Путешествие картины
Намерение великого князя взять с собой «Ночь на Днепре» стало известно Куинджи. Понимая, что для полотна и красок морской воздух губителен, защищая своё детище, художник категорически возражал против предстоящего путешествия картины. Близкие к искусству влиятельные личности того времени пытались воспрепятствовать вывозу полотна. Но убедить великого князя оставить полотно в надлежащих условиях никому не удалось. И с конца 1880-го до лета 1882 года картина находилась на фрегате «Герцог Эдинбургский», посетив вместе с ним Францию, Грецию, Алжир, Италию. За это время она «сходила» на берег только однажды: 10 дней выставлялась в Париже, да и то благодаря уговорам Тургенева. Тот пытался убедить великого князя оставить полотно для участия его в престижной Парижской выставке, что было бы замечательно как для автора и России, так и для зрителей и ценителей искусства. Но все доводы и уговоры опять были тщетны.
Лунная ночь на Днепре
Осенью 1880-го на улицах Санкт-Петербурга царило необыкновенное оживление. Очередь, начинавшаяся на Большой Морской, тянулась до Невского, заворачивала за угол и змеилась дальше – до самой Малой Морской. Солидные, хорошо одетые люди работали локтями, старались хотя бы чуть-чуть протиснуться вперед, не считаясь с риском наступить на ногу Тургеневу, Менделееву или какому-нибудь великому князю – как писали в газетах тех дней, «здесь собрался весь грамотный Петербург». Те, кто не успел до закрытия, расходились по домам. А следующим утром все повторялось вновь: очередь, начинавшаяся на Большой Морской, тянулась до Невского. Нет, в 1880-м в Питере не открывался первый McDonald’s, и Джаред Лето не приезжал сюда с гастролями. Причиной ажиотажа была выставка Архипа Куинджи, устроенная в Обществе поощрения художеств.
Экспозиция была во всех смыслах новаторской. Во-первых, она стала первой в истории русской живописи выставкой одной картины. А во-вторых, демонстрировалось полотно в затемненной комнате при контрастном искусственном освещении – еще одно, по тем временам, революционное решение.
Впрочем, сенсацией выставка стала не за счет созданных Куинджи прецедентов, а благодаря собственно картине. «Лунная ночь на Днепре» стала вехой в пейзажной живописи – такой, как «Война и мир» в литературе или, например, «Гражданин Кейн» в кинематографе. Она как бы разделила жанр на «до «Лунной ночи» Куинджи» и «после нее». Известный критик Алексей Суворин писал: «Картина эта — невиданное еще нигде могущество красок. Впечатление от нее — решительно волшебное: это — не картина, а сама природа, перенесенная на полотно в миниатюре. Луна — это действительная луна, она действительно светит; река — это настоящая река, она действительно светится и блестит; вы видите эту рябь, вы почти угадываете, куда, в какую сторону несет свои воды Днепр; тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — все это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать… Такой картины нет в целом мире, нет в мире искусства!..».
Дело, впрочем, было не только в «фотографической» точности. Казалось бы, незатейливый украинский пейзаж задышал у Куинджи гоголевской мистикой. Оглушительная тишина малороссийской ночи, ощущение тайны, волшебства, первобытной природной силы – все это производило гипнотический эффект. В то время как искушенная публика говорила о «нисходящей градации света» и «гармонии лиризма и декоративности», зрителя попроще интересовала «обратная сторона Луны». Многие пытались заглянуть за раму, в надежде обнаружить там электрическую лампочку – настолько достоверной получилась у Куинджи луна.
Приятель Куинджи – Иван Крамской – уже в те дни высказывал опасения: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник? Быть может, Куинджи соединял вместе (зная или не зная — все равно) такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и, по истечении известного времени, или потухнут или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: отчего приходили в восторг добродушные зрители?» А после того как владевший картиной великий князь Константин Константинович взял ее с собой в кругосветное плавание, опасения усилились.
Влажный морской воздух и время сделали свое дело. Краски померкли и «Лунная ночь на Днепре» уже не производит столь могучего впечатления, что в 1880-м. Но даже сегодня некоторые посетители Русского музея* не могут устоять перед соблазном. И, улучив момент, когда никто не смотрит, заглядывают за раму.
*Куинджи создал копии своей «Лунной ночи на Днепре» — их можно увидеть в Третьяковской галерее и в Симферопольском художественном музее.
Художественные приёмы мастера
Полная иллюзия объёма и глубина пространства, ощущение загадочного мерцания и вибрации, оживление картины – этих эффектов Куинджи добился с помощью специально подобранных красок, в состав которых вводились некоторые химические элементы. Использовались также особенности восприятия цвета глазом человека: тёплые тона кажутся ближе по расстоянию, чем холодные. Мелкие мазки, многослойность полупрозрачных красок, штрихи сухой кистью позволили объёмно и реалистично передать поток лунного света, струящийся из глубины бездонного неба. Волшебством и даже дьявольщиной называли достигнутые кистью живописца эффект полной реальности и иллюзию подвижности.
Буря заслуженных восторгов обрушилась на Куинджи. Неудивительно и вместе с тем печально, что хозяин картины великий князь Константин Константинович не хотел расставаться с ней, отправляясь в морское плавание. Это было безрассудное решение.
Ход занятия:
Занятиеразделено на две части: теоретическую и практическую.
В ходе теоретической части дети удобно рассаживаются перед картинами.
Воспитатель зачитывает отрывок из поэмы «Полтава» А. С.Пушкин:
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет
И пышных гетманов сады
И старый замок озаряет.
И тихо, тихо все кругом…
— Так описывал Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин украинскую ночь. А теперь давайте посмотрим на картину русского художника Архипа Ивановича Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Можно ли использовать данную картину в качестве иллюстрации к прослушанному стихотворению? Почему вы так считаете?
Дети отвечают.
— В России был великий художник, пейзажист А. И. Куинджи. Архип Иванович является мастером пейзажной живописи. Дети, давайте вспомним, что такое пейзаж?
-Картины,на которых изображена природа: деревья, луга, поля, небо, море, городские улицы называются пейзаж. Художник, который пишет такие картины называется пейзажист.
Давайте внимательно рассмотрим картину «Лунная ночь на Днепре».
Что на ней изображено?
Как вы считаете, какое время суток на ней изображено? Почему?
Каким показал Днепр художник? Почему вы так решили?
Какие краски и цвета использовал художник для изображения реки?
Дальше проводиться подвижная игра «Море волнуется раз…»
Воспитатель зачитывает цитату Гоголя Н. В.:
«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру… Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! ему нет равной реки в мире…”
-А теперь давайте посмотрим на другую картину А. И. Куинджи “ Днепр утром”
Что на ней изображено?
Как вы считаете, какое время суток на ней изображено? Почему?
Каким показал Днепр художник? Почему вы так решили?
Какие краски и цвета использовал художник для изображения реки?
Физкультминутка:
Как приятно в речке плавать!
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем, (Дети садятся за парты.)
Практическая часть: Дети рассаживаются за столы, на которых уже разложены материалы для рисования.
-Мы с вами рассмотрели две картины Куинджи, на которых изображена одна и та же река Днепр в разное время суток. Куинджи часто писал Днепр, потому что он долгое время жил на Украине. А какую реку можем изобразить мы, которую мы часто видим? Какая река протекает в Санкт-Петербурге?
Подумайте, в какое время суток или в какое время года вам больше нравиться наша Нева. Давайте попробуем ее изобразить. Приступим к работе.
Во время работы дети прослушивают музыкальную композицию «Ночные звуки природы».
В конце занятия проводится выставка картин.
Полтава
Песнь вторая (фрагменты)
* * *
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты Над Белой Церковью сияет И пышных гетманов сады И старый замок озаряет. И тихо, тихо все кругом;
… …
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополен листы, Но мрачны странные мечты В душе Мазепы: звезды ночи, Как обвинительные очи, За ним насмешливо глядят. И тополи, стеснившись в ряд, Качая тихо головою, Как судьи, шепчут меж собою. И летней, теплой ночи тьма Душна, как черная тюрьма.
1828 г.
………………………………..
Все статьи > Песни про сон Стихи про сон > Украинская ночь: Гоголь, Маяковский, Пушкин, Куинджи
…………………………………
Вам понравится:
Пушкин Александр Зимнее утро >>>
Пушкин Александр Месяц >>>
Пушкин Александр Ночь >>>
«Лунная ночь на Днепре» Куинджи — История одного шедевра
Сюжет
Перед нами пейзаж. Художник выбрал точку зрения издали и сверху, оставляя большую часть холста для неба. Сияющая луна окрашивает контуры облаков в холодные тона. Свет колеблется на темных водах реки, которая, по замечанию Крамского, «совершает величественно свое течение».
«Лунная ночь на Днепре». (wikipedia.org)
Как и в большинстве других своих работ, Куинджи хотел передать явления природы, не поддающиеся длительному писанию с натуры. Художник обладал уникальным зрением — он запоминал тона, за счет чего запечатлевал на века те моменты, которые в природе длятся минуты.
«После дождя», 1879. (wikipedia.org)
Контекст
Специально для «Лунной ночи на Днепре» Куинджи организовал выставку одной картины — первую в своем роде в России. Еще до нее по Петербургу гуляли слухи о небывалой по красоте картине, которую пишет Куинджи. Под окнами художника собирались желающие увидеть полотно. Каждое воскресенье он на два часа пускал в мастерскую всех любопытных.
Для большего эффекта окна в зале были занавешены, луч света падал только на полотно. Когда посетители входили в полутёмный зал, они не могли поверить своим глазам — зеленоватый лунный свет заливал всю комнату.
«Море. Крым», 1890-е. (wikipedia.org)
Люди не понимали, почему от картины исходит столь необычный свет. Казалось, что только с помощью масла нельзя создать такой эффект. Некоторые даже пытались заглянуть за картину — нет ли там лампы.
Какие только слухи не ходили по Петербургу! Что Куинджи рисует «волшебными лунными» красками из Японии. Кто-то даже вспомнил нечистого.
Шумиха поднялась такая, что художник решил уйти в затворничество на 20 лет.
На самом деле, секрет был прост — долгие годы работы. Куинджи был страстным экспериментатором. Он смешивал не только краски, но и добавлял к ним химические элементы. Не обошлось тут без руки химика всея Руси Дмитрия Менделеева.
Картину купил Великий князь Константин. Он настолько был очарован полотном, что даже взял его с собой в кругосветное путешествие.
Судьба художника
Куинджи родился в семье бедного сапожника. Маленький Архип, рано лишившийся родителей, учился из рук вон плохо. Больше ему нравилось рисовать, поэтому все, что казалось ему подходящим для этого, было испещрено рисунками.
https://youtube.com/watch?v=aAbixQVvSSA
Мальчик жил в большой бедности, поэтому с раннего детства нанимался на работу — пас гусей, вел учет кирпича на стройке, помогал в пекарне. Однажды ему посоветовали съездить в Крым к Ивану Айвазовскому — поучиться рисовать. Каково же было его разочарование, когда Айвазовский разрешил ему лишь толочь краски и красить забор.
Архип Куинджи. Портрет работы В. М. Васнецова, 1869. (wikipedia.org)
Следующие почти 10 лет Куинджи ретушировал фотографии, пока однажды не решился держать экзамен в петербургскую Академию художеств. Получилось только с третьего раза. В академии Архип познакомился с передвижниками, под влиянием которых он написал первые удачные, по мнению академиков, полотна.
Слава пришла к нему с «Лунной ночью на Днепре». Выставив после нее еще несколько картин, Куинджи неожиданно для всех ушел в затворничество. «…Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.
», — говорил Куинджи.
Следующие 20 лет он писал, но никому не показывал свои работы. Куинджи вышел из затворничества в 1901 году. В ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка работ живописца, после которой никто уже не видел новых картин до его смерти в 1910 году. Все, что имел, Куинджи передал Обществу художников, которое организовал незадолго до кончины.
Столетия назад такие народы, как скифы, печенеги, хазары, наводили ужас на своих соседей. Однако это не помогло древним народам сохранить свою идентичность.
Нашли ошибку или опечатку ? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia
Главный редактор: Снежана Петрова
Популярные сочинения
- Сочинение Описание картины Страдная пора. Косцы Мясоедова (5. 6 класс) Григорий Григорьевич Мясоедов был одним из тех художников, что не стеснялись своей нации, а наоборот, всеми возможными способами старались показать культуру, традиции, обычаи и быт русского народа
- Сочинение Герои пьесы Свои люди — сочтемся! Островского Пьеса А. Н. Островского Свои люди — сочтемся — это сатира на купечество середины девятнадцатом века, на его стремления, желания и взгляды
- Сочинение Описание картины Русская зима. Лигачево Юона (5, 6, 7 класс) Картина изображает русскую деревню зимой. Автор, видимо, специально выбрал образы, которые тогда и, отчасти сейчас, олицетворяют нашу страну – типичный сельский пейзаж с избами и русскую зиму.
Жемчужина российского искусства
Многие из тех, кто впервые смотрит на картину Куинджи «Украинская ночь», испытывают ощущение чего-то мистического и загадочного. Кажется, будто это изображение не только тихого летнего пейзажа, но и целой истории, которая осталась скрыта от человеческих глаз. Удачно подобранные цвета из одной гаммы, а также вкрапления фиолетовых оттенков позволили создать эффект бархатной текстуры.
Обычному зрителю покажется, что луна освещает своим светом маленькие домики на холме. Однако ее не видно, а стены покрашены в жёлтый цвет, поэтому создается впечатление, что они светятся сами по себе. Кажется, будто домики кто-то перенес из дня в ночь. Возможно, это было сделано автором специально, чтобы показать собственные эмоции от увиденного: наслаждение, радость, умиротворение.
Безусловно, картина является особенной. При одном взгляде на неё кажется, будто проблемы являются не такими уж и важными. Умиротворение и гармония охватывают разум и позволяют просто насладиться ночным пейзажем. Возможно, Куинджи испытывал те же эмоции. Эта картина стала переломной в его творчестве. Он отказался от старого направления в стиле академизма и перешёл к экспериментам с формами и композицией
Существует несколько интересных деталей, на которые, возможно, мастер хотел обратить внимание зрителя:
- Атмосфера и красота тихой ночи в украинских землях. Таинственность, которая струится сквозь речку и окружающие растения.
- Акцент на домиках. В этой истории они стали главными действующими лицами, их нельзя игнорировать. Куинджи использовал яркий цвет, чтобы создать в этом месте сплошное пятно.
- Похожий образ, который использовался в литературных произведениях русских классиков.
Никто не сомневается, что эта картина Куинджи действительно является необычной и загадочной. Художник мастерски играет с чёрным цветом, в некоторых местах приглушая лунный свет, а кое-где показывая сильное свечение. Он будто заставляет зрителя завернуться в темноту, но при этом разглядеть хаты, расположенные чуть выше.
Прохладные тона окружающей природы кажутся дикими и неразгаданными, в то время как домики, для которых мастер использовал белые и жёлтые мазки, выглядят нарядными и даже праздничными. Они выделяются из общей атмосферы загадочности или, напротив, добавляют акцент. Мрачная эстетика завораживает и заставляет задуматься.
Картина может послужить иллюстрацией к некоторым классическим литературным произведениям. Она имеет некую театральность, будто это отрывок из какого-то фильма или спектакля.
Первый владелец картины
В светских кругах Петербурга поползла молва о сотворении художником чуда. Великий князь Константин Константинович очень заинтересовался и инкогнито посетил мастерскую художника. Увидев картину, влюбился в неё с первого взгляда и, не торгуясь, купил за пять тысяч рублей – фантастические по тем временам деньги. Лишь потом художник узнал, что покупателем был великий князь. Некоторое время картина оставалась в мастерской – требовалось окончательно завершить работу и подготовить полотно к предстоящей выставке. Новоиспечённый владелец время от времени приезжал полюбоваться приобретённым шедевром.
Описание картины
Летняя ночь. Только полная Луна, показавшись в просвете между лёгкими облаками, освещает спящую землю. В лунном свете широкий Днепр спокойно несёт свои воды по бескрайним равнинным просторам. Лента реки сверкает холодным серебристо-зелёным блеском и завораживает сдержанной силой. Луна высвечивает несколько хат на ближнем берегу, дороги и тропинки между ними. У реки темнеет силуэт мельницы. По всей видимости, это окраина украинского села. Противоположный берег за Днепром пустынный. Линия горизонта потонула в сумраке ночи и слилась вдалеке с тёмным ночным небом. Тишина и покой. Только кажется, что слышишь стрекотание невидимых в тёмной траве сверчков. Природа спит.
Непоправимое
Опасения неравнодушных к искусству людей, к сожалению, подтвердились. Смешение новых по составу красок, подбираемых мастером в процессе работы, а более всего содержание полотна длительное время в условиях перепадов температур и влажности воздуха, воздействие соли, неизбежное при перевозке в открытом виде, без должной бережной упаковки (ведь полотном надо было любоваться) – всё это привело к множественным повреждениям красочных слоёв и даже механическим царапинам.
По возвращении великого князя Куинджи по его просьбе взялся за реставрацию полотна. Но к первоначальному виду картину привести уже не удалось: яркий солнечный свет и солёный влажный воздух привели к необратимым последствиям.
Удивительная выставка
Такого ещё не было в истории российского искусства – выставлялась одна единственная картина и это была «Лунная ночь на Днепре». Она прославилась ещё до своего завершения, и теперь непрерывные толпы желающих увидеть шедевр своими глазами заполняли подступы к зданию Общества поощрения художников, где была выставлена картина.
Экспозиция была детально продумана: тёмный зал, тщательно задрапированные окна, свет лампы направлен на картину именно так, как установил художник. Эти условия, созданные искусственно вокруг полотна, дополнительно оживили его, придали необычную реалистичность: появился светящийся блеск, эффект мерцания света и даже иллюзия колебания речной глади и неспешного течения воды.
Сочинение по картине Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Архип Иванович Куинджи – замечательный художник-пейзажист. Он любил подмечать в природе самое интересное, а затем скрупулёзным трудом передавать свои ощущения зрителям своих картин.
И всегда добивался успеха, торжествуя, видя изумлённые и восхищённые взгляды созерцателей своих пейзажей, выполненных с таким старанием.
Одним из таких шедевров и является картина “Лунная ночь на Днепре”, написанная в 1880 году.
Этому ощущению способствует вид гладкой поверхности реки. Она, словно зеленоватая лента, пересекает равнину, которая на горизонте сливается с небом. По нему рядами плывут лёгкие облака.
В их просвете выглядывает луна, ярко высвечиваясь серебристо-зеленоватым диском среди окружающей тьмы.
Засветился, фосфорецируя (такое явление в природных водоёмах очень характерно для конца лета-начала осени), величавый Днепр, забелели украинские хатки, показались ветвистые деревья с пышной листвой, прорисовалась паутинка тропинок на ближайшем берегу, стебли растения, причудливо изогнутые. Тёплые красновато-бурые тона земли настолько противоположны холоду серебристых оттенков, что заметно углубляют пространство картины.
Природа притихла, завороженная прекрасным сиянием ночного неба и вод Днепра. Тёмные мазочки краски создают реальное ощущение вибрации света. Огоньки в окошках хаток, мерцание света и отражение серебра луны в лёгкой ряби струй Днепра, возвеличивают эту тихую, поэтическую ночь.
Под впечатлением этого произведения живописи поэт Феофанов К. сочинил стихотворение “Ночь на Днепре”, к которому впоследствии была написана музыка. Современники Куинджи восхищались данным шедевром, не меньше очаровывает он и нас, жителей 21 века, напичканного электроникой во всех сферах. Вечное и прекрасное заставляет нас размышлять, затрагивая все лучшие струны души.
(8 votes, average: 4.50
Примечания
- ↑ 12 Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — С. 328—329. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- Коллекция: мировая художественная культура — Куинджи Архип Иванович — Украинская ночь (HTML). Российский общеобразовательный портал, artclassic.edu.ru. Проверено 11 июля 2012. Архивировано 28 сентября 2012 года.
- Архип Куинджи. Украинская ночь (HTML). www.tanais.info. Проверено 11 июля 2012. Архивировано 28 сентября 2012 года.
- ↑ 12М. П. Неведомский. Архип Иванович Куинджи. Биография-характеристика (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 11 июля 2012. Архивировано 28 сентября 2012 года.
- ↑ 12Владимир Петров. Статья к 150-летию Куинджи (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 11 июля 2012. Архивировано 28 сентября 2012 года.
- Куинджи — Украинская ночь (1876), Государственная Третьяковская галерея, Москва (HTML). www.artprojekt.ru. Проверено 11 июля 2012. Архивировано 28 сентября 2012 года.
- Коллекция: мировая художественная культура — Куинджи Архип Иванович (HTML). Российский общеобразовательный портал, artclassic.edu.ru. Проверено 11 июля 2012. Архивировано 28 сентября 2012 года.
«Эффект Куинджи»
Илья Репин. Портрет Архипа Куинджи (фрагмент). 1877. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Современники Куинджи не верили, что подобного эффекта свечения можно достичь только искусной живописью. Его обвиняли в использовании «лунных» красок и даже в «сделке с дьяволом». Критики писали, что специальные краски помогал делать друг художника, химик Дмитрий Менделеев, а освещение полотна готовил физик Федор Петрушевский.
Однако «лунный эффект» живописец действительно создал лишь с помощью мастерства и техники. Петрушевский и правда вел исследования в области цвета и света, но он не помогал Куинджи, а напротив — описывал его опыт. На одной из лекций в 1883 году, уже после выставки с «Лунной ночью», он рассказывал о том, что «иные картины имеют лучший вид при огне, чем при дневном освещении. Картины, изображающие лунное сияние, отраженное водой, часто представляются лучшими или, по крайней мере, более блестящими вечером, чем днем, так как светлые тона получают перевес над фиолетовыми, синеватыми и другими тонами воды».
Современники прозвали этот прием «эффектом Куинджи». Художник Павел Чистяков писал коллекционеру Третьякову: «Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи — дело нехитрое, а сами сделать его не могут».