Успение, феофан грек, 1392

Отличия темперы от акварели, акрила, масла и гуаши

Темпера считается довольно сложным материалом по сравнению с другими видами красок. При работе необходимо учитывать существующие отличия:

  • С течением времени темперные краски не усыхают, а сохраняют объем. У масляных процесс деформации красочного слоя продолжается довольно длительное время.
  • В связи с высокими растворяющими способностями с темперой нельзя работать «по-мокрому». Чтобы не произошло смешивания слоев, нужно дождаться высыхания нижнего слоя краски.
  • Темперные краски (при работе в пастозной технике) ложатся плотным слоем, полностью скрывая нижний фон.
  • Краски на белковой основе обладают хорошей эластичностью. Они не смываются, не покрываются трещинами с течением времени.
  • Темперная техника обеспечивает высокую четкость линий и плавный переход от более ярких тонов к менее насыщенным.

10 лучших художников, писавших темперой

Темперу использовали большинство русских иконописцев. Они оставили богатое духовное наследие в качестве икон и храмовых росписей, которые писали по дереву.

Начиная работу, художники покрывали доски гипсовой основой – левкасом. Сначала они прописывали крупные объекты, тщательно прорабатывая контуры. В заключение писали лица, блики, мелкие штрихи. Давали работе хорошо просохнуть и покрывали поверхность олифой.

Технику живописи темперой активно использовали многие художники эпохи раннего Возрождения, вплоть до изобретения масляных красок. В их арсенале портреты темперой, натюрморты, миниатюрная живопись, графика.

Известен также целый ряд мастеров современного искусства, отдававших силы для возрождения темперной техники.

Вот несколько наиболее известных художников, работавших в этой технике.

Андрей Рублев (1360-1428)

Основатель московской школы иконописи. Канонизирован Русской православной церковью и принял монашеский постриг в Андрониковой монастыре. В 1405 году расписывал стены Успенского собора в Кремле.

Страшный судАндрей Рублев

Наиболее известные работы: фреска «Страшный суд», иконы иконостаса Троицко-Сергиева монастыря. Ему принадлежит самая удивительная работа составляющая часть духовного наследия России – «Святая Троица».

Феофан Грек (1340-1410)

Спас Вседержитель в куполе церкви Спаса ПреображенияФеофан Грек

Константинопольский художник, основавший Новгородскую школу живописи. Родился в Византии. Живя в Великом Новгороде, расписал множество храмов. Самое известная работа Новгородского периода творчества – изображение Спаса Вседержителя в куполе церкви Спаса Преображения на Ильиной Улице.

Дионисий (1440-1503)

Лучший иконописец Москвы и мастер фресок, работавший в XV-XVI веках. Вместе со старцем Митрофаном делал росписи Рожденственного собора в Пафнутьево-Боровском монастыре, работал в Иосифо-Волоколамской обители, участвовал в восстановлении иконы Богоматери «Одигитрия». У него заказывали иконы самые знатные люди того времени.

Рафаэль Санти (1484-1520)

Святое семейство с агнцем (Мадонна Фальконьери)Рафаэль Санти

Итальянский художник, мастер графики, работавший в эпоху Возрождения. Представитель умбрийской живописной техники. Одна из самых прославленных работ мастера – «Святое семейство с агнцем (Мадонна Фальконьери)». Живя во Флоренции, он создал около 20 картин, на которых изображена Мадонна с младенцем. Несмотря на стандартные сюжеты, каждая из них не лишена индивидуальности.

Джон Сингер Сарджент (1856 –1925)

Этот живописец большую часть жизни прожил в Лондоне и Париже. Родители с детства разглядели в нем будущего художника и поддержали это увлечение. Основное художественное образование мастер получил в Париже.

Известный портретист того времени, но в конце жизни больше времени с мольбертом стал проводить на природе, изображая пейзажи. Известные работы: Сбор оливок, Рыбацкие лодки.

Жан Эдуар Вюйар (1868-1940)

Французский постимпрессионист, мастер небольшого портрета и больших, живописных панно. Любил изображать людей (преимущественно, своих знакомых) в интерьерах, делая детали как бы частью портретов. А вот выражения лиц на его картинах нечетки, погружены в тень. Известные работы «Мадам Жоан Блок с детьми. Первая версия», «Солнечный интерьер», «Портрет Терезы Дорни».

Марк Захарович Шагал (1887-1985)

Еврейский художник, родившийся и творивший в Беларуси, а затем в Америке и Франции. Создатель собственного стиля. Многие из картин посвящены родному и бесконечно любимому Витебску. Визитной карточкой являются парящие Люди и животные. Известные картины: Эдемский сад, Драма.

Дары чудотворному Образу

В 16 веке специально для этой иконы был выполнен уникальный оклад с жемчугом, золотом, сапфирами, изумрудами и другими самоцветами. По числу размещавшихся там мощевиков, оклад не имел себе равных. Все они были посвящены памяти царской семьи.

Обратная сторона святыни, где описано Успение Богородицы, была закрыта роскошным серебряным окладом с золотыми восхитительными венцами. Икона была помещена в деревянный киот, который был обложен золотом, серебром и украшен Образами Деисуса, пророков и других почитаемых святых.

В конце 17 века икона находилась в личных покоях сестры Петра 1. Оклад с неё сняли, мощевики отдали в Благовещенский собор. А драгоценности использовали для создания нового изысканного оклада, по своей роскоши не уступавшему старому. Он состоял из 600 изумрудов, крупного жемчуга, изящного рубина и других изумительных ценных камней-самоцветов.

Вскоре Донской Образ Богоматери возвратился в Благовещенский собор. Во время войны с войсками Наполеона французские солдаты вынули из оклада большинство украшений. А после революции пропала и сама риза.

Творчество

По сведениям Епифания Премудрого, за свою жизнь Феофан расписал более 40 каменных церквей в Константинополе (современный Стамбул), Халкидоне, Галате, Кафе (ныне Феодосия) и в городах Древней Руси. До наших дней сохранились лишь русские шедевры.

Первой и единственной документально подтвержденной работой Феофана Грека является церковь Спаса Преображения на Ильине улице, которая до сих пор служит украшением Великого Новгорода. До наших времен росписи дошли фрагментарно. Неповрежденные элементы позволяют оценить мастерство автора и масштаб проведенной работы.

Наиболее хорошо сохранились купол и «барабан». В центральной части конструкции изображен Пантократор, он же Спас Вседержитель. По контуру портрета выведен стих из Псалтыри, а под небесным царем нарисованы четыре архангела и четыре херувима и серафима. Такое оформление купола традиционно не только для новгородской, но и византийской архитектуры: создавая фрески, Феофан Грек опирался на убранство собора Святой Софии.

Фреска Феофана Грека «Троица» / Википедия

Троицкий придел Спасо-Преображенской церкви также хорошо сохранился. Особую ценность представляет фронтальное изображение Троицы. У ее ног, согласно задумке Феофана Грека, покоились Авраам и Сарра, подносящие гостям пищу. Сейчас на фреске можно увидеть только Сарру.

В начале 1390-х годов Феофан приехал в Москву. Здесь художник писал иконы и украшал церковные книги. Предполагается, что перу византийца принадлежат иллюстрации и буквицы в Евангелие боярина Фёдора Кошки и Евангелие Хитрово. Работы датируются 1392 годом. Искусствоведы, опираясь на художественный анализ, приписывают Феофану авторство произведений «Успение Божией Матери» и «Донская икона Божией Матери».

Фреска Феофана Грека «Донская икона Божией Матери» / Третьяковская галерея

«Успение Божией Матери» — двусторонняя. С одной стороны изображен церковный праздник, посвященный памяти о смерти, или успении Пресвятой Богородицы. На обороте нарисованы Богородица с младенцем. Позже умиленный портрет на оборотной стороне получил отдельное название — «Донская икона Божией Матери».

До второй половины XX века считалось, что Феофан Грек создал икону Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском «Преображение». Однако современные эксперты Третьяковской галереи безапелляционно заявляют, что рука византийца не прикасалась к этому холсту. Сейчас икона демонстрируется как работа «неизвестного иконописца».

В 1405 году три легендарных иконописца — Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца — собрались, чтобы расписать Благовещенский собор. Кроме того, Феофану приписывают авторство ряда икон с иконостаса собора. Кстати, этот иконостас является уникальным для церковного искусства — он стал первым в России, на котором фигуры изображаются в полный рост.

Состоит Благовещенский иконостас из 9 икон. Здесь можно увидеть лики Василия Великого, Апостола Петра, Архангела Михаила, Богоматери, Спаса Вседержителя, Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила, Апостола Павла и Иоанна Златоуста. Авторство приписывают Феофану Греку ввиду того, что манера исполнения икон схожа с манерой росписей Спасо-Преображенской церкви в Великом Новгороде.

Фреска Феофана Грека «Спас Вседержитель» / Википедия

Феофан очеловечивал героев икон либо обожествлял по собственному усмотрению. Мастер часто отрывался от работы и разговаривал со служителями храма, прихожанами, что словно помогало осмыслить мазок, который предстоит нанести на фреску. Такой метод работы объясняет, почему Феофан Грек создавал фрески скорописью, то есть без детальной проработки изображения.

Одни искусствоведы утверждают, что иконописец работал в монохромной технике, используя красно-коричневые тона. Другие же предполагают, что часть цвета потерялась во времени, что палитра Феофана была куда многообразнее. Ведь для того, чтобы заново открыть шедевры византийца, реставраторам приходилось сбивать штукатурку и использовать известь.

Икона — миролюбивая воительница

История иконы тесно связана с именем Дмитрия Донского, победившего золотоордынского хана в сражении на Куликовом поле. В кратком изложении описание легендарной битвы и появления Образа Пресвятой Девы выглядит так: прямо накануне сражения на помощь княжескому войску пришли донские казаки. Они-то и принесли чудотворную икону в дар Дмитрию Донскому.

Много молитв о заступничестве и просьб о помощи услышала Богородица Донская, чей Образ смотрел с иконы, в ту ночь перед жестокой битвой. И во время сражения она тоже находилась в центре войска, вселяя в воинов храбрость и не позволяя усомниться в своей победе.

Множество людей погибло тогда на поле боя, но битва была выиграна, и Мамай с позором бежал. Противостояние войск произошло рядом с великим Доном, и икона получила название Донской. Под этим названием она известна нам и поныне.

Сама Куликовская битва стала поворотным событием в жизни всего русского народа. Великий князь Московский сумел объединить русские княжества и хоть и с большими потерями, но, разбить врага и развеять миф о непобедимости татарских войск.

Икону как драгоценную реликвию он забрал с собой домой. Через некоторое время, по его приказу, её перенесли в Коломенский Успенский собор. Этот храм Дмитрий Иванович основал в 1379 году, после первой победы русичей над золотоордынскими врагами в сражении на реке Воже. Примечательно, что со стороны наших, русских войск тогда были понесены минимальные потери.

Донская икона Божией Матери стала заступницей и покровительницей земли русской. Многие царские особы просили у неё помощи в последующие годы. Так, Иван Грозный перед походом в Казань против вражеских войск долго молился перед Ликом Богородицы, а потом взял Образ с собой как напутствие и благословение.

После победоносного возвращения домой Иван Грозный заказал иконописцам два списка с иконы-помощницы и покровительницы, а затем передал их Успенскому собору. Оригинал, не желая отпускать далеко от себя, он поставил в Благовещенский собор Московского Кремля.

В 1591 году произошло ещё одно событие, при котором Богородица оказала помощь через свою икону, не позволив иноземцам войти в Москву. Войска татарского хана, планируя захватить столицу, уже находились недалеко от города. В это время чудотворный Образ Божьей Матери, сопровождаемый крестным ходом, обнесли вокруг каменных стен столицы.

После этого, молясь и прося Богородицу о защите, икону поставили в полковую церковь, носящую имя святого Сергия Радонежского. Наутро русские воины одержали блистательную победу над врагом.

Символом огромной признательности за эту победу стал мужской Донской монастырь. По приказу царя его возвели на том месте, где находилась полковая походная церковь. В обитель, как её главная святыня, был помещён ещё один список с Донского образа.

В 1598 году произошло ещё одно событие, связывающее Донскую икону Пресвятой Богородицы с историей православной Руси. С её помощью был благословлён на царство Борис Годунов — правитель русского государства.

Судьба

Согласно общепринятой версии, иконописец родился около 1340 года в Константинополе — сердце Византийской империи, за что и получил прозвище Грек. Русь стала родиной для Феофана в 1370 году — он приехал в Новгород, предположительно, вместе с митрополитом Кирпианом. Спустя 20 лет, в 1390-м, переехал в Москву, где и провел остаток жизни. По данным некоторых историков, Феофан также проживал в Серпухове и Коломне, но созданные там шедевры не сохранились.

Фреска Феофана Грека «Успение» / Третьяковская галерея

Феофан Грек — последователь исихазма. Это христианское вероучение называет медитацию методом познания божественного. Иконописец умер около 1410 года, но не позже 1413-го. Причина смерти естественная, ведь Феофан Грек, по приблизительным расчетам, разменял 8-й десяток.

1413-м датируется лестная характеристика Феофана Грека, которую писатель и художник Епифаний Премудрый направил своему другу преподобному Кириллу Белозерскому. Кстати, письмо Епифания — основной источник, из которого черпаются данные о личной жизни Феофана и его методе работы.

В чём же секрет оригинальности мастера?

Иконописец родился в Византии в 1337 году. Точная дата смерти неизвестна: по разным источникам — около 1405 года. Именно по месту своего происхождения он и получил прозвище (или фамилию) — Грек.

До приезда на Русь художник работал в Константинополе и его пригородах. А в 1370 году Феофан поселился в Новгороде. Он оказал огромное влияние на развитие новгородского искусства.

Позже он перебрался в Москву, где продолжал проявлять себя в росписи частных домов и храмов, в написании икон, художественном оформлении христианской литературы.

Характерными особенностями творческой манеры талантливого иконописца Феофана Грека являются выразительность и невероятное сочетание красок. При этом гармонично сочетаются воспевание земной красоты и величие духовной жизни, которая прискорбно мало обращает внимания на внешнее проявление.

Особое восхищение вызывала у современников такая отличительная черта Мастера как «скоропись». При написании очередной картины Феофан не старался особо передать черты образца. Каждая его работа имеет собственные неповторимые черты. Каждый лик наделён своим характером и каждый мазок являл миру гениальное произведение, такие как «Богоматерь Донская» Феофан Грека и его же «Успение Богородицы».

Биография Феофана до сих пор имеет свои белые пятна, вызывая множество вопросов. Точно неизвестна ни дата его рождения, ни смерти. Рождённый в Византии, как он попал на русскую землю?

История связывает его имя с именем митрополита Киприана, но всё это, в основном, лишь догадки о талантливом иконописце, художнике, прославившем своё имя в написании миниатюр и фресок на религиозные темы при росписи храмов.

Живопись Феофана Грека

Подробности Категория: Искусство Древней Руси Опубликовано 12.01.2018 13:08 Феофан Грек был не только искусным средневековым живописцем, но и яркой личностью.

Он родился в Византии, даты жизни художника только предположительные: 1340-1410. Более 30 лет работал на Руси – сначала в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Коломне, затем в Москве. Древнерусский писатель Епифаний Премудрый в своём письме к Кириллу, архимандриту Тверского Спасо-Афанасьевского монастыря сообщает, что Феофан расписал сорок церквей в Константинополе, Галате, Кафе (современная Феодосия) и других городах, т.е. на Русь он прибыл уже состоявшимся мастером. Феофан родился, предположительно, в Константинополе (Византия). В связи со своим происхождением и получил на Руси прозвище «Грек». Сведений о нём сохранилось мало, в основном это отдельные факты, изложенные в летописях, а также указанное письмо Епифания Премудрого.

История живописи темперой

Темперная живопись зародилась в Древнем Египте, более 3 тысяч лет назад. Египетские мастера применяли ее при росписи саркофагов. Многие живописцы стремились узнать технику приготовления стойких темперных красок. Постепенно метод стал распространяться, приобретать популярность.

Успение БогородицыФеофан Грек

Многочисленные находки археологов говорят об использовании темперы в странах Ближнего Востока, Индии, Древней Греции. Здесь техника темпера использовалась преимущественно во фресковой живописи.

БогоматерьФеофан Грек

В древнем Риме темперу впервые применили в монументальной живописи. Об этом свидетельствуют многочисленные раскрашенные статуи, стены древнего Колизея, испещренные картинами гладиаторских боев. А среди самых известных примеров использования темперной живописи в римском искусстве называют портрет императора Септимуса Северуса с семьей на деревянной панели.

Тондо Северов. Луций Септимий, Юлия Домна, Каракалла и Гета, лицо которого стёрто

Большой след оставила темпера и в искусстве Византии, придя на смену энкаустику. С крещением Руси эту традицию переняли и русские иконописцы. В XV веке темпера стала очень популярна в России. Применялась она, главным образом, в иконописи и народном творчестве (искусство Палеха).

Одигитрия СмоленскаяДионисий

Среди известных иконописцев, работающих в технике темперы, были Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев. Почти все иконы, составляющие основу духовного наследия, написаны темперными красками. Художников привлекала доступность красок, простота приготовления и отличное качество. Они очень ценили то, что краски, с течением времени, оставались яркими и не тускнели.

Святая ТроицаАндрей Рублёв

С этого времени темпера прочно заняла лидирующее место в Росси вплоть до XVII века. И только в XX веке, благодаря появлению современных качественных материалов популярность техники опять существенно возросла.

Двусторонняя икона

Школа Феофана Грека

1390-е годы

  • Выставка 1960: 1392 г.
  • Алпатов 1974: Конец XIV в.
  • Лазарев 2000/1: 1390-е годы
  • Иконопись ГТГ 2019: 1390-е годы

86 × 67 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияИнв. 14244

<?xml version=»1.0″ encoding=»UTF-8″?>

Оборот иконы — Богоматерь Донская (там же см. дополнительные сведения).

По сторонам «славы» стоят два святителя, обращенные к Христу, с полураскрытыми Евангелиями в руках. Слева — Иаков, брат Господень, епископ Иерусалимский, справа — Иерофей Афинский, ученик апостола Павла.

По сторонам ложа Богоматери двумя группами располагаются скорбящие апостолы. Слева, впереди группы апостолов, стоит Петр (голубой хитон, желтый гиматий). За фигурой Петра — апостол Иаков Алфеев (?) в темно-вишневом плаще. В просвете между фигурами едва видна голова молодого апостола (Фома ?). За ложем — голова Иоанна Богослова. За ним, левее, — апостолы Варфоломей в красном и Матфей в зеленом гиматии.

Справа у ложа стоит апостол Павел (пурпурно-лиловый гиматий и синий хитон). За ним, правее, фигура безбородого апостола в красном плаще (Филипп ?). Левее, за ложем, — Андрей в светло-синем хитоне и гиматии зеленого цвета. Сзади правую группу апостолов замыкают фигуры склоняющихся друг к другу чернобородого Марка в пурпурном плаще и Луки в голубом, за ними справа — Симон в коричневом плаще.

См. в «Галерее»:

Успение

Детали
Иисус Христос с душой Богоматери Апостол Петр Апостол Павел Иаков и группа апостолов
Апостолы Марк и Лука Светильник со свечой Группа апостолов у ложа Богоматери
Дополнительные изображения
Рисунок Ф. Г. Солнцева из «Древностей Российского Государства»

Литература:


Древнерусская живопись 1958.
Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: . — М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. — Илл. 29, 30.

Выставка 1960.
Выставка, посвященная шестисотлетнему юбилею Андрея Рублева: . — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. — Кат. № 35, стр. 33.

Антонова, Мнева 1963.
Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1, кат. № 216, стр. 255-257, илл. 174, 175 (цв.).

Лифшиц 1970.
Лифшиц Л. И. Икона «Донской Богоматери» // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. . — М.: Наука, 1970. — С. 87–114.

Демина 1971. // Андрей Рублев и его эпоха : Сб. статей. — М.: Искусство, 1971. — Илл. 20-21.

Алпатов 1974.
Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи = Colour in Early Russian Icon Painting. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — №№ 16, 18, 19.

Onasch 1977.
Onasch K. Altrussische Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1977. — Taf. 27.

Алпатов 1978.
Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №17, 62, стр. 294, 303.

Алпатов 1979.
Алпатов М. В. Феофан Грек = Theophanes the Greek. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — Стр. 122-130, №№ 102, 104, 106-108.

Вздорнов 1983.
Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. — М.: Искусство, 1983. — Кат. № XII, стр. 262-266, илл.

ГТГ 1995.
Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 61, стр. 141-145.

Бетин 2000.
Бетин Л. В. Две двусторонние иконы из Государственной Третьяковской галереи // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 4. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. — С. 138–150.

Лазарев 2000/1. . — М.: Искусство, 2000. — Стр. 51-52, 239-240, № 32.

Солнцев 2007/1.
Солнцев Ф. Г. Древности Российского Государства: Отделение I: Святые иконы и образа. Кресты. Утварь храмовая. Облачение сана духовного. — М.: Престиж Бук, 2007. — Стр. 70-71, № 19.

Иконопись ГТГ 2019.
Иконопись. — М., 2019. — Стр. 98-103.

Москва

В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву, и дальнейшая его деятельность была связана с Москвой, где он расписывал храмы и создавал иконы. В Москве Феофан Грек проявил себя также и в книжной графике: миниатюры Евангелия Хитрово (конец XIV в.) и Евангелия Федора Кошки (конец XIV-начало XV вв.) имеют сходство с произведениями византийского мастера. Искусствоведы спорят, был ли Феофан учителем Андрея Рублева. Известно, что они работали вместе, а это не могло не повлиять на формирование молодого мастера. После ухода великого Грека именно он будет определять пути древнерусского искусства. Согласно письму Епифания и тексту Троицкой летописи, в Московском кремле Феофан украсил три храма. В 1395 г. он совместно с Симеоном Черным и учениками расписал церковь Рождества Богоматери, которая не сохранилась. В 1405 г. Феофан Грек вместе с Прохором с Городца и Андреем Рублевым работал в Благовещенском соборе – соборном храме Василия I. Эти фрески не сохранились. Но сохранился иконостас Благовещенского собора Московского кремля, многие иконы специалисты считают достоверными произведениями Феофана.

Процесс рисования

Технику рисования темперой иногда сравнивают с техникой работы маслом или акварелью. Отличия заключаются в особом составе темперных красок.

Готовясь к творческому процессу, предварительно обрабатывают рабочую поверхность (подходят холст, картон, дерево). Ее полотно покрывают грунтовкой на основе клея или эмульсии. Помня о быстром высыхании, цвета подбирают и смешивают на палитре.

В качестве инструмента берут кисти из щетины, а для прорисовки мелких элементов – тонкие колонковые кисточки.

Современные темперные краски обладают большими возможностями и не требуют разработки специальных техник. Прорабатывая темные или ярко окрашенные элементы, используют пастозную технику или технику подмалевок. Полученную картину можно будет сравнить с работой, написанной маслом, но краски получатся более интенсивными и насыщенными.

Светлые и прозрачные элементы прорисовывают, используя технику лессировки. При этом желательно, чтобы рабочая поверхность, на которую наносится красящий слой, была тоже светлой.

По окончании работы картину покрывают лаком, чтобы придать ей умеренный блеск и защитить от влаги. Нужно следить, чтобы слой лака не был слишком толстым. Это может исказить оттенки (сделать их более темными). К тому же станут рельефнее неровности.

Чтобы избежать преждевременного высыхания краски, при работе используют несколько способов:

  • Рисунки темперой выполняют в быстром, стремительном темпе.
  • Процесс работы разбивают на несколько этапов.

Некоторые художники, стремясь отдалить момент высыхания, добавляют в краску немного глицерина, меда или сахара.

Икона «Преображение Господне»: описание сюжета и изображения

Икона «Преображение Господне» является знамением события, которое описано в Евангелии. Каково значение этой иконы и какие существуют разновидности ее написания, расскажет эта статья.

Икона «Преображение Господне»: сюжет

На этом образе изображено евангельское событие, которое произошло с Иисусом Христом и его учениками: Иоанном, Петром и Иаковом. За шесть дней до него состоялась беседа Спасителя со своими апостолами. Он рассказал им о том, что в скором времени Он будет убит, но через три дня после Своей погибели воскреснет. Заметив, что некоторые из его учеников огорчились из-за этих слов, Христос решил показать им все Свое величие и божественность. Сын Божий предложил апостолам подняться в гору Фавор для молитвы. Во время моления произошло чудо, а именно – Христово преображение. Лицо Спасителя сияло, как солнце, а одежда его стала белой, как свет. При этом событии произошло и явление ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые молвили с Иисусом о его исходе. Впоследствии всех трех осенило светлое облако, из которого послышался Глас Божий, который возвестил, что Христос – Сын Господа. Спаситель попросил своих апостолов никому не рассказывать об этом событии до его чудесного Воскрешения.

Икона «Преображение Господне»: изображение В настоящее время имеется много вариаций этого образа. Рассмотрим некоторые из них. Так, по сей день сохранился образ, сотворенный в XV веке, который, по некоторым данным, написал Феофан Грек. Преображение Господне он изобразил динамично и подвижно. Характерной чертой этой иконы является изображение апостолов, ослепленных Божественным сиянием, в довольно резких ракурсах. Причем на иконе изображено не только само Преображение Господне, но и события, предшествующие ему. Так, в левой части образа отображено, как Иисус Христос ведет своих учеников на гору Фавор. Преображенное тело Спасителя находится в центре иконы. Также можно отметить и символическое разделение образа на две части: верхнюю (небесную) и нижнюю (земную). На иконе справа показано завершающее событие – уход с горы Иисуса и апостолов. То есть на одном образе нашли свое место три сюжета, составляющих Преображение Господне.

Важное место в иконе играет ее цветовая гамма, которая лишь усиливает контраст между землей и Небом. Автор второго наиболее известного изображения образа «Преображение Господне» — Рублев Андрей, русский иконописец

Его вариант отображения этого евангельского события не динамичный, как предыдущий, а статичный. Здесь имеет место лишь основное событие – непосредственно Преображение. Эта икона также была написана в XV столетии.

Икона «Преображение Господне»: значение

Переоценить значимость этого образа очень сложно и даже невозможно. Ведь икона отображает события, которые легли в основу одного из двунадесятых, самых важных христианских праздников, который отмечается ежегодно 19 августа. Сами изображения, созданные Феофаном Греком и Андреем Рублевым, в настоящее время являются ценными реликвиями не только христиан, но и всего населения Земли.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: