«Осенняя распутица», 1870–1872
Собрание Государственного Русского музея
Архип Куинджи родился в Мариуполе в небогатой семье грека-сапожника. Точный год рождения неизвестен: в разных документах Куинджи были указаны разные даты — от 1840 до 1843 года. Он рано осиротел, и его воспитывали родственники по отцовской линии. Куинджи с детства увлекался рисованием, и однажды его рисунки заметил хлеботорговец, у которого работал Архип. Он предложил юному художнику отправиться в Феодосию к Ивану Айвазовскому и снабдил его рекомендательным письмом. Однако известный живописец мальчика в ученики не взял.
Проработав некоторое время ретушером в фотомастерских разных городов, Куинджи переехал в Петербург. Исследователи расходятся во мнении, был ли он официальным студентом Академии художеств, однако подтверждают, что в 1868 году Куинджи представлял свои работы на академической выставке. Тогда совет Академии признал его достойным звания свободного художника, а два года спустя — внеклассного художника.
В конце 1860-х он познакомился с передвижниками и написал ряд работ под влиянием их идеи об изображении действительности такой, какая она есть. Жанровый пейзаж «Осенняя распутица», написанный в тот период, принес ему звание классного художника.
Сюжет
Перед нами пейзаж. Художник выбрал точку зрения издали и сверху, оставляя большую часть холста для неба. Сияющая луна окрашивает контуры облаков в холодные тона. Свет колеблется на темных водах реки, которая, по замечанию Крамского, «совершает величественно свое течение».
«Лунная ночь на Днепре». (wikipedia.org)
Как и в большинстве других своих работ, Куинджи хотел передать явления природы, не поддающиеся длительному писанию с натуры. Художник обладал уникальным зрением — он запоминал тона, за счет чего запечатлевал на века те моменты, которые в природе длятся минуты.
«После дождя», 1879. (wikipedia.org)
Описание картины
Летняя ночь. Только полная Луна, показавшись в просвете между лёгкими облаками, освещает спящую землю. В лунном свете широкий Днепр спокойно несёт свои воды по бескрайним равнинным просторам. Лента реки сверкает холодным серебристо-зелёным блеском и завораживает сдержанной силой. Луна высвечивает несколько хат на ближнем берегу, дороги и тропинки между ними. У реки темнеет силуэт мельницы. По всей видимости, это окраина украинского села. Противоположный берег за Днепром пустынный. Линия горизонта потонула в сумраке ночи и слилась вдалеке с тёмным ночным небом. Тишина и покой. Только кажется, что слышишь стрекотание невидимых в тёмной траве сверчков. Природа спит.
Примечания
- ↑ 12 Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — С. 328—329. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- Коллекция: мировая художественная культура — Куинджи Архип Иванович — Украинская ночь (HTML). Российский общеобразовательный портал, artclassic.edu.ru. Проверено 11 июля 2012. Архивировано 28 сентября 2012 года.
- Архип Куинджи. Украинская ночь (HTML). www.tanais.info. Проверено 11 июля 2012. Архивировано 28 сентября 2012 года.
- ↑ 12М. П. Неведомский. Архип Иванович Куинджи. Биография-характеристика (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 11 июля 2012. Архивировано 28 сентября 2012 года.
- ↑ 12Владимир Петров. Статья к 150-летию Куинджи (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 11 июля 2012. Архивировано 28 сентября 2012 года.
- Куинджи — Украинская ночь (1876), Государственная Третьяковская галерея, Москва (HTML). www.artprojekt.ru. Проверено 11 июля 2012. Архивировано 28 сентября 2012 года.
- Коллекция: мировая художественная культура — Куинджи Архип Иванович (HTML). Российский общеобразовательный портал, artclassic.edu.ru. Проверено 11 июля 2012. Архивировано 28 сентября 2012 года.
Детство и юность
Будущий художник родился 27 (15 по старому стилю) января в Мариуполе. Известны 3 варианта года рождения. После смерти в архиве Куинджи нашли три паспорта, в которых указаны – 1841, 1842 и 1843 г.р. Его отца Ивана Христофоровича – грека по происхождению, сапожника по профессии – все звали еменджи (с турецкого – «трудовой человек»). А вот деда ювелира величали куинджи – «золотых дел мастер». Отсюда и фамилия художника. О матери никаких сведений нет.Портрет Архипа Куинджи, кисти И. Е. Репина, 1877
В наши дни исследователи чаще склоняются к 1842-му. Именно он указан в самом раннем документе, который выдала Мариупольская городская управа. Мальчик рано осиротел и воспитывался то в семье тети, то у дяди по отцовской линии. Он много работал: пас гусей, собирал кизяк. Будучи еще малышом, яро защищал животных от хулиганов и помогал тем, кто слабее.
Михаил Неведомский пишет о детстве Архипа Куинджи:
Учился Архип сначала у малограмотного учителя-грека. Изучив греческую грамматику поступил в городскую школу. Науки не привлекали ученика, зато он с удовольствием рисовал. В качестве холоста будущему пейзажисту подходило все: забор, стена, обрывок бумаги.
В 11 лет Куинджи поступил на работу по строительству церкви: вел учет кирпичей, а в свободное время расписывал стены комнаты, в которой жил. После этого трудился у хлеботорговца. Рисовал мальчик все время, и ему посоветовали пойти в ученики к Ивану Айвазовскому.Архип Куинджи
Юноша дошел в Феодосию пешком и пробыл там все лето. Однако Айвазовский так и не оценил талант ученика, не увидев таланта, учить ребенка не стал, но и не прогнал. Выделил ему место под крышей и поручил красить забор и толочь краски для этого. Занимался с Архипом родственник Айвазовского Адольф Фейсслер. Спустя пару месяцев Куинджи вернулся в Мариуполь и начал работать ретушером у местного фотографа. Затем Куинджи отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. И все же Куинджи неизменно почитал Ивана Константиновича и был незлопамятным: будучи уже академиком (с годами он все же добился этого звания), он взял в ученики его внука Михаила Латри.
Картины
1869 — «Исаакиевский собор при луне» 1872 — «Осенняя распутица»1875 — «Бурьян» 1875 — «Осень. Пасмурный день над степью» 1878 — «Вечер на Украине» 1878 — «Закат солнца в лесу» 1887 — «Крым. Берег моря» «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь»(1890—1895)1900 — «Закат в степи» 1905 — «В Крыму» 1908 — «Цветник. Кавказ»
Архип Иванович, выходец из семейства бедного мариупольского сапожника-грека, всей своей жизнью подтвердил, что достоин изначального прозвания (еменджи — трудовой человек): он действительно ломил как вол на ниве искусства. И денег, и недвижимости нажил немало, и потому к исходу дней стал, что называется, миллионщиком. Художник-капиталист в России в XIX веке, тем более среди передвижников, — это нечто. Весь свой капитал он завещал Обществу имени Куинджи, которое основал в 1908 году вместе с пейзажистом Константином Крыжицким для поддержки художников (на удивление, оно просуществовало до 1930 года). В его фонд мэтр положил несколько миллионов рублей, да еще передал в дар огромный земельный участок в Крыму. Было ли это тщеславным желанием прослыть новым Медичи или то была искренняя забота о молодежи — сказать трудно. Приятель-соперник Куинджи Иван Иванович Шишкин отзывался о нем неоднозначно: то «хитрый грек», то (что было чаще) — «чародей».
Кстати, недавно об Архипе Куинджи вновь вспомнили. Причиной тому стала картина «Ай-Петри. Крым», которую похитили во время выставки работ мастера в Третьяковской галерее. Могучий Ай-Петри решен Куинджи в монохромной гамме – кажется, мастер использовал все оттенки синего… И вот уже перед зрителем предстают величественные очертания знаменитой крымской горы. Хорошо, что буквально на следующий день полиция задержала 32-летнего Дениса Чуприкова, который объяснил, что при помощи полотна собирался рассчитаться с долгами. А вот про эту выставку я нашла замечательный материал и приведу его позднее
Полтава
Песнь вторая (фрагменты)
* * *
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты Над Белой Церковью сияет И пышных гетманов сады И старый замок озаряет. И тихо, тихо все кругом;
… …
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополен листы, Но мрачны странные мечты В душе Мазепы: звезды ночи, Как обвинительные очи, За ним насмешливо глядят. И тополи, стеснившись в ряд, Качая тихо головою, Как судьи, шепчут меж собою. И летней, теплой ночи тьма Душна, как черная тюрьма.
1828 г.
………………………………..
Все статьи > Песни про сон Стихи про сон > Украинская ночь: Гоголь, Маяковский, Пушкин, Куинджи
…………………………………
Вам понравится:
Пушкин Александр Зимнее утро >>>
Пушкин Александр Месяц >>>
Пушкин Александр Ночь >>>
Подробное описание картины
На полотне Куинджи на первый план выходит текущий ручеёк, по берегам которого виднеются растения. Из-за лунного света хорошо разглядеть воду не получается, но в некоторых местах она отсвечивает. В правой части картины можно разглядеть начало села. Очень бросается в глаза необычная яркость домов по сравнению с водой и деревьями на переднем плане. Автор сделал акцент на зданиях с помощью насыщенного жёлтого цвета, из-за чего складывается впечатление, что дома светятся сами по себе, а не от лунного света.
Рассматривая домики, можно отметить, что они сделаны в традиционном украинском стиле: белые стены и крыши, крытые соломой, являются отличительными чертами «хаты». На крышах виднеются печные трубы. Они не дымят, будто в домах никого нет. Можно заметить также, что среди обычных жилых домов есть хозяйственные постройки.
Это тихая ночь, поэтому в окнах не горят свечи. Все отдыхают. Чёрное небо озаряется только луной, неестественно яркой для такого времени. Обычно украинские ночи тёмные и непроглядные.
Рассматривая использование цветовой палитры, то можно отметить, что Куинджи придерживался классической академической гаммы. На горизонте используются светлые оттенки голубого. Приём интересен тем, что складывает ложное впечатление об освещении этого участка луной. Кажется, что отбрасываемый на горизонт свет идёт сверху, но это лишь подчёркивает образ светящихся изнутри домов.
В некоторых местах виднеется фиолетовая краска. Таким образом мастер дополняет картину яркими, но почти незаметными из-за темноты звёздами. Художник попытался передать атмосферу тихой, таинственной и непроглядной украинской ночи.
Эта картина стала одной из самых известных работ художника. Критики очень высоко оценивали мастерство Куинджи. Кроме того, они отмечали пересечение некоторых литературных поэм с сюжетом полотна.
https://youtube.com/watch?v=_24VWqGMxRw
Майская ночь, или утопленница
II Голова
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник — ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба… Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Все тихо. Благочестивые люди уже спят. Где-где только светятся узенькие окна. Перед порогами иных только хат запоздалая семья совершает свой поздний ужин.
1829-1830 гг.
……………………………….
Примечания
- ↑ 12 Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — С. 328—329. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- [artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18549&cat_ob_no=18536 Коллекция: мировая художественная культура — Куинджи Архип Иванович — Украинская ночь] (HTML). Российский общеобразовательный портал, artclassic.edu.ru. Проверено 11 июля 2012. [www.webcitation.org/6B1ASclwH Архивировано из первоисточника 28 сентября 2012].
- [www.tanais.info/art/en/pic/kuindzhi2.html Архип Куинджи. Украинская ночь] (HTML). www.tanais.info. Проверено 11 июля 2012. [www.webcitation.org/6B1AU1NCj Архивировано из первоисточника 28 сентября 2012].
- ↑ 12М. П. Неведомский. [kuinje.ru/life10.php Архип Иванович Куинджи. Биография-характеристика] (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 11 июля 2012. [www.webcitation.org/6B1AYqNdJ Архивировано из первоисточника 28 сентября 2012].
- ↑ 12Владимир Петров. [kuinje.ru/petrov2.php Статья к 150-летию Куинджи] (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 11 июля 2012. [www.webcitation.org/6B1AZm2yv Архивировано из первоисточника 28 сентября 2012].
- [www.artprojekt.ru/gallery/kuinji/kui07.html Куинджи — Украинская ночь (1876), Государственная Третьяковская галерея, Москва] (HTML). www.artprojekt.ru. Проверено 11 июля 2012. [www.webcitation.org/6B1AVEG49 Архивировано из первоисточника 28 сентября 2012].
- [artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18546&cat_ob_no=18536 Коллекция: мировая художественная культура — Куинджи Архип Иванович] (HTML). Российский общеобразовательный портал, artclassic.edu.ru. Проверено 11 июля 2012. [www.webcitation.org/6B1AXcBuh Архивировано из первоисточника 28 сентября 2012].
Особые детали работы Куинджи
В 1876 году на свет появилась знаменитая картина «Украинская ночь», принадлежащая кисти Архипа Ивановича Куинджи. Критики считают ее одной из лучших работ мастера. Жемчужина отечественной культуры стала таковой из-за особых деталей:
Куинджи было важно изобразить атмосферу украинской ночи. Для этого он использовал цветовой акцент на домиках
У зрителя складывается впечатление, что это лунный свет специально подсвечивает здания, а может, они горят сами по себе. Мастер грамотно подошёл к этому приёму: разбросанный отражающий свет не позволяет подумать, что это иллюзия.
Это глубокая ночь, поэтому в окнах темно. Почему же люди не закрывали их? Электричества раньше не было, а свечи для простых жителей украинских сёл были слишком дорогими. Окна оставляли открытыми, чтобы человеку, который проснется ночью, дорогу освещал лунный свет.
Ещё одним интересным моментом является изображение природы в этой картине. Река течет настолько близко к поселению, будто обнимает домики и защищает их. Вода нарисована в тёмных, практически чёрных тонах, но в некоторых местах видно отражение лунного света. На берегах есть небольшие кустики, а ближе к центральной части картины над рекой возвышаются два тополя и ива.
https://youtube.com/watch?v=NcdmBWjwFQc
Примечания[ | ]
- ↑ 12 Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — С. 328—329. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- Коллекция: мировая художественная культура — Куинджи Архип Иванович — Украинская ночь (неопр.) (HTML) (недоступная ссылка —история ). Российский общеобразовательный портал, artclassic.edu.ru. Дата обращения 11 июля 2012.
- Архип Куинджи. Украинская ночь (неопр.) (HTML). www.tanais.info. Дата обращения 11 июля 2012. Архивировано 28 сентября 2012 года.
- ↑ 12М. П. Неведомский. Архип Иванович Куинджи. Биография-характеристика(неопр.) (HTML). www.kuinje.ru. Дата обращения 11 июля 2012.
- ↑ 12Владимир Петров. Статья к 150-летию Куинджи(неопр.) (HTML). www.kuinje.ru. Дата обращения 11 июля 2012.
- Куинджи — Украинская ночь (1876), Государственная Третьяковская галерея, Москва (неопр.) (HTML). www.artprojekt.ru. Дата обращения 11 июля 2012.
- Коллекция: мировая художественная культура — Куинджи Архип Иванович (неопр.) (HTML) (недоступная ссылка —история ). Российский общеобразовательный портал, artclassic.edu.ru. Дата обращения 11 июля 2012.
Таинственность пейзажа
Картина Куинджи «Украинская ночь» была создана в 1876 году. На полотне виднеется ночь.
Куинджи стал первым художником, у которого получилось изобразить спокойную атмосферу ночного села в сочетании с окружающей его таинственностью.
Картина создаёт ощущение поэтичности, но она достаточно реалистична, в ней отсутствуют вымышленные символы и знаки. Художник мастерски использует игру с контрастом, цветом и композицией, чтобы передать собственные эмоции, испытываемые при написании картины.
https://youtube.com/watch?v=0lUTX_2myF8
https://youtube.com/watch?v=DfvIWsjfW4s
От забора Айвазовского до дворца великого князя
Архип Куинджи родился в 1842 году в Мариуполе, в семье сапожника. Лишившись родителей, он жил у дяди и работал с ранних лет — то пастухом, то на строительстве церкви, то в пекарне. И, разумеется, рисовал.
В. М. Васнецов. Портрет А. И. Куинджи
Однажды ему посоветовали показать работы Айвазовскому, который жил в Феодосии. 13-летний мальчик отправился в Крым, надеясь стать учеником прославленного мариниста, но занятия так и не состоялись. Куинджи выполнял в основном хозяйственные дела — например, красил забор. Однако Айвазовский дал Куинджи рекомендательное письмо для Императорской академии художеств, куда юноша и поступил вольнослушателем. Там же он познакомился с передвижниками и начал участвовать в показах Товарищества передвижных выставок, вскоре став одним из самых известных пейзажистов страны.
А. Куинджи. На острове Валааме. Приобретена П. М.Третьяковым в 1873 году у автора
Однако, как оказалось, настоящая слава его ждала уже после выхода из Товарищества. В 1880-м, когда Куинджи расстался с передвижниками (сохранив, впрочем, добрые отношения с ними), он работал над «Лунной ночью на Днепре». И вскоре слухи о ней разнеслись по всей столице. Желающих посмотреть неоконченную работу было так много, что каждое воскресенье Куинджи в течение двух часов показывал картину в своей мастерской всем желающим.
Чем больше петербуржцев ее видело, тем сильнее нарастал ажиотаж: сам того не предполагая, Куинджи этими воскресными показами сделал превосходный маркетинговый ход. Люди даже готовы были давать взятки привратнику дома, чтобы тот пустил их без очереди.
Одним из первых полотно увидел друг Куинджи Иван Тургенев. Находясь под впечатлением, автор «Записок охотника», вхожий в лучшие дома Петербурга, не мог не рассказать о шедевре светским знакомым. В их числе был и юный Константин Романов — великий князь, внук императора Николая I. Подробности мы знаем из дневника К.Р. (поэт-любитель, он подписывал стихи инициалами).
«14 марта 1880 года. В прошлый вторник, на вечере у графини Anette Комаровской, Тургенев рассказывал про последнюю, еще не совсем оконченную, картину Куинджи; он так художественно ее описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом. Вчера мы с Ильей Александровичем (исследователи предполагают, что это воспитатель великого князя. — «Известия») поехали отыскивать мастерскую Куинджи, он живет на Васильевском острове, на Малом проспекте… Сам Куинджи небольшого роста, толстый, с небольшой белокурой головой и живыми голубыми глазами. Он не знал меня и смотрел с некоторым удивлением, тем более что, верно, не ожидал найти любителя искусства под морским мундиром (К.Р. служил на флоте и ходил в форме. — «Известия»). Впрочем, он очень учтиво пригласил в мастерскую и поставил перед своей картиной.
Я как бы замер на месте. Я видел перед собой изображение широкой реки; полный месяц освещает ее на далекое расстояние, верст на тридцать. Я испытывал такое ощущение, выходя на возвышенный холм, откуда видна величественная река, освещенная луной. Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует. На картине Куинджи все это выражено, при виде ее чувствуешь то же, что перед настоящей рекой, блестящей ярким светом посреди ночной темноты. Я сказал Куинджи, что покупаю его дивное произведение; я глубоко полюбил эту картину и мог бы многим для нее пожертвовать. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина».
В своем рассказе Константин Константинович умолчал о забавном обстоятельстве этой встречи, которое, впрочем, довольно быстро стало достоянием прессы. Когда великий князь, не раскрывая инкогнито, поинтересовался о цене картины, Куинджи рассмеялся: «Она очень дорогая. Вы не сможете купить». К.Р. на тот момент было 22 года, и можно себе представить, с каким скепсисом художник воспринял вопрос юного морячка. Тот, однако, оказался настойчив, и Куинджи сказал: «Тысяч пять» (для сравнения, знаменитая «Девушка, освещенная солнцем» Валентина Серова обошлась Павлу Михайловичу Третьякову в 300 рублей, хотя дело было восемь лет спустя). Князь спокойно сказал: «Покупаю». И назвал свое имя.
Константин Константинович решил повесить «Ночь на Днепре» у себя в Мраморном дворце. Но обещал художнику дать возможность сначала продемонстрировать картину публично.
Популярные сочинения
- Сочинение от 1 лица по картине Мороз и солнце Цыплакова (от первого лица) На дворе стоит середина зимы. Сегодня день выдался очень морозный и солнечный, и я оделся как можно теплее, ведь мне предстоит ехать по такому морозу в открытой повозке. Я одел теплый тулуп, шапку и валенки
- Характеристика семьи Болконских в романе Война и Мир Главой семьи Болконских является Николай Андреевич, он генерал в отставке. Честный и неподкупный мужчина преклонных лет является князем, который очень сильный как личность
- Сочинение Плюшкин в Мертвых душах (Образ и характеристика) Плюшкин – самая мертвая душа в поэме. Пасть ниже, чем человек, собирающий в свой дом мусор, потерянные вещи, разное тряпье просто невозможно.
История и описание
Картина «Украинская ночь» была впервые показана в 1876 году на 5-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») и имела там большой успех. Она также экспонировалась в отделе русского искусства на Всемирной выставке 1878 года в Париже. В 1878 году за это полотно, вместе с картинами «На острове Валааме» (1873, ГТГ), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, ГТГ) и «Степь» (1875, ЯХМ), Куинджи было присвоено звание классного художника 1-й степени.
Эта картина считается переломной в творчестве художника. Начиная с неё, он отошёл от академического романтизма своих ранних работ, и отличительной чертой его творчества стала экзотичность изображения. Бо́льшая часть картины «Украинская ночь» написана бархатными сине-чёрными тонами, и только светлые стены деревенских домов-мазанок в правой части картины ярко сияют в лунном свете.
Очередь на Куинджи
Несложно догадаться, что история с великим князем, купившим еще не законченную картину за баснословную сумму, только усилила и без того огромный интерес к произведению. И когда Куинджи завершил работу, было решено устроить выставку одной картины — впервые в истории русской живописи.
Но Куинджи-организатор оказался новатором не только в этом, но и в подходе к экспонированию. «Ночь на Днепре» показывалась в полной темноте (окна были плотно занавешены), на полотно падал только луч электрического света. От этого ночной пейзаж выглядел особенно чарующим.
Выставка проходила в Обществе поощрения художников на Большой Морской, 38. И желающих посмотреть нашумевший шедевр оказалось столько, что очередь растянулась почти до Невского проспекта. Куда там современным «очередям на Серова»!
Реакция была восторженной. Публика восприняла картину как чудо. Многие не верили, что лунный свет можно изобразить столь реалистично, поэтому пытались искать за полотном лампочку (разумеется, напрасно). Другие же предполагали, что Куинджи использовал фосфоресцентные краски. Однако секрет был проще и сложнее одновременно. Куинджи обладал особым цветовым чутьем, что обнаружил его друг Дмитрий Менделеев, автор периодической таблицы. Великий химик со своими учениками проводил эксперименты, исследуя восприимчивость глаза к распознаванию различных оттенков цвета. Одним из «подопытных» был Куинджи, и оказалось, что эта способность у него существенно превосходила обычных людей. То есть чисто физиологически художник был уникумом. Это позволяло ему так работать с обычными масляными красками, что на картине удавалось отразить немыслимые прежде нюансы.
Впрочем, даже друзья-художники подозревали Куинджи в использовании какой-то «алхимии». И высказывали опасение, что вскоре «магия» картины пропадет.
И. Крамской. Портрет А. И. Куинджи
Иван Крамской писал:
«Два слова по поводу картины Куинджи. Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та композиция красок, которую открыл художник? Быть может, Куинджи соединил вместе (зная или не зная — всё равно) такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собою и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: отчего приходили в восторг добродушные зрители? Вот во избежание такого несправедливого к нам отношения в будущем я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает свое течение и небо — настоящее, бездонное и глубокое. Картина написана немного более полугода назад, я ее знаю давно и видел при всех моментах дня и во всех освещениях, и могу освидетельствовать, что при первом знакомстве с нею я не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света, так и в последующие разы, когда мне случалось ее видеть, всякий раз одно и то же чувство возникало во мне при взгляде на картину и попутно наслаждение ночью фантастическим светом и воздухом».
Автор «Христа в пустыне» оказался пророком: до нас «Ночь на Днепре» действительно дошла в искаженном виде. Но проблема была вовсе не в красках как таковых. А в том, что Константин Константинович, не желавший расставаться с купленным им произведением, взял «Ночь на Днепре» с собой в морское путешествие.