Конный портрет графа-герцога оливареса

Поднимитесь к власти

Герб дома Оливарес.

Сравнительно молодой Оливарес в 1624 году, через три года в свое время власти, одетый в одеждах ордена Калатравы по Диего Веласкес

Оливарес родился в Риме в 1587 году, где его отец, Энрике де Гусман, 2-й граф Оливарес , из одной из старейших дворянских семей Испании, был испанским послом. Его мать умерла молодой, и отец воспитывал его по строгому родительскому режиму. Он вернулся в Испанию в 1599 году и стал студентом-ректором Университета Саламанки . По происхождению он был и литератором, и хорошо обученным оружием. Во время правления короля Филиппа III он был назначен на должность в доме наследника Филиппа своим дядей по материнской линии Доном Бальтасаром де Суньигой , ключевым советником Филиппа III по внешней политике, который сам уже приобрел значительное влияние. над молодым принцем. Оливарес, в свою очередь, быстро стал самым доверенным советником молодого принца.

Когда Филипп IV взошел на престол в 1621 году, в возрасте шестнадцати лет, он выразил свое доверие Оливаресу, приказав, чтобы все бумаги, требующие королевской подписи, сначала были отправлены графу-герцогу; Несмотря на это, Оливарес, которому тогда было 34 года, не имел реального опыта управления. Оливарес сказал своему дяде де Суньиге, который должен был умереть в следующем году, что теперь он является доминирующей силой при дворе; он стал тем, кого в Испании называют валидо , чем-то большим, чем премьер-министром, фаворитом и альтер-эго короля. Его составной титул объясняется тем, что он унаследовал титул графа Оливареса , но был назначен герцогом Санлукар-ла-Майор королем Испании Филиппом IV. Он умолял короля позволить ему сохранить унаследованный титул в сочетании с новой честью — в соответствии с практикой, почти уникальной в истории Испании. Соответственно, о нем обычно говорили как о el conde-duque .

Личность и внешность Оливареса вызвали много комментариев, особенно писателей 17 века, которые в целом критиковали их. У него было поразительно «большое, тяжелое тело и красное лицо». Современники описывали «экстравагантную, крупную личность с даром к бесконечной самодраматизации», другие, более позитивно, описывали «решительную, проницательную и амбициозную» личность. Враги Оливареса видели в нем стремление к чрезмерному богатству и власти. Он не любил спорт и веселые развлечения, но был хорошим наездником, хотя в дальнейшей жизни ему мешал его вес

Оливарес не разделял вкуса короля к личному приобретению искусства и литературы, хотя он, возможно, помог собрать собственную коллекцию короля, и именно он привлек внимание Филиппа к молодому художнику Диего Веласкесу в 1623 году. Для себя он сформировал обширную коллекцию государственных бумаг, древних и современных, которые он пытался защитить от разрушения, передав их как реликвию

Он также создал великолепный вольер для Буэна-Ретиро , который одолжил ему утешение после смерти своей дочери , но который открыл двери для своих врагов , чтобы прозвища всего Ретиро Gallinero , или курятника.

Веласкес написал по крайней мере три портрета своего друга и первоначального покровителя, создав барочный конный портрет вместе с портретами стоящих сейчас в Эрмитаже и Сан-Паулу . Возможно, что другие портреты Веласкеса, заказанные королем, были уничтожены после падения Оливареса — на копии принца Бальтасара Карлоса в школе верховой езды его фигура была закрашена — хотя несколько второстепенных портретов были сделаны в последние годы жизни конде-герцога. власти остаются.

Описание [ править ]

Оливарес изображен верхом на коне, честь, обычно присуждаемая монархам, что отражает власть, которую он получил как валидо или правая рука короля (что эквивалентно должности нынешнего премьер-министра ). Картина напоминает конные портреты, которые Веласкес написал для Зала королевств дворца Буэн-Ретиро, но не был сделан для этой серии, а скорее отражает особый обычай Оливареса, направлявшегося домой. Он не датирован, но стоит сразу после этой серии, около 1638 года, и, возможно, был написан после битвы при Фуэнтеррабии , военного успеха, который был приписан Оливаресу, хотя он лично не участвовал. Картина не пополнила королевскую коллекцию в предшественнике Музея Прадо до столетия спустя.

Граф-герцог носит широкополую шляпу с перьями и повязку государства; рука держит маршальский жезл, обозначающий направление битвы. Доспехи, которые он носит, возможно, сохранились во Дворце Лириа в Мадриде (коллекция Дома Альбы ). Граф-герцог смотрит на зрителя, убеждаясь, что все могут стать свидетелями его подвига. Фигура рассматривается с низкой точки, его туловище повернуто назад, что делает его более стройным; У Оливареса было массивное тело и он был довольно неуклюжим, как видно на портретах, которые Веласкес делал раньше.

Лошадь поднимает передние лапы, делая сальто или леваду, глядя на поле битвы. Рисуя диагональ холмов, которые видны в пейзаже, композиция придает энергии портретной живописи; Этим динамизмом работа напоминает Рубенса

Этот конный портрет отличается от портретов, сделанных для королевской семьи, и считается, что он был предложен Оливаресом; Веласкесу приходилось проявлять особую осторожность, поскольку Оливарес был высшим политическим постом при дворе (после короля) и поддерживал его в первые годы его работы в качестве художника в Мадриде

Битва на расстоянии обрабатывается мелкими пятнами. Пейзаж очень схематичен, как определил Веласкес, без зданий или персонажей. Возможно, это связано с тем, что художник не знал города Фуэнтеррабиа , где произошла битва, как описано, хотя другие источники считают, что картина не относилась к какой-либо конкретной битве. Холмы переходят в зеленые и синие тона, создавая ощущение удаленности, так как говорят, что у них очень четкая воздушная перспектива.

Богатый хроматизм и обработка света придают сцене большую живость.

Внутренняя политика

Оливарес подошел к проблеме внутренней политики через призму внешней политики. Испания в начале 17 века представляла собой совокупность владений — королевства Кастилия , Арагон , Валенсия и Португалия, автономные провинции Каталония и Андалусия , вместе с более обширными провинциями Неаполь , Нидерланды , Милан и т. Д. — все они были слабо связаны друг с другом. через институт монархии Кастилии и личность Филиппа IV. У каждой части были разные налоги, льготы и военные договоренности; на практике уровень налогообложения во многих более периферийных провинциях был ниже, чем в Кастилии, но привилегированное положение кастильской знати на всех высших уровнях королевского назначения было спорным вопросом для менее привилегированных провинций. Эта рыхлая система и раньше успешно сопротивлялась реформам и более высокому налогообложению, в результате чего в Испании исторически, по крайней мере до 1640-х годов, было меньше налоговых бунтов, чем обычно для раннего современного европейского государства. Однако к 1620-м и 30-м годам способность испанской монархии извлекать ресурсы из Кастилии была на пределе, о чем свидетельствует ранняя неспособность Оливареса реформировать налог на продукты питания в миллионах долларов в Кастилии, а в связи с продолжающейся войной в Европе появились новые возможности. были необходимы.

Битва Монжуик (1641) , по Пандолфо Реши , испанский провал во время каталонского Восстания , который помог бы судьбу тюленей Оливарес в качестве премьер — министра.

Как и многие современники, Оливареса «преследовали» потенциальный упадок Испании, и он видел часть решения, по крайней мере, в реформе испанского государства. Оливарес считал, что Каталония и другие провинции платят короне меньше, чем следовало бы, и не понимал, почему жители должны возражать против более справедливого распределения налогов. Он был уверен в интеллектуальных аргументах в пользу более защищенной и более упорядоченной Испании, и, кажется, никогда не выказывал серьезных сомнений в том, что его планы увенчаются успехом, или понимал растущую ненависть к его правлению. Эти планы впервые обрели форму в « Unión de Armas» Оливареса , или концепции « Союза вооруженных сил », выдвинутой в 1624 году. Это предполагало, что различные элементы территорий Филиппа увеличили фиксированные квоты солдат в соответствии с их размером и населением. Несмотря на то, что Оливарес изображал его как чисто военный план, он отражал стремление Оливареса к более тесно объединенной Испании — хотя, как обычно утверждают, не к полностью объединенному королевству.

План Оливареса «Союз оружия» провалился перед лицом оппозиции со стороны провинций, в частности Каталонии, что привело его к подаче королю в 1626 году о своей отставке — она ​​не была принята. Последующие годы были для Испании тяжелыми в финансовом отношении. В 1627 году Оливарес попытался решить проблему генуэзских банкиров Филиппа, которые в последние годы оказались неспособными к сотрудничеству, объявив о банкротстве штата. Теперь, когда генуэзский долг был списан, Оливарес надеялся обратиться к местным банкирам за возобновлением средств. На практике план оказался провальным. Испанский сокровище флот из 1628 был захвачен голландцами, и способность Испании для заема и передачи денег в Европе резко снизилась. Столкнувшись с захватом Бразилии голландцами, Оливарес обратился к Португалии в 1637 году, пытаясь поднять налоги для оплаты миссии по возвращению португальской колонии. Результатом было небольшое португальское восстание.

Союз оружия (Unión de Armas), предусмотренный Оливаресом.

Последние годы правления Оливареса были отмечены крупными восстаниями в Каталонии и Португалии. Каталонские истории имеют тенденцию изображать Оливареса как преднамеренно провоцирующего восстание 1640 года, чтобы он мог подавить его и тем самым объединить Испанию, хотя это считается сомнительным большинством историков. Вместо этого, наиболее вероятно, что перед лицом возросшей французской угрозы и необходимости собрать людей, деньги и оружие для защиты полуострова, Оливарес послал свою армию из 9000 человек в Каталонию, ожидая относительно ограниченного сопротивления. Последовал хаос в форме крупного восстания; Португалия последовала их примеру позже в том же году, несмотря на попытки Оливареса убедить свою знать участвовать в войне в Каталонии, когда Лиссабон предложил трон Филиппа дому Браганса .

Источники

  • Аэрке, Кристиан П. Боги игры: фестивальные выступления в стиле барокко как риторический дискурс. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка. (1994)
  • Андерсон, М.С. Война и общество в Европе старого режима, 1618–1789. Лондон: Фонтана. (1988)
  • Армстронг, Уолтер, отредактированный Филипом Гилбертом Хэмертоном (1896). Портфолио: монографии на художественную тематику , выпуски 28–30. Лондон: Seeley and Co. Limited и Нью-Йорк: The Macmillan Co.
  • Браун, Джонатан и Джон Эллиотт. Дворец короля: Буэн-Ретиро и двор Филиппа IV (переработанное и расширенное издание). Нью-Хейвен: издательство Йельского университета. (2004) ISBN  978-0-300-10185-0
  • Браун, Джонатан и Кармен Гарридо. Веласкес: Техника гения. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета. (1998) ISBN  978-0-300-07293-8
  • Кортегера, Луис Р. Ради общего блага: популярная политика в Барселоне, 1580–1640 гг. Итака: Издательство Корнельского университета. (2002)
  • Эллиотт, Дж. Х. Мастерство государства Оливареса. в Elliot and Koenisburger (eds) 1970.
  • Эллиотт, Дж. Х. Восстание каталонцев: исследование упадка Испании, 1598–1640 гг. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. (1984)
  • Эллиот, Дж. Х. Граф-герцог Оливарес. Государственный деятель в эпоху упадка. Йельский университет: Нью-Хейвен. (1986)
  • Эллиотт, Дж. Х. Ришелье и Оливарес. Кембридж: Canto Press. (1991)
  • Эллиотт, JH и HG Koenisburger (редактор). Разнообразие истории: очерки в честь сэра Генри Баттерфилда. Лондон: Рутледж и Кеган Пол. (1970)
  • Камен, Генри. Испания, 1469–1714: Общество конфликта. Харлоу: Образование Пирсона. (2005)
  • Маккей, Рут. Пределы королевской власти: сопротивление и власть в Кастилии семнадцатого века. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. (1999)
  • Мунк, Томас. Европа семнадцатого века, 1598–1700. Лондон: Макмиллан. (1990)
  • Паркер, Джеффри. Европа в кризисе, 1598–1648 гг. Лондон: Фонтана. (1984)
  • Паркер, Джеффри. Голландское восстание. Лондон: Пеликан Букс. (1985)
  • Полисенский, СП Тридцатилетняя война. Лондон: NEL. (1971)
  • Шама, Саймон . Смущение богатством: интерпретация голландской культуры в золотой век . Лондон: Фонтана. (1991)
  • Стрэдлинг, Р. А. Оливары и истоки франко-испанской войны, 1627–1635 гг. в английском историческом обзоре ci (1986).
  • де Валлори, Гильем. Anecdotes du Ministere du Comte-Duc d’Olivares. Париж. (1722) ( на французском языке )
  • Веджвуд, CV Тридцатилетняя война. Лондон: Метуэн. (1981)
  • Загорин, Перес. Повстанцы и правители, 1500–1660 гг. Том II: Провинциальное восстание: Революционные гражданские войны 1560–1660 гг. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. (1992)

 Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянииChisholm, Hugh, ed. (1911). « Оливарес, Гаспар де Гусман ». Британская энциклопедия . 20 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 84–85.

Падение от власти

Оливарес, 1635 г .; усталый, опухший и заметно постарел в 48 лет, 14 лет с момента его предыдущего портрета Веласкеса .

Падение Оливареса от власти произошло по нескольким причинам. Восстания в Каталонии и Португалии оказались непосредственным фактором, поставив под сомнение стабильность самой Испании, но другие факторы сыграли свою роль. В последние годы Оливарес все чаще страдал психическим заболеванием и уже не был таким эффективным администратором, как когда-то. Он также все больше отталкивал другую кастильскую знать. Использование им хунт — комитетов, заполненных его собственными людьми, многих раздражало. Современники также в значительной степени обвиняли Оливареса в строительстве нового королевского дворца Буэн-Ретиро , огромная стоимость которого, казалось, противоречила более широким мерам строгой экономии, которые Оливарес отстаивал в 1630-х годах. 1641 год стал свидетелем катастрофической инфляции , вызвавшей экономический хаос. В целом, испанский народ считал его фаворита ответственным за многочисленные несчастья страны в 1640-х годах.

Оливарес не сразу отказался от власти. Он попытался использовать искусство и театр в 1630-х годах, чтобы укрепить свою уменьшающуюся популярность среди элиты, но безуспешно, хотя ему удалось преодолеть попытки , семья которого была традиционным врагом графов Оливарес. чтобы отстранить его от власти во время восстания в Андалузии в 1641 году . К следующему году его положение ухудшалось, поскольку каталонское восстание затягивалось. Племянник Оливареса и его предпочтительный преемник вместе с дочерью и маленьким ребенком Оливареса умерли в 1626 году, и из-за отсутствия других детей он решил узаконить своего внебрачного сына дона Энрике Фелипеса де Гусмана в 1641 году. лишил наследства еще одного племянника и наследника , вызвав огромную напряженность в семье в высших эшелонах кастильского общества. Сам король отметил, что, возможно, придется пожертвовать жизнью Оливареса, чтобы отвлечь непопулярность от королевского дома. Конец был близок, но король неохотно расстался с ним в январе 1643 года и только под давлением придворной интриги, возглавляемой королевой Изабеллой .

Он удалился по приказу короля сначала в Лоэчес , где опубликовал извинения под названием Эль Никандро , которые, возможно, были написаны агентом, но несомненно были вдохновлены павшим министром. Эль Никандро был передан инквизиции , и не исключено, что Оливарес мог оказаться в тюрьмах Священной канцелярии или на эшафоте, если бы он не умер заранее естественной смертью. Его соперники посчитали, что Лоеш оставался слишком близко ко двору, и его перевели во дворец своей сестры в Торо . Здесь он пытался удовлетворить свою страсть к работе, частично участвуя в муниципальном управлении города и регулировании его общинных земель, лесов и пастбищ. Он умер, все более охваченный безумием, в 1645 году. Библиотека Оливареса не была сохранена, как он приказал после его смерти, а его коллекция частных и государственных бумаг была в значительной степени уничтожена во время пожара 18-го века.

Граф-герцог стал и долгое время оставался в глазах своих соотечественников общепринятым образцом цепкого и неспособного фаворита, хотя это общепринятое мнение о его личности изменилось. Его личная репутация традиционно изображалась неблагоприятно, особенно по сравнению с его французским современником кардиналом Ришелье , и эта тенденция зародилась в 18 веке. Сегодня считается несправедливым обвинять только Оливареса в упадке Испании, который был вызван давними внутренними причинами. Ошибки его политики должны разделять король, аристократия и церковь. Тем не менее, нельзя забывать, что в начале пребывания Оливареса в качестве валидо Испания все еще несомненно была доминирующей державой, но после двадцати двух лет его руководства ее империя едва держалась вместе, Франция бросала вызов испанскому превосходству и самой стабильности. под вопросом была сама Испания.

Политическая игра

Около восьми лет будущий фаворит вёл весьма скромную жизнь, управляя своими землями. В 1615 году придворные понимают, что здоровье короля Филиппа III оставляет желать лучшего. Сторонники герцога Лермы решают окружить наследника престола своими людьми, чтобы укрепить влияние. Среди таких личностей оказывается и Гаспар Оливарес.

Но даже после падения герцога Лермы успешный фаворит принца сохранил своё место. Благодаря поддержке Филиппа IV, что очень благоволил Оливаресу, тот получает должность министра и становится грандом.

В 1622 году он и вовсе становится официальным королевским фаворитом (валидо). Он получает титул герцога Санлукар-ла-Майор. При этом Оливарес нарушает традиции, объединяя свои титулы в единый “граф-герцог”. Видимо, каждым из них он очень гордился.

Диего Веласкес «Портрет Филиппа IV»

Стиль правления

Королевский фаворит, который также был мэром Короля Сумиллер де Корпус и Кабальерисо , пришел к власти с желанием направить монархию на «крестовый поход реформ», причем его первые рекомендации были чрезвычайно радикальными. Суть проблемы, по мнению Оливареса, заключалась в моральном и духовном упадке Испании. Де Суньига и Оливарес оба представили Филиппу IV концепцию восстановления королевства до его состояния при Филиппе II , отменив предполагаемый упадок, который произошел при отце короля Филиппе III и, в частности, его королевском фаворите, герцоге Лерме . Оливарес был обеспокоен тем, что Испания слишком привязана к идее limpieza de sangre , «чистоты крови», и беспокоился о нежелании кастильцев заниматься ручным трудом. Для Оливареса концепция Испании была сосредоточена на монархии и Филиппе IV как личности; В отличие от своего французского современника кардинала Ришелье , Оливарес не разрабатывал концепцию «государства» как отдельного от личности короля. Оливарес был склонен рассматривать внутреннюю политику как инструмент поддержки внешней политики — это распространенное мнение среди современных арбитров , таких как Санчо де Монкада и Херонимо Зебальос . Как и многие другие современники, он очень интересовался астрологией и ее потенциальным влиянием на мир вокруг него. Естественно, он включил этот интерес в политическое выражение: он продвигал Филиппа как «Короля планет» — Солнце, традиционно четвертая планета, было подходящей эмблемой для четвертого Филиппа Испании, взяв в качестве своего символа подсолнух. Показывая огромную уверенность в своих силах и суждениях, он также испытывал значительные «сомнения и беспокойство» по поводу своего положения в качестве главного министра короля.

Оливарес был известен своей страстью к работе. Оливарес рано вставал, исповедовался, будил Филиппа IV и обсуждал с ним дневные события, а затем работал весь оставшийся день, часто до 11 часов ночи. Первоначально Оливарес встречался с королем трижды в день, но со временем это уменьшилось, пока он не встречался с ним только один раз в день. Живя частной жизнью в стиле « спартанской строгости», Оливарес умел использовать формальный и тщательно продуманный протокол двора как способ контролировать амбиции врагов и соперников Филиппа. Будучи преисполнен решимости попытаться улучшить бюрократическую кастильскую систему правления, в 1620-х годах Оливарес начал создавать хунты , правительственные комитеты меньшего размера, чтобы ускорить принятие решений. К 1630-м годам они были все более заполнены собственными ставленниками Оливареса , которым было поручено проводить его политику. Оливарес жестко контролировал использование особых королевских привилегий, чтобы обойти жесткий контроль над расходами. Результатом стало очень специфическое сочетание централизованной власти в форме Оливареса и рыхлого правительства, исполнявшегося небольшими комитетами.

Со временем Оливарес начал страдать от огромной нагрузки, у него развились нарушения сна, а в более позднем возрасте он явно страдал психическим заболеванием . Он становился все более нетерпеливым к тем, кто с ним не соглашался, впадал в ярость и отказывался прислушиваться к советам своих собственных советников. Его поведение также могло быть усугублено жестоким кровопусканием и чрезмерной чисткой, которую он получил от врачей в ключевые моменты своей карьеры. Оливарес много писал, хотя современные ученые расходятся во мнениях относительно его работ: одни находят их «сильными, острыми и убедительными», другие считают их «раздутой и извилистой прозой», блуждающей по «бесконечным лабиринтам».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: