А. п. рябушкин, семья купца в xvii в. 1896 г. (грм)

Одежда


Купец, Могилёвская губерния, 1867 год. В будние дни купцы носили картуз (разновидность фуражки), длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук, сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали чёрного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки (шаровары) заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка». Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто, и представительского костюма.

В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки, туфли, иногда фраки и цилиндры.

Для того, чтобы выделиться, купцы сочетали в своей одежде различные стили: шинель могла сочетаться с цилиндром. Постепенно традиционная русская одежда в гардеробе купца заменялась на европейскую: фраки, визитки, костюмы, зачастую сшитые у столичных мастеров.

Купеческая деятельность

За купечеством была закреплена монополия на торговлю. Дворяне не часто претендовали на такой «бизнес», поскольку он был связан со значительными издержками, ведь инфраструктура в Российской империи была значительно неразвита, а покупка и доставка товаров была довольно опасным мероприятием.

Поскольку Российская империя значительно расширилась на Восток в 17-18 веках, торговая деятельность приобрела значительные масштабы. Доставка товаров к месту продажи была делом сложным, часто доступной только крупным оптовым купцам.

Самым распространенным методом поставки товаров был перевоз в несколько этапов. Например, закупается товар у производителей и отправляется в определенный населенный пункт. Там его перекупает другой оптовик, везет в следующий населенный пункт, где снова продает.

В 18 веке основные грузовые потоки состояли из зерновых культур, пенька, лен, скот, соль, лес. С появлением крупного Уральского производства значительно возросли объемы речных перевозок металлопродукции (железо, оружие). Перевозки осуществлялись гужевым способом (на санях и телегах) и на судах (по морю и рекам).

В 19 веке купечество было увлечено благотворительностью и коллекционированием. Некоторые купцы перечисляли средства на строительство социальных объектов из корыстных побуждений: получить звание «Почетный гражданин», медаль или иные награды. Другие купцы действовали из глубоких религиозных чувств. Иные благотворители передавали свои коллекции в музеи и жертвовали большие суммы безвозмездно (меценаты).

Образ купца в русском искусстве

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 21 мая 2020 года


Памятник тверскому купцу Афанасию Никитину.


Картина Б. М. Кустодиева Купчиха за чаем , 1918 год, ГРМ.

Образ купца в русском искусстве зачастую носил ярко негативный характер. Впервые в русском искусстве образ купца появился во второй половине XVIII века.

Были известны оперы и пьесы: опера М. А. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1779 год), комедия «Дворянющийся купец» В. П. Колычева (1780 год), «Купецкая компания» О. Чернявского (1780 год), «Смешное сборище, или Мещанская комедия» Благодарова (1787 год), анонимная комедия «Перемена в нравах» (1789 год). Лучшей считалась комедия «Сиделец» П. А. Плавильщикова (сиделец — работник кабака, торгующий акцизными товарами).

Главным героем оперы М. А. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» был купец по фамилии Сквалыгин. Опера приобрела большую популярность. Впервые на сцене были показаны быт и нравы «третьего сословия».

В пьесах «Купецкая показывается стремление купцов приобрести дворянство, или просто подражать дворянам.

В комедии «Сиделец» П. А. Плавильщикова показан новый тип купца — стремящийся к образованию, знаниям и культуре. В данном произведении купец изображён как хранитель добродетели и честного нрава.

В произведениях XVIII века основной темой остаётся взаимоотношения купечества и дворянства: разорившиеся дворяне женятся на купеческих дочках ради приданого, купцы стремятся породниться с дворянами. Купец изображается жадным, хитрым и малообразованным.

В XIX веке сложились купеческие династии. Дети купцов получали домашнее образование, а их внуки учились в университетах. Купцы начали делать крупные благотворительные пожертвования, участвовать в социальной жизни городов.

Крылов в басне «Купец» (1830 год) обличает жульнические приёмы ведения дел. Но в басне обманывают и купца. Крылов, таким образом, сообщает читателю, что всё общество, а не только купцы, проникнуто идеей лёгкой наживы.

В XIX веке остаётся важной тема проникновения купечества во дворянство. В романе Василия Нарежного «Российский Жилблаз» (1814 год) один из героев — купец Куроумов стремится подражать дворянам, истязая собственных слуг

Ему противопоставляются положительные герои: добродетельный помещик Простаков и купец Причудин.

В 1829 году появляется роман Фаддея Булгарина «Иван Иванович Выжигин». Главная тема романа — становление российского купечества, сопротивление проникновению иностранного капитала. В романе появляется тезис, что всего можно добиться благодаря личным качествам, а не происхождению.

В 1840-е годы купцы появляются в водевилях. Типичные названия водевилей: «Купцы третьей гильдии», «Купцы между собою», «Купеческий сынок». Действия водевилей зачастую происходят в мастерских, лавках, и так далее.

Вероятно, прототипом Костонжогло в «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя стал известный откупщик поручик Бенардаки, с которым Гоголь был хорошо знаком.

В 1845 году появляется «Соломея» А. Ф. Вельтмана. В этом произведении купцы уже осознают собственную значимость. Дворянство вытесняется успешным купечеством.

В. Г. Белинский выдвигает идею о том, что в России прогресс возможен только в том случае, «когда русское дворянство обратится в буржуазию».

Н. А. Некрасов в соавторстве с А. Я. Панаевой в 1848 — 1849 годах написали роман «Три страны света». Главный герой романа — дворянин, занявшийся торговлей.

В 1859 году И. А. Гончаров, сам сын симбирского купца, публикует роман «Обломов». В романе выведен образ энергичного, предприимчивого купца Штольца. Но русский немец Штольц — отвергается обществом, а лентяй Обломов — воспринимается обществом, как «свой».

В 1860-е годы, с расцветом торговли и промышленности, в произведениях А. Н. Островского появляется тема «бешеных денег», рвачества, беззастенчивого карьеризма в среде русского купечества.

Торговля и транспорт

Реклама купца К. С. Яркова, торговавшего в селе Евгащино, 1913 год. Развитие купечества, торгового дела было издревле тесно связано с развитием различных путей сообщения и видов транспорта. В древней Руси огромное значение тут играла система рек, покрывающая всю Русь. Именно на реках возникли самые ранние русские города — так же как и греческие полисы, одновременно и крепости и центры торговли. Первые славянские (например, Само) и русские князья, в том числе родоначальник русской династии Рюрик, как и большинство людей той эпохи, были не только воинами, но и торговцами, участвовавшими в международной торговле («путь из варяг в греки») и в том числе ради этого создававшие первые города-государства.

После создания царства Ордынского в XIII веке вся Русь покрывается сетью новых военных путей и дорог, созданных для нужд во́йска. Также в это время Русь включается в международную торговлю в Евразии, систему «Великого Шелкового Пути». В это же время начинает развиваться гужевой транспорт (знаменитая ямщицкая служба) и торговля с ним связанная, просуществовавшая до конца XIX века, когда её заменила торговля, основанная на железнодорожном транспорте.

Так, в XIX веке, например, известна история купца А. Ф. Второва, родоначальника купеческой династии Второвых, который, как и многие другие, начал своё дело с крупных оптовых поставок мануфактуры в Сибирь с Нижегородской ярмарки и Москвы, как тогда говаривали, «добывал хлеб гужом» (гуж — кожаная глухая петля, которой скрепляется хомут с оглоблями).

Примечания

. Тюменев И.Ф. Рано угасший талант. С. 278.

. Ростиславов А.А. Указ. соч. С. 54.

. Тюменев И.Ф. Моя автобиография. Т. VII. 12 марта 1894 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 18. Л. 42.

. Ростиславов А.А. Указ. соч. С. 57.

. Олеарий А. Указ. соч. С. 108.

. Письмо А.П. Рябушкина И.Ф. Тюменеву от 2 ноября 1892 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 171. Л. 54.

. Голубец — столб при дороге, завершенный иконой под двускатным покрытием.

. Охабень — женская верхняя накладная одежда (т. е. одевающаяся через голову) с частыми пуговицами от верха до низа.

. Кузнецов Б.М. Народные основы творчества А.П. Рябушкина. Диссертация… — НБА РАХ. Ф. 11. Оп. 1. Ед. хр. 804. Л. 75. Там же в прим. 102 (Л. 150) поясняется, на основе архива И.Ф. Тюменева, что в Кородыне ежегодно 7 июля проходил крестный ход и окропление скота по случаю бывшего здесь морового поветрия.

. У Рябушкина есть этюд «Голова деревенской девушки», очень похожей на героиню этой картины: то же скуластое лицо, сосредоточенность, даже ракурс схож. Е.А. Мурина и Б.М. Кузнецов предположительно относят этот этюд к середине 1890-х гг. (В каталогах выставки 1961 г. и Н.В. Масалиной он датируется 1902 г. — Прим.ред.)

. Правда, А.А. Ростиславов еще в начале 1910-х гг. писал о «Московской улице»: «Она сильно почернела, но в свое время выделялась и живописью и свежей непосредственностью». (Ростиславов Л.А. Указ. соч. С. 57.) (Прим. ред.)

. Нельзя сказать, что 1896 год, когда писалась «Семья купца», одарил Рябушкина лишь творческими радостями. Неохотно работал он над картиной «Посещение императором Александром III нефтяного городка в Баку» для Нобелевского павильона на Нижегородской выставке. А.К. Воскресенский свидетельствует, что Рябушкин писал картину долго, затянул исполнение до самой выставки, перекочевал вместе с ней в Нижний Новгород, писал и после открытия выставки, но так и не окончил. (Воскресенский А.К. Указ. соч. С. 12)

. В каталоге выставки дан подробный комментарий А.П. Рябушкина к картине, в котором приведены названия составных частей одежды всех членов семьи. В картине до ее переработки в 1897 г. старшая дочь была представлена как невеста, в венце с жемчужными украшениями и фатой, в накладной шубке с меховым ожерельем. (Общество художников исторической живописи. Обзор второй выставки картин в Москве. 1896 г. М., 1896. С. 8—9. Ил. 19.) (Прим. ред.)

. Олеарий А. Указ. соч. С. 159—160.

. Москва. Типы и картины (отточие в оригинале; подпись: Old Gentleman) // Новое время. 1896. 23 марта.

. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. СПб., 1902. С. 222—223.

. Тюменев И.Ф. Моя автобиография. Т. VII. 24 февраля 1896 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 18. Л. 143. Здесь можно привести и более раннюю запись Тюменева, от 12 марта 1894 г., характеризующую его тогдашние художественные представления: «Были с Шурой и мамашей на передвижной <…> Левитан «Над вечным покоем», мотив оч. хорош, но написано крайне неприятно и слабо. <…> Вообще Левитан не отличился». (Там же. Л. 40). Позднее он писал по поводу картины Рябушкина «Едут», над которой художник тогда работал: «…несколько холодновата и душе говорит мало. <…> Лепка плосковата, колорит…, впрочем, колоритом в красках А.П. никогда не отличался». (Тюменев И.Ф. Моя автобиография. Т. IX. 26 декабря 1900 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 20. Л. 166)

. Учредителями Общества стали участники «Первой выставки картин художников исторической живописи», проходившей в Москве в марте 1895 г.: В.В. Беляев, К.Н. Горский, А.А. Карелин, Н.С. Матвеев, А.П. Рябушкин и М.А. Шитов. Устав был утвержден в августе 1895 г. Последняя, третья, выставка состоялась в 1898 г.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Мурина Елена. Рябушкин. — М.: Советский художник, 1961
  • Кузнецов Б. М. Андрей Петрович Рябушкин / Оформление Э. И. Копеляна. — Л.: Художник РСФСР, 1969
  • Андрей Петрович Рябушкин: Альбом / Авт.-сост. Н. Г. Машковцев. — М.: Изобразительное искусство, 1976
  • Механикова В. М. Андрей Петрович Рябушкин. — Л.: Художник РСФСР, 1989

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, 

Андрей Рябушкин: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Андрей Рябушкин: жизнь и творчество художникаПроголосуйте

Налогообложение купечества

Поскольку налоги в 18 веке для купечества сохранялись на постоянном низко уровне, то было огромное количество желающих приписаться в это сословие. Мещане и крестьяне стремились получить разрешение на торговлю. Им было нужно было оплатить торговый сбор. Налоги в начале 18 века составляли 40 алтын.

После принятия Жалованной грамоты в 1785 году налогообложение начало резко увеличиваться. В результате разорившееся купечество вынуждено было переходить в обратно в более низкое сословие.

Каждый купец уплачивал взносы в гильдию. Они составляли 1% от капитала. Постепенно сумма увеличивалась, в 1812 году достигнув 4,75%. А в 1821 году составила более 5,2%.

Естественно, подобные увеличения налоговых сборов отсеивали неспособных платить по счетам. Купечество никогда не было большим сословием, там наблюдалась большая «текучка кадров».

Семья


Картина В. Г. Перова, Приезд гувернантки в купеческий дом. Купеческие семьи — патриархального типа, с большим количеством детей. Семьи купцов евреев и старообрядцев были большего размера.

Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России .

После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя и самостоятельно вели свои дела, даже заключали сделки с собственными мужьями.

Разводы были крайне редкими. Разрешение на развод выдавал Святейший Синод.

Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность. С 15 — 16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги и так далее.

Многие купеческие семьи имели «воспитанников» — приёмных детей.

Примечания

  1. ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —. militera.lib.ru. Проверено 14 мая 2018.
  2. ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —. militera.lib.ru. Проверено 14 мая 2018.
Портал «Экономика»
купец в Викисловаре
Купец в Викицитатнике
ЭСБЕ/Пошлый купец в Викитеке
Купец на Викискладе
Купец (Крылов) в Викитеке
Купец на Викискладе

Литература

  • Купцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Берлин П. Буржуазия в русской художественной литературе // Новая жизнь. — 1913. — N 1.
  • Левандовская А., Левандовский А. Угол преломления. Русский предприниматель в зеркале художественной литературы // Книжное обозрение «Ex libris НГ». — 2000. — № 45.
  • Ушаков А. Наше купечество и торговля с серьёзной и карикатурной стороны. — М.: 1865.
  • Берков П. Русская комедия и комическая опера XVIII века // Русская комедия и комическая опера XVIII века. — М.: 1950.
  • Всеволожский-Гернсросс В. Н. «Русский театр второй половины XVIII века // История русского драматического театра». Т. 1. — М.: 1977.
  • Гуковский Г. А. Комическая опера // История русской литературы. Том IV: Литература XVIII века. — М.: 1947.
  • Брянцев М. В. Культура русского купечества: Воспитание и образование. — Брянск: 1999.
  • Гончаров Ю. М. Семейный быт горожан Сибири второй половины XIX — начала XX век. — Барнаул: 2004. — ISBN 5-7904-0206-2.
  • Петров И. В. Торговое право Древней Руси (VIII — начало XI в.). Торговые правоотношения и обращение Восточного монетного серебра на территории Древней Руси. — LAMBERT Academic Publishing, 2011. — ISBN 978-3-8473-0483-8. — 496 с.

История купцов

До 16 – 17 века доступ к торговле для крестьян был закрыт. Купцы привилегиями не обладали, то есть должны были нести налоговые повинности и заниматься финансовыми отчетами. Естественно, для этих целей нужно было брать вольнонаемных работников, которые не часто отличались недобросовестностью, что вело к убыткам. Купечество было крайне заинтересовано в приобретении привилегированного статуса и соответствующих прав.

В начале 18 века было приказано всем, кто, занимается торговлей причисляться к городам. Часто таких называли посадскими людьми. Однако это было ошибкой, потому что посадские занимались в основном ремеслом и земледелием и в меньшей степени торговлей.

После переписи 1722 года была образована сословная группа «торгующие крестьяне». Они могли официально прикрепиться к городскому посаду, торговать наравне с местными.

Таможенный указ Российской империи предписывал всем сословиям торговать только продукцией собственного производства и некоторыми другими товарами по списку. В то время, как купцы такого ограничения не имели.

В 1760 году торговля официально была закреплена за купцами, все остальные сословия этого права были лишены.

Купеческое сословие было закреплено в 1785 году Жалованной грамотой Екатерины Второй.


Ревизская сказка о купцах Астраханский архив

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: