2 вариант
За основу идеи картины была взята известная былина о купце – «Садко». Это полотно отличается от всех предыдущих реалистичных работ Ильи Репина.
На картине запечатлено пребывание купца в гостях у морского царя. Момент, когда Садко было предложено выбрать себе жену из числа морских дев. Купец стоит на дне моря, а рядом с ним проплывают прекрасные морские девы. Художник изобразил их, как представительниц различных национальностей в соответствующих костюмах. Морские красавицы манят купца призывными, плотоядными взглядами. Их нельзя назвать искренними и настроенными дружелюбно. Девушки на переднем плане изображены детально, можно разглядеть мельчайшие аксессуары их изысканных одежд. Они одеты роскошно, дорогие наряды дев украшены камнями. Ближе к заднему плану строй красавиц размыт. Из-за подводной атмосферы, складывается впечатление, будто вся их внешняя красота – зыбкая. Чары вот-вот рассеются, и Садко будет жестоко обманут.
Садко одет по-купечески: на голове теплая шапка на плечах богатый меховой жилет. Можно предположить, что над поверхностью воды в данный момент прохладная погода. В руках купец держит гусли.
Садко не смотрит на вереницу красавиц – его взгляд направлен вверх, на скромную девушку, стоящую поодаль от всех. Девушка, заинтересовавшая Садко, была похожа на русскую крестьянку. У нее темные длинные волосы, она облачена в простой русский сарафан и белую блузку. Она стоит практически спиной к купцу и только немного повернула голову в его сторону.
Композиция картины представлена в форме треугольника. Где каждый угол указывает на ключевую фигуру – Садко, русская девушка, и полуголая морская дева, которая хищно смотрит исподлобья.
Нельзя не отметить красивейший вид подводного царства. Вокруг героев плавают рыбки, растут причудливые водоросли, на дне лежат ракушки, морская звезда, вверх поднимаются пузырьки. Репин с точностью передал строение морских ежей, кораллов, осьминога, морских коньков. Для их достоверного изображения художник посещал морской аквариум в Германии и изучал морской атлас.
Глубины подводного царство освещаются светом, идущим сверху. От чего мелкие детали картины таинственно мерцают. Репин мастерски сумел изобразить толщу воды. Ее зеленоватые оттенки близки к оливковому цвету.
В картине «Садко» автор выразил свое ностальгическое настроение, тоску по России. Она незаметна на первый взгляд. Но если приглядеться, то купец, несмотря на роскошный выбор красавиц, хочет найти что-то близкое ему и вырваться из чужого подводного царства.
Творчество
Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.
Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»
Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.
В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.
Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»
К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.
«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.
Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»
Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.
Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.
Картина Виктора Васнецова «Аленушка»
Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.
Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.
Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»
Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».
Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.
Дом музей Виктора Васнецова
После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.
Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.
Картина Виктора Васнецова «Варяги»
Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.
Первая известность
Первое признание Васнецов получил как живописец, творящий в бытовом жанре, примеры таких картин – это «С квартиры на квартиру», «Богомольцы», «Книжная лавочка» и другие. В этот период художник примкнул к передвижникам и участвовал в их выставках. И вдруг, неожиданно, на одной из таких выставок он показывает свою картину «Витязь на распутье».
Васнецов напишет потом:
Видимо, к этой теме живописца подтолкнули воспоминания из детства. Коллеги-передвижники отнеслись к новому увлечению Васнецова очень скептически, даже обвиняли его в отступлении от передвижнической идеологии. Сам Крамской негодовал из-за смены художественной линии в творчестве Васнецова. Виктора Михайловича критиковали за отход от социально-бытовой тематики, за отдаление от жизни крестьян.
Виктор «Васнецов Витязь на распутье», 1882 Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Думаю, все эти люди, известные живописцы и критики-искусствоведы были глубоко не правы. Ведь Васнецов вырос среди крестьян, дружил с ними, общался, знал множество народных преданий и сказок. Он не отступил, он просто подошел с другой стороны, с более позитивного и красивого ракурса. Васнецов не стал продолжать писать проблему, несправедливость, угнетение, он обратился к народному фольклору, который намного лучше и больше может рассказать об этом самом народе.
Академию Художеств Виктор не окончил, так как жизнь в столице требовала серьезных затрат, вместо учебы приходилось работать, но удостоверение о том, что слушателем курсов Васнецов был, ему выдали.
Садко
Картину «Садко» Репин написал в Париже. Получив Большую золотую медаль Академии художеств за картину «Воскрешение дочери Иаира», Репин получил право на пенсионерскую (то есть оплачиваемую Академией) поездку в Европу. Образ Садко написан с Виктора Васнецова, позже прославившегося в том числе в качестве автора сказочных сюжетов (и изобразившего своего «Садко»). Темой картины послужили новгородские былины о гусляре Садко, который разбогател при помощи морского царя. Его торговые корабли замерли посреди моря и, чтобы умилостивить морского владыку, Садко спустился на дно. На картине изображен момент, когда он по приказу морского царя выбирает себе жену в подводном царстве. Перед ним проходят роскошные красавицы, но по полученному от Миколы Можайского (впоследствии именуемого Николаем Чудотворцем) совету, Садко выберет простую русскую девушку Чернавку, которая видна в глубине картины.
Чтобы создать волшебное пространство подводного царства, Репин осмотрел морской аквариум Берлина, любовался морской флорой и фауной в Нормандии, побывал в Хрустальном дворце в Лондоне. Морское дно, по легенде, он писал в парижском океанариуме. Причудливой формы водоросли, удивительные рыбы, моллюски, морские звезды создают сказочную атмосферу. От проходящий перед Садко цепочки красавиц исходит сияние, они сами кажутся подводными сокровищами, ради которых стоило бы спускаться на дно морское. В руках у Садко – гусли, взгляд его направлен вдаль, где вполоборота стоит Чернавка и тоже смотрит на него. Там же, в глубине пространства, видна золотая рыбка – именно она в былине принесла ему удачу.
Одна из трактовок картины – проплывающие перед ним девушки олицетворяют разные страны и художественные течения, но душа героя лежит к простой русской девушке. Такую расшифровку предложил сам Репин, говоря о выборе Садко: «Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства». Здесь уместно вспомнить, что в 1874 году в Париже прошла первая выставка импрессионистов, и Репин на ней побывал. Он был очарован техникой, но по смыслу нашел новое течение «пустым». Впрочем, с этим не всё однозначно – не принимая «чистое искусство» как таковое, Репин время от времени пытался следовать его постулатам, порицая публицистичность критического реализма.
Впервые публика увидела «Садко» на Парижском салоне 1876 года. Появление ее прошло незамеченным во Франции, а вот в России за эту работу Репину было присуждено звание академика. Полотно сразу же приобрел великий князь Александр (будущий император Александр III). Между тем, сам художник был о картине невысокого мнения, считая ее безвкусной и пошлой. Впрочем, Репин и вообще был чрезмерно строг к себе и признавался, что видя свои картины на выставках и в музеях, чувствует себя «безнадежно несчастным», поскольку находит собственные творения бездарными.
Новый век
С началом нового столетия началась у Васнецова и новая работа, которой стал цикл картин под названием «Поэмы семи сказок». Картины «Спящая царевна», «Ковер – самолет», «Кощей бессмертный» и другие стали частью этого цикла. Новый век принес новые мировые события и порядки.
Первая Мировая война стала драмой не только общечеловеческой, но и личной трагедией художника, ведь двое его сыновей сражались на фронте. В этот период Васнецов пишет картину «Архангел Михаил», как человек верующий он верит в то, что высшие силы помогут его детям и другим сражающимся на войне вернуться живыми домой.
На события 1917 года живописец откликается картиной «Баба-яга». Расскажу подробнее про эту картину, так как она очень хорошо показывает отношение Васнецова к революции.
Виктор Васнецов «Баба-Яга», 1917 Местонахождение: Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия
Человек он был патриархального уклада, царский режим уважал, а вот новый социалистический строй, возникающий на родине, не принимал и относился крайне негативно. Посмотрите на эту картину, Баба-яга изображена довольно страшной и злобной старухой, она символизирует новый режим, красный цвет её юбки, соответственно, символ социализма, а маленький мальчик, которого уносит злая баба – это всё то, с чем художник связывает разрушенный имперский уклад жизни.
Несмотря на неприятие большевизма и новой власти Васнецов не уезжает из страны, оставаясь верным своей родине. Живописец продолжает писать сказочные сюжеты, но теперь в них больше мрачных тонов, чаще встречается красный фон. В картинах чувствуется сопереживание художника к страданиям родины.
«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» – одна из картин, на которых видно отчаяние. Васнецов понимает, что красная машина социализма сметает всё на своем пути и возврата к мирной жизни при царе уже не будет.
«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1913 годМестонахождение: Дом-музей В.М. Васнецова, Москва, Россия
Картину «Спящая царевна» художник пишет около 20-ти лет до самой своей смерти. Это были сложные времена, в стране был кризис, порой не было красок, не всегда удавалось отапливать помещения, но Васнецов работал даже в этих условиях. Покинул этот свет художник 23 июля 1926 года, так и не завершив последнюю свою работу – портрет друга – художника Михаила Нестерова.
Виктор Михайлович Васнецов, помимо написания своих чудесных картин, множество которых купил Павел Третьяков, оформил фасад Третьяковской галереи, расписал не один храм и создал множество эскизов зданий. Конечно, в памяти человечества он запомниться более как гениальный живописец, но нельзя отрицать и умалять его вклад, помимо русского искусства, в русскую культуру в целом.
Как подобрать музыку к картине И.Репина «Садко в подводном царстве»
Каким должен быть выбор музыки к полотну Ильи Ефимовича Репина «Садко»
Репин Илья Ефимович (1844—1930),великий русский художник. Родился 5 августа 1844 г. в Чугуеве (ныне в Харьковской области) в семье военного поселенца. Первые навыки в живописи приобрёл в школе военных топографов. В 1863 г. учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге, в Академии художеств. Под впечатлением путешествия по Волге Репин написал картину «Бурлаки на Волге», которая сразу принесла ему известность. Затем на средства Академии он продолжал оттачивать свой талант в Италии и во Франции. В конце 70-х — 80-е гг. XIX в. живописец достигает вершины мастерства. Вернувшись в Россию, он сначала поселился в родном Чугуеве, затем в Москве, позднее . переехал в Петербург. Репин примкнул к группе передвижников. Основная тема его творчества в эти годы связана с жизнью российской деревни («Проводы новобранца», «Крестный ход в Курской губернии», Тогда же Репин проявляет себя как блестящий портретист: им написаны портреты В. В. Стасова, М. П. Мусоргского, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого. Кроме того, он создаёт свои лучшие исторические полотна: «Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В 90-х гг. Репин временно порвал с передвижниками, но к концу XIX в. вернулся на прежние позиции. В 1893 г. он был избран действительным членом Академии художеств, в 1894—1907 гг. преподавал там, а в 1898—1899 г. занимал должность ректора. Среди его учеников — известные живописцы И. Э. Грабарь и Б. М. Кустодиев. С 1899 г. Илья Ефимович жил в своём имении «Пенаты» в Куоккале, вследствие чего в 1917г. оказался за рубежом — в Финляндии. Несмотря на приглашения вернуться на родину, Репин, не одобрявший политики советской власти, так и не вернулся в СССР, передав при этом свои картины в дар России (большинство из них хранятся в Третьяковской галерее). Умер 29 сентября 1930 г. в Куоккале (ныне Репино Ленинградской области).
Картину «Садко» Репин написал в 1876 году, находясь в Париже. Но во Франции русские фольклорные мотивы полотна не оценили по достоинству. Зато на родине художника его произведение сразу же получило высочайшую оценку. Картина была куплена для своей коллекции Александром III, будущим императором. Сам же Репин за свое мастерство был удостоен звания академика.
Появляясь из зеленоватой, таинственно мерцающей толщи воды, чинно шествуют перед новгородским купцом Садко богато разодетые морские царевны, дочери подводного царя. Однако взгляд его устремлен к стоящей поодаль девушке в русской крестьянской одежде – Чернавушке. Как говорится в старинной былине, заснув после свадебного пира, Садко проснулся на родной новгородской земле, на берегу реки Чернявы. В сказании о богатом купце Садко, славившемся игрой на гуслях, рассказывается, как однажды корабли Садко остановил посреди моря царь Водяной и не отпускал, пока Садко не спустился на дно морское. Там он должен был выбрать в жены одну из дочерей царя, чтобы мог царь слушать гусли Садко, когда пожелает. О замысле картины, созданной в Париже в 1876 году, художник писал критику Стасову: «…Садко, богатый гость, на дне морском; Водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастическая от архитектуры до растений и свиты царя». Воплощая замысел, Репин изображает морских царевен в этнографических костюмах разных стран, а прототипом Садко стал живописец Виктор Васнецов, которого художник пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции. Для того чтобы достоверно изобразить действие в подводном царстве, Репин совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум. Воочию увидев всю фантастическую причудливость жизни моря, художник изображает подводное царство в переходах цвета от зеленовато-оливкового до глубокого зеленого и усиливает созданный живописный эффект мягко мерцающими в иссиня-зеленой воде причудливыми рыбами, красноватыми гребешками кораллов и ярко вспыхивающими морскими звездами.
Подбирая музыку к картине Репина, мы, конечно, сразу вспоминаем оперу Римского Корсакова, «Океан, море синее». Но возможен и другой выбор, но музыка должна быть фантастическая, волшебная. Стихию подводного царства могут передать переборы арфы в неторопливом темпе, так как персонажи картины двигаются как бы замедленно. Возможно подойдет «Аквариум»К.Сен- Санса».
https://www.youtube.com/watch?v=Hun7TE09ods
https://otvet.mail.ru/question/52318458
Популярные сочинения
- Защита окружающей среды — сочинение рассуждение Защита окружающей среды, это комплекс мер, организованных на благо природы, от влияния отрицательных действий человека, выступающих в виде выбросов загрязнения экологии, почвы и воды
- Сочиненине Женские образы в пьесе Гроза 10 класс (Островского) В пьесе А.Н. Островского «Гроза» присутствует немало разнообразных женских образов. Все они по-своему интересны и уникальны. Автор предоставляет нам возможность поразмышлять
- Анализ романа «Герой нашего времени» Лермотова 9 класс Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежит к числу выдающихся мастеров русского слова. Его стихи, рассказы и романы читаются во многих странах по сей день. Не обошло творчество известного русского поэта
Отрицательные черты
Есть у персонажа и черты, присущие отрицательным героям. Именно поэтому Садко представляется реальным человеком со слабостями и талантами. Одно из качеств – хвастовство. Гусляр сначала взывает на спор купцов. Он обещает поймать рыбу с золотыми перьями. Помогает ему морской царь. Хвастун оказывается в истории из-за желания разбогатеть. Алчность движет купцом всю былину. Он отправляется торговать, чтобы увеличить свое богатство. Владыка морской наказывает гусляра, но и награждает, признавая его талант. Некоторые литературоведы говорят, что у Садко не алчность, а предприимчивость. Он умеет приумножить свое богатство, даже после его значительной потери. Есть у Садко и некая легкомысленность. Он не задумывается над событиями, а плывет по течению, отдаваясь судьбе.
Садко сочувствует простым людям, поет и играет для всех. Образ в целом положителен, отрицательные качества не отталкивают от героя. Гусляр учит быть целеустремленным, благородным и честным, тогда любое ремесло принесет доход и удовлетворение. Гусляр встречает свою суженную и становится счастливым семьянином.
Описание картины Ильи Репина “Садко”
Картина “Садко”, написанная в 1876 году – любопытный пример живописной фантазии Ильи Репина. Во Франции картина успеха не имела, а вот в России была оценена так высоко, что ее приобрёл будущий император Александр III, а художник получил звание академика Академии художеств.
Картина посвящена купцу Садко – герою знаменитой русской былины, который так хорошо играл на гуслях, что очаровал даже морского царя, и тот предложил ему в жены собственную дочь. На полотне изображен момент, когда морские невесты появляются из морской пучины и неторопливо шествуют мимо Садко, чтобы он мог выбрать себе одну из них. В этой веренице художник изображает морских красавиц в национальных костюмах разных стран. Но героя привлекает девушка в одежде простой русской крестьянки, стоящая поодаль. Ее имя – Чернавушка – символично, так как после свадебного пира Садко просыпается на берегу Новгородской реки Чернавы.
Чтобы как можно достовернее и убедительнее показать фантастическую и причудливую морскую жизнь, Репин посетил недавно открытый берлинский морской аквариум.
В картине “Садко” использована богатейшая палитра красок – от светлого оливкового до насыщенного изумрудного. Чтобы усилить фантазийный эффект, художник изобразил своих героев в окружении мерцающих чешуей фантастических рыб, пестрых морских звёзд, розовых кораллов.
Работа “Садко” стала первым живописным опытом обращения художника к русской былине. Вот так будущий реалист Репин стал предтечей фантазийного жанра в русской живописи. В дальнейшем эту стезю продолжат Васнецов и Коровин, Врубель и Рерих.
Год написания картины: 1876.
Размеры картины: 322 x 230 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: литературная живопись.
Стиль: реализм.
Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.
Прототип былинного героя
Назвать личность Садко вымышленной нельзя. Существует версия, что его прототипом стал богатый и очень щедрый купец Сотко Сытинич, живший в Новгороде приблизительно в 1167 году. Он немало сделал для своего родного Новгорода, в частности, на его деньги, согласно преданию, была построена церковь Бориса и Глеба.
Эту версию опровергает теория, базирующаяся на том факте, что былина о Садко в более-менее подобном варианте описана и французской литературой, причем, главного героя легендарного эпоса звали Садок. Это дает историкам и искусствоведам право утверждать, что, возможно, прототипом обеих историй стал один и тот же реальный человек (или произведение). А учитывая, что имя Садко и Садок имеет еврейские корни, поклонники этой версии уверены, что речь идет о забытом историей еврейском торговце или сказке, не дошедшей до наших времен.
И, наконец, третья из версий, выдвинутая Всеволодом Миллером, находит объяснение личности Садко в эпосах финско-эстонских племен. Ученый основывает свою теорию не на личности главного героя, а на самой истории, связанной с ним и описанной в легенде.
Художник Виктор Васнецов: биография и творчество
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье потомственных вятских священников и иконописцев. Его род вел родословную с XVII века. Село Лопьял, где появился на свет будущий художник, сейчас относится к Кировской области. Как и четверо его братьев, Виктор получил хорошее домашнее образование, затем обучался в Вятском духовном училище, а после — в семинарии, которую не стал оканчивать. С позволения отца он отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.
Виктор Васнецов успешно сдал экзамены в Академию, но узнал об этом лишь спустя год. Он сомневался в своих силах и даже не стал узнавать результаты, а вместо этого год занимался у Ивана Крамского в школе общества поощрения художников. В годы учебы в Санкт-Петербурге художник находился под влиянием идей передвижников и писал реалистичные картины на социальную тематику. Исторический жанр, который в будущем станет для мастера главным, в то время не интересовал его, и золотых медалей в Академии он не получал.
В 1876 году Васнецов отправляется в Париж и остается там на год вместе с передвижниками. Но творчество импрессионистов мало впечатляет художника. Напротив, именно во Франции он особенно сильно чувствует свои корни и приверженность русским традициям. В Париже появляются первые эскизы «Богатырей» и «Жар-Птицы». Вернувшись на родину, Васнецов посвятил себя никому не известному на тот момент историко-былинному жанру.
В Москве художник знакомится с Павлом Третьяковым и входит в абрамцевский кружок Саввы Мамонтова. По предложению последнего были написаны три картины для главной конторы Донецкой железной дороги, в том числе «Ковер-самолет». Чиновники сочли сказочную тему неподходящей для их серьезной организации, но Мамонтов выкупил все три работы. В Абрамцеве была написана и «Аленушка». Критики поначалу критично отнеслись к таким произведениям — очень уж далеки они были от привычных принципов передвижников-реалистов.
Важный этап творческой биографии Васнецова — роспись Владимирского собора в Киеве. На эту работу ушло 11 лет, и автор считал ее главной в своей жизни. Всего было расписано более 2 000 квадратных метров. В поиске новых соборных образов художник изучал традиции византийской и древнерусской монументальной живописи. В этот период он многому научил Михаила Врубеля, также принимавшего участие в оформлении собора. В дальнейшем Васнецов расписывал и другие храмы, в том числе в Петербурге и Дармштадте — на родине супруги императора.
Революцию художник перенес спокойно и при новой власти остался жить в Москве — в построенном по собственному эскизу доме с большой мастерской. Поздние годы были плодотворными: живописец создал многие наиболее известные произведения на сказочные темы. Умер он 23 июля 1926 в возрасте 78 лет. Виктор Васнецов был счастливо женат на девушке из вятского купеческого рода. Она стала одной из первых русских женщин, получивших медицинское образование. В семье родилась дочь и четверо сыновей. Один из них, Андрей, стал известным советским художником.
О работе:
Первые наброски к этой картине относятся к 1873 году. Закончил её писать художник уже в Париже, в 1876 году, во время своего трёхлетнего европейского вояжа. Эта работа обозначает важную веху в судьбе Репина- она «сделала» его академиком живописи. В качестве главного героя полотна выступает Садко, известный персонаж новгородских былин. Согласно этим былинам, торговые корабли, снаряжённые разбогатевшим не без помощи Морского царя гусляром Садко, замерли в море во время штиля. Садко по выпавшему ему жребию должен был опуститься на дно морское (традиционно в таких случаях требовалось принести жертву Морскому царю). Там он повидал немало чудес и даже, по желанию морского царя, женился на морской девице Чернаве (это выбор подсказал ему Микола Угодник). Момент выбора невесты и изображён Репиным.
В Париже в 1874 году Репин посетил первую выставку импрессионистов и посчитал её интересной с точки зрения техники, но решительно пустой по смыслу. «Садко» стал завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов. По мысли Репина, заморские красавицы олицетворяют разные страны и народы, но Садко выбирает в жёны русскую девицу. Сам художник написал об этом: «Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства».
Стремясь к предельной достоверности, Репин изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум. При изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от пышной зрелищности европейских салонов. Репин выставил «Садко» в Парижском салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато стала известной в России. Она была куплена великим князем Александром, будущим Александром III.
Себе в жёны Садко выбирает не писаную красавицу из представляющих ему себя эффектных обитательниц моря, а скромную, застенчиво укрывшуюся в дальнем углу Чернаву.
На заднем плане изображена золотая рыбка. Именно рыба «золотые перья» в этой знаменитой былине принесла Садко его богатства (это случилось в самом начале фольклорной истории).
Прекрасно одетый, как и подобает богатому купцу, Садко держит в руках гусли, свой «профессиональный» инструмент.
«Садко стоит на дне, мимо него одна за другой проплывают прекрасные представительницы морского дна, а он с восторгом смотрит на них», — комментировал автор эту картину. Ещё цитата (на этот раз «от Крамского»): «Это очень интересная картина, поражающая глубиной фантазии».
Положительные черты Садко
Гусляр очень талантлив.
Его зовут играть на пирах, подпаивают и подбадривают. Нравится купцам игра гусляра. Редкий пир проходит без него. Как положено творческому человеку Садко расстраивается, когда остается без работы. Гусляр идет на берег моря и передает свою печаль через струны. Вода вторит музыканту, вздымается так, что самому мастеру становится страшно. Он замолкает и уходит прочь. Садко отзывчивый и добрый. Он разговаривает с морским владыкой, подчиняется его воле. Гусляр не приказывает морякам бросаться в пучину, чтобы успокоить морского царя, а сам идет на дно. Таким поступком он спасает корабли и дружину.
Юноша терпелив и трудолюбив.
Нет в былине строк, где он тратил бы накопленное богатство на утехи. Юноше хочется, чтобы вокруг него все было красиво: «по-небесному». В его палатах солнце, месяц и звезды, все как в природе. Он щедрый хозяин. На пиру у Садко все «наедалися и напивалися». Гусляр держит данное слово. Когда побился об заклад, что сможет выкупить все новгородские товары, но не сумел, отдал обещанный выигрыш.
Садко – патриот своей страны. Он настоящий христианин. Вернувшись в Новгород, в благодарность за помощь святого Миколы, гусляр строит церковь.
История создания персонажа
Как и в любом народном творчестве, установить автора сказки нет никакой возможности. Но благодарить за сохранность былины следует жителей Олонецкой губернии. Местный сказитель Василий Щеголенок рассказал о приключениях Садко фольклористам XIX века (имена ученых неизвестны).
Еще одним сказителем, поведавшем о гусляре-купце, был Андрей Пантелеевич Сорокин из деревни Новинка. Мужчина с детства работал на мельнице и слушал старинные сказания, которые пересказывали друг другу крестьяне. Версию былины Андрея Пантелеевича записал Александр Федорович Гильфердинг в 1871 году.
Третий источник легенды, дошедший до наших дней, — сборщик песен Кирша Данилов. Мужчина работал на заводе Демидова и по заданию работодателя собрал воедино исторические сказания, былины и песни.
Из-за большого количества рукописей былины отличаются друг от друга. Неизменным остается сюжет эпоса и подробное описание быта жителей Новгорода.
Есть вероятность, что талантливый гусляр существовал на самом деле. Купец Содко Сытинец, приложивший руку к строительству церкви Бориса и Глеба, схож с образом из древней былины. Мужчина тоже жил в Новгороде, добился успеха в торговле и путешествовал по морю.
Впрочем, легко заметить схожесть Садко и с героем французской легенды. Храбрец по имени Садок совершает преступление и, убегая от наказания, переплавляется через Ла-Манш. На середине пути корабль попадает в бурю, которую останавливает только самоубийство героя.
Главный герой былины (и частично сюжет) — не уникален, о чем свидетельствуют интересные факты: у немцев есть похожее сказание о Зигфриде, у финнов — о Вяйнямёйнене, у французов — об упомянутом ранее Садоке и другие.
Характеристика персонажа
(Рисунок В. Перцова для детского издания, 1970)
Садко – талантливый гусляр, который отличается не только умением играть на музыкальном инструменте. Он щедр, имеет легкий доброжелательный характер, предельно честен, однако при этом он азартен и любит прихвастнуть. Новгородский гусляр очень удачлив, он нередко оказывается в нужном месте в нужное время. Именно так он встретился с Морским царем и именно так он выиграл свое богатство в результате обычного спора.
Виртуозная игра Садко становится и его спасением, и его отрадой, и решением всех его проблем. Благодаря своему великолепному умению, обычный новгородец приумножает богатство, женится на прелестной девушке Чернавушке, становится уважаемым человеком и в реальном мире, и в фантастическом.
Гусляр Садко – это человек слова. Несмотря на свой простодушный характер, он искренний и справедливый. За свое спасение старцем Миколой он в благодарность выстроил церковь Миколы Чудотворца (Можайского). Это характеризует Садко как ответственного и добропорядочного человека.
О работе:
Первые наброски к этой картине относятся к 1873 году. Закончил её писать художник уже в Париже, в 1876 году, во время своего трёхлетнего европейского вояжа. Эта работа обозначает важную веху в судьбе Репина- она «сделала» его академиком живописи.
В качестве главного героя полотна выступает Садко, известный персонаж новгородских былин. Согласно этим былинам, торговые корабли, снаряжённые разбогатевшим не без помощи Морского царя гусляром Садко, замерли в море во время штиля. Садко по выпавшему ему жребию должен был опуститься на дно морское (традиционно в таких случаях требовалось принести жертву Морскому царю). Там он повидал немало чудес и даже, по желанию морского царя, женился на морской девице Чернаве (это выбор подсказал ему Микола Угодник). Момент выбора невесты и изображён Репиным.
В Париже в 1874 году Репин посетил первую выставку импрессионистов и посчитал её интересной с точки зрения техники, но решительно пустой по смыслу. «Садко» стал завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов. По мысли Репина, заморские красавицы олицетворяют разные страны и народы, но Садко выбирает в жёны русскую девицу. Сам художник написал об этом: «Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства».
Стремясь к предельной достоверности, Репин изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум. При изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от пышной зрелищности европейских салонов. Репин выставил «Садко» в Парижском салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато стала известной в России. Она была куплена великим князем Александром, будущим Александром III.