«Озеро. Русь», 1900
Незадолго до своей смерти, Левитан написал последнее крупное пейзажное полотно (149×208 см). В этот период он пишет несколько вариантов картины «Озеро», и окончательным стало полотно «Озеро. Русь». Картина выполнена в необычной «размашистой» технике.
Крупные мазки, казалось бы, положены грубо и хаотично, но стоит сделать шаг от картины, и вся красота осеннего дня начинает сиять голубизной неба, и белых облаков, отражающихся в синеве озера. Вдали, на берегах озера виднеются деревеньки. На переднем плане изображён камыш, колышущийся от ветра. На поверхности воды серебрится крупная рябь.
Нам очень сложно выбрать лучшие картины Левитана среди многих, поэтому ниже мы разместим ещё несколько его картин, но уже без описания.
17
Левитан И.И
Для увеличения — нажмите на изображение
Автопортрет. 1880-е
Вот это идеал пейзажиста — изощрить свою психику до того, чтобы слышать «трав прозябанье». Какое это великое счастье!
Левитан И.И.
Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси — реки разлились, оживает все… Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист.
Левитан И.И.
Левитан Исаак Ильич (1860–1900) родился 30 августа (18 по старому стилю) в Сувалкской губернии Литвы. Его родители, евреи, были весьма бедны, хоть и неплохо образованы. У будущего великого художника был брат и две сестры, и чтобы дать детям хорошее образование, Левитаны переехали в Москву.
Там Авель, старший ребенок в семье, начал обучаться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а еще через пару лет, в 1873 году, в это же училище поступил и Исаак. Надо сказать, что 13-летнему начинающему художнику несказанно повезло, поскольку его учителями стали такие мэтры, как Поленов, Саврасов и Перов.
Вскоре родители умерли, и дети их оказались на краю настоящей нищеты – и в этот момент Исаака взял в свой «пейзажный» класс А. Саврасов. За короткое время юный живописец достиг некоторого мастерства, так что даже был награжден за две выставочные работы малой серебряной медалью и денежной премией, которая позволила ему продолжить учение.
Как истинному гению, 16-летнему Исааку курс давался достаточно легко, однако он не успокаивался на этом и продолжал работать тем упорнее, чем лучше и «живее» становились его полотна.
Увы, счастье долгим быть не могло… За чужие прегрешения, за покушение на царя-освободителя Александра II, в 1879 году все евреи были в срочном порядке выселены из второй столицы и ему пришлось заниматься самообразованием.
Несмотря на то, что закончить обучение Исааку не удалось, практически все его работы последующих лет, вплоть до 1884 года, выполнены на вполне профессиональном и очень чувственном уровне – он писал пейзажи Останкино и Звенигорода (Саввинская слобода), к этому периоду относятся картины «Дуб», «Сосны», «Последний снег» и некоторые другие. Однако достаточно часто его одухотворенные пейзажи вызывали раздражение зрителей, которые считали, что русские пейзажи может и должен писать только русский… Происхождение сыграло с Левитаном недобрую шутку – он все же закончил в 1885 году училище, однако ему не выдали диплом художника – словно в насмешку над здравым смыслом, начальство посчитало достаточным обозначить его статус словами «учитель чистописания».
История создания
Мотивом озера Исаак Левитан заинтересовался в 90-е годы XIX века. С 1890 по 1895 год он пишет серию картин и эскизов, отражающих его увлечение, — «Над вечным покоем», «Хмурый день», «Лесное озеро» и другие. Большинство искусствоведов склоняются к версии, что на идею создания картины «Озеро» повлияло пребывание Левитана в усадьбе Беглогородсое в 1898 году, где он жил у Сергея и Елизаветы Олениных. Во время отдыха ему очень полюбился изолированный водоем Сенеж, который поразил художника своей необъятной красотой.
Точная дата начала работы над картиной неизвестна. Однако большинство искусствоведов склоняются к версии, что художник начал рисовать свой пейзаж в начале 1899 года (информация основана на воспоминаниях художника Липкина, который был учеником Левитана в МУЖВЗ). Окончательный вариант пейзажа был завершен в Москве в 1900 году. В мае 1900 года Исаак Левитан простудился и тяжело заболел, в августе этого же год он умер. Пейзаж остался незавершенным. Первая публичная выставка картины состоялась в 1901 году уже после смерти художника.
Особенности работы
Когда критики увидели картину Левитана, то сразу заметили ее особенность: художник наслаждался осенним днем и отразил свое настроение в красках. Исаак Ильич страдал меланхолией, был подвержен приступам депрессии, но в то же время ему удавалось находить радость в мелочах. Ранняя осень была им особо любима. Левитан нарисовал около ста картин на эту тему.
Другие художники предпочитали использовать мягкие пастельные тона и нежную цветовую гамму. Исаак Ильич, в отличие от них, взял мажорные краски, что сделало пейзаж живым, светлым и красивым. Если внимательно смотреть на картину, то можно почувствовать воздушную негу.
Левитан смело и энергично накладывал мазки, делая пейзаж эмоциональным. Художнику удалось передать игру света и легкое дуновение ветерка.
«Над вечным покоем», 1894
Путешествуя по Тверской губернии близ озера Удомля, Левитан остановился в имении Островно, где написал своё самое «русское» и большое (150×206 см) полотно «Над вечным покоем». Художник изобразил гигантские, необъятные просторы русской земли, серебристые воды такого же бескрайнего озера и одинокую церквушку на крутом берегу небольшого мыса. Весь этот вид в совокупности с огромным чарующим грозным небом, покрытым тяжёлыми свинцовыми облаками создаёт необычайное, величественное и захватывающее дух впечатление.
Кстати, на most-beauty.ru есть подборка очень красивых пейзажей!
12
Описание картины Исаака Левитана “Озеро. Русь”
Последнее десятилетие в жизни Исаака Левитана было особенно плодотворным. В пейзаже “Озеро. Русь” нашли отражение размышления художника о смысле жизни. Согласно некоторым данным, Левитан начал работу над этой картиной под впечатлением от пушкинской поэзии и сумел вложить в это полотно всю свою любовь к России.
Широкая гладь воды отражает облака, освещённые солнцем. На дальнем берегу, насколько видит глаз, поля, деревушки, купола церквей. Всё в картине – солнце, ветер, несущиеся облака – пронизано ощущением счастья. Трудно поверить, что это полотно писал умирающий художник. Казалось, он хотел сказать: “Это Русь, счастливая, свободная, какой она может быть и будет. Не бедность, не смирения и страдания – удел России, она вся – в будущем”.
В этой картине Левитан особенно сближает идею чистого пейзажа с земной жизнью человека. Радостный, полный солнечного света, воздуха пейзаж картины с ее торжественными просторами земли и неба кажется олицетворением праздничного дня в деревне. На картине изображена белая колокольня, стоящая на высоком берегу реки. Над ней плывут мягкие облака, небо кажется особенно синим и глубоким и вместе с облаками отражается в глубокой воде озера. Здесь же сочные зелёные луга, яркие осенние деревья и желтые поля, и всё это переполнена приподнятым, одухотворенным звучанием. Глядя на эту картину, невольно испытываешь радость и чувство гордости за свой край.
Несмотря на то что это работа Левитана не закончена, полотно “Озеро. Русь” даже в таком виде, бесспорно, принадлежит к наиболее значимым произведениям художника. Безусловно, эту картину можно отнести к живописи настроения, подобные полотна наполнены самыми разными человеческими размышлениями и чувствами.
Мастер лирического пейзажа, величайший художник Исаак Левитан безоговорочно был принят своими современниками. Он сумел обогатить пейзажную живопись поэтическим восприятием, многообразием тем и эмоциональной глубиной.
Год написания картины: 1899.
Размеры картины: 208 x 149 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: пейзаж.
Стиль: реализм.
Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.
Жизнь и творчество Левитана
Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в Ковенской губернии. Его отец работал в Ковно переводчиком при французской строительной компании, давал частные уроки. В 1870 году семья художника в связи с материальными нуждами переезжает в Москву.
Вот что писал С. Шпицер о детстве Левитана со слов сестры художника:
В 1873 году Исаак поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1877 году Левитан переводится в открытую при училище пейзажную мастерскую, руководителем которой становится А. К. Саврасов. Левитан был любимым учеником Саврасова.
Годы учебы в училище для Левитана были самыми сложными в жизни: умерли родители и начались проблемы с платой за обучение. Избежать увольнения удалось благодаря некой С. Малкиель, оплатившей тайком учебу юного живописца. Не имея ночлега, ученику приходилось прятаться в верхнем этаже училища, чтобы провести ночь в тепле. В марте 1877 года на передвижной ученической впервые были представлены два пейзажа художника «Вечер» и «Солнечный день. Весна». Саврасов получает Малую серебряную медаль.
В 1979 году картину «Осенний день. Сокольники», представленную на выставке, приобрел сам П. М. Третьяков. Это было общественным признанием художника.
С 1882 года руководство мастерской было передано известному пейзажисту В. Д. Поленову, под влиянием которого сложился новый подход Левитана к пейзажной живописи.
Левитан был сыном своего времени, его беды были схожи с народными бедами и невзгодами. Даже в свои недолгие годы славы он жил в одиночестве. Его дважды выдворяли из Москвы за неимение «права жительства». Он не обладал крепким здоровьем и не познал простых житейских радостей. Его картины выражают особую «левитановскую грусть», но она исходила не от нужды, которую художник испытывал. Эту грусть правильно истолковал Паустовский: «Он смотрел на природу глазами измученного народа». Эта любовь к природе была глубокой, настоящей, сыновьей. От картин Левитана не веет тоской и безысходностью, они призывают к раздумью.
Левитан начинал свое творчество в Подмосковье. Он уезжал на лето в Саввинскую слободу, где не только писал картины, но и охотился, бродил по окрестностям с любимой собакой Вестой, наблюдая различные состояния природы. Так появились такие произведения, как «Осень», «Последний луч», «Пасека» …
Особое место в творчестве занимают годы, проведенные художником на Волге. В волжских пейзажах чувствовалась творческая зрелость Левитана.
Были у художника любимые уголки природы, где ему больше всего нравилось работать. Это живописный городок Плес и его окрестности. В Плесе были созданы многие известные картины: «Вечерний звон», «Вечер. Золотой Плес», «Ветхий дворик», «После дождя. Плес»
Меланхолия
Лето 1894 года началось для живописца с поездки к друзьям в усадьбу Островно со своей ученицей Софьей. В это же время по соседству гостила Анна Турчанинова которая влюбилась в художника. За сердце молодого человека началась борьба, которую Кувшинникова проиграла, и опечаленная вернулась домой. Эти события плохо сказались на здоровье Левитана слишком много стресса и потрясений перепало на его больное сердце. Зимой 1895 года художника навестил Чехов, и их дружба возродилась.
Весной того же года живописец отправляется еще раз во Францию и Австрию. Его состояние ухудшается, а депрессия проявляется все сильнее. Его работы в этот период становятся вялыми, а их количество уменьшается. В конце концов у него произошел срыв, и он предпринял попытку самоубийства. Все его друзья и родные были повергнуты в шок, Чехов который навестил своего старого знакомого не мог поверить в происходящее. Убедившись, что опасный период миновал писатель, покинул своего друга вернувшись домой.
Особенности и значение
Одним из наиболее прославленных художников-пейзажистов был И. Левитан. «Озеро. Русь» стало итогом его многолетних исканий в изображении родной страны. Именно поэтому на полотне заметны следы переделок и переработок. Размер и широкий размах пейзажной перспективы наполнен философским смыслом. При этом показателен тот факт, что сюжет почти полностью срисован с натуры, в отличие от предыдущих работ автора. Художник внес лишь небольшие изменения, стремясь наиболее полно и достоверно воспроизвести все особенности натуры. Картина «Озеро. Русь» отличается отсутствием композиционной структуры, как другие полотна художника. Она состоит из этюдов, взятых из других работ, которые соединены в одно целое общим ощущением автора. В этом полотне столь свойственное автору настроение тишины, умиротворенности выражено пейзажными средствами: поверхностью воды, солнечным светом, прозрачным воздухом.
Картина, подводя итоги творчества Левитана, вместе с тем открывает новый этап в отечественной живописи. Манера, в которой выполнена данная композиция, напоминает французскую школу импрессионистов, которая задавала тон в европейском искусстве рубежа веков. Последняя работа мастера доказывает, что российские художники, следуя этой новой тенденции, наполнили стиль особым философским смыслом.
Краткое описание
Автор изобразил березовую рощу на берегу реки. Светит солнце, небо ясное, все спокойно. Уже стоит сентябрь, а значит, деревья постепенно меняют зеленые листья на желтые и красные. Художник намеренно изобразил разные березы. Они словно наслаждаются последними солнечными лучами.
Река уходит вдаль. Можно увидеть на заднем плане дома. Деревня символизирует связь людей и природы. Такое соседство выглядит органично. Картина нарисована теплыми оттенками, на ней преобладают желтые и золотистые цвета.
Левитан решил показать на полотне переход от лета к осени. Он не происходит моментально, но постепенно новый сезон все больше вступает в права. На смену времени года указывают следующие детали:
- красный цвет деревьев и кустарников;
- желтая листва;
- вдали видна зеленая растительность.
https://youtube.com/watch?v=ua2swjIxAYk
«Золотая осень» — картина Исаака Ильича Левитана
«Золотая осень» — картина, написанная Исааком Ильичом Левитаном (1860-1900 гг.) в 1895 году. Художник изобразил уголок среднерусской природы с речкой, полями и домиками вдали, но в первую очередь взгляд привлекают деревья с яркой осенней листвой. Их золото контрастирует с синевой небес и речной глади. Традиционно осень считается временем увядания и меланхолии, но этот пейзаж выглядит торжественным и вызывает радость. Желтые листья берез написаны энергичными пастозными мазками. Так проявляется влияние импрессионизма, хотя в целом произведение тяготеет к реализму.
Исаак Левитан считается лучшим русским пейзажистом второй половины XIX века. Он как никто мог передать национальный характер и настроение через прекрасные виды природы. Осенние пейзажи художник любил больше всего и создал их более сотни. «Золотая осень» стала среди них самой известной, хотя она не характерна для творчества автора. Как правило, он выбирал более мягкие и нежные краски, а эта работа — воплощение яркости и полноты чувств.
Перемена настроения в живописной манере объясняется новым сердечным увлечением художника. В тот период он повстречал Анну Турчанинову, которая приехала с дочерьми в свое поместье Горка в Тверской губернии. Там и были написаны этюды к картине — изображенный уголок природы находился в шаговой доступности от усадьбы. Работа была завершена уже в Москве и представлена публике на 24-й выставке передвижников. Вскоре Павел Третьяков (1832-1898) приобрел ее для галереи за 700 рублей.
Интересно, что сам Левитан называл эту картину грубой и через год создал другую версию с таким же названием — она тоже хранится в Третьяковке. Антон Чехов придерживался сходного мнения и упрекал «Золотую осень» в излишней бравурности и декоративности, из-за которой не осталось места тонкости и душевности. Но зрители решили иначе: пейзаж получил многочисленные восхищенные отзывы. Сегодня это произведение — визитная карточка Исаака Левитана.
Прекрасные пейзажи русских и зарубежных мастеров часто выставляются на аукционах, которые проходят на сайте Very Important Lot. Это удобная возможность пополнять коллекцию произведениями искусства или шедеврами антиквариата. Также портал дает возможность недорого купить картины с пейзажами напрямую у современных художников.
Источник
Живопись
Левитан легко схватывал все тонкости художественного искусства, которому отдавал все силы. Тогда же у него начал вырабатываться свой стиль, который заметил знаменитый меценат Павел Третьяков. Он даже купил у Исаака картину «Осенний день. Сокольники».
В 1879 г., после покушения Александра Соловьева, вовсе не бывшего евреем, на императора Александра II, вышло постановление, запрещающее евреям проживать в Москве. В результате, Исааку пришлось вместе с родственниками перебраться в Подмосковье.
В начале 1880-х годов Левитан написал немало пейзажей с натуры, добиваясь максимальной детализации на холсте. Любопытно, что он сильно раздражал некоторых преподавателей, по мнению которых еврей не должен был касаться русского пейзажа.
Исаак так и не получил диплома и звания художника. Вместо этого ему выдали диплом учителя чистописания. Вместе с тем, его продолжали преследовать материальные трудности, вследствие чего ему приходилось жить и работать в отдаленной деревне Максимовке.
Интересен факт, что тогда же Левитану посчастливилось познакомиться с Антоном Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжались до конца жизни. Он не переставал усиленно работать и продавать полотна, благодаря чему смог поправить свое финансовое положение.
И все же, голодное детство и тяжелый труд, давали о себе знать – у него внезапно обострилась болезнь сердца. Чтобы поправить свое здоровье он отправился в Крым, после чего начал чувствовать себя заметно лучше. Вернувшись домой он основал выставку пятидесяти пейзажей.
Отдельного внимания в творческой биографии Исаака Левитана заслуживают поездки на Волгу. На побережье реки им было написано много полотен с натуры, отличавшихся радостным настроением. За картину «На волге» он получил награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.
Позднее Левитан провел 3 продуктивных года в Плесе, создав немало шедевров. Там же им была написана известная картина «Над вечным покоем», которую некоторые искусствоведы называют «самой русской» из всех, когда-либо созданных на русскую тему полотен.
Потом Исаак Ильич побывал в ряде европейских городов, где посещал выставки и галереи. Весной 1891 г. его избрали в состав Товарищества передвижных художественных выставок, а меценат Сергей Морозов даже оборудовал специально для него прекрасную мастерскую.
Над вечным покоем
В 1895 г. Левитан стал автором таких знаменитых работ, как «Март» и «Золотая осень». Позже эти полотна будут куплены Третьяковым. В следующем году он повторно перенес тиф, который привел к аневризме сердца.
В 1898 г. Исаак Левитан удостоился звания академика пейзажной живописи. Будучи очень известным художником, он начал преподавательскую деятельность в стенах родного училища. Одновременно с этим, он хотел открыть большую мастерскую, где могли бы трудиться все русские пейзажисты.
Однако стремительно ухудшающееся здоровье не позволило мастеру реализовать свои идеи. Накануне смерти его полотна участвовали во Всемирной выставке в Париже. После себя Левитан оставил огромное количество работ, при этом остались незаконченными порядка 40 полотен и примерно 300 этюдов.
«Свежий ветер. Волга», 1895
Праздничная, невероятно солнечная картина «Свежий ветер. Волга» кажется очень лёгкой. На картине преобладает огромное голубое небо с белоснежными облаками. Голубые воды Волги покрыты небольшой рябью. Розовые и сиреневые рефлексы на волнах придают Волге торжественности.
В правой части картины изображены баржи, сопровождаемые буксирами. В левой части картины навстречу баржам плывёт теплоход. На переднем плане лодка с рыбаком, над которой вьются чайки. Баржи и буксиры написаны в тёплой коричнево-красной гамме. Белый парус первой баржи надулся от ветра. Борта барж отмечены триколорами двух стран — России и Персии. Эта картина отображает всю мощь и красоту реки, объединяющей разные народы и страны.
15
История одного шедевра: «Золотая осень» Левитана
Исааку Левитану не раз в жизни приходилось туго из-за еврейского происхождения. Неоднократно его семью выселяли из Москвы, из училища выпустили без диплома, а ранние работы называли дерзкими. Как вспоминал Константин Паустовский, мэтры считали, что еврейский мальчик, пусть и талантливый, не должен был касаться русского пейзажа — это было дело коренных русских художников. И тем не менее именно кисти Левитана принадлежат пейзажи, которые во всем мире считают самыми русскими из когда-либо написанных.
Пожалуй, лучше всего сюжет картины описывают строки Александра Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
Вдали видны деревенские домики, поля, а надо всем этим — голубое небо в белых облаках. Левитан очень любил писать осень, но обычно выбирал нежные мягкие тона. На этой же картине — яркие, мажорные цвета. Видимо, за это ее относят к так называемой оптимистической серии Левитана.
Портрет Левитана. Валентин Серов, 1893
Левитан работал над картиной в Тверской области. Владельцем усадьбы был тайный советник Иван Николаевич Турчанинов, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. С его женой у Левитана, кстати, закрутилась интрижка, которая ничем хорошим ни для художника, ни для почтенной дамы не закончилась. Специально для живописца на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, который в шутку называли синагогой.
Впервые публика увидела картину в 1896 году на выставке передвижников в Санкт-Петербурге. Затем она поехала по стране: Москва (где ее купил Третьяков), Нижний Новгород, Харьков. В последнем картину чуть было не уничтожили: на полотно упал медный козырек настенного калорифера и прорвал холст насквозь. Сегодня, разглядывая «Золотую осень» в Третьяковской галерее, вы не найдете «рану» — ее искусно закрыл реставратор Дмитрий Арцыбашев.
Левитан считал полотно, которое изначально называлось «Осень», грубым. Вскоре художник написал другую картину, которую назвал уже «Золотой осенью». По иронии судьбы, история запомнила первый вариант полотна и вторую версию названия.
«Золотая осень», 1896
Из-за еврейского происхождения и страшной бедности, в которой жила семья, Левитану приходилось нелегко. Московское училище живописи, ваяния и зодчества время от времени оказывало Исааку и его брату, который учился там же, материальную помощь, а затем и вовсе освободило их от оплаты. При этом звание художника по окончании заведения они не получили — только дипломы учителей рисования.
«Над вечным покоем» (1894)
Преподаватели по-снобски смотрели на виды Останкина и Саввинской слободы, исполненные Левитаном. По их мнению, еврейский мальчик не должен был покушаться на темы коренных русских художников. Между тем, именно Левитан ввел моду на Плес, на волжские просторы, леса и поля.
Из поездки во Францию и Италию Левитан вернулся воодушевленный тем, как работали импрессионисты. Он мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. И все же время от времени его мучила сильнейшая меланхолия. Раз он даже сымитировал попытку самоубийства — стрелялся. Но получилось так неловко, что даже сомнений не возникло — все это был фарс.
Исаак Левитан умер совсем молодым, месяца не дожив до 40-летия. В его мастерской остались десятки неоконченных картин и сотни этюдов.
Источник
Родом из бедной еврейской семьи
У Ильи Абрамовича Левитана, урожденного Эльяшива – еврейское имя, но в России все национальности старались придать своим именам больше русскости, родился сын в 1860 году. Жена Ильи Абрамовича Бася, названная родителями Берта, родила Исаака 18 августа. На тот момент семья жила в Литве, в небольшом и малоизвестном поселке Кибарты близ одноименной железнодорожной станции. Маленький Исаак не был их первенцем, у супругов уже имелось трое детей. Глава семейства получал мало, он репетиторствовал и параллельно работал контролером на станции.
Илья Абрамович занимался самообразованием, он без всяких преподавателей изучил два иностранных европейских языка – немецкий и французский, которые были востребованы в те времена, их он и преподавал затем сам. Безвыходное положение, почти нищенское существование, отсутствие перспектив как у самих супругов Левитан, так и у их детей, сподвигло семью на переезд в старую столицу Российской Империи – Москву.
Юный Исаак Левитан, 1870 год
Образ озера в живописи Левитана
Давайте попробуем поразмышлять, как же в художественных образах Левитана отразилось его душевное состояние и особенности мировоззрения. Здесь нам поможет описание картины Левитана «Лесное озеро» и трактовка символов природы, нашедших свое место в полотне мастера.
Издревле озеро имело свой символический смысл. Оно являлось местом обитания богов, символом надежды на возрождение и восстановление, очищение и исцеления, а также считалось источником жизни и жизненных сил. Потому в период тяжкой болезни этот образ становится отражением душевного настроя Левитана — его надежды на исцеление, восстановление утраченных сил, возрождение ускользающей жизни.
Гладкая как зеркало поверхность воды символизирует покой, созерцание, размышление над мироустройством, о своем месте в жизни и мироздании.
Вода всегда являлась связующей нитью между внешним и внутренним, тайной и реальностью, «внутренним глазом», видящим то, что скрыто глубоко и невидно для окружающих. Стремление постичь тайну русской природы, глубину чувств и переживаний человека как венца природы, самого себя, фальшь души и чистоту помыслов… Все это занимало мысли Левитана. Особенно в последние годы перед смертью.
Некое предвидение смертельного исхода для себя, возможно, тревожило художника. Потому озеро является как нельзя более точным образом в произведениях позднего Левитана, ведь оно — и символ смерти, и разрушения тоже.