и сам попробовать свои силы в новом жанре.
«Парижское кафе», 1875 год
Таким экспериментом стала картина «Парижское кафе» — сценка из буржуазной жизни либерального французского общества. И хотя это была смелая попытка — Репин кинул вызов европейским живописцам, такие картины до него еще никто не писал, — ему не удалось в полной мере реализовать импрессионистскую идею «мгновенного впечатления», непринужденного взгляда на мир. Его поступок очень раскритиковали на родине. Российская прогрессивная общественность обвинила художника в отсутствии национальной темы и народного духа. И все-таки Репин не мог перестать быть художником-реалистом: картина о парижских нравах выглядела очень жизненно и осязаемо. Несмотря на критику, художнику было интересно попробовать свои силы и поработать в этом жанре. И он снова предпринял попытку окунуться в импрессионизм.
«На дерновой скамье», 1876 год
Уже вернувшись домой, Репин снова обратился к парижским впечатлениям и написал картину «На дерновой скамье» в Красном селе под Петербургом. По духу и стилю исполнения это совершенно европейская работа, наполненная легкостью и светом, написанная в очень смелой технике. Здесь Репин продемонстрировал легкий импрессионистский тип письма. Товарищи снова раскритиковали работу, сказав, что бурлаки и прочие «дикие организмы» российской действительности удавались Репину лучше. Художник реагировал весьма резко, подчеркивая желание самостоятельно выбирать сюжеты: «Никогда, сколько мне помнится, я не давал клятву писать только дикие организмы — нет, я хочу писать всех, которые производят на меня впечатление».
Уникальный замысел картины
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану». (1880-1891 г.г.).(Размеры: 2,03 х 3,58 м). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 2-й вариант картины.
«братом солнца и луны, наместником божьим, владетелем всех царств, царем над царями, непобедимым рыцарем, надеждой мусульман, защитником христиан»,«Не годен ты будешь сынов христианских под собой иметь; твоего войска мы не боимся, землею и водою будем биться с тобой…»«Числа не знаем, бо календарей не маем, мисяць у неби, год у книзи, а день такий у нас як и у вас, поцилуй за те ось куды нас, та й забирайся вид нас, бо будемо лупцювати вас!».
«Запорожцы». Фрагмент.
«Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось!»
Графический эскиз древесным углем. (1978 год).
Графический эскиз. (1978 год).
Д.Яворницкий — известный украинский историк и этнограф, исследователь запорожского казачества, главный консультант Репина, модель для написания образа писаря.
«Запорожцы». Фрагмент.
«Запорожцы». Фрагмент.
«… я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха».
«Запорожцы». Фрагмент.
«Всмотритесь пристальнее и вы начинаете понимать, что перед вами не просто веселая компания, а исторические деятели, не эпизод комедии, а исторический момент. Это право насмешки над грозным и могущественным султаном куплено кровью, куплено бесчисленным количеством героических смертей и деяний. Нужна великая отвага в душе, великое, смелое сердце, чтобы так искренне смеяться в такую минуту».
Картина И.Е. Репина «Садко»
Илья Репин, находясь в Париже, написал полотно, сюжет которого исходит к русской фольклорной былине о новгородском купце Садко. Это художественная работа резко выделяется из всего творчества великого живописца. Сказочная история вдохновила его. Художник надеялся на успех, но «заграничные» почитатели искусства не проявили интереса и не оценили работу. Вскоре картина была куплена Великим князем Александром III. Будущий император приобрел ее для своей коллекции. Илье Репину было присвоено звание академика.
Описание картины
Садко славился своей игрой на гуслях. Морской владыко заманил купца в подводное царство и хотел удержать его, женив на одной из своих дочерей. Именно этот момент и запечатлен на полотне художника.
Композиция картины – треугольник. В правом углу стоит купец Садко в богатой собольей шубе и шапке и смотрит влево вверх, на девушку, одетую в простое национальное русское платье. Его взгляд прикован к ней. Садко не замечает никого, кроме нее. Вокруг купца плавают красавицы и бросают на него свои чарующие взгляды. Но ему не нужны эти водные царевны-русалки в красочных дорогих нарядах, украшенные драгоценностями. Не замечает Садко и великолепие животного, растительного подводного мира. Выбор Садко говорит о том, что нет ничего лучше родного мира, простой земной любви и ясно выражает тоску по родине.
Богатая цветовая гамма красок была использована художником при написании картины. Все детали костюмов, лица прорисованы до мелочей. Только на заднем плане русская девушка остается в несколько размытом виде и взгляд Садко не хочет упустить ее из вида, хочет вырваться наверх из воды.
Великолепно проработаны представители водного мира: морская звезда, фантастические рыбки, кораллы, водоросли. Удивительные краски имеет морская вода. Здесь Репин использовал все оттенки зеленого цвета.
Художник, чтобы приблизить к реалиям написание подводного мира, специально посещал Берлинский океанариум.
Полотно находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Размеры картины 323х230 см. Масло.