Сюжет
Эту картину называют вершиной творчества Кандинского в период до Первой мировой войны. Чтобы написать её, художник выполнил более 30 эскизов, акварелей и работ маслом. Такая серьёзная работа проведена неспроста: Кандинский поставил перед собой задачу соединить в финальной композиции несколько библейских тем: воскрешение из мёртвых, Судный день, всемирный потоп и райский сад.
Чтобы понять Кандинского, не надо даже думать — он уже всё описал, читайте. В его пояснениях есть расшифровка каждого пятна, каждой точки, каждого поворота линии. Остаётся лишь смотреть на полотно и ощущать.
«Идея души человека отображается в смысловом центре полотна, круговороте, намеченном фиолетовым пятном и чёрными линиями и штрихами рядом с ним. Он неминуемо затягивает в себя, как воронка, извергающая некие зачатки форм, растекающиеся бесчисленными метаморфозами по всему холсту. Сталкиваясь, они сливаются или, наоборот, разбиваются друг о друга, приводя в движение соседние… Это словно сама стихия Жизни, возникающая из Хаоса». Прояснилось, спасибо, Василий Васильевич.
Советуем прочитать
- Первое теоретическое обоснование абстракционизма и эстетический манифест художника
- Фундаментальное исследование основ художественного языка Кандинского
- Автобиографические записки Василия Кандинского
- Перевод сборника стихотворений Кандинского в прозе;
- Знаменательная переписка абстракциониста и венского композитора Василий Кандинский — Арнольд Шёнберг. Переписка»;
- Воспоминания Нины Кандинской, последней жены художника, «Кандинский и я»;
- Борис Соколов Василий Кандинский. Эпоха Великой Духовности. Живопись. Поэзия. Театр. Личность — книга, посвященная творческим поискам художника, написанная на основе архивных материалов и многолетних экспедиций.
Самые дорогие картины Кандинского
Василий Кандинский входит в топ-3 самых дорогих русских художников за последние 20 лет. Суммарный оборот продаж его картин с крупных аукционов за этот период составляет 644 млн долларов, а число проданных картин — 744. По обороту его опережают только Марк Ротко (оборот 1,45 млрд долларов) и Марк Шагал (оборот 1,2 млрд долларов). Подробнее о его рекордах в сравнении с другими художниками русской живописи можно почитать в статье «Топ-10 самых дорогих русских художников». А здесь мы рассмотрим несколько примеров наиболее дорогих продаж его картин.
Самой дорогой картиной Василия Кандинского, уходившей с аукционов за последние два десятка лет, является работа «Картина с белыми линиями». Она относится к тому плодотворному 1913 году, когда художник создал знаменитые композиции VI, VII и другие известные работы. Как раз в этом году представители нового искусства организовали в Нью-Йорке выставку, призванную продемонстрировать закостенелость академической школы и познакомить зрителя с новыми живописными идеями. Упомянутая работа Кандинского вошла в число таких неформатных работ, была широко обсуждаема общественностью и в конечном итоге признана одной из самых значительных в живописи двадцатого века. В 2017 году этот шедевр попал на торги аукционного дома Sotheby’s и был продан за 41,8 млн долларов. Эта продажа сразу подняла мастера на третью строчку самых дорогих уходов картин русских художников.
В.В. Кандинский. «Картина с белыми линиями». 1913 г.
Следующий рекорд установила картина «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом». Эта работа принадлежит циклу картин, повествующих об окрестностях городка Мурнау Германии, где художник плодотворно трудился в течение нескольких лет (см. раздел о картине «Осень в Мурнау»). Эта значительная работа выполнена в 1908 году и уже содержит в себе все признаки перехода от предметной детальной живописи к абстрактному искусству художника. Это проявляется через условность контуров, широкие мазки, высокую контрастность и яркость красок. Картину по достоинству оценили на торгах, после которых она перешла в частную коллекцию за 26,4 млн долларов. Продажа состоялась на Sotheby`s в 2017 году.
В. Кандинский. «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом». 1909 г.
Еще одна интересная работа называется «Негнущееся и согнутое» или «Прямые и кривые». Эта работа считается одной из самых значительных из серии картин парижского периода, которые когда-либо появлялись на аукционах. Написана она была в 1935 году, а в последующие десятилетия неоднократно представлялась на выставках и печаталась в изданиях, посвященных деятельности Кандинского. По словам самого художника, на создание такого сюжета его вдохновил Париж, который напомнил ему дождливые дни на родине. Особенностью этой работы является использование более светлой палитры и техники масла с добавлением песка. Все это было характерно для его парижского периода творчества. Картину продали в 2016 году на торгах Christie’s за 23,3 млн долларов.
В. Кандинский. «Негнущееся и согнутое». 1935 г.
В диапазоне около двадцати миллионов долларов уходили и другие работы художника. Например, это «Белый звук» (23 млн долларов), «Импровизация 8. Этюд» (23 млн долларов), «Этюд к импровизации 3» (21 млн долларов), «Фуга» (20,9 млн долларов). Такая высокая стоимость говорит о большой востребованности работ художника на рынке живописи. За последний год с января 2020 по январь 2021 года оборот продаж Кандинского составил 10,7 млн долларов за 28 работ. Самой дорогой картиной за последний год стала Einige Spitzen, ушедшая с молотка аукциона Bonhams в 2020 году за 3,2 млн долларов.
В. Кандинский. Einige Spitzen. 1925 г.
Помимо перечисленных картин у Василия Кандинского есть много других замечательных работ. В свое время они произвели огромное впечатление на многих людей, породив целую плеяду русских художников-абстракционистов и зарубежных коллег. Так как его раннее творчество и абстракции по-разному воздействуют на зрителей, то каждый находит в его живописи свои любимые произведения. Оценить всю силу его холстов поможет знакомство с оригиналами, так как многометровые текстурные холсты, безусловно, создают куда более мощное впечатление, чем маленькие электронные копии.
1923
Холст, масло
140.0 × 201.0 см
Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхайма
Зритель был совершенно шокирован переходом от апокалиптических эмоций Седьмой композиции к геометрическому ритму Восьмой. Написанная десятью годами позже, в 1923-м, она представляет собой логическое развитие творческого гения художника и, конечно, в определенной степени отражает влияние супрематизма и конструктивизма, впитанного Кандинским в России и в Баухаусе.
В 1926 году был издан важнейший теоретический труд художника «Точка и линия на плоскости” и, естественно, большинство холстов этого периода представляют собой практическое воплощение его теоретических идеалов. Однако это не буквальная реализация, а, скорее, интуитивно-поэтическая интерпретация. В текстах Кандинский был последовательным и методичным, но, творя на холсте, работая с формой и цветом, он становился чувственным и импульсивным. И, конечно, он надеялся, что зритель будет воспринимать его работы так же эмоционально.
Целью Кандинского было формулирование абстрактного языка, вызывающего сильные эмоции у зрителя, во многом таким же образом, как это делает музыка. “Сама форма, даже полностью абстрактная … имеет свой собственный внутренний звук», писал он. В изобразительном искусстве Кандинский искал универсальный закон гармонии, который обязан присутствовать в основе всякого творения и эта, по сути, мистическая вера подкреплялась убедительной внутренней силой личности художника.
«Композиция VIII» была одной из первых картин, приобретенных коллекционером Соломоном Гуггенхеймом. В 1930 году он посетил Баухауз, где сразу же купил несколько работ художника. Это стало началом обширной коллекции, которая теперь выставлена в музее Гуггенхейма в Нью Йорке.
Дальнейшее развитие художника: эмиграция, Баухауз, супрематизм
С отъездом – теперь навсегда – В.В.Кандинского из Советской России в Германию в 1921-м году, абстракционизм ждали изменения. Стиль, созданный Кандинским, продолжил существование, однако на него наложили отпечаток следующие факторы:
- работа художника в качестве преподавателя в Высшей школе строительства и художественного конструирования (“Баухауз”) требовала соответствия принципам учебного заведения, главным из которых являлся функционализм, отказ от лишних деталей;
- супрематизм К.С.Малевича как яркое и самобытное явление в русской живописи 20 века расширял свое влияние;
- во Франции к началу 1920-х годов сформировался сюрреализм;
- начало мировой известности В.В.Кандинского, возможно, позволившее художнику отойти от раз и навсегда изобретенных принципов ради новых экспериментов.
Кандинский В. В черном квадрате
В результате этих и других обстоятельств, в немецкий период (1921-1933) творчество Кандинского характеризует появление не предметов, но геометрических форм, в основном типичных для супрематизма – круг, квадрат, треугольник (“Композиция VIII” – 1923, “Черное и фиолетовое” – 1923, прямое апеллирование к Малевичу – “В черном квадрате” – 1923), а также некоторых сюрреалистических сочетаний (“Причудливое” – 1930, “Коричневатое” – 1931). Общая концепция абстракционизма, тем не менее, оказалась живуча и сохранилась.
Геометрия, а также биология
После прихода к власти НСДАП Кандинскому пришлось покинуть Германию ради Франции. В этот период жизни (1933-1944) художник продуктивно работает, однако значительного влияния его труды на культурную жизнь того времени не оказывают. Это связано в первую очередь с развитием сюрреализма, во вторую — со значительным изменением изображаемых Кандинских форм. На картинах угадываются предметы (“Композиция X” – 1939 – воздушный шар, хлопушка, книга, ср. с “Коричневатое”), увлечение биологией способствует появлению очертаний, свойственных клеткам человеческого организма (“Белая линия” – 1936, “Три треугольника” – 1938). При выстраивании композиции все большее значение придается геометрическому планированию. Новая атмосфера, передавамая Кандинским, не находит широкого отклика ни у масс, ни у ценителей. И сейчас, хотя позднее творчество художника представляется не менее важным, исторической ценностью обладают работы именно 1910-х годов, благодаря которым абстракционизм в России и в мире стал одним из распространеннейших стилей живописи.
2014
#17. москва, Алла
25 сентябряВ.В.Кандинский наблюдал солнечное затмение, решил его изобразить в своих работах и ему это удалось! Браво творцу!
#16. Антон, Санкт-Петербург
18 августаЗавораживает.Лично мне видится сотворение мира.Из хаоса форм постепенно образуется структура,формула,образуящая все остальное.Это божественная месса геометрии.Полотно является шифром нашей Вселенной.
#15. Краснодар, Павел
01 апреляОдно из любимейших творений великого мастера Василия Кандинского. На счет предыдущих комментарий… такое искусство не нужно понимать, его нужно чувствовать. Но перед этим нужно избавить сове подсознание от мысли, что красивым может буть только фигуративное искусство (люди, пейзажи, архитектура). Красота есть гармония, а гармония создается двумя факторами- грамотная композиция и цветовое сочетание.
#13. vt_iod, Беларусь, Минск
25 февраляЦель абстракционистов — показать, что можно наслаждаться и взаимодействием линий, форм, игрой цветовых пятен. И конечно многое зависит от фантазии зрителя, от того, что подскажет подсознание. Хотя, безусловно, внутренних законов выстраивания композиции абстракционисты, в частности Кандинский, придерживались.
Тут не «понимать», не «дорости» надо — а расслабиться и отключить сознание.
Работы Кандинского в начале пути
В Русском музее хранятся работы Василия Кандинского с 1901 по 1910 годы, в том числе, полотна фигуративного направления. Наличие пейзажей у художников-абстракционистов — уникальное явление. В то же время, именно в работах Кандинского оно встречается не так уж редко. Здесь мастер ориентируется на живопись постимпрессионистов: Поля Гогена, Поля Сезанна, Анри Матисса. В более поздних работах цвет и линия интересуют художника сами по себе, без привязки к реальной действительности.
При этом, хотя в картине нет абстракции как таковой, пейзаж нарисован с несоблюдением законов «светотеней», со специфическим набором красок и изобилием ярких контрастов. Кандинский не стремится передать дословно реальность, поэтому подробности — трава, листва, блики на воде — изображены без детализации и «лишних» оттенков.
Кандинский рисовал пейзажи в своем доме под Москвой.
«Ахтырка. Красная церковь»Между 1901 г. и 1903 г.Русский музей
«Осень»Между 1901 г. и 1903 г.Русский музей
«Река летом»Между 1901 г. и 1903 г.Русский музей
Судьба художника
Если бы Кандинский был нашим современником, то его биографию можно было публиковать как вдохновляющий кейс для тех, кто решил сбежать из офиса и заняться тем, к чему лежит душа.
По совету родителей Василий получил юридическое образование, жил — не тужил. Пока однажды не оказался на выставке и не увидел полотно Клода Моне. «И вот сразу я увидел в первый раз картину. Мне казалось, что без каталога не догадаться, что это — стог сена. Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, что художник не вправе писать так неясно. Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей. <…> Но глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины», — писал впоследствии художник.
«Стога сена в конце лета. Утренний эффект», 1891 г. Клод Моне. (Музей Орсе)
Так, в 30 лет молодой перспективный юрист забросил портфель куда подальше и решил стать человеком искусства. А уже через год он переехал в Мюнхен, где познакомился с немецкими экспрессионистами. И закипела его богемная жизнь: вернисажи, вечеринки в мастерских, споры о будущем искусства до хрипоты.
В 1911 году Кандинский объединил сторонников в группу «Синий всадник». Они считали, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Но просуществовало объединение недолго.
Тем временем в России — своя атмосфера, Василий Васильевич решает вернуться на родину. И вот, в 1914-м, после почти 20 лет в Германии, он вновь вступает на московскую землю. Поначалу перспективы были многообещающими: он занимает должность директора Музея живописи и культуры и работает над реализацией музейной реформы в новой стране; преподает в СВОМАСе и ВХУТЕМАСе. Но аполитичный художник неизбежно должен был столкнуться с пропагандой в искусстве.
Энергии строить светлое будущее хватило не надолго: в 1921-м Кандинский уезжает в Германию, где ему предложили преподавать в Баухаусе. Школа, которая воспитывала новаторов, была тем местом для Кандинского, где он смог стать видным теоретиком и получить всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.
После 10 лет работы Баухаус был закрыт, а полотна Кандинского, Марка Шагала, Пауля Клее, Франца Марка и Пита Мондриана объявлены «дегенеративным искусством». В 1939-м нацисты публично сожгли более тысячи картин и эскизов. Кстати, примерно в тот же период в Советском Союзе абстрактное искусство было объявлено антинародным и лишённым права на существование.