«Мадонна Литта» (1490-1491)
Холст, темпера. 42х33 см. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Литта – миланская аристократическая фамилия XVII-XIX вв. В частном собрании этого семейства картина находилась несколько столетий – отсюда её название. Первоначальное название картины – «Мадонна с младенцем». «Мадонна» была приобретена Эрмитажем в 1864 г. Предполагают, что картина была написана в Милане, куда художник переехал в 1482 г. Её появление ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве – утверждение стиля Высокого Возрождения. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Париже в Лувре.
Рисунок в Лувре
Описание картины
Прекрасная молодая женщина, кормящая младенца, олицетворяет материнскую любовь как величайшую человеческую ценность. Композиция картины проста и гармонична. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Гармония во взаимоотношениях персонажей картины подчёркивается горным пейзажем в симметричных окнах, вызывая чувство грандиозности мироздания. Лицо Мадонны изображено в профиль с едва заметной улыбкой в уголках рта. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла.
Его жизнь и его работа
По словам Паломино , Моралес мог быть учеником художника фламандского происхождения Педро де Кампанья, присутствовавшего в Севилье с 1537 по 1563 год. Это фламандское образование, кажется, глубоко обозначило стиль Моралеса. Возможно, он знал Фердинанда Штурма (в Испании, Эрнандо де Эстурмио ) из Севильи.
Тем не менее, стиль Моралеса свидетельствует о множестве влияний, помимо стиля его первого фламандского мастера. Благодаря тщательной технике, обусловленной его обучением у фламандского мастера, мы можем отметить его вкус к размытым формам, сфумато , в манере лангобардских мастеров из окружения Леонардо да Винчи , Бернардино Луини , привезенного в Испанию валенсийскими художниками Фернандо Яньесом. и Фернандо де Льянос . Он также находился под влиянием итальянской школы Микеланджело , Рафаэля, известной в Испании с Висенте Масипом . Цветовые аналогии напоминают искусство Доменико Беккафуми и сиенских художников. Эти влияния привели к предположению, что он совершил поездку в Италию, чтобы углубить свой репертуар. Во втором периоде его сочинения отражают влияние фламандской школы . Его композиции, кажется, повторяют темы немецких, фламандских и итальянских гравюр. Возможно, благодаря гравюре он познакомился с моделями Тициана или Себастьяно дель Пьомбо . Кроме того, работая в Португалии, он смог познакомиться с нордической манерой, которая повлияла на лузитанских художников. Его сильная личность позволила ему приобрести очень личный стиль, синтезируя эти различные влияния.
Все его работы написаны на дереве. Его любимые сюжеты — « Пьета» , « Ecce Homo» и « Девы с младенцем» . Его дотошный реализм в сочетании с неприкрытыми эмоциями, которые исходят от его персонажей, даже когда они испытывают сильнейшую боль, очень тронули его современников, которые прозвали его « Эль Дивино », «божественный Моралес».
Король Филипп II , который увлекался итальянским жанром, поместил ему только один орден, но дал ему пенсию, когда он перешел в Бадахос в 1581 году, чтобы занять португальский престол. Паломино рассказал о странном диалоге между королем и художником. Король, принимавший Моралеса, сказал ему: « Ты очень старый Моралес , и художник должен ответить: Да, сеньор, очень старый и очень бедный , тогда король попросил своего казначея дать ему 200 дукатов из королевской сокровищницы на еду», — ответил Моралес. : Сеньор, а на ужин? , и царь ответил, что ему дано еще сто . Филипп II подарил монастырю Сан-Херонимо в Мадриде картину Моралеса с изображением Христа с крестом, его Матери и святого Иоанна Богослова.
Его первая определенная работа — « Богородица с птицей» 1546 года (Мадрид, Сан-Августин).
Его самый плодотворный период, между 1562 и 1569 годами, совпадает с периодом правления Хуана де Риберы в Бардахосе, тогдашнего архиепископа Валенсии, в 1569 году, которого он написал.
Он создал серию алтарей для Арройо де ла Луз (1563-1568), Санто-Доминго-де- Эвора (1564), Сан-Мартин-де- Пласенсиа (1565), Игера-ла-Реаль (1565-1566), Сан-Фелисес-де-лос-Гальегос (Саламанка, США). 1572). Он написал триптихи и изолированные деревянные панели для епископа Бадахоса.
В конце своей карьеры он пережил период упадка с производством работ по одной фактуре при участии важной мастерской.
У Луиса де Моралеса был сын Кристобаль, также художник, а также несколько учеников, среди которых был Хуан Фернандес, известный как Эль-Лабрадор. У него также было много подражателей, в основном последователей маньеристического жанра .
История
Мадонна пряжи (Мадонна Букклюх ) | |
---|---|
Художник | Приписывается Леонардо да Винчи и другому художнику |
Тип | Масло на грецком орехе |
Габаритные размеры | 48,3 см × 36,9 см (19,0 дюйма × 14,5 дюйма) |
Место нахождения | Шотландская национальная галерея , Эдинбург (на долгий срок из коллекции герцога Бакклюха ) |
Владелец | Ричард Скотт, 10-й герцог Buccleuch |
Самое раннее упоминание о картине этого вопроса Леонардо в письме от 14 апреля 1501 Фра Пьетро да NOVELLARA, глава кармелиток в Флоренции , к Изабелле д’Эсте , маркизы Мантуи . Леонардо недавно вернулся в свой родной город после французского вторжения в Милан в 1499 году; За прошедшие годы он провел сначала при дворе Изабеллы, во время этого короткого пребывания он создал карикатуру (теперь в Лувре ) для ее портрета, а затем в Венеции. Изабелла была полна решимости получить законченную картину Леонардо для своей коллекции, и с этой целью она поручила фра Пьетро, своему контакту во Флоренции, заставить Леонардо согласиться на заказ. Сохранились два ответных письма монаха. Во втором, написанном после того, как ему удалось встретиться с художником, он пишет, что Леонардо отвлекся на свои математические занятия и занят работой над небольшой картиной для Флоримонда Робертета, которую он описывает:
- «Маленькая картина, которую он делает, изображает Мадонну, сидящую, как будто она собиралась прядить пряжу. Младенец поставил ногу на корзину с пряжей, взял моталку и внимательно посмотрел на четыре спицы, находящиеся в ней. форме креста. Как будто желая креста, он улыбается и твердо держит его, и не желает уступить его своей Матери, которая, кажется, хочет забрать его у него «.
Этот отрывок ценен тем, что является одним из немногих описаний современного зрителя произведения Леонардо; он соответствует составу Buccleuch и Lansdowne мадонн во всех отношениях , за исключением того нет корзины в каждой картине. Картина Робертета, вероятно, была заказана в конце 1499 года, незадолго до того, как Леонардо покинул Милан, и, возможно, там была начата работа.
Ученые расходятся во мнениях относительно того, получил ли Робертет свою картину или нет. В январе 1507 года Франческо Пандольфини, флорентийский посол при французском дворе в Блуа , сообщил, что «здесь недавно была принесена небольшая картина, сделанная рукой , и она считается прекрасной вещью». Однако Мадонна не фигурирует в посмертной описи коллекции Робертета, сделанной в 1532 году (хотя подлинность описи была поставлена под сомнение). Согласно одной из гипотез, он перешел из коллекции Робертета в коллекцию французского короля, что объясняет его отсутствие в инвентаре. Однако неясно, почему он покинул королевскую коллекцию.
В 1525 году были составлены две описи имущества помощника Леонардо и наследника Салаи , умершего годом ранее. В них упоминается «Мадонна с младенцем на руках». Это , как полагают, доказательств того, что одна из главных версий в Мадонна с веретеном оставалась во владении Леонардо в то время как другой был отправлен в Robertet.
Ни одна из картин, принятых в качестве основных версий, не имеет происхождения, которое можно проследить до Робертета или Салаи или даже раньше, чем в 18 веке, хотя Мадонна Букклю была в то время во Франции. Однако Мадонна Лансдауна могла легко быть куплена ее самыми ранними известными владельцами из французской коллекции в период после Французской революции , когда многие произведения французского аристократического происхождения были куплены британскими коллекционерами.
Buccleuch Мадонна
Версия этой картины, которую часто считают наиболее вероятной, принадлежащей Леонардо, сейчас находится в Шотландской национальной галерее в Эдинбурге , предоставленной герцогом Бакклюхом . Она висела в его родовом доме в замке Драмланриг , Дамфрис и Галлоуэй , Шотландия, пока не была украдена в 2003 году. Она вошла в коллекцию Бакклю в 1767 году, когда третий герцог женился на леди Элизабет Монтегю, наследнице значительной коллекции произведения собраны ее родителями, герцогом и герцогиней Монтегю. Эта Мадонна Пряжника была куплена на аукционе в Париже в 1756 году на распродаже коллекции Марии-Жозефа герцога д’Остун и де Таллар, ее самого раннего зарегистрированного владельца.
Кража и возвращение
В 2003 году Мадонна Букклю была украдена из замка Драмланриг двумя ворами, изображающими из себя туристов, которые сказали: «Не волнуйтесь, любимый, мы — полиция. Это просто практика» двум туристам из Новой Зеландии, когда они выходили через окно, неся Леонардо. В 2007 году с дипломированным оценщиком убытков, действующим от страховых компаний герцога Баклёча, связался английский юрист, который утверждал, что может организовать возврат картины в течение 72 часов. К адвокату Маршаллу Рональду из Скелмерсдейла , Ланкашир, пришли двое полицейских под прикрытием, которые представились искусствоведом и агентом герцога. Затем картина была доставлена в офис адвоката в Глазго ; на него совершили набег сотрудники четырех агентств по борьбе с преступностью во время собрания пяти человек. Было произведено четыре ареста, в том числе два поверенных из разных фирм. Шотландец , охарактеризовавший фирму в Глазго как «одну из самых успешных и уважаемых юридических фирм в стране», процитировал источник, заявивший, что их арестованный член «не участвовал в каком-либо преступном деянии, но действовал как посредник между двумя сторонами. изучение контракта, который позволил бы английской фирме «обеспечить легальную репатриацию» картины от неустановленной стороны ».
Девятый герцог Buccleuch никогда не жил , чтобы увидеть Мадонну» восстановление s , как он умер неожиданно только месяц заранее. Картина была одолжена Национальной галерее Шотландии (ныне Шотландская национальная галерея) в Эдинбурге в 2009 году и будет экспонироваться там по состоянию на 2020 год. В 2010 году с Рональда было снято обвинение в удержании герцога с целью выкупа; в 2013 году он подал в суд на 10-го герцога и главного констебля Дамфриса и Галлоуэя, потребовав вознаграждение в размере 4,25 миллиона фунтов стерлингов, которое, как он утверждает, ему было обещано на встрече с тайными полицейскими шестью годами ранее. В 2015 году судья лорд Брейлсфорд постановил, что эти «договоренности были не более чем схемой, разработанной и контролируемой полицией в попытке добиться возврата украденного имущества», и отклонил иск Рональда против герцога, который сказал: «мое участие в поддержке «спецоперации», в которой был задействован тайный полицейский, полностью осуществлялся по запросу и под руководством полиции «.
Мадонна с прялкой
Искусство Италии 15 и 16-го веков Картина художника Леонардо да Винчи «Мадонна с прялкой» написана в первом десятилетии 16 века, предположительно во время пребывания великого мастера в Милане. Работа художника имеет и другое название «Мадонна с веретеном». Размер картины 50,2 x 36,4 см, дерево, масло. Картина была создана специально для государственного секретаря короля Франции Людовика XII Флориманда Робертета. Картина кисти великого живописца эпохи Возрождения изображает Мадонну, сидящую на фоне горного хребта. У нее на коленях младенец Иисус, держащий деревянную прялку в форме креста. Согласно одному из апокрифических Евангелий, Дева Мария в доме Иосифа работала над изготовлением пурпурной пряжи для храмовой завесы.
Леонардо да Винчи в своей картине использовал этот апокрифический сюжет. Младенец Иисус держит в руках прялку в виде креста, что символизирует принятие им своего предназначения. Мадонна, по сюжету картины, пока еще не может сердцем принять предназначение своего божественного сына, и поэтому рука девы Марии приподнята в оберегающем жесте. Исследователи творчества Леонардо да Винчи полагают, что картину «Мадонна с прялкой» Леонардо да Винчи лишь начал, а заканчивали ученики его мастерской – Амброджо де Предис, Бернардино де Консти или Больтраффио. Впрочем, достоинств картины это не умаляет. В 2003 году картина была похищена из родового замка Драмлэнриг семейства герцогов Бэкллью, который расположен в шотландском округе Дамфрис-энд-Галловей. Картина художника Леонардо да Винчи «Мадонна с прялкой» находилась в частной коллекции семьи Бэкллью свыше 200 лет и была выставлена в галерее замка для посещений всеми любителями искусства. Продать похищенную картину было теоретически почти невозможно. Спустя четыре года похители были арестованы, картина возвращена владельцу и вновь открыта для посещений. До нашего времени сохранился также принадлежащий руке Леонардо да Винчи эскиз картины, рисунок «Мадонна с прялкой» или иначе «Мадонна за пряжей».
Характеристика Леонардо да Винчи как художника была бы неполной, если не сказать о нем как о мастере рисунка, в истории которого ему принадлежит одно из самых почетных мест. Номинально по своим функциям рисунок в творчестве Леонардо, как и у других мастеров того времени, имел вспомогательное значение. Это композиционные наброски и эскизы, тщательные штудии голов и фигур, драпировок, пейзажные и всякого рода другие зарисовки. Но в то же время рисунок был для Леонардо да Винчи чем-то большим: при специфическом складе его художественного и научного дарования рисунок явился для него одной из форм активного восприятия мира в более широком плане. Мы уже не говорим об огромном количестве не имеющих специально художественного назначения рисунков и чертежей в его научных заметках, хотя у такого гениального мастера, как Леонардо да Винчи, зачастую нелегко провести четкое разделение между собственно художественными графическими работами и рисунками научно-вспомогательного характера.
Многие из последних – хотя бы, например, его зарисовки растений в заметках по вопросам ботаники – обладают также большой художественной выразительностью. Иногда наброски, возникшие в каком-то определенном научно-техническом контексте, превращаются в создания мощной художественной фантазии, например так называемый «Арсенал» 1487 года (Виндзор) – рисунок, дающий полуфантастическое изображение литейного двора.
Описание
Лансдаун Мадонна (слева) и Buccleuch Мадонна (справа) в монументальной 2019-2020 выставки Леонар — де Винчи в Лувре.
Композиция Мадонны Пряжника показывает, как младенец Христос изгибается от объятий матери, его взгляд привлекает ее кивок, чьи руки (крестовины) придают ему форму креста; он рано узнает в нем символ своей судьбы. Реакция Девы неоднозначна, это смесь тревоги по поводу вреда, причиненного ее сыну, и смирения с его принятием. Жест неизвестности, сделанный ее правой рукой, повторяется из миланского алтаря Леонардо « Дева в скалах» . Использование символа Страстей как объекта детской игры повторяется на всех картинах Леонардо, например, в картине « Мадонна Бенуа и Богородица с младенцем и Святой Анной» . Изображение прядущей Девы также отсылает к ее прообразу , Еве , которую иногда изображали прядущей шерстью после изгнания из Рая в сопровождении своих маленьких сыновей Каина и Авеля . Таким образом, иконография напоминает о падении человечества, его последующих муках и его искуплении через жертву Христа.
Как и в более поздних работах Леонардо, фигуры появляются на обширном безлюдном ландшафте
Скалистый выступ на переднем плане Мадонны Букклю написан с вниманием к геологическим деталям. Основное различие между Buccleuch и Лэнсдоун мадонн в их фоновых пейзажей
В то время как фон версии Buccleuch — это равнодушно нарисованный водянистый пейзаж, у Мадонны Лансдауна есть драматический горный хребет, гораздо более типичный для Леонардо. Было высказано предположение, что это определенное место в долине реки Адда , поскольку она протекает от Лекко до Ваприо , области, знакомой Леонардо и которую он нанес на карту. Не исключено, что пейзаж к предыдущей картине был добавлен учеником после того, как Леонардо не смог завершить работу. Для Мартина Кемпа «поздний» характер пейзажа Мадонны Лансдауна предполагает, что это была более поздняя картина, которую нужно было завершить, и что Мадонна Бакклю была отправлена Робертету в 1507 году.
В underdrawings обоих Buccleuch и Lansdowne мадонн показывают несколько особенностей не в готовых работах, но присутствует в некоторых экземплярах; вполне вероятно, что они были изначально скопированы с основных версий на ранней стадии разработки композиции. Одна из таких черт, которая присутствует на обоих нижних рисунках, — это группа фигур, идентифицированных как Святой Иосиф, делающий ходунки для младенца Христа, который появляется со своей матерью и другой женской фигурой, вероятно, акушеркой. Также было высказано предположение, что ребенок, обучающийся ходить, — это младенец Иоанн Креститель , появляющийся со своей матерью Святой Елизаветой , поскольку Леонардо вряд ли изобразил бы фигуры Марии и Христа дважды на одной и той же картине. Леонардо также экспериментировал с включением какого-то вьючного зверя — лошади, осла или быка — которые появляются в разных положениях на двух рисунках. За ними планировалось архитектурное сооружение с арочным проемом. На более позднем этапе пейзаж картины Бакклю, кажется, имел мост, подобный мосту Мадонны Лансдауна , который затем был закрашен.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»
Это незаконченная, но очень необычная и нетрадиционная картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи была заказана монахами для церкви во Флоренции в 1508-1510 годах. Оригинальность заключена в том, что Мария сидит на коленях (чреве) своей матери Анны. При этом мать несколько крупнее своей дочери. Это тонкое, но различимое изменение в размерах, возможно, должно было подсказать зрителю старшинство святой Анны по возрасту, так как лица обеих женщин молоды и прекрасны.
В культуре живописи нет больше такого использования сюжета, чтобы одна женщина сидела на коленях у другой. Сама Пресвятая дева склонилась и хочет поднять младенца, играющего с овечкой (агнцем), которая символизирует предстоящие ему в будущем страдания. Мать хочет вернуть его в свое лоно. Марии тревожно за своего ребенка, она полна нежности и ласки к нему.
Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. За своим земным потомством, ставшим впоследствии небесным, любовно, с легкой улыбкой на губах наблюдает Анна. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. Все фигуры вписаны в пирамиду. Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. За головой Анны виднеются голубоватые горные вершины и небо, которые по своей тональности вторят плащу, наброшенному на колени Мадонны. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны. Все покрывает легкий флер сфумато.
Картина была написана на досках из тополя, которые в течение 500 лет покоробились. Реставрация в XXI веке прошла не слишком удачно: приглушенные краски Леонардо изменись на более яркие.
«Мадонна Бенуа»
В 1472 году, после окончания школы у Верроккьо, Леонардо да Винчи стал членом «Гильдии Святого Луки», которая объединяла флорентийских художников. В последние годы обучения молодой мастер уже получал и собственные заказы. В частности, Леонардо создал несколько рисунков и картин, которые произвели большое впечатление на его современников. Среди этих работ были и первые изображения Мадонн, самой известной из которых стала «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком»). Картина была написана на деревянном основании масляными красками, с помощью них да Винчи смог достичь большей по сравнению с темперой прозрачности и фактурности изображаемого, что для большинства флорентийских художников было в новинку.
Картина «Мадонна Бенуа», или «Мадонна с цветком», прошла сложный путь, прежде чем явила себя миру. Современники Леонардо да Винчи восприняли это полотно с восторгом, было сделано множество копий, а в XVI веке оригинал оказался утерян. Через 300 лет гастролировавшие в Астрахани бродячие актеры продали местному ценителю искусства Александру Сапожникову старую, потемневшую от времени картину. Когда его внучка выходила замуж, то получила в приданое безымянное полотно, о ценности которого никто не знал. К счастью, ее супругом оказался молодой архитектор и будущий президент Академии художеств Леонтий Бенуа, который отвез картину в Берлин и показал искусствоведам. Авторство да Винчи не было признано, и лишь спустя восемь лет в 1914 году к Бенуа приехал один из берлинских специалистов, профессор Моллер Вальде, который изучил рукописи великого художника и нашел среди эскизов подтверждение тому, что картина принадлежала кисти Леонардо.
Тема картины традиционна для живописи эпохи Ренессанса — Мадонна как олицетворение не только святости Девы Марии, но и материнства и женственности. Образ Богоматери Леонардо написан по-новому. Естественная поза, занимаемая Пречистой, простые черты лица, на котором ярко отражаются эмоции: юная мать протягивает младенцу цветочек и смеется от того, что тот не может его поймать пока еще неловкими руками.
Одной из отличительных художественных черт «Мадонны Бенуа» стала сдержанность цветовой палитры, что также не было характерным для живописи того времени. Акцент в картине сделан на игру светотени, благодаря которой фигуры Мадонны и младенца получили необходимый визуальный объем. По мнению современных искусствоведов, именно об этой картине в 1591 году писал исследователь М. Ф. Бокки в книге «Достопримечательности города Флоренции»:
«Дощечка, расписанная маслом рукой Леонардо да Винчи, превосходная по красоте, где изображена Мадонна в высшей степени искусно и старательно. Фигура Христа, представленного младенцем, прекрасна и удивительна, его поднятое лицо единственное в своем роде и поразительно по сложности замысла и тому, как этот замысел удачно разрешен».
На картине тщательно прорисованы детали. Светло-голубое небо в окне поддерживает перспективу и создает впечатление бесконечной дали.
Мадонна Бенуа (фрагмент).
Цветок в руках Мадонны выступает символом грядущих страстей Господних. Крестообразное соцветие — аллегория того, что уготовано младенцу Христу в будущем.
Мадонна Бенуа (Мадонна с цветком). 1478–1480 годы. Масло, перенесенное с доски на холст. 48×31,5 см. Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия).
Влияние и копии
Сегодня сохранилось около сорока версий Мадонны с пряжкой, созданных учениками и последователями Леонардо. Многие элементы шоу, которые были отброшены как основная версия, или версии, развивались в течение длительного периода времени. Некоторые включают группу фигур на среднем плане, видимую на рисунках Бакключа и Лэнсдауна; на других изображена корзина с шерстью, описанная фра Пьетро да Новеллара, но сбоку от Христа, а не под его ногой. Восемь картин, включая копию в Лувре, показывают на переднем плане скалистые обнажения, отличные от тех, что были в основных версиях; многие из них, вероятно, принадлежат Ломбарду Леонардески . Некоторые художники разработали композицию Леонардо, добавив натюрморты или дополнительные фигуры.
Композиция Мадонны Ярнвиндера была особенно популярна в Испании, куда ее могли привезти Фернандо Яньес де ла Альмедина или Эрнандо де лос Льянос (чье имя также встречается как Фернандо де Льянос). Оба художника обучались во Флоренции в первые годы XVI века, и каждый из них мог быть « Феррандо спаньоло », упомянутым как ученик Леонардо, когда мастер работал над фреской битвы при Ангиари во Палаццо делла Синьория в 1505 году. .
Список копий
Слева направо: частное собрание, Мадрид; Шотландская национальная галерея, Эдинбург; частная коллекция (ранее Чикаго)
Слева направо: Лувр, Париж; Музей Сумайя, Мехико; Картинная галерея Крайст-Черч, Оксфорд.
- Мадонна пряжи (рисунок по Леонардо), Уффици , Флоренция.
- Мадонна пряжи , Музей изящных искусств в Дижоне .
- Мадонна с Пряжником , бывшая Коллекция Вуд Принца, Чикаго .
- Приписывается Фернандо Яньесу де ла Альмедине, Мадонне Ярнвиндера , Шотландская национальная галерея, Эдинбург.
- Фернандо Яньес де ла Альмедина, Святое Семейство (1523 г.), ранее в коллекции Карлоса Гретера, Буэнос-Айрес
- Приписывается Фернандо Яньес де ла Almedina, Мадонна с веретеном , Музей изящных искусств, Мурсия
- Приписывается Фернандо Яньес де ла Альмедина, Мадонна с младенцем и младенцем Иоанном ( ок. 1505 г. ), Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия
- Эрнандо де лос Льянос, Отдых на пути в Египет (1507 г.), Собор Валенсии .
- Мадонна пряжи , Вустерский художественный музей , Вустер, Массачусетс
- Мадонна Ярнвиндер , Гранадский собор .
- Мадонна пряжи ( ок. 1510–1530 ), Апсли-хаус , Лондон.
- Мадонна пряжи , музей Сумайя , Мехико.
- Мадонна Ярнвиндера , Княжеский дворец Монако .
- Мадонна пряжи , Wittelsbacher Ausgleichsfonds, Мюнхен .
- Мадонна пряжи в скалистом пейзаже , Картинная галерея Крайст-Черч , Оксфорд.
- Мадонна пряжи ( ок. 1510–1520 ), Лувр, Париж.
- Мадонна пряжи , последовательница Леонардо да Винчи, около 1500 г., незаконченная. Частное собрание, Италия.
- Мадонна пряжи (XIX век), Музей Пенрита и Эдема, Пенрит .
- Приписывается Чезаре да Сесто , Мадонне Пряжника , две версии находятся в частных коллекциях.
- Приписывается Корнелиусу ван Клеве , Мадонне Пряжника , частное собрание.
- Мадонна пряжи с вишней и яблоком , три версии в частных коллекциях.
- Приписывается Мартино Пьяцца да Лоди , Мадонне пряжи , Galleria Nazionale d’Arte Antica , Рим.
- Мадонна пряжи со святым Иоанном, Тобиасом и ангелом и вазой с фруктами , Museo de Bellas Artes, Кордова .
- Луис де Моралес , Мадонна пряжи (1560-е гг.), Государственный музей Берлина .
- Луис де Моралес, Мадонна Ярнвиндера (1560-е годы), Королевский дворец в Мадриде .
- Луис де Моралес, Мадонна пряжи (1560-е), Латиноамериканское общество Америки , Нью-Йорк.
- Луис де Моралес, Мадонна пряжи (1560-е гг.), Эрмитаж , Санкт-Петербург.
- Мадонна пряжи (первое десятилетие XVI века), музей Палаццо Коста, Пьяченца .
«Мадонна Бенуа» (или «Мадонна с цветком»), 1478-1480
Холст (переведена с дерева), масло. 48х31,5 см. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) Эта картина также относится к ранним работам Леонардо. Её считают незавершённой. Название картины – не авторское. В 1914 г. Эрмитаж приобрёл её у Марии Александровны Бенуа, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа, русского архитектора и педагога. Картину Леонардо да Винчи ему подарил его тесть, состоятельный астраханский купец-рыботорговец.
Описание картины
Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Именно свет из этого окна высвечивает фигуры на картине и оживляет её игрой светотени. Художник изображает Мадонну как обычную молодую женщину, мать, с любовью смотрящей на своего ребёнка, который делает первые попытки освоения мира, рассматривая цветок. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Это символ распятия. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Под её влиянием выполнены другие работы известных художников, в том числе Рафаэля. Но затем в течение столетий картина Леонардо считалась потерянной.
«Мадонна в скалах»
Леонардо да Винчи создал две картины, схожие по композиции. Одна написана раньше, в настоящее время выставлена в Лувре (Париж). Другая (написана до 1508 г) экспонируется в Лондонской Национальной галерее.
«Мадонна в скалах» (1483-1486)
Дерево, переведённое на холст, масло. 199х122 см. Лувр (Париж) Эта версия была создана для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. В XVIII в. её купил английский художник Гэвин Гамильтон и привёз в Англию. Далее она находилась в различных частных коллекциях, пока в 1880 г. её не купила Национальная галерея. В 2005 г. при помощи инфракрасного исследования под этой картиной была обнаружена другая картина, поэтому некоторые исследователи считают, что изначально Леонардо планировал написать поклонение младенцу Иисусу.
«Мадонна в скалах». Лондонская Национальная галерея
Описание картин
На обеих полотнах изображена стоящая на коленях Дева Мария, держащая руку на голове маленького Иоанна Крестителя. Справа изображён младенец Иисус, которого придерживает ангел. Иисус поднял руку для благословения. Сцена взаимоотношения изображённых персонажей и пейзажный фон контрастируют: с одной стороны покой и нежность, с другой – тревожное чувство сурового пейзажа. Художник использует свой излюбленный приём (сфумато) для смягчения очертания лиц и предметов.
Мадонны Леонардо да Винчи
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 31.10.2016 14:13 Леонардо да Винчи – один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, пример «универсального человека».
Он был художником, скульптором, архитектором, учёным (анатомом, естествоиспытателем), изобретателем, писателем, музыкантом. Полное его имя – Leonardo di ser Piero da Vinci, в переводе с итальянского языка это значит «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи». В современном смысле Леонардо не имел фамилии – «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Известны 19 живописных картин кисти Леонардо.
Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи Искусствоведы не могут утверждать с уверенностью, что знаменитый портрет старика является автопортретом. Возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Из огромного художественного и научного наследия Леонардо да Винчи (1452-1519) мы в данной статье рассмотрим только живописные изображения мадонн.