«Передо мною, как перед художником, Война, и я ее бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары – это другой вопрос, вопрос моего таланта, но бью с размаху и без пощады» (В. Верещагин)
В. Верещагин «Нападают врасплох» (1871). Холст, масло. 82 х 207 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Эта картина также из «Туркестанской серии» (подсерия «Варвары»).В 1869 г. в Туркестане вблизи русско-китайской границы Верещагин был участником похода против «степняков». На обратном пути отряд оказался окружен, начался бой. Верещагин, оставшись с одним офицером в стороне от основного отряда, подвергся неожиданному нападению большого количества «степняков». Офицер упал, и Верещагин с револьвером в одиночку начал отбиваться от врагов. «Как только я не поседел тут, признаюсь, минута была жуткая», – вспоминал об этом Верещагин. – Враги норовили «рубнуть шашкою или уколоть пикою. Я решился, коли можно – отстреляться, а коли нельзя – не достаться им легко. Как вдруг все отхлынуло и понеслось прочь. Это подбежали к нам на выручку солдаты…».Верещагин признавался, что изображенный на картине офицер с саблей наголо передает его ощущения в тот момент.
В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871). Холст, масло. 127 × 197 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Такие пирамиды черепов оставляли за собой войска Тамерлана. Но картина не носит конкретно-исторический характер. Это, скорее всего, символ войны. А где война – там смерть, уничтожение и разрушение. Мёртвые деревья, полуразрушенный безлюдный город, высохшая трава – все это результат войны. Желтый колорит тоже символизирует умирание. Художник на раме картины поместил надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
В. Верещагин «Снежные траншеи» (Русские позиции на Шипкинском перевале)Эта картина из Балканской серии. Балканская серия создавалась в Париже в 1878-1879 гг. (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. В ходе работы Верещагин дважды приезжал на места военных действий, на Шипку и в окрестности Плевны.В Балканскую серию входит около 30 картин.На вопросы, ради чего он постоянно рискует жизнью, по собственному желанию участвуя в сражениях, художник отвечал: «…Выполнить цель, которою я задался…, — дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, — участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны… нужно не бояться жертвовать своей кровью… иначе картины мои будут «не то».
В. Верещагин «На Шипке всё спокойно» (1878-1879)«На Шипке всё спокойно» – название триптиха (трех, объединенных одним сюжетом, картин) Верещагина. Он последовательно изображает гибель одного из русских солдат на Шипкинском горном перевале в Болгарии во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. На первой картине изображён по колени занесенный метелью часовой, забытый своим воинским начальством. На второй он, верный воинскому долгу, стоит, хотя и засыпан снегом по самую грудь. На третьей виден только огромный сугроб снега на месте солдата, единственная память о котором – угол шинели, пока еще не занесенный снегом.Название триптиха художник взял из официальных донесений русского пехотного генерала Ф. Радецкого, который командовал Южным отрядом охранявшим перевалы через Балканы. В столицу генерал регулярно доносил о том, что «на Шипке всё спокойно», хотя в это время русские солдаты замерзали в снегу, находясь под постоянным обстрелом турок.
Перед атакой. Под Плевной (1881)
Огромное четырёх метровое полотно в человеческий рост охватывает момент ожидания начала атаки. Балканская война отличалась особой жестокостью и бездарным командованием. Под Плевной полегло тысячи русских солдат. Верещагин был свидетелем происходящего. Он, рискуя своей жизнью, активно участвовал в боевых действиях. Именно это позволило создать потрясающее по своему психологическому накалу широкомасштабное полотно.
Художник говорил, что, только участвуя в событиях, проливая кровь, узнав холод и голод, можно написать достоверную картину о войне. Поэтому картины Верещагина всегда имели потрясающее влияние на зрителей.
12
Смертельно раненый (1873)
Последние мгновения жизни раненного солдата выхвачены художником, как фотографический кадр. Сейчас русский солдат сделает ещё пару шагов, и умрёт на чужой земле. Вокруг разбросано оружие и лежат трупы убитых солдат. Всё происходит в Средней Азии во время колониальных войн России. Ослепительное солнце Туркестана освещает белоснежные рубахи солдат, дым и песок окутывают всё пространство картины.
Эта картина — жестокий укор безжалостности всех войн. Жизни солдат ничего не стоят при этом. Война — это тотальное безжалостное уничтожение людей.
Кстати, о самых красивых картинах мира читайте на нашем сайте most-beauty.ru интересную статью.
7
Контекст создания полотна
Во второй половине 1860-х генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками в Средней Азии К. П. Кауфман пригласил художника к себе на службу — тот должен был состоять при генерале в чине прапорщика. Василий Верещагин согласился и отправился в Ташкент, затем в Самарканд, где он участвовал в обороне осаждённого города.
Критики называли Верещагина ташкентско-бомбейским величеством
Дважды художник отправлялся в Среднюю Азию и провёл там немало времени. Он неизменно оказывался в гуще событий, переживал лично всё происходящее, чтобы затем писать честные каратины об истинном характере войны.
Над Туркестанской серией Верещагин работал два года в Мюнхене. В предисловии к каталогу, составленному им самим, Верещагин говорил: «Варварство среднеазиатского населения так громадно, а экономическое и социальное положение в таком упадке, что чем скорее проникнет туда с того или другого конца европейская цивилизация, тем лучше. Если мои верные очерки помогут уничтожению недоверчивости английской публики к их естественным друзьям и соседям в Средней Азии, тягость путешествия и труд устройства выставки будут более чем вознаграждены».
В Европе работы Верещагина встретили тепло. Настал черёд везти полотна на родину. Первым был Петербург. Вокруг верещагинской выставки разгорались страсти. Военные были недовольны. Верещагину пришлось пережить резкие нападки за якобы клевету на русскую армию. Даже генерал Кауфман был оскорблён увиденным: по воспоминаниям художника, главный начальник Туркестана имел слабость рассердиться на некоторые из туркестанских картин. «Он некоторым образом шельмовал меня перед всем своим штабом на приёме, доказывая мне, что я во многом «налгал»: отряд де его никогда не оставлял на поле боя убитых и т. п. Статский генерал С*** окончательно вывел меня из терпения, рассказывая о своих впечатлениях перед моею «клеветою» на солдат. Я пожёг те картины, что им кололи глаза», — указал в дневниках художник. Речь идёт о картинах «Забытый», «Окружили — преследуют» и «Вошли».
Верещагин во время русско-турецкой войны. (wikimedia.org)
Москва получила первые сведения о картинах Верещагина из петербургских газет и из собственных источников. Например, корреспондент «Московских ведомостей» так охарактеризовал полотна Верещагина: «Это эпопея туркестанской войны, изображённая с туркменской точки зрения… Герои — туркмены, побеждающие русских и торжествующие свою победу. Поэт-художник воспевает их подвиги и венчает их апофеозой из пирамиды человеческих черепов».
Когда же выставка доехала до Москвы, все полотна купил за 92 тыс. рублей Павел Третьяков и предложил в подарок училищу живописи и ваяния, но с условием, чтобы учебное заведение сделало пристройку с верхним освещением, где бы и могла помещаться вся коллекция. В училище посчитали, во сколько обойдётся стройка, попытались получить от Третьякова ещё 15 тыс. рублей, в ответ на что услышали, что коллекционер изменил решение и намерен передать работы Верещагина Обществу любителей художества. Последнее от подарка отказалось под предлогом отсутствия площадей для хранения. Тогда Третьяков построил новые залы при своей галерее и оставить коллекцию себе.
Несмотря на критику, Верещагин всё же произвёл фурор. Академия художеств даже вознамерилась присвоить ему звание профессора, на что Василий Васильевич ответил следующее (и текст этот был опубликован в прессе): «Известясь о том, что императорская Академия художеств произвела меня в профессора, я, считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, начисто отказываюсь от этого звания». В ответ на это началась травля.
Н. Л. Тютрюмов, давно уже добивавшийся профессорского звания, решил воспользоваться моментом. Он напечатал в «Русском мире» статью под заглавием: «Несколько слов касательно отречения г. Верещагина от звания профессора живописи». Автор текста утверждал, что картины написаны не самим Василием Васильевичем, а «компанейским способом», в Мюнхене. Ведь, по мнению Тютрюмова, совершенно невероятно, чтобы один человек в столь короткий срок создал такую массу полотен.
Дело в том, что Верещагин действительно пригласил архитектора для помощи в выполнении некоторых технических деталей, но эта подсобная работа ни в какой мере не может подвергать сомнению авторство самого художника.
В защиту Верещагина выступили Репин, Крамской, Стасов, Ге, Шишкин, Якоби и многие другие. Они организовали экспертизу, результаты которой были всенародно оглашены. Честь Верещагина была восстановлена.
Прогулка в лодке
На протяжении всего своего творческого пути Верещагин испытывал большой интерес к Японии. Страна восходящего солнца привлекала живописца своей непохожей ни на одну азиатскую страну культурой.
Еще в 1874 он собирался посетить Японию и лишь спустя 7 лет мечта наконец осуществилась. Впечатления от путешествия нашли свое отображение отражение только в нескольких картинах Верещагина, одной из которых является “Прогулка в лодке“.
Картинам художника на японскую тему свойственны определенная неуравновешенность композиции, заостряющая внимание на случайности запечатленного эпизода, воздушность цветовой гаммы, использование импрессионистических техник
«Все вещи высокого художественного уровня. Я не знаю, есть ли в настоящее время художник, ему равный не только у нас, но и за границей. Это нечто удивительное» (И. Крамской)
Верещагин – художник легендарной судьбы и славы. Он был не только выдающимся живописцем, но и отчаянным революционером, порвавшим с общепринятым в жизни и творчестве, выдающимся талантом и выдающейся натурой.Он жил как бы вопреки всему, что было для других нормой. Он был человеком эгоцентрического склада, откровенно позволявшим себе в словах и поступках не считаться с окружением и обстановкой, неудобный в общении, резкий до надменности, изменчивый в настроениях, непредсказуемый в действиях, «человек экспромтов», как сам однажды себя назвал.Верещагин всю жизнь проводил в разъездах. Для него как будто не существовало границ: он жил в Петербурге, Ташкенте, Мюнхене, Париже, в Москве; предпринимал длительные путешествия на Кавказ и в Туркестан, в Индию и Палестину, по Европе и России, на Филиппины и Кубу, в Америку и Японию.Как офицер, он принимал участие во всех военных действиях, которые вела русская армия: в Средней Азии, на Балканах, в Японии. Он привычно и уверенно чувствовал себя и за мольбертом, и в седле, и в походной палатке, и во фронтовом окопе.Верещагин никогда не писал по заказу, от кого бы он ни исходил. Более всего он боялся потерять независимость, того, что «последует, когда мне заткнут глотку деньгами». Он не искал поддержки власть имущих. «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным» – этому принципу он был верен и в творчестве, и в убеждениях, и в отношениях с окружающими.
- < Prev
- Next >
Творчество Верещагина
В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны.
Хотя его знаменитая «туркестанская серия» имеет вполне определенную имперски — пропагандистскую направленность, в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато — коричневым, воистину «пустынным» колоритом.
«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига.
Особенно впечатляет полотно «Побежденные. Панихида» (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Широкую известность завоевала также его серия «Наполеон в России» (1887–1900).
Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги «На войне в Азии и Европе. Воспоминания» (1894); большой интерес представляют также «Избранные письма» художника Верещагина (переизданы в 1981).
Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904, при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура.
Японка
“Японка” – вероятно, одна из самых лирических работ художника, которая раскрывает менее известную сторону его таланта. В этой работе ярко проявилась любовь Верещагина к этнографии, особенностям быта, традициям и аутентичным нарядам Японии.
Даже цветовая гамма полотна настраивает зрителя на восточное настроение: сочетание красного, черного, лилового… Написана картина во время посещения художником Японии.
С точки зрения построения композиции, полотно хорошо продумано – даже рама для картины подобрана специально и, вероятнее всего, по индивидуальному заказу самого Верещагина. На ней изображен классический восточный орнамент.
Мавзолей Тадж Махал близ Агры
Картина “Мавзолей Тадж-Махал в Агре” – действительно шедевр живописи. Завороженный великолепием храма, живописец отображает на полотне всё его величие, плавность линий, идеальные пропорции, цветовую гамму всей композиции.
Восхитительная архитектура, будто в зеркале, отражается в глади водоема. Вероятно, целый арсенал художественных средств и приемов нашли здесь свое виртуозное применение.
Своей известностью Тадж-Махал обязан не только уникальной архитектуре, в которой удивительным образом соединяется величие и изящество, но и связанной с его созданием легендой.
Мавзолей был возведен в 17 веке правителем империи Шах-Джаханом в память о любимой супруге, чья смерть в родах стала для него настоящей трагедией.
«Смертельно раненный» Верещагина
«Смертельно раненный» — картина, которая одной из первых вспоминается при имени Верещагина. На лице мужчины отражен ужас перед войной, беспощадной и неизбежной.
Живописец, посвятивший творчество художественному документированию военных конфликтов, оставался пацифистом. Показывая страдания простых солдат и контрастную им мирную жизнь, художник хотел дать контраргумент войне и напомнить, что победы даются ценой тысяч жизней.
Сюжет
В разгаре боя крупным планом Верещагин показывает безымянного солдата. Он ранен. Лицо его искажено ужасом и болью. На грани смерти он не думает об отечестве, врагах или необходимости победить. Он страдает. И этот мужчина думает только о том, как спастись.
Такова природа человека. Какими бы ни были пропагандистские лозунги о необходимости сражаться до последней капли крови, непонятна причина. Особенно, когда ты не родной дом защищаешь, а воюешь где-то далеко от дома.
Империя решает свои геополитические задачи за счет простых солдат.
Верещагин как художник, не раз бывавший в эпицентре военных конфликтов, понимал, насколько бессмысленна смерть и конкретно этого мужчины, и его сотоварищей.
«Смертельно раненный» (1873)
Репортажный характер живописи — характерный для Верещагина.
Предвещая прямые включения с места событий и газетные хроники, художник не только изображал то, что видел, в динамике, словно это прямой эфир, но и сопровождал подписями, которые переносили зрителя на место событий.
Так и на этом полотне живописец указал: «Ой убили, братцы! .убили …ой смерть моя пришла…». Такой прием — комментирование — для Верещагина был стандартным. Свои названия и особенные подписи художник оставлял на раме или непосредственно на холсте.
Контекст
«Смертельно раненный» — часть Туркестанской серии, которую Верещагин писал в Мюнхене под впечатлением от увиденного в Средней Азии. «Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого», — писал он. За два года он создал 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка.
В таком составе серия была показана на первой персональной выставке художника в Хрустальном дворце в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году — в Петербурге и Москве. Художнику пришлось столкнуться с обвинениями и в плагиате, и в очернении русской армии.
Власть была против него, коллеги — Репин, Крамской, Стасов, Ге, Шишкин, Якоби — поддерживали.
Война, по мнению Верещагина, была «отвратительным наростом варварства на цивилизации». Чтобы убедить в этом современников и потомков, художник вновь и вновь отправлялся на поля сражений, чтобы на своих полотнах показать правду. Искусство было для него инструментом для трансляции идей.
«Апофеоз войны» (1871)
На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только писал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени.
Во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна, но и мирную жизнь: сутолоку базара, резные минареты, местных жителей. Показывая такие картины, Верещагин открывал зрителям новый мир, на фоне которого война выглядела как недоступная пониманию бессмыслица.
Судьба художника
Василий Верещагин был родом из семьи богатого помещика. Несмотря на желание отца сделать сыновей военными, Василий, хотя и окончил морской кадетский корпус, вышел в отставку, намереваясь стать художником. День, когда сын объявил о своем решении отцу, стал последним в их общении.
Верещагин был точен в деталях. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. А вот критика и власть обзывали его фотографом. Современники называли Верещагина ужасным, кровавым, жестоким. Сам же художник говорил: «Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, а «умные люди» уверяют, что я холодным умом сочиняю небылицы».
«Торжествуют» (1872)
Верещагин написал несколько серий, по которым становится понятна широкая география его перемещений. Туркестанская, Балканская, Индийская, Японская, «Русский Север», исследование личности Наполеона.
С началом Русско-японской войны Верещагин получил предложение сопровождать вице-адмирала С. О. Макарова. 31 марта 1904 года они, будучи на броненосце «Петропавловск», погибли, когда судно подорвалось на мине.
Сочинение по картине В. В. Верещагина «Смертельно раненый»
Это произведение Верещагина было написано в 1873 году. На ней изображен раненый солдат, который старается убежать от пуль и от войны. Дым от пороха, как мне показалось, пытается закрыть солнечный свет, который единственный дает надежду на то, что война когда-нибудь закончится.
По моему мнению, художнику удалось точно передать весь ужал который имеет отношения к войне, на которой каждый сам за себя. Раненый солдат пытается спасти себя пробегая мимо лежащих трупов, а солдат который стоит спиной, не готов прийти на помощь, потому что ему нужно
https://youtube.com/watch?v=Vh5uYfOivVE
спасать в первую очередь свою жизнь. Очень жаль, что беспощадная война забирает много жизней. Ведь у этих людей наверняка дома остались семьи, а может быть и даже дети, которые с нетерпением ждут не только окончания сражений. Но и хоть какой-нибудь вести о том, что их отец или муж жив.
Мне кажется основной идеей написания этого шедевра, было не желание вызвать у нас сострадание к раненому солдату, а в целом оценить человеческую жизнь. Глядя на эту картину мы должны прочувствовать, что нет ничего важнее жизни на земле. И никакие подарки и развлечения не смогут заменить настоящую ценность. Потрёпанная одежда, худощавое
«Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным» (В. Верещагин)
Всю свою жизнь Верещагин оставался верен этому принципу и в творчестве, и в убеждениях, и в отношениях с окружающими.Все четверо братьев Верещагиных были определены в военно-учебные заведения. Василий в возрасте 9 лет поступил в морской кадетский корпус. После короткого периода службы новопроизведённый мичман вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, но военным оставался до конца своей жизни и погиб в бою.Проучившись 3 года, он ставил Академию и уехал на Кавказ, а затем в Париж, где учился и работал в 1864-1865 гг. под руководством французского художника, представителя академизма, Жерома.В 1867 г. он получил приглашение Туркестанского генерал-губернатора К.П. Кауфмана состоять при нём художником и приехал в Самарканд после того, как его взяли русские войска. Там он получил и первое боевое крещение. Вся дальнейшая его жизнь была наполнена творчеством, путешествиями и сражениями.
Апофеоз войны
Легендарную картину “Апофеоз войны” считают самой известной работой Верещагина. Это одно из беспощадных и выразительных художественных обличений войны.
Несмотря на то, что картина была написана под впечатлением от первобытной кровожадности восточных завоевателей, она лишена конкретной направленности, а скорее посвящается все тем, кто поддерживает или непосредственно участвует в разжигании войн и конфликтов. Ведь не зря сам Верещагин оставил на раме надпись о том, что полотно посвящается завоевателям прошлого, настоящего и будущего.
Согласно популярной легенде, за войсками Тимура оставалось страшное множество мертвых тел и черепа, сложенные в пирамиду. Даже в те дни, когда жил художник, эта жуткая традиция сохранялась — восточные полководцы воспринимали отсеченные фрагменты тела убитых ими врагов в качестве военных трофеев.
Верещагин воспринял эту традицию как некий символ. В итоге мир увидел уникальную по своей выразительности и силе воздействия на зрителя картину, которая, к сожалению, не потеряла своей актуальности по сей день.
Картина В.В. Верещагина «Смертельно раненый»
Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr `ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru! |
/ Сочинения / Разное / Картины / Картина В.В. Верещагина «Смертельно раненый»
Скачать сочинение |
Тип: Сочинение по картине |
Борясь через искусство с бесчеловечностью войны, сам В.В. Верещагин погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца «Петропавловск» в 1904г. Изображая войну, художник показал, как пороховой дым закрывает солнце, как недоступна штурмуемая крепость, как тяжело будет ее взять, как гибнут русские люди… Творчество Верещагина всегда поражало современников.
Его картины рассказывали русским зрителям о далёких таинственных странах, их народах и обычаях. Отказавшись от привычного парадного изображения войны, Верещагин поведал людям правду об ужасах кровавых военных будней. Можно сказать, что на своих батальных полотнах художник предсказал собственную судьбу. Картина «Смертельно раненный» показывает военное сражение.
При первом же взгляде на полотно появляется ощущение бессмысленности войны. Солдаты гибнут за непонятные им идеи, пули со свистом проносятся над головами бойцов, неприступная стена пугает своей высотой и безразличием. Раненный человек, истекающий кровью, бежит прочь от этого безумия, бросая ружье и уже погибших товарищей.
Автор картины хотел сказать зрителю, что он не видит смысла в войне и не понимает, почему гибнут люди.
Несмотря на трагичность изображаемых событий, Верещагин использует светлые, мягкие тона. Эти цвета доказывают, что в мире, кроме войны, есть много хорошего. Человекоубийству нет места на Земле, среди солнечных лучей и синего неба.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
«Я старался всегда говорить только правду» (В. Верещагин)
Серия «Трилогия казней» – это три полотна: «Распятие на кресте у римлян», «Подавление индийского восстания англичанами» и «Казнь заговорщиков в России». Картины этого цикла показывают расправу над мятежниками, которую в разные времена разные государства осуществляют своими методами. Работу над трилогией началась со второй картины. Впервые в мировой живописи именно русский художник на весь мир объявил протест против колониального порабощения и грабежа народов. Казнь через расстрел из пушек, когда тело обречённого на смерть выстрелом растерзано на куски, применялась англичанами очень часто. Жестокость такой расправы заключалась в том, что индийцы считали свои души после такого расстрела погибшими, поэтому смерть через разрывание внушала суеверным людям настоящий ужас.
В. Верещагин «Подавление индийского восстания англичанами» (ок. 1884). Холст, масло. Местонахождение картины неизвестно. Находилась в США. По легенде, выкуплена и затем уничтожена англичанамиБольшую выразительность картине придаёт резкий контраст в изображении индийцев с лицами, выражающими страдание, и бесстрастными англичанами.
В. Верещагин «Распятие на кресте у римлян» (1887). Холст, масло. 294,6 × 396,2 см. Частное собрание
Обычно фигура распятого Христа размещалась в центральной части холста, но Верещагин изменяет композицию
Внимание зрителя в первую очередь сосредотачивается на изображении толпы, и зритель сам ощущает себя ее частью, а для того, чтобы разглядеть происходящее, ему приходится смотреть поверх голов стоящих впереди людей и лошадей. Над узнаваемыми фигурами торговцев, фарисеев и скорбящих последователей Христа нависают городские стены, в то время как вдоль всего горизонта раскинулось потемневшее небо
Передний план занимают фигуры следящих за порядком римских солдат, вооруженных пиками и копьями.Картина представляет сцену, типичную для Палестины в период владычества римлян и соответствует духу верещагинского искусства. Художник всегда был против казни как средства расправы с инакомыслящими.
В. Верещагин «Казнь заговорщиков в России» (1884-1885). Холст, масло. 285 × 400 см. Музей политической истории РоссииСюжет картины «Казнь заговорщиков в России» относится к событиям 3 апреля 1881 г., когда пять народовольцев, организовавших покушение на Александра II, были публично казнены в Петербурге. Верещагин разъясняет сюжет своей картины так: «Преступник, окутанный белым саваном, с капюшоном поверх головы, только что был повешен, и ещё кружится на верёвке, а народ стоит в немом изумлении от ужаса перед поучительным зрелищем… А в это время снег продолжает падать, из фабрик поднимается к небу дым, работа продолжает идти своим обычным порядком».Смерть на войне более «оправданна» в сравнении со смертной казнью, когда судьи вооружены властью, законами, правом выносить приговор, а осуждённый лишён малейшей возможности им противостоять.Картина «Подавление индийского восстания англичанами» была встречена в Англии неприязненно, а «Казнь заговорщиков в России» вообще не могла появиться для публичного показа на родине художника. На посмертной выставке в 1904 г. картина отсутствовала. Её приобрёл проживавший в России французский подданный Левитон, у которого её отобрали полицейские власти, невзирая на протесты французского посла Палеолога. Только после революции 1917 г. эта картина попала в экспозицию государственного музея.
Ссылки
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — С. 155. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- https://www.msk-guide.ru/foto_4552.htm
- https://www.hydojnik.ru/Vereshchagin/canvas.php?Author=%C2%E5%F0%E5%F9%E0%E3%E8%ED&namepic=%D1%EC%E5%F0%F2%E5%EB%FC%ED%EE_%F0%E0%ED%E5%ED%FB%E9._1873&canvas=vereshchagin5 (недоступная ссылка)
- https://www.litra.ru/composition/download/coid/00083701184864217600/
- https://blog.i.ua/user/2396607/1051193/
Работы Василия Верещагина |
|