Репин. картины с названиями и описанием. каталог картин

Особенности стиля и работы Сурикова

Точность видения и исполнения

Одной из ярких черт художника было то, что образ картины приходил к нему внезапно наяву или во сне и уже больше не покидал до тех пор, пока он не воплощал его в жизнь. Так ему неожиданно увиделась сцена стрелецкой казни, когда он прогуливался по улицам Москвы.

Многие удивлялись тому, как Сурикову удавалось настолько точно передать исторические сюжеты, словно бы он сам жил в те времена. Происходило это потому, что художник считал отвлеченность и условность настоящим бичом искусства. Ему же хотелось достичь соучастия зрителей сюжету.


Василий Суриков. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». 1895 г.

В этой точности ему помогали не только внезапно рождающиеся в уме сцены, но и кропотливая работа над каждым образом сцены. Каждый из многочисленных персонажей его масштабных работ был, можно сказать, выстрадан в долгих поисках подходящего образа. Он читал множество книг, знакомился с историей и искал натурщиков на улице.

Например, босым с картины «Боярыня Морозова» являлся реальный босяк, согласившийся за деньги позировать художнику, сидя на снегу. А посох в руках одного из персонажей этой же картины и вовсе имеет любопытную историю. Суриков так долго искал недостающий для полотна образ, что когда увидел на улице старуху с посохом, побежал за ней, радостно крича про посох. Бабушка же приняла его за бандита и от испуга посох бросила.


Картина «Боярыня Морозова». Василий Суриков. 1887 г.

Глубокая работа над композицией

Хотя Суриков изображал на своих полотнах целую толпу, в этой толпе не было случайных персонажей. И в этом проявлялось новаторство его композиции, так как она была тщательно продумана и призвана передать всю гамму сложных эмоций через множество людей. Как писал сам художник, композиция для него была словно математика. Он бесконечно менял положение фигур или отдельной группы, ракурс картины, а также тщательно работал над построением каждой отдельной фигуры. Достаточно лишь упомянуть, что к картине «Боярыня Морозова» было создано несколько десятков эскизов, из которых до нашего времени дошло 35, также было много эскизов и у других известных полотен.


Василий Суриков. Эскиз к картине «Боярыня Морозова».

Вероятно, именно поэтому масштабные картины Сурикова производили столь глубокое впечатление на зрителей. Так, когда он по совету Репина дорисовал мелом нескольких повешенных на уже почти завершенной картине «Утро стрелецкой казни», его старая няня упала в обморок от такого зрелища, а Третьяков был возмущен и посоветовал не портить картину.

Интересно, что даже в художественной академии Сурикова прозвали Композитором за его особое внимание к композиции картины.

Утро стрелецкой казни (1881)

Откроет наш список на most-beauty самое первое масштабное историческое полотно художника размером 218×379 см. Сейчас оно находится в одном из центральных залов Третьяковской галереи. Вокруг этой картины всегда много зрителей. И не зря, ведь события, изображённые В. И. Суриковым, относятся к одному из самых трагических моментов истории государства Российского.

Эпоха царствования Петра Великого была окрашена не только яркими красками побед и великих свершений. Стрелецкий бунт под началом царевны Софьи, сёстры царя, был жестоко подавлен, а тысячи стрельцов отправлены на плаху. Момент прощания стрельцов со своими семьями настолько реалистичен, что создаётся впечатление присутствия. Зритель становится участником и свидетелем происходящего.

На картине диагональю пересекаются два взгляда: первый взгляд молодого Петра I — гневный, величественный, испепеляющий, а второй взгляд принадлежит рыжему стрельцу, скованному в колодки. Стрелец не подчинился царской воле, и готов к смерти. Центральная фигура стрельца демонстрирует покорность приговору. Казнь происходит на Красной площади у Кремля, и она окончательно закрепляет царствование Петра на российском троне. Трагизм картины подчёркивают мрачные тона и серость осеннего утра.

Самые знаменитые картины Брюллова.

2

Оценка, продажа и скупка картин Сурикова

Как оценить картину Сурикова

В оценке картин художника не стоит полагаться только на данные аукционов. Одно полотно может оказаться известным шедевром, за которое заплатят миллионы, а другое не представляет такой большой ценности. Достоверно оценить картину Сурикова помогут эксперты. Например, вы можете обратиться в независимый Центр научной экспертизы имени А. Бенуа, с которым сотрудничает наша галерея «Лермонтов».

Центр использует такие методы оценки живописи, как искусствоведческая и технико-технологическая экспертизы, в ходе которых устанавливается состав, свойства, структура материалов картины, определяется авторство полотна, время, место его создания и другие характеристики. Подробнее об этом на странице «Экспертиза антикварных вещей».

Где и как продать картину Сурикова

Где можно продать картину Сурикова быстро? Мы проводим скупку картин Сурикова и другого антиквариата на комиссионных условиях. Это означает, что после оценки вашей картины мы купим ее у вас за 20% ее стоимости. Чтобы узнать ориентировочную стоимость произведения, вам нужно прислать фотографию картины и указать ее характеристики (размеры, материалы, наличие подписи). Точную стоимость наш эксперт сможет назвать после проведения экспресс-оценки. Для этого нужно принести картину в нашу галерею. Узнать подробности о приеме на комиссию.

Для обсуждения заказа или уточнения интересующих вас вопросов свяжитесь с нами по телефону, посетите офис или напишите на электронную почту (см. раздел «Контакты»).

Взятие снежного городка (1891)

Эта весёлая, озорная, праздничная картина полная противоположность предыдущих работ В. И. Сурикова. Масленичные гуляния всегда сопровождались в России весёлыми забавами. Люди сооружали снежную крепость. В игре участвовали две команды: одна группа защищала крепость, а вторая — пыталась её захватить. Оружием в этой схватке был смех, радостные крики и снежки.

На картине изображена кульминация этой древней казачьей игры. Летящий на зрителей всадник с азартом разрушает крепость, толпа с хворостинами приветствует его. Недаром Сурикова называли волшебником, так живо изображающим снег. Его снежное царство — прекрасно, воздушно и наполнено гаммой оттенков. «Взятие снежного городка» — кульминация творчества великого живописца В. И. Сурикова.

5

Боярыня Морозова (1884-1887)

На создание этого огромного полотна (а размер действительно внушительный: 304×587,5 см) у Сурикова ушло три года. Титаническая подготовительная работа над картиной принесла потрясающие плоды. Созданные Суриковым этюды стали самостоятельными законченными картинами.

Эта картина воистину величайший шедевр живописи. Тяжёлые розвальни тащат сквозь толпу мятежную боярыню-раскольницу. Она подняла над толпой руку с двуперстием — символом старой веры. Как говорил художник, его долго мучил вопрос, как создать видимость движения саней. Находка была потрясающей.

Бегущий мальчик «сдвинул» с места тяжёлые сани, которые в рыхлом снегу оставляли глубокий след. Об этом снеге написано много. Он потрясающий, живой и холодный. Босой юродивый, сидящий в снегу, от холода судорожно сжал пальцы ног. Он отвечает боярыне двуперстным крестным знамением. Толпа провожающих боярыню Морозову полна эмоций. Мальчишки дразнят опальную боярыню, женщины сочувствуют. Многие провожают её молчанием. Церковный раскол был одной из страшных страниц русской истории.

4

Примечания

. Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 2 октября 1877 года. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 23.

. Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 1 января 1877 года. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 9.

. «Художественное наследстве», т. I, стр. 389.

. Там же, между стр. 40 и 41.

. Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 6 августа 1878 года. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 35.

. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 36.

. Характерно, что сам Репин ее не очень ценил. На вопрос П.М. Третьякова, какие .вещи в его коллекции он считает плохими. Репин ответил: «Извольте, у их назову, как мне кажется: 1-я — мои «Вечерницы» (помните, как я долго Вас отговаривал от этой покупки?)» (Письмо от 21 апреля 1883 года. И.Е. Репин и П.М. Третьяков. «Переписка», стр. 70).

. К. Корелин. «И.Е. Репин». «Новый Мир», 1905, № 6—7, стр. 67.

. С. Эрнст. «И. Е. Репин». Изд. ГАХН, 1927, стр. 41, пр. 2.

. Письмо И.Е. Репина к И.Н. Крамскому от; 13 января 1878 года. И.Е. Репин и И.Н. Крамской. «Переписка», стр. 126.

. «Художественное наследство», т. II, между 340 и 341 стр. Датировка этюда 1879 годом заставляет отнести к этому году и нынешнюю редакцию картины «Экзамен в сельской школе», которую И.Э. Грабарь датировал 1877—1878 годом.

. И. Зильберштейн. «Арест пропагандиста». «Массовая библиотека», изд. «Искусство», М., 1951.

И. Зильберштейн. «История одного шедевра». Журнал «Новый Мир». 1940, № 9, стр. 198—222.

. «Последняя исповедь» перепечатана в смягченной редакции в «Полном собрании стихотворений Минского», вышедшем в 1907 году. Изд. 4-е, СПБ.

. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 48.

. Н. Минский. «Картина и эскизы И.Е. Репина». «Северный Вестник», 1897, № 2, февраль, стр. 230.

. В драматизированном стихотворении Минского указывалось, что «входит священник с распятием; в глубине смутно видны: фигура в красной рубахе и солдаты».

. На рисунке есть подпись и дата — 1882. Последняя явно ошибочна, так как по своему характеру рисунок является первой мыслью картины и должен предшествовать другим, известным нам, рисункам.

. Интересно, что Н.М. Минским был приобретен и первый вариант картины «Арест пропагандиста», 1878 года.

. Иллюстрация Сурикова к рассказу Л. Толстого «Бог правду видит, да. не скоро скажет», помещенная в издании: «Рассказы для детей И.С. Тургенева и m. Л.Н. Толстого, с картинами академиков: В.М. Васнецова, В.Е. Маковского, И.Е. Репина и В.И. Сурикова». Изд. Берс и кн. Оболенского. М., 1883.

. Письмо В.В. Стасова к И.Е. Репину от 8 мая 1888 года. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 128—129.

. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 241—242.

. См. «Художественное наследство», т. I, стр. 156—158.

. Там же, т. I, стр. 159—160.

. «Стрельцы разве могли за такой рыхлой бабой пойти? Их вот такая красота могли волновать, взмах бровей, быть может». М. Волошин. «Сурикова «Аполлон», 1916, №№ 6—7, стр. 62.

. Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 11 декабря 1878 года. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 40.

. И.Н. Крамской. «Письма», т. II стр. 181.

. Письмо И.Е. Репина к П.П. Чистякову от 24 января 1879 года. Отдел, рукописей ГТГ. 2/332, л. 1 и об.

. И.Э. Грабарь. «Репин», т. I, стр. 204—205.

. Мать Репина скончалась в сентябре того же года.

. Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 16 февраля 1881 года. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 59—60.

. Бланки, Луи-Огюст (1805—1881) — участник французских революций 1830, 1848 и 1870 годов. Переоценивая тактику заговора, Бланки недооценивал роли широких масс в революции, недопонимал значения пролетарской революции.

. «Здесь я было хотел поступить в Университет и, кстати, потом подарить бюст , но там, начиная с Тихонравова, ректора, оказались такие чинодралы, что я, потратив две недели на хождение в их канцелярию, наконец, плюнул, взял обратно документы и проклял этот провинциальный вертеп подьячих. Легче получить аудиенцию у императора, чем удостоиться быть принятым ректором университета!!» (Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 20 октября 1881 года. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 69).

. Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 8 октября 1880 года. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 54.

. Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 7 декабря 1881 года. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 72.

. Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 20 марта 1880 года. Там же, стр. 52—53.

. Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 8 ноября 1881 года. И.Е. Репин и В.В. Стасов. «Переписка», т. II, стр. 70—71.

. Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 22 марта 1881 года. Там же, стр. 61.

. Там же, стр. 60.

. Корней Чуковский. «Репин («Из моих воспоминаний»). Изд. «Искусство», 1945, стр. 42—43.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

Мастер масштабных исторических картин В.И. Суриков

Василий Иванович Суриков родился в семье казака в 1848 г. в Красноярске. Еще с малых лет он любил рассматривать лица людей и копировать иконы, а уже в 11 лет ему пришлось давать уроки акварели в связи с бедственным положением семьи (умер отец).


Портрет В.И. Сурикова в исполнении И.Е. Репина. 1877 г.

Во время одного из таких уроков в доме губернатора его заметил богатый человек и решил помочь талантливому мальчику. В результате этого юный Василий получил возможность учиться в Санкт-Петербурге.

После успешной учебы в Академии художеств в Петербурге юноша переехал в Москву и буквально влюбился в город. Именно здесь, часами рассматривая людей и улицы, Суриков впервые испытал мощное желание изобразить увиденный эпизод. В результате этого на свет появилось полотно «Утро стрелецкой казни», которое не только принесло ему известность, но и значительные деньги от купившего картину Павла Третьякова.


В.И. Суриков. «Утро стрелецкой казни». 1881 г.

Сурикова называют мастером масштабных исторических картин, так как он известен в первую очередь проектами с большим числом персонажей и панорамными пейзажами, такими как «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Боярыня Морозова». За его приверженность национальному духу, канонам древнерусской живописи Сурикова ставили в один ряд с Васнецовым и хвалили за отказ от всех западных веяний.

Ушел из жизни Василий Иванович в 1916 году и был похоронен в Москве.

Меншиков в Берёзове (1883)

Это полотно рассказывает о последних годах жизни близкого друга и фаворита Петра I, а ныне опального князя Александра Меншикова. Он изображён вместе с сыном и дочерьми. Блеск соратника царя сменился холодом и безнадёжностью ссылки в удалённом селе Берёзово. Меншиков сидит в кресле, закутавшись в тулуп. Его левая рука нервно сжата в кулак. Волосы на голове взъерошены.

А когда-то Алексашка Меншиков, выходец из простого народа, блистал в самых дорогих и величественных париках той эпохи. Уничижительность ситуации, в которую попал этот великий человек, подчёркивает тёмный низкий потолок. В избе холодно, все дети тепло одеты. Одна из дочерей читает библию, остальные с тоской сидят подле отца.

3

«Портрет И. С. Тургенева», Репин

Год написания: 1874Размер: 116 × 89 смМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва

Вариант 1 — Кратко

10 предложений/ 98 слов

«Портрет И. С. Тургенева» — это одна из наиболее известных работ Ильи Репина. На ней писатель изображён сидящим в кресле, вполоборота к зрителю. В позе Тургенева, а также в выражении его спокойного доброго лица читается уверенность. Взгляд писателя задумчив и немного грустен.

Перед нами предстаёт уже немолодой, опытный человек. Оттого его волосы и борода успели приобрести благородный серый оттенок, а на лбу появились глубокие морщины — признак выдающегося ума. В руках Тургенев держит очки.

Сам портрет написан в тёмных тонах. Лишь лицо Тургенева сияет яркими красками, заставляя зрителя фокусироваться на нём, вглядываясь в глубину мудрых тёмных глаз писателя.

Вариант 2 — Подробно

16 предложений/ 216 слов

«Портрет И. С. Тургенева» неслучайно стал одной из наиболее значимых работ Ильи Репина. При создании картины художнику удалось не просто достоверно изобразить писателя, но и погрузиться в глубины его души, с точностью передав настроение и особенности характера этого человека.

На портрете Тургенев предстаёт перед нами сидящим в кресле, полу боком к зрителю. Его спокойная расслабленная поза источает уверенность. Взгляд больших тёмных глаз задумчив. Как знать, возможно, в этот самый момент писатель размышляет над сюжетом своего нового произведения.

Портрет прозаика был создан Репиным в 1874 году. На тот момент Тургеневу было уже 56 лет. Это довольно солидный возраст, поэтому на картине мы видим мужчину с густой седой бородой и такого же оттенка волосами, ниспадающими на лицо красивой благородной волной.

Высокий лоб писателя открыт, и на нём можно различить глубокие мимические морщины — отличительный признак всех великих мыслителей. Уголки губ Тургенева слегка опущены, отчего лицо его приобретает не только задумчивое, но и несколько грустное выражение.

Одежда Тургенева и интерьер комнаты написаны в тёмных тонах, что придаёт портрету строгость и изящество. В руках писателя можно заметить очки, также частый аксессуар людей умных, много времени проводящих в библиотеках и за созданием литературных шедевров.

Таким образом, Репину удалось изобразить на своей картине не просто человека, а настоящего мастера своего дела. Мудрого писателя, великого мыслителя и, без сомнения, глубокую, тонко чувствующую личность.

см. также:Все сочинения-описания картин

Портрет дочери художника в детстве (1888)

Прекрасный портрет дочери Ольги в красном платье в горошек на фоне белой печи отражает тёплую семейную атмосферу в доме художника. Сохранилось письмо художника, где он описывал процесс работы над портретом. Он сообщал: «Пишу портрет Оли в красном платье, в котором она была в Красноярске…»

Маленькая десятилетняя девочка смело позирует, прижимая к себе любимую куклу. Этот портрет родные называли «дивным», чудесным. В творчестве Сурикова нет заказных портретов, он писал лишь членов своей семьи и близких друзей, и этот портрет — настоящая семейная реликвия, заключающая в себе всю родительскую любовь художника к дочери.

Не пропустите интересную статью на нашем сайте most-beauty.ru о самых красивых куклах в мире.

8

Посещение царевной женского монастыря (1912)

Эта картина Сурикова — его последняя крупная живописная работа. Она рассказывает о незавидной доле русских царевен, которым суждено было всю жизнь томиться в заточении своих девичьих покоев.

Царевны не могли выйти замуж, так как царственных православных женихов не было, заморские женихи считались еретиками, а отдавать царскую дочь за русских бояр и князей было недопустимо — они ей не ровня. Редким разнообразием в их жизни был выход в сопровождении нянек и мамок на поклон в женский монастырь.

Трогательное лицо молодой царевны покорно и печально. Её судьба в лучшем случае — терем, а в худшем — келья монастыря, и жадные монастырские управительницы не упустят момента поживиться приданым такой «божьей невесты».
Образ царевны Суриков писал с дочери своих знакомых, которая собиралась постричься в монастырь, и со своей внучки.

10

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: