Поклонение волхвов (триптих босха)

Филиппино Липпи «Поклонение младенцу Христу»

Филиппино Липпи до сих пор по заслугам чествуют за то, что он первым среди итальянцев придумал ввести в композицию картины теплый нежный пейзаж, созвучный настроению главных персонажей. Полупрозрачные ткани, изящество линий, плавность, мягкие черты лиц – визитная карточка живописца.

Этого художника считают автором картонов-канонов, карандашных и угольных набросков на бумаге, из которых потом срисовывали и копировали композицию множество живописных мастерских по всей Европе.

Кстати, богато украшенный балкон с колонами и цветами – художественный домысел автора. В Библии описание места рождения Спасителя совершенно другое: бедная пещера, где в дождь прятали скот.

Картины знаменитых художников о Рождестве.

Что за ноты изображены на заде грешника? Это бессмыслица или конкретная мелодия?

В Аду немало грешников, наказанных за то, что при жизни играли на музыкальных инструментах для увеселения и удовольствия. Во времена Босха правильным считалось исполнять и слушать только церковную музыку.

Среди таких грешников один придавлен огромной лютней. На его заду – ноты. До недавнего времени исследователи не обращали на них особого внимания, рассматривая это лишь как элемент композиции.

Но на самом деле эти ноты складываются в музыку! Замечательный музыкант и педагог Валерия Гляйм наиграла эту мелодию. И вот что получилось:

Мелодия приятная, но не похожая на веселую песенку. Скорее – на церковное песнопение. На картине видно, что грешники хором её исполняют. Видимо их муки заключаются в том, чтобы вечно исполнять один и тот же мотив.

Вот лишь несколько загадок самой фантастической картины средневековья.

На самом деле эта работа вызывает гораздо больше вопросов. Но единого толмута с разгадками вы не найдёте. Вот у Питера Брейгеля старшего, современника Босха, все было гораздо однозначнее, и исследователи давно расшифровали его работы. Ведь он изображал голландские пословицы.

Босх же творил, опираясь на совершенно разные значения одного и того же объекта в зависимости от общего смысла картины. Например, рыба на одной картине могла означать похоть, а на другой – вялость и флегматизм.

Но картина “Сад земных наслаждений” все равно не даёт покоя и так хочется хотя бы частично приблизиться к ее пониманию.

Читайте продолжение в статье:

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Работает

Распятие святой Юлии относят к среднему периоду Босха, ок. 1497.

Компания Bosch изготовила не менее шестнадцати триптихов, из которых восемь полностью сохранились, а еще пять — фрагментированы. Работы Босха обычно делятся на три периода его жизни: ранние произведения (ок. 1470–1485), средний период (ок. 1485–1500) и поздний период (ок. 1500 г. до его смерти). По словам Стефана Фишера, тринадцать из сохранившихся картин Босха были завершены в поздний период, семь из которых относятся к его среднему периоду. Ранний период Босха изучается с точки зрения его мастерской и, возможно, некоторых его рисунков. Действительно, в мастерской он обучал учеников, которые находились под его влиянием. Недавнее дендрохронологическое исследование дубовых панелей, проведенное учеными из проекта Bosch Research and Conservation Project, привело к более точной датировке большинства картин Босха.

Иногда Босх писал в относительно схематической манере, что контрастировало с традиционным фламандским стилем живописи, в котором гладкая поверхность, достигаемая за счет применения нескольких прозрачных глазурей, скрывает мазки. Картины Босха с их шероховатой поверхностью, так называемая живопись импасто , отличались от традиций великих голландских художников конца 15-го — начала 16-го веков, которые хотели скрыть проделанную работу и, таким образом, предлагать свои картины как более близкие друг к другу. божественные творения. Босх не датировал свои картины, но — что необычно для того времени — он, кажется, подписал несколько из них, хотя некоторые подписи, якобы принадлежащие ему, определенно не датируются. Сегодня осталось около двадцати пяти картин, которые можно отнести к нему. В конце 16 века Филипп II из Испании приобрел многие картины Босха; в результате в музее Прадо в Мадриде теперь есть «Поклонение волхвов» , «Сад земных наслаждений» , настольная картина «Семь смертных грехов и четыре последних дела» и «Триптих сена» .

Малярные материалы

Босх писал свои работы в основном на дубовых панелях, используя масло в качестве материала. Палитра Босха была довольно ограниченной и содержала обычные для того времени пигменты. Он в основном используется азуритом для синего неба и далеких пейзажей, зеленых на основе меди глазурей и красок , состоящие из малахита или медянки для листвы и переднего плана ландшафтов, и свинцово-оловянного-желтого , охры и красного озера ( кармин или марены озеро ) для его фигуры.

Сад земных наслаждений

Сад земных наслаждений в музее Прадо в Мадриде , ок. 1495–1505, приписывается Bosch.

Самый известный триптих Босха — «Сад земных наслаждений» (ок. 1495–1505), внешние панели которого предназначены для крепления главной центральной панели между Эдемским садом, изображенным на левой панели, и Страшным судом, изображенным на правой панели. Это приписывается Фишером как переходная картина, выполненная Босхом между его средним периодом и его поздним периодом. В левой панели Бог представляет Еву к Адаму ; новаторски Богу дана моложавая внешность. Фигуры помещены в пейзаж, населенный экзотическими животными и необычными полуорганическими формами в форме хижин. Центральная панель представляет собой широкую панораму, изобилующую обнаженными фигурами, занятыми невинной самовлюбленной радостью, а также фантастическими сложными животными, огромными фруктами и гибридными каменными образованиями.

Правая панель представляет собой адский пейзаж ; мир, в котором человечество поддалось искушениям зла и пожинает вечное проклятие. Ночью на панели изображены холодные цвета, замученные фигуры и замерзшие водные пути. Нагота человеческих фигур утратила всякую эротичность, предложенную на центральной панели, поскольку большие взрывы на заднем плане бросают свет через городские ворота и проливаются на воду в среднем плане панели.

Биография художника Сандро Боттичелли: картины с описанием и названиями

Эпоха итальянского Возрождения неразрывно связана с именем Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli). Несмотря на то, что талантливый художник признан одним их самых ярких представителей флорентийской школы живописи, его произведения были незаслуженно преданы забвению в течение почти трех столетий.

Интерес к творчеству Боттичелли возродился в середине XIX века. Великолепные полотна мастера входят в коллекции многих музеев мира, и по праву считаются истинными шедеврами изобразительного искусства.

Биография художника

Настоящее имя живописца – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi). Основным источником информации о биографии мастера и его творческом пути является историко-искусствоведческая книга Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) «Жизнеописания».

Юношеские годы и образование

Будущий художник родился в 1445 году, во Флоренции (Firenze), в семье небогатого ремесленника.

Его отец, Мариано ди Джованни Филипепи, занимался дублением кожи, держал небольшую мастерскую, но дело не приносило огромных доходов. Из четырех детей Сандро (сокращенно от Алессандро) был самым младшим ребенком.

Один из его старших братьев, Антонио, стал ювелиром, двое других, Джованни и Симоне, посвятили себя коммерции.

Когда отец умер, заботы по содержанию семьи легли на плечи старшего сына Джованни. Став к тому времени зажиточным купцом, он отличался крупным телосложением, за что получил прозвище «botticelle», означающее в переводе на русский «бочонок», которое впоследствии перешло другим братьям.

Внешние створки


Внешние створки Триптих является одним из самых загадочных в творчестве Босха и заключает в себе символику, отсылающую к установлению мессы, как об этом свидетельствуют наружные стороны боковых створок с изображением Мессы Святого Григория. Папа Григорий Великий изображён служащим мессу, во время которой за алтарём появляется сам Христос в окружении сцен Страстей. Внешние створки написаны в монохромной коричневато-серой гамме, за исключением фигур донаторов

Легенда о мессе Св. Григория, рассказывающая о чуде евхаристии, связывалась в эпоху позднего Средневековья с именем папы Григория Великого. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. В ответ на горячую молитву папы, просившего дать какое-нибудь знамение, которое убедило бы маловера, на алтаре внезапно появился сам Иисус с орудиями Страстей и показал пять язв. Босх представляет это чудо в виде безмолвного духовного диалога между коленопреклонённым папой и Христом, восстающим из саркофага. Находящиеся у алтаря не замечают его, а причетник и два донатора хоть и не видят, но ощущают его присутствие

Гуго ван дер Гус «Поклонение волхвов»

Триптих, т.е. произведение, состоящее из 3 частей, написано примерно во второй половине 15 века. Впечатляет объем проделанной работы: соединенные части холста почти метр в высоту и более метра в ширину.

Этот прекрасный образец Нидерландской школы характеризуется исключительной праздничной яркостью красок, использованием чистого пигмента, без смешивания, отсутствием явного тонового контраста и поразительным вниманием к деталям. Черты лиц немного утрированы и лишены портретного сходства, но соответствуют всем канонам христианства того времени: немного измождены и выражают кроме светлой радости легкую скорбь

Черты лиц немного утрированы и лишены портретного сходства, но соответствуют всем канонам христианства того времени: немного измождены и выражают кроме светлой радости легкую скорбь.

Интересным является и подход к выбору конкретных событий для картины: их очень много и проиллюстрированы очень подробно, в полном соответствии со Святым Писанием.

Левая часть триптиха содержит 2 сюжета. На заднем плане изображено прошлое, то, с чего все начиналось, а именно разговор Девы Марии и Праведной Елизаветы, матери Иоанна Крестителя. Именно от беременной на тот момент Елизаветы Матерь Божья впервые услышала пророчество о своей судьбе и судьбе ее будущего ребенка.

Примечательно, что на переднем плане этой же створки помимо Марии, Иосифа и ребенка находится Иоан Креститель, сын Елисаветы, совершающий над младенцем обряд обрезания.

Центральная картина занимает наибольшую площадь и на ней изображены основные эпизоды Рождества Христова сверху вниз:

  • вверху справа ангел возвещает пастухам, что родился Спаситель;
  • слева – волхвы и их свиты собираются на Голгофе;
  • внизу – самый популярный момент истории Рождества Христова, отраженный в живописи 15 века – поклонение волхвов.

По поверью, этими волхвами стали три мага: Каспар, Мельхиор и Бальтазар.

Позже, уже в Средневековье, церковь в угоду тогдашним монархам домыслила, что возможно волхвами были восточные цари, богатые, набожные и образованные люди.

Интересно, что у одного персонажа, изображенного ван дер Гусом, темная кожа. Восточного колорита добавляет и золотисто-багровый ковер, который держат ангелы за спинами у Святого Семейства.

Волхвы принесли щедрые дары: золото, ладан и смирно. У ног Марии видно золотую корону, украшенную камнями – это уже вольная интерпретация художника.

Сцена избиения младенцев на правой створке алтаря отличается динамикой и эмоциональной экспрессией: солдаты царя Ирода, облаченные в доспехи XV столетия, отнимают детей у беспомощных матерей.

Правый фрагмент триптиха демонстрирует сцены знаменитого избиения младенцев. Художнику далось весь ужас матерей, когда их детей отбирали и убивали.

Внутренние створки

На внутренней стороне створок триптиха изображены Святой Пётр и Святая Агнеса с донаторами.

Имя коленопреклонённой женщины — Агнес Боссюйсе, на это указывает фамильный герб и присутствие её святой покровительницы Святой Агнесы с непременным атрибутом — агнцем на заднем плане. Семейство Боссюйсе вместе с семейством Бронхорст, как об этом свидетельствует герб на левой створке, заказали этот образ, видимо, предназначенный для хертогенбосского собора.

Персонаж, сидящий на вязанке хвороста под дырявой крышей, сушит какие-то вещи над огнём. Вероятно, это Святой Иосиф, занятый сушкой пелёнок младенца Христа.

На заднем плане раскинулась привольная мирная долина, купающаяся в горячих лучах солнца. Золото неба у горизонта выше переходит в лазурную дымку — этот приём становится обычным в зрелом творчестве Босха.

Однако покой и мир пейзажа лишь видимость: зло обнаруживает себя во множестве мелких деталей, рассеянных по всей площади триптиха. Волк и медведь, к примеру, нападают на путешественников (это указание на непредвиденные препятствия, стоящие на жизненном пути человека).

Матиас Стомер «Поклонение младенцу»

Автор предпочел изобразить бедных старых пастухов, а не роскошных и богатых волхвов. Кстати, ни в одном источнике не указано, что среди пастухов была женщина, но на картине Матиаса Стомера она есть: ее благоговейный взгляд направлен на Иисуса, а руки она сложила умоляюще, прося у матери разрешения прикоснуться к святому ребенку.

Чудесная жанровая сценка изображена очень реалистично. Художник тщательно прописал каждую складочку ткани, каждую ворсинку на пастушьей накидке, каждую соломинку в яслях и каждую морщинку на лицах персонажей. Контраст яркого света и глубоких теней создает эффект динамичности.

К сожалению, со временем краски потеряли былую яркость и полотно нуждается в капитальной реставрации.

Закрытая часть картины

На триптих можно смотреть в двух вариантах – закрытом и открытом. Он представляет собой картину с раскрывающимися створками. Что интересно, даже в закрытом варианте работа представляет весьма впечатляющее зрелище, содержащее немало секретов Босха.

На двух закрытых створках триптиха изображён земной шар, выполненный в форме сферы. На нём нет ни растений, ни животных, ни людей. Он напоминает прозрачный шар, что символизирует хрупкость первозданного мира.

Сфера окрашена в серые, белые и чёрные оттенки, из-за чего становится ясно, что речь идёт о тех временах, когда ещё не было солнца или луны, ночи и дня. В верхнем левом углу можно увидеть образ бога с тиарой и Библией на коленях. Рядом с ним указана цитата из Псалма 33. В переводе с латыни она значит:

На двух закрытых створках триптиха изображён земной шар, выполненный в форме сферы

В закрытом виде триптих составляет один фрагмент картины. В библейской символике единица значит совершенство, однако божественным числом является тройка. Неслучайно распахнувшиеся створки «Сада земных наслаждений» открывают нам именно три фрагмента, что составляют полный сюжет мироздания.

Я же хочу обратить внимание на контраст, что происходит с триптихом, когда створки открывают. Вместо сумрачной картины одинокого мира мы видим яркие краски и множество образов

Движение по кругу символизирует, что грехопадение настолько серьезно, что людям не выбраться на праведный путь

Последователь Яна Йост Калькара «Рождество: Святая ночь»

Имя автора этого полотна не известно. Реставраторы лишь предполагают, что картина создана примерно в 1520 году учеником Яна Йоста Калькара или его подражателем.

Лицо младенца-Христа обозначено лишь схематично, согласно христианским правилам иконописи того периода. Точно так же обошелся автор и с ангелами, обступившими ясли. А вот у Девы Марии внешность типичная для дам эпохи возрождения. В то же время Йосиф будто полностью срисован с книжных гравюр раннего Средневековья.

Несмотря на темный мрачный фон, изображение живописное и теплое. События происходят ночью, но все персонажи озарены светом, исходящим от дитя.

Художнику удалось передать текстуры красного кирпича и плюща, вьющегося по разваленным стенам, но складки на одежде показаны жесткими и изломистыми.

Вифлеемскую звезду последователь Яна Йоста Калькара спрятал в ветвях одинокого дерева.

Рутилио Манетти «Поклонение волхвов»

Искусствоведы утверждают, что именно творчество Рутилио Манетти посодействовало развитию Сиенской живопись в начале 17 века. Художник был знаменит и работал в своей мастерской вместе с многочисленными учениками.

На территории России находится всего-навсего одна работа Манетти, и это «Поклонение волхвов», созданная примерно в 1620 году. Увы, остальные картины из коллекций русских музеев пропали во время Великой отечественной войны.

Полотно интересно необычным взглядом на рождественскую историю: автор использует отсутствие в Библии указания на количество волхвов, прибывших в Вифлеем.

Ватикан, католические церкви утверждают, что волхвов было трое, а вот в Армении и Сирии считают, что двенадцать. В некоторых странах наводят другие мистические цифры: 7, 9. На картине Манетти их 6, что нелогично, ведь 6 – число дьявола.

Не сходятся взгляды и на то, кем именно были волхвы. Одни утверждают, что это были старейшины, другие – маги, третьи – цари. В старинных источниках волхвы сами были бедны, но начиная с 10 века н.э. их стали считать богатыми царями, представителями могучих государств.

Существует спорное мнение о том, что поклонявшиеся были разного возраста: совсем юный, молодой, пожилой, – поэтому на картине возлагают дары и мальчик, и юноша, и мужчина, и старик.

Псевдо Пьер Франческо Фьорентино «Поклонение Мадонны младенцу Христу»

Автора этой картины, написанной темперой на небольшой дощечке, ученым так и не удалось установить. Из-за манеры письма, похожей на манеру Франческо Фьорентино, ей и другим похожим произведениям второй половины 15 века условно присвоили авторство псевдо Пьера Франческо Фьорентино.

Считается, что полотно иллюстрирует видения Святой Бригитты Шведской: после Рождества Христова его Мать воздает Спасителю надлежащие почести и благословляет.

Темная, но благородная колористика полотна подчеркивает выраженный контраст между кроваво-бордовыми одеяниями и драпировками, золотым нимбом и светлыми благоговейными лицами. Даже темный фон и светло-золотистые детали пейзажа призваны произвести на зрителя особое впечатление.

Рембрандт ван Рейн «Святое семейство»

Картина написана маслом и покрыта несколькими слоями лака, чем объясняется удивительный оттенок, присущий изображению. За несколько 3 столетия краски немного потемнели и пожухли, поэтому реставраторы сейчас проводят множество исследований и процедур, чтоб восстановить первоначальный колорит.

Святое семейство изображено уже по возвращению в Назарет, на родину Иосифа. Хозяин что-то мастерит у верстака, ребенок спит в плетеной люльке, а Мария проводит время, читая книгу. Пухленькие ангелы летают вокруг, присматривая за будущим Спасителем.

Исследователи видят в позе первого ангела аллюзию на распятие Христа: руки и крылья разведены в разные стороны, образуя крест.

Художник, как и многие другие, не удержался и перенес события полутора тысячелетней давности в обстановку, современную ему: зритель наверняка обратит внимание инструменты Иосифа, одежду Марии, искусное плетение детской кроватки

Центральная часть

Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии — маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака; это — предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Нагрудник второго волхва — Мельхиора — украшен резным изображением ещё одной сцены из Ветхого Завета — посещения царя Соломона царицей Савской. Третий волхв, чернокожий Гаспар, держит в руке увенчанную орлом серебряную державу, на которой изображён Авенир, воздающий почести Давиду.

За сценой внимательно наблюдают оборванные крестьяне, которые выглядывают справа из-за стены хлева, а чтобы лучше видеть, лезут на крышу и карабкаются на деревья. Пастухи увидели Иисуса в сочельник, но на посвящённых поклонению волхвов картинах XV в. они часто появляются в качестве зрителей. Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать, их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов, и это важный нюанс — пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» — неиудеи — признали в младенце истинного Мессию.

Самый загадочный персонаж — это человек, стоящий в дверях хлева позади волхвов. Полуобнажённый — на нём лишь рубашка и багряный плащ, — с массивной короной на голове, с золотым браслетом на запястье, с прозрачным цилиндром, прикрывающим язву на лодыжке, он смотрит на Иисуса с какой-то двусмысленной улыбкой, в то время как на лицах его спутников написана нескрываемая враждебность.

Поскольку эти гротескные фигуры находятся внутри полуразвалившегося хлева — старинного символа синагоги, — было принято считать, что это либо Ирод и его лазутчики, либо Антихрист со свитой. То и другое не слишком убедительно, хотя связь этого персонажа с силами зла несомненна — о ней свидетельствуют демоны, вытканные золотом на полотнище, свисающем у него между ног. Они же изображены на предмете, который полуобнажённый персонаж держит в левой руке, причём, как ни странно, предмет этот не может быть ничем иным, кроме шлема второго волхва. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). Известны также трактования этого образа, авторы которых видели в обнажённом персонаже царя Давида и отлучённого от церкви пророка Валаама.

История триптиха

Современные исследователи затрудняются с определением точной даты создания триптиха «Сад земных наслаждений». Одни причисляют картину к раннему периода творчества Босха, другие считают её более поздним творением.

Анализ дубовых панелей, обрамляющих плотна, позволил установить, что работа была создана приблизительно в 1490-1510 годы. В Прадо под триптихом указана дата из этого периода – 1500-1505 годы.

Автопортрет Босха, около 1550 годМестонахождение: Муниципальная библиотека, Аррас, Франция

Первыми владельцами творения стали представители немецкого рода Нассау, однако вскоре картина возвратилась на родину, в Нидерланды. Тогда во дворце Вильгельма I творение Босха увидел один из первых его биографов, что оставил подробное описание «Сада земных наслаждений».

В период войны во Фландрии картина переходит к герцогу Альба, а в дальнейшем у знатного семейства её приобретает король Испании Филипп II. Ещё много веков назад это творение приобрело репутацию одного из самых загадочных и непостижимых творений человечества.

Трактовку скрытым Босхом символам пытались дать многие исследователи его творчества. Одно из самых подробных описаний с расшифровкой знаков на картине принадлежит испанскому богослову Хосе де Сигуенса.

Примечательно, что настоящее название триптиха так и осталось неизвестным. В записях 1700 года сохранился старый вариант – «Сотворение мира», однако через столетие исследователи называли картину иначе – «Сад земных наслаждений». Как же называл её сам Босх? Это так и останется загадкой.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений», 1500-1510 годыМестонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Почему не все грешники подвергаются мукам в Аду?

Немало загадок и на правой створке триптиха, на которой изображён Ад. Он кишит всевозможными монстрами. Они мучают грешников – пожирают их, протыкают ножами или похотливо пристают.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Но не все души принимают муки

Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины

Внутри полого яйца – таверна, где грешники выпивают, пусть и верхом на ящероподобном существе. А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос. По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами.

Получается, что их особо не мучают, а дают им выпивку, прогуливаются с ними или дают погрустить в одиночестве. Возможно это те, кто продали души дьяволу и для них было забронировано тёплое местечко без мучений? Только вот никуда не деться от созерцания мучений других.

Об этом демоне-дереве я также подробно писала в статье “Самые главные монстры картины Босха”.

Левая часть – рай

Босх неслучайно разделил картину на три панели. В раскрытом виде триптих представляет собой левую часть, центральный фрагмент и завершение сюжета справа. Слева мы видим рай последнего дня сотворения, в центре – грехи человечества, а в правой части художник передал своё видение ада.

Давайте сначала взглянем на левую панель. Это – Эдемский сад. Посреди него – Бог (в облике Иисуса Христа), а рядом с ним – стоящая на коленях Ева и сидящий на земле Адам. Богословы времён Босха считали, что у женщины нет души поскольку об этом ничего не написано в священных текстах.

Именно поэтому народ верил, что женщины – идеальное вместилище для грехов. Слабости и грешные желания Евы отождествляются с ползающими и плавающими существами Эдемского сада. Впрочем, Адам тоже не безгрешен – его тёмные порывы отождествляются с птицами и летучими мышами в небе.

Рай — левая часть триптиха Босха

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: