Выехал из города с утра пораньше проверить капканы. А на обратном пути остановился у Синявинских карьеров, побродить немного, с подхода уточку попробовать добыть.
Но уток на карьерах нет. Лес и болото как вымерли. Листья еще не все опали, в основном от листвы освободился молодняк, высокие березы еще стоят с листвой. Однако в лесу стало намного светлее. Сквозь ветки видно куда дальше, чем летом. Это весьма способствует охоте на боровую дичь. Самое время свистеть рябчика, но рябчика тоже нет.
В таком лесу особенно ощущаешь преимущество коротких стволов МР-43, за ветки не цепляешь, где голова пройдет, там и стволы повешенного на плечо ружья пройдут. Протискиваюсь под ветками , как кошка — прошло голова и остальное пролезет. Но в основном ружье в руках, предохранитель снят, в стволах самокрутная «семерка» на пыжах (без контейнера). Не оставляю надежды поднять кого-нибудь шумового.
С утра был легкий туман, переросший в мелкую морось. На небе тучи. Природа мрачновата в такую погоду. Но стоит выглянуть солнышку и все меняется. Березки на другой стороне карьера вспыхивают золотом последней оставшейся листвы, преображаются, становится веселее.
Но это мне веселее гулять, а дичь все также отсутствует. Из водоплавающей встречаю только рыбака, качающего свою лодку на другой стороне одного из карьеров, того, что ближе к дороге. Видит меня с ружьём, вышедшего на берег напротив него, поднимает руку. Приветствую его тем же жестом, иду дальше.
На выходе уже, проходя между двумя зарастающими карьерами, поднимаю перед собой шумового. рябчика? Рыжий, с хохолком — только и успеваю заметить. Уходит от меня по прямой. Вскидываю ружье, которое все еще держу в руках, стреляю с цилиндра. Между нами меньше десяти метров. Прямо сквозь ветки, на вскидку.
Добыча оказывается довольно крупной сойкой. Опыт приготовления у меня уже есть. Беру сойку с собой. Пусть хоть так, но охота состоялась.
Источник
Примечания
- , с. 70, № 958.
- ↑ , с. 87, № 478.
- ↑ , с. 154.
- ↑ (HTML). Виртуальный Русский музей — rusmuseumvrm.ru. Дата обращения: 4 августа 2020.
- , с. 3.
- ↑ , с. 33.
- , с. 301.
- ↑ , с. 41.
- ↑ , с. 65.
- ↑ , с. 246.
- ↑ , с. 98.
- ↑ , с. 202.
- ↑ , с. 171.
- ↑ , с. 99.
- ↑ , с. 85.
- ↑ , с. 95.
- ↑ , с. 199.
- (HTML). Большая российская энциклопедия — bigenc.ru. Дата обращения: 4 сентября 2020.
- , с. 8.
- , с. 12.
- ↑ , с. 200.
- ↑ , с. 106.
- , с. 61.
- , с. 32.
- , с. 30.
- , с. 164.
- ↑ , с. 103.
- , с. 165.
- , с. 201.
- ↑ , с. 86.
- , с. 57.
- , с. 34.
- , с. 59.
- , с. 36—37.
- ↑ , с. 247.
- , с. 102.
- , с. 339.
- ↑ , с. 40.
- , с. 70.
- (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — www.virtualrm.spb.ru. Дата обращения: 20 ноября 2017.
- ↑ , с. 50.
- , с. 221.
- , с. 104—105.
- Каталог почтовых марок СССР / М. И. Спивак. — М.: Министерства связи СССР, 1984. — Т. 2 (1970—1980). — С. 134—135. — 272 с.
- , с. 156.
- , с. 84.
Болото в лесу. Осень. 1872
Васильев Ф.А.Холст, масло81 х 115,5
Русский музей
Аннотация
В 1871 году только что достигший творческой зрелости и едва вступивший в третье десятилетие своей жизни Васильев заболел туберкулезом. Он был вынужден покинуть Петербург и уехать на Украину в село Хотень, а затем в Крым, откуда ему уже не суждено было вернуться. Живя в Ялте, он испытывал большие жизненные трудности. Небольшой ссуды Общества поощрения художников не хватало на содержание семьи и расходы, которых требовала работа над картинами. Велика была его тоска по дорогим ему северным лесам и болотам с их ни с чем не сравнимой свежестью и простором, родным и близким ему. И мастер продолжал работать над картинами среднерусской природы, используя сохранившиеся этюды и свою необыкновенно цепкую память. Так были созданы «Мокрый луг», «Заброшенная мельница», «Утро». Одним из последних было полотно «Болото в лесу. Осень», начатое в 1872 и принадлежащее к самым замечательным русским пейзажам 70-х годов XIX столетия. В цветовом решении картины, в самой системе живописи с применением широкого динамичного мазка Васильев значительно опередил общий уровень и возможности искусства своего времени, предвосхитив достижения отечественной живописи 1890-х годов.
Незадолго до своей кончины писал И. Крамскому: «О, болото, болото! Как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия! Ну, неужели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра?». Изобразив осенние деревья на фоне темно-сизой тучи, художник заставил с необычайной силой гореть медно-золотистые кроны пышнолиственных дубов, поддержав этот звенящий цветовой акцент сложным аккомпанементом оттенков желтого и красного в березовых и осиновых рощах дальнего плана. Воспоминания о прекрасном осеннем убранстве русских лесов Васильев сочетал с наблюдениями, сделанными им в крымских горах, расцвеченных по осени необычайно яркими и свежими цветными пятнами. Застывшие в предвечерней тишине осенние дубы как бы светятся в теплых лучах клонящегося к вечеру солнца. Недвижные, какие-то загадочные силуэты болотных птиц среди зеленой и ржаво-красной растительности вносят в общее настроение ноту таинственности, задумчивости и грусти, очень типичную для последних картин Васильева. Свойственная ему романтичность образного строя получила здесь преимущественно элегическое звучание. Живопись картины свободна и выразительна в каждом мазке, будучи предельно точной и продуманной в многочисленных нюансах. О своих впечатлениях о картине И. Крамской писал автору: «Настоящая картина – ни на что уже не похожа, никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще… не вполне хорошо, … но это – гениально».
Биография автора
Васильев Федор Александрович (1850, Гатчина –1873, Ялта)
Живописец-пейзажист, рисовальщик.
Почетный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1873).
Родился в Гатчине Санкт-Петербургской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1867). С 1868 — член Общества поощрения художников. Под руководством И.И. Шишкина работал на о. Валаам. В 1871 зачислен вольноприходящим учеником Академии художеств, но занятий не посещал. Значительное влияние на формирование художественной индивидуальности живописца оказал И.Н. Крамской.
В 1870 во время продолжительного путешествия по Волге исполнил многочисленные рисунки и эскизы. По материалам поездки создал ряд значительных произведений. Конец жизни провел в Ялте, где написал лучшие свои работы. Несмотря на непродолжительный период творческой деятельности, оказал большое влияние на развитие русского реалистического «пейзажа настроения».
Литература
- Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. — М.: Республика, 1995. — 448 с. — ISBN 5-250-02524-2.
- Ф. А. Васильев. — Л.: Художник РСФСР, 1973. — 72 с. — (Массовая библиотека по искусству).
- Мастера русского реалистического пейзажа. — Издательство Государственной Третьяковской галереи, 1952. — Т. 2.
- Фёдор Александрович Васильев. — М.: Искусство, 1984. — 272 с.
- Фёдор Александрович Васильев. — Л.: Художник РСФСР, 1986. — 216 с.
- Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 2. — М.: Искусство, 2001. — 176 с. — ISBN 5-210-01343-X.
- Фёдор Васильев. — М.: Белый город, 2009. — 48 с. — ISBN 978-5-7793-1264-6.
- Фёдор Александрович Васильев. — М.: Изобразительное искусство, 1991. — 160 с.
- Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб.: Аврора, 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7.
- Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века. — М.: Издательство Московского университета, 1989. — 381 с.
- Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII — начала XX века. — М.: Советский художник, 1986. — 304 с.
- Импрессионизм в русской живописи. — М.: Белый город, 2003. — 320 с. — ISBN 5-7793-0577-3.
- Фёдор Васильев. — М.: Белый город, 2000. — 64 с. — ISBN 5-7793-0221-9.
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- Государственный Русский музей. Живопись XII — начала XX века / В. А. Пушкарёв. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 216 с. — (Музеи мира). — ISBN 5-85200-133-3.
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
- Государственный Русский музей — каталог собрания / Г. Н. Голдовский, В. А. Леняшин. — СПб.: Palace Editions, 2014. — Т. 5: Живопись второй половины XIX века (А—И). — 184 с. — ISBN 978-5-93332-507-9.
- Переписка И. Н. Крамского: И. Н. Крамской и П. М. Третьяков, 1869—1887 / С. Н. Гольдштейн. — М.: Искусство, 1953. — 458 с.
- Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову: 1870—1879 / Н. Г. Галкина, М. Н. Григорьева, Н. Л. Приймак. — М.: Искусство, 1968. — 558 с.
Васильев Ф.А.
Васильев Федор Александрович (1850, Гатчина –1873, Ялта)
Живописец-пейзажист, рисовальщик.
Почетный вольный общник Императорской Академии художеств (с 1873).
Родился в Гатчине Санкт-Петербургской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1867). С 1868 — член Общества поощрения художников. Под руководством И.И. Шишкина работал на о. Валаам. В 1871 зачислен вольноприходящим учеником Академии художеств, но занятий не посещал. Значительное влияние на формирование художественной индивидуальности живописца оказал И.Н. Крамской.
В 1870 во время продолжительного путешествия по Волге исполнил многочисленные рисунки и эскизы. По материалам поездки создал ряд значительных произведений. Конец жизни провел в Ялте, где написал лучшие свои работы. Несмотря на непродолжительный период творческой деятельности, оказал большое влияние на развитие русского реалистического «пейзажа настроения».
Васнецов и старая Москва
Аполлинарий Васнецов, художник, историк, москвовед, был младшим братом Виктора Васнецова — создателя известных картин «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Витязь на распутье» и других. На его выбор художественной стези повлиял брат, он же ввел его в круг художников в Санкт-Петербурге. Успех пришел к нему сразу после участия в первой выставке передвижников в 1883 году. Представленное им полотно «Серенький день» приобрел для личной коллекции Павел Третьяков. Хотя Васнецов-младший не имел системного художественного образования, в 1900-м он получил звание академика, а после смерти Исаака Левитана возглавил пейзажную мастерскую в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Аполлинарий Михайлович был всерьез увлечен прошлым Москвы. К изучению истории и археологии столицы он приступил в конце XIX века, а в 1918 году возглавил комиссию, которая проводила археологические исследования во время земляных работ в центральной части города.
В коллекции Музея Москвы хранится множество живописных и графических работ Васнецова-младшего, в которых он реконструировал облик столицы ушедших веков. Графическую работу «Пушечно-литейный двор на реке Неглинной» написал специально для Музея коммунального хозяйства Москвы (ныне Музей Москвы), с которым сотрудничал долгие годы.
Современник и друг Аполлинария Васнецова, художник Александр Бенуа, вспоминал: «Мне нравились его довольно наивные, и все же убедительные затеи “возрождения” прошлого обожаемой им Москвы и его попытки представить грандиозность и ширь сибирской природы. Познакомившись с ним поближе, я поверил в абсолютную чистоту его души, а также в тождество его духовной природы и его искусства».