Описание
На картине изображена обнажённая женщина, танцующая среди мечей с остриями, направленными вверх. Ей аккомпанируют три женщины, одна из которых играет на кифаре, другая — на разновидности флейты (по-видимому, на авлосе, хотя также упоминается сиринга), а третья — на барабане (возможно, это тимпан). За танцем наблюдают несколько мужчин — по-видимому, патрициев, изображённых сидящими в беседке в правой части картины. Сюжет картины воспринимается как вечный праздник, наполненный негой и наслаждениями. Он связан с античными временами, Древней Греции или Рима, и он, несомненно, выдуман художником. Действие происходит на фоне живописного средиземноморского пейзажа — по-видимому, художник изобразил здесь вид Неаполитанского залива.
Генрих Сенкевич так писал об этой картине:
Семирадский считался представителем позднего академизма. По-видимому, это была одна из тех картин, за которые его и в России, и в Польше упрекали за космополитизм и за отсутствие национальной идеи. Передвижники считали, что это «чертополох, от которого нужно избавиться».
Примечания
- ↑ Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — С. 306—307. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5.
- (HTML) (недоступная ссылка). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения: 13 сентября 2012.
- ↑ (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 13 сентября 2012.
- ↑ (HTML). Радио «Эхо Москвы» — echo.msk.ru. Дата обращения: 13 сентября 2012.
- Генрих Семирадский. — Москва: Арт-Родник, 2006. — ISBN 5-9561-0175-X.
- (HTML). artinvestment.ru. Дата обращения: 13 сентября 2012.
- (HTML). РБК dayly — www.rbcdaily.ru. Дата обращения: 13 сентября 2012.
Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902). Продолжение
Достоинства и недостатки Семирадского проявились
			в «Светочах…» (в силу сложности замысла) особенно наглядно.
			Семирадский не был мастером психологической и пластической
			характеристики, не был даже оригинальным рассказчиком, но он умел
			«поставить» зрелище в целом, создать общее впечатление. Он был как
			бы пейзажистом исторического жанра. Картина принесла Семирадскому
			академическое звание профессора и Гран-при на Всемирной выставке в
			Париже, однако продать он ее не смог и подарил Краковскому музею.
Кульминацией творческой деятельности Семирадского
			стала прославленная «Фрина на празднике Посейдона в Эливсине»
			(1889). Это не просто огромная (только на переднем плане более 30
			фигур в натуральную величину) картина, это программа, своего рода
			художественный манифест Семирадского. Представлен реальный
			исторический эпизод. В Эливсине на празднике Посейдона греческая
			красавица гетера Фрина на мгновение сбросила одежды и предстала
			перед народом как земное воплощение богини любви и красоты Афродиты
			(позже Фрину привлекли к суду за «оскорбление богов»).
Явление, откровение красоты в мире было
			вожделенной целью и задачей всего творчества Семирадского. Наконец
			найден сюжет, найден безошибочно. Что же получилось? Вот мнение
			И. Е. Репина: «Большая
			картина… несмотря на всю академическую риторику, производит
			«веселое» впечатление. Море, солнце, горы так влекут глаз и
			доставляют наслаждение; а храмы, а платан посредине; право, ни один
			пейзажист в мире не написал такого красивого дерева. Лица и фигуры
			меня не радуют, но они не портят впечатления». Очень точный и, если
			учесть размах замысла, убийственный отзыв. К этому следует добавить,
			что позы фигур весьма условны, их живопись, особенно в тенях,
			маловыразительна. Что же касается фигуры Фрины (натурщицы
			Праксителя), ради которой и создавалась композиция, к которой
			направлены все взгляды присутствующих, то она может показаться
			деревянной не только в сравнении с пленительной пластикой Афродиты
			Книдской, но и рядом с женскими фигурами на картинах другого
			знаменитого поклонника классики — Энгра («Источник», «Венера
			Анадиомена» и др.).
И все же «Фрина…» почиталась среди
			современников бесспорным шедевром. Молодому
			К. С. Петрову-Водкину даже
			пришлось провести целое исследование, дабы доказать товарищам по
			ЦУТР, что эта картина не является одним из величайших созданий в
			истории живописи, а ее творец вовсе не гений.
Пользовались успехом и другие работы
			художника: монументальные росписи в храме Христа Спасителя в Москве
			(1876-79), картины для Исторического музея — «Похороны вождя руссов
			в Булгаре» и «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом
			в 971 году» (обе в 1883).
В перерывах между исполнением больших полотен
			Семирадский писал многочисленные «античные жанры»: «По примеру
			богов» (1879), «Танец среди мечей» (1881), «Песня рабыни» (1884) и
			др. На фоне прекрасной природы показана жизнь, какой, вероятно,
			никогда не было в действительности. Жизнь-мечта…
До конца своих дней Семирадский продолжал активно
			трудиться. Писал монументальные произведения для любимой Польши (для
			театров в Кракове, Львове и для Варшавской филармонии). Семирадский
			был отзывчив на нужды других. Материально помогал молодым польским
			художникам, искал мастерские для пенсионеров АХ в Италии.
Умер Семирадский в 1902 г. Был похоронен в
			Варшаве, но годом позже останки художника были перевезены в Краков и
			перезахоронены в костеле «На Скалке», где покоятся многие знаменитые
			поляки. 








































