Сочинение по картине б. кустодиева «масленица»

Балаганы. 1917

Кустодиев Б.М.Холст, масло80 x 93

Русский музей

Пост.: 1917 дар Я.И. Савича (Петроград)

Аннотация

Балаган – непременный атрибут русских народных гуляний. Как ярчайший образец народного искусства, он для художника – главный источник вдохновения. Скачут ярмарочные черти и петрушки, бьют в барабаны скоморохи. Шумно, весело, интересно. Красочные сани извозчиков доставили степенную публику к началу гуляний. Масленица – праздник широкий, красочный, разгульный и вкусный. Плакаты обещают выступления силачей и множество других увеселений. Рядом торговые ряды: горячий сбитень, блины, икра, холодная водка. Весь день будут вертеться карусели на потеху людям. А вокруг зима, деревья окутаны ослепительным инеем. Мороз. Весна еще только в надеждах… Картина – воспоминание художника о другой, утерянной жизни. Это одно из многих произведений Б. Кустодиева, открывшей живописи мир русской провинции с яркими, звучными красками, с безудержным весельем, с шумными базарами и ярмарками, с гуляньями на масленице, с забавами балаганов и сценками площадных театров. Это жизнь, веселая, сытая, беззаботная, увидена пытливыми глазами чуть ироничного и остроумного рассказчика.

Биография автора

Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)
Живописец, график, театральный художник.
Академик Императорской Академии художеств (с 1909).
Родился в Астрахани. Учился у П.А. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В.Е. Савинского, И.Е. Репина (1896-1903). Преподавал в своей частной художественной школе («Новая художественная мастерская», Петербург, 1913). Член «Союза русских художников» (1907-1910), «Мира искусства» (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. В 1907-1917 посетил многие европейские страны.
В последние годы жизни, будучи прикован к инвалидному креслу, продолжал неутомимо работать. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий.
Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Занимался также скульптурой. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции.

Описание картины Портрет Шаляпина Кустодиев

В центре картины находится сам Фёдор Шаляпин. Он поражает свой мощной фигурой, своим волевым и в то же время одухотворённым положением. На нём богатая шуба, шапка, ботинки. В руке трость. Шаляпин стоит на пригорке. Рядом с ним собачка, настоящий любимец певца, бульдог по кличке Ройка.

Здесь же Кустодиев изобразил ещё трёх действующих реальных персонажей. Позади, у пригорка, стоят две девочки и мужчина — это две дочери Шаляпина Марфа и Марина, и его секретарь Исай Дворищин.

Позади Шаляпина, на фоне красивейшего зимнего пейзажа, разыгралась ярмарка. У картины изначально было несколько рабочих названий, среди которых «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» и «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде».

Белоснежный пейзаж очень красиво и по-русски контрастирует с яркими красками праздника. Горки, представления на сцене, люди танцуют, играют на гармони, катаются на лошадях. Зимний праздник в самом разгаре. Бушует настоящее раздолье, люди веселятся, и на фоне пёстрого многообразия, как монумент, как символ русского величия, стоит сам Шаляпин, одухотворённый, полный сил и творческой энергии.

Память[ | ]

В 1978 году были изданы серия марок с почтовым блоком и художественный маркированный конверт, посвящённые художнику и его творчеству. Также художественный маркированный конверт с изображением Б. М. Кустодиева был выпущен в 2003 году (художник Б. Илюхин, тираж 1 000 000 экземпляров).

В Астрахани рядом с Астраханской картинной галереей имени П. М. Догадина (ранее им. Б. М. Кустодиева) расположен памятник Б. М. Кустодиеву.

Дом-музей Б. М. Кустодиева в Астрахани находится по адресу ул. Калинина, 26 / ул. Свердлова, 68.

Музей имени Б. М. Кустодиева в пос. Островское Костромской области находится по адресу ул. Советская, 29.

Именем Б. М. Кустодиева названа улица в Выборгском районе Санкт-Петербурга.

Именем Кустодиева названа улица в Ленинском районе г. Астрахани на берегу реки Кривая Болда.

Именем Б. М. Кустодиева названа улица в г. Кинешме Ивановской области и пос. Островское Костромской области.

Именем Кустодиева назван проезд в поселении Воскресенском Новомосковского административного округа города Москвы.

с 2013 года имя Бориса Кустодиева носит самолёт Boeing 737 (VP-BRH) авиа

Именем Бориса Кустодиева названа улица в городе-курорте Геленджик

Именем Бориса Кустодиева назван аэропорт города Астрахань

Описание и скрытый смысл картины

Характеристика полотна:

  • Жанр написания картины – модерн.
  • На сегодняшний день полотно «Русская Венера» располагается в Нижегородском государственном художественном музее.
  • Полотно картины Бориса Кустодиева достигает ширины 175 см и высоты 200 см.
  • Мотив картины – отображение души русской женщины (на полотне красуется русская красавица – пышнотелая, с гладкой и румяной кожей, ниспадающими вниз золотисто-рыжими длинными косами, искрящая здоровьем и полна радости девушка Эпохи Возрождения).

Стоит отметить, что Кустодиев – художник, который уделяет внимание не только переднему плану, но и заднему фону. Так, живописец старался передать через картину психологическое настроение

Чтобы понять это, достаточно уделить внимание обстановке, в которой находится купальщица «Русской Венеры».

Несмотря на всю жизненную веселость, образ девушки не должен вводить зрителя в недоумение. Именно поэтому Кустодиев принял решение отобразить незамысловатые вещи: пену, мыло, облако пара, подпись-картуш, которая указывает на образную отсылку к Венерам-Афродитам, относящимся к эпохе Античности и Возрождения. Однако, как считал сам художник, именно в полумраке можно оправдать всю прекрасность наготы человека, его целомудрия и кокетливой псевдостыдливости.

С не меньшим трепетом Кустодиев отобразил русскую баню. Однако девушка напоминает настоящую Венеру греческой легенды, которая была рождена в морской пене, располагается в пене и в жаре русской баньки. Несмотря на трудности при создании пены и пара, художник сумел достичь уникального решения: одной рукой мастер взбивал пену, а другой – писал картину «Русская Венера». Также стоит отметить, что они длительное время не могли найти банный веник. Практически все время дочь Бориса Кустодиева позировала с линейкой вместо веника. Однако, когда картина была практически завершена, мастер раздобыл веник, изготовленный из березы.

Не зря для отображения русской души Кустодиев выбрал баню, поскольку именно в этом месте, как свидетельствует старое русское поверье, человек способен очистить не только тело, но и душу, получить внутреннее успокоение. Даже обстановка, изображенная на полотне «Русская Венера» передает простоту, открытость и добродушие русского человека, которые передаются через наготу девушки и ее естественный образ.

Интересные факты

Любая информация о кумире всегда будет любопытна его поклонникам. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми деталями биографии Бориса Михайловича Кустодиева, о которых мало кто знает:

  1. Впервые мальчик стал рисовать в возрасте пяти лет.
  2. Родители очень любили русское искусство, литературу, философию.
  3. Вместе с И. Репиным дописывал известное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» Борис Кустодиев.
  4. Картины художника стали известны во всем мире, когда ему исполнилось всего лишь тридцать лет. Ему доверяли представлять Россию за её пределами, а его работы завоевывали многочисленные медали.
  5. Он был прекрасным фотографом.
  6. Работал в театре. Готовил декорации для спектаклей.
  7. Из-за своего заболевания Борис Кустодиев был вынужден носить корсет от подбородка до поясницы.
  8. Перед смертью художник попросил на его могиле посадить только березу, вместо могильной плиты.

«Лыжники» (1919)

«Лыжники». 1919 год. Художник Б. М. Кустодиев.

В 1919 году Кустодиев создал полотно «Лыжники», на котором изобразил то, чего на самом деле не видел. Художник не мог воочию видеть эту чудесную панораму, которая представляется нашему взору, так как к тому времени уже с трудом передвигался на коляске, и на улице бывал крайне редко.

«Лыжники». Фрагмент.

Главной вдохновительницей и глазами художника стала его дочь Ирина. Как-то вернувшись из лыжной прогулки из загорода, куда ездила со своими друзьями, она, радостная, раскрасневшаяся, с таким вдохновением и красноречием рассказала отцу, о том, какую неописуемую красоту ей довелось увидеть. О том, как они катались с гор, каким чудесным было морозное небо, какие великолепные открывались просторы, как в клубах дыма и пара мчался по безбрежной заснеженной дали паровоз…

«Лыжники». Фрагмент.

Кустодиев, буквально заразившись рассказом дочери, тут же взялся за кисть и написал удивительную картину. Причем написал исключительно от услышанной радости и незабываемых впечатлений рассказчицы. Как оказалось, этого талантливому художнику было вполне достаточно. Созданное произведение получилось очень реалистичным и впечатляющим, совершенно непохожим на другие зимние работы мастера, где царило веселое гуляние, праздничное настроение, где кипела яркая жизнь народа среди городских улиц, заметенных снежными сугробами.

«Балаганы» (1917)

«Балаганы» (1917год). Художник Б. М. Кустодиев.

Балаган — непременный атрибут русских народных гуляний на Масленицу. Как ярчайший образец народного искусства, он для художника — главный источник вдохновения. «Скачут ярмарочные черти и петрушки, бьют в барабаны скоморохи. Шумно, весело, интересно. Красочные сани извозчиков доставили степенную публику к началу гуляний. Плакаты обещают силачей и множество других увеселений. Рядом торговые ряды: горячий сбитень, блины, икра, холодная водка. Весь день будут вертеться карусели на потеху гуляющей толпе.» А вокруг зима, деревья окутаны ослепительным инеем. Мороз. Весна еще не скоро…

« Масленичное гулянье». Фрагмент. Художник Б. М. Кустодиев.

Год создания этой работы — 1917-й. Не было в реалиях России уже масленичных гуляний, не было веселых балаганов. Всем кануло в небытие. И картина — воспоминание о другой, утерянной жизни. Даже в самых радостных картинах Кустодиева ощущается ностальгия по уходящей России. Он писал ту Россию, которая уже исчезла, а новую он так и не успел узнать, так как весь мир для художника был заключен видом из окон его квартиры.

«Зима. Масленичное гулянье». Художник Б. М. Кустодиев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector