В огне смуты
В Смутное время князь Дмитрий Михайлович вступил с полученным при Борисе Годунове чином стряпчего или, возможно, стольника, уступавшим по значимости боярину и окольничему. Если грубо перевести на язык современных воинских званий, стольник представлял собой нечто среднее между полковником и генерал-майором. Карьера по тем временам хорошая, лучше, чем у большинства предков, но без особенного блеска. Ни в Боярской думе, ни в воеводах он не бывал, наместничества не получал.
Зато в смутные годы он стал одной из самых заметных фигур Московского государства. При Василии Шуйском (1606—1610 годы) Пожарский наконец-то выбился на воеводскую должность. По современным понятиям — вышел в генералы. Он активно вел боевые действия, защищая столицу от польско-литовских шаек и русских бунтовщиков. Под Коломной (1608) Дмитрий Михайлович осуществил в ночное время стремительное нападение на лагерь вражеского войска. Противник разбежался, в панике бросив армейскую казну. Дмитрий Михайлович показал себя опытным и решительным военачальником, он заработал повышение по службе честным воинским трудом.
Именно тогда, в разгар Смуты, самым очевидным образом проявилось воинское дарование Пожарского. Начав с коломенского успеха, проследим основные факты в его боевой карьере.
Годом позже князь разбил в жестоком сражении отряд мятежника Салькова. Замечательный дореволюционный историк Иван Егорович Забелин сообщает, что Пожарский за заслуги перед престолом награжден был новыми землями, а в жалованной грамоте, среди прочего, говорилось: «…против врагов стоял крепко и мужественно и многую службу и дородство показал, голод и во всем оскуденье… терпел многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо, безо всякия шатости…»
В 1610 году, будучи на воеводстве в Зарайске, Дмитрий Михайлович дал отпор буйной толпе изменников, желавших сдать город Лжедмитрию II. Запершись в мощном каменном кремле и не пустив туда стихию измены, Пожарский выстоял, а потом принудил бунтовщиков к покорности.Русская служилая аристократия, решив править страной самостоятельно, отдала царя Василия Шуйского полякам, а затем и самих интервентов пригласила в Москву. Это было страшное, нестерпимое унижение для России. В южные города на помощь новой власти призваны были украинские казаки. Против них поднялись Пожарский и знатный рязанец Прокопий Ляпунов. Вместе они очистили Рязанщину от казаков и устремились к столице.Пожарский поспел туда первым.
В марте 1611 года в Москве разразилось восстание: москвичи не могли стерпеть насилия, грабежей и оскорблений со стороны польского гарнизона. Бой за великий город отличался необыкновенным ожесточением: поляки штурмовали русские баррикады, а их защитники расстреливали толпы интервентов из ружей и пушек. Неся огромные потери, поляки решили зажечь Москву, лишь бы не потерять ее. Страшный пожар уничтожил большую часть российской столицы. Последним оплотом сопротивления стал острожек (деревянное укрепление), выстроенный по приказу Пожарского близ церкви Введения Богородицы на Сретенке. Поляки не могли ни взять острожек, ни устроить вокруг него пожар: бойцы Пожарского метко отстреливались и контратаковали. Но под конец их командир пал едва живой «от великих ран», тогда и дело всего восстания рухнуло.
Вскоре к Москве прибыли полки Первого земского ополчения, собравшиеся из разных городов Московского государства. Год с лишним они простояли на развалинах столицы, сражаясь с оккупантами. Дмитрий Михайлович не мог участвовать в этой борьбе: ему не позволили тяжелые ранения.
Минин и Пожарский.М. И. Скотти.1850
Купец и Воевода
А были Купец Козьма Минин и князь Дмитрий Михайлович (по славянскому имени, которое давалось при рождении – тоже Козьма!) Пожарский — вот настоящие герои того времени!
Минин с остатками сил срочно переехал на малую родину, в Нижний Новгород, где сумел стабилизировать экономику: ввёл налоги и обязательные сборы.
Теперь нижегородцы обязаны были отдавать в казну треть своего имущества!
С теми, кто отказывался, разбирался воевода: «умника» просто лишали всего.
Как говорят в полиции – «полная конфискация».
Минин обращается к нижегородцам в 1611 году. Картина Михаила Пескова, 1861 год
Мининотдал в общий котёл всё, снял серебряные оклады с личных икон, изъял даже украшения у жены.
Но денег все равно не хватало!
Пожарский пошёл на крайние меры. Он взял под арест жён, матерей и дочерей тех купцов, которые сделали вид, что у них нет денег!
И тут богачи проявили полное «единство» и деньги на оружие собрали.
Сколько отдавали? Например, род купцов Строгановых внёс 4 116 рублей.
Для сравнения: на 10 рублей можно было купить хороший дом в городе.
Весь Нижний Новгород собирал в год таможенных сборов на 6 200 рублей, а тут – один купец отдал на треть меньше…
В итоге нижегородские купцы заново обрели свою родню, а Россия – боеспособную армию с хорошей зарплатой.
Вот так всё было на самом деле.
Патриотизм без денег бессилен.
Немного истории праздника.
4 ноября День народного единства России
Праздник, как объединяющий все народы России был учрежден в декабре 2004 года, а впервые праздновался в 2005 году. Но история становления этого праздника начинается много веков назад. Кратко определим что и как.
На рубеже XVI-XVII веков в России проходил период под названием «Смутное время». Очень сложный был период для государства, для людей особенно. Москва была завоевана польским интервентами и по сути еще немного времени и наша Русь стала бы совсем не нашей.
Тогда был закончен период правления династии Рюриковичей. И могли на престол войти поляки. Нет, наш русский дух был и есть очень силен, простому люду было не все равно где и как жить. Было предпринято собрать народное ополчение. Его собрали, но внутренняя междоусобица в ополчении его же и рассыпала.
Тогда была предпринята вторая попытка. В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Население города было обложено особым сбором для организации ополчения. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский.
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
Не все там гладко было, но желание народа быть свободными, жить на своей земле было сильным как никогда. Ополчение собирали не только в Нижнем Новгороде, но и многих других городах. Собрались люди разных сословий и народностей. А по тем временам, собралось невиданное по численности войско.
В задачи ополчения входило не только освобождение Москвы, но и становление нового правительства. И в 1612 году огромное войско выступило из Нижнего Новгорода в Ярославль, где было создано временное правительство: «Совет всей Земли». А позже, со списком чудотворной иконы Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. Так на престол вошли первые Романовы. А икона стала предметом особого почитания.
Чудотворная икона.
Икона Казанской Божией матери
Князь Пожарский так сильно верил, что в победе помогла икона Казанской Божией Матери, что на собственные средства построил на краю Красной площади Казанский собор.
В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.
В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
Почему праздник так назвали?
Считается, что ополченцы под предводительством князя Дмитрия
Пожарского и Кузьмы Минина продемонстрировали образец героизма и сплоченности
всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в
обществе. Именно поэтому праздник назвали День народного единства.
В 1818 году на Красной площади был установлен памятник «Гражданину
Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса. Он стал первым в
истории страны монументом народным героям. Также на Красной площади стоит собор
Казанской иконы Божией Матери, освященный в память о героях, освободивших
столицу от поляков.
Кто такие Минин и Пожарский?
Земский староста Кузьма Минин из Нижнего Новгорода обратился
к людям с призывом встать на защиту веры и Отечества и изгнать оккупантов. Для
этого Минин предложил собрать пожертвования и создать народное ополчение. Он
сам подал пример, отдав на благое дело все свое состояние.
Воеводой избрали новгородского князя Дмитрия Пожарского,
который был известен своей честностью и храбростью. По требованию князя Минин
стал его помощником и казначеем. Пожарский и Минин непрерывно собирали казну и
ратников. Им удалось сформировать мощное войско из 10 тысяч человек — такое
ополчение уже могло бросить вызов интервентам.
Главной задачей ополчения стало освобождение Москвы. Однако
еще до своего похода Минин и Пожарский фактически взяли на себя функции
правительства страны — они наводили порядок в городах и уездах, предпринимали дипломатические
шаги по нейтрализации Швеции, добились военной помощи от немцев, проведя
переговоры с германским императором.
Дуэт Минина и Пожарского
Козьма Минин был потомственным купцом, владельцем соляных копий (соль – дорогой и востребованный товар).
Его современный аналог – Вагит Алекперов («ЛУКОЙЛ»).
Партнером по бизнесу, совладельцем рассольной трубы, был друг семьи Минина, князь Пожарский (современный аналог – уровень любого генерала Минобороны)!
Никаких случайностей, как видите, типичный «бизнес-проект».
Так совпало: власть поляков купцам была невыгодна.
Но это не отменяет того, что они были настоящие патриоты, сражались НЕ за себя (у них все было), а за Россию.
Кто из современных «купцов» на такое способен?
Остался один вопрос к властям:
для чего врать людям, придумывать события, манкировать датами, когда повод и без того есть?!
Тем более, обстановочка подходящая: единства НЕТ и сейчас…
История праздника
В 1598 году после смерти царя Федора Иоанновича и его младшего брата Дмитрия (последние из династии Рюриковичей) трон занял боярин Борис Годунов. Для знати его права на царство были нелегитимны. Этим воспользовались самозванцы, выдававшие себя за погибшего царевича Дмитрия. Страну охватил политический кризис, получивший название Смутное время, или Смута.
В 1609 году началась Русско-польская война, которая также получила название Польско-литовская интервенция. Значительная часть страны оказалась под контролем вражеских отрядов. Власть перешла к совету бояр (Семибоярщина), который присягнул на верность польскому королевичу Владиславу, сыну короля Сигизмунда III. Москва оказалась оккупирована.
4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года бойцы народного ополчения, возникшего в Нижнем Новгороде для борьбы с интервентами, штурмом взяли Китайгородскую стену в Москве, а после заставили польско-литовский гарнизон сдаться.
Предводителями ополчения были Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Кузьма Минин был нижегородским земский старостой. Он сыграл ключевую роль в создании народного ополчения, обратившись с призывом к горожанам дать отпор врагу. Вождем ополчения выбрали князя Дмитрия Пожарского. Он пожелал, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину.
С окончанием польско-литовской интервенции в России завершился период Смуты. Через несколько месяцев Земский собор, куда входили представители всех сословий страны, избрали нового царя — представителя династии Романовых Михаила Федоровича.
Каменный храм Казанской иконы Божией Матери
После пожара, на месте деревянного храма в 1632 г. возвели каменный собор по велению царя Михаила Федоровича Романова и на средства царского семейства Романовых. Здесь служили известные старообрядцы: Григорий Нейронов и протопоп Аввакум. построенный, был освящен
Освящение главного престола Казанского Собора произошло в 1636 году.
Год спустя был устроен Северный его придел во имя равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, день памяти которого – 22 октября – ознаменовался освобождением Китай-города. 3 октября 1647 года состоялось освящение Южного придела во имя святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского.
Казанский собор был приходской церковью Московского Университета, в нем получил благословение победитель Наполеона — фельдмаршал Михаил Кутузов.
Почему началась Смута?
Династия Рюриковичей пресеклась в 1598 году после смерти царя
Федора Иоанновича и его младшего брата Дмитрия. Трон занял боярин Борис Годунов,
однако его правление оказалось неудачным — из-за неурожайных лет начался голод,
народные бунты, появились самозванцы, претендовавшие на престол.
В стране разразился политический кризис, который усугубила
внезапная смерть Годунова в разгар войны с двинувшимся на Москву Лжедмитрием I,
выдававшим себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана Грозного. Сын Годунова
Федор продержался на троне всего несколько месяцев, после чего 16-летнего царя
убили в ходе мятежа.
Однако и Лжедмитрий вскоре погиб в результате действий
заговорщиков. После его смерти в стране начался период двоевластия, а польский
король Сигизмунд III объявил России войну. Значительная часть русского
государства, включая Москву, оказалась под контролем польско-литовских отрядов.
Путаница с летоисчислением
Даты семнадцатого века многие неправильно высчитывают.
Если в 20 веке надо прибавлять 13 дней, то в 19 — 12, в 18 — 11, а в 17-м — 10!
Будем считать, что сейчас 20 век, а то вообще запутаемся.
Итак. Войска Пожарского с 20 по 24 августа (30 августа – 3 сентября по новому стилю) в жестокой битве на голову разбили корпус гетмана Яна Ходкевича, блокировали Москву.
«Кремлевские» поляки понимают: надежды на спасение у них нет.
22 октября (1 ноября «по-нашему») оккупанты предпринимают дерзкую вылазку с целью прорваться, но терпят крах, бегут, а на «их плечах» войско Пожарского врывается в Москву, занимая Китай-Город.
Сам Кремль пока оккупирован врагами!
26 октября (5 ноября по новому стилю) с поляками подписывают договор о капитуляции.
27 октября (6.11) оккупанты покидают Кремль.
Изгнание польских интервентов из Московского Кремля, картина Эрнеста Лисснера, 1938 год
1 ноября (11-е число по новому стилю) Земская армия (2-е ополчение Пожарского) вступает в главную крепость России.
Где в этих датах 4 ноября? – Спросит досужий читатель.
А его нет.
Реконструкция Собора
Собор неоднократно перестраивался — в 1760-х, 1805, 1825, 1865 гг.
Казанский собор Москва. (Нач. XX века.)
В конце XVIII в. храм был реконструирован в стиле классицизма. Церковь утратила несколько приделов и превратилась в непримечательное здание, мало чем отличающееся от характерных построек.
В начале 1800-х годов разобрали и шатровую колокольню, которую заменили современной.
В 1920-е гг. собор некоторое время был захвачен обновленцами. В 1928 г. была снесена колокольня собора. В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. — снесен.
В 1920-е гг. собор некоторое время был захвачен обновленцами. В 1923 г.на средства прихода была начата реставрация Собора под руководством известного архитектора П.Д Барановского. Перед ее началом П.Д. Барановский успел сделать обмеры храма. В 1928 г. была снесена колокольня собора. В 1930 г. Казанский собор по ходатайству сотрудников Государственного Исторического музея закрыт.
Летом 1936 года Казанский храм был разобран.
Из рода комбатов
Дмитрий Михайлович родился в 1577 или 1578 году, и о детстве и молодости его почти ничего не известно. Он принадлежал к роду, не относившемуся к числу особенно знатных и богатых, но и не захудалому. Пожарские были Рюриковичами, происходили из древнего семейства Стародубских князей. Более того, они являлись старшей ветвью Стародубского княжеского дома; правда, сам Дмитрий Михайлович происходил от одного из младших колен. Он носил родовое прозвище «Немой», унаследовав его от деда, Федора Ивановича. Это прозвище князь Дмитрий передаст и своим сыновьям, Петру и Ивану. Как видно, в этой отрасли разветвленного семейства ценили молчунов…
В XVI веке род Пожарских пришел в упадок, потерял старинные вотчины. В те времена показателем высокого положения любого аристократического рода были назначения его представителей воеводами в полки и крепости, наместниками в города, пребывание на лучших придворных должностях, а также в Боярской думе. Для того, чтобы попасть в Думу, требовалось получить от государя чин думного дворянина, окольничего или боярина. На протяжении XVI столетия десятки аристократических родов добивались «думных» чинов, сотни — воеводских. Но у Пожарских ничего этого не было. Их назначали на службы более низкого уровня — не воевод, а «голов» (средний офицерский чин), не наместников, а городничих (тоже рангом пониже). Если переводить служебные достижения родни Дмитрия Михайловича в современные термины, то получится, что семейство его давало России военачальников уровня комбата. Многие из них в разное время погибли за Отечество. Не вышли они ни в бояре, ни в окольничие, ни даже в думные дворяне, несмотря на знатность. И когда кого-то из них судьба поднимала на чуть более высокую ступень — например, на наместническую, то он гордился такой службою, хотя она могла проходить где-нибудь на дальней окраине державы.Как и все дворяне, или, словами того времени, «служилые люди по отечеству», Дмитрий Михайлович с молодости и до самой смерти обязан был служить великому государю Московскому. Начал службу он с небольших чинов.
Слуга царю
Дмитрия Михайловича чтили как «большого богатыря», военачальника, «искусного во бранех». Он по-прежнему участвовал в боевых действиях, исполнял важные административные поручения. В 1615 году Пожарский разбил у Орлова городища блестящих бойцов знаменитого польского авантюриста Лисовского. Имея под командой 600 человек против 2000, Пожарский отбросил неприятеля, захватил 30 пленников, знамена и литавры. Осенью 1618 года Пожарский, больной, едва живой от старых ран, сидит осадным воеводой в Калуге, тревожит поляков вылазками и в конечном итоге заставляет неприятеля отступить от города.И даже в Смоленской войне 1632–1634 годов князь, измученный «черным недугом» (тяжелой болезнью), будучи на шестом десятке, все ещё исполнял воеводские службы…
На его средства был построен Казанский собор на Красной площади, разрушенный в советское время и восстановленный в 90-х годах XX столетия. Князь много жертвовал на нужды храмов, в частности, покупал на свои деньги и отдавал священникам дорогие богослужебные книги.Умер он в 1642 году, в ореоле большой славы, до конца исчерпав свой долг перед Отечеством. «Не нужно особенно зорких глаз, чтобы рассмотреть, чем именно всегда были исполнены побуждения Пожарского. Не за личные цели он стоял и не целям какой-либо партии он служил; он стоял за общее земское дело и служил ему чисто, прямо и честно. Вот эти-то обыкновенные его дела и действия и придали его личности необыкновенное для того времени значение, которое было хорошо понято в Нижнем и там же обозначено желанием найти воеводу, который бы «в измене не явился», который бы не припадал на всякие стороны, смотря, где выгоднее для чести или для корысти, как поступало великое большинство тогдашних князей, бояр и воевод». Так пишет о русском воеводе историк И. Е. Забелин. И оценка эта, пожалуй, ближе всех прочих к правде факта.
Князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому помимо тактического таланта принадлежал ещё один, гораздо более редкий и насущно необходимый лишь в исключительных обстоятельствах. Для ведения обычных боевых действий он не нужен, зато яркой звездой вспыхивает в годы гражданских войн, восстаний, всякого рода смут. Этот уникальный талант состоит в том, чтобы стать душой войска, противостоящего мятежникам, всегда и неуклонно проявлять стойкость и самопожертвование ради восстановления общего дома. Если значительная часть народа видит в устоявшемся порядке ценность, именно такие вожди ведут её к победе. Если старое устройство общества поддерживается малым количеством людей, такие вожди позволяют своим полкам дать последний бой революции и с честью головы сложить на поле боя. Всегда и во все времена они являются оплотом веры, нравственности, долга перед государем и отечеством.Дмитрий Михайлович Пожарский в полной мере обладал способностями вождя восстановителей порядка.
***Спустя два века после огненной полосы русской Смуты на Красной площади появился памятник Минину и Пожарскому. Великий нижегородец показывает Дмитрию Михайловичу: «Посмотри же, страна в огне, если мы не спасем ее, уже никто не спасет!» Два благородных человека готовы встать на защиту родины, принять за нее лишения и раны, а если придется, то и погибнуть.
Государства и народы рождаются, входят в возраст зрелости, дряхлеют и умирают. Пока общество богато такими людьми, до старости ему далеко.
Восстановление Казанского собора
Во второй половине 1980-х годов среди жителей столицы возникло движение за восстановление Собора Казанской Божией Матери на Красной площади. 5 июня 1990 года Исполком Моссовета принял решение о восстановлении храма. 4 ноября этого же года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, после Божественной Литургии, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском Соборе Кремля, многолюдный крестный ход во главе с Предстоятелем Русской Православной Церкви направился к месту будущего строительства. Его Святейшество освятил закладной камень, заложил капсулу и освятил крест, установленный на месте строительства храма. В дар храму он передал Казанскую икону Божией Матери, которая ныне находится в местном ряду главного иконостаса.
в 1990 -93 гг. на средства мэрии Москвы началось воссоздание православного памятника по исследованиям историка С. А. Смирнова и обмерным размерам П. Д. Барановского. Авторы проекта: Журин и Мокеев. Финансированеи строительства в оснвоном велось на народные пожертвования.
Заново возведенный на средства, собранные всей православной Россией, этот храм явился зримым свидетельством пробуждения исторической памяти нашего народа. 4 ноября 1993 года Святейший Патриарх Алексий II освятил возрожденный Казанский Собор. Роспись была начата в ноябре 1996 года и производилась в строгом соответствии с описанием исторического облика Собора.
Собор Казанской Божией Матери на Красной площади был воссоздан в первоначальных формах как «памятник воинской славы» в 1993г. на народные пожертвования.
Литература
- Историческая записка о Московском Казанском соборе, составленная в 1860-х гг. прот. А. И. Невоструевым // Памятники Отечества: Ил. альм. ВООПИиК.. — М., 1997. — № 37. — С. 24—34. — ISSN 0207—2203.
- Беляев Л. А., Павлович Г. А. Казанский собор на Красной площади. — Центр Восточнохристианской Культуры. — М: «Бизнес МН», 1993. — 98 с. — (Архитектура православного храма). — 5000 экз. ISBN 5-87343-050
- Москва: Архитектурный путеводитель / И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина М. И. Астафьева-Длугач. — М.: Стройиздат, 1997. — С. 484. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3
- Энциклопедии «Москва».
- Елена Филякова. Московские храмы: тайны имен. 2008 «Московский учебник»
- Шаховской А. А. Первые дни в сожженной Москве. Сентябрь и октябрь 1812 г. 7.По запискам кн. А. А. Шаховского // Пожар Москвы. По воспоминаниям и запискам современников: Ч. 2. — Москва: Образование, 1911. С. 95, 99