Конный портрет графа-герцога оливареса -equestrian portrait of the count-duke of olivares

Поднимитесь к власти

Герб дома Оливарес.

Сравнительно молодой Оливарес в 1624 году, через три года в свое время власти, одетый в одеждах ордена Калатравы по Диего Веласкес

Оливарес родился в Риме в 1587 году, где его отец, Энрике де Гусман, 2-й граф Оливарес , из одной из старейших дворянских семей Испании, был испанским послом. Его мать умерла молодой, и отец воспитывал его по строгому родительскому режиму. Он вернулся в Испанию в 1599 году и стал студентом-ректором Университета Саламанки . По происхождению он был и литератором, и хорошо обученным оружием. Во время правления короля Филиппа III он был назначен на должность в доме наследника Филиппа своим дядей по материнской линии Доном Бальтасаром де Суньигой , ключевым советником Филиппа III по внешней политике, который сам уже приобрел значительное влияние. над молодым принцем. Оливарес, в свою очередь, быстро стал самым доверенным советником молодого принца.

Когда Филипп IV взошел на престол в 1621 году, в возрасте шестнадцати лет, он выразил свое доверие Оливаресу, приказав, чтобы все бумаги, требующие королевской подписи, сначала были отправлены графу-герцогу; Несмотря на это, Оливарес, которому тогда было 34 года, не имел реального опыта управления. Оливарес сказал своему дяде де Суньиге, который должен был умереть в следующем году, что теперь он является доминирующей силой при дворе; он стал тем, кого в Испании называют валидо , чем-то большим, чем премьер-министром, фаворитом и альтер-эго короля. Его составной титул объясняется тем, что он унаследовал титул графа Оливареса , но был назначен герцогом Санлукар-ла-Майор королем Испании Филиппом IV. Он умолял короля позволить ему сохранить унаследованный титул в сочетании с новой честью — в соответствии с практикой, почти уникальной в истории Испании. Соответственно, о нем обычно говорили как о el conde-duque .

Личность и внешность Оливареса вызвали много комментариев, особенно писателей 17 века, которые в целом критиковали их. У него было поразительно «большое, тяжелое тело и красное лицо». Современники описывали «экстравагантную, крупную личность с даром к бесконечной самодраматизации», другие, более позитивно, описывали «решительную, проницательную и амбициозную» личность. Враги Оливареса видели в нем стремление к чрезмерному богатству и власти. Он не любил спорт и веселые развлечения, но был хорошим наездником, хотя в дальнейшей жизни ему мешал его вес

Оливарес не разделял вкуса короля к личному приобретению искусства и литературы, хотя он, возможно, помог собрать собственную коллекцию короля, и именно он привлек внимание Филиппа к молодому художнику Диего Веласкесу в 1623 году. Для себя он сформировал обширную коллекцию государственных бумаг, древних и современных, которые он пытался защитить от разрушения, передав их как реликвию

Он также создал великолепный вольер для Буэна-Ретиро , который одолжил ему утешение после смерти своей дочери , но который открыл двери для своих врагов , чтобы прозвища всего Ретиро Gallinero , или курятника.

Веласкес написал по крайней мере три портрета своего друга и первоначального покровителя, создав барочный конный портрет вместе с портретами стоящих сейчас в Эрмитаже и Сан-Паулу . Возможно, что другие портреты Веласкеса, заказанные королем, были уничтожены после падения Оливареса — на копии принца Бальтасара Карлоса в школе верховой езды его фигура была закрашена — хотя несколько второстепенных портретов были сделаны в последние годы жизни конде-герцога. власти остаются.

Амбиции юного Оливареса

Гаспар де Гусман Оливарес появился на свет в 1587 году в Риме. Его отец был испанским посланником, состоявшем при папском дворе. Его семья принадлежала к одному из самых знатных и влиятельных родов Испании. В честь дяди Оливарес, Монтеррея, был назван один из мексиканских городов.

Поскольку отец Гаспара был назначен королём Сицилии и Неаполя, мальчик пробыл в Италии достаточно долго. Лишь в возрасте четырнадцати лет он отправился на родину предков. В Испании Гаспар обучался в Саламанском университете, одном из самых престижных учебных заведений того времени.

Диего Веласкес «Конный портрет графа-герцога Оливареса»

Гаспар Оливарес не бы старшим сыном в семье, однако смерть братьев превратила его в главного наследника титула и немалого состояния. После смерти отца в 1607 году Оливарес становится графом и женится на своей кузине, дочери Монтеррея.

Однако амбиции молодого человека не были удовлетворены. Ему мало было огромного наследства и обширных земельных владений. Оливарес борется за титул гранда, представителя высочайшей знати Испании, однако терпит неудачу.

Описание [ править ]

Оливарес изображен верхом на коне, честь, обычно присуждаемая монархам, что отражает власть, которую он получил как валидо или правая рука короля (что эквивалентно должности нынешнего премьер-министра ). Картина напоминает конные портреты, которые Веласкес написал для Зала королевств дворца Буэн-Ретиро, но не был сделан для этой серии, а скорее отражает особый обычай Оливареса, направлявшегося домой. Он не датирован, но стоит сразу после этой серии, около 1638 года, и, возможно, был написан после битвы при Фуэнтеррабии , военного успеха, который был приписан Оливаресу, хотя он лично не участвовал. Картина не пополнила королевскую коллекцию в предшественнике Музея Прадо до столетия спустя.

Граф-герцог носит широкополую шляпу с перьями и повязку государства; рука держит маршальский жезл, обозначающий направление битвы. Доспехи, которые он носит, возможно, сохранились во Дворце Лириа в Мадриде (коллекция Дома Альбы ). Граф-герцог смотрит на зрителя, убеждаясь, что все могут стать свидетелями его подвига. Фигура рассматривается с низкой точки, его туловище повернуто назад, что делает его более стройным; У Оливареса было массивное тело и он был довольно неуклюжим, как видно на портретах, которые Веласкес делал раньше.

Лошадь поднимает передние лапы, делая сальто или леваду, глядя на поле битвы. Рисуя диагональ холмов, которые видны в пейзаже, композиция придает энергии портретной живописи; Этим динамизмом работа напоминает Рубенса

Этот конный портрет отличается от портретов, сделанных для королевской семьи, и считается, что он был предложен Оливаресом; Веласкесу приходилось проявлять особую осторожность, поскольку Оливарес был высшим политическим постом при дворе (после короля) и поддерживал его в первые годы его работы в качестве художника в Мадриде

Битва на расстоянии обрабатывается мелкими пятнами. Пейзаж очень схематичен, как определил Веласкес, без зданий или персонажей. Возможно, это связано с тем, что художник не знал города Фуэнтеррабиа , где произошла битва, как описано, хотя другие источники считают, что картина не относилась к какой-либо конкретной битве. Холмы переходят в зеленые и синие тона, создавая ощущение удаленности, так как говорят, что у них очень четкая воздушная перспектива.

Богатый хроматизм и обработка света придают сцене большую живость.

Веласкес, Диего.

Мы подходим к величайшему испанскому художнику, к несомненному гению, к Веласкесу (1599 — 1660). К сожалению, Эрмитаж не выясняет чарующей фигуры этого “царя живописи”. Нам достались лишь вещи второстепенные, сомнительные или прямо ошибочно приписываемые мастеру. Но и из них мы можем хоть что-то узнать о развитии и достоинствах Веласкеса, этого художника, которого принято называть “самым живописным из живописцев”. Для знакомства с “источниками” Веласкеса важна его юношеская картина “Завтрак”, написанная еще совершенно в духе Караваджо, плотно, твердо, простодушно, но с бесподобным мастерством, в особенности что касается передачи мертвой натуры: скатерти, хлеба, посуды и сельдей.

Диего Веласкес. Завтрак. Ок. 1617. Холст, масло. 108,5х102. Инв. 389.

До какой степени должно было властвовать в Севилье увлечение натурализмом, если даже аристократический юноша, каким был Веласкес, ученик идеалиста-теоретика Пачеко, мог не только поддаться общему веянию, но дать в этом направлении неподражаемые по совершенству образцы. Веласкес остался верен коренным принципам натурализма и впоследствии, когда он поступил ко двору Филиппа IV, где он занимал почетные должности и кончил жизнь в чине гофмаршала. Вообще же трудно себе вообразить менее придворного художника, нежели Веласкес. Лесть ему была чужда абсолютно. Но эта “дерзость” искупалась удивительным даром мастера во всем находить красоту и величественность. Все испанские художники обладают известным “благородством мысли”, но у Веласкеса эта черта приобретает полноту выражения, без малейшей натяжки, при совершенной простоте. Судить об этой едва ли не самой существенной черте Веласкеса мы можем в Эрмитаже по двум копиям (Maco или Парехи?) портретов Веласкеса, изображающих Филиппа IV и его любимца премьер-министра герцога Оливареса. Особенно “поучителен” последний.

Диего Веласкес. Портрет Графа Оливареса. Холст, масло. 67х54,5. Из собр. Кузвельта, Амстердам, 1815.

Художник не польстил своему покровителю ни на каплю. Более смешной и странной физиономии трудно себе представить. Несколько вульгарное лицо конде-дуке приобретает особую значительность благодаря тому, что оно “посажено напоказ” вверху над длинной черной фигурой, покоящейся на обтянутых черных ногах. Однако здесь нет тени иронии. Все строго, величественно, торжественно, и, глядя на портрет, веришь громадной силе очарования, которой обладал этот фатальный для Испании министр, за ошибки и грехи которого пришлось расплачиваться много лет после его падения.

Но не только “психологическая” сторона ценна в портретах Веласкеса (кроме портретов Веласкес почти ничего и не писал), но и внешняя, чисто живописная. По упомянутым черноватым и вдобавок сильно почерневшим копиям в Эрмитаже трудно судить о пленительности красок Веласкеса, но кое-что можно предчувствовать о тех радостях, которые ожидают посетителя музея Прадо в Мадриде, изучая этюды к портретам короля, министра и папы Иннокентия Х.

Диего Веласкес. Портрет Папы Иннокентия Х. Ок. 1650. Холст, масло. 49,2хЧ1,3. Продан из Эрмитажа в июле 1930 – феврале 1931 в коллекцию Эндрю В. Меллона. Национальная галерея, Вашингтон.

Особенно хорош последний. Говорят, папа воскликнул, увидав свое изображение: “Е troppo vero” — “Это слишком похоже!”. И действительно, святой отец не польщен. Он больше похож на предводителя разбойников, нежели на Наместника Христова. Но картина прекрасна. Она написана всего тремя красками: белой, черной и красной. И однако комбинациями их и магией светотени Веласкес достиг полной передачи натуры и такой жизненности, что становится жутко, вглядываясь в это изображение.

Два помощника Веласкеса, которые всегда находились при нем и видели мастера за работой, Maco и Пареха, так удачно переняли все особенности манеры Веласкеса, что лучшие их произведения трудно отличить от произведений самого великого художника. Нашего “большого Оливареса”, вероятно, и нужно считать за картину Maco (1615 — 1687), что же касается невольника, “слуги” Веласкеса Парехи (1606 — 1670), то оказывается, судя по надписи на оборотной стороне холста, что ему принадлежит хороший, но, к сожалению, слишком потемневший (или грязный?) портрет сурового мрачного командора ордена Сант-Яго де Компостелла.

Сила врагов и слабость Оливареса

Усилия противников Оливареса увенчались успехом. В 1643 году он был лишён всех титулов и отправлен в изгнание. Сначала экс-фаворит проживал в своём имении, расположенном неподалёку от Мадрида, однако Филипп IV, ставший пешкой в руках врагов Оливареса, сослал того в небольшой провинциальный город Торо.

Ещё во времена своей безграничной власти фаворит стал явным противником действий инквизиции. Теперь же по настоянию соратников король подверг Оливареса суду Католической церкви. Однако прямых доказательств виновности Оливареса в предательстве или страшных грехах так и не нашли.

Когда Гусман де Гаспар написал королю письмо с просьбой возвратиться в Мадрид, тот ответил честно и прямолинейно. Филипп IV заметил, что собирается и в дальнейшем править страной, а своего сына сделать королём Арагонским, однако в случае возвращения в столицу Оливареса народ и придворные могут попросту свергнуть монарха.

Более того, Филипп отметил, что должен выдать графа его врагам, ведь в ином случае угроза уже нависнет над ним самим. Как поговаривали, получив письмо с этими объяснениями, Оливарес потерял рассудок и умер спустя всего два года после своей отставки.

Питер Пауль Рубенс «Портрет Филиппа IV»

Гаспара де Гусмана, графа Оливареса, называют “испанским Ришелье”. Его влияние в родной стране было не меньше, чем у знаменитого кардинала во Франции. Несмотря на то, что правление Оливареса имело немало положительных сторон, в дальнейшем Филипп IV успешно справлялся с государственными делами и без фаворита.

Однако падение графа-герцога продемонстрировало утрату гегемонии Испании среди европейских стран и явные ошибки, проявленные в реформаторстве. Оливаресу же в этой “игре” досталась роль сильной фигуры, которая, однако, не смогла устоять среди политических интриг и заговоров.

ⓘ Портрет Оливареса (картина Веласкеса, Эрмитаж)

«Портрет дона Гаспара де Гусмана, графа-герцога де Оливареса» — картина испанского художника Диего Веласкеса из собрания Государственного Эрмитажа.

Картина является погрудным парадным портретом первого министра Испании Гаспара де Гусмана-и-Пиментеля, графа Оливареса и герцога Санлукар-ла-Майора, известного как граф-герцог де Оливарес. Он изображён в чёрном камзоле со знаками ордена Алькантара, к которому был причислен в 1623 году.

Считается, что портрет написан был около 1638 года, причём разными исследователями назывались даты от 1635 до 1643 года. Однако большинство искусствоведов склоняются именно к 1638 году или около него. Мотивируется эта дата тем, что в 1638 году в Мадриде была опубликована книга Хуана Антонио де Тапиа-и-Роблеса «Illustracion del renombre de Grande», в которой находилась гравюра, исполненная Германом Панеелсом с этого портрета и содержавшая надпись об её снятии с оригинала Веласкеса в том же 1638 году.

Несмотря на имеющееся современное портрету прямое указание на автора, двое исследователей в 1888 и 1936 годах высказывали сомнения в том, что картина написана рукой Веласкеса, но они не были поддержаны в научном сообществе.

Ранняя история картины не выяснена, в начале XIX века она принадлежала английскому банкиру У. Кузвельту, находилась в амстердамской части его коллекции, которая в 1814 году была выкуплена императором Александром I для Эрмитажа. Выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 239 Испанский просвет.

Директор Эрмитажа М. Б. Пиотровский писал об этой картине:

Портрет… поразителен, поскольку глубоко правдивый образ создан в рамках нормативной официальной живописи. Сложность натуры ненавидимого Испанией всесильного королевского фаворита проступает через положенную при дворе маску холодной непроницаемости, находит адекватное выражение в композиции и живописном строе картины. При ближайшем рассмотрении в сдержанной красочной гамме обнаруживаются тончайшие оттенки, благодаря чему изображение становится трепетно живым. По остроте восприятия натуры и свободе живописного мастерства этот портрет принадлежит к числу лучших произведений Веласкеса.

В 1985 году Министерством связи СССР была выпущена почтовая марка с репродукцией этой картины, номинал марки — 50 копеек № 5601 по каталогу ЦФА.

В собрании Королевского дворца в Мадриде имеется миниатюра на меди, выполненная самим Веласкесом и повторяющая эрмитажную картину — это единственная сохранившаяся миниатюра в его творчестве.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: